Кодекс профессиональной этики МВД

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

Утвержден Распоряжением

МВД Республики Таджикистан
№ 19 спр. от «17» февраля 2017 г.

КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

1. Общие положения
1. Кодекс профессиональной этики сотрудника милиции – это совокупность правил поведения сотрудников милиции, принятый для установления служебного и неслужебного поведения сотрудника милиции (далее – сотрудник), содействия повышению престижа и имиджа работника, доверия граждан органам внутренних дел Республики Таджикистан и обеспечения единой нормы поведения сотрудников.
2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел, которые в соответствии с законодательством республики и других нормативно-правовых актах, занимают важнейшие места.
2. Основные принципы профессиональной этики сотрудников милиции
3. Этика сотрудника милиции основывается на следующих принципах:
— законности – соблюдение необходимых норм и полное выполнение требований Конституции РТ, законов и других нормативно-правовых законодательных актов, международных нормативных правовых актов, которые признаны Таджикистаном;
— соблюдения и защите прав и свобод граждан;
— верности Родине и народу Таджикистана;
— отзывчивости и социальной справедливости;
— прозрачности деятельности – в рамках установленного законодательства открыто представлять населению деятельность сотрудников, кроме деятельности, которая составляет государственную тайну и другие секреты, защищаемые законом;
— толерантности – уважение к богатой культуре современного мира, терпеливое отношение к различным способам общения, поведению, привычкам, чувствам, мнениям, идеям, религии, а также в обращении с уязвимыми группами населения и проявление милосердия к другим уязвимым сегментам населения;
— добросовестности и беспристрастности;
— строгого выполнения служебных задач;
— уважения и оказания помощи;
— единоначалия и его централизованного управления;
— профессионализма и компетентности – овладение конкретными профессиональными знаниями, квалификацией, умением, навыками и практикой, которые в выполнении служебных задач приводят к достижению успеха;
— профессионализма и ответственности – наличие организаторских качеств, инициативы, ответственности, управленческих способностей, лидерских качеств и в установленном порядке в рамках полномочий представлять отчёт непосредственному руководителю об итогах своей деятельности.
4. Настоящий Кодекс основывается на других принципах антикоррупционного законодательства и установленных норм поведения.
З. Правила служебного и неслужебного поведения сотрудника
5. В своей служебной деятельности сотрудник милиции обязан:
— действовать справедливо. При принятии решений и реализации своих полномочий не имеет права предоставлять льготы и привилегии лицу, совершившему правонарушение, в зависимости от национальности, расы, пола, языка, религии, политической позиции, социального статуса, образования и имущества;
— проявлять уважение и терпимость к национальным и культурным традициям и обычаям других этнических и социальных групп, учитывать и способствовать согласию между нациями;
— постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, иметь знания на соответствующем уровне для выполнения служебных задач, владение государственным языком;
— осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках полномочий органа таким образом, чтобы не было сомнений в его профессионализме, работать добросовестно и бескорыстно, не поступать бесчестно, не дискредитировать репутацию и достоинство работника;
— использовать только законные средства и новаторские навыки в службе;
— не совершать коррупционные деяния, при подборе и расстановке кадров в органах внутренних дел, обязан не допускать местничества, кумовства, инициировать назначение на должности кандидатов по личной заинтересованности;
— в отношениях с гражданами, коллегами и представителями других организаций быть вежливым, аккуратным и уважительным;
— в коллективе придерживаться стандартов служебной этики, способствовать установлению рабочих отношений с целью эффективной деятельности государственных органов;
— работая на руководящей должности, быть примером для подражания подчинённым, обеспечить благоприятные условия и здоровую этику в рабочей среде;
— не пытаться получить служебную информацию, которая не входит в его полномочия;
— сохранять конфиденциальность, соблюдать государственную и служебную тайну, не распространять неполную и ложную информацию;
— относиться с уважением к деятельности средств массовой информации в части информирования общества о деятельности органов внутренних дел, оказывать им помощь для получения достоверной информации, предусмотренной законодательством;
— быть независимым от воздействия граждан, социальных групп, независимых профессиональных и общественных организаций, за исключением общественных организаций органов внутренних дел;
— в случае появления конфликта интересов принять меры, предусмотренные законом, для предотвращения последствий частным интересам, имущественным (финансовым), бизнесу и других действий, наносящих ущерб добросовестному выполнению служебных обязательств;
— противодействовать коррупционным действиям и реализовать меры по их пресечению, не допускать получения каких-либо подарков за выполнение задач (обязательств) в материальной форме (деньги и другие вещи) и нематериальных (услуг), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
— представить информацию начальству о попытках того или иного лица склонить сотрудника к совершению коррупционных действий, отказаться от участия в деле, в котором его бескорыстность ставится под сомнение или прямо указывает заинтересованность в совершении незаконных действиях;
— свои служебные обязанности не использовать для влияния на деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой и финансовой формы собственности, должностных лиц, государственных служащих и граждан, не участвовать в рассмотрении вопросов примирения и разрешения разногласий и противоречивых положений, которые не входят в служебные полномочия;
— контролировать свои действия, чувства, при решении служебных задач не допускать использование своего влияния или ненависти, личной дружбы, предвидеть последствия своего поведения и поступков, быть скромным по отношению к коллегам, искренне радоваться успехам своих коллег, содействовать им в выполнении сложных задач, возложенных на них, воздержаться от хвастовства, бахвальства и ненависти, по отношению к женщинам проявлять должное внимание, на службе и в повседневной жизни быть внимательным (вежливым, порядочным) и почтительным;
— сотрудники, которые в результате оперативно-розыскной деятельности изучили криминальный лексикон, не должны использовать этот жаргон в общении с коллегами и гражданами;
— не носить бороду, брить голову, делать татуировки, носить ювелирные изделия, за исключением обручального кольца, смешивать предметы военной одежды с гражданской одеждой, держать руки в карманах. Носить аккуратную и чистую одежду, чтобы быть примером для окружающих;
— при общении с гражданами не допускать: жёсткость, высокомерие, бестактность, незаконные и необоснованные обвинения, шантаж, угрожающие слова и намеки, вступать в споры и действия, влекущие к совершению незаконных поступков (проверка документов без причин);
— эффективно использовать государственные источники и инструменты, (информационные технологии, Интернет, внутренние сети, электронную почту, транспорт, телефон, ксерокс, факсы и другое оборудование, материальные и нематериальные ценности).
6. Сотрудники милиции обязаны:
— быть верными проводимой политике Президента РТ и реализовать её в жизни, своими действиями повышать репутацию и честь государственной власти, защищать интересы государственной и конституционной структуры Республики Таджикистан;
— действовать в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством и органами внутренних дел республики;
— не допускать действий, которые приводят к нарушению прав человека и гражданина;
— направлять свои усилия на эффективную деятельность органов внутренних дел;
— исключить действия, наносящих вред интересам органов внутренних дел;
— своим отношением и поведением способствовать созданию здорового нравственного климата в коллективе;
— противодействовать действиям, наносящим вред эффективной работе государственных органов и должным образом выполнять служебные обязанности, касающихся улучшения работы органов внутренних дел;
— не допускать нарушения профессиональной этики;
— добросовестно, непредвзято и качественно исполнять служебные обязанности, эффективно использовать рабочее время;
— не вмешиваться в предпринимательскую деятельность в интересах отдельных групп и лиц, если иное не предусмотрено законодательством;
— в процессе выполнения возложенных задач по охране общественного порядка, уважать достоинство и честь человека, защищать его права;
— использовать физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие в пределах, предусмотренных законодательством;
— соблюдать права и здоровье задержанных лиц и, в случае необходимости, незамедлительно принять меры по оказанию им медицинской помощи;
— в случае, когда сотрудник является родственником руководителя, подконтролен ему, находится в его подчинении, то он должен отказаться от данной должности;
— руководитель не должен в возглавляемом им подразделении назначать своих близких родственников. Если они были ранее туда назначены, то их должны перевести на другую должность или отстранить от должности;
— не допускать ситуаций, которые могут повлиять на репутацию органов внутренних дел. В случае возникновения такой ситуации необходимо известить непосредственного руководителя;
— не допускать вступление сотрудников в политические и религиозные объединения;
— в служебных и неслужебных отношениях быть вежливым, соблюдать ограничения в курении табака, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
4.Порядок формирования и деятельности Комиссии по профессиональной этике
7. Комиссия по профессиональной этике избирается по распоряжению руководителя органа внутренних дел в составе: Председателя, заместителя, членов комиссии в составе от 5 до 7 человек, в том числе ответственного секретаря. Руководитель органа или его заместитель избирается в качестве председателя Комиссии.
8. Комиссия один раз в два месяца в случае необходимости проводит собрание. Комиссия считается правомочной, когда в собрании участвуют две трети состава. Во время подсчёта голосов, голос Председателя Комиссии считается решающим.
9. До рассмотрения дисциплинарного делопроизводства Комиссией проводятся проверки, включая анализ материалов дела и получение объяснений от определённых лиц.
10. Комиссия проводит проверку случаев нарушений настоящего Кодекса в порядке, установленном для проведения служебного расследования.
5. Задача Комиссии
11. Комиссия в своей работе обязана:
— изучать и представлять предложения по совершенствованию нормативных правовых актов и предложения, регулирующие вопросы этики и конфликт интересов;
— осуществлять контроль выполнения положений настоящего Кодекса органами внутренних дел;
— предоставлять консультации сотрудникам по вопросам, связанным со служебной этикой;
— в органах внутренних дел проводить образовательные и информационные мероприятия;
— для выявления случаев нарушения требований настоящего Кодекса и конфликта интересов, проводить служебные расследования;
— разрабатывать рекомендации для обсуждения на общем собрании личного состава органов внутренних дел. Указание в аттестационном листке сотрудника случаев несоблюдения требований настоящего Кодекса, и учет этого при назначении на другую должность и при перемещениях;
— представлять рекомендации Руководителям органов внутренних дел для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников за нарушение требований настоящего Кодекса.
6. Полномочия Комиссии
12. Комиссия по своим полномочиям обязана:
— планировать и координировать создание образовательных программ в области профессиональной этики;
— обеспечивать органы управления по вопросам этики визуальными средствами;
— получать информацию о нарушениях профессиональной этики и конфликтов интересов сотрудниками и гражданами, и информировать об этом руководителей органов внутренних дел;
— рассматривать материалы о случаях нарушений требований настоящего Кодекса сотрудниками и обжаловать решения Комиссии;
— разъяснять случаи конфликта интересов либо случаев разногласий интересов;
— для реализации своих задач, требовать документы, материалы и информацию от государственных органов, а также от других соответствующих организаций;
— получать устные и письменные объяснения от сотрудника;
— привлекать экспертов и специалистов для дачи заключения.
7. Задачи председателя Комиссии
13. Председатель Комиссии обязан:
— организовать деятельность комиссии, руководить ею;
— определить график заседаний;
— созывать заседание и председательствовать на ней;
— из числа членов комиссии, по вопросам обсуждаемых на собрании, определить докладчика;
— о членах комиссии или о смене его состава давать предложения.
8. Задачи ответственного секретаря Комиссии
14. Ответственный секретарь Комиссии обязан:
— готовить материалы для рассмотрения дисциплинарных дел;
— осуществлять информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение;
— анализировать и составлять информацию о случаях нарушения норм настоящего Кодекса;
— разрабатывать рекомендации по совершенствованию настоящего Кодекса;
— участвовать в обучении сотрудников по соблюдению требований настоящего Кодекса;
— требовать от должностных лиц и других субъектов необходимые материалы и информацию, которые необходимы для проверки;
— привлекать специалистов и экспертов для участия в проверках и составлении заключения;
— представлять на рассмотрение Комиссии предложения по совершенствованию настоящего Кодекса.
9. Контроль
15. Контроль за соблюдением настоящего Кодекса в органах внутренних дел осуществляется Комиссией по профессиональной этике, в соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами.
10. Ответственность за нарушение требований Кодекса профессиональной этики сотрудника милиции
16. Исполнение требований настоящего Кодекса сотрудниками является обязательным, несоблюдение требований настоящего Кодекса влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Таджикистан.
17. Анализ и оценка соответствия стандартам служебной этики во время проведения аттестации, оценки деятельности, участия в конкурсах, переназначении работника на должность, в случае поощрения, присвоения звания и направления в зарубежные командировки, при составлении характеристики и рекомендаций считаются обязательными.
18. Руководство органов внутренних дел на основе рекомендации Комиссии для устранения неуставного поведения подчинённых должен принять следующие меры:
— провести информационную компанию, направленную на распространение определения положений настоящего Кодекса;
— применять дисциплинарные взыскание в порядке, установленном нормативными правовыми отраслевыми актами и законодательством республики;
— принимать другие меры, которые не запрещены нормативными отраслевыми актами законодательства Республики Таджикистан;
— принимать меры по устранению причин и факторов, ставших причиной нарушения этики поведения сотрудников.
19. Когда в действиях сотрудника содержится признаки преступления, административного или дисциплинарного правонарушения, составляет соответствующие материалы и в установленном законодательством порядке направляет в соответствующий орган для привлечения к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Управление кадров и работы с личным составом МВД Республики Таджикистан

05.04.2017 10:49 42446 Кодекс профессиональной этики сотрудников милиции

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России № 870 от 22 июля 2011 г. )

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обязан знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих

9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

10. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МВД России;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и гражданских служащих;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий МВД России;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МВД России;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, федеральных государственных гражданских (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
  • соблюдать установленные в системе МВД России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе МВД России, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Гражданские служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Гражданские служащие в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.

17. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в МВД России, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

20. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в МВД России либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих

24. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении гражданский служащий обязан воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к федеральным органам исполнительной власти, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)

  • 23 декабря 2010, 10:03
  • 3580

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального ДОЛГА , за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Социальная защита 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *