КоАП персональные данные

не действует Редакция от 30.03.1999 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 52-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.03.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Чем интересна статья: вы узнаете, как в связи с ужесточением ответственности за нарушения законодательства в области защиты персональных данных изменился подход Роскомнадзора к проверкам, в т.ч. и в кредитных кооперативах

Расширение ст. 13.11 КоАП РФ до семи составов правонарушений, диктует новые правила и новые рекомендации руководителям кредитных кооперативов, которые помогут пройти проверку Роскомнадзора. Что нужно сделать:

  1. Проверьте на сайте Роскомнадзора попали ли Вы в план проверок на 2017 год.
  2. Проверьте наличие уведомления на обработку персональных данных и актуальность указанных в нем данных. Достаточно зайти на сайт Роскомнадзора и ввести ИНН организации.
  3. Проверьте, не нарушаете ли вы КоАП, ведь с 1 июля 2017 года появятся новые штрафы в сфере персональных данных.

Как было

Статья 13.11 КоАП РФ. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Как стало

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Рекомендации

Осуществлять обработку персональных данных только на законных основаниях, предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъектаперсональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, — влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 15 000 до 75 000 рублей.

Вести обработку персональных данных только при наличии письменного согласии субъекта персональных данных, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ

3. Невыполнение операторомпредусмотренной законодательством РФ в области персональных данныхобязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 700 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 15 000 до 30 000 рублей.

Необходимо разместить на сайте КПК или обеспечить доступ другим образом к документу (в офисе КПК) «Политику оператора в отношении обработки персональных данных»

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данныхобязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 6 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.

Оператор должен выполнять обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных. Разработать соответствующее положение по предоставлению информации на заявления от субъектов персональных данных, касающиеся обработки их персональных данных, шаблоны форм ответов, журнал учета обращений от граждан (субъектов персональных данных).

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 10 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 25 000 до 45 000 рублей.

Оператору необходимо в срок выполнять требования субъекта персональных данных / (его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных) об уточнении его персональных данных, их блокировки или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Разработать соответствующее положение с учетом сроков по выполнению требованния субъекта персональных данных в части их блокировки или уничтожении (в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными), при обработке их персональных данных.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 700 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 10 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 25 000 тысяч до 50 000 рублей.

Оператор при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязан соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных при хранении материальных носителей ПДн и исключающих несанкционированный к ним доступ (для предотвращения их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных). Разработать соответствующее положение об обработке ПДн без использования средств автоматизации, приказ о допуске сотрудников к обработке персональных данных не автоматизированным способом, приказ о местах хранения материальных носителей содержащих ПДн и назначение ответственных за их хранение, обеспечить места хранения (режим ограниченного доступа в эти помещения, в не рабочее время сдача на охранно пожарную сигнализацию (ОПС), запираемые хранилища (бух. шкафы) для хранения в них материальных носителей содержащих ПДн).

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФв области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей.

Оператор (государственный или муниципальный органом), обязан выполнять требования по обезличиванию персональных данных, в КПК или коммерческих организациях — это требование не обязательно и выполняется по мере возможности или по необходимости. Необходимо разработать положение об обезличивании ПДн (с отметкой в левом верхнем углу титульного листа «не используется») и приложить пояснительную записку о невозможности данной процедурой в связи с отсутствием технической возможности (особенность обработки в БД).

Вывод

Необходимо выполнить все рекомендации, что бы у Роскомнадзора не было оснований привлечь кооператив к ответственности по новым составам правонарушений. Не стоит ждать, что повышение штрафов, кардинальным образом изменит отношение к обработке и защите ПДн. Но это заставит КПК и коммерческие организации более внимательно относится к вопросам обработке ПДн. Повышение штрафов, приведет к увеличению количества проверок со стороны РКН, новые составы правонарушений увеличат количество организаций попавших под административную ответственность.

Популярную статью 19.7 КоАП РФ о привлечении юридических лиц к ответственности за не предоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) <…>, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (штраф — 3-5 тысяч рублей) сменит статья 13.11 КоАП РФ с семью составами правонарушений и вполне внушительными штрафами от 15 до 75 тысяч рублей.

Владислав Халяпинаккредитованный преподаватель в области информационной и кадровой безопасности. С 2005 по 2012 г. работал на позициях от главного специалиста до начальника отдела в коммерческих и государственных организациях. С 2013 г. преподаватель курсов по защите персональных данных, построения систем защиты информации. Связаться со мной можно, написав на почту hvv@roxi.ru. Присылайте вопросы, предложения по новым темам они обязательно войду в новые статьи по вопросам обработке ПДн

В ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено требование о локализации персональных данных: при их сборе, в том числе посредством сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на ее территории (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Рассматриваемым законом установлена административная ответственность за невыполнение указанной обязанности. Соответствующими положениями дополнена статья 13.11 КоАП РФ («Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»).

Так, с 2 декабря 2019 года за нарушение требования о локализации персональных данных грозит административный штраф. Для граждан он установлен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.; для юрлиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 млн до 6 млн руб. Повторное совершение данного правонарушения чревато штрафом гораздо большего размера.

Рассматриваемым законом внесен также ряд иных изменений в КоАП. В частности, установлены повышенные размеры административных штрафов за повторное совершение административных правонарушений в области связи и информации, предусмотренных ст. 13.31 КоАП РФ, 13.35 КоАП РФ, 13.36 КоАП РФ, 13.37 КоАП РФ, 13.39 КоАП РФ и 13.40 КоАП РФ.

Часть общего закона серии

Правонарушение

Преднамеренные правонарушения

  • Нападение
  • Аккумулятор
  • Незаконное заключение
  • Умышленное причинение эмоционального стресса
  • Переданное намерение

Правонарушения собственности

  • Нарушение владения
    • земля
    • движимое имущество
  • Преобразование
  • Detinue
  • Replevin
  • Trover

Защиты

  • Допущение риска
  • Сравнительная халатность
  • Соучастие в халатности
  • Согласие
  • Необходимость
  • Срок давности
  • Самозащита
  • Защита других
  • Защита собственности
  • Привилегия продавца

Халатность

  • Обязанности / стандарт заботы
  • Возможная причина
  • Res ipsa loquitur
  • Исчисление халатности
  • Доктрина спасения
  • Обязанность спасти
  • Причинение эмоционального стресса по неосторожности
  • Связанные с трудоустройством
  • Доверие
  • Халатность
    • законный
    • медицинский

Правовая ответственность

  • Ответственность производителя
  • Квази-деликт
  • Сверхопасная деятельность

Неприятность

  • Нарушение общественного порядка
  • Райлендс — Флетчер

Высокопоставленные проступки

  • Клевета
  • Вторжение в частную собственность
  • Вторжение при изоляции
  • Ложный свет
  • Нарушение доверия
  • Злоупотребление процессом
  • Злонамеренное преследование
  • Отчуждение привязанностей
  • Криминальный разговор
  • Соблазнение
  • Нарушение обещания

Экономические правонарушения

  • Мошенничество
  • Вредное вмешательство
  • Заговор
  • Ограничение торговли

Ответственность и средства правовой защиты

  • Последний шанс
  • Череп из яичной скорлупы
  • Субъектная ответственность
  • Volenti non fit injuria
  • Ex turpi causa non oritur actio
  • Нейтральный репортаж
  • Ущерб
  • Судебный запрет
  • Коллизия деликтных законов
  • Солидарная ответственность
  • Сравнительная ответственность
  • Обязательства по доле рынка

Долг перед посетителями

  • Нарушители
  • Лицензиаты
  • Приглашенные
  • Привлекательная неприятность

Другие общее право областей

  • Контракты
  • Уголовное право
  • Свидетельство
  • Свойство
  • Завещания , трасты и поместья

  • Юридический портал

Основная статья: Конфиденциальность

Закон о конфиденциальности относится к законам, которые регулируют, хранят и используют личную информацию , личную медицинскую информацию и финансовую информацию физических лиц, которые могут собираться правительствами, государственными или частными организациями или другими лицами. Он также применяется в коммерческом секторе к таким вещам, как коммерческая тайна и ответственность, которую несут директора, должностные лица и сотрудники при передаче конфиденциальной информации.

Законы о конфиденциальности рассматриваются в контексте прав человека на конфиденциальность или в пределах разумных ожиданий конфиденциальности .

Константин БОНДАРЕНКО, ведущий специалист по пожарной безопасности и охране труда

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

В 1992 году впервые не только в Украине, но и на поприще бывшего СССР был принят Закон об охране труда, определяющий основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и принципы государственной политики в этой сфере, регулирующий отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливающий единый порядок организации охраны труда в стране.

Главной целью охраны труда является создание на каждом рабочем месте безопасных условий труда, безопасной эксплуатации оборудования, уменьшение или полная нейтрализация действия вредных и опасных производственных факторов на организм человека и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Важное место в охране труда занимает именно законодательное регулирование охраны труда.

Основным законом, гарантирующим право граждан на безопасные и здоровые условия труда, является Конституция Украины (ст. 43). Реализация этих прав осуществляется путем выполнения требований, изложенных в законодательных актах по охране труда, а именно в:

— КЗоТ;

— Законе № 1105;

— Законе об охране труда;

— Законе Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII;

— Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII;

— Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XIII;

— Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII;

— Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.95 г. № 39/95-ВР;

— Законе Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95 г. № 255/95-ВР;

— Законе Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Контроль и надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда, по безопасности проведения работ возложены на Государственной комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (далее — Госгорпромнадзор), Положение о которомутверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2006 г. № 1640.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону (ст. 44 Закона об охране труда).

1. Дисциплинарная ответственность регулируется КЗоТ и предусматривает такие виды наказания, как выговор и увольнение (ст. 147).

2. Административная ответственность — это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, заключающаяся в применении к ним штрафных санкций.

Государственный надзор осуществляется путем проведения должностными лицами Госгорпромнадзора плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, по результатам которых составляется соответствующий акт и предписание. При выявлении нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью работников, работы на предприятии или эксплуатация оборудования прекращаются, а должностные лица, допустившие нарушение, привлекаются к административной ответственности путем наложения штрафов.

Должностные лица предприятий могут быть привлечены к административной ответственности за:

— нарушение требований законодательства о труде и охране труда;

— уклонение от участия в переговорах о составлении, изменении или дополнении коллективного договора;

— нарушение или невыполнение коллективного договора;

— непредоставление информации для осуществления коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора;

— невыполнение законодательных требований органов государственного надзора за охраной труда, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Госпожарнадзора, Минтруда;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов по безопасному проведению работ в сферах производства;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывных материалов в сферах производства;

— невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды.

При повторном выявлении нарушений, составляющих угрозу здоровью и жизни работников, материалы проверки направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

Также согласно ст. 23 Закона № 1105 страховые эксперты по охране труда Фонда социального страхования от несчастных случаев имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных этим Законом.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.99 г. № 1109, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих административных территорий (объектов) имеют право выдавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства.

Статья 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда влечет наложение штрафа на виновных лиц в следующих размерах:

— на работников — от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы (ст. 43 Закона об охране труда).

3. Материальной ответственностью предусмотрено возмещение убытков, причиненных предприятиями работникам (или членам их семей), пострадавшим от несчастного случая либо профзаболевания.

Статья 130 КЗоТ предусматривает, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

При этом права и законные интересы работников гарантируются путем установления ответственности только за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, что такой ущерб причинен предприятию, учреждению, организации виновными противоправными действиями (бездействием) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полный размер причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При наличии указанных оснований и условий материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или криминальной ответственности.

На работников не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль и за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно покрыть его полностью или частично. С согласия собственника или уполномоченного им органа работник может передать для покрытия причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Статья 132 КЗоТ предусматривает, что за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность сверх среднего месячного заработка допускается только в случаях, указанных в законодательстве.

Однако ст. 134 КЗоТ предусматривает случаи, на основании которых работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации. Приведем некоторые из них:

— между работником и предприятием, учреждением, организацией согласно ст. 1351 КЗоТ заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

— имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— ущерб нанесен действиями работника, имеющими признаки действий, преследуемых в уголовном порядке;

— ущерб нанесен работником, бывшим в нетрезвом состоянии;

— ущерб нанесен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей;

— ущерб нанесен не при выполнении трудовых обязанностей.

4. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и безопасности труда предусмотрена УКУ.

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью пострадавшего, наказывается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового (ст. 271 УКУ).

Кроме того, УКУ предусмотрена ответственность за нарушение специальных правил безопасности, которые касаются выполнения работ повышенной опасности и требуют квалификации согласно ст. 272 — 275 УКУ.

Ответственность за преступления, предусмотренные ст. 271 — 275 УКУ, наступает независимо от формы собственности предприятия, на котором работает виновное лицо.

Верховный Суд Украины разъяснил сроки, применяемые в диспозиции указанных статей. Понятие «вред здоровью пострадавшего» включает случаи, связанные с нанесением лицу средней тяжести или легких телесных повреждений. Понятие «угроза гибели людей или наступления иных тяжких последствий» следует понимать как изменение в состоянии производственных объектов, в результате которых «возникает реальная опасность для жизни людей или реальная опасность причинения (наступления) ущерба указанным в этих статьях благ». А тяжесть вероятных последствий определяется в зависимости от размера материального ущерба, ценности благ, подвергавшихся угрозе, количества лиц, которые могут пострадать от опасных действий и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *