Князев адвокат

Интервью с Андреем Князевым и Владимиром Китсингом.

«Кризис показал, что специализация топит бизнес»

В двойном интервью LEXPRO Андрей Князев, председатель коллегии «Князев и партнеры», и его коллега, Владимир Китсинг, руководитель Департамента защиты бизнеса «Князев и партнеры», рассказали, почему они не боятся рекламировать юридические услуги в интернете и на ТВ, не хотят строить юридическую фабрику, не ругают «отстающих» сотрудников, а также о том, почему семейный подход лучше «жестких рамок».

Андрей, если посмотреть на вашу биографию, бросается в глаза, что юридическую карьеру вы начали в прокуратуре, но проработали там совсем недолго. Случайность?

Андрей Князев: Да, так получилось. В прокуратуре я просто стажировался: посмотрел, как работает следствие и какие инструменты использует. Как только получил юридический диплом, сразу ушел в адвокаты. Не ищите здесь какой-то особой подоплеки.

Хорошо. Владимир, вы, вероятно, мыслили по-другому?

Владимир Китсинг: Я закончил Саратовскую государственную академию права и сразу пошел работать в ОВД, в отдел расследования экономических преступлений. Мои представления о службе и то, что я увидел, разошлись.

Начальство гнобило?

В.К.: С непосредственным начальством отношения как раз сложились отличные, а вот вышестоящее руководство иногда отдавало противоречащие друг другу и моим принципам распоряжения. А сверхурочная работа и низкий уровень оплаты только ускорили принятие решения об уходе из милиции.

Как вы оказались в коллегии «Князев и партнеры»?

В.К.: С Андреем я познакомился в 2005 году на собрании Адвокатской палаты Москвы, где и получил от него приглашение поработать в коллегии. Сразу приглашение не принял, поскольку хотел работать самостоятельно. Но постепенно пришел к выводу, что работа в команде будет эффективнее, и в 2007 году перешел в «Князев и партнеры».

Обычно в связи с названием крупной юрфирмы в голову сразу приходит ее основная специализация. Условно говоря, «Пепеляев групп» — это налоги, Freshfields — суды и корпоративка и так далее. Какие ассоциации должны приходить на ум, если говорить о «Князев и партнеры»?

А.К.: Качественные юридические услуги владельцам среднего бизнеса, в том числе и как физическим лицам. Несмотря на то что работа с юридическими лицами и защита бизнеса у нас выделены в отдельные направления(«Департамент защиты бизнеса» — Александр Московкин), физическим лицам мы уделяем огромное внимание.

В.К.: Департамент оказывает комплекс юридических услуг для бизнеса, направленных на обеспечение его текущей деятельности. Среди прочих практик выделяется разрешение споров, в частности защита от обвинений в рамках уголовных дел.

Размер наших почасовых ставок, к сожалению, не позволяет совсем небольшим компаниям пользоваться нашими услугами. Поэтому преимущественно среди клиентов коллегии средний бизнес. Но к нам все чаще обращаются и представители крупного бизнеса, в том числе, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Насколько востребован такой формат на рынке?

А.К.: Я никогда не стремился сделать юридический завод или превратить коллегию в крупную юридическую фирму. В Европе основу юридического рынка составляют именно средние юркомпании, которые не имеют четкой специализации. Кроме того, кризис показал, что специализация топит бизнес. Сколько было коллегий, которые были только налоговиками, а сейчас им не с чем работать. У крупных же юркомпаний вообще другой кусок бизнеса. Компании вроде нашей обслуживают малый и средний бизнес, который просто не пойдет в топовые фирмы.

В.К: Узкая специализация в реальности необходима в 20–30% дел. Вне зависимости от репутации крупных фирм, клиент часто ориентируется на другие аспекты в выборе консультанта: сравнивает соотношение клиентоориентированности, качества и стоимости услуг.

Вас устраивает текущий формат организации бизнеса — коллегия адвокатов?

А.К.: Вполне. Я не готов браться за какие-то крупные заказы, выстраивая под них соответствующую команду. Вот глава одной коллегии мне недавно сказал: хочу юридический завод. Ну и что? Было у него 10 адвокатов, стало 50, но, по его же словам, разницы никакой, только мороки больше. А средняя по размеру фирма по определению более поворотлива.

В.К.: Собственником коллегии является Андрей Князев. Но нельзя сказать, что он принимает все решения самостоятельно: он взял на себя всю административную работу и стал скорее неформальным лидером. При этом каждый адвокат имеет собственный пул клиентов и отчисляет определенный процент на развитие фирмы, имея голос в управлении.

То есть вы, например, новых адвокатов не особенно охотно берете?

А.К.: У коллегии сейчас оптимальный размер. Я считаю, что рост должен идти постепенно и изнутри.

В.К.: Мы практически не берем юристов со стороны. У нас работают стажеры, которые получают статус юриста и адвоката коллегии. Большие компании — это фирмы несемейного типа, откуда тебя могут уволить в любой момент. У нас в коллегии такого нет: мы долго берем на работу, но зато практически не выгоняем. При этом то, что человек, которого мы берем, хорош как человек, для нас не менее важно, чем то, что он хорош как юрист.

А.К.: Новый человек — это всегда кадровый риск. Я лучше за аутсорсинг заплачу, чем приглашу даже самого умного, но незнакомого партнера.

И при таком подходе клиенты всегда довольны качеством ваших услуг?

А.К.: Последняя жалоба на нашего адвоката поступала лет 5 назад. Один недовольный клиент за такой срок, я считаю, очень приличный показатель.

Как вы измеряете финансовую эффективность сотрудников?

А.К.: У нас ведется учет оборота по каждому адвокату, но целевых показателей как таковых не существует. В основном я обращаю внимание на то, как человек развивается.

Часто приходится наказывать?

А.К.: Я практически никогда не ругаю и считаю, что адвокат настолько самостоятельное лицо, что нет смысла заниматься муштрой. Конечно, могу пожурить, указать на ошибки, подсказать или перераспределить обязанности. Но думаю, что любой адвокат, который меньше всех зарабатывает, и сам прекрасно понимает, что приносит домой мало денег.

Его личные потребности — другое дело. Но неужели если, скажем, я, работая в вашей коллегии, принесу, к примеру, 100 тысяч рублей в год, вы со мной не расстанетесь?

А.К.: Я буду выяснять, что вам надо, чтобы работать лучше, и еще годик потерплю.

С кем вы конкурируете?

В.К.: В юридическом бизнесе крайне сложно обозначить прямых конкурентов. Наши услуги не лежат на полке рядом с услугами других коллегий, чтобы их можно было сравнить. Я могу назвать юридические фирмы и адвокатские объединения, с которыми мы встречаемся в проектной деятельности: «Аснис и партнеры», «Юстина» и, как ни странно, «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Сколько коллегия «Князев и партнеры» заработала за последний год?

А.К.: Я не готов называть цифры, но по размеру выручки за 2012 год мы вошли в топ-50 по рейтингу Право.ру.

Вы что-то хотели бы поменять в устройстве российского юрбизнеса, или все хорошо, все трудности преодолимы?

А.К.: Все преодолимо, и все разрешимо. Я, честно говоря, доволен тем, как мой бизнес развивается. Юрбизнесу в России всего-то 10–15 лет! У нас сейчас по идее вообще должен быть Дикий Запад! До недавнего времени адвокатов даже в тюрьму не допускали, ездили на «стрелки» с исполнительными листами.

Вам даже адвокатская монополия не нужна?

А.К.: Почему не нужна? Нужна!

А зачем? Все же и так хорошо!

А.К.: А мне это выгодно. И когда другие адвокаты начинают рассуждать, чем это может быть плохо, я считаю, что рассуждать здесь не о чем, так как адвокатам такая монополия выгодна.

Что такое работа в коллегии лично для вас?

А.К.: Я не разделяю жизнь и коллегию. Работа — часть моей жизни.

Вы говорите об этом так, словно работа — часть не только жизни, но и семьи.

А.К.: А я к нашим сотрудникам отношусь по-семейному.

У вас сотрудники между собой часто женятся?

А.К.: Жениться не женятся, а вот встречаться друг с другом, да, бывает.

У «Князев и партнеры» не совсем стандартный для юррынка маркетинг: телепередачи, баннеры в интернете и тому подобные вещи. Он действительно себя окупает?

А.К.: Физлица, для которых юрбизнес ― потемки, обращают внимание на нашу рекламу.

В.К.: Маркетинг департамента отличается от маркетинга коллегии. Мы работаем на рынке ограниченных клиентских ресурсов, поэтому наши действия направлены на конкретные сегменты потенциальных заказчиков. Но, не скрою, известность коллегии всегда играла нам на руку.

А неформальные правила игры вы не нарушаете?

А.К.: Нет. И нормы адвокатской этики тоже.

Но коллеги вас активно критикуют.

А.К.: Всем не угодишь. Люди, которые негативно настроены по отношению к нам, в коллегию и так не обращаются. В любом случае, «Первый канал», где я работал, смотрят все, даже если в этом не признаются.

Но согласитесь, что вполне может возникнуть вопрос к адвокату, снимающемуся в ТВ-передачах: когда вы работать-то успеваете?

В.К.: Несомненно, и на самом деле мы от этого постепенно уходим. Основной целью нашего маркетинга до настоящего времени было сделать бренд коллегии «Князев и партнеры» узнаваемым. И мы считаем, что она достигнута. Если спросить первых попавшихся 10 человек, знают ли они, кто такие «Князев и партнеры», наверное, половина ответит, что что-то такое слышали.

Хорошо, а какой цели вы достигаете сейчас?

А.К.: Следующая цель для нас — переход от общей узнаваемости к узнаваемости продукта, услуги, специализации, чтобы люди могли сказать, что им знакомо не только название компании, но и то, чем она занимается.

Беседовали Александр Московкин и Иван Чурсин.

В настоящее время кризис затронул все сферы деятельности.

В предпринимательской деятельности наблюдается спад во всех областях. Выросли цены абсолютно на все. Как следствие, снизились покупательская способность на товары и услуги: у населения и юридических лиц просто нет свободных денежных ресурсов.

В этой связи во многих организациях просто нечем платить заработную плату работникам.

Получается замкнутый круг:

у производителя/продавца нет денег, потому что его товары/услуги не покупаются, а у покупателя нет денег на покупки, потому что ему не выплатили зарплату (если это гражданин) или покупатель (если это компания) является тем же производителем/продавцом, чьи товары/услуги не покупаются.

Если руководство юридического лица заинтересовано в том, чтобы не испортить деловую репутацию и имидж своей компании, оно должно заблаговременно обеспокоиться тем, чтобы грамотно провести реструктуризацию в компании: изменить организационную структуру компании таким образом, чтобы сохранить ценные кадры.

Сначала, на мой взгляд, следует определить, какие должности, и какое количество штатных единиц можно сократить безболезненно для предприятия. (К примеру, можно сократить должность кассира, включив функции этой должности в обязанности бухгалтера. Либо, вместо пятерых продавцов оставить троих, сократив 2 штатные единицы).

Естественно, сокращение следует проводить в соответствии с требованиями закона.

Если произошло сокращение штатных единиц, оставшихся специалистов можно перевести, в связи с производственной необходимостью, на неполный рабочий день (на срок не более 6-ти месяцев).

Затем необходимо провести «ревизию» кадров в организации: определиться, кто конкретно (пофамильно) из сотрудников является ценными кадрами для компании. Безусловно, должности ценных работников не следует сокращать. Кроме того, им в первую очередь, можно предлагать совмещение/совместительство или «выгодный» перевод, чтобы они не потеряли в заработной плате и не ушли к конкурентам компании.

Не следует забывать такой способ, как предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков (Наверняка, у многих сотрудников накопилось какое-то количество «не отгулянных»; в любом случае, при увольнении, таким сотрудникам необходимо будет выплачивать компенсацию. В таком же случае, можно сэкономить на заработной плате).

Не советую злоупотреблять отпусками без сохранения заработной платы. Следует помнить, что отпуск без содержания по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрен. Такой «отпуск» называется простой и подлежит соответствующей оплате.

Таким образом, приложив соответствующие усилия, можно преодолеть кризис, сохранив ценные кадры в компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *