Классификация экономических преступлений

УДК 343.1

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

© Сергей Александрович ПОТАПОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых основ безопасности государства, e-mail: potapov.1995@yandex.ru

Исследование посвящено проблемам выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений. Переход экономики страны к рыночным отношениям заставляет пересмотреть прежние подходы в теории оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию данных латентных преступлений. Проблемы в оперативном обслуживании экономических объектов разной формы собственности, невозможности их гласной проверки аппаратами экономической безопасности приводят к увеличению объема оперативно-поисковой деятельности сотрудников экономической безопасности по отношению к документированию преступных действий, уже выявленных и разрабатываемых лиц. Увеличение поисковой деятельности, в ущерб оперативной разработке, приводит к снижению раскрываемости данных преступлений. Предлагается создание специальной службы, которая взяла бы на себя задачу осуществления оперативного поиска. При этом данные подразделения могут частично разгрузить основные оперативные подразделения в плане ведения оперативного поиска и дополнительно снабжать их информацией о происходящих значимых криминальных процессах, тем самым, в частности, поставив их под независимый ведомственный контроль.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; проблемы выявления и раскрытия преступлений; оперативный поиск; оперативная разработка; соотношение поиска и разработки; экономическая; налоговая преступность; рыночные отношения.

По данным экспертов, экономические и налоговые преступления характеризуются высокой латентностью, и в сферу официальной статистики их попадает в среднем всего 3-10 % от общего числа подобных преступлений . Доля лиц, совершивших экономические преступления, в числе всех выявленных преступников и того меньше — 1,52,2 %. Осуждаются около 40 % выявленных экономических преступников, а остальные освобождаются от уголовной ответственности по различным основаниям .

Приведенные данные свидетельствуют о низких уровнях регистрации экономических преступлений, выявления экономических преступников и доказывания их деяний, в связи с чем около 60 % выявленных лиц не несут уголовной ответственности.

Согласно оценке исследователей в области экономической деятельности, размер «теневой экономики» в России продолжает оставаться на высоком уровне и измеряется величиной порядка 25-45 % от всего валового внутреннего продукта. В сфере теневой экономики занято около 9 млн человек .

Экономическая преступность причиняет основной материальный ущерб обществу. Если весь ущерб, причиненный всеми совершенными в 2014 г. 2166,4 тыс. преступ-

лениями, исчисляется 349,34 млрд руб., то от указанных преступлений — 107,3 тыс., он составил 194,56 млрд руб., или 56 %. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 61,0 %. Подразделениями ОВД из преступлений экономической направленности, раскрытых всеми правоохранительными органами России, выявлено 96,6 тыс. Их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 90 % .

Экономическая преступность является финансовым фундаментом организованной преступности, коррупции и терроризма.

Рассматриваемые преступления ввиду их латентности выявляются, в основном, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделениями экономической безопасности ОВД.

Исторический анализ формирования теории и практики оперативно-розыскной деятельности в нашей стране показывает, что этот процесс, в основном, происходил в условиях становления и развития в ней «социалистического тоталитаризма». При этом понятие «социалистический тоталитаризм» дополнительно характеризовалось не только единством всепроникающей во все власти,

но и подчинением государству всей собственности страны. За незыблемостью сконструированной государством структуры оно следило, широко используя в управлении административно-командный метод, применяя его во всех процессах, протекающих как в обществе, так и в экономике.

В этот исторический отрезок времени оперативно-розыскная деятельность рассматривалась не как самостоятельное направление работы ОВД, а как мера обеспечения его уголовно-процессуального направления функционирования. При этом оперативные подразделения ОВД, осуществляющие ОРД, обладали сильной административно-правовой функцией, присущей всей административно-командной системе, которая во многом, на наш взгляд, компенсировала оперативно-розыскную деятельность и, может быть, в какой-то мере сдерживала ее развитие. Например, оперативные работники ОВД как представители власти от имени государства имели право проходить на все государственные объекты народного хозяйства, закрепленные за ними к оперативному обслуживанию, получать доступ ко всем технологическим процессам данного производства, а также к документам, отражающим их деятельность. В их компетенции была возможность проводить гласную проверку экономической деятельности предприятий.

В настоящее время страна развивается в условиях рыночной экономики посредством создания многообразия разных форм собственности — частной, государственной, муниципальной и др. При этом государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях, а административно-командный метод постепенно уступает рыночным механизмам управления экономическими процессами.

Для ОВД, в частности, оперативных подразделений экономической безопасности (ЭБ), данный процесс закончился с принятием Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797, на основании которого были приняты федеральные законы от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 и № 294-ФЗ . Указанными федеральными законами были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части предоставления права и установления порядка

изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий.

В целях реализации Федеральных законов МВД России был издан приказ от 8 января 2009 г. № 12, которым были отменены приказы МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 и от 2 августа 2005 г. № 636 , регламентировавшие деятельность милиции в контрольно-проверочной сфере бизнеса.

С отменой вышеуказанной правовой базы подразделения ЭБ и налоговых преступлений (НП) утратили право гласно проводить проверки на объектах экономической деятельности. В настоящее время оперативные сотрудники данных служб не имеют права гласно получать доступ к технологическим процессам этих предприятий, а также к документам, отражающим их деятельность. При этом у них сохранилось право проводить данную работу путем осуществления негласной оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в этой ситуации мы наблюдаем процесс вытеснения оперативных подразделений ЭБ с экономических объектов их обслуживания. Это заставляет их, в свою очередь, отслеживать их деятельность по большей части не с самого объекта, а изучать его внешнюю экономическую деятельность, т. е. применять в своей работе проблемно-поисковый принцип обслуживания. В итоге, это значительно увеличивает объем разведывательно-поисковой работы оперативных подразделений и вынуждает переходить их на сравнительно новые и более дорогие методы получения информации, в частности и через создание легендированных экономических предприятий.

Как итог, проблемы в оперативном обслуживании объектов приводят к увеличению объема оперативного поиска по отношению к разработке и снижают раскрываемость преступлений.

Так, по статистическим данным МВД России, число регистрируемых экономических преступлений, начиная с 2008 г., неуклонно сокращается с 448,8 тыс. до 107,3 тыс. преступлений в 2014 г., что составляет 76 %. Только за 2014 г., в сравнении с 2013 г., их количество уменьшилось на 24 % .

Для более ясного понимания этих процессов рассмотрим основные направления деятельности оперативных работников по раскрытию преступлений: создание и обес-

печение работы поисковой системы на объектах обслуживания; осуществление проверки первичной оперативной информации, полученной в ходе обслуживания поисковой системы объектов; ведение оперативной разработки по информации, подтвердившейся в ходе проведения проверочных мероприятий.

Два первых направления деятельности осуществляются в рамках оперативного поиска, третье — в рамках оперативной разработки.

Вся вышеуказанная работа, т. е. и оперативный поиск, и оперативная разработка, осуществляется одним оперативным работником одновременно. Если рассматривать деятельность конкретных субъектов ОРД ОВД, то их соотношение будет разным (табл. 1).

Например, сотрудник подразделения уголовного розыска (УР) большее время своей работы находится в оперативной разработке, что подтверждается данными статистики. Так, за 2008 г. нагрузка на одного оперативного сотрудника УР составила 27,8 дела. Это связано с тем, что общеуголовные преступления, над раскрытием которых он работает, являются в основном низколатентными, и в отношении их следователь сразу же возбуждает уголовное дело, а сотрудник УР обеспечивает его оперативно-розыскное сопровождение в рамках оперативной разработки.

Кроме этого, качественные показатели его работы также заставляют его уделять больше времени оперативной разработке в ущерб создания и обеспечения работы поисковой системы и проверке первичной оперативной информации, полученной в ходе ее обслуживания.

На основании вышесказанного можно понять позицию Г.К. Москвина, что такая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-тактическая форма ОРД, как выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, т. е. оперативный поиск, характерна только первому этапу развития теории ОРД ОВД, а в дальнейшем она «изжила себя» . И, действительно, организация и тактика проведения оперативного поиска аппаратами УР на практике почти «изжила себя», т. к. оперативные сотрудники УР основное время в своей деятельности уделяют разработке раскрытия неочевидных преступлений.

Нагрузка на одного оперативного сотрудника подразделений ЭБ составляла в том же 2008 г. 12,3 дела, сотрудника НП — 2,2.

Данные цифры указывают на то, что экономические преступления и преступления, совершенные организованной преступностью, являются латентными и раскрываются вышеуказанными сотрудниками в основном по схеме «от лица к преступлению». Они подтверждают и тот факт, что большее время своей работы ими отводится на проведение оперативного поиска криминально значимой информации о вышеуказанных преступлениях.

Это согласуется и с данными экспертов, по которым латентность экономических преступлений все время повышается, и в сферу официальной статистики попадает в среднем всего 3-10 % от общего числа подобных преступлений . То же можно сказать и про налоговые преступления, выявление которых составляет не более 5 % от реально совершенных уголовно наказуемых фактов нарушения налогового законодательства .

Таблица 1

Соотношение видов деятельности сотрудников уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и налоговых преступлений

УР ОП ОР

ЭБ ОП ОР

НП ОП ОР

Примечание: оперативный поиск (ОП); оперативная разработка (ОР).

Осложнение ситуации с обслуживанием по организации и проведению на них опера-объектов экономической деятельности до- тивного поиска, что, конечно, влияет на ка-полнительно приводит к увеличению работы чество оперативных разработок и, как итог,

на количество возбужденных по ним уголовных дел, т. к. одновременно проводятся одним и тем же оперативным сотрудником.

В 1990-е гг. при изучении положительного опыта работы оперативных подразделений ОВД было отмечено, что в одном из них его руководитель, интуитивно понимая данную проблему, разделил ведение оперативно-поисковой работы и оперативные разработки. Одна часть его личного состава занималась поиском значимой информации, вторая по этим полученным данным проводила оперативную разработку.

В то время оперативным работникам хватало времени одновременно осуществлять уголовно-процессуальную и административно-правовую функции, обеспечивая их при этом оперативно-розыскными мерами, и главными факторами их разделения были личные качества, необходимые сотруднику в данной работе, которые трудно совместить в одном человеке. Так, для ведения поиска от него требуется проявление таких качеств личности, как коммуникабельность, определенные актерские способности, умение влиять на людей и т. д., а для ведения оперативной разработки, которая по содержанию более соответствует следственной работе, -усидчивость, педантичность, скрупулезность, являющиеся полной противоположностью первым.

В поисковой работе кроме определенных знаний сотруднику также необходимо наличие организаторских способностей, большого жизненного опыта, волевых качеств, авторитета, т. е. тех данных, которые приходят к человеку с возрастом.

Кроме всего этого, поисковая работа требует от сотрудников постоянной, ритмичной, динамичной работы. Чего трудно достичь, одновременно ведя поисковую работу и оперативную разработку по разным материалам. Осуществляя разработку, оперативный сотрудник обычно приостанавливает, а иногда и полностью прекращает поиск, задавая в нем рваный, прерывистый ритм работы. Здесь он уделяет больше времени той деятельности, которая является критерием оценки его работы. Поэтому чем она «серьезнее» и «перспективнее», тем больше времени по отношению ко всей остальной работе занимает в ущерб, конечно, его поисковой деятельности.

Современная поисковая деятельность оперативных сотрудников, кроме вышеуказанных, имеет еще ряд больших недостатков:

— она приспособлена для сбора тактической информации на ограниченном пространстве — объекте обслуживания;

— осуществляется только одним сотрудником;

— дает ему возможность манипулировать информацией, полученной от поисковой системы, либо полностью ее укрывать от регистрации.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

В настоящее время поисковая деятельность оперативных сотрудников приспособлена только для сбора тактической информации на ограниченном пространстве, расположенном в границах объекта обслуживания. Ранее, при административно-командной системе управления, эти границы были жестко обозначены либо местом проживания — пропиской, либо местом работы. В современных условиях они размываются, т. е. фигурант может постоянно менять как место жительства, или при этом одновременно проживать в разных местах, так и открывать в разных местах филиалы своего предприятия, переводя в них, в зависимости от ситуации и экономической выгоды, свою основную производственную деятельность. Тем самым уходя от возможностей слежения за ним данной поисковой системы.

Конспирация, которая необходима в данной работе, оставляет оперативника одного в этой деятельности, не считая, конечно, непосредственного начальника, осуществляющего контроль. И здесь возможны следующие варианты: либо оперативная информация о криминальных процессах здесь имеется, либо она полностью отсутствует. Омоложение оперативного состава, конечно, не способствует этому. Так, по данным 2006 г. почти половина (45,7 %) личного состава имели стаж работы в ОВД менее трех лет, 26,6 % — 4-5 лет, 6,5 % — 5-10 лет, 8,5 % -10-15 лет, 9,6 % — 15-20 лет, 1,1 % — свыше 20 лет . То есть 72,3 % личного состава ОВД имели стаж практической работы менее 5 лет. Кроме этого, в ней наблюдается большая текучесть кадров, что не способствует созданию стабильной поисковой системы на объектах обслуживания.

Практика оперативно-розыскной деятельности показывает, что руководителями оперативных подразделений среднего звена как УР, так и ЭБ, все чаще становятся сотрудники, имеющие опыт практической работы не более 3 лет.

Если сотрудник УР эту проблему (получения и проверки информации) частично может решить с помощью следователя, который, отрабатывая версии по уголовному делу, может вынести постановление, помогающее ему проникнуть с ним на любой объект и вскрыть при этом любой вид тайны, то в борьбе с экономическими преступлениям и организованной преступностью здесь возникают большие трудности.

Кроме этого, современная организация проведения поисковой работы позволяет оперативному сотруднику манипулировать информацией, полученной им от его поисковой системы, либо полностью ее укрывать от регистрации. Для того чтобы понять данный недостаток, проследим порядок прохождения оперативной информации, полученной сотрудником в ходе обслуживания созданной им поисковой системы. Полученная от нее информация необходимым образом оформляется и докладывается руководству. Так как она обычно освещает криминальные события, предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию данного сотрудника, то ему же она им и отписывается для проведения по ней проверочных мероприятий. Если в данное время сотрудник полностью загружен работой, то увеличение новой, содержащей определенные сроки для ее проверки, крайне для него нежелательно, что заставляет его управлять этим процессом, подавая дозировано в регистрацию, либо полностью ее укрывать. Проверить данные факты, допущенные в этой работе оперативным сотрудником, действующим в условиях строгой конспирации, практически невозможно. Эти происходящие в поисковой деятельности процессы искажают общее представление о состоянии оперативной обстановки на данных объектах обслуживания и выше.

Данные проблемы, на наш взгляд, можно решить путем создания специальной службы, которая взяла бы на себя задачу осуществления оперативного поиска. При этом возможны два варианта. Эта служба частично разгружает основные оперативные подразделения в плане ведения оперативного поиска и дополнительно снабжает их информацией о

происходящих значимых криминальных процессах, тем самым, в частности, ставит их под независимый ведомственный контроль, либо она полностью берет на себя функцию по ведению оперативного поиска, тем самым разграничивая компетенцию оперативных сотрудников, оставив в их ведении только осуществление оперативной разработки. При этом специальными, преимущественно негласными, подразделениями проводить оперативный поиск и отдельно, гласными подразделениями, осуществлять оперативную разработку.

Изучение зарубежного опыта показывает, что отличие в работе наших оперативных подразделений от подразделения криминальной полиции зарубежных стран, в частности США, заключается в том, что у нас разведывательно-поисковая деятельность оперативных сотрудников по выявлению информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес и ее реализация совмещена. В США уже в 1960-1970-е гг. в составе полицейских управлений стали создаваться т. н. разведывательные подразделения (отделы, отделения, группы), в задачу которых входило независимое обеспечение оперативной информацией как руководство системы управления полицией, так и ее оперативных подразделений. Разведывательные подразделения как структурные звенья в настоящее время существуют во всех городских департаментах (управлениях) полиции. Причем штатная их численность бывает довольно значительной. Например, вся служба полицейской разведки несколько лет назад насчитывала около 9 тыс. оперативных сотрудников .

Организация деятельности оперативных подразделений в нашей стране эффективно действовала в прежних экономических условиях, в современных рыночных отношениях она дает сбои. Кроме этого, она, безусловно, является экономичной, но сильно зависимой от личности оперативного сотрудника, т. е. субъективного фактора. В настоящих условиях, на наш взгляд, необходимо создать такую систему организации данной работы, которая была бы рассчитана на «среднего» сотрудника, свела к минимуму влияние личностного фактора. Кроме этого, организация профессиональной работы по созданию современных поисковых систем сбора, обработки, проверки и накоплению криминальной информации давно требует отдельного научного изучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Серебрякова В.А. Преступность и реформы России. М., 1999.

3. Бабаев М.М. . Прогноз криминологической ситуации на территории Российской Федерации. М., 2005.

5. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также налоговых проверок (с изменениями и дополнениями от 7.02.2011 г.): федеральный закон от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6248.

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (с изменениями и дополнениями от 31.12.2014 г.): федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Доступ с информационно-правового портала «Кон-сультантПлюс».

8. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России: приказ МВД России от 8.01.2009 г. № 12. Доступ с информационно-правового портала «Гарант».

9. Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: приказ МВД России от 16.03.2004 г. № 177. Доступ с информационно-правового портала «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и

ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности: приказ МВД России от 02.08.2005 г. № 636. Доступ с информационно-правового портала «КонсультантПлюс».

13. Серебрякова В.А. Преступность и реформы России. М., 1999.

15. Гирько С.И. Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития. М., 2006.

16. Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно-розыскная деятельность. М., 1995.

1. Serebryakova V.A. Prestupnost’ i reformy Rossii. M., 1999.

3. Babaev M.M. . Prognoz kriminologi-cheskoy situatsii na territorii Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.

Rossii ot 02.08.2005 g. № 636. Dostup s informatsionno-pravovogo portala «Konsul’tant-Plyus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Serebryakova V.A. Prestupnost’ i reformy Rossii. M., 1999.

15. Gir’ko S.I. Kriminologicheskaya obstanovka v Rossiyskoy Federatsii i prognoz ee razvitiya. M., 2006.

16. Smirnov M.P. Politsiya zarubezhnykh stran i ee operativno-rozysknaya deyatel’nost’. M., 1995.

nocTynnna b pega^Hro 6.02.2015 r.

UDC 343.1

PROBLEMS AND REVELATIONS OF ECONOMIC AND TAXING CRIMES

Понятие экономического правонарушения и его отличительные черты

Определение 1

Правонарушение в экономике – виновное противоправное действие субъекта экономической деятельности, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении законодательства.

Правонарушения в сфере экономики связаны с причинением вреда порядку осуществления экономической деятельности, принятому в государстве. Данный порядок регулируется отельными отраслями права, такими, как банковское, финансовое, налоговое и тому подобное.

Замечание 1

Правонарушением деяние, противоречащее принятому порядку ведения экономической деятельности, будет являться в случае его деликтелизации.

Признаки административного деликта в сфере экономики:

  • является общественно опасным, способно нанести вред экономическим отношениям, способу осуществления экономической деятельности;
  • виновный характер;
  • совершается лицом, способным нести ответственность за правонарушение;
  • относительно распространено, не является единичным явлением;
  • затраты, понесенные на выявление данных деликтов, не должны превышать причиняемый ими вред;
  • состав правонарушения указан в законодательном акте.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правонарушения в экономике 420 руб.
  • Реферат Правонарушения в экономике 270 руб.
  • Контрольная работа Правонарушения в экономике 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цель деликтелизации отдельных деяний в сфере экономической деятельности: обеспечение условий развития предпринимательской деятельности; охрана законных интересов государства и всех субъектов экономической деятельности.

Объект деликта сфере экономики – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. При этом противоправное поведение субъектов должно быть четко обозначено в законодательстве.

Объективная сторона деликта может быть выражена как в противоправном действии, так и в бездействии.

Замечание 2

Государственная политика, направленная на предотвращение правонарушений в экономике и борьбу с их проявлениями, должна быть сбалансирована. Ужесточение ответственности за правонарушения в экономике могут приводить к снижению предпринимательской активности.

Виды правонарушений в экономике

Анализ административного законодательства, регулирующего деятельность в сфере экономики, позволяет выделить следующие группы правонарушений: посягательства на собственность;

  • в сфере предпринимательской деятельности;
  • связанные с деятельностью рынка ценных бумаг, финансовой сферой, налогообложением;
  • нарушающие законодательство о противодействии незаконно полученных доходов и финансированию терроризма;
  • нарушение правил таможенного обращения.

Составы правонарушений, связанные с посягательством на собственность, содержит глава 7 КоАП РФ. Объектом правонарушения выступает государственная и муниципальная собственность, частная собственность. Охране подлежат как имущественные, так и неимущественные права, в частности авторское право.

В главе 14 КоАП РФ содержатся составы административных деликтов в сфере предпринимательской деятельности. Субъектами этого вида правонарушений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие установленные государством правила предпринимательской деятельности. Если субъектом деликта является юридическое лицо, то виновным оно будет признано только в том случае, если будет доказано, что им не была использована имеющаяся возможность избежать правонарушения.

Большое значение для стабильности экономической деятельности имеет соблюдение законодательства в сфере финансов, налогообложения и деятельности рынка ценных бумаг. К административным деликтам в данной сфере относятся нарушение правил, установленных Центральным Банком РФ, как главным регулятором в сфере денежного обращения, деятельности финансовых рынков. Отдельную группу составляют правонарушения, связанные с неисполнением законодательства о налогах и сборах, в сфере осуществления налогового контроля.

УДК 330.101.542

А. В. Галянин

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье исследуются основные формы экономической преступности и некоторые характерные их особенности, прослеживается, как они влияют на организацию преступного мира.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, формы преступного бизнеса.

A. V. Galyanin

CLASSIFICATION OF ECONOMIC CRIME BASIC FORMS

The key words: economic crime, economic security, forms of criminal business.

Российская экономика как социальный институт в условиях перехода к рыночным отношениям выступает в качестве приоритетного объекта государственно-правового регулирования. Это обусловлено тем, что национальные интересы России в области экономики, как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, являются определяющими, ключевыми. В связи с этим особую тревогу вызывает рост преступлений экономической направленности. Масштабы экономической преступности, ее распространенность, усилившаяся криминальная экспансия в экономику относятся к числу наиболее острых проблем в жизни общества и государства. Угрожая стабильности экономических институтов, экономическая преступность превратилась в один из главных источников деструктивного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны. В конечном итоге она девальвирует идею реализации в стране рыночных преобразований, становится серьезной угрозой государственности в целом и экономической безопасности в частности.

Кризисные явления в экономике предопределили наращивание в обществе криминального потенциала, способствовали широкому распространению новых преступных форм поведения субъектов экономических отношений. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост регистрированной преступности в сфере экономики составляет 12,5%. Каждое четвертое регистрируемое экономическое преступление относится к числу тяжких, при этом наблюдается постоянное увеличение их доли. Учитывая высокую латентность таких криминальных проявлений, их реальные масштабы и темпы роста значительно выше. К настоящему времени сформировался значительный (по оценкам экспертов, до 20% трудоспособного населения) социальный слой, состоящий из предпринимателей, активно включенных в криминальное или предкриминальное экономическое поведение. Криминологический прогноз экономической преступности дает основание сделать вывод о том, что темпы ее роста будут не только сохраняться, но и повышаться.

В этих условиях эффективная защита отношений, складывающихся в экономике, в том числе и средствами уголовно-правового и криминологического воздействия, может быть достигнута только на основе сфор-

мулированных научно обоснованных рекомендаций, при условии всестороннего и полного анализа тенденции развития общественных отношений в сфере экономики, познания их глубинных внутренних взаимосвязей, предвидения социальных результатов, разработки механизма его реализации. Успешная эволюция экономических преобразований в обществе во многом зависит от того, как будет совершенствоваться механизм уголовно-правового воздействия на экономическую преступность, реализуемого в рамках разработанной уголовно-правовой политики с определением конкретных ближайших и отдаленных целей. В качестве первоочередных выступают проблемы системного значения, охватывающие комплекс уголовно-правовых и криминологических средств, оказывающих влияние на отношения в сфере экономики.

Многообразие уголовно наказуемых деяний, относимых к экономическим преступлениям, предполагает в качестве первого шага по анализу составление их классификации. В специальной литературе используются различные ее варианты. Преступления группируются либо по законодательному основанию, т.е. по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

Одну из первых классификаций экономических преступлений в мире предложил в конце 1970-х гг. Институт ООН Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (11ЫАРЕ1), который включил в нее нарушения законов, направленных на совершенствование рыночной экономики и регулирующих рыночную экономику, нарушения финансового и налогового законодательства, коррупцию.

Экспертами Совета Европы одобрена схема, которая включает в себя следующие составы:

— монопольные преступления;

— мошенничества (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей);

— цифровые махинации;

— фиктивные организации;

— фальсификации бухгалтерских документов;

— нарушения эргономических требований и стандартов;

— умышленную неточность в описании товаров;

— нечестную конкуренцию;

— финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов; таможенные нарушения;

— валютные махинации;

— биржевые и банковские нарушения;

— нарушения, наносящие вред окружающей среде;

— «отмывание» преступно нажитых денег и собственности.

Клинард и Куини в структуре экономической преступности выделяют преступность по роду занятости и преступность корпораций. Более подробно классификация предствалена на рис. 1 .

Рис. 1. Классификация экономической преступности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессором Кайзером предложена следующая классификация экономических преступлений:

1. Преступления против банковской и акционерной системы обмена; против кредитной системы; системы страхования и свободы конкуренции, включая злоупотребления доверием и ложные банкротства, нарушения авторских прав и прав маркировки.

2. Уклонение от уплаты налогов, таможенные преступления , мошенничество с субсидиями, вымогательство, взятки.

3. Нарушение законодательства об охране труда, преступления против потребителей, преступления против окружающей среды.

4. Прочие мошенничества и спекуляции.

Рассмотрим экономические преступления, составляющие основу экономической преступности в большинстве стран. Они объединяются в следующие основные группы в зависимости от объекта посягательства:

1. Финансовые преступления.

2. Преступления, посягающие на правила конкуренции.

3. Преступления, посягающие на права потребителей.

4. Преступления, посягающие на порядок государственного регулирования экономики.

5. Компьютерные преступления.

6. Преступления, связанные с незаконной эксплуатацией природной среды.

7. Преступления, связанные с умышленным нарушением правил техники безопасности, наносящие ущерб наемным работникам.

Далее рассмотрим основные формы экономической преступности и некоторые характерные особенности их функционирования, прослеживая, как они влияют на организацию преступного мира.

1. Деятельность на черных рынках как форма преступного бизнеса. Функционирование организованной преступности во многом основано на продаже запрещенных товаров и услуг (в основном потребительского назначения). Сюда относятся наркобизнес, проституция, гемблинг, порнобизнес, контрабанда и т.д. Кроме того, на черном рынке могут циркулировать обычные товары и услуги: золото, талоны и купоны в военное время, ссуды, театральные билеты в Нью-Йорке и др.

В одних случаях (при гемблинге) потребление предоставляемых мафией товаров запрещено всем потребителям; в других (покупка доставленных контрабандой сигарет) часть потребителей действуют на законных основаниях, а часть (несовершеннолетние) — нет. В некоторых случаях причиной нелегальности производства является нежелание платить налог; в иных — высокая цена трансакций; в третьих — высокие расходы на соблюдение техники безопасности.

Одни черные рынки имеют тенденцию быть «организованными», другие — нет. Есть черные рынки, где обе стороны, участвующие в трансакции, знают, что сделка незаконна; существуют и такие рынки, где о незаконности сделки знает только одна сторона, в то время как другая не знает, по каким каналам (легальным или нелегальным) был доставлен товар.

2. Рэкет как форма преступного бизнеса. Рэкет включает две разновидности бизнеса, основанные на запугивании, — вымогательство и криминальную монополию.

Вымогательство означает эксплуатацию чьего-либо бизнеса, которому угрожают криминальным насилием или криминальной конкуренцией. Этот «защитный» рэкет живет за счет своих жертв, позволяя им работать при условии выплаты дани криминальным структурам.

Криминальная монополия есть использование криминальных средств для ликвидации конкуренции (уничтожения или запугивания конкурентов). Следует видеть разницу между обычными легальными фирмами, использующими иногда методы «нечестной конкуренции», и собственно «рэкет-фирмами», чья высокоприбыльная монополия основана исключительно на использовании криминального насилия. Именно последние Т. Шеллинг и называет «криминальной монополией».

Довольно трудно разграничить вымогательство, которое, как паразит, эксплуатирует процветающего предпринимателя, и криминальную монополию, которая предполагает ликвидацию конкурентов. Во-первых, у них одинаковые способы принуждения. Во-вторых, вымогательство само по себе может быть использовано, чтобы обеспечить монопольную привилегию. Вместо того чтобы брать дань в деньгах, жертву рэкета могут заставить, например, подписать контракт на покупку у «рэкет-фирмы» пива или стирку белья по завышенным расценкам.

Вымогательство может быть как организованным, так и неорганизованным; есть хулиганы и мелкие шантажисты , чей бизнес локален. Но во многих случаях вымогательство само должно быть монополизированным. Жертв рэкета надо оберегать от других вымогате-

лей. Например, принадлежащая гангстерам фирма -прачечная-монополист, которая может перейти в отношении несговорчивых клиентов от угроз к нанесению им ущерба. Возможно, она должна уничтожать не только конкурирующие с ней обычные прачечные, но также другие «рэкет-фирмы», посягающие на тех же жертв.

3. Монополизм на криминальном черном рынке. Преуспевающий делец черного рынка получает защиту от конкуренции (подобно тому, как протекционистский тариф оберегает национальную промышленность) автоматически, при помощи самого закона. «Закон дает своего рода привилегию тем, кто желает нарушить закон» , -формулирует парадокс Т. Шеллинг. Однако есть разница между «защищенным бизнесом» и «монополизированным бизнесом»: например, подпольные акушеры защищены от конкуренции законами, запрещающими аборты, но этот вид деятельности слабо подвержен монополизации; напротив, гемблинг и проституция чаще всего являются организованными монополиями (локально, если не регионально). Итак, подпольные аборты — предмет потребления на черном рынке, но не монополия черного рынка; профсоюзный рэкет — локальная монополия, не связанная с черным рынком; наркобизнес имеет оба признака — наблюдается монополизация нелегальных пред -метов потребления.

4. Использование услуг организованной преступности при создании картелей в легальной экономике. Любопытным случаем является «тайный сговор» в легальной экономике, который ведет к негласной фиксации цен и достигается при помощи криминальных действий. Когда в отрасли невозможно пресечение конкуренции путем легального соглашения о ценах и зарплате, то

для осуществления тайного соглашения нанимают бандитов. Если правительство разрешит подобные соглашения, исчезнет необходимость поддерживать дисциплину криминальными методами. Такими криминальными методами может поддерживаться дисциплина в профсоюзах; если закон разрешит создание закрытого профсоюза, криминальные методы становятся ненужными.

5. Использование обмана в деятельности организованной преступности. Любой обман покупателей, поставщиков, сборщиков налогов отличается от прямой кражи тем, что жертва не подозревает о нанесении ей ущерба. Этот вид бесчестного бизнеса и организованная преступность связаны лишь тем, что преступники испытывают нужду в легальном бизнесе, где они мог-

ли бы прибегать к обману. Им, в частности, может быть нужна так называемая крыша, чтобы маскировать нелегальные доходы. Они могут испытывать желание «делать деньги» в законном бизнесе; в силу криминальных наклонностей преступники склонны заниматься такими видами бизнеса, где есть возможность обманывать.

6. Использование организованной преступностью криминальных услуг. Хотя эти услуги образуют инфраструктуру преступного мира, они принципиально не отличаются от легально оказываемых услуг: налоговый юрист может помогать преступать закон организаторам гемблинга и сохранять клиентуру в легальном бизнесе.

7. Коррумпирование организованной преступностью полиции и политиков. Как и многие представители легального бизнеса, которые коррумпируют законодательную власть и должностных лиц, преступные организации могут действовать так же и становиться в этом отношении чем-то вроде лобби. Организаторы гем-блинга заинтересованы в антигемблинговых законах, как, например, производители текстиля — в протекционистских тарифах. Но организованная преступность сильнее, чем легальные бизнесмены, нуждается в коррумпировании полиции и политиков и обладает для этого большими возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, экономическая преступность — это совокупность предусмотренных уголовным законом умышленных (неосторожных) преступлений, посягаю —

Основные

формы экономической преступности

Г с N Г ^ N /

Деятель- Использо- Рэкет как Использо- Использо- Коррум- Монопо-

нос ть на вание ус- форма вание об- вание ор- пирование лизм

черных луг орга- преступ- мана в дея- ганиз о- организо- на крими —

рынках низован- но го тельности ванной ванной нальном

как форма ной пре- бизнеса организо- преступ- преступ- черном

пре ступ- ступности ванной ностью ностью по — рынке

ного биз- при созда- преступ- крими- лиции и

нес а нии карте — ности нальных политиков

V лей услуг V

Вымога -тельство

Рис. 2. Основные формы экономической преступности

щих на общественные отношения в сфере экономики, подрывающих ее основы и причиняющих или создающих угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, общества или государства. Существует большое многообразие видов экономической преступности, объединенных в границах преступности в сфере экономической деятельности, сфере предпринимательства (рис. 2).

Повышенное общественное внимание к преступности в сфере экономики обусловлено ее уровнем, масштабами, темпами роста и характером последствий. Преступления в сфере экономики — это самые распространенные и интенсивно растущие в современном мире преступления. Эти посягательства не только наносят обществу неизмеримой глубины экономический урон, но и причиняют социально-политический, организационный, моральный и иные виды материального и нематериального вреда. Обеспечение экономической безопасности граждан, общества и государства путем решительной и бескомпромиссной борьбы с различными формами посягательств в сфере экономики —

задача, эффективное решение которой невозможно без соответствующих теоретических воззрений относительно предупреждения экономической преступности.

Особое внимание обращает на себя исключительно изменчивый характер этих преступлений. Экономические преступления — наиболее подвижный и исторически меняющийся род преступлений. Изменение криминогенных проявлений в сфере экономики вызывает необходимость совершенствования уголовно-правового регулирования. Потребности правового обеспечения трансформирующихся экономических отношений также ставят перед наукой задачу разработки теории об основании и действии уголовно-правового запрета в сфере экономики.

1. Теневая экономика и экономическая преступность: электронный учебник. URL: http://www.osi.ru.

УДК 330.101.542 А.В. Галянин

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К АНААИЗУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье предпринят компаративистский анализ подходов к категории «экономическая преступность». Обоснованно достаточно новое и плодотворно развивающееся направление экономической науки — институциональное, которое базируется на определенных методологических принципах. Представлено собственное понимание дефиниции «экономическая преступность», определены ее виды, признаки.

Ключевые слова: экономическая преступность, системный анализ, взаимосвязь наследственности, изменчивости, инерционности и инновационности, теневая экономика, оппортунистическое действие, случайные, регулярные и постоянные виды экономической преступности, корыстный интерес, вмененная рациональность.

A.V. Galyanin

COMPARATIVE ANALYSIS OF ECONOMIC CRIME

В настоящее время не существует общепринятого понятия экономической преступности, поэтому рассмотрим данную категорию с позиций ее сущности, которая отражает то, что отличает данное явление от всего окружающего мира. Представляется возможным начать анализ экономической преступности с генезиса существующих подходов, применяемого категориального аппарата, принципов анализа экономической преступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классический подход к рассмотрению преступления вообще возник в эпоху Просвещения. И. Бентам утверждал, что решения людей вести преступную деятельность мотивированы тем, что удовольствие от преступления должно быть выше потенциальных потерь в слу-

чае наказания за свои преступления . По мнению ученого, преступление можно эффективно сдерживать, если наказание последует быстро и пропорционально нанесенному вреду. Наказания, удовлетворяющие этим критериям, впредь будут сдерживать нарушителей от повторных преступлений и будут содействовать другим, быть законопослушными. К началу ХХ в. утвердилась позитивистская точка зрения, что преступники отличны по важным направлениям, к примеру в социализации.

В конце 1960-х гг. экономист, будущий лауреат Нобелевской премии Г.С. Беккер подверг сомнению позитивистские взгляды на преступление. Разработанная им методология изучения преступлений и наказаний — это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *