ККТ или ККМ

Кто получил отсрочку

Законодательством предусмотрен поэтапный переход к новому режиму работы. Некоторые бизнесмены обязаны применять ККТ с прямой передачей данных с 2017 года, другие – с 1 июля 2018 года, а отдельным категориям разрешено работать без применения онлайн кассы до июля 2019 года:

  1. Работать пока по старому режиму имеют право юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность в рамках системы налогообложения в виде единого налога (ЕНВД). При работе ИП без онлайн кассы он обязан выдавать покупателям кассовый чек или квитанцию.
  2. Важно! Исключения позволены лишь тем бизнесменам, которые не работают в общепите.

  3. Также онлайн кассу можно не ставить индивидуальным предпринимателям, которые работают на патентной системе налогообложения. Ограничения, как и в указанном выше случае, касаются торговли розницей или общепита.
  4. Новыми поправками предусмотрены и другие категории тех, кто может не использовать онлайн кассы. Если организации и ИП, оказывающие услуги населению наличным расчётом и в общепите не привлекают наёмных работников, им можно не устанавливать ККТ нового поколения. В случае заключения трудового договора, кассовый аппарат должен быть заменён на новый прибор в течение 30 дней.
  5. Разрешено ИП работать без онлайн кассы при использовании вендинговых машин. Такие машины всё чаще применяются в бизнесе и представляют собой обычные торговые автоматы по выдаче чая, кофе, напитков и сопутствующих товаров. В данном случае труд наёмных работников не используется.
  6. Можно не использовать онлайн кассу до июля 2019 года при принятии таких текущих платежей, как приём платы за коммунальные услуги, взносы за капитальный ремонт, возврат авансов, оплата займов за товары, работы или услуги.

Торговля без онлайн кассы ИП и другим хозяйствующим субъектам разрешена, если они работают на упрощённой или общей системе налогообложения и оказывают услуги только физическим лицам. Законом ФЗ-43 установлен прямой запрет для них по осуществлению предпринимательской деятельности с юридическими лицами. Для данной категории закреплено обязательное правило выдачи клиентам бланков строгой отчётности, форма которых утверждена законодательством Российской Федерации.

Кто может не применять онлайн ККТ

Законом ФЗ-54 и другими подзаконными нормативными актами установлены категории лиц, кто может не использовать онлайн кассу.

Несмотря на кажущуюся императивность, новые требования достаточно демократичны. Депутатами Государственной думы сохранено значительное количество видов деятельности предпринимателей, в которых не изменены правила применения кассовых аппаратов прежнего образца. Такие уступки касаются общественной деятельности или видов работ, в которых затруднены возможности практического применения ККТ. В таком случае расчёты между участниками правоотношений осуществляются посредством выпуска БСО или к наличным расчётам:

  1. Учитывая большой приток пассажиров в общественном транспорте и особенно в метрополитене крупных городов, установлено, что старый порядок расчётов применяется при оплате помощи носильщиков в общественных местах.
  2. Приём стеклопосуды и вторсырья осуществляется без использования ККТ, что обусловлено нецелесообразностью его применения при мелких расчётах.
  3. Важно! Если производится покупка драгоценных металлов или сдача их в ломбард, то проведение операций посредством онлайн кассы обязательно.

  4. Достаточное количество вакансий для домашнего персонала размещено на сайтах по поиску работы. Поэтому российские власти установили внести исключение для данного вида услуг. Присмотр за детьми, уход за больными и пожилыми людьми не проходит через контрольно-кассовую технику.
  5. Не нужно изучать механизмы действия нового законодательства в сфере налогообложения продавцам на рынках. Овощи, фрукты и живая рыба не подпадают под правила интернет-касс.
  6. Торговцы мороженым и напитками в киосках могут не беспокоиться за свои рабочие места.
  7. Большая конкуренция сейчас на рынке труда у продавцов газет и журналов. Высокие требования к данным вакансиям (на эти должности не принимают иностранцев и лиц с иногородней регистрацией) компенсируются применением налогового законодательства. Как и раньше, покупка глянцевых журналов и бумажных газет осуществляется наличным расчётом.
  8. Если вы решили купить молоко или масло не в супермаркете, то также можете приобрести эти товары, просто оплатив их стоимость. Указанная преференция к этим категориям лиц позволяет на государственном уровне поддержать развитие сельского хозяйства в стране. Бабушки, торгующие на улицах, по-прежнему смогут зарабатывать себе на хлеб. Подобные «скидки» в применении закона 54 направлены на лояльное отношение к пожилым людям, которым непросто понять механизм действия новой техники, интернет-расчётов. За редким исключением, они не смогут заключить договор с оператором фискальных данных. Применение ККТ к людям преклонного возраста исключит их участие в торговой деятельности и поставит их на грань выживания.
  9. Однако использовать данные нормы в свою пользу могут также и молодые предприниматели. Кроме указанной деятельности, законодательство не навязывает установку ККТ при ремонте обуви и изготовлению ключей.
  10. Без применения онлайн кассы можно подрабатывать помощником на огородах и частных домах. К примеру, оплатить счет за распил дров можно наличным способом.
  11. С целью организации работы на розничных рынках, ярмарках и выставочных комплексах, правительством Российской Федерации установлен перечень непродовольственных товаров, которые продаются без учёта ККР. К таким товарам относятся:

  • нательное бельё;
  • носовые платки (кроме вязанных или трикотажных);
  • трикотажные и вязаные носки и чулки;
  • гетры, гамаши и стельки;
  • столовые и кухонные принадлежности, а также посуда с одним исключением – товары должны быть изготовлены из дерева;
  • плетённые корзины;
  • рыболовные снасти и удилища;
  • искусственные приманки.

Принятие ФЗ 54 имеет большое социальное значение. Это значение распространяется как на случаи использования онлайн-касс, так и на льготы по их применению. Установление новых правил способствует выходу российской экономики из тени, повышает конкуренцию на рынке. Данный закон подтверждает тенденцию систематизации и цифронизации всех сфер общественных отношений. После 1 августа 2019 года будет чётко видно, какие отрасли экономики развиваются лучше, а в каких существуют проблемы. Прозрачной станет система поступления налоговых платежей.

Закон устанавливает льготы для отдельных категорий хозяйственной деятельности. Ряду субъектов можно не ставить онлайн кассу до 2019 года. Также определённые группы участников предпринимательской деятельности могут вообще не применять ее. Такие льготы и преференции предусмотрены для мелкого и среднего бизнеса — для тех, кто окажется неспособным конкурировать с другими в случае навязывания установки контрольно-кассовых регистраторов. С принятием данного закона и соответствующих подзаконных нормативных актов, которые регулируют правоотношения в сфере налогообложения, российская экономика имеет возможность сделать качественный скачок, вывести из тени существенную часть капитала и поддержать отечественного производителя.

ККМ. Назначение, классификация, порядок применения, устройство фискальной памяти

Классификация ККМ.

По конструкции:

Автономная — портативная или стационарная, функционал может быть расширен за счет подключаемых внешних модулей.

Пассивная системная ККМ — автономная с возможностью работы в компьютерно-кассовой системе, получая от неё управление.

Активная системная ККМ — как и пассивная, но с возможностью управления компьютерно-кассовой системой, также и полностью самостоятельный модуль компьютерно-касоовой системы, например POS-терминал.

Фискальный регистратор — ККМ, которая только получает сведения от компьютерно-кассовой системы, печатает чек и регистрирует данные в фискальной памяти.

Применяются ККМ, включенные в госреестр, прошедшие фискализацию и поставленные на учет в ЦТО. При наличных и безналичных расчетах для фиксации даты, времени, суммы и самого факта оплаты с целью дальнейшего налогообложения. Освобождаются от обязательного использования орг. и ИП на ЕНВД, кредитные орг. при выдаче клиенту соответствующих бланков строгой отчетности, в силу обстоятельств и особенности деятельности не использующие ККМ: продавцы периодики, ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов, столовые и буфеты образовательных учреждений, торговля на рынках, ярмарках и выставках, разносная мелкорозничная продукция, чайная продукция на транспорте, предметы культа, дензнаки по номинальной стоимости,

Фискальная память (ФП) — устройство в составе ККМ, предназначенное для некорректируемого (защищенного от коррекции) хранения итоговой ежесменной информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по денежным расчетам с населением, зарегистрированным на ККМ…

ФП должна быть размещена под общим опломбированным кожухом ККМ, а в случае блочной конструкции ККМ — под опломбированным кожухом процессорного блока либо блока печатающего устройства платежных документов, накрывающим энергонезависимое оперативное запоминающее устройство, в котором формируются фискальные данные, процессор и память программ управления ФП и печатающим устройством платежных документов. Другие варианты размещения ФП не допускаются.

Средства визуального контроля (СВК) и маркировка ККМ должны устанавливаться на кожух, накрывающий блок с ФП.

ФП или, по крайней мере, накопитель ФП должны быть выполнены в виде отдельного модуля (платы).

Конструкция этого модуля должна обеспечивать невозможность доступа к хранящейся в ФП информации и замены накопителя ФП.

Конструкция фискальной памяти (накопителя ФП) должна предусматривать защиту от механических электромагнитных и других видов воздействий, как при работе ККМ, так и при техническом обслуживании и ремонте с применением штатных приборов, оборудования и расходных материалов.

Порядок доступа к фискальным данным:

Получение фискального отчета и проведение перерегистрации возможно исключительно по паролю доступа к ФП. Пароль доступа к ФП вводится и регистрируется в ФП в процессе фискализации или перерегистрации. При обращении к фискальным данным следует войти в соответствующий режим с помощью ключа и / или пароля доступа к режиму. Последующие действия в этом режиме должны быть указаны в ЭД к конкретной модели ККМ.

весоизмерительный кассовый аппарат фискальный

Срок службы ККТ

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый «агрегат» в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее — Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее — Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно — Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе «RECOVER-K».

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя «забракованную» модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на «одобренную» Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, «затеряется» в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать «негодную» кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее — в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

  • реорганизация;
  • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

А.Крюкова

Оспаривание бездействий налоговых органов
Акт камеральной проверки: полезные изъяны

1.3. Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения

Статьей 4 Закона N 54-ФЗ установлено, что требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.

При этом ККТ в обязательном порядке должна:

— быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

— быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

— иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком РФ.

Поскольку в настоящее время нового порядка регистрации и применения ККТ нет, можно руководствоваться (в части, не противоречащей Закону) Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 августа 1993 г. N 745, которым установлено, что допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

а) соответствуют техническим требованиям к ККМ;

б) допущены к использованию в соответствии с классификатором ККМ;

в) имеют в случаях, установленных ГМЭК, прикладные программы, допущенные ГМЭК к использованию с конкретной моделью ККМ;

г) оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»;

д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания ККМ;

е) зарегистрированы в налоговых органах.

Регистрация ККТ в налоговых органах является условием допуска этой ККТ к применению. До утверждения Правительством РФ порядка и условий регистрации ККТ действует Порядок регистрации ККМ в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36.

В случае аренды ККТ организации-арендаторы обязаны согласно установленному порядку зарегистрировать ККТ в налоговых органах. В противном случае незаконные действия данных организаций в части использования ККТ, зарегистрированной на организацию-арендодателя, сдавшую в аренду свои площади и ККТ, являются основанием для привлечения их к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Для регистрации ККТ в налоговый орган представляются следующие документы: заявление установленной формы; паспорт ККТ; договор на обслуживание, заключенный с ЦТО или заводом-изготовителем. Если приобретен аппарат, бывший в эксплуатации, то вместе с перечисленными документами представляется копия старой регистрационной карточки с отметкой о снятии его с учета в предыдущем налоговом органе.

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ. Регистрация производится путем внесения сведений о ККТ в книгу учета контрольно-кассовых машин организаций. Одновременно с регистрацией ККТ организации выдается карточка регистрации ККТ в налоговом органе по установленной форме, а также возвращаются паспорт на регистрируемую ККТ и договор о техническом обслуживании и ремонте в центре технического обслуживания (ЦТО).

В случае необходимости замены действующих ККТ другими либо установки дополнительных машин организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККТ. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета ККТ, о чем делает отметку в карточке регистрации ККТ, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

По окончании срока применения моделей ККТ, указанных в Государственном реестре ККТ, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККТ этих моделей. О снятии с учета таких ККТ организации уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.

Карточка регистрации ККТ хранится в организации по месту установки ККТ в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККТ, и возвращается налоговому органу при снятии ККТ с регистрации. В налоговом органе карточка регистрации ККТ хранится в течение трех лет после снятия ККТ с учета.

Законом N 54-ФЗ установлено, что ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Как установлено в п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В письме МНС России от 30 марта 2000 г. N АС-6-16/232 «О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий» разъяснено, что налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете организация по месту нахождения ее обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации. При этом указанный налоговый орган направляет копию карточки регистрации ККМ налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете организация, в чьем составе находится данный филиал или иное обособленное подразделение.

Исправность ККТ является условием ее допуска к применению, а также условием исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности применять ККТ.

Опломбирование ККТ

Опломбирование ККТ в установленном порядке предусмотрено Законом N 54-ФЗ в качестве условия исполнения обязанности применения ККТ. Наличие на ККМ пломбы ЦТО в качестве обязательного условия допуска ККМ к применению установлено также ч. 4 п. 7 Положения по применению ККМ.

Согласно п. 10 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ, утвержденного решением ГМЭК от 6 марта 1995 г. (протокол N 2/18-95, доведено письмом Госналогслужбы России от 16 мая 1995 г. N ЮБ-6-14/276), организации или индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ:

— прекращают использование ККМ в случае нарушения пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ, выявления других неисправностей ККМ, а также наложения запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование ККМ;

— незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых неисправностях, включая повреждение пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в процессе эксплуатации ККМ;

— незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха ККМ или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.

Согласно п. 9 данного Положения техническое обслуживание и ремонт ККМ должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и поставленными на учет в налоговых органах. Подпунктом «д» п. 7 Положения нахождение ККМ на техническом обслуживании в ЦТО установлено в качестве обязательного требования к применяемым ККМ.

Требования к эксплуатации ККМ

Требования к эксплуатации ККМ регулируются Типовыми правилами, утвержденными письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104. Согласно п. 7.1 названных Типовых правил ЦТО обязан опломбировать кассовые машины совместно с налоговой инспекцией.

В пункте 7.2.1 Типовых правил закреплена обязанность механика по окончании ремонта ККМ опломбировать (в случае снятия пломбы) своей пломбой и сообщить в налоговую инспекцию о необходимости пломбировки данной машины (работа на кассовой машине до установки новой пломбы налоговой инспекции запрещается). Пункт 7.2.3 Типовых правил предписывает производить ремонт ККМ только после снятия показаний денежных суммирующих и контрольных счетчиков и снятия пломбы с кожуха аппарата (при необходимости). Согласно п. 7.2.4 Типовых правил показания денежных и контрольных счетчиков по окончании ремонта проверяются, а кожух кассовой машины пломбируется. О результатах проверки машины и опломбирования кожуха составляется с участием механика акт по форме N КМ-2.

Технические требования к ККМ для осуществления денежных расчетов с населением по сферам деятельности утверждены решением ГМЭК от 10 ноября 1994 г. (протокол N 14, доведено письмом ГМЭК от 28 ноября 1994 г. N АО-7-272, в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения):

— в сфере торговли;

— в сфере услуг;

— за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами;

— в отелях и ресторанах.

Техническими требованиями, общими для всех групп ККМ, являются:

— программный пароль (не менее 4 разрядов) или номерные ключи (не менее 99 вариантов), входящие в комплект поставки ККМ (количество ключей определяется конкретной моделью). Программными паролями должны защищаться как минимум следующие режимы работы ККМ: режим регистрации продаж, режим программирования, режим снятия показаний, режим гашения, режим налогового инспектора. Пароли режима регистрации продаж могут различаться для разных кассиров;

— фискальная память (требования к фискальной памяти приведены в специальных приложениях к каждому из приложений протокола);

— электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ);

— блокировка машины в случае отсутствия чековой ленты (для сферы услуг также и в случае отсутствия платежного документа (в режимах, предусматривающих его оформление), а для отелей и ресторанов — в случае отсутствия вкладного или подкладного документа (в режимах, предусматривающих его оформление));

— для сферы торговли и сферы нефтепродуктов — чек, оформляемый при регистрации покупки ККМ. Для сферы услуг — чековая лента и (или) платежный документ. В отелях и ресторанах — чековая лента и (или) подкладной документ;

— блокировка машины в случае неправильного выполнения операций кассиром (кроме отелей и ресторанов). В отелях и ресторанах — в случае неправильного выполнения операций официантом (портье);

— блокировка машины при возникновении аварийных ситуаций, приводящих к порче печатаемого документа. Допускается отсутствие такой блокировки при наличии в машине режима сторнирования (аннулирования проведенных операций);

— блокировка машины при переполнении, неисправности, отключении фискальной памяти, а также несанкционированном доступе к фискальной памяти при работе ККМ в фискальном режиме;

— разрядность контрольных счетчиков (операционных регистров) количества снятых показаний и количества гашений не менее 4 (кроме сферы нефтепродуктов);

— сохранность информации денежных и операционных регистров, а также служебной информации в энергонезависимой памяти при отключении сетевого питания не менее 720 часов;

— операции, выполняемые встроенным калькулятором: сложение, вычитание, умножение (при наличии встроенного калькулятора);

— индикатор кассира (кроме отелей и ресторанов). В отелях и ресторанах — индикатор официанта (портье);

— индикатор покупателя: для сферы торговли — с пометкой «для портативных ККМ необязателен», для сферы услуг — с пометкой «по требованию потребителя», для сферы нефтепродуктов — с пометкой «при отсутствии выносного индикатора», для отелей и ресторанов — индикатор клиента (покупателя) по требованию потребителя;

— программирование основных режимов работы;

— наличие автоматического тестирования;

— скорость печати (строк средней длины в секунду): для сферы торговли — не менее 1,5, для сферы услуг — не менее 3, для сферы нефтепродуктов, а также отелей и ресторанов — не менее 2;

— обозначения на клавиатуре, выводимая на печать и индикацию информация в импортируемых и производимых по лицензиям ККМ должны быть русифицированы;

— ККМ должна иметь маркировку, содержащую: название машины, заводской номер, дату выпуска, фирменный знак производителя ККМ. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение срока службы машины;

— вывод денежных сумм на печать и индикацию производится с отделением рублей от копеек разделителем, указанным в эксплуатационной документации на ККМ символом точки, запятой, идентификатором «р» и «к» или «руб.» и «коп.».

Технические требования к контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами включают еще несколько позиций.

Фискальная память (ФП), как определено в Технических требованиях, — это энергонезависимое по хранению информации долговременное запоминающее устройство, являющееся составной частью ККМ и предназначенное для регистрации отчетной итоговой ежедневной информации с исключением возможности ее изменения.

Состав фискальной памяти:

— параметры, регистрируемые в фискальной памяти при запуске ККМ (с возможностью 5-кратной записи с сохранением предыдущих записей): заводской и регистрационный номер ККМ — 13 разрядов; идентификационный код владельца ККМ — не менее 12 разрядов; дата включения фискальной памяти при первичном вводе ККМ или при перерегистрации ККМ;

— параметры, регистрируемые в фискальной памяти ежедневно: дата — 6 разрядов; порядковый номер записи — не менее 4 разрядов; суточный (сменный) итог по продажам — не менее 9 разрядов (кроме того, для сферы услуг — суточный (сменный) итог по покупкам (для пунктов купли-продажи валюты) — 9 разрядов);

— общий объем ФП, ежедневных записей — не менее 3000.

Порядок заполнения фискальной памяти: информация заносится при каждом гашении суточного (сменного) отчета по продажам.

Порядок доступа: доступ к информации, записанной в фискальную память (распечатка фискального отчета), должен быть защищен аппаратно-программным или программным путем, например паролем не менее 5 разрядов. При попытке несанкционированного доступа к ФП ККМ блокируется.

Условия блокировки ККМ с фискальной памятью: ККМ должна блокироваться при переполнении, неисправности, отключении ФП, а также несанкционированном доступе к ФП при работе ККМ в фискальном режиме. ККМ должна обеспечивать индикацию числа свободных полей записи памяти при количестве менее 30.

ККМ должна обеспечивать распечатку содержимого ФП за указанный период: по всем записям за период; итоговой суммы за заданный период, а также по запросу — заводского и регистрационного номера ККМ — 13 разрядов; идентифицированного кода плательщика — не менее 12 разрядов; даты включения фискальной памяти (перерегистрации ККМ).

Сохранность информации: информация, записанная в ФП, должна сохраняться в течение не менее 6 лет с момента перевода ККМ в фискальный режим (включая сохранность информации в течение 6 месяцев после переполнения ФП).

Конструктивное исполнение ФП: конструкция ФП должна обеспечить невозможность бесконтрольного доступа к хранящейся в ней информации, а также защиту от механических, электромагнитных и других типов воздействий как при работе, так и при техническом обслуживании и ремонте ККМ.

В целях защиты фискальных данных в ККМ решением ГМЭК от 27 ноября 2001 г. (протокол N 6/65-2001) утверждены Технические требования к ККМ в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).

Как определено в данных Технических требованиях, ЭКЛЗ — это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ посредством:

— некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;

— формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;

— долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

Порядок применения ЭКЛЗ в ККМ определен в Методических указаниях по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением ГМЭК от 25 июня 2002 г. (протокол N 4/69-2002).

Функционирование ККМ с ЭКЛЗ

Согласно п. 4.6.6 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в ККМ при оформлении фискального документа (документа, оформляемого ККМ при проведении денежного расчета) в ЭКЛЗ регистрируется следующая информация:

— тип кассовой операции (продажа, покупка, возврат продажи, возврат покупки, аннулирование, скидка, наценка) — при проведении каждой кассовой операции из перечисленных. При этом информация по другим типам кассовых операций может быть передана в виде произвольного текста, содержащего дополнительную информацию по учетной единице, кассовой операции или документу в целом;

— номер учетной единицы, идентифицирующий отдел, секция, товар, услуга и т.п. — только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;

— количество для учетной единицы — только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;

— сумма по учетной единице — для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций — или по кассовой операции — для кассовых операций скидки, наценки и сторно указанных операций;

— дата, время и код кассира-операциониста;

— номер КПК и значение КПК (криптографический проверочный код).

Решением ГМЭК от 8 августа 2000 г. (протокол N 3/57-2000, доведено письмом МНС России от 1 сентября 2000 г. N ВТ-6-16/713) наряду с техническим паспортом (формуляром) ККМ в практику введен специальный паспорт эталонной версии модели ККМ, удостоверяющий факт соответствия ККМ эталонной версии этой модели.

Бланк паспорта версии модели ККМ утвержден решением ГМЭК от 24 апреля 2001 г. (протокол N 2/61-2001, доведено письмом МНС России от 24 мая 2001 г. N ВБ-6-16/418).

Согласно решению ГМЭК от 25 июня 2002 г. (протокол N 4/69-2002) паспорт версии модели ККМ, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должен иметь буквенное обозначение «ЭКЛЗ», которое располагается в поле дисплея, изображенного на паспорте версии модели. Этим же решением утверждены формы бланков дополнительных листов к паспорту версии модели ККМ.

Визуальный контроль

Правительство РФ распоряжением от 29 сентября 1997 г. N 1402-р «О сроках завершения замены контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью, включенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин» поручило ГМЭК обеспечить повсеместное использование средств визуального контроля соответствия ККМ эталонным образцам и их надлежащего технического состояния в целях недопущения проникновения на российский рынок ККМ, не включенных в Реестр и не состоящих на техническом обслуживании в ЦТО. Позднее оснащение ККМ средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание» установлено в качестве обязательного требования в п. 7 Положения по применению ККМ.

Решением ГМЭК от 5 ноября 1996 г. (протокол N 6/31-96) утверждены Порядок использования средств визуального контроля на ККМ и образцы голограмм генерального поставщика и ЦТО (доведено письмом Госналогслужбы России от 15 января 1997 г. N ВК-6-16/49).

Средства визуального контроля используются в целях недопущения проникновения на российский рынок ККМ, не включенных в Государственный реестр, для защиты интересов производителей, поставщиков и пользователей ККМ, повышения ответственности генеральных поставщиков ККМ за соответствие этих машин их эталонным образцам и ЦТО — за качество обслуживания, а также для повышения эффективности проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о ККМ, осуществляемых налоговыми органами.

Средства визуального контроля, используемые на ККМ, представляют собой объемные голограммы, изготовленные на фотополимерной пленке по классу защищенности не ниже 10.

На голограммах, используемых генеральными поставщиками ККМ, записывается изображение в форме круга, в центре которого — стилизованный рисунок кассового аппарата, а по внутренней стороне — слова «Государственный реестр» и четыре цифры, обозначающие год реализации ККМ генеральным поставщиком.

На голограммах, используемых ЦТО, есть изображение в форме круга, в центре которого имеется стилизованный рисунок рабочего около кассового аппарата, а по внутренней стороне — «Сервисное обслуживание» и четыре цифры, обозначающие текущий год, в котором ККМ поставлена на техническое обслуживание или прошла освидетельствование в ЦТО.

На каждую голограмму при ее изготовлении наносится порядковый номер.

Голограммы устанавливаются на стороне ККМ, обращенной к покупателю (клиенту) при производстве денежных расчетов с использованием данной машины.

Голограммы генеральных поставщиков устанавливаются ими при продаже ККМ или передаче их в аренду организациям или предпринимателям. Средства визуального контроля генеральных поставщиков, устанавливаемые в декабре текущего года, могут иметь обозначения следующего календарного года.

С целью отражения в названии модели ККМ наличия аппаратно-программного блока фискальной памяти, отвечающего Техническим требованиям к фискальной памяти электронных ККМ, решением ГМЭК от 16 августа 1995 г. (протокол N 6/22-95, доведено письмом ГМЭК от 7 сентября 1995 г. N 07-2-06) введены в наименование моделей, включенных или предлагаемых к рассмотрению для включения в Государственный реестр ККМ, следующие буквенные обозначения: «Ф» — для моделей ККМ отечественного и совместного производства; «F» — для импортируемых моделей ККМ.

В наименования моделей ККМ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, вносится специальное буквенное обозначение «К». Не допускается использование таких машин без ЭКЛЗ. Специальное буквенное обозначение «Ф» или «F» для указанных машин не применяется. После переоборудования ККМ с целью реализации возможности функционирования ЭКЛЗ на ней заменяется средство визуального контроля «Государственный реестр» на аналогичное года переоборудования ККМ.

Основные режимы работы ККТ

Основные режимы работы ККТ: «касса», «снятие сменного X-отчета и Z-отчета» (гашение показаний). Первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны главным (старшим) бухгалтером.

В режиме «касса» кассир пробивает суммы денег и печатает чеки, которые он обязан выдавать покупателям. Одновременно с печатью чека происходит печать контрольной ленты. ККТ складывает все пробитые суммы. Для контроля со стороны налоговых органов важна только общая накопленная сумма, но для внутреннего учета главному (старшему) бухгалтеру необходимо знать, как эта сумма распределена, например, по секциям (отделам) магазина. Поэтому обычно, если в магазине более одной секции, ККТ накапливает суммы по каждой секции и итоговую — по всем секциям.

X-отчет — это дневной отчет без обнуления информации в оперативной памяти. X-отчет представляет собой часть чековой ленты, на которой ККТ печатает содержание своих счетчиков, но при этом счетчики не меняют своих значений. X-отчеты снимаются для контроля поступления выручки в течение смены или для периодической сдачи наличной выручки старшему кассиру.

В течение смены можно сколько угодно раз пробивать X-отчеты. На накоплении сумм в ККТ это никак не сказывается. Такие отчеты можно снимать по секциям, по сменному итогу и по главному итогу. Эти отчеты используют, например, для определения недостачи или излишка в кассе. При этом сверяют данные денежных счетчиков (X-отчета) с выручкой, находящейся в денежном ящике ККТ.

Z-отчет — это дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память. Z-отчет снимается главным (старшим) бухгалтером в присутствии кассира и только один раз — в конце смены (или дня), когда происходит изъятие последней части дневной (сменной) выручки из денежного ящика ККТ.

Главный (старший) бухгалтер в присутствии кассира получает Z-отчет и вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту, которую необходимо хранить. Главный (старший) бухгалтер подписывает конец контрольной ленты, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных регистров, сумму дневной выручки, дату и время окончания работы (если эти параметры не пробиты на ленте). В Z-отчете отражаются не только показания контрольных регистров на начало и конец рабочего дня и сумма дневной выручки, но и общая сумма денег и чеков, возвращенных покупателям, суммы скидок и аннулированные чеки. Сумма дневной выручки должна совпадать с информацией на контрольной ленте и с суммой денег, сданных кассиром-операционистом старшему кассиру, а в случае инкассации соответствовать сумме денег, переданных в инкассаторскую сумку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *