Кем разрабатывается учетная политика

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Вот и подошло время для написания главного документа любой организации — учетной политики. Предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по ее составлению для целей бухгалтерского и налогового учета. Требисова Ксения Александровна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Общие положения

Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику «самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности»1.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя2.

Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ4.

В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.

В учетной политике организации обязательно утверждаются:

  • «рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета»5.

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Далее организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета6.

1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

2. Бухгалтерский учет основных средств Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств;
  • другие существенные моменты учета основных средств8.

3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции9.

Например, по материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
  • оценка поступающих материалов;
  • учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
  • оценка отпускаемых в производство материалов;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.

Оценка материалов при отпуске их в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов10:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (МПЗ) — способ ФИФО;
  • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов — способ ЛИФО.

Действующее бухгалтерское законодательство РФ предусматривает возможность создания организацией резерва под снижение стоимости МПЗ11. Соответствующие операции отражаются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»12.

Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.

Что касается учета готовой продукции, то в учетной политике нужно прописать порядок ее оценки13:

  • либо по фактической себестоимости с отражением на счете 43 «Готовая продукция»;
  • либо по нормативной (плановой) себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции».

Как правило, вышесказанное находит свое отражение в учетной политике организаций, которые занимаются промышленной, сельскохозяйственной и другой производственной деятельностью.

Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.

Здесь необходимо предусмотреть:

  • порядок оценки покупных товаров;
  • способ списания товаров при их выбытии.

Товары как часть МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости14.

Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.

4. Бухгалтерский учет нематериальных активов В этом разделе учетной политики организации необходимо указать:

  • порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам;
  • порядок отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо через уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов (в этом случае амортизация начисляется непосредственно по кредиту счета 04 «Нематериальные активы»)15.

5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)В первую очередь организации целесообразно предусмотреть следующее деление затрат:

  • на затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг) с их подразделением по элементам16 и отражаемые на счетах 20 «Основное производство» и (или) 23 «Вспомогательные производства»;
  • на затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом и отражаемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы».

К элементам учетной политики также относятся: а) Порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Организации имеют право формировать в бухгалтерском учете:

  • полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг);
  • сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть по методу «директ-костинг».

б) Оценка незавершенного производства (НЗП).

Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия17.

Остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость НЗП18.

Поэтому в учетной политике следует указать один из способов оценки НЗП19:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

6. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию Как правило, организации имеют долговые обязательства. Поэтому в учетной политике должны быть отражены:

  • порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
  • порядок списания дополнительных затрат по займам;
  • порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.

При написании вышеуказанных элементов учетной политики организациям следует руководствоваться ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н.

7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В учетной политике нужно указать порядок списания данных расходов (например, равномерно, пропорционально объему продукции и др.)20, а также элементы по учету:

  • финансовых вложений (при осуществлении таких операций)21;
  • расходов на продажу22;
  • специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды23;
  • а также по созданию резервов по сомнительным долгам и резервов предстоящих расходов.

Не забудьте: в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный год необходимо раскрыть существенные способы ведения организацией бухгалтерского учета24.

Учетная политика для целей налогового учета

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

  • изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
  • налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности25.

Система налогового учета включает в себя:

  • сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
  • аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
  • первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.

Следует отметить, что регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения26.

Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.

Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.

1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • метод начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ27.

Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства28.

В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ29.

Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.

В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств30. Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.

2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам31.

3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство

Налогоплательщику необходимо указать:

  • — порядок формирования стоимости МПЗ;
  • — выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.

Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик может применять один из следующих методов оценки:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)32.

4. Метод оценки покупных товаров при их реализации При реализации покупных товаров налогоплательщик может использовать применять один из нижеперечисленных методов оценки покупных товаров33:

  • — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • — по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • — по средней стоимости;
  • — по стоимости единицы товара.

5. Налоговый учет доходов Немаловажный элемент учетной политики — метод признания доходов.

Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу35.

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.

Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

6. Налоговый учет расходов

В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу36, а если — по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.

Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов37.

Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).

Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Обратите внимание! Дальнейшая процедура оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится одинаково всеми налогоплательщиками в порядке, установленном п. 2 ст. 319 НК РФ.

В свою очередь, оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 319 НК РФ.

7. Порядок формирования стоимости приобретения товаров Данный раздел учетной политики интересен, как правило, для налогоплательщиков — торговых организаций. Исходя из требований ст. 320 НК РФ им следует привести здесь перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.

8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.

В целях налогообложения прибыли «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией»39.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

9. Проценты по долговым обязательствам Этот раздел учетной политики будет иметь место при наличии у налогоплательщика каких-либо долговых обязательств.

Налогоплательщик признает расходом:

  • проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
  • или предельную величину процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимаемую: а) равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях; б) равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте40.

10. Налоговый учет ценных бумаг При написании данного раздела учетной политики следует руководствоваться ст. 280, 328 и 329 НК РФ.

Помните: при составлении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета каждая организация должна учитывать специфику своей деятельности.

1) п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2) п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ; п. 5, 9 ПБУ 1/98

3) п. 6 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

4) п. 16 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

5) п. 5 ПБУ 1/98; п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

6) п. 12 ПБУ 1/98

7) п. 1 Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н

8) ПБУ 6/01; Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н

9) ПБУ 5/01; Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н

10) п. 16 ПБУ 5/01; п. 73 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

11) п. 25 ПБУ 5/01; п. 20 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

12) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

13) п. 203-205 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

14) п. 5 ПБУ 5/01

15) ПБУ 14/2000

16) п. 8 ПБУ 10/99

17) п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

18) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

19) п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

20) п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

21) ПБУ 19/02

22) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

23) Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н

24) п. 15 ПБУ 1/98

25) ст. 313 НК РФ

26) ст. 314 НК РФ

27) п. 1 ст. 257 НК РФ

28) ст. 257, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ

29) п. 1.1 ст. 259 НК РФ

30) п. 3 ст. 260 НК РФ

31) ст. 256-259 НК РФ

32) п. 8 ст. 254 НК РФ

33) пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

34) ст. 271 НК РФ

35) ст. 273 НК РФ

36) ст. 273 НК РФ

37) п. 1 ст. 318 НК РФ

38) п. 1 ст. 319 НК РФ

39) ст. 266 НК РФ

40) ст. 269 НК РФ

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Основные части учетной политики

Документ состоит из организационного раздела и отдельно частей, касающихся основных положений БУ и НУ предприятия. В состав информации Политики включают:

  • План счетов, используемый в учете. Указываются счета синтетического и аналитического учета.
  • Перечень и формы документов первичного учета, используемых для систематизации информации.
  • Порядок и периодичность составления форм.
  • Список ответственных лиц, формирующих документооборот и контролирующих его ведение. Указываются работники, имеющие право подписи на документах.
  • Способы оценки объектов учета – активов, обязательств.
  • Периодичность проведения инвентаризаций, сроки и перечень проверяемого имущества. Определяется состав ответственных лиц по каждому направлению.

Не допускается внесение в Политику положений, противоречащих действующему законодательству. Состав информации должен быть достаточным и целесообразным для конкретных условий ведения учета предприятия.

Рассмотрим вступление в противоречие с положениями законодательства положения Политики, принятой организацией ООО «Темп». В Политике, разработанной главным бухгалтером компании, внесено положение о применении метода начисления для учета активов – доходов и расходов при ведении БУ и НУ. Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, что определяет обязанность применения кассового метода учета активов и обязательств в НУ. Вывод: Главному бухгалтеру ООО «Темп» потребуется изменить положения, касающиеся налогообложения.

Положения, не включаемые в состав сведений документа

Если организация не использует положения конкретного ПБУ или иного нормативного акта, необходимо указать об этом в учетной политике. Предприятие не должно указывать в учетной политике сведения, присутствующие в других документах компании:

  • Данные, имеющиеся в учредительных формах предприятия.
  • Информацию, дублирующую сведения о лицах, ответственных за организацию и создание учетной политики.
  • Нормы, установленные законодательством, но не используемые в учете. В качестве примера можно привести положения о создании резервов. При отсутствии отчислений списание расходов становится проблематичным.
  • Показатели, ответственные за налогообложение, но не применяемые в организации.
  • Виды налогообложения и порядок учета объектов, на использование которых не влияет распоряжение руководителя, выраженное в документе.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с использованием требований, не соответствующих системе налогообложения. Коммерческое предприятие ООО «Ритм», ведущее учет по УСН, перешло на ОСН, не внеся изменения в учетную политику. Применение общеустановленной системы обязывает предприятия выбрать способ учета налоговых обязательств, активов с использованием ПБУ 18/02 либо минуя документальное оформление постоянных и временных разниц в БУ и НУ.

Применение ПБУ и отсутствие указания на использование нормативов ведет к возникновению вопросов у ИФНС о несовпадении показателей прибыли в балансе и декларации. Вывод: Потребуются временные затраты должностных лиц ООО «Ритм» и исправление учетной политики для создания оснований применения ПБУ 18/02.

Соблюдение принципа достаточности информации

При выборе варианта учета допускается ссылка на законы и акты, позволяющих применить норму. Считается излишнем дублирование положений законодательства, умеющих четкую формулировку. При внесении данных требуется придерживаться принципов целесообразности, осмотрительности и достаточности.

Рассмотрим виды целесообразной и излишней информации в Политике на примере ряда положений, принятых для целей ведения БУ

Нецелесообразное положение Необходимое положение
При внесении изменений необходимо придерживаться новой редакции Документы, утвержденные с указанием конкретной даты, не имеют обратной силы
Ведение учета информации по счетам учета в БУ производится с использованием двойной записи (организация применяет ОСН и полный БУ) Компании, ведущие БУ в полном объеме, всегда используют двойную форму записи по счетам учета
Несущественные ошибки учета прошлых лет подлежат исправлению в текущем периоде обнаружения и отражаются в отчетности Положение закреплено в п. 14 ПБУ 22/2010 и не требует дублирования в Политике
Списание амортизационных отчислений производится линейным способом для всех активов Выбор способа начисления амортизации – обязательное условие ведения БУ основных средств
Оценка списания МПЗ производится по средней стоимости Выбор способа списания МПЗ – существенное условие, позволяющее рассчитывать себестоимость

Положения политики в отношении ведения бухгалтерского учета

Ведение БУ в полном объеме производится в обязательном порядке компаниями, применяющими общеустановленную систему налогообложения. Для предприятий, использующих специальные режимы, допускается составление упрощенных форм и состава балансов. Ведение бухгалтерского учета с использованием УСН, ЕНВД, ЕСХН допускается без использования двойной записи. Ряд положений, включаемых в раздел о ведении бухучета.

Пункт политики Вариант, выбранный предприятием
Лимит, установленный для основных средств Признание основными средствами и принятие на учет производится при стоимости активов свыше 40 тысяч рублей
Переоценка основных средств Не производится
Способ начисления амортизации Линейный
Признание транспортных затрат Учитываются в расходах на продажу
Метод оценки при списании МПЗ при передаче в производство Применяется метод стоимости каждой единицы

Фрагмент учетной политики в отношении ведения БУ показывает емкость положений, позволяющих верно определить постановку и списание активов. Предприятие может дополнить информацию ссылками на законодательные акты.

Для компаний со специальными режимами потребуется определить условия ведения БУ:

  • Применение сокращенного плана счетов с указанием перечня.
  • Состав регистров, заменяющих ведомости учета.
  • Отсутствие двойной записи по счетам учета.
  • Список упрощенных форм отчетности, представляемых в ИФНС.

При ведении учета в автоматизированном виде потребуется указание на метод обработки информации с помощью обслуживающих программ.

Положения учетной политики в отношении налогообложения

Порядок ведения налогового учета предприятия достаточно полно определен в НК РФ. Требования о применении учетной политики в Кодексе отсутствуют. Отсутствие ссылки в учетной политике на конкретные законодательные акты не отменяет обязанности применения норм в учете. Предприятия разрабатывают раздел о налогообложении преимущественно для внутренних пользователей. Некоторые положения, определяющие ведение налогового учета представлены в таблице ниже.

Пункт политики Вариант, выбранный предприятием

Способ группировки данных для налогообложения

Используются специально разработанные налоговые регистры, приложенные к приказу
Проведение амортизационных отчислений Используется амортизационная премия
Метод признания доходов и расходов Применяется кассовый метод признания
Состав расходов, относимых к прямым Указывается перечень – расходы на оплату труда и другие
Применение ПБУ 18/02 Не используется
Использование нормируемых затрат

Применяются по максимально допустимой стоимости

Если предприятие использует для ведения налогового учета специализированные программы, потребуется указать это в Политике и назвать продукт. Одновременно вносится положение об использовании налоговых регистров, предоставляемых программой учета.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Как поступить в случае отсутствия Учетной политики на момент проведения проверки налоговыми органами? Представить документ, утративший силу или сослаться на его отсутствие?

При отсутствии учетной политики налоговые органы могут предъявить предприятию санкции, установленные ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Дополнительно на должностное лицо может быть наложен штраф по КоАП. Организации, применяющей недействующие положения, могут быть предъявлены санкции по ст. 120 НК РФ, влекущих более существенные по суммам штрафы.

Вопрос № 2. Можно ли сдавать отчетность в упрощенном виде как микропредприятию, если не включить условие в Учетную политику?

Учетная политика не имеет большей силы, чем законодательные акты. Если закон допускает возможность подачи отчетности в упрощенном варианте, отсутствие условия в Учетной политике не повлияет на право организации.

Вопрос № 3. Допускается ли использование в организации двух видов учетных политик в случае совмещения систем налогообложения?

При необходимости ведения учета в условиях совмещения режимов порядок формирования раздельного учета закрепляется в учетной политике. Документ определяет основные показатели и принимается в единственном экземпляре.

Вопрос № 4. Требуется ли подавать учетную политику в ИФНС?

Документ «Учетная политика» не представляется в составе отчетности в ИФНС. Предъявление может потребоваться при запросе инспектора в ходе проведения камеральной или выездной проверки.

Вопрос № 5. Потребуется из вносить изменения в учетную политику при отсутствии необходимости создания резервов на отпуск в новом финансовом году? Ранее обязанность была включена в документ.

Изменение в схеме ведения учета предприятия требует внести коррективы в Учетную политику. Неиспользуемое положение может вызвать вопросы и санкции проверяющих.

Изменения в учетной политике

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Перечень случаев, когда допускается изменение учетной политики, приведен в пункте 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • — изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • — разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • — существенного изменения условий деятельности; существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учетной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оценивают в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Если изменения в учетную политику вносят в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным строкам).

В соответствии с пунктом 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.

Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать:

  • — причину изменения учетной политики;
  • — оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • — указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации — как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения — c 2009 года

Новое ПБУ об учетной политике.

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступило в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу Приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ — ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступившее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости — и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступившее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива, в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257-259, а также введены новые ст. 259.1-259.3 НК РФ, которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.

С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом начисляется не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения с января 2009 года налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей ст. 323 НК РФ, в частности:

  • -о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • -о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), — для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
  • — о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
  • — об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

Причины изменения УП

В соответствие с ПБУ 1/2008 (п.10) внесение поправок в бухгалтерскую и/или налоговую учетную политику фирмы допускается в трех случаях:

  • организация разработала новый способ ведения бухучета, например, начисления амортизации, применение которого повышает качество отражения информации;
  • условия хозяйствования предприятия существенно изменились вследствие реорганизации, нового профиля деятельности, смены собственника и т.п.;
  • законодательство по бухгалтерскому учету или налогообложению было дополнено поправками, появился новый нормативный акт.

НУЖЕН АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСКО!
Внесение изменений в учетную политику по другим причинам недопустимо. При этом на дополнение УП ограничений нет, так как изменения и дополнения – вещи принципиально разные. При изменениях нужно делать ретроспективный пересчет, чтобы отобразить в обязательной бухгалтерской отчетности данные прошлых лет и входящие учетные остатки. Дополнения вносятся при появлении нового вида деятельности и не требуют пересчета, так как применяются для корректного отражения текущей учетной информации. Например, торговое предприятие помимо розничных продаж решает торговать оптом – УП нужно дополнить способами, с помощью которых планируется отражать оптовые операции.

Правила изменения учетной политики организации

Любые изменения УП нужно не только утвердить приказом руководителя фирмы, но и обязательно обосновать. Дополнительно утверждать поправки в налоговой инспекции не требуется. Форма и структура внутреннего распоряжения произвольны, но документ должен полномерно раскрывать изменения. Разъяснениям подлежит:
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ С РОСКО!

Также в приказе следует отразить, какие пункты/положения изменены в действующей учетной политике, создать приложение с текстом измененного или нового пункта. Дату применения корректировок, внесенных по воле компании, нужно указывать как 1 января следующего года. Если причина изменений – законодательство, дата будет совпадать с днем вступления в силу нормативного акта.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Порядок применения изменений (кроме тех, что связаны с законодательством) ретроспективен. То есть в бухгалтерской отчетности нужно пересчитать начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а также скорректировать другие статьи, которых коснулись поправки.

Если изменение учетной политики невозможно отразить для предыдущих отчетных периодов, бухгалтерская отчетность пересчитывается перспективно – учет корректируется в отношении тех операций, которые совершались после поправок (ПБУ 1/2008 п.15). Предприятия, работающие по упрощенному бухучету и сдающие отчетность по упрощенным формам, пересчитывают последствия изменений именно перспективным способом.

Когда поправки к НК РФ, ПБУ и другим профильным законам диктуют конкретный способ ведения учета, фирма обязана применить этот способ в любом случае (даже если не нуждается в корректировке действующей учетной политики).

Законодательство часто меняется, поэтому даже опытные бухгалтеры не всегда в курсе новых требований. Оптимальный вариант – внесение изменений в учетную политику силами профессионалов: специалисты «РосКо» подготовят необходимые корректировки оперативно и грамотно. Заказать услугу можно через онлайн-заявку. Если нужна консультация, позвоните по контактному телефону или задайте вопрос на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *