Категория грузовых автомобилей

Содержание

Автомобиль «Газель» принадлежит организации (далее — Организация) на праве собственности и учтен на балансе как основное средство. Организация находится и уплачивает транспортный налог в Кемеровской области. Согласно данным ПТС марка, модель ТС — 2747-0000010, наименование (тип ТС) — автофургон, категория ТС — «В», мощность двигателя — 106,8 л.с. (78,5 кВт), рабочий объем двигателя — 2890 куб. см, разрешенная максимальная масса — 3500 кг. Автомобиль используется для перевозки грузов. В автомобиле «Газель» имеются кабина с 3 пассажирскими местами и грузовой отсек в виде фургона (без пассажирских кресел).
Какую ставку транспортного налога в данном случае применять — для легкового или грузового автотранспорта?

17 мая 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из совокупного толкования показателей типа ТС и наименования модели автомобиля «Газель», а также из наличия грузового отсека вытекает признание данного ТС грузовым автомобилем. Такая позиция позволяет исключить налоговые риски.
Однако ввиду отсутствия однозначных определений в нормативных документах Организация может принять решение считать данный автомобиль легковым. Одним из аргументов может быть ссылка на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Однако эту позицию, скорее всего, придется защищать в суде.

Обоснование позиции:
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с гл. 28 НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ. При этом налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Из указанной нормы также следует, что, помимо мощности двигателя, ставки транспортного налога дифференцируются в зависимости от типа ТС (в том числе автомобили легковые, автомобили грузовые, автобусы, другие самоходные ТС.
На территории Кемеровской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ «О транспортном налоге» (далее — Закон Кемеровской области), который определил ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования (ст. 1 Закона Кемеровской области). В ст. 2 Закона Кемеровской области для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт включительно) определена налоговая ставка 40 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт включительно) налоговая ставка составляет 14 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.
В то же время налоговым законодательством не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение ТС, в частности, к категории легковых или грузовых автомобилей. В связи с этим довольно часто возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, учитывая фискальный характер их деятельности, стремятся отнести ТС к той категории (типу), по которой определяется наибольшая ставка налога.
В отличие от показателя мощности двигателя, точные сведения о значении которого можно получить из регистрационных документов на ТС (свидетельство о регистрации и ПТС), абсолютно точно определить показатель категории (типа), к которой принадлежит ТС, не всегда возможно.
Для целей администрирования транспортного налога согласно ст. 362 НК РФ сведения о ТС и лицах, на которых ТС зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В форме сведений о зарегистрированных транспортных средствах, утвержденной Приложением N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@, предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства», указанные в ПТС.
Налоговая ставка определяется на основании представляемых уполномоченными органами (подразделениями ГИБДД) в налоговые органы сведений о типе транспортного средства (например, легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) (письмо ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).
Для прояснения ситуации попробуем обратиться к Методическим рекомендациям по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденным приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее — Методические рекомендации), которые в настоящее время действуют в части, не противоречащей НК РФ. Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами (п. 2 ст. 4 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05).
Пунктом 16 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
— Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (отменен с 01.01.2017, вместо него в действие введен Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008));
— Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее — Конвенция).
Впрочем, финансовые органы и суды считают, что определить категорию ТС на основании ОКОФ не всегда представляется возможным, так как данный классификатор не предназначен для целей налогообложения и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ (письма Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2013 N Ф07-3229/13 по делу N А56-51178/2012, ФАС Поволжского округа от 08.02.2012 N Ф06-50/12 по делу N Ф55-13540/2011).
Вернемся к упомянутой выше Конвенции. В п. 5 приложения 6 Конвенции перечислены категории ТС. В частности, автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены Конвенцией к категории В.
Совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2) утверждена форма паспорта транспортного средства (ПТС), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее — Положение о ПТС).
В соответствии с п. 28 Положения о ПТС в строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией.
В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение ТС, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного ТС буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других ТС, например ГАЗ 2747 (п. 26 Положения о ПТС).
Согласно п. 27 Положения о ПТС в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС необходимо учитывать при определении категории автомобиля в целях уплаты транспортного налога и ставки транспортного налога, нет.
Ранее существовало и в 2007 году поддерживалось Минфином России (смотрите письмо от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17) мнение, что принадлежность ТС к категории В автоматически означает, что данное ТС является легковым автомобилем. Такое мнение в прошлом поддерживалось некоторыми судами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А).
Однако мы не считаем данную точку зрения достаточно обоснованной. Так, в приведенной классификации не употребляются такие понятия, как «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль», «автобус» и т.д. Следовательно, однозначно сказать, что, например, фургон не может быть включен в категорию В, нельзя. В Положении о ПТС расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются.
Финансовое ведомство в настоящее время считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус). Смотрите, к примеру, письма Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1.
Существует и судебная практика со схожими выводами (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013). В апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что категория транспортного средства В в равной степени может быть присвоена как легковым, так и малотоннажным грузовым автомобилям массой до 3,5 тонн. Только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к «грузовым» или «легковым» автомобилям.
Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении («категории»), указанных в ПТС.
Можно также обратиться к используемой в настоящее время отраслевой нормали ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автотранспортных средств. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая автотранспортные средства специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «О направлении Методических рекомендаций»).
Согласно ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении ТС обозначает тип (вид автомобиля):
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное ТС.
Из приведенной классификации следует, что рассматриваемое транспортное средство относится к фургонам (вторая цифра — 7), что заставляет нас склониться к мысли, что с большей вероятностью автомобиль следует считать грузовым. Здесь же приведем п. 3 Положения о ПТС (из которого усматривается, что оборудование загрузочного пространства как фургон свойственно грузовым автомобилям): в целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства:
а) грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.);
б) легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями.
Однако в отношении применения отраслевой нормали ОН 025 270-66 при решении вопроса о выборе ставки по транспортному налогу сложившаяся арбитражная практика противоречива и неоднозначна.
Некоторые суды указывают, что отраслевая нормаль ОН 025 270-66 разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения, поэтому при определении ставки транспортного налога эта нормаль учитываться не должна (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N А56-25389/2006, от 18.12.2006 N А56-43379/2005, от 13.11.2006 N А05-6552/2006-22, от 30.05.2006 N А26-11425/2005-212, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 13АП-3361/2008, решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2008 N А56-33426/2007, Арбитражного суда Рязанской области от 20.11.2006 N А54-4020/2006С8).
Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС и с учетом классификации категорий ТС (А, В, С, D, прицеп) (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 N А29-6237/2007, от 06.05.2009 N А29-7851/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122, постановление кассационной инстанции — Президиума Архангельского областного суда от 08.08.2012 N 44г-16/2012, определение Ленинградского областного суда от 03.10.2012 N 33-4499/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 N 04АП-3312/16, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 N 14АП-2657/16).
Отметим, что финансовые органы также в своих разъяснениях (смотрите вышеназванные письма Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1) приводят ссылки на отраслевую нормаль, но конкретных выводов о возможности ее применения для рассматриваемых нами целей не делают. А в письме ФНС России от 07.04.2016 N СА-4-7/6024@ со ссылкой на нормаль и Положение о ПТС сделано такое заключение: тип транспортного средства определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением транспортного средства. При выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения, сведения о котором переданы регистрирующими органами.
Отметим также, что в письме от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251 Минфин России сообщал, что в соответствии с определением ВАС РФ от 14.10.2010 N ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей.
В целом, считаем, что из совокупного толкования показателей типа ТС и наименования модели автомобиля «Газель», а также из наличия грузового отсека вытекает признание данного ТС грузовым автомобилем. Тем более что автомобиль используется для перевозки грузов. Такая позиция позволяет исключить налоговые риски.
Однако ввиду отсутствия однозначных определений в нормативных документах Организация может принять решение считать данный автомобиль легковым. Одним из аргументов может быть ссылка на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Полагаем, что эту позицию, скорее всего, придется защищать в суде.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Категории ТС по техническому регламенту

  • Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
  • Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
  • Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
  • Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
  • Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
  • Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
  • Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
  • Категория Tm — трамваи.
  • Категория Tb — троллейбусы.

Классификация машин

Ставка транспортного налога зависит от нескольких параметров, в том числе от типа автомобиля. При регистрации в ГИБДД в паспорте ТС делается классификационная запись исходя из технических характеристик, целевого назначения и правовых норм.

Машина может быть определена как:

  • легковая;
  • грузовая;
  • автобус;
  • фургон;
  • специального назначения.

Согласно Конвенции о дорожном движении, приняты следующие категории:

  1. «a» — мототранспорт.
  2. «b» — техника массой до 3,5 т, с числом пассажиромест до 8 штук.
  3. «c» — машины весом более 3,5 т (кроме отнесённых к следующей букве).
  4. «d» — количество кресел для пассажиров превышает 8.
  5. «e» — прицепы.

Под расчёт транспортного налога на грузовые автомобили в основном попадают категории С и D. Хотя встречаются сбивающие с толку записи в ПТС, когда невозможно определённо отнести машину к легковой или тяжелогрузу. В таком случае закон принимает сторону плательщика, и выбирается меньшая ставка.

Транспортный налог на грузовой бортовой автомобиль, отнесённый к категории b, несмотря на малый тоннаж, рассчитывается по тарифам, установленным не для легковушек. Если в паспорте ТС чётко обозначен тип машины, то остальные параметры имеют второстепенное значение.

Для целей обложения транспортным налогом грузовики делятся на подкатегории, для которых устанавливаются сборы:

Мощность двигателя, л. с. Базовый тариф, р.
1 менее 100 2,5
2 101— 150 4
3 151 — 200 5
4 201 — 250 6,5
5 более 250 8,5

Регионы могут вводить дифференцированные ставки, учитывать возраст и природосберегающий класс машины.

Порядок начисления

Транспортный налог на грузовые автомобили определяется по следующей формуле за календарный год:

Н = МД х НС х М/12, где:

  • МД — мощность мотора в лошадиных силах;
  • НС — ставка налога;
  • М — целые месяцы владения машиной.

Данные по двигателю указаны в техническом паспорте. Базовые ставки транспортного налога перечислены в НК РФ, региональные власти имеют право устанавливать иные тарифы, с отличием не более чем в 10 раз.

Если автомобиль меняет собственника в середине года, то полные месяцы владения определяются по принципу:

  • продажа после 15, покупка до 15 — период засчитывается;
  • реализация до 15, приобретение позже 15 — месяц исключается.

Например, договор заключён 23.05.18., тогда новый владелец заплатит транспортный налог с июня по декабрь (7 мес.), а старый — с января по май (5 мес.).

Определение сбора для различных федеральных округов:

  1. Грузовик с двигателем 200 л. с. зарегистрирован в Сахалинской области 15.03.2009. Владелец льгот не имеет. Коэффициент на 2017 г. — 50 р. К оплате до 01.12.18 — 10 тыс. р. (200 х 50).
  2. Аналогичное транспортное средство приобрёл житель Крыма и поставил на учёт 22.05.2017. Региональный тариф — 25 р. Полные месяцы владения — 7 (июнь — декабрь). Сумма налога — 2917 р. (200 х 25 х 7/12).

Физическим лицам уведомление с расчётами и квитанцией на оплату приходит из ФНС. Крайний срок перечисления — 1 декабря следующего года. В 2018 г. осуществляется погашение сумм за 2017 г. Юридические предприятия самостоятельно ведут бухгалтерию по транспортному сбору и сдают декларации.

Если владелец грузового автомобиля до конца ноября не получил извещение за прошлый год из ФНС по почте или через Личный кабинет на сайте, то это не снимает с него ответственности по расчётам с бюджетом. Необходимо обратиться с этой проблемой в отделение налоговой инспекции до 31 декабря.

Льготы

Освобождение или снижение сбора для владельцев грузового транспорта возможно только по заявлению в ФНС. В тексте указываются персональные данные, сведения на автомобиль и реквизиты документа, подтверждающего наличие льготы.

От налогообложения освобождается техника, занятая на сельскохозяйственных работах, при условии регистрации на официальных с/х производителей:

  1. Комбайны.
  2. Тракторы.
  3. Молоковозы.
  4. Скотовозы.
  5. Перевозчики удобрений.
  6. Машины ветеринарной помощи.
  7. Прочий спецтранспорт.

Если грузовой автомобиль угнали, то при своевременной подаче справки из госорганов, налог перестанет начисляться. Под действие льготы подпадает техника, закреплённая за федеральными военизированными учреждениями.

В каждом регионе РФ существует свой установленный нормативными актами перечень скидок и освобождённых от транспортного налога лиц.

Это могут быть:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • ветераны;
  • члены многодетных семей.

Индивидуальный предприниматель, который ведёт деятельность по грузоперевозкам на личном автомобиле, не освобождается от ТН. Начисление и уплата сбора осуществляется по общим правилам для физических лиц, даже если применяется специальный режим н/о.

Транспортный налог для грузовых автомобилей свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе «Платон», может быть снижен или полностью аннулирован. Владельцев тяжёлой техники обязали компенсировать вред, наносимый федеральным трассам, для чего ввели плату за пробег. С 2017 года тариф за 1 км составляет 1,9 р., километраж определяется с помощью специального оборудования. В результате происходит фактически задвоение налогообложения, поэтому владельцы многотоннажных автомобилей имеют право подать в ФНС заявление на льготу.

Транспортный налог за предыдущий период не придётся платить, если:

  1. Грузовая машина массой более 12 тонн стоит на учёте в системе «Платон».
  2. Годовые суммы за километраж равны или превышают транспортный сбор.

Например, владелец дальнобойной машины заплатил за пробег по федеральным трассам в 2017 году 10 000 р., а ТН за тот же период составляет 8 500 р. Тогда в 2018 г. в бюджет ничего перечислять не нужно.

Сокращение транспортного налога происходит в случае, когда плата за километраж меньше начисленных ФНС сумм. Например, при ТН 8 500 р. в систему «Платон» погашено 5 000 р. Доплата по сбору составляет 3 500 р. при условии своевременной подачи заявления в инспекцию.

Штрафы

Если положенная по закону сумма транспортного налога не перечислена физическим лицом в бюджет до граничного срока, на должника налагаются следующие санкции:

  1. Пеня за несвоевременную уплату в бюджет составляет 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждые прошедшие сутки. Формула расчёта: П = Непогашенная сумма х Ст. Реф. х 1/300 х Кол-во дн. День, в который осуществляется перечисление налога, входит в период, за него также взыскивается пеня.
  2. Штраф 20% или 40% от неуплаченной суммы транспортного сбора. Если долг образовался в результате ошибки или других непреднамеренных действий, то взыскивается пятая часть. В случае обнаружения злого умысла штраф увеличивается в 2 раза.
  3. Принудительное требование оплаты по решению суда. ФНС направляет должнику запрос на погашение транспортного налога через 3 месяца после наступления граничного срока перечисления. Если ситуация не меняется через 8 дней, инспекция имеет право в течение полугода подать иск на владельца грузового автомобиля. Судебный орган определяет окончательную сумму задолженности с учётом штрафных санкций, которая изымается из наличных или электронных средств, денег на р/с, имущества. Должник может быть лишён возможности покинуть страну.
  4. Уголовная ответственность наступает за неуплату налогов в крупных и особо внушительных размерах.

Срок давности по транспортному сбору составляет 36 месяцев. То есть потребовать погасить задолженность могут только за последние 3 года.

Штрафные санкции за уклонение от перечислений в системе «Платон» с 8 июля 2018 г. налагает Ространснадзор в соответствии с Административным кодексом РФ:

  1. 5 тыс. р. заплатят водители зарубежной и владельцы отечественной техники.
  2. Сумма повышается в 2 раза при повторном нарушении.

Штрафы не применяются к водителям автомобилей, принадлежащих иностранным компаниям, если неоплаченный пробег по российской территории составил не более 50 км. Собственники, зарегистрированные в РФ, привлекаются к ответственности за нарушения 1 раз в сутки.

Рейтинг автора 0Елизаров Артем юрист, специалист по автомобильному праву Написано статей и ответов 230

Пикапы пользуются большой популярностью среди автолюбителей, которые ценят практичность и доступность этого транспортного средства. По сути, такая машина является модификацией легкового авто и грузовика, и в связи с этим многие автолюбители путаются и не знают, как правильно рассчитывать транспортный налог на пикапы.

Из этой актуальной статьи вы узнаете, какие налоговые ставки существуют для самых популярных моделей пикапов в разных регионах страны.

Почему пикапы считают грузовыми авто

Большинство владельцев этих внедорожников имеют водительские права категории «В», поэтому по закону считается, что они управляют легковой машиной. Вот как описывается категория «В» в п. 1 ст. 25 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения:

  1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
    • категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В» сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Однако тип автомобиля правильно определять не по водительскому удостоверению, а по паспорту транспортного средства (ПТС). Большинство пикапов имеют ПТС, в котором прописан тип «грузовой, бортовой», а значит правомерно считать такое — грузовиком. Марка и модель машины зашифрована в числовом и буквенном коде, который можно посмотреть во второй строке паспорта. Если второй цифрой в коде стоит 3, то это указывает на грузовой вид автомобиля или пикап.

Если налоговый орган относит пикап с определённой мощностью двигателя к грузовикам, значит, транспортный налог на него будет считаться по другим ставкам, чем для легковых авто с такой же мощностью в лошадиных силах. Иногда такие ставки могут быть больше, что справедливо, ведь грузовые машины наносят больший вред дорожному полотну, чем легковые. Но в некоторых регионах, напротив, выгоднее иметь большегруз, чем легковушку, из-за пониженных ставок.

Налоговые ставки на пикапы в разных регионах

Самыми продаваемыми моделями пикапов на российском рынке за 2016 год стали:

  • Toyota Hilux;
  • Mitsubishi L200;
  • Volkswagen Amarok;
  • UAZ Pickup.

Для сравнения приведём технические характеристики данных автомобилей и типы ТС:

Марка авто Мощность двигателя, л.с. Тип транспортного средства
Toyota Hilux 2011 144 Грузовой бортовой
Mitsubishi L200 168 Грузовой бортовой
Volkswagen Amarok 2011 180 Грузовой бортовой
UAZ Pickup 135 Грузовой бортовой

Возьмём на выбор три региона страны, и посмотрим, как будут отличаться ставки транспортного налога в рублях на легковые и грузовые автомобили с одинаковой мощностью двигателя.

Москва (в соответствии с Законом Москвы №33 “О транспортном налоге” от 09.07.2008 года) Краснодар («О транспортном налоге на территории Краснодарского края» №639-КЗ от 26.11.2003 года) Хабаровск (в соответствии с Постановлением №308 “О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае” от 10.11.2005 года)
UAZ Pickup, 135 л.с. грузовой 26 30 40
Opel Mokka, 140 л.с. легковой 35 25 16
Volkswagen Amarok, 180 л.с. грузовой 38 50 50
Skoda Octavia, 180 л.с. легковой 50 50 30

Таким образом, видно, что в Москве легковые автомобили обходятся дороже, чем пикапы грузовики. Годовой налог за легковую Skoda Octavia составит 180 л.с. × 50 = 9000 рублей, а за грузовой Volkswagen Amarok — 180 л.с. × 38 = 6840 рублей.

В Краснодаре ситуация обратная. Большим налогом облагаются грузовики: UAZ Pickup обойдётся в 4050 рублей, а Opel Mokka — в 3500 рублей. В Хабаровске налоговые ставки на оба вида авто отличаются ещё сильнее. Налог за Volkswagen Amarok составит 9000 рублей, а за Skoda Octavia — 5400 рублей.

Такие машины, как пикапы, особенно любят рыбаки, охотники, владельцы загородных дач. Если грузовой пикап используется по назначению, то есть не только для перевозки людей, но и для транспортировки грузов, то он вполне оправдывает себя, как практичный автомобиль.

Расположение на проезжей части

Залог безопасности на дорогах — это соблюдение норм и правил, прописанных в ПДД. Они определяют для грузового транспорта особые требования при выборе полос для движения по дорогам различной категории.

Пункт «Расположение транспортных средств на проезжей части» — это пункт 9 в ПДД, с ним можно самостоятельно ознакомиться.

В населенных пунктах

Согласно п. 9.4 существуют ограничения по движению всех грузовиков массой более 2500 килограмм. Водителям таких транспортных средств можно занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос) только в двух случаях:

  • при развороте;
  • при повороте налево.

Стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что под данную категорию попадает ряд автомобилей, которые многими определяются как легковые (условно относящиеся к категории «В») — это пикапы и «ГАЗели».

Иных требований в городе к грузовым авто не предъявляют. Они приравнены ко всем транспортным средствам. Ограничения по движению могут быть введены только при помощи знаков. Например, проезд по центру на грузовиках большой массы часто невозможен.

Вне населенных пунктов

Предыдущее правило распространено и при движении по населенным пунктам, где расположена основная дорога. Здесь действует следующее правило: «держаться как можно правее». Если правая полоса занята, можно двигаться по той, что расположена левее, но при этом, как только правая сторона освободится, необходимо будет занять ее.

Вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. Водителям грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 2500 килограмм не стоит забывать о пункте 9.4, описанном выше.

По автомагистралям и дорогам для автомобилей

Автомагистрали и дороги для автомобилей обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). Движение по ним осуществляется с применением определенных правил. Они общие и распространяются на оба варианта дороги (смотрите п. 16.3).

Определим общие правила движения для всех транспортных средств этой категории:

  • грузовой транспорт массой от 2500 до 3500 килограмм может двигаться по любым полосам (при наличии трех и более), но крайнюю левую занимать имеет право только для разворота или левого поворота;
  • все грузовики разрешенной массы от 3500 килограмм имеют право движения на таких дорогах только по двум крайним правым полосам (в соответствии с правилом пункта 16.1 выезд на любую другую полосу категорически запрещен);
  • легкие грузовики массой не более 2500 килограмм могут занимать любую полосу на таких дорогах, для них ограничений нет.

При нарушении ПДД водителю грозит привлечение к ответственности, о чем мы обязательно поговорим ниже.

Запрещающие знаки для грузовиков

Помимо описанных выше правил движения существует и другой тип ограничений в виде дорожных знаков. Их гораздо больше, и каждый водитель должен знать, что они означают. Дело в том, что они разделены на восемь категорий.

Все обозначения запрета в ПДД описаны в приложении №1 и в группе 3. Суть их действия заключается как в введении запрета, так и в его отмене через какой-либо промежуток. Возросшие штрафы сегодня побуждают все больше водителей следовать этим знакам безоговорочно, и это правильно. Рассмотрим только знаки запрета для грузового транспорта.

Знак запрета Пояснение
1. Запрет движения грузовых автомобилей Значок может быть как с определенной массой, так и без нее:

  • если масса указана (как в примере), то запрет действует на автомобили, превышающие ее;
  • если она не указана, то запрет действует на грузовики массой свыше 3500 килограмм.
2. Запрет движения грузовых автомобилей с прицепом В этом правиле много нюансов. Так, полностью запрещено под него проезжать:

  • любому транспорту с буксировкой;
  • тракторам с прицепами;
  • грузовым авто от 3,5 тонн и выше с прицепной техникой.

Исключение: все авто массой до 3,5 тонн с прицепом имеют право проезда (кроме буксировки).

3. Запрет на движение любого транспорта выше указанной массы Если авто имеет большую массу, чем та, что обозначена на знаке, проезд запрещен.
4. Ограничение давление массы на ось О давлении на ось знают все водители грузовиков, при этом, разрешен проезд только тем, у кого масса на ось менее указанной.
5. Ограничение по высоте ТС Под габариты попадает высота как с грузом, так и без него.
6. Ограничение по ширине ТС Под габариты попадает ширина как с грузом, так и без него
7. Ограничение по длине ТС Под габариты попадает длина как с грузом, так и без него
8. Обгон запрещен для грузовых авто Запрет действует до отмены знака (он будет серым и перечеркнутым). Пока знак действует, грузовые автомобили не имеют право совершать обгон.
9. Запрет проезда авто с опасным грузом Автомобили, занимающиеся такими перевозками, должны маркироваться специальными знаками.

Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137

Вопрос: Прошу разъяснить, каким образом должен исчисляться транспортный налог по транспортному средству ГАЗ-2217 «Баргузин» (тип — автобус на 6 мест, категория «В», число пассажирских мест — 6, не считая места водителя, мощность двигателя — 140л.с.). Возможно ли применить ставку (ст. 361 НК РФ) «автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.»?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Кодекса сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 г. N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».
Установленное главой 28 Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. (далее — Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *