Кас 10

22.01.2016 12:05:00

С 15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ). Изменения коснулись и сроков рассмотрения судами административных дел.

В КАС РФ установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений. Срок принятия административного искового заявления к производству составляет 3 дня с момента его поступления в суд (ст. 127 КАС РФ). Ранее для подобных дел специального срока принятия заявления к производству не было, поэтому применялся общий пятидневный срок.

В КАС РФ закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел (ст. 141 КАС РФ):

до трех месяцев — в Верховном Суде Российской Федерации;

до двух месяцев — во всех остальных судах.

Срок рассмотрения может быть продлен не более чем на один месяц председателем суда.

Для отдельных случаев предусмотрены иные сроки. Например, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций установлен трехмесячный срок рассмотрения независимо от того, в каком суде рассматривается дело (ст. 289 КАС РФ).

Указанные общие сроки, за исключением срока рассмотрения дел в Верховном Суде Российской Федерации, продолжительнее ранее установленных ГПК РФ в отношении отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений.

Увеличен срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов судами общей юрисдикции с одного до двух месяцев (ст. 213 КАС РФ).

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд (ст. 226 КАС РФ).

Апелляционные жалобы по некоторым делам должны подаваться и рассматриваться в сокращенные сроки.

Общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остались прежними: месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Однако для отдельных категорий административных дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления). Так, в ст. 298 КАС РФ законодатель определил десятидневный срок обжалования судебных решений по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; об установлении административного надзора могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

В ст. 305 КАС РФ определены сроки рассмотрения административных дел судом апелляционной инстанции, неизменными остались общие сроки — до двух месяцев в судах субъектов Российской Федерации и до трех месяцев в Верховном Суде Российской Федерации, кроме того, перечислены укороченные сроки рассмотрения по отдельным категориям дел.

Возврат к списку

Право обжалования решений и действий (равно как и бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц – одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Судебная защита прав граждан, юридических лиц и их объединений в сфере государственного управления является наиболее эффективной и демократичной формой защиты прав, поскольку лишь в судебном процессе обеспечивается процессуальное равенство прав субъектов, не имеющих равного правового статуса в административных материальных правоотношениях.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, к которым относятся:

  • • дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (об оспаривании нормативных правовых актов);
  • • дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • • дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • • дела по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении);
  • • дела по заявлениям исправительного учреждения и органа внутренних дел об установлении, продлении или прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В процессе судебного рассмотрения исследуются правоотношения, которым присущ императивный характер. В качестве одного из участников данных правоотношений выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, совершившее оспариваемое действие или допустившее бездействие.

В ГПК РФ предусмотрено, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства (т.е. гражданского судопроизводства) с особенностями, установленными гл. 23–26.2 ГПК РФ.

То обстоятельство, что при рассмотрении дел данной категории применяются правила искового производства, вовсе не означает отрицания самостоятельности административного судопроизводства. В данном случае законодателем использован известный технико-юридический прием – распространение общих правил гражданского судопроизводства на все рассматриваемые судами общей юрисдикции дела. В связи с этим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, действуют общие правила, касающиеся формы заявлений, извещения сторон, необходимости оплачивать государственную пошлину и ряда организационных моментов.

При этом ГПК РФ устанавливает следующие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений:

  • • при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства (ч. 2 ст. 246);
  • • суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246);
  • • бремя доказывания обоснованности требований возложено на субъект административных правоотношений, принявший оспариваемый правовой акт, совершивший оспариваемое действие или допустивший бездействие (ч. 1 ст. 249);
  • • суд обязан проявлять активность в выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, для чего он может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, истребовать доказательства по своей инициативе. В случае неисполнения требований о явке в судебное заседание или предоставлении доказательств указанные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249 ГПК РФ);
  • • не используется ряд таких институтов гражданского процессуального права, как заключение мирового соглашения, встречный иск, признание иска, отказ от иска, третьи лица; не применяются правила договорной подсудности; дело не может быть передано на разрешение третейского суда (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Процессуальные особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются, как правило, судьей единолично. Коллегиально рассматриваются лишь дела, предусмотренные в ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ – дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума.

Помимо общих особенностей, рассмотрение каждого вида дел, возникающих из публичных правоотношений, имеет свои специфические особенности, в том числе касающиеся сроков, применения мер обеспечения, вступления решений суда в законную силу.

Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, представлен на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений

Ст. 208 КАС РФ

1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

4. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

5. Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

8. По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *