Каков порядок ликвидации юридического лица

Общество с ограниченной ответственностью: порядок ликвидации

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК РФ выделяет два вида ликвидации: добровольная и обязательная.

Общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания участников общества.

Причины ликвидации общества могут быть самыми разными, в том числе это может быть в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, либо с достижением цели, ради которой оно создано.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров, исполнительный орган либо участник ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания участников вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью), решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу принимается всеми участниками единогласно.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Перечень оснований для судебной ликвидации общества установлен статьей 61 ГК РФ:

— в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Осуществление обществом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации;

— в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;

— в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. К примеру, судебная практика рассматривает как грубое нарушение налогового законодательства отсутствие ответчика по месту постоянной регистрации (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2003 года по делу №А78-164/03-С1-4/5-Ф02-1806/03-С2).

Иные основания и порядок ликвидации общества определяются ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Как видим, указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пункт 5 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, согласно которому в случае не исполнения обязанности по уменьшению уставного капитала, общество может быть ликвидировано.

Обратите внимание, не является основанием для ликвидации общества в судебном порядке неисполнение решения общего собрания о добровольной ликвидации общества.

Однако, следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации общества не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

При возложении судом обязанностей по ликвидации общества на его учредителей следует исходить из того, что эти обязанности в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью должны быть исполнены участниками общества.

Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора общества. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Учредители общества, принявшие решение о ликвидации общества обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС).

На практике возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации общества в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

С целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации общества, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

На основании статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В случаях, когда законодатель обязывает «уведомить» о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, уплата государственной пошлины при подаче уведомления не требуется. Данное сообщение носит уведомительный характер.

Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного общества. При наличии задолженности по налогам и сборам — обеспечивает применение к обществу мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие — ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Однако, при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения налоговой проверки, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Учредители общества назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Как уже было сказано, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Обратите внимание!

Согласно пункту 4 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в случае, когда участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества.

Ранее действовавшая редакция статьи 63 ГК РФ предусматривала обязанность общества согласовать промежуточный ликвидационный баланс с регистрирующими органами. Ныне действующая редакция говорит лишь о том, что:

«В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

Законом об обществах с ограниченной ответственности такой обязанности также не установлено.

Обратите внимание!

Кредитные организации обязаны согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с Банком Российской Федерации. Требования по составлению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и порядок согласования указанных балансов территориальными учреждениями Банка Российской Федерации определены в Положении о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка Российской Федерации, утвержденном Центральным Банком Российской Федерации от 4 октября 2000 года №125-П.

Согласно статье 63 ГК РФ выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников общества.

Обратите внимание!

Ликвидационный баланс не требует согласования с каким либо органом либо утверждения судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 июня 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/1242, от 18 апреля 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/505, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2005 года по делу №А65-18694/04-СГ3-25).

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, распределяется между участниками в соответствии со статьей 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация общества в связи с ликвидацией. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

· ликвидационный баланс;

· документ об уплате государственной пошлины;

· газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Кроме того, кредитные организации для государственной регистрации своей ликвидации обязаны представить в Банк Российской Федерации дополнительные документы. Перечень таких документов определен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 21 января 2003 года №1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России».

Общество может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным.

Признание общества банкротом судом влечет его ликвидацию. Общество может быть признано банкротом как в принудительном порядке, так и добровольно объявить о своем банкротстве.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Виды ликвидации юридического лица

Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Порядок ликвидации ООО

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-84-84-805

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее по тексту – ФЗ «Об ООО») решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

В силу п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Следовательно, на первоначальном этапе Вам необходимо принять решение о ликвидации ООО. Также в решении необходимо определить членов ликвидационной комиссии (либо назначить ликвидатора).

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме (Р15001) об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Таким образом, о принятом решении необходимо уведомить регистрирующий орган в течение трех рабочих дней.

Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В силу п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Следовательно, после уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации, необходимо опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». При этом в журнале «Вестник государственной регистрации» требуется указать порядок и сроки расчетов с кредиторами (даже в случае отсутствия задолженностей у общества).

В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон № 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, после истечения срока, установленного для расчета с кредиторами, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет ликвидирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. При этом промежуточный ликвидационный баланс также сдается на проверку в регистрирующий орган.

В силу п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 129 для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Следовательно, последний этап ликвидации — это подача в регистрирующий орган заявления о ликвидации организации с приложением ликвидационного баланса.

Согласно п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических ли

В силу п. 8 ст.63 ГК РФ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Вывод: после соблюдения всех процедур порядка ликвидации ООО и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц организация считается ликвидированной, оставшееся имущество передается участникам.

Как закрыть ООО с одним учредителем: порядок действий

На первом этапе единственный собственник решает закрыть фирму и документирует свое решение. У бумаги нет установленной формы, главное, отразить все важные моменты. «Шапка» оформляется стандартно – решение за номером, дата принятия и населенный пункт. В основном тексте необходимо указать полное наименование и реквизиты госрегистрации фирмы, обозначить 100% долю в уставном капитале (единственный участник принял решение), назначить ликвидатора (комиссию) и уполномочить его на дальнейшие действия.

Важно! Учредитель может назначить ликвидатором сам себя или стороннего исполнителя. В последнем варианте необходимо подписать договор, где будут четко обозначены обязанности ликвидатора, порядок процедуры и сроки каждого этапа.

Ликвидатор действует по регламенту – нужно:

  • проинформировать ИФНС в 3-дневный период. В первичный пакет документов входит решение о ликвидации ООО с одним учредителем, уведомление по форме Р15001 о намерении закрыться и о назначении ликвидатора;

  • сообщить о предстоящем закрытии кредиторам. Информация обязательно обнародуется в Вестнике государственной регистрации. Дополнительно ликвидатор самостоятельно рассылает письма выявленным кредиторам, принимает меры к получению дебиторской задолженности;

  • выполнить бухгалтерские процедуры. У кредиторов есть не менее 2-х месяцев, чтобы предъявить претензии. После этого составляется промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), где указываются активы, обязательства по долгам и решения по кредиторским заявкам;

  • рассчитаться с заинтересованными лицами. Ликвидатор делает обязательные выплаты сотрудникам, государству и контрагентам (очередность зафиксирована в ст. 64 ГК РФ). На расчет в первую очередь идут деньги, а при необходимости средства от реализации имущества. Если активов недостаточно, придется доказать банкротство в суде. После всех выплат можно аннулировать расчетный счет в банке;

  • закрыть фирму. Официальная ликвидация Общества – компетенция налоговой службы. Сюда нужно подать окончательный ЛБ и справки из внебюджетных фондов (в подтверждение «долговой чистоты»), заявление Р16001 на регистрацию закрытия, квитанцию об уплате пошлины. Если документы составлены без ошибок, фирму закроют максимум за 5 рабочих дней.

После внесения соответствующих изменений в реестр юридических лиц у Общества больше нет прав и обязанностей. Подтверждением закрытия служит лист записи ЕГРЮЛ. Единственный собственник фирмы получает все оставшиеся активы и может распоряжаться ими по своему усмотрению. После передачи имущества остается уничтожить печати/штампы и сдать в архив подлежащую хранению документацию.

Распространенные проблемы при самостоятельной ликвидации

Даже зная, как закрыть ООО с одним учредителем, собственнику придется потратить много времени и сил. Кроме того, без специальных знаний есть большая вероятность столкнуться с проблемами, ведь вопрос регулируется множеством положений из налогового, трудового, административного и даже уголовного кодексов. К примеру, нужно соблюсти права уволенных сотрудников, сверится по бюджетным выплатам с налоговой и внебюджетными фондами, уложиться в сроки на каждом этапе. В обычном порядке ликвидация фирмы длится около 6 месяцев, но без опыта процесс сильно затягивается. Если не закрыть предприятие за 1 год, придется обращаться в суд за продлением.


Чтобы в процессе расчета по долговым обязательствам «неожиданно» не закончились средства, желательно выполнить предварительный аудит. Процедура поможет заранее выявить всех кредиторов, точно рассчитать соотношение долгов и активов. В случае признаков финансовой несостоятельности можно сразу выбрать закрытие через банкротство.

Оптимальный вариант – помощь профессионалов. При таком подходе ликвидация ООО с одним учредителем (любым количеством собственников) пройдет оперативно и без эксцессов. Обращайтесь в «РосКо» – располагаем опытными экспертами, берем на себя всю бюрократию, бережем время и силы клиентов, находим правильный выход из любой ситуации.

ПРОТОКОЛ О ЛИКВИДАЦИИ ООО: КАК СОСТАВИТЬ

ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИКВИДАЦИИ ООО: ЧТО ДЕЛАТЬ С КРЕДИТОРАМИ И ПЕРСОНАЛОМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *