Какими качествами должен обладать менеджер по персоналу

Идеальный эйчар

Обновлённые HR-Сообщества:
hr.superjob.ru

Отдел кадров — обмен опытом | 01.04.2009 13:04
В конце марта Исследовательский центр портала SuperJob.ru провёл опрос среди менеджеров по персоналу, директоров предприятий и обычных людей с целью выяснить, каким должен быть идеальный HR-менеджер. Респондентам был задан открытый вопрос: «Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать идеальный менеджер по персоналу?»
Эйчар, или менеджер по персоналу, – сравнительно новая профессия не только для России, но и для западных стран. Конечно же, кадровики, основной задачей которых было оформление сотрудников, существовали и до появления модного термина «человеческие ресурсы» (human resources), но тогда их функционал был предельно сжат. Сегодня же эйчары – это не просто администраторы, а самые настоящие ловцы талантов. Кроме этого, современный менеджер по кадрам принимает непосредственное участие в формировании корпоративной культуры, построении отношений между начальством и работниками. По этой причине эйчар зачастую находится «между молотом и наковальней», ведь ему необходимо учитывать как интересы руководителя, так и рядовых сотрудников, которые не всегда совпадают. Кажется, достичь успеха в этом непростом деле может только идеальный менеджер по персоналу. Каким же видят идеального эйчара простые россияне, руководители предприятий и сами представители этой профессии?
Итак, каждый пятый россиянин (20%) назвал главным качеством идеального менеджера по персоналу доброжелательность. Многие респонденты отмечали, что в зависимости от поведения рекрутёра на собеседовании у них складывается впечатление о самом предприятии. Не секрет, что успешная работа HR-менеджера во многом зависит от его умения наладить контакт с коллективом, найти подход к каждому сотруднику. Для всего этого важны коммуникативные навыки, которые назвали 15% россиян. Столько же респондентов (15%) считает, что HR-менеджеры в первую очередь должны быть хорошими психологами. Стоит отметить, что их представлениям полностью соответствуют данные статистики: наиболее часто менеджерами по персоналу становятся те, кто окончил вуз по специальности «психолог» или «педагог» (28% и 25% соответственно).
В свою очередь первые лица компаний делали упор на интеллектуальную составляющую. По мнению 15% руководителей, HR-менеджеры должны обладать аналитическим складом ума, способностью к стратегическому мышлению, широким кругозором. Второе место они отдают доброжелательности и знанию основ психологии (по 13%), далее следует компетентность (11%) и умение распознать высококлассного специалиста среди десятков кандидатов (10%), а вот хорошо подвешенный язык директора ценят несколько меньше – коммуникабельность упомянули 9% от общего числа руководителей компаний.
Сами менеджеры по персоналу главными качествами идеального представителя своей профессии назвали коммуникабельность (32%), доброжелательность (28%) и интуицию (17%). Специалисты по управлению персоналом не понаслышке знают о большом количестве явных и скрытых стрессовых ситуаций, сопровождающих работу с людьми, поэтому неудивительно, что в числе основных они указали и такое качество, как стрессоустойчивость, то есть умение контролировать свои эмоции и сохранять выдержку (17%). По мнению психологов, женщины обладают большей эмоциональной устойчивостью, нежели мужчины. Вероятно, это одна из причин того, что в сфере управления персоналом так мало представителей сильной половины человечества (всего 11%). Каждый десятый менеджер по персоналу считает, что основной характеристикой идеального HR-менеджера является компетентность, причём не только в сфере управления персоналом, но и в остальных бизнес-процессах, происходящих в компании. Столько же голосов (10%) набрала дипломатичность. Высоко ценят эйчары и такие качества, как ответственность и внимательность (по 10%). Любопытно, что среди директоров предприятий эти качества отметили единицы – 1% и 5% соответственно.

Как следует из результатов опроса, эйчар – это профессия, подразумевающая высокий уровень компетенции, знание человеческой психологии, умение разрешать конфликты. На фоне всего этого привлекательный внешний вид не столь важен: в качестве основополагающей характеристики успешного HR-менеджера его указали 5% представителей профессии, 3% обычных людей и всего 2% руководителей. Кроме того, наименее ценными для эйчара качествами оказались объективность, целеустремлённость, активность и, как ни странно, опыт работы.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24-27 марта 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1 500 обычных людей, 500 менеджеров по персоналу, 500 руководителей
Вопрос:
«Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать идеальный менеджер по персоналу?»

Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать несколько вариантов ответа):

Варианты ответа HR-менеджеры Руководители компаний Обычные люди
Коммуникабельность 32% 9% 15%
Доброжелательность, вежливость 28% 13% 20%
Интуиция 17% 10% 7%
Стрессоустойчивость 17% 5% 6%
Интеллект, ум 11% 15% 7%
Компетентность 10% 11% 9%
Дипломатичность, такт 10% 7% 7%
Ответственность 10% 1% 5%
Внимательность 10% 5% 5%
Знание психологии 8% 13% 15%
Профессионализм 8% 4% 6%
Умение грамотно выстраивать общение 8% 4% 4%
Гуманизм, человеколюбие 6% 6% 3%
Привлекательный внешний вид 5% 2% 3%
Порядочность, честность 4% 3% 4%
Умение слушать 4% 4% 3%
Активность 4% 4% 2%
Целеустремлённость 4% 4% 2%
Опыт 2% 4% 3%
Объективность 2% 0% 3%
Другое (адекватность, открытость, трудолюбие, лояльность, заинтересованность, знание законодательства, лидерские качества, работоспособность, активность, чувство юмора, беспристрастность, гибкость, отзывчивость, любовь к профессии, призвание, обаяние, преданность, совестливость, артистичность, харизматичность, системное видение, жёсткость, инициативность, креативность, мудрость, образованность, находчивость, осторожность, самостоятельность, скрупулёзность, серьёзность, справедливость, чёткость взглядов) 50% 18% 46%
Затрудняюсь / не хочу отвечать 9% 22% 20%

Специальность по диплому
Психолог 28%
Педагог 25%
Менеджер 16%
Управление персоналом 11%
Экономика 10%
Инженер, технические специальности 9%
Юрист 8%
Социология 4%
Психология управления 4%
Финансист 3%
Бухгалтер 3%
Специалист по социальной работе 3%
Переводчик 2%
Филолог 2%
Другие (организатор мероприятий,
технолог пищевой, конструктор одежды,
PR-менеджер, менеджер по туризму,
философ, патентовед, биолог, политолог,
методист, библиограф, доктор, музыкант,
маркетолог, историкёжурналист,
делопроизводитель, культуролог)
9%

Код для вставки в блог

HR– менеджмент: технологии, функции и методы работы

В современном мире наблюдается тенденция к сближению и интеграции двух понятий: работа с персоналом и руководство персоналом организаций. Однако эти две важнейшие сферы имеют и свою специфику. Они различаются не только по субъекту, но и по своим функциям.

Так, главная функция работы с персоналом, или работы с кадрами, как часто называют этот вид деятельности, – обеспечение организации оптимальным количеством работников необходимой квалификации. Среди особенностей этой функции выделяются следующие:

• непостоянство работы с каждым отдельным сотрудником. Как правило, службы персонала занимаются им не каждодневно, а по мере необходимости;

• вспомогательный характер деятельности. Работа с персоналом не несет в себе постоянного и непосредственного руководства сотрудниками предприятия;

• из этого вытекает ограниченность властных полномочий. Менеджеры по работе с персоналом не имеют таких полномочий, как линейные, непосредственные руководители, а потому менеджер по персоналу не может непосредственно влиять на производственный процесс, такое влияние происходит опосредованно, через другие механизмы.

Главная функция руководства персоналом – непосредственное постоянное руководство сотрудниками предприятия или организации в процессе производственной деятельности. Для этой сферы характерны следующие особенности:

• постоянная работа с каждым подчиненным. Так как руководитель несет ответственность за деятельность своих подчиненных, осуществляемую ими на протяжении всего рабочего дня, то, соответственно, и работа с подчиненными, в частности руководство ими, будет выполняться постоянно;

• основополагающий характер деятельности. Работа линейных менеджеров непосредственно направлена на достижение и реализацию основных целей производственного процесса;

• властные полномочия. Непосредственный руководитель, ответственный за производственный процесс на вверенном ему участке, наделен большими, по сравнению с функциональными менеджерами, властными полномочиями.

Понимание различий в системе работы с персоналом и управления им – важное звено в формировании грамотной политики менеджмента человеческих ресурсов на предприятии. Практическая деятельность работы с персоналом предприятия всегда разнообразна. При этом предприятие, основной деятельностью которого является предоставление услуг, в частности гостиничных, обладает своими специфическими векторами приложения.

Конечно, для маленького отеля, численность сотрудников которого минимальна, существование отдела по персоналу будет только в тягость. Такому предприятию достаточно одного менеджера по кадрам, который сможет совместить все необходимые для работы функции.

Однако если гостиница обладает большими объемами человеческих ресурсов, работа с персоналом должна быть грамотно построена и четко структурирована. Для этого необходим отдел по работе с персоналом. Его деятельность, наряду с другими подразделениями, будет иметь первостепенное значение в работе этой гостиницы, так как именно от ошибок при работе с персоналом во многом зависит судьба самого отеля.

По мнению многих специалистов по кадровым службам, все службы персонала нашей страны можно условно разделить на три группы:

• перешедшие на новые кадровые технологии;

• частично перешедшие на новые технологии;

• работающие по-старому.

Кадровые службы, работающие по новым технологиям, отличаются от служб, придерживающихся традиционного подхода, следующими характеристиками.

• Организация проводит проверку работы с персоналом как минимум один раз в два года.

• Сотрудники службы по персоналу имеют профессиональную подготовку по специальностям «психолог», «социолог», «юрист», «экономист».

• Служба выполняет две функции: оформление трудовых отношений и управление трудовыми отношениями.

• Оформление трудовых отношений осуществляют специалисты с профессиональным образованием.

• В организации есть этический кодекс.

• Каждый сотрудник отдела по персоналу специализируется по определенному направлению работы по управлению персоналом.

• В организации нет работников, которые не соответствуют занимаемой должности, или их количество не превышает 10 % от общего числа персонала.

• Служба по персоналу участвует в планировании стратегических и тактических задач организации и их решении.

• Служба по персоналу регулярно изучает рынок труда.

• Организация заработной платы – функция кадровой службы.

• Используемые ресурсы для подбора кадров весьма разнообразны.

• Оплата труда менеджера по управлению персоналом соответствует рейтингам оплаты других подобных организаций.

• Служба по персоналу осуществляет планирование карьеры сотрудников.

• Служба постоянно работает с консультантами.

• Служба по персоналу имеет программу развития персонала.

• Служба использует новые методики управления дисциплинарными отношениями.

• Служба применяет новые методики подготовки и переподготовки кадров.

• Структура службы по персоналу определяется функциями и задачами организации, а не только численностью персонала.

• Служба использует постоянно обновляемую систему мотивации труда.

• Техническое оснащение службы по персоналу достаточно.

• Служба безопасности находится в системе кадровой службы.

• Служба по персоналу владеет оценкой работников.

• Служба по персоналу не ограничивает работу с новым сотрудником только его приемом и оформлением документов.

• Работники организации знают программу повышения доходов сотрудников.

• У службы по персоналу есть программа по поддержанию здоровья сотрудников.

• Подбор и расстановку кадров осуществляют не линейные менеджеры, которые для этого профессионально не подготовлены, а специалисты, работники службы по персоналу совместно с менеджерами.

• Менеджеры службы по персоналу несут личную ответственность за ошибки, допущенные при подборе кадров.

• Служба по персоналу фиксирует все случаи нарушений трудовой дисциплины.

• Служба использует современные методы дисциплинарного расследования.

• Служба по персоналу проводит ежегодную оценку персонала и перестановку кадров на основе этой оценки.

• Служба по персоналу постоянно сотрудничает с линейными менеджерами и руководителями подразделений.

• Служба по персоналу при подборе кадров использует новейшие методики, позволяющие свести к минимуму вероятность ошибки.

• В организации есть описание всех рабочих мест с определением трудовых функций на рабочем месте.

Таким образом, работа с персоналом предполагает следующее:

• планирование трудовых ресурсов: их оценку, набор рабочей силы, планирование потребности в кадрах, отбор персонала, социально-психологическую адаптацию принятого работника;

• прогноз потребности в кадрах, исходя из стратегических целей развития организации;

• создание системы мотивации работников к высокопроизводительному труду;

• оценку кадров и проведение необходимых перестановок: разработку плана оценки и критериев, подбор и согласование методов оценки и методик, проведение оценки, анализ результатов и их использование для движения трудовых ресурсов предприятия;

• подготовку кадров: организацию обучения вновь принятых и уже работающих сотрудников и, по мере необходимости, руководящего состава;

• определение материального вознаграждения сотрудников в целях привлечения и сохранения ценных кадров.

Во многих странах мира в последнее время серьезно пересматривают значение и функции служб, занимающихся персоналом. Особенно важно это для предприятий, которые работают в сфере производства услуг. Предприятия, работающие в индустрии гостеприимства, должны четко осознавать, что именно обслуживающий персонал является основным фактором производственного процесса – обслуживания. И от того, будет ли соответствовать персонал гостиницы уровню, на который она претендует, во многом зависит прибыльность предприятия.

В условиях острой конкуренции, когда строятся новые отели, увеличивается объем предложений на рынке гостиничных услуг, все большее значение получает качество обслуживания. Именно оно выходит на первый план, оставляя позади материальные компоненты этого бизнеса.

Однако для эффективной работы персонала отель должен с помощью службы по персоналу осуществлять грамотно продуманную политику менеджмента человеческих ресурсов.

В специальной литературе обычно называют следующие основные функции служб по персоналу:

• обеспечение кадрами: определение потребности, поиск сотрудников, заключение трудовых договоров, ознакомление с рабочими местами и условиями труда, расторжение трудовых договоров, передвижение кадров;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов;

• оформление трудовых правоотношений;

• организация оплаты труда, аттестация рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда;

• выявление социальной и психологической напряженности в коллективе и снятие ее;

• развитие отношений с органами рабочего самоуправления;

• координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности.

Важно также помнить, что структура кадровой службы определяется ее функциями и задачами, но никак не наоборот.

На предприятиях гостиничной индустрии значительной частью службы по персоналу должен являться сектор, занимающийся изучением кадров с точки зрения их соответствия занимаемым должностям. В этой связи характерно, что обслуживающий персонал должен соответствовать ожиданиям потребителей услуг гостиниц.

Для более грамотной работы с обслуживающим персоналом гостиниц недостаточно иметь только должностные инструкции. Необходимо выделить показатели качественного сервисного обслуживания – своеобразный эталон деятельности сотрудников ключевых служб, работающих с гостями.

Так, например, следует помнить, что если отель рассчитан по большей части на семейный отдых и основную долю проживающих в нем гостей составляют супружеские пары с детьми, то обслуживание в целом и персонал в частности должны быть направлены на удовлетворение потребностей, возникающих у этой категории клиентов. То есть желательно иметь в гостинице так называемую комнату детского досуга, аниматоров, которые будут заниматься с детьми, а также специальные развлекательные программы семейного отдыха. При этом персонал также должен обладать особыми социально-психологическими качествами и навыками работы, то есть на первый план выходят навыки общения с детьми, начальные знания возрастной психологии и так далее. Следовательно, служба по персоналу должна, используя сведения о категориях гостей, проживающих в гостинице, подготовить обслуживающий персонал, развивая именно те навыки, которые будут наиболее востребованы клиентами.

На некоторых предприятиях гостиничной индустрии отдел маркетинга, занимающийся исследованием сегментов рынка сферы гостеприимства, а также изучением контингента гостей, пользующихся услугами гостиницы, входит в состав отдела по персоналу. Таким образом, в этом случае взаимодействие и обмен информацией между этими участками единой службы происходят гораздо быстрее. Однако там, где ситуация складывается по-иному, где маркетинг и служба персонала представляют собой два отдельных подразделения, важно, чтобы информация была прозрачна, а каналы ее передачи не «засорены» информационным «мусором».

Резюме…

Организация работы с персоналом требует от предприятия четко продуманной стратегии и тактики.

Служба по персоналу, которая должна выполнять функции управления персоналом и регулирования трудовых отношений, в своей практике должна использовать новейшие научные разработки и достижения в этой сфере.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке гостеприимства, гостиничное предприятие, основным продуктом производства которого является услуга, должно обеспечивать соответствующее качество обслуживания. Субъект обслуживания – персонал. Следовательно, только целенаправленная и планомерная работа с персоналом может повысить качество предоставляемых гостиницей услуг.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как стать успешным HR-специалистом: 6 лайфхаков для начинающих

HR-менеджер — профессия сложная, требующая наличия не только профильных знаний, но и умения выстраивать коммуникации с людьми разного уровня образования, социального статуса, темперамента. Рекрутер просто обязан быть немного психологом, аналитиком, маркетологом, PR-специалистом. А какими еще качествами и умениями нужно обладать, чтобы состояться в профессии менеджера по подбору персонала?

1. Соблюдай бизнес-этику

В работе HR-специалиста одним из важнейших пунктов является его позиция. Позицию менеджера по подбору персонала можно сравнить с совестью. HR-функция в бизнесе отвечает за задачи, поставленные руководством, и за законность и этичность трудовых отношенийс обеих сторон при реализации этих задач.

Важно понимать, что HR-специалисту в своей работе необходимо учитывать, как интересы работников, так и интересы компании. Зачастую придется защищать ту или иную сторону. В эти моменты нет возможности дружбы с отдельно взятыми сотрудниками, позиция HR-специалиста должна быть максимально объективна и соответствовать стратегии развития компании и бизнес-этике.

Читайте также: Советы молодым: как начать карьеру, чтобы ни о чем не жалеть

Очень часто бывает так, что HR- менеджер становится неформальным адвокатом некоторых сотрудников, и действительно в этой профессии важно уметь выстраивать доверительные отношения с сотрудниками. HR — важная вспомогательная функция, от деятельности которой зависит успешность компании в бедующем.

2. Выстраивай доверительные отношения

И руководитель, и сотрудники, в HR-специалисте должны видеть и чувствовать справедливую опору и поддержку. Важно научиться выдерживать тонкий баланс, уважать личные права сотрудников, а также понимать, что большая часть информации, которой владеет HR-менеджер носит конфиденциальный характер.

3. Не ищи себе подобных – под каждую задачу нужен определенный тип людей

Человек устроен так, что ему всегда импонируют люди похожие на него. Мы пытаемся найти сходство с теми, с кем общаемся. Особенно это касается личностных качеств. Лично я совершала в начале своего карьерного пути такие ошибки, опиралась на симпатию. Но жизнь и опыт это быстро исправили.

Подберите для себя какую-нибудь методику оценки личности под задачи, я использую DISC.

Методика позволит абстрагироваться от своей симпатии/антипатии к кандидатам и объективно оценить личность соискателя, то, насколько он сможет выполнять ту или иную задачу.

4. Не бойся пробовать новые HR-инструменты в работе

Сегодня есть огромные возможности получать информацию из профессиональных журналов, на сайтах,в рамках специализированных конференций коллеги делятся своими успешными кейсами и опытом компаний.

Не бойтесь пробовать применять новые инструменты в вашей работе, конечно опираясь на цели, которые стоят перед вами и вашим подразделением. Большая часть инструментов были придуманы, чтобы повысить эффективность работы. Конечно есть риски — 80% инструментов не приживется в вашей компании, но те 20% которые приживутся будут давать 80% вашего результата.

5. Нет плохих компаний или сотрудников, есть не подходящие друг другу

При отборе кандидатов или проведении аттестации, HR-специалисту необходимо держать фокус внимания не только на компетентности кандидата и сотрудника, что является неоспоримо важным аспектом, но и на том насколько данный кандидат/
сотрудник готов разделять ценности компании.

Мне часто приходилось расставаться с теми людьми, которые не соответствовали этапу развития компании или тем задачам, которые возникают перед компанией. Особенно обидно, когда сильный профессионал приходит в компанию и через несколько месяцев он или работодатель осознает, что они не подходят друг другу. А ведь на поиск, собеседование и трудоустройство сотрудника потрачены деньги и время.

6. Будь гибким, подстраивайся под ситуацию, учитывай возможности своей команды

В наше время постоянных перемен для того, чтобы оставаться эффективным HR-специалисту нужно быть гибким.

Читайте также: Эйчар поймет! 4 вида допустимой лжи в резюме

Одним из подходящих для этого инструментов является ситуационное лидерство, я рекомендую обратить внимание на модель ситуационного лидерства Херши-Бланшера. Его суть состоит в том, что все люди разные, и для того чтобы достичь положительных результатов к каждому сотруднику потребуется индивидуальный подход в зависимости от сложившейся ситуации.

Что такое профессиональные качества, какими параметрами они характеризуются?

К профессиональным качествам относят те, которые могут охарактеризовать человека как специалиста. То есть если руководитель занимает определенную должность, он должен полностью разбираться в своем деле. Сюда можно также отнести его образование, то, насколько он ознакомлен со своей сферой деятельности и знает другие сферы, которые смежно контактируют с основной.

Образование может включать в себя какое-либо учреждение, курсы, повышение квалификации, а также самостоятельный рост и развитие в определенной области.

Профессиональные качества также характеризуется опытом работы. Многие замечали и согласятся, что теория и практика — две разные вещи, именно поэтому опыт за плечами руководителя характеризуют его как знающего специалиста. К профессиональным навыкам можно также отнести и дополнительные умения, например, вождение машины, умение работать с компьютером или владеть некоторыми языками, способность производить какие-либо расчеты и так далее.

Практически все эти качества характеризуют то, насколько руководитель профессионал в своей специальности.

Деловые качества руководителя

Стоит отметить, что эти качества очень важны, если человек занимает руководящую должность. Зачастую предприятие или организация может быть достаточно большой и руководитель не способен обладать профессиональными навыками в каждой сфере. В таких случаях наиболее оптимизированный рабочий процесс будет, если руководителю присущи деловые качества.

  • Умение распланировать время и дела. Данный навык просто необходим в работе, его часто используют даже люди на должности рядового сотрудника. Правильное планирование времени позволяет успевать сделать многие дела, а руководителю это необходимо еще и для того, чтобы не забывать о них.
  • Умение контактировать с людьми и лидерские навыки. К ним относится умение мотивировать других и обучать их, расположенность к тому, чтобы создавать особую атмосферу в коллективе и улаживать конфликты, происходящие в нем. Способности ободрить и направить деятельность сотрудников нужное русло. Адекватная оценка и критичное мышление, справедливость, эрудированность, способность оперативно решать возникшие трудности и проявлять инициативу.
  • К коммуникативным навыкам так же относятся навыки делового общения, поддержания деловых связей с коллегами и партнерами, умение вести переговоры.

Видео по теме статьи:

19 Требования к менеджеру

На самой ранней стадии слово «менеджер» обозначало умение
объезжать лошадей и править ими. Буквально термин «менеджер»
означает «руководитель в социально-экономической системе», т.е.
человек, осуществляющий руководство организацией или ее
отдельной структурой.
Мы представляем себе менеджера как члена туристской
организации, осуществляющего управленческую деятельность. Это
главная фигура организации. Однако не все менеджеры играют
одинаковую роль на фирме. Это связано с тем, что туристские

организации отличаются одна от одной, и поэтому задачи и функции,
выполняемые менеджерами, не идентичны.
Во-первых, это выполнение функций по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Право принятия решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответственность их последствия.
Во-вторых, это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом. Не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. От того, насколько полной информацией владеет менеджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя,
формирующего отношения внутри и вне организации,
мотивирующего членов трудового коллектива на достижение
практических и стратегических целей организации.
Менеджер — это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.
Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое менеджером, — свидетельство
того, что у такого лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой деятельности.
Для сравнения приведем квалификационные требования к менеджеру в Великобритании:

  1. понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
  2. способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3) ораторские способности и умение выражать мысли;
4) владение искусством управления людьми, подбора и
подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
5) способность налаживать отношения между фирмой и ее
клиентами, управлять человеческими ресурсами, планировать и
прогнозировать их деятельность;

  1. способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
  2. умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

Теория и практика менеджмента туризма позволяет спроектировать некую модель современного менеджера (рисунок 2).

Знание и умения ‘Г
Личные качества
Ограничения
в
саморазвитии
к к Менеджер
1
Навыки и способности эффективно управлять Этические нормы
Личные ресурсы
1 к

Рисунок 2 — Критерии-требования современного менеджера
Знания и умения. Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии. Дополняет эти знания владение отраслью.
Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Этические нормы — это соблюдение норм, прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы. Применительно к туризму речь, прежде всего, должна идти о следующем:
— максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды;
в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т.е. соблюдать правила рыночной игры;
— справедливое распределение благ;
— личный пример соблюдения этических норм на работе и в
быту;
— дисциплинированность и моральная устойчивость.
Личные ресурсы. Основными ресурсами менеджера являются
информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.
Навыки и способности менеджера эффективно управлять.
На эффективность управления влияют:
— умение определить темперамент и характер подчиненных;
— умение управлять собой;
умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
— умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего
коллектива;
— изобретательность и способность к инновациям;
— высокая способность влиять на окружающих;
— знание современных управленческих подходов.
Ограничения в саморазвитии. Определенный интерес в этой
связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В связи с этим выделяются следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя.
Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью.
Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в личных целях, но есть и такие, кто проявляет
необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? дело в том, что одни хорошо знают, чего хотят, а другие — нет. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.
Заторможенное личное развитие. Способность к
саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные звания. В связи с этим выделяют четыре основные стадии в жизни человека. 1-обучение; 2-включение; 3- достижение успеха; 4- профессионализм;
Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие. Отсутствие признания потенциала менеджера — главное ограничение. Руководители, которые не развивают свои способности, все чаще и чаще начинают избегать острых ситуаций.
Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера — это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.
Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
Отсутствие творчества в работе. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь, менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе.
Неумение влиять на людей. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим
случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.
Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Недостаточно настойчивый руководитель не имеет взаимопонимания с окружающими, у него не развито умение выражать себя. Такой руководитель не может влиять на окружающих.
Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер
должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд
других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности
своего управления другими людьми, высоких результатов в
деятельности организации им не добиться. Менеджеры, недостаточно
понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным
пониманием сути управленческого труда.
Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.
Не умение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о
повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший
руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя.
Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, —
важнейший элемент управленческой эффективности. Менеджер,
которому не хватает способности и терпения помогать развитию
других, ограничен неумением обучать.
Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной, совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; общественно-полезная единая и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений «руководитель — подчиненный»; существование формальных и неформальных отношений.
Слова и словосочетания:

  • руководство;
  • структура;

  • принятие решений;
  • компетентность;
  • информация;
  • человеческие ресурсы;
  • ранг;
  • характер.

Ответьте на вопросы
1. Назовите требования, предъявляемые к современному
руководителю.
2. В чем суть концепции ограничений менеджера?
3. Назовите и прокомментируйте ограничения в
деятельности менеджера.
Задание 1
С данными словами составьте словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Руководство, система, деятельность, путешественник, организация, ресурс.
Задание2
Напишите свои личные качества, и сравните их с требованиями менеджера. Подумайте, сможете ли вы в будущем стать хорошим менеджером.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *