Содержание
Чем занимается данная структура?
Обязанности
Деятельность Роспотребнадзора направлена на защиту прав потребителей. Органы управления Роспотребнадзора осуществляют комплекс контрольных мероприятий по отношению к своим территориальным подведомственным организациям.
Служба выполняет проверку соответствия санитарно-эпидемиологических норм, рассматривает письменные и устные обращения граждан и принимает по результатам рассмотрения соответствующие меры.
Одной из обязанностей Роспотребнадзора является рассмотрение обращений на предмет обоснованности.
К основным функциям Роспотребнадзора относятся следующие мероприятия:
- осуществление контроля деятельности предприятий общественного питания с целью определения санитарно-эпидемиологической обстановки;
- контроль водных объектов общественного пользования на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам;
- контроль за разработкой проектов строительства зданий и сооружений, проверка соблюдения эксплуатационных норм;
- проверка условий деятельности работников;
- контроль надлежащего состояния почвы и воздуха, проверка утилизации отходов;
- контрольные мероприятия в отношении образовательных учреждений;
- контроль над экологической обстановкой и санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов надзора;
- контроль соблюдения потребительских прав и свобод;
- проверка гигиенического состояния объектов, выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- аттестация сотрудников сферы общепита и общеобразовательных учреждений, а также аттестация работников, чья деятельность связана с проведением санитарно-эпидемиологических исследований;
- контрольные мероприятия в отношении деятельности собственных подразделений, составление статистической отчетности.
Государственный контроль распространяется и на иностранные компании. Читайте, что такое оффшор.
Сколько составляет единый налог для ИП в 2019 году? Узнайте сейчас.
Возможности
Сотрудники Роспотребнадзора могут выполнять следующие действия:
- Проводить ревизию документов (трудовых договоров, медкнижек, образовательных документов).
- Проверять и давать оценку документам, подтверждающим качество продукции (сертификатов, лицензий и т. д.).
- Определять правильность работы контрольно-кассовой машины.
- Осуществлять контрольные закупки.
- Проверять журналы контроля организаций, следить за правильностью их заполнения.
- Составлять протоколы и налагать штрафы при обнаружении нарушений.
- Представлять указания, направленные на устранение нарушений.
Таким образом, главной задачей всех мероприятий Роспотребнадзора является охрана здоровья граждан и защита их интересов.
Проведение проверок
Основания
Проверки органами Роспотребнадзора подразделяются на запланированные и незапланированные.
Если по отношению к организации осуществляется проверка сотрудниками других ведомств, это не может послужить причиной для отмены проверки Роспотребнадзором.
Плановые проверки необходимо проводить для того, чтобы выявить, насколько организации и предприниматели соблюдают (или нарушают) нормы законодательства. Ревизии проводятся на основании ежегодно составляемых Генпрокуратурой планов.
Запланированные проверки попадают в сводные планы в следующих случаях:
- со дня госрегистрации предпринимателя или юрлица прошло три года;
- с момента последней ревизии предпринимателя или организации прошло три года;
- если предприниматель представил в контролирующие органы уведомление о том, что в перечень его занятий добавлены отдельные виды деятельности.
Проверки подразделяются на выездные и камеральные (документарные). Как правило, предприниматели больше всего опасаются первого типа ревизий.
В перечень оснований для проведения внеплановых проверок входят такие обстоятельства, как:
- Истечение периода времени, в течение которого предприниматель или фирма должны были устранить нарушения.
- поступившие в адрес Роспотребнадзора обращения и заявления от граждан, предпринимателей, юрлиц, органов государственной власти и местного самоуправления. При этом предмет обращения должен входить в круг компетенции ведомства.
- Причинение вреда здоровью и жизни граждан.
- Чрезвычайные ситуации, вызванные природными и техногенными катастрофами.
- Обращения граждан по всем вопросам, связанным с нарушением их потребительских прав.
Смотрите также видео, как происходит проверка Роспотребнадзора
Сроки
Плановые проверки проводят один раз в три года, однако здесь есть несколько исключений. Если деятельность фирмы или частного предпринимателя связана с предоставлением услуг в сфере образования или здравоохранения, а также с социальной сферой, плановая ревизия может быть проведена более одного раза за три года (два раза и даже больше).
Продолжительность плановой проверки может быть разной, но в целом ревизия не должна длиться больше 20 дней.
Общее время выездных плановых проверок может составлять до 50 часов в год (для мелких предприятий — до 15 часов). Если случай попался серьезный, срок ревизии может быть пролонгирован. Продлевать внеплановые проверки не разрешается.
Контролирующий орган обязан уведомить предпринимателя или организацию о предстоящей запланированной проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее осуществления. Чаще всего направляется копия распоряжения или приказа руководства службы.
О проведении внеплановой ревизии контролирующий орган обязан сообщить как минимум за 24 часа. Для этого может использовать любые доступные способы связи.
Необходимость уведомления отпадает в следующих случаях:
- Если в результате предпринимательской деятельности были нанесен ущерб здоровью человека или же была создана угроза жизни.
- Предпринимательская деятельность повлекла за собой нанесение ущерба животным, растениям или окружающей среде.
- Были повреждены объекты культурного наследия.
- Была допущена потенциальная угроза безопасности страны.
- Случились природные или техногенные катастрофы, или появилась угроза их возникновения.
- Если были нарушены права потребителей.
Внеплановые проверки нужно обязательно согласовывать с прокуратурой.
Если же здоровье или жизнь человека находятся под угрозой, проводить проверку можно без предупреждения. В такой ситуации уведомление в прокуратуру направляется в течение суток.
Вердикт
После окончания ревизии сотрудник Роспотребнадзора составляет акт в двух экземплярах. Один документ остается в ведомстве, другой передается предпринимателю или юрлицу.
В акте прописывается следующая информация:
- где, когда и во сколько был сформирован акт;
- полностью прописанное наименование учреждения, проводившего проверку;
- информация о приказе на проведение ревизии (номер и дата документа);
- данные о должностном лице-ревизоре (ФИО, занимаемая должность);
- название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
- ФИО представителя или руководителя юрлица, присутствовавшего при проверке, должностной статус;
- где, когда и во сколько проводилась проверка, сколько всего времени длилась;
- выявленные нарушения и другие результаты ревизии;
- лица, допустившие нарушения, характер нарушений;
- отметка об ознакомлении с актом присутствующего при проверке лица (представитель или учредитель юрлица, индивидуальный предприниматель) или отметка о том, что лицо отказалось от ознакомления;
- подпись присутствующего лица или отметка об отказе в подписании документа;
- отметка о внесении записи в журнал проверок (или невнесении по причине отсутствия журнала;
- подписи проверяющих.
Вместе с актом проверки составляются дополнительные документы:
- акт о взятии образца продуктов для проведения анализа;
- акт о проверке состояния объектов окружающей среды;
- протокол о проведении изысканий;
- результаты анализов, экспертизы или лабораторных тестов;
- объяснительные работников, причастных к возникновению нарушений.
Полномочия Роспотребнадзора в области прав защиты потребителей
Способы обращения граждан
Направить обращение в органы Роспотребнадзора можно несколькими способами:
- отправить по почте;
- отправить по факсу или на адрес электронной почты;
- направить через официальный сайт Роспотребнадзора;
- воспользоваться единым порталом госуслуг;
- явиться лично в ведомство.
Срок рассмотрения обращений составляет 30 дней с момента регистрации. Если тема обращения выходит за рамки компетенции Роспотребнадзора, оно должно быть перенаправлено в соответствующий орган. Передача полномочий по рассмотрению обращений другому органу осуществляется в течение 7 дней.
К трудоустройству нужно подготовиться. Узнайте необходимые документы при приёме на работу.
Открыть юридическую фирму с нуля может не каждый. Особенности организации
Как уволить совместителя без заявления. Ответ в статье.
Пределы компетенции
В компетенцию Роспотребнадзора входит надзор за соблюдением законодательных норм в области защиты прав потребителей и сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
Таким образом, деятельность cлужбы ориентирована на контроль исполнения требований двух основных законов:
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения»;
- закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Некоторые граждане по ошибке направляют обращения в органы Роспотребнадзора с целью решения жилищно-коммунальных вопросов.
Однако решение проблем в сфере ЖКХ относится к компетенции органов Государственных жилищных инспекций.
Тем не менее, часть вопросов касаемо жилищно-коммунальной сферы все же может быть рассмотрена Роспотребнадзором:
- нарушения правил хранения и вывоза бытовых отходов;
- нарушения санитарно-гигиенических норм в месте проживания;
- наличие в доме грызунов и насекомых и т. д.
Совместные проверки
Если в Роспотребнадзор поступает информация из других контролирующих органов, может быть назначено проведение совместной проверки. Так, проверка в сфере потребительского рынка может быть проведена вместе с органами полиции.
Такие проверки проводятся в соответствии с межведомственным приказом.
ФИО всех проверяющих должны быть внесены в распоряжение. Допускается также наличие собственного ведомственного распоряжения.
При проведении совместной проверки органы полиции обладают более широким перечнем прав, так как их деятельность регулируется не только приказом, но и Законом «О полиции». Подобные контрольные мероприятия не могут длиться более месяца (статья 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ).
Центр гигиены и эпидемиологии
Центр гигиены и эпидемиологии является учреждением, функциями которого является обеспечение деятельности Роспотребнадзора. Данное учреждение входит в федеральную систему органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический контроль. Руководителем центра гигиены и эпидемиологии является главный врач, назначаемый на должность руководством Роспотребнадзора.
В подчинении ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» находятся филиалы, которые располагаются в субъектах страны.
В Центре выполняется ряд работ (на коммерческой основе) по обеспечению мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля:
- проверка соблюдения предпринимателями, организациями и гражданами норм санитарно-эпидемиологического законодательства;
- проведение исследований, экспертизы, анализов и т. д.;
- участие в выявлении причин распространения инфекций и возникновении профессиональных заболеваний;
- оценка воздействия неблагоприятной среды на здоровье населения и т. д.
Также в Центре гигиены и эпидемиологии проводятся:
- аттестация гигиенических знаний; обучение в области гигиены;
- оформление медкнижек для работников, занятых на предприятиях общепита;
- оформление санпаспортов на транспортные средства, предназначенные для перевозки продуктов;
- дезинфекционные и дезинсекционные работы для специальных учреждений.
Таким образом, деятельность Роспотребнадзора распространяется на все сферы общественного питания, гигиены, охраны здоровья населения, реализует контрольные мероприятия в сфере торговли и т. д. А для более эффективного обеспечения этой деятельности было создано ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выполняющее ряд мероприятий по реализации санитарно-эпидемиологического надзора.
Предыдущая статья: Как открыть пейнтбольный клуб? Следующая статья: Как открыть мясную лавку?
○ Сфера деятельности РосПотребНадзора.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(п.1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2004 №322).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это официальное название Роспотребнадзора, которое неизвестно большинству граждан. Ее функции разнообразны, потому что объединяют функции различных ведомств. В частности, данная организация:
- Осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль деятельности предприятий общепита, а также водных объектов на соответствие установленным нормам.
- Следит за разработкой проектов и дальнейшим строительством зданий и регулирует соблюдение эксплуатационных требований.
- Проверяет условия работы сотрудников различных организаций.
- Контролирует состояние воздуха и почвы, следит за надлежащей утилизацией отходов.
- Осуществляет контроль деятельности образовательных учреждений.
- Проверяет экологическую обстановку, а также санитарно-эпидемиологическое состояние органов надзора.
- Осуществляет контроль за соблюдением потребительских прав и свобод.
- Проверяет соответствие объектов гигиеническим нормам, выдает соответствующие заключения.
- Проводит аттестацию работников, чья деятельность требует соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
- Контролирует деятельность собственных подразделений, составляет статистическую отчетность.
○ Виды проверок.
Инспекторы Роспотребнадзора осуществляют разные виды проверок.
✔ Плановые проверки.
Данный вид ревизии проводится в соответствии с ежегодным планом, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Там можно найти информацию о том, когда, кем и в отношении кого будет осуществляться проверка, а также указывается ее продолжительность.
Проверяемый должен быть уведомлен о планируемой ревизии не позднее, чем за 3 дня до ее начала путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или личным вручением документа.
Плановые проверки осуществляются каждые три года.
✔ Внеплановые проверки.
Такие проверки проводятся в следующих случаях:
- Истек срок для исполнения выданных рекомендаций.
- В ведомство поступило обращение от физического лица.
- Произошло нарушение прав потребителей.
Если при обращении не будут указаны конкретные факты нарушения либо она будет подана анонимно, в проверке будет отказано. Также следует учитывать, что внеплановые проверки действительны только с разрешения прокуратуры, как надзорного органа.
Уведомление о внеплановой проверке должно быть вручено за сутки до ее начала. В экстренных случаях допускается ее полное отсутствие.
✔ Выездные и документарные проверки.
Данный вид проверок может быть как плановым, так и внеплановым. В первом случае ревизия осуществляется с выездом, проверяется не только документация, но и оборудование, помещения, территории.
Документарная проверка проводится без личного посещения, требуемые документы проверяемый доставляет в ведомство самостоятельно. Если будут выявлены серьезные нарушения, возможна повторная выездная проверка.