Какая конвенция не ратифицирована российской федерацией

«Методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (приложение N 2 к протоколу заседания Совета по аудиторской деятельности от 06.06.2017 N 34)

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

«Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции» (приложение N 1 к протоколу заседания Совета по аудиторской деятельности от 06.06.2017 N 34)

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан»

Ратифицируя Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, Российская Федерация не включила в число своих обязательств (безусловных обязанностей) признание уголовно наказуемым умышленного незаконного обогащения, указанного в статье 20 данной Конвенции (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ), однако это не означает, что она не вправе ввести в правовое регулирование изъятие незаконных доходов или имущества, приобретенного на них, не в качестве уголовно-правовой санкции, а в качестве специальной меры, предусмотренной в рамках антикоррупционного законодательства для случаев незаконного обогащения.

<Письмо> Минфина России от 03.07.2015 N 07-03-10/38645 «О методической поддержке саморегулируемыми организациями аудиторов своих членов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

«Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34)

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

«Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции» (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 23.09.2015, протокол N 18)

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (ред. от 03.09.2012) Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

<*> Согласно статье 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2780), ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1231).

«Примерные методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»

2.4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

2.5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2014 N 1308-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральным законом от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Российской Федерацией были ратифицированы соответственно Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, вступившая в действие в Российской Федерации 8 июня 2006 года, и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, которая в Российской Федерации вступила в действие 1 февраля 2007 года.

Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 581-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бакаева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 290 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Установление в законе наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется с положениями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (ратифицированы федеральными законами от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ и от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ), которые предусматривают в целях обеспечения выполнения договаривающимися сторонами обязательств по защите демократических институтов и ценностей, предупреждению, искоренению коррупции и формированию антикоррупционной политики установление временного запрета на занятие определенных должностей в публичном и частном секторах лицами, осужденными за преступления коррупционного характера (Определение от 16 февраля 2006 года N 64-О).

(наименование главы 26 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105)

Статья 189

1. Проект федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации, а также прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого для Российской Федерации выражено в форме федерального закона, вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации вместе с заверенной копией официального текста этого договора и документами, содержащими (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105):

а) обоснование целесообразности его ратификации, прекращения или приостановления;

б) определение соответствия этого договора законодательству Российской Федерации;

в) оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации указанного договора, включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

2. В случае внесения в Государственную Думу на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации проекта федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации субъектом права законодательной инициативы, иным, чем Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, Государственная Дума принимает постановление о направлении внесенного законопроекта Президенту Российской Федерации для предложений по данному законопроекту.

3. Исходя из содержания международного договора Российской Федерации Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет по подготовке международного договора к ратификации, прекращению или приостановлению действия и направляет проект федерального закона с сопроводительными материалами на заключение в ответственный комитет, в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками в соответствии с вопросами их ведения (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

4. Решением Совета Государственной Думы к участию в подготовке заключений по международному договору привлекаются другие комитеты палаты.

Статья 190

1. Ответственный комитет, Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками могут запрашивать у соответствующих государственных органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора, привлекать к оценке этой информации и текста международного договора независимых экспертов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

2. Ответственный комитет оказывает содействие другим комитетам Государственной Думы в подготовке заключений по международному договору в соответствии с вопросами их ведения, создает подготовительные комиссии.

3. Ответственный комитет по решению Государственной Думы может проводить парламентские слушания по вопросу о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

4. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции Российской Федерации, международным обязательствам Российской Федерации.

Статья 191

1. На заседании ответственного комитета по представленному на ратификацию, прекращение или приостановление действия международному договору могут быть заслушаны полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе или иные лица, уполномоченные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2. В обсуждении вопроса о международном договоре могут принимать участие приглашенные члены других комитетов, депутаты Государственной Думы, эксперты и иные лица.

Статья 192

1. По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений и на основе результатов парламентских слушаний ответственный комитет представляет заключение и проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

2. Заключение ответственного комитета содержит рекомендации о ратификации или о нератификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия данного международного договора заявлениями и (или) оговорками, допускаемыми нормами международного права, а также рекомендациями, принимаемыми Государственной Думой.

3. В случае, если заключение ответственного комитета содержит предложение сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора Российской Федерации заявлениями и (или) оговорками, предварительно не согласованными с Президентом Российской Федерации или с Правительством Российской Федерации, ответственный комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект с такими заявлениями и (или) оговорками в первом чтении (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

4. Ответственный комитет по согласованию с Комитетом Государственной Думы по международным делам и (или) Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками может рекомендовать Совету Государственной Думы наиболее удобный срок внесения проекта федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации на рассмотрение палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

5. Заключение на представленный на ратификацию (прекращение, приостановление) международный договор принимается большинством голосов от общего числа членов ответственного комитета.

Статья 193

1. Ответственный комитет представляет Государственной Думе свое заключение, проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации, другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке в соответствии с вопросами их ведения представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам и (или) Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, а также заключения других комитетов, если указанные заключения содержат предложение воздержаться от ратификации, прекращения или приостановления действия международного договора, внести изменения в проект федерального закона о ратификации (прекращении, приостановлении действия) или сопроводить его заявлениями и (или) оговорками (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

2. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на представленный на ратификацию, прекращение или приостановление действия международный договор и на соответствующий законопроект включается в число обязательных документов, рассылаемых депутатам.

3. Совет Государственной Думы включает проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации в проект порядка работы заседания Государственной Думы вне очереди (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

Статья 194

1. Государственная Дума рассматривает вопросы и принимает решения о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации в таком же порядке, как и по другим законопроектам, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

2. В случае, если Государственная Дума сопровождает ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора Российской Федерации заявлениями и (или) оговорками, не согласованными предварительно с Президентом Российской Федерации или с Правительством Российской Федерации, проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации принимается в первом чтении. К такому законопроекту применяются общие правила, предусмотренные настоящим Регламентом для законопроектов, принятых в первом чтении (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

Статья 195

На заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации с докладом выступает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе или иные лица, уполномоченные Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. С содокладами могут также выступить председатель ответственного комитета, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам и (или) председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. По окончании обсуждения председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 2016 года № 63–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 44, ст. 6098; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

Статья 196

1. Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

2. Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

3. Если проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации не набрал необходимое число голосов депутатов и в ходе этого же заседания не было принято решение о необходимости внесения данного законопроекта на повторное рассмотрение Государственной Думы, международный договор считается не прошедшим процедуру ратификации, прекращения или приостановления действия и данный законопроект возвращается в ответственный комитет (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

Статья 197

В случае, если Государственная Дума принимает решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации, такое решение должно быть мотивировано и оформляется постановлением Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

Статья 198

Если согласно статье 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации был направлен запрос о соответствии Конституции Российской Федерации внесенного на ратификацию международного договора Российской Федерации, то Государственная Дума принимает решение по вопросу о ратификации данного международного договора в соответствии с федеральным законом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 сентября 2012 года № 822–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 40, ст. 5382).

Сегодня заместитель Генерального секретаря по правовым вопросам Никола Мишель на преcc-конференции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сообщил, что на призыв Кофи Аннана откликнулись 30 глав государств и правительств, а также министров.

Завтра, 13 сентября, Норвегия подпишет новое Международное соглашение по тропической древесине, которое заменило соглашение с аналогичным названием 1994 года, Кипр — Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН, а Германия саму Конвенцию о безопасности персонала, которая была принята еще в 1994 году. Ряд документов подпишут также представители Тринидада и Тобаго, а также Перу.

Генеральный секретарь является депозитарием более 500 многосторонних договоров, охватывающих широкий спектр межгосударственных отношений: от разоружения, прав человека, морского и космического права, торговли и окружающей среды до противодействия международной организованной преступности и терроризму. Укрепление международного права и поддержание системы международных договоров является приоритетной задачей ООН.

В центре внимания в 2006 году — международные многосторонние конвенции по вопросам миграции, защиты беженцев, торговли людьми, коррупции, изменению климата, борьбы с пытками и ликвидации расизма и дискриминации в отношении женщин. В этом перечне Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН. Этот список является приоритетным, но не ограниченным. Государства могут подписать или передать ратификационную грамоту к любому из существующих международных договоров, к которому они еще не присоединились.

Из всех предлагаемых в приоритетном порядке договоров для расширения списка их участников лишь Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН еще не вступил в силу. Этот протокол был одобрен в декабре прошлого года. Он расширяет круг сотрудников Организации и связанного с ней персонала, которые будут подпадать под правовую защиту, предусмотренную Конвенцией. Никола Мишель сообщил, что пока его подписали девять государств и ратифицировали только Швеция и Норвегия. Протокол вступит в силу через тридцать дней после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН двадцати двух документов о его ратификации. Уже стало известно, что 19 сентября состоится церемония подписания этого протокола министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком.

Встреча российских и американских дипломатов в Вене, прошедшая в понедельник, 22 июня, не принесла весомых результатов. И все же этих переговоров специалисты ждали несколько лет. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков и спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли среди прочего обсудили будущее Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ, или СНВ-3), срок действия которого истечет в феврале 2021 года. Москва давно предлагает Вашингтону продлить его, но администрация президента Дональда Трампа до сих реагировала сдержанно. Речь идет об одном из последних договоров, который удерживает страны от новой ядерной гонки вооружений.

Как накануне встречи предсказывали эксперты, с которыми пообщалась DW, венские «межведомственные консультации», как это называется на языке дипломатов, из разряда «хорошо, что они вообще состоялись». Иными словами, прорыва и не ожидалось. «Хорошо, что такие контакты имеют место», — заявил Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД), но «времени на то, чтобы снять накопившиеся вопросы, очень мало». «У меня скромные ожидания», — отмечал и Стивен Пайфер, доцент Стэнфордского университета в Калифорнии, эксперт по контролю над вооружениями.

Что нужно знать о СНВ-3

Российская атомная подводная лодка, архив

Договор СНВ-3 был подписан в апреле 2010 года в Праге тогдашними президентами США и РФ Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым. Год спустя он вступил в силу сроком на десять лет с возможностью продления еще на пять. Этот договор заменил истекший СНВ-1, подписанный в июле 1991 года Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем (СНВ-2 был позднее подписан Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном, но в силу так и не вступил).

Согласно СНВ-3, у каждой из сторон может быть не более 700 единиц стратегического ядерного оружия для развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, 1550 единиц для боезарядов на них и 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок ядерной триады, то есть наземного, морского и воздушного базирования.

«Общество больше волнуют пластиковые пакеты, чем ракеты»

После вступления Трампа в должность президент России Владимир Путин во время первого телефонного разговора предложил продлить СНВ-3, но четкого ответа Кремль с тех пор так и не получил. Одна из причин, которую называют эксперты, — США хотят подписать новый договор с участием Китая, о чем в преддверии венской встречи снова заявил Биллинглси. Ранее Пекин уже ответил отказом. Кроме того, Вашингтон намекал, что есть сомнения в надежности верификации с российской стороны. Это связано с тем, что Россия, по мнению министерства обороны США, нарушила Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), и в ответ США из него вышли в 2019 году. Москва, у которой тоже есть вопросы к Вашингтону в области вооружений, отрицает нарушение.

Ядерная бомба в США, архив

Нынешнее состояние российско-американских отношений, резко ухудшившееся после аннексии Крыма в 2014 году, не дает повода для оптимизма по поводу продления СНВ-3. Действия обеих сторон незадолго до переговоров в Вене тоже вряд ли будут способствовать готовности идти на компромиссы. Так, в России по обвинению в шпионаже был осужден на 16 лет гражданин США Пол Уилан, а США чуть ранее объявили о новом пакете санкций против строящегося газопровода Северный поток — 2.

Оба эксперта, Кортунов и Пайфер, отмечают, что шансы договориться о продлении СНВ-3 снижаются из-за намеченных на осень выборов президента США. Глава РСМД полагает, что при наличии политической воли вопрос можно решить быстро, но «для Трампа и частично для российской стороны контроль над вооружениями — не главный приоритет», а давления общества нет. «Раньше это считалось чуть ли не главной основой политики безопасности, а сейчас отошло на второй план, — говорит Кортунов. — Общество больше взволновано проблемой пластиковых пакетов, чем стратегических ракет».

Что могут потерять США и Россия в случае непродления СНВ-3

Стивен Пайфер надеется, что СНВ-3 может быть продлен в последнюю минуту, если к власти в США придет новый президент. Однако шансы на это малы, поскольку Россия заявила, что продлению должен предшествовать полноценный диалог и разрешение спорных вопросов.

Если же договор не будет продлен, американский эксперт не ожидает быстрой гонки ядерный вооружений, поскольку обе стороны будут частично ограничены бюджетом, а ядерное оружие — дорогое. Однако количество бомб может начать медленно ползти вверх. «В США ракеты оснащены меньшим количеством боезарядов, чем они могут нести, — объяснил Пайфер. — Две трети американских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) могут нести три боеголовки. Администрация Обамы решила оснастить их одной, но остальные лежат где-то на складах, их могут вернуть». По его словам, в России — похожая ситуация.

Российский взгляд на мир без СНВ-3 и ответ НАТО

Самой крупной потерей в случае окончания действия СНВ-3 Пайфер называет утрату информации, получаемой по механизму верификации. «Дважды в год стороны обмениваются огромным объемом информации, включая расположение каждой ракеты, количество боеголовок, дату производства, перемещение и статус», — говорит эксперт. Если этих данных не будет, это помимо прочего заставит обе стороны при военном планировании «чаще исходить из худших сценариев».

Обе стороны, похоже, уже готовятся к такому развитию событий. Незадолго до встречи в Вене президент Путин подписал указ о политике в области ядерного сдерживания, в котором есть возможность применения ядерного оружия первым. «В каком-то смысле можно говорить, что это — декларация о стратегическом изоляционизме, как мы будем строить нашу стратегию, если не будет никаких ограничений, и США будут наращивать гонку вооружений», — говорит Андрей Кортунов. В НАТО за считанные дни до венской встречи утвердили свойпакет мер ядерного сдерживания.

Смотреть видео 00:33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *