Как вести воинский учет?

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11

ВОИНСКИЙ УЧЕТ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ?

Если в организации трудится хотя бы один военнообязанный сотрудник, работодатель должен вести в ней воинский учет. Целью такого учета является обеспечение укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. О том, какие обязанности установлены для работодателя при осуществлении воинского учета, кто должен этим заниматься, какие документы должны быть в организации и какая ответственность предусмотрена за нарушение правил ведения воинского учета, вы узнаете из данной статьи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение) основными задачами воинского учета являются:

— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;

— документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

— анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообязанных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, а именно указанным Положением и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Рекомендации), которые конкретизируют положения следующих Федеральных законов:

— от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

— от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности).

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. К призывникам относятся граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Военнообязанными являются граждане, пребывающие в запасе, а именно граждане:

— мужского пола, пребывающие в запасе;

— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющие военно-учетные специальности телеграфиста, телефониста, оператора ЭВМ, метеоролога, дезинфектора, медработники, имеющие среднее и высшее образование, и т. д. Перечень соответствующих профессий и специальностей женщин установлен Приложением к Положению.

Назовем категории граждан, не подлежащие воинскому учету:

— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности. К таковым относятся граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве и др.;

— проходящие военную службу;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— постоянно проживающие за пределами РФ;

— имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

К сведению. Военнообязанные, признанные в порядке, установленном Законом о воинской обязанности, не годными к военной службе по состоянию здоровья или достигшие предельного возраста пребывания в запасе, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций). Согласно Приложению 1 к Порядку ведения и хранения личных карточек предельный возраст для женщин-офицеров составляет 50 лет, для мужчин — младших офицеров — 55 лет и т. д.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Сведения о том, на каком учете состоит работник, необходимы для заполнения личных карточек работников, состоящих в запасе.

Обязанности руководителя при организации воинского учета

Согласно п. 9 Положения за состоянием воинского учета в организациях отвечают их руководители. Какие же обязанности исполняет руководитель предприятия в области воинского учета?

Во-первых, работодатель должен наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета предназначенного для этого работника (работников). Так, согласно п. 22 Рекомендаций руководитель организации должен издать приказ, в котором будут определены персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан. Форма приказа приведена в Приложении 4 к Рекомендациям.

Количество сотрудников, осуществляющих военный учет, зависит от количества работников, подлежащих воинскому учету.

Примечание. Под освобожденным работником понимается лицо, для которого ведение воинского учета является основной обязанностью в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно п. 12 Положения, если количество работников, подлежащих воинскому учету, менее 500, воинский учет в организации ведет один сотрудник. Он может быть не освобожденным, а выполнять эту работу по совместительству. Как правило, этим занимается сотрудник из отдела кадров.

Несмотря на то что в Положении говорится о совместительстве, считаем, что не будет ошибкой поручить тому же кадровому работнику выполнение работы по воинскому учету в качестве дополнительной путем увеличения объема работы (ст. 151 ТК РФ). При этом поручение работнику такой работы допускается только с его согласия и с установлением ему дополнительной платы, размер которой определяется по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы.

Если в организации на воинском учете состоит от 500 до 2000 работников, работодатель должен выделить одну ставку, то есть освободить одного сотрудника для ведения воинского учета; при количестве работников от 2000 до 4000 — двух сотрудников; на каждые последующие 3000 (свыше 4000) — еще по одному сотруднику.

Общее количество лиц, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, на 31 декабря предшествующего года. При наличии двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 Положения).

Также руководителям рекомендовано согласовывать кандидатуры военно-учетных работников с военным комиссаром муниципального образования — их назначение их на должность (направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должность), перемещение и увольнение.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций).

Во-вторых, работодатель обязан создать условия для надлежащего исполнения работником возложенных на него полномочий, в том числе для обеспечения сохранности документов по воинскому учету выделить для них специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 Рекомендаций).

В-третьих, работодатель должен организовать оповещение работников, состоящих на воинском учете, о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечить им возможность своевременной явки по этим вызовам (повесткам).

Обратите внимание! На основании повестки работодатель должен освободить работника от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если такие обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ, ст. 6 Закона о воинской обязанности).

В-четвертых, работодатель осуществляет организационно-правовое, кадровое и материальное обеспечение воинского учета.

Помимо того что он освобождает работников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка, он возмещает работникам расходы, связанные:

1) с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений);

2) с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности;

3) с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:

— медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;

— медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;

— контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

4) с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата;

5) с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа Федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно;

6) с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы;

7) с прохождением военных сборов;

8) с вызовом военным комиссариатом, органом Федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 <1>).

<1> «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном указанным Постановлением.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет

А теперь рассмотрим непосредственные обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации. В силу п. 30 Положения эти работники должны:

1. Проверять у принимаемых на работу:

— наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности;

— подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Обратите внимание! Образцы штампов, указывающих об отношении к воинской обязанности, которые должны проставляться на с. 13 паспорта гражданина РФ, приведены в Приложении 8 к Рекомендациям. При отсутствии отметок на с. 13 организация обязана отправлять офицеров запаса и призывников в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса — в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, — в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

Обратите внимание! Порядок ведения и хранения личных карточек установлен Приложением 7 к Рекомендациям.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:

— направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о требовании лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

— направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

— представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

— сверять не реже одного раза в год в порядке, определяемом Минобороны, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;

— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Документы организации по ведению воинского учета

В п. 39 Рекомендаций установлен перечень документов, которые должны быть разработаны и вестись в каждой организации:

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе» (Приложение 4 к Рекомендациям);

— план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение 17 к Рекомендациям);

— картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение 1 к Рекомендациям). Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации;

— расписки в приеме от граждан документов воинского учета (Приложение 14 к Рекомендациям);

— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

— справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

— другие документы.

Контроль за ведением воинского учета

Ведение организациями воинского учета контролируют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 <2> (далее — Порядок).

<2> «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719» (вместе с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

Согласно Порядку военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется:

— полнота охвата граждан воинским учетом;

— качество осуществления воинского учета граждан;

— полнота и достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;

— организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения.

Осуществление воинского учета в организациях может получить оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Учет ведется «удовлетворительно», если:

— выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны и иными служебными документами обязанности по организации воинского учета;

— документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно;

— спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (предоставлению предусмотренных Положением сведений) выполнены не менее чем на 70%;

— проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

К сведению. Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан (п. 6 Приложения 1 к Рекомендациям).

Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организациях также может получить оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение к Порядку), которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.

Ответственность должностных лиц

В силу п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность по законодательству РФ, а именно КоАП РФ.

Так, в силу ст. 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб.

Согласно ст. 21.2 неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Статьей 21.4 КоАП РФ установлена ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете. Штраф — от 300 до 1000 руб.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты. От имени военных комиссариатов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

— военные комиссары;

— начальники отделов военных комиссариатов;

— начальники отделений отделов военных комиссариатов.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

Содержание

Пошаговая инструкция приема сотрудника на работу, подлежащего воинскому учету

Подробнее изучим процедуру оформления на работу военнообязанной категории граждан. Порядок приема сотрудников на работу в общем случае описан в этой статье.

Шаг 1. Провести собеседование

На собеседовании администрация предприятия проводит отбор откликнувшихся на вакансию кандидатов. Здесь специалисты выясняют профессиональные качества, знания будущих работников, а также сопоставляет их с выдвигаемыми требованиями к персоналу.

Внимание! Желательно перед самым прохождением собеседования запросить у кандидатов их анкеты и резюме.

Шаг 2. Ознакомление соискателя с локальными нормативными актами

На предприятии существует ряд нормативных документов, которые определяют основные моменты трудовых отношений между работником и руководством фирмы.

К ним относятся:

  • Это Правила внутреннего распорядка устанавливающие график труда и отдыха в организации.
  • Положения по ТБ.
  • Положение по оплате труда.
  • Документ премировании.
  • Коллективный договор и т. д.

На этой стадии необходимо дать кандидату ознакомиться с Положением о воинском учете.

Внимание! После ознакомление сотруднику предъявляется ознакомительный лист, в котором он напротив каждого нормативного акта ставит свою подпись в подтверждение прочтения таких документов.

Шаг 3. Медицинский осмотр

Действующее законодательство в области труда устанавливает случаи, когда кандидат на должность перед поступлением на работу, должен пройти обязательный медосмотр. При этом определенные профессии требуют при трудоустройстве оформленную санитарную книжку.

Минсоцразвития определяет и регламентирует процедуру прохождения медосмотра. На этом этапе будущему работнику выписывается направление медицинское учреждение, а после прохождения его, он приносит соответствующее заключение.

Шаг 4. Получение от претендента на должность необходимых документов

ТК РФ определяет обязательный перечень бланков, которые он должен предъявить своему будущему работодателю, когда будет подавать ему заявление о приеме на работу:

  • Прежде всего это паспорт, трудовая, СНИЛС, документ об образовании при необходимости, и конечно же для военнообязанных такие бланки, как военный билет или приписное удостоверение.
  • Военный билет выдается военнообязанным, при его отсутствии можно использовать временное удостоверение.
  • Приписное свидетельство предъявляют призывники, которые еще не прошли военную службу. В кадровую службу подается копия данного документа, сам же бланк остается на руках у работника.

Кроме этого кадровики могут попросить устраивающегося на работу предоставить дополнительные документы.

Заявление о приеме на работу считается обязательным только для учреждений бюджетной сферы. Однако, хозяйствующим субъектам рекомендуется во избежание в дальнейшем проблем запрашивать у работников при трудоустройстве данный бланк.

Внимание! Более подробно о том, какие документы при приеме на работу обязательны, а какие работодатель требовать не вправе.

Шаг 5. Заключение трудового соглашения

Трудовой договор оформляется в двух копиях — по одной для компании и работника, которые они оба подписывают. На копии работодателя сотрудник должен поставить отметку о получении своего трудового соглашения.

Если работник приступил к своей работе до фактического оформления договора, то компания обязана составить его в течение трех дней с начала работы.

В трудовом контракте указываются основные и дополнительные условия. К ним относятся должность, структурное подразделение, размер зарплаты, порядок ее выплаты, график работы и отдыха и многое другое.

Любое изменение должно быть зафиксировано в письменном виде путем составления соглашения с работником дополнительно.

Шаг 6. Регистрация трудового соглашения

Подписанное соглашение необходимо зарегистрировать в книге учета трудовых договоров. Этот процесс не регулируется законодательно, формат журнала для этого процесса разрабатывается самостоятельно.

Шаг 7. Оформление приказа о приеме

На основании подписанного трудового соглашения составляется приказ о приеме на работу. Для этого можно применять стандартную форму Т-1 (либо Т-1а для приема сразу нескольких новых работников), или же разработать свою собственную, но с использованием обязательных реквизитов.

В приказе указываются те же самые сведения, которые были зафиксированы в трудовом соглашении. В отдельной строке указывается информация о наличии испытательного срока. Также здесь записывается дата, с которой лицу необходимо приступить к обязанностям.

Внимание! Если сотрудник в установленное время не появился на работе, то документ может быть аннулирован, в том числе также отменяется действие трудового договора.

Составленный приказ утверждает руководитель компании, после чего он предъявляется работнику на подпись.

После этого данный документ подлежит регистрации в журнале учета приказов по предприятию. Он может быть единым для всех видов распоряжений, или же в компании отдельно открываются книги для приказов по персоналу, деятельности, командировкам и т.д.

Шаг 8. Внесение информации о приеме на работу в трудовую книжку

После того, как был полностью оформлен приказ на прием на работу, кадровый сотрудник на его основании вносит информацию в трудовую работника.

При создании записи необходимо руководствоваться Постановлением Правительства о трудовых книжках, а также инструкцией по их заполнению.

Запись должна быть сделана не позднее чем через 5 дней после оформления лица на работу. Она производится ручкой темного цвета без зачеркиваний и сокращений.

Если данное место работы у лица является первым, то компания обязана открыть ему трудовую.

Важно! С записью, которая внесена в трудовую, кадровый работник должен ознакомить сотрудника под роспись. После этого аналогичная информация вносится в личную карточку Т-2.

Шаг 9. Внесение информации о книжке в книгу учета движения трудовых книжек

В данный журнал необходимо вносить информацию обо всех трудовых, которые были переданы в кадровую службу поступившими сотрудниками, а также о книжках и вкладышах к ним, которые были выданы вновь.

Журнал необходимо пронумеровать, прошить и скрепить либо печатью, либо опломбировать.

Форма документа устанавливается положением Минтруда РФ.

Шаг 10. Составление личной карточки

На нового сотрудника сотрудник отдела кадров оформляет личную карточку по форме Т-2.

В данный документ информация заносится на основании следующих бланков:

  • Приказа на прием на работу;
  • Документа, подтверждающего личность — паспорта и т. д.;
  • Трудовой книжки или другого документа, который может подтвердить стаж;
  • Свидетельства СНИЛС;
  • Документы воинского учета — военный билет или приписное удостоверение;
  • Документ о получении образования, повышении квалификации и т. д.;
  • Информации, которую сотрудник сам сообщил о себе.

Внимание! Личная карточка работника форма Т-2 является стандартной формой для коммерческих компаний. Для государственных и муниципальных предприятий предназначен документ Т-2ГС(МС).

Во время внесения информации в эти документы нужно соблюдать положения по оформлению данных бланков, которые были введены в действие вместе с ними.

У коммерческих компаний возникает вопрос, могут ли они использовать самостоятельно разработанную форму этого документа. Роструд устанавливает, что оформление такого рода документов обязано соответствовать основным принципам законодательства о бухучете.

Внимание! Фирма может применять самостоятельно созданный бланк, но он в обязательном порядке должен содержать необходимые к использованию реквизиты.

Шаг 11. Создание личного дела работника

В течение 7 дней с момента приема сотрудника на работу, на него необходимо открыть личное дело. В обязательном порядке это необходимо делать только для государственных или муниципальных служащих.

Внимание! Коммерческие организации могут заводить личные дела по желанию, или не делать этого вообще.

В личное дело подшивают все документы, которые относятся к данному сотруднику, в течение всего времени работы. К ним обносятся: копии приказов, заявлений, трудовое соглашение, характеристики и т.д.

Шаг 12. Сообщение в военкомат о приеме на работу гражданина, подлежащего воинскому учету

О том, что компания трудоустроила лицо, которое подлежит обязательному воинскому учету, она должна сообщить в военкомат по месту нахождения или в органы самоуправления.

Важно! Уведомить органы самоуправления или военкомат это необходимо не позднее двух недель с момента оформления трудового соглашения.

Форма данного документа устанавливается Методическими рекомендациями по ведению учета, утвержденными Генштабом РФ.

Кто подлежит воинскому учету

Закон выделяет две категории работников, которые подлежат воинскому учету. К ним относятся1:
– призывники;
– военнообязанные.

Остальные сотрудники не подлежат воинскому учету (схема ниже).

Призывники. Это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учете и не находятся в запасе. Призывника могут освободить от воинской обязанности по состоянию здоровья. В этом случае ему выдают военный билет, где указывают дату, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение – «Не годен к военной службе» с указанием категории годности – «Д».

Военнообязанные. В их число входят граждане (п. 14 Положения № 719):
– мужского пола, которые пребывают в запасе;
– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
– завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек или по другим причинам;
– уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военкоматах;
– прошедшие альтернативную гражданскую службу;
– женского пола, которые имеют военно-учетные специальности, профессии в области связи, медицины и др. (приложение к Положению № 719).

Какие документы проверить при приеме на работу

Когда принимаете сотрудника на работу, проверьте его паспорт и документы воинского учета. В паспорте должна быть отметка об отношении к воинской службе, а в документах воинского учета – запись о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

Паспорт. Откройте страницу 13, там должен стоять штамп «Военнообязанный» (п. 49 Положения № 719). Такие штампы вносят военкоматы муниципальных образований или территориальные органы МВД России по вопросам миграции. Внешне штамп представляет собой прямоугольник размером 70 x 20 мм. В нем указывают отношение к воинской обязанности, дату и подпись сотрудника, который внес штамп.

Удостоверение гражданина, поступающего на военную службу. Военкомат выдает его мужчинам с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет, или женщинам после получения военно-учетной специальности (п. 34 Положения № 719). Документ имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Если у соискателя нет документов воинского учета, ему нельзя отказать в приеме на работу. Однако об этом нужно сообщить в военкомат (подп. «а» п. 32 Положения № 719).

Изучите удостоверение. Проверьте, действительно ли оно принадлежит соискателю. Посмотрите на фотографию, сверьте фамилию, имя, отчество и дату рождения с паспортом. Имейте в виду, что печать военкомата должна заходить на фотографию. Убедитесь, что есть отметка о постановке на воинский учет. Это указывают на второй и третьей страницах удостоверения. Название военкомата, в котором соискатель состоит на учете, и категорию годности к военной службе вы найдете на первой странице.

Военный билет. Этот документ предъявляют чаще всего. Военные билеты бывают двух видов:
– военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
– военный билет офицера запаса.

Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана имеет красную обложку, на которой изображен Герб Российской Федерации и надпись «Российская Федерация. Военный билет». До 1994 года на обложке изображали Герб СССР и делали надпись «СССР. Министерство обороны. Военный билет».

Военный билет офицера запаса имеет зеленую обложку, на которой изображен Герб Российской Федерации и надпись «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса». При этом до 2000 года на обложке изображали Герб СССР и делали надпись «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР».

Проверьте, чтобы в военном билете не было исправлений и помарок, а записи были внесены тушью черного цвета или черной пастой. На первой странице должна быть фотография. Исключение составляют военные билеты советского образца. В некоторых из них отсутствуют фотографии.

Важная статья: «Готовимся к проверке военкомата» (№ 2, 2011)

Посмотрите страницу, где стоит штамп о месте учета. По общему правилу, там должна стоять отметка о постановке на учет по месту жительства или пребывания (п. 2 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Бывает, что отметка о снятии с учета есть, а о постановке на учет нет. Это не повод отказывать работнику в приеме на работу. Но в этом случае вы обязаны в двухнедельный срок сообщить в военкомат о том, что приняли на работу сотрудника, у которого отсутствует отметка о постановке на воинский учет (п. 32 Положения № 719).

Временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Документ выдают гражданину, у которого нет документов для оформления военного билета либо когда нужно убедиться в его подлинности. Обратите внимание на фотографию, сверьте паспортные данные владельца и проверьте срок. Временное удостоверение выдают на один месяц (п. 25 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 апреля 2008 г., далее – Методические рекомендации).

Как заполнить личную карточку призывника, солдата и офицера

Работодатели ведут воинский учет по личным карточкам работников формы № Т-2 либо по личным карточкам государственных, муниципальных служащих формы № Т-2 ГС (МС). Для этих целей в личной карточке есть специальный раздел – «Сведения о воинском учете». Причем в отношении солдат, офицеров и призывников этот раздел заполняют по-разному.

Личная карточка призывника. Заполните ее на основании сведений из удостоверения призывника. В пункте 2 формы № Т-2 сделайте запись «подлежит призыву» (1), в пункте 5 укажите категорию годности к военной службе (2), которая находится на первой странице удостоверения призывника. Таких категорий пять (п. 2 ст. 5.1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ):
– А (годен к военной службе);
– Б (годен к военной службе с незначительными ограничениями);
– В (ограниченно годен к военной службе);
– Г (временно не годен к военной службе);
– Д (не годен к военной службе).

В пункте 6 укажите название военкомата, где работник состоит на воинском учете (3). Эти сведения вы найдете на второй и третьей страницах удостоверения призывника. Пункты 1, 3, 4, 7 и 8 личной карточки не заполняйте (образец ниже).

Личная карточка солдата. Заполнить форму № Т-2 на солдата вам поможет военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана. В пункте 1 укажите категорию запаса (4). Она указана на странице 11 военного билета. В пункт 2 впишите воинское звание (5) (страница 8 военного билета), а в пункт 3 – состав (6) (страница 11 военного билета). В пункте 4 отметьте полное кодовое обозначение военно-учетной специальности (7) (страница 11 военного билета), в пункте 5 – категорию годности к военной службе (8) (страницы 2, 3 или 13, 14 военного билета). Пункт 6 предназначен для наименования военкомата, где работник состоит на учете (9) (страницы 21–24 военного билета), а пункт 7 – для отметок об общем и специальном учете (10) (страницы 16–18 военного билета) (образец ниже).

Личная карточка офицера. Заполните ее на основании военного билета офицера запаса. Пункт 1 формы № Т-2 не заполняйте. В пункте 2 укажите воинское звание (11) (страницы 3, 9 и 10 военного билета), в пункте 3 – состав (12) (страница 3 военного билета). В пункте 4 отметьте полное кодовое обозначение военно-учетной специальности (13) (страница 3 военного билета), в пункте 5 – категорию годности к военной службе (14) (страницы 13, 14 военного билета). Пункт 6 предназначен для наименования военкомата, где работник состоит на учете (15), а пункт 7 – для отметок об общем и специальном учете (16) (страницы 15–22 военного билета) (образец ниже).

Закрепляем на практике

Скачайте бланк личной карточки работника унифицированной формы № Т-2. Заполните раздел II бланка, используя следующие условия.

Грибанова Константина Владимировича принимают на работу в ООО «Формула успеха». Он состоит на учете в Отделе военного комиссариата по городам Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадскому району. Предъявил удостоверение гражданина, поступающего на военную службу. На первой странице документа указана категория годности к военной службе «Б».

Нормативная база

Документ Поможет вам
Закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ Уточнить, какие категории годности к военной службе бывают
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11 апреля 2008 г. Уточнить форму уведомления военкомата о приеме на работу гражданина, который подлежит воинскому учету

1 Пункт 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, далее – Положение № 719. Звезда
за правильный ответ Неправильно Правильно! Кто не подлежит воинскому учету: призывники; военнообязанные; граждане, которые постоянно проживают за пределами России.

Система воинского учета

В системе воинского учета принимают участие:

  • Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба,
  • Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • организации.

С помощью воинского учета организуется призыв на военную службу. Учет состоит из сбора, накопления, обработки и анализа информации о потенциальных призывниках.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Воинский учет ведет военный комиссариат (военкомат) по месту жительства или месту пребывания (на срок свыше 3 мес.) граждан. Если в населенном пункте военкомата нет, учет ведет орган местного самоуправления.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Воинский учет включает:

  • планирование;
  • получение первичной информации о призывниках (по запросам по месту жительства, в правоохранительные органы, в инстанции, осуществляющие постановку граждан на учет у наркологов, психиатров и т.п.);
  • вызов в военкомат (вручение повестки, или сообщение о вызове через органы управления по месту жительства, работы или учебы, а также принудительный привод с помощью сотрудников милиции);
  • проведение медицинской комиссии и тестов (для выяснения психологического развития призывника, его возможностей и способностей);
  • анализ и обобщение информации;
  • принятие решения.

Органы власти и управления по запросам военкоматов обязаны:

  • предоставить запрошенную информацию;
  • незамедлительно принять меры к розыску граждан и обеспечению их прибытия к месту учета или призыва;
  • сообщить о принятых мерах персонально по каждому гражданину;
  • направить в военный комиссариат документы о результатах розыска уклониста для приобщения в личное дело и продолжения розыска или привлечения к ответственности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет состоит из:

  • военного комиссара района, города (иного муниципального образования) либо его заместителя (председателя комиссии);
  • специалиста по профессиональному психологическому отбору (психолога, имеющего соответствующий опыт работы не менее 5 лет);
  • секретаря комиссии (любого сотрудника военкомата с соответствующими обязанностями);
  • врачей-специалистов.

Комиссия по постановке на воинский учет обязана:

  • провести медицинское освидетельствование для определения годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
  • провести профессиональный психологический отбор для определения его пригодности к подготовке по какой-либо военно-учетной специальности;
  • принять решение о его постановке на учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас (как ограниченно годного к военной службе), или об освобождении от исполнения воинской обязанности (как не годного к военной службе).

Председатель или секретарь обязаны объявить призывнику о решении комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Предыдущая
глава

Система специального воинского учета используется для резервирования определенной категории граждан для дальнейшей их обязательной мобилизации в момент объявления военного положения на территории страны. ФЗ-53 «О воинской обязанности и воинской службе» регламентирует последовательность постановки на спецучет, который контролируется не только местными властями, но и ФСБ.

Виды воинского учета

Воинский учет как система, контролирующая получение, обработку и сохранение данных о кандидатах в призывники и мобилизованные войска, регламентируется Конституцией РФ и законами «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне» и «Положением о воинском учете».

Первым этапом для юношей призывного возраста и некоторой категории женщин является первичная учетная комиссия. В процессе постановки кандидатов на учет в отделении комиссариата происходит подсчет потенциальных призывников, подлежащих срочной службе в армии.

Воинский учет делится на общий и специальный:

  1. Общий учет включает в себя граждан, которые вне зависимости от подведомственных отношений не закреплены за какими-либо структурами соответствующей спецификации и не подчиняются им во время всеобщей мобилизации. Призвать к обязательной службе их может только военкомат.
  2. Специальный учет подразумевает регистрацию граждан, которые во время всеобщей мобилизации будут призваны от лица контролирующих их ведомств и структур.

Система спецучета является очень важной частью обороны страны, поэтому в управлении информационными и кадровыми ресурсами участвуют такие ведомства, как Минобороны и федеральная служба безопасности, служба внешней разведки и миграционная служба. Данные структуры постоянно производят информационный контроль за призывниками из списков специального учета.

Правила постановки и снятия со спецучета

Постановку на специальный воинский учет проводит комиссия, состоящая из компетентных представителей контролирующих организаций:

  • председатель комиссии, являющийся главой районного или городского комиссариата;
  • врачи-специалисты, осуществляющие военно-врачебную экспертизу;
  • секретарь;
  • психолог.

Только квалифицированные специалисты могут обеспечить высокое качество отбора в ряды призывников спецучета. Комиссия выполняет следующие функции:

  1. Проведение медицинского освидетельствования учтенных кадров и выдачу врачебного заключения.
  2. Составление социальной, интеллектуальной и психологической характеристик.
  3. Положительный или отрицательный ответ на специальную воинскую регистрацию.

Специальный отбор происходит по месту временной регистрации (свыше 3 календарных месяцев) или по месту постоянного проживания.

Не редкость, когда специальный учет происходит в рамках подведомственного учреждения, которое выступает в качестве работодателя, и ответственность полностью ложится на руководителя организации.

Постановка на специальный учет происходит в несколько этапов:

  1. Анализ информации при первичной постановке граждан призывного возраста.
  2. Вручение соответствующей повестки по адресу проживания, месту работы или образовательного учреждения.
  3. Прохождение кандидатами военно-врачебной экспертизы на профессиональную пригодность.
  4. Обработка информации и возведение кандидата в статус призывника спецучета.

Если призывник уклоняется от явки по повестке, то военкомат имеет право передать личное дело кандидата в органы местного контроля для дальнейшего его розыска.

Чтобы сняться с учета, необходимо явиться в военкомат и написать соответствующее заявление, в котором обязательно должна быть указана одна из следующих причин:

  • ухудшение состояния здоровья до категории, несовместимой со службой в армии;
  • смена прописки (в этом случае после снятия со спецучета происходит восстановление статуса военнообязанного лица);
  • истечение срока службы по возрасту;
  • прохождение воинской службы.

Общий воинский учет –граждане, состоящие на воинском учете, которые не имеют брони, выданной предприятиями, учреждениями на период мобилизации и военного времени.

Специальный воинский учет – граждане, состоящие на воинском учете, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Документы воинского учета содержат следующие сведения о гражданине:

· образование;

· фамилия, имя и отчество;

· дата и место рождения;

· семейное положение;

· место работы;

· к военной службе по состоянию здоровья;

· профессиональная пригодность к подготовке по ВУС (военно –учет- ным специальностям) и к военной службе на воинских должностях;

· основные антропометрические данные включают: рост, окружность грудной клетки, размеры конечностей, отдельных частей туловища, массу тела, мышечную силу кисти (динамометрию), жизненную емкость легких (спирографию);

· прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

· прохождение военных сборов;

· владение иностранными языками;

· наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

· наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

· возбуждение или прекращение уголовного дела в отношении гражданина;

· наличие судимости;

· бронь, выданная гражданину, находящемуся в запасе, органом государственной власти, местного самоуправления, или организацией на период мобилизации и в военное время.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

· состоять на воинском учете по месту жительства в военном комисса-риате, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;

· явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной оран осуществляющий воинский учет по месту жительства или места временного пребывания;

· при увольнении с военной службы в запас Вооруженных сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

· сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по мету жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления:

· сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учетв двухнедельный срок по прибытии на новое место жительств а, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию.

· бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных доку- ментов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Выполнение гражданином обязанностей по воинскому учету – неотъемлемая часть его долга и обязанностей по защите Отечества!

Виды воинского учёта

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе», «Положением о воинском учете».

Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и органами местного самоуправления.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту временного пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан, с приложением именных списков.

В отношении сотрудников подразделений криминальной милиции (уголовного розыска, оперативно-поисковых, по борьбе с организованной преступностью, специальных технических мероприятий), в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы, личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать 1 месяц с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.

Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

Руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов.

Контроль над осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях

Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительство или место временного пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту временного пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.

В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.

Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.

При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.

Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.

Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.

Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.

Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.

Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета органами внутренних дел

Органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

В этих целях должностные лица органов внутренних дел проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

Порядок организации совместной работы органов внутренних дел и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Документы воинского учета

Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Бланки военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обеспечение указанными бланками управлений кадров и штабов военных округов (Балтийского флота) осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Перечень и формы документов воинского учета в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации определяются руководителями указанных федеральных органов исполнительной власти.

В паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и органами внутренних дел (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.

Обязанности граждан по воинскому учету

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту временного пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места временного пребывания.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стимулирование воинского учета

Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, а также должностных лиц военных комиссариатов проводится по итогам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с порядком, определяемым Министерством обороны Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет

I. Военно-учетные специальности.

Военно-учетные специальности, полученные гражданами женского пола при прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.

II. Профессии и специальности, приобретенные в образовательных учреждениях, других учреждениях, а также в организациях в ходе трудовой или иной деятельности, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет:

1. Связь

Профессии:

монтажник оборудования связи, монтажник связи – антеннщик, монтажник связи – кабельщик, монтажник связи – линейщик, монтажник связи – спайщик, оператор связи, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, электромонтер-релейщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, электромонтер стационарного оборудования радиорелейных линий связи, электромонтер стационарного оборудования радиофикации, электромонтер стационарного оборудования телеграфной связи, электромонтер стационарного оборудования телефонной связи, электромонтер стационарного радиооборудования, электромонтер приемопередающей станции спутниковой связи, радист-радиолокаторщик, радиотелеграфист, радиотехник, телеграфист, телефонист, электрофотограф, фотолаборант, лаборант-фотометрист.

Специальности среднего профессионального образования:

электроника и микроэлектроника, радиотехника, телекоммуникации, микроэлектроника и твердотельная электроника, электронные приборы и устройства, радиоаппаратостроение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, эксплуатация метеорологических радиотехнических систем, эксплуатация средств связи, эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

радиотехника, радиоэлектронные системы, средства радиоэлектронной борьбы, проектирование и технология радиоэлектронных средств, телекоммуникации, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, средства связи с подвижными объектами, защищенные системы связи.

2. Вычислительная техника

Профессии:

оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин. Специальности среднего профессионального образования:

информатика и вычислительная техника, вычислительные машины, комплексы, системы и сети, автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

информатика и вычислительная техника.

3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология

Профессии:

метеоролог, техник-метеоролог, синоптик, оптик, оптик-механик, аэрофотогеодезист, геодезист. Специальности среднего профессионального образования: гидрология, метеорология, геодезия, прикладная геодезия, аэрофотогеодезия.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

гидрометеорология, геодезия.

4.Медицина.

Профессии:

дезинфектор, оператор дезинсекционных установок, инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант, рентгеномеханик.

Специальности среднего профессионального образования:

лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.

5. Полиграфия.

Профессии:

гравер, гравер валов, гравер печатных форм, гравер шрифта, фотоцинкограф, наладчик полиграфического оборудования.

Специальности среднего профессионального образования:

издательское дело.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

полиграфия, технология полиграфического и упаковочного производства.

6. Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба.

Профессии:

гравер оригиналов топографических карт, техник аэрофотографической лаборатории, техник аэрофотосъемного производства, техник-аэрофотограмметрист.

Специальности среднего профессионального образования:

география и картография, картография.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования:

география и картография.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *