Как создать музыкальный лейбл?

Музыкальный мир изменился. В сравнении с прошлым десятилетием выпуск музыки сегодня стал значительно проще: загрузить трек в iTunes может любой желающий, для этого даже не надо выходить из дома. Подготовка релиза также не вызывает проблем: оформление можно нарисовать самостоятельно, а с мастерингом неплохо справляются различные онлайн-сервисы. С такими вводными неудивительно, что многие начинают изучать, как создать свой лейбл.

Музыкантов часто посещает мысль о независимости. Тем не менее организовать лейбл не то же самое, что заставить его работать. Авторы блога Native Instruments пообщались с самоподписанными исполнителями и расспросили их о том, как запустить свой лейбл, зачем это нужно, что это дает и какие трудности поджидают музыкантов на этом пути.

Встречают по обложке

Зачем вам собственный лейбл? Надежды на оглушительный успех и миллионные заработки оставьте кому-нибудь другому — всё это исключения из правил. Если вами движет желание собрать команду талантливых музыкантов под одной крышей, то главной проблемой станет создание узнаваемого имени и крепкого бренда. По словам менеджера независимого лейбла six impala Дэниела МакФи, специализирующегося на трэп-музыке и дабстепе, создание идентичности и завоевание доверия — самая сложная часть в работе любого лейбла. Потребуется яркое имя, уникальный дизайн обложек и многое другое, что создаст нужный образ в головах музыкантов и слушателей.

Английский диджей, продюсер и промоутер Бен Гомори говорит, что перед тем, как создать лейбл, нужно понять, что запускаться только ради денег глупо. Несколько лет назад, будучи недовольным тем, как подписавший его лейбл продвигает творчество, Гомори создал независимую звукозаписывающую компанию Monologues Records. «В какой-то момент я понял, что могу делать всю работу самостоятельно», — делится Бен, чей лейбл сегодня объединяет исполнителей в жанре deep house.

Как создать лейбл без яркого названия? Выбор имени — одна из сложнейших задач. Оно должно быть простым и запоминающимся. «Имя несёт некий месседж о лейбле», — говорит шотландский диджей и продюсер Nightwave, работающая на лейбле Heka Trax. — «Это маркетинговый инструмент и точка соприкосновения между исполнителями и слушателями. Название лейбла становится синонимом того, как курируется музыка».

В начале пути лейбл должен выделяться визуально, поэтому разработка уникального языка оформления релизов играет важную роль. Обложка — первое, что увидит слушатель на витрине каталога. «Нельзя копировать чужие наработки или следовать трендам. Нужно создать собственный уникальный стиль», — рассказывает МакФи. По словам продюсера, визуальная эстетика выделяет лейблы на фоне конкурентов и служит дополнительным элементом раскрутки.

Без яркой обертки выпускать музыку нет смысла. Какой бы качественной и интересной она не была, слушатели уделяют огромное значение оформлению релизов. В эпоху цифровых сервисов и стриминга поговорка о том, что встречают по одёжке стала как никогда актуальна. По словам Бена Гомори, продвигать музыку с яркой «внешностью» значительно проще, чем пытаться сделать это без неё.

Новым лейблам нужно чётко расставить приоритеты. В самом начале пути лучше сместить приоритеты с заработков на продвижение. К примеру, большинство релизов six impala распространяются бесплатно. МакФи утверждает, что сейчас для него это намного важнее: лейбл запущен в январе 2018 и пока что его цель в том, чтобы максимально увеличить узнаваемость, а не разбогатеть на продажах. «Рынок хочет бесплатной и доступной музыки, поэтому наша стратегия в том, чтобы насытить рынок тем, в чём он нуждается», — говорит МакФи.

Подписка на музыку

Продажа музыки — такой же рынок или маркетплейс, поэтому выпуск релизов невозможен без дистрибьюторов. Бен Гомори рассказывает, что опросил всех своих знакомых, чтобы по их рекомендации найти адекватного распространителя. Не обязательно, чтобы это был человек в штате — сервисов дистрибуции музыки сегодня предостаточно, нужно лишь найти подходящие условия.

По мнению музыканта, вклад хорошего дистрибьютора в продвижение музыки и попадания в чарты неоценим, и лучше доверить «поиск и выбор площадок, где музыка будет жить и приносить доход» лучше тому, кто разбирается в этом. Конечно, дистрибьютор возьмёт процент с продаж, но и соберёт все данные по тому, сколько раз трек слушали на разных платформах, сколько за него заплатили, как его использовали. Помимо статистики, дистрибьютор также соберёт все заработки с релиза и выплатит их в срок. Бена считает, что снять скучный статистико-аналитический груз с плеч руководителя лейбла стоит того, чтобы делиться процентом с продаж и уделять больше внимания развитию компании.

Тем не менее Гомори отмечает, что отдать музыку дистрибьютору и снимать сливки не выйдет — для продвижения релиза нужна помощь со стороны самого лейбла. Без соответствующей поддержки и разнообразных действий по продвижению релиза дистрибьютору будет сложнее продать музыку слушателям, какой бы качественной и интересной она ни была. К тому же не стоит забывать, что цифровая дистрибуция через специальные сервисы не единственный путь распространения музыки.

«Индустрия стриминга поистине огромна. Неудивительно, что использование площадок наподобие Bandcamp становится все более популярным», — делится мыслями Nightwave. — «Не дайте дистрибьюторам обмануть себя, иногда подобные самодельные релизы приносят больше плюсов «.

Лейбл Дэниела МакФи six impala для распространения музыки полагается на сервис Stem. По мнению МакФи, на фоне конкурентов Stem выделяет «лёгкий и прямолинейный процесс загрузки и простая и понятная система контрактов, благодаря чему выпуск релиза становится быстрым и эффективным». Помимо этого существуют такие дистрибьюторы как DistroKid и TuneCore, чья политика очень лояльная для DIY-лейблов — весь заработок остаётся в кармане лейбла. Возможности Bandcamp по заработку на собственной музыке сделали сервис самым популярным инструментом среди независимых издателей, но не стоит ограничивать каналы сбыта — на рынке существуют дистрибьюторы, предлагающие более широкий охват платформ и особо выгодные условия сотрудничества.

«Запуск страницы на Patreon стал для нас, как для небольшого музыкального аутлета, непростым решением», — рассказывает МакФи. — «Однако это было правильное решение. У нас нет возможности жить и развиваться только за счёт отчислений с продаж, поэтому модель подписки подошла нам как нельзя лучше». Сегодня поклонники могут связаться с six impala прямо через Patreon, на котором доступ к контенту осуществляется по модели подписки. Заплатив небольшое ежемесячное «пожертвование» люди получают различные бонусы: например, ранний доступ к релизам лейбла. Такой подход позволяет лейблу получить достаточную финансовую подпитку и пустить вырученные средства обратно в компанию для дальнейшего роста и развития, заключает МакФи.

Независимые лейблы не списывают со счетов и сверхпопулярный Spotify. «Считается, что музыке нужно несколько сотен тысяч прослушивании, чтобы принести какой-никакой доход. Возможно, что так оно и есть, но даже в такой действительности Spotify, вне всяких сомнений, генерирует неплохой доход от музыки», — считает Гомори.

Появление заработков с релизов неминуемо поднимает юридические вопросы, связанные с заключением контрактов с исполнителями. Для музыкантов и лейбла договор — единственный гарант взаимовыгодного сотрудничества. Составление договора настоящая головная боль, поэтому изучение всех юридических моментов здесь будет очень полезным. «Договоры требуют времени на разработку», — говорит Nightwave. — «Найдите как можно больше договоров в Интернете, изучите их все, выявите все самое важное. Если не получается самостоятельно, обратитесь к юристу, чтобы он помог грамотно составить документы. Чем раньше озадачитесь этим моментом, тем проще будет в дальнейшем». С мнением Nightwave согласен МакФи, для которого контракты, регистрация авторских прав и торговых марок, а также всевозможные налоги и сборы стали одной из самых крупных сложностей в развитии собственного лейбла.

Роялти, винил и мастеринг

Другой важный момент, о котором забывают начинающие и который отмечают организаторы независимых лейблов, — роялти и управление финансами. Первые успехи не должны затуманивать разум: для нового лейбла, у которого нет большого запаса средств, крайне важно перенаправлять вырученное обратно в лейбл для его дальнейшего развития. МакФи говорит, что с каждым вырученным долларом он всё активнее инвестировал в работу лейбла: заказывал более качественное оформление, вкладывался в продвижение, дистрибуцию и даже мастеринг релизов. Словам МакФи вторит Бен Гомори, по мнению которого первоочередная задача лейбла — предоставить слушателям музыку в самом лучшем виде и максимально возможном качестве. Чтобы достичь этого, Бен активно вкладывает деньги в мастеринг треков: мастеринг каждой изданной six impala песни обходится в пределах £20-40, но Гомори готов к таким тратам ради высочайшего качества звука.

Важность мастеринга отмечает и Nightwave, который не скупится на эту процедуру, особенно если релиз издаётся на виниле. Тем не менее музыкант утверждает, что работа с винилом для начинающего лейбла слишком затратна и проблемна. «Я обожаю винил, но выпуск только в цифре значительно проще и дешевле», — рассказывает девушка. — «Беда в том, что отказываться от него бессмысленно — для независимых артистов и лейблов важен каждый проданный релиз, в любом виде». Слова Nightwave подтверждает тот факт, что в погоне за как можно большим охватом аудитории среди независимых лейблов набирают популярность так называемые «кассетные лейблы» наподобие Good Morning и Lazy Tapes. Эти компании издают и продают музыку на компакт-кассетах, что на волне возрождённой любви к ретро-стилистике и 1980-м даёт неплохие результаты.

С какой бы целью вы не запускали собственный лейбл, самое важное в этом моменте — ваша готовность упорно работать и больше отдавать, чем получать. «Это огромный объём работы, занимающий много времени, требующий больших финансовых затрат. К тому же нужно искренне любить то, что ты делаешь», — говорит Nightwave. Девушка предостерегает всех, кто думает запустить собственный лейбл, не торопиться и не ждать слишком многого от запуска, особенно если всё делается в одиночку. «Далеко не каждому музыканту нужен собственный лейбл. Иногда достаточно быть просто артистом», — заключает она.

Список для чтенияИзбранноеКомпиляцияПожаловаться

Хотите зарегистрировать свой лейбл, но не знаете с чего начать? Из этой статьи Вы узнаете об основных этапах регистрации, а также на что стоит обратить внимание.

Этап 1. Создание лейбла

С точки зрения закона лейбл (логотип, торговая марка, бренд) это не что иное, как товарный знак, правила и порядок регистрации которого устанавливает Гражданский кодекс. Прежде всего, Вам необходимо определиться с тем обозначением, права на которое Вы хотите закрепить за собой. Это может быть как просто картинка (изобразительный товарный знак), так и интересное фантазийное слово или словосочетание, либо даже слоган (легко запоминающаяся фраза). Лейбл может одновременно сочетать и картинку, и какое-то словесное содержание (это уже комбинированный товарный знак). Кроме того, бывают объемные, звуковые и обонятельные товарные знаки, но они встречаются не так часто.

Разработать лейбл можно самостоятельно, используя собственные креативные идеи, либо обратиться к дизайнеру. Будет лучше, если этот дизайнер работает в тандеме с патентными поверенными, что позволит сразу отсечь лейблы, которые будет точно невозможно зарегистрировать.

Этап 2. Определение товаров и услуг, для которых планируется регистрация и их классификация

Все товары и услуги разделены на 45 классов, систематизированных в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ). Выберите нужные Вам товары и услуги и правильно их проклассифицируйте. Выбранные товары и услуги будут в последующем указаны в заявке на регистрацию товарного знака. Если у Вас возникли затруднения, а они, скорее всего, возникнут, Вы всегда можете обратиться к патентным поверенным для консультации. Правильный выбор нужного класса МКТУ — это очень важный этап, поскольку после подачи заявки и регистрации товарного знака уже нельзя добавить новые товары или услуги. Такие дополнения оформляются путем подачи новой заявки, а это связано с дополнительными расходами.

Этап 3. Проверка лейбла на тождество (полное совпадение) и сходство

При создании и разработке своего лейбла всем, как правило, кажется, что он неповторимый и уникальный. Каково же бывает огорчение, когда после подачи заявки из Роспатента приходит письмо о том, что гениальная идея использовать и подать на регистрацию именно эту картинку и/или именно это слово (либо очень похожие) пришла в голову кому-то ранее. Такой товарный знак не будет зарегистрирован. Соответственно, Вы не станете его единственным владельцем. Как избежать такой ситуации? Все просто – закажите проверку в патентном бюро, где по базам Роспатента патентные поверенные проверят Ваш лейбл. А далее – либо путь чист и можно подавать заявку, либо придется вносить коррективы в свой знак.

Можно ли обойти этот этап? Конечно можно, но о последствиях Вы предупреждены.

Этап 4. Оформление и подача заявки на регистрацию лейбла

Заявка оформляется строго по определенным правилам, ознакомиться с которыми можно на сайте Роспатента. Для этого используется специальный бланк, в графы которого вносится соответствующая информация: юридический адрес заявителя и его фирменное наименование; адрес для переписки (может не совпадать с юридическим); помещается само обозначение (лейбл, логотип, торговая марка); приводится его словесное описание; если картинка или слово представлены в цвете, но подробно описывается цветовая гамма. И это только первый лист заявки. Дальше приводится перечень товаров и/услуг с разбивкой по классам МКТУ. Также необходимо приложить оттиски своего лейбла.

Не забудьте оплатить пошлину за регистрацию! Обязательно укажите название или описание Вашего знака в назначении платежа, чтобы Роспатент смог идентифицировать платеж. Копии платежных документов прикладываются к заявке.

Этап 5. Регистрация лейбла в Роспатенте

После подачи заявки, Вам останется только ждать решения Роспатента. Время ожидания может составить от 10 месяцев до 12 и более. Если все было сделано правильно, Вы получите решение о долгожданной регистрации, заплатите финальную пошлину за свидетельство (документ, подтверждающий Ваше право на лейбл) и станете счастливым владельцем собственного товарного знака.

Что делать, если все пошло по-другому? Причин может быть очень и очень много – от неправильно составленной заявки до выбора неподходящего к регистрации обозначения. Доверьте Ваши проблемы профессионалам и шансов на положительное завершение станет намного больше.

  • 3

В мае 2007 года я открыл маленький и андеграундный музыкальный лэйбл AltaiRecords. На данный момент мы выпустили 24 релиза от музыкантов из России, Латвии, США и др.

Обнаружен блокировщик объявлений!

Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.

Инструкция по отключению — .
Спасибо!

Нужно придумать идею, которая будет отличать ваш музыкальный лэйбл от всех остальных Твитнуть

Время от времени люди меня спрашивают, как же открыть свой музыкальный лэйбл? Что для этого нужно? Сложного ничего нет, особенно если у вас есть цель и мозги.

В данном тексте я попытался коротенько описать основные шаги по созданию своего музыкального лэйбла (в основном с дистрибуцией через Интернет) и описать основные моменты в его деятельности. Пробуйте, и у вас может получиться. У нескольких моих друзей и знакомых тоже уже получилось.

Как открыть свой музыкальный лэйбл

Сначала нужно определиться, какую музыку вы хотите продвигать, определиться с муз. направлениями, и вообще с музыкальной политикой. Придумать идею лэйбла, то, что будет отличать вас от всех остальных. В самом начале не стоит слишком широко болтаться по разным стилям и жанрам – это могут позволить себе в основном только большие жирные major labels. Лучше сконцентрироваться на одном «своём самом-самом” направлении, максимум на двух.

  • Далее следует придумать название, возможно разработать некую визуальную концепцию – логотип, фирменный стиль и т.д.

  • Желательно зарегистрировать юридическое лицо, через которое все формальности будут совершаться – договора, деньги и т.д.

  • При желании можно забрендировать и название с логотипом.

  • Какой же музыкальный лэйбл без официального сайта?

Сайт нужен, так же желательно зарегистрировать страницы на таких порталах как promoband, myspace, promodj, создать группу вкотакте и т.д. На сайте можно размещать информацию по всем выходящим и планирующимся релизам, биографии музыкантов, возможно информация о вечеринках и так далее. Почти все лэйблы имеют свою email-рассылку.

Чтобы продавать музыку необходимо заключить договора с магазинами. В случае цифрового распространения это могут быть такие магазины как junodownload, audiojelly, trackitdown, beatport. Если же вы хотите продавать музыку так же и на материальных носителях, то сначала следует озаботиться производством дисков (или пластинок) – для чего существуют специальные заводы, которые с радостью выполнят ваш заказ на тиражирование вашей музыки. Но продавать её всё равно придётся вам.

В случае с интернет-магазинами ярко выражено действует правило парето: примерно 20% магазинов принесут вам 80% всей прибыли, но времени они все требуют одинаково много. Так что ваш выбор с кем и как работать.

Поиск музыки

Следующий этап – поиск музыки для первых нескольких релизов. Если вы сам музыкант, то вам конечно проще – можно выпустить кое-что из своего творчества, плюс привлечь ваших друзей-музыкантов, которые разделяют ваши музыкальные идеи и имеют интересную подходящую музыку. Но в дальнейшем поиск наиболее интересных, перспективных и свежих треков и музыкантов должен стать одним из главных направлений вашей деятельности по управлению лэйблом. Лэйбл ведь так или иначе вращается вокруг музыки, и без хорошей музыки не получится хорошего музыкального лэйбла.

С музыкантами необходимо заключать договора на передачу авторских прав, при этом скорее всего вам потребуется получить права на воспроизведение, передачу в эфир, редактирование и некоторые другие виды использования. Вообще рекомендую купить книжку «Закон об авторском праве и смежных правах” (заучить!) а так же прочитать новый гражданский кодекс (ну и можно ещё международные соглашения об авторском праве почитать – тоже не помешает).

И вообще, желательно начинать музыкальный лэйбл совместно с энтузиастами – друзьями-знакомыми, совместно с которыми можно быстрее и эффективнее развивать вашу деятельность.

Примерный цикл деятельности лэйбла:
  1. Поиск интересной музыки, которая подходит для вашего лэйбла

  2. Заключение договора с авторами музыки

  3. Размещение информации на сайте, в рассылке и т.д.

  4. Размещение музыки в магазинах

  5. Получение денег от магазинов за проданную музыку (роялти)

  6. Выплата авторам процентов от роялти (если конечно по условиям договора авторы получают процент с продаж, если же вы им уже заплатили фиксированную сумму, то процентов естественно никаких не платится)

Для поддержания работы и развития лэйбла необходимо выполнять следующие функции:
  1. A&R – поиск музыки, работа с музыкантами

  2. Работа с магазинами

  3. Реклама, PR (в частности рассылка промо-материалов, установление контактов с ключевыми людьми)

Рассылка промо-материалов весьма важная часть работы лэйбла, ибо если о вас никто не знает, то и покупают мало и толку для музыкантов от вашего лэйбла мало. Как и кому рассылать промо-материалы? Например, приезжает в ваш город известный диджей, играющий в вашем стиле (или близко по стилю) – вручите ему диск с вашими лучшими релизами. Отправить на все тематические интернет (и оффлайн) радиостанции, известным диджеям.

Можно предварительно договариваться с известным диджеем или музыкантом, предложить ему прислать ваше промо, обычно люди соглашаются, по крайней мере в моей практике ещё никто не отказывался.

После такой договорённости шанс быть услышанным повышается. Некоторые люди, с которыми вы установили контакт (или просто ваши друзья/знакомые) могут оказывать поддержку вашим релизам (поиграть на вечеринках, включить в свою радиопередачу и т.д.) если вы их регулярно снабжаете свежей музыкой бесплатно.

Где искать музыку?

Есть множество сайтов, на которых все желающие размещают свои творения – например myspace, promodj и т.д. Шариться там в поисках интересного материала реально – ибо материала тонны, но придётся продираться через большое количество откровенного говна, среди которого и придётся выискивать жемчужины. Так же на сайте должны быть хоть какие-то контактные данные и информация по политике работы с демо-материалами. Соответственно музыканты, посетившие ваш сайт имеют возможность отправить вам свою музыку на оценку. После чего вы можете уже выбирать и из присланного.

Можно связываться с музыкантами, пишущими в вашем стиле и предлагать им выпуститься на вашем лэйбле. Материал должен всегда быть новым и нигде ещё не изданным, и желательно, чтобы он не был доступен в интернете в хорошем качестве – пусть музыканты отправляют демки в хорошем качестве вам, а не выкладывают на всеобщее обозрение в интернет. В низком качестве, пожалуйста.

Количество и качество материала.

Если выпускать релизы более-мене часто и регулярно (например раз в неделю) – то покупать у вас будут чаще. Так как в основном люди в магазинах смотрят новинки, то увидев вашу очередную новинку, покупатель может посмотреть/послушать другие ваши релизы, или релизы вашего музыканта, соответственно повышается шанс покупки предыдущих релизов.

Но с другой стороны если издавать всё подряд разного уровня качества, то покупать будут меньше – ибо говна и так навалом вокруг – каждый день выходит несколько десятков новых релизов, и чтобы не затеряться среди этой «кучи”, нужно постараться. Соответственно, вам выгоднее, чтобы ваш музыкант издавался на вашем лэйбле побольше.

Можно например придумывать специальные псевдонимы для музыкантов, которые имеете право использовать только вы как музыкальный лэйбл, а музыкант не может за пределами вашего лэйбла издаваться под этим псевдонимом. Хотя я лично такую политику не использую, предоставляю музыкантам полную свободу выбора.

Звёзды.

Выпуск даже одого релиза достаточно известного музыканта поднимает продажи в разы, причём не только продажи именно его релиза, но и остальных релизов вашего лэйбла. Так что бороться за «звёзд” и привлекать их к выпуску музыки на вашем лэйбле – отличный и выгодный со всех сторон шаг.

Ремиксы.

Если вы готовите к выпуску релиз, можно разослать ремикс-пак другим музыкантам вашего лэйбла, пусть они сделают по ремиксу на трек, ремикс потом можно включить в состав релиза – больше треков в релизе – привлекательнее для покупателей. С другой стороны взаимный пиар – автор пиарит ремиксёра, а ремиксёр автора. Хотя всё хорошо в меру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У каждого должно быть право на мечту о собственной группе, которая несколько раз в неделю собирается в гараже для совместных репетиций и отжигает на драйвовых концертах. Поверьте, осуществить ее не так сложно — как школьнику с порванным гитарным чехлом и мечтами о полном «Олимпийском», так и взрослому мужчине, который только к 35-ти нашел время на такое крутое хобби.

Недавно мы писали о том, как издать книгу в Киеве, как открыть свой бар в столице. Теперь, не понаслышке зная о том, как собрать рок-группу, наш журналист Богдан Семенченко поделился собственным опытом.

Как собрать группу?

Если вы не планируете быть соло-исполнителем, то нужны музыканты-единомышленники. Или хотя бы профессионалы, которые смогут играть то, что вы скажете. Если таки решили попробовать себя в этом, то трубите о своем желании везде — спрашивайте о свободных музыкантах у друзей и других музыкантов, которых вы знаете, напишите пост в Facebook, сходите jam-session, куда приходят поиграть в своё удовольствие. Нетворкинг — это важно.

Ещё один хороший способ найти группу — это онлайн-объявления. Поискать можно на сервисе Olx в разделе «Хобби, отдых и спорт» → «Поиск групп/музыкантов». Там можно найти как закаленных сценами фирмачей, так и зеленых рокеров, которые отчаянно ищут то же, что и вы — света софитов в заполненных клубах и прочих радостей жизни музыканта. Также могут помочь борды , , . Ну и, естественно, опубликуйте собственное объявление на одном из таких форумов. В нем вкратце опишите собственное видение музыки, источники вдохновения и планы на будущее с этим проектом. Внимание! Остерегайтесь «лабухов», которые ищут группы для заработка по кабакам и свадьбам. Обычно им больше 35, они неряшливо выглядят и их главная цель — лабать «Хали-гали» в Портер пабе.

Очень важным критерием выбора музыкантов помимо их предпочтений и умений должен быть энтузиазм и желание заниматься музыкой в вашем формате. Если они есть — то большинство других проблем будет решено.

Как сочинить материал?

О’кей, допустим получилось найти ребят, которые хотят играть вместе с вами. Теперь вам нужно написать музыку. С этим, конечно же, мы помочь не можем: посоветуем только слушать много музыки, экспериментировать и, что немаловажно, писать много. Как и в овладении любым музыкальным инструментом, в написании песен важна практика. Редко когда первые песни автора получались удачными. Даже группа The Beatles признавалась, что перед невероятно успешным дебютным альбомом Please Please Me (1963) у них было около ста менее удачных наработок, которые не были записаны. Выводы делайте сами.

Для более удобной работы над аранжировками песен советуем очень удобную программу . Она позволяет нотами или табами (схематической записью нот на гитаре) записать ваши идеи для каждой из партий — гитарной, клавишной, ударной и т.д. Позже можно будет воспроизвести их одновременно, чтоб услышать набросок финального звучания песни и поделиться им с участниками группы. Сбрасывайте наработки музыкантам перед репетицией и разбирайте в живую их после того, как каждый овладеет своей партией дома. В идеале это экономит время и позволяет точнее закрепить в голове написанный материал.

Где репетировать?

Цены за аренду репетиционной базы в Киеве колеблются от 50 грн до 300 грн в час. Разная цена здесь обусловлена набором инструментов на репетиционной точке и их состоянием, а также общими удобствами на территории базы. Кому-то понравится заниматься в гараже, а кому-то нужна профессиональная аппаратура и идеальное звукопоглощение.

Золотая середина для каждого своя и зависит от потребностей молодой группы. Для начинающих музыкантов, которые только собрали свой коллектив, подойдет и скромная репетиционная база за 50-70 грн в час, в которой будут исправные инструменты. Со временем можно переехать в более серьезное место.

Нужно знать, что занятие на репетиционной базе предполагает наличие собственных музыкальных инструментов: гитар, синтезаторов, палочек у барабанщика. Также советуем уточнить у администратора базы наличие барабанных тарелок (железа), ведь некоторые точки сдаются с «голой» барабанной установкой.

Как начать выступать?

Допустим, вы смогли сочинить несколько неплохих песенок и уже как-то их играете. Возможно вам уже не терпится выйти на сцену перед сотнями благодарных фанатов, но не спешите. Без демо-записей или хотя бы видео с репетиций, где вы играете собственные песни, ваша группа — кот в мешке как для ваших потенциальных слушателей, так и для организаторов концертов, которые могли бы вас пригласить. Позаботьтесь о нескольких демонстрационных (пробных) версиях песен. Их можно сделать на хороший диктофон, камеру или обратившись в студию звукозаписи. Созданные материалы не стесняйтесь загружать на собственный канал в Soundcloud и YouTube. Даже неудачный контент лучше отсутствие оного — особенно, если речь идет о промо.

Пока вы молодая и перспективная группа, главная аудитория — ваши же друзья. А главный канал привлечения аудитории — ваши же социальные сети. Поэтому создайте страницы в Facebook и Instagram, куда периодически публикуйте записи с репетиций, фотографии и прочие обновления из жизни группы. Со временем к вашим друзьям прибавятся абсолютно незнакомые люди, которые услышат вас на концерте или просто в сети.

Только после создания демо и представительства в социальных сетях есть смысл начинать концертную деятельность. Подружитесь со схожими по стилю группами и попробуйте организовать совместный концерт. Или найдите людей, которые периодически организовывают концерты за процент от дохода, и покажите им свои демо. За полгода до начала фестивального сезона начните рассылать свои материалы небольшим фестивалям, запишитесь на отборы на Atlas Weekend, Faine Misto, Respublica Fest и прочие. Ну и обязательно ознакомьтесь с нашим материалом «Как организовать концерт в Киеве: шаги и советы» — в нём мы детально описали этот процесс.

Как записать свою музыку?

Когда ваши новые песни обрели свою устоявшуюся форму наступает время профессиональной звукозаписи. Получение финального музыкального продукта зачастую выводит группу на новый этап — теперь о её музыке можно говорить предметно, критиковать, распространять.

Вот главные два пункта, которые нужно знать для того, чтоб идти на студию:

— Все партии каждого инструмента в песне должны быть продуманы, а уровень игры и вокала — достаточным, чтоб исполнять песню без запинок и ошибок.

— Нужно хотя бы примерно знать, как должен звучать ваш материал. Можно поискать похожую музыку, которая вам нравится, и показать её в качестве примера (референса). Это экономит время работы.

Узнать о процессе записи, студийных расценках и почитать советы из первых уст можно в нашем материале «Записать песню и альбом в Киеве: цены, студии, советы».

Куда и как загружать свою музыку?

Нужно сделать так, чтоб записанные вами песни можно было послушать. Для этого лучше всего подойдут стриминговые сервисы и онлайн-магазины. С бесплатными Soundcloud и Bandcamp всё понятно — туда легко можно загрузить свои материалы, попросту создав аккаунт. А вот крупные акулы вроде iTunes, Google Play, Deezer, Spotify не пускают к себе просто так. Но и выплачивают деньги авторам музыки, когда их песни слушают.

Чтобы загрузить свою музыку в платные приложения нужно воспользоваться услугами музыкального лейбла (что довольно сложно для начинающей группы) или же онлайн-сервиса. Вот несколько из них:

— заливает бесплатно, но нужно долго ждать (от недели до месяца), иногда возникают недопонимания со службой поддержки.

— требует безлимитный аккаунт за 75$ или 15% от дохода.

— 10$ за сингл, 35$ за альбом

Как зарегистрировать авторские права на музыку?

Чтобы защитить права собственности на произведение вы можете оформить регистрацию авторского права на свое творчество. Этим занимаются патентные фирмы, которые в течение одного месяца смогут оформить все необходимые бумаги. Стоимость регистрации авторского права у каждой фирмы разная, начинается от 800 грн.

Как наращивать аудиторию?

Один из наиболее болезненных вопросов для любого инди-музыканта — это обретение популярности. Главный секрет очень прост — нужно писать хорошие, запоминающиеся, актуальные песни и показывать их аудитории всеми возможными способами. Но кроме этого:

Ведите социальные сети:

Не забывайте активно вести свои социальные сети, экспериментируйте с контентом. Помните, что аудиторию привлекают необычные вещи. Записывайте видеоприглашения на концерты, делайте необычные фото в Instagram, показывайте процесс репетиции, записей — всё это хоть как-то вовлекает аудиторию в жизнь вашей группы и строит с ней доверительные отношения.

Рассылайте музыку по медиа:

Обязательно показывайте свое творчество представителям медиа. Многие онлайн-издания с удовольствием опубликуют вашу новую музыку, если она им понравится. Отправить свой материал можно на: , , , , , , , , , .

Много играйте

Контактируйте с группами, площадками и организаторами мероприятий по-поводу участия в концертах, пусть даже в роли разогревающей группы. Это показывает вашу музыку большему количеству людей и дает необходимый опыт сценического выступления.

Ну и, наконец, как заработать?

Музыканты в основном зарабатывают благодаря: концертам, корпоративам, доходам от продаж и стримингов музыки, роялти за использование музыки, а также продаже мерча (англ. merchandise — товар) — фирменных футболок, дисков, рюкзаков, значков и т.д.

Но вот загвоздка: доходы от распространения музыки в интернете не так велики, на корпоративы зовут только самых «форматных» и, к тому же, массово популярных артистов, а в рекламу и кино берут не так и часто. Остается два главных источника дохода — это гонорары с концертов и мерч. Поначалу вы, скорее всего, будете играть за процент от проданных билетов, позже — за гонорар, который сами себе установите. Его обычно определяют исходя из множества факторов: успешности предыдущих концертов в городе, количества подписчиков, условий логистики мероприятия.

Но, разумеется, пройдет определенное время перед тем, как вы начнете зарабатывать. Первые туры могут быть даже «в минус», особенно если речь идет о европейских концертах без фиксированных гонораров. Но при росте популярности вашей группы, а также при правильном менеджменте, вы сможете застолбить за собой определенную сумму, которую организаторы концертов будут обязаны вам выплатить несмотря ни на что. Фиксированные гонорары для групп в Киеве начинаются от 1000 грн и растут настолько, насколько это возможно.

«Как открыть свой лейбл?» Если вы читаете эти строки, то значит уже задавались таким вопросом. Конечно, можно погуглить, благо в интернете сегодня можно найти очень много информации на этот счет. Однако, сложность заключается в правильно-последовательном поступлении этой информации. Поскольку нередко случается так, что какой-то не до конца разобранный вопрос может или увести вас не в ту сторону, или же и вовсе выбить из колеи и усложнить вам работу.

Хорошим примером подобной ситуации может быть работа с дистрибутором. Например, вы по незнанию заключили договор с первым (ну хорошо, со вторым) попавшимся дистрибутором и спустя несколько месяцев вы вдруг понимаете, что ваши продажи почему-то не идут, а может быть вам выпала возможность «самому заплатить за свой продукт», такое тоже случается. Вы начинаете разбираться в причинах, тратите на это драгоценное время, потом приступаете к поиску нового дистрибутора, опять бумажная волокита, новая трата времени на проверку верности вашего выбора. Подобных ситуаций может быть масса, а всё потому, что вы изначально не разобрались в вопросе, на который, возможно, вы изначально потратили пару часов.

При создании и запуске лейбла возникает масса вроде бы простых, но вместе с этим сложных и запутанных вопросов. Постараюсь рассказать о них довольно просто, чтобы многим было понятно.

Главная ценность лейбла — это материал, который на нем выходит. Не буду лишний раз повторять, что мы живем в эпоху мощнейших информационных потоков, и, как мне кажется, сегодня вопрос уже стоит не в потреблении, а в фильтрации этой информации, поскольку уже давно никто не в состоянии полноценно перерабатывать всю поступающую информацию. Например, на одном только Beatport в отдельном жанре может выходить до 2-3 тысяч треков. Представьте сколько потребуется времени на прослушку этого музыкального массива и выбрать что-то подходящее для себя! Так что издаваемый вашим лейблом материал должен как-то выделять, чем-то цеплять и быть проверенным еще до его выхода в свет. И такие проверки могут занимать годы. А что это за проверки?

Представим, что вы только что записали свой музыкальный опус. Вас распирает от радости, вас охватывает гордость, что вы смогли его закончить, вам непременно хочется поделиться этим треком с кем-то, а может быть сразу же отослать на какой-то лейбл. Ведь у вас на руках хит! Но именно на этом этапе и кроется самая распространенная проблема. Наш слух имеет свойство «замыливаться», так как у нас в голове есть своего рода «тумблер» переключения внимания, что может поспособствовать тому, что вы не заметите какие-то недочеты, какие-то нюансы. И эти проблемы копятся ещё даже не доходя до этапа мастеринга, не говоря уже о выходе в свет. Как решить этот вопрос? Дайте себе отдохнуть от этого трека. И под «отдохнуть» я имею ввиду не 5-10 минут, а просто отложите трек хотя бы на несколько дней. Потом вернитесь к нему, и если вас всё устраивает, тогда двигайтесь дальше, а если нет, принимайтесь за исправление недочетов. Подобный цикл может занимать недели, а то и месяцы вашего времени. Всё зависит от уровня вашего перфекционизма.

Но даже такие циклы когда-нибудь заканчиваются, и вот вы сделали полностью готовый трек, а может быть даже несколько. Что делать дальше? А дальше вам нужно обратиться за помощью к знакомым диджеям, если вы сами не диджей. Поскольку сейчас мы говорим прежде всего о музыке, предназначенной для клубов, то и проверять эффективность вашего творения надо на танцполе, на публике. Всё ли работает как надо, все ли звучит на своих местах, как реагирует публика, как работает бас. Недаром, существуют так называемые промопулы, когда ваши треки рассылаются определенному кругу диджеев, которые после того, как обкатали музыку в работе оставляют вам свои фидбеки. Однако, сегодня время промопулов (которые зародились еще в 70-х, во времена диско) скорее всего прошло, поскольку эффективность данного метода, на мой взгляд, близка к нулю. Объясню почему.

Для того, чтобы воспользоваться промопулом, вам придется раскошелиться на некую базу подписчиков (если у вас нет своей). Многие дистрибуторы предлагают платную базу из 10-20 тысяч диджеев, среди которых будет произведена рассылка вашей музыки. Но тогда возникает вопрос, а кто потом купит ваш релиз, если 10-20 тысяч диджеев уже скачали вашу музыку бесплатно, при этом вы же ещё и заплатили, чтобы донести музыку до своей же аудитории. Возникает самый настоящий парадокс.

Более действенный метод — это отправить свои треки кому-то из знакомых профессионалов. Если же таковых среди вашего окружения нет, то найдите контакты 10-20 таких человек и отправьте им. Если фидбек будет отличным, значит вы всё делаете правильно. Если же пошли критические замечания, то к ним стоит прислушаться, но верить сразу на слово не стоит, лучше всё тысячу раз перепроверить. Мы с вами все разные, каждый из нас слышит музыку по-разному, в разном настроении, и реакция на один и тот же трек в разное время суток может быть совершенно разной. Не забывайте про это.

Конечно, вы можете отправить свою работу на какой-нибудь лейбл. Причем под этим я понимаю работоспособный и известный лейбл, который следит за своей стилистической чистотой, и не старается выпускать всё подряд. Знайте, на рынке сегодня существует огромное количество «зеленых» лейблов, которые выпускают всё подряд, лишь бы заработать на вас деньги, толком даже не вкладываясь в рекламу вашего релиза. Но важно другое: если ваш материал отрывают с руками, значит всё хорошо, но если регулярно приходят отказы или вы сталкиваетесь с молчанием, значит что-то с вашей музыкой не так.

Но в какой-то момент обкатка и тестирование вашей музыки заканчивается. Вы нашли все изъяны и довели свое произведение до ума. Значит теперь стоит переходить к этапу создания обертки. Как будет выглядеть ваш лейбл визуально и аудиально. Под аудиально я понимаю его историю, цели и биографию. Если писатель из вас так себе, опишите простыми словами на чем базируется ваш лейбл, будет ли ограничен какими-то рамками, или может никаких рамок не будет, кто владелец, кто будет отвечать за оформление. Если хотите, чтобы всё выглядело красиво и солидно, то найдите подходящего копирайтера. Хотя «Войну и мир» здесь от вас никто не ждет — достаточно одного абзаца.

Серьезно подойдите к продумыванию визуальной составляющей, поскольку она играет немаловажную роль. Помня о Beatport с его гигантским музыкальным потоком вам нужно как-то выделиться среди тех тысяч треков, которые появляются на этом сервисе каждый день. Как минимум вам нужно сделать интересную, яркую, качественную обложку.

В таком случае уже срабатывает эффект визуального восприятия. Если вам, как потребителю, приглянулась обложка, то высока вероятно, что вы кликните на прослушку. Если же обложка производит впечатление, словно она сделана на коленке за пять минут, то вряд ли она побудит вас кликнуть, чтобы послушать. Поэтому, если вы не дизайнер, не умеете работать со специальными программами, вам лучше обратиться к профессионалу в этой области. Но одной обложкой, конечно же, ограничиваться нельзя, поскольку вам нужно проработать общий стиль вашего лейбла, последующие обложки, оформление постов в соцсетях. Сами обложки тоже бывают разные и для каждого магазина их форматы могут различаться. Начнем с того, что для разных носителей вам необходимо проработать свой вариант. Например, если это винил, то здесь стоит обратить внимание на «яблоко», как оно будет выглядеть, какая обложка будет на конверте пластинки.

Если мы говорим о «цифре», то здесь основное отличие — размеры самой картинки. Где-то она должна быть 3000×3000 пикселей, где-то 1400×1400, таких размеров может быть очень много. Размеры так называемой «шапки» вашей страницы тоже везде разные, и это тоже стоит учитывать. Например, «шапка» для SoundCloud

не подойдет для Facebook.

И такие дизайнерские решения должны быть понятны для восприятия большинству вашей аудитории и информативно доступны. Если вам удастся этого добиться, то ваши шансы на победу увеличатся.

Теперь можно переходить к, наверное, самому главному вопросу при запуске лейбла — дистрибуции. Что это такое и с чем это едят.

Если вкратце, то дистрибуция это организация сбыта и распределение вашей продукции по сети сбыта. Здесь стоит понимать, что мы с вами находимся в России и примерно понимаем, как обстоят дела с продажей винила или «цифры» в нескольких крупных российских городах. Но ими всё дело не ограничивается. В каждом городе есть свои нюансы, свои торговые точки, о которых вы можете и не знать. Поэтому лучше всего обращаться к людям, которые профессионально занимаются вопросами сбыта и в курсе таких нюансов. Они берут на себя работу по сбыту вашей продукции, и понимают где ваша музыка будет продаваться более эффективно.

Отсюда возникает другой вопрос: где найти такого дистрибутора, и как понять подходит ли конкретно этот под ваши задачи.

Во-первых: вам нужно определиться в каком формате вы будете работать: только лишь «цифра» или винил и «цифра», или же только винил. Вариантов здесь может быть довольно много, поскольку есть еще и компакт-диски, аудиокассеты, реклама и многое другое.

Во-вторых, нужно найти того самого! Чаще всего у дистрибутора уже есть свой хорошо налаженный канал сбыта продукции. Но среди них есть и такие, которые отдают приоритет не качеству своей работы, а вашим деньгам. К сожалению, подобных недобросовестных дистрибуторов сегодня стало очень много. Далеко не каждый будет заботиться о том, правильную ли обложку вы загрузили, всё ли хорошо с отмастеренным файлом, нет ли ошибок в тексте на обложке релиза, и прочие вопросы, за которыми, в принципе вы должны следить сами, но промахи случаются со всеми.

Обратите внимание, где чаще и больше прослушивается музыка в стилистике близкой к вашей. Например, в какой стране популярнее техно или же где сегодня центр активности в области драм-н-бейса. Такую информацию несложно найти просто погуглив, плюс можно почитать что-нибудь из истории музыки. Можно посмотреть по статистике прослушиваний вашего контента в SoundCloud или любом другом сервисе, который позволяет осуществлять подобный анализ. Одним словом, станьте ненадолго аналитиком в вашем жанре. С помощью полученной информации вы сможете понять в какой стране больше всего слушают и покупают треков в близком вам жанре. И именно из этого вы сможете выстроить свои дальнейшие действия. Например, вы сможете подобрать дистрибутора исходя из географических предпочтений, что сильно сузит круг ваших поисков.

Например, если вы пишите r’n’b, то вам вряд ли стоит иметь дело с дистрибутором, который специализируется на минимале, так как его канал сбыта заточен на конкретную аудиторию, и вам там делать нечего. Если вы печатаете пластинки на заводе в Амстердаме, а дистрибутор находится в Германии, то вашу партию сначала будут направлять в одну страну, потом в другую, а это лишние траты на доставку, что ведет к удорожанию пластинки. И подобные моменты нужно обязательно учитывать.
Стоит также обратить внимание на близких вам музыкантов по духу. Чаще всего дистрибутор указывается на пластинке или в тексте релиза, порой даже обычным хэштегом. А дальше уже через поисковик найти контакты дистрибутора пара пустяков.

В случае с цифровой дистрибуцией всё значительно проще, и географическое местоположение дистрибутора здесь не играет никакой роли, но зато всплывают другие вопросы. По каким сервисам будет распространяться ваш контент, в каком сервисе вы можете присутствовать эксклюзивно, и через какое время эмбарго будет снято и ваш контент появится в других. Чаще всего отличие цифровой дистрибуции состоит в наборе магазинов, в которых будет продаваться ваша музыка; личном кабинете, где вы вы будете настраивать свой релиз; наличие промо-рассылки; возможность подписания электронного договора; выплаты и многое другое.

В данном случае всё индивидуально, и для каждого лейбла может подойти отдельный дистрибутор. Прежде чем подписываться на работу с конкретным дистрибутором, постарайтесь узнать о нем как можно больше, почитайте отзывы, не стесняйтесь спрашивать знакомых, если таковые у вас имеются. Чаще всего у каждого дистрибутора есть свой отдел продаж, который с готовностью ответит на все ваши вопросы. Одним словом, кто ищет — тот найдет!

Например, мой лейбл Kashatskikh сейчас работает с тремя дистрибуторам. Один занимается продажей винила, здесь я остановился на deejay.de и его подразделении VinylFuture. У этих ребят есть гибкая система работы, есть различные виды договоров о сотрудничестве. Они давно занимаются этой деятельностью, могут помочь в случае, если ваш релиз «встал» и не продается. Могут проконсультировать по предполагаемому тиражу.

С «цифрой» я работаю через Label Worx. На мой взгляд — это команда № 1. Они очень здорово помогают с разного рода мелочами, есть обучающие ролики, в которых объясняются как работает их сервис, плюс очень много бонусов.

И, наконец, мой третий канал — это Bandcamp, на котором часто будут появляться эксклюзивы.

На своем лейбле Kashatskikh я издаю исключительно свою музыку, но сейчас готовим цифровой и виниловый лейбл с другим названием, куда принимаем демо от сторонних артистов. Можете писать письма на этот ящик.

Подытоживая разговор о дистрибуции, могу лишь сказать, что чем лучшие сервис в обслуживании, тем большую плату он берет за свои услуги, и тем жестче придирается к вашему материалу (и не только музыкальному). Если материал им покажется слабоватым, то они попросту не возьмутся за работу. Если у вас нет наработанного бэкграунда, то они вас не пропустят. Если у вас нет своей аудитории, хотя бы какой-то, тоже самое. Даже если у вас есть лейбл, но он слабоват, с вами работать не будут. Если нет поддержки от артистов, скорее всего тоже.

Эта информация очень легко проверяется, существует множество сервисов позволяющих по определенному артисту пробить все его заслуги, количество фоловеров в отдельных музыкальных магазинах. Вся эта индустрия — большой бизнес, в нем работает много профессионалов, знающих эту сферу как свои пять пальцев.

Прежде чем принимать решение о запуске лейбла, подумайте тысячу раз нужно ли вам это, болеете ли вы этим. Определитесь с целями, концепцией, дизайном, заручитесь поддержкой, создайте план продвижения. И в этом тексте я затронул лишь самую верхушку айсберга. Но есть еще масса вопросов, касающихся авторского права, работы с РАО, с паблишерами, есть огромная юридическая сфера и, конечно же, работа с музыкальным продуктом. Ведь все здесь, как ни крути, крутится вокруг музыки. Но про музыку мы с Максимом Бутылевом (Swoy) очень обстоятельно рассказываем на курсах Mixmag Академии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *