Как приватизировать землю если дом в собственности?

Если Вы пользуетесь земельным участком, более того, на нем стоит Ваш дом, но оформить право собственности на землю «руки не доходили» эта консультация ресурса «Протокол» как раз для Вас, ведь она посвящена особенностям приватизации земельного участка именно в таких случаях.

Ситуация, что земельный участок находиться в фактическом пользование гражданина, но права на него не оформлены могла сложится при следующих обстоятельствах.

  1. Земля выделялась для строительства во времена Советского Союза. Стоит отметить, что если земля под домом не была приватизирована, то не имеет значение на кого выделялся земельный участок, имеет значение, кто собственник дома, ведь именно в его пользование находиться земля. Такая ситуация часто встречаемая, ведь дом с неоформленной землей мог быть получен по наследству или по договору дарения.
  2. Земельный участок был выделен дачным или садовым кооперативом.
  3. Гражданин самовольно совершил строительство и нет никаких документальных подтверждений прав на землю. Стоит отметить, что право приватизировать участок на законных основаниях появляется в случае добросовестного, открытого и беспрерывного пользования на протяжение менее 15 лет, так называемая приобритательная давность. Но приватизировать на таком основание можно лишь в порядке, установленном для бесплатной приватизации (Пользуйтесь консультацией юридического ресурса «Протокола» «Алгоритм розробки проекту землеустрою щодо відведення земельної ділянки». Напомним, что в соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) можно приватизировать земельный участок бесплатно в размере не более 0,25 гектара в селах, не более 0,15 гектара — в поселках, не более 0,10 гектара в городах; для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара; для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара. Таким образом, к примеру, приватизировать земельный участок под жилым домом в городе можно в размере не более 10 соток.

Отметим, что в случае приватизации земельного участка на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, техническая документация разрабатывается по заказу собственника жилого дома без предоставления разрешения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в отличие от безвозмездной приватизации земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности. Указанное уже значительно облегчает процедуру приватизации ровно на один шаг.

Шаг 1 Присвоить кадастровый номер земельному участку

Если у участка уже сформирован кадастровый номер, сразу переходите к шагу 2. Если же нет, то спешим сообщить, что в соответствии «, в случае если на земельном участке, право собственности (пользования) на который не зарегистрировано, расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, кадастровый номер на такой земельный участок присваивается по заявлению собственников такого дома на основании технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). Запрещается требовать для присвоения земельному участку кадастрового номера другие документы. Такой кадастровый номер действует с момента его присвоения.

То есть для присвоение кадастрового номера земельному участку необходимо:

  1. Заказать разработку технической документации по установлению границ земельного участка в натуре у физических или юридических лиц, которые имеют лицензию на проведение работ по землеустройству (Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей доступен на сайте Госгеокадастра) По окончанию этого этапа Вы получаете соответствующий проект и XML файл к нему.

2). Обратиться в Территориальный орган Госгеокадастра по месту нахождения земельного участка, а именно государственному регистратору, с соответствующим заявлением, к которому приобщить техническую документацию и XML файл, копию паспорта и индикационного кода заявителя, документы (нотариально-заверенные копии), что дают право на разработку технической документации (документы на дом, акт на землю и т.п.)

Как результат регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре Вы получите выписку из кадастра о земельном участке с кадастровым номером.

Если земельному участку присвоен кадастровый номер и на него был выдан акт на право постоянного пользования или относительно которого был оформлен договор аренды, приватизация может осуществляться без технической документации по землеустройству, на основании технических материалов и документов, удостоверяющие право пользования земельным участком. С условием, что при приватизации не будет изменения целевого назначения земельного участка.

Шаг 2 Подать заявление в органы исполнительной власти или местного самоуправления

Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании и на котором расположен жилой дом, подает заявление в соответствующий орган в зависимости от того, где находиться земельный участок.

Важно что, если жилой дом находится в общей собственности нескольких граждан, заявление подается одновременно всеми совладельцами дома.

Заявление может подать и представитель, но его полномочия должна подтверждать доверенность, копия которой прилагается к заявлению.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, местонахождение земельного участка, его размер, основания пребывания земельного участка в пользовании заинтересованного в приватизации лица.

К заявлению прилагаются копии паспорта гражданина и справки о присвоении ему индивидуального идентификационного кода.

В случае приватизации земельного участка, на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, и которому присвоен кадастровый номер на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка, к заявлению нужно приложить:

— техническую документацию по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка;

— выписку из Государственного земельного кадастра

— электронный файл in4 и файл XML.

В случае приватизации земельного участка без изменения его границ и целевого назначения, право гражданина на пользование которой удостоверено государственным актом на право постоянного пользования землей или договором аренды земли, необходимо приложить технические материалы и документы, подтверждающие размер земельного участка, а также копию государственного акта на право постоянного пользования земельным участком или договора аренды земли.

Если не земельном участке находится дом права, на который оформлены, необходимо приложить копии документов подтверждающие право собственности на дом. Такими могут быть: договор купли-продажи, свидетельство о праве наследства, договор дарения.

Если земельный участок был выделен дачным или садовым кооперативом дополнительно необходимо приложить справку дачного (садового) кооператива (товарищества) о том, что заинтересованное лицо является членом этой организации и о выделении ему конкретного участка согласно схеме (плана) организации территории кооператива (товарищества).

В случае приобритательной давности на земельный участок, необходимо приложить документы, которые подтверждают добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком на протяжение 15 лет. Но как правило факт такого владения придется признавать через суд.

Шаг 3 Решение уполномоченного органа о передаче в собственность земельного участка и регистрация прав на земельный участок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество

После рассмотрения документов, уполномоченный орган выносит решение о приватизации земельного участка, которое является основанием для регистрации права собственности.

Зарегистрировать собственность или другие права на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации прав на недвижимое имущество, или у нотариуса.

Результат этого шага – выписка из Государственного реестра прав о регистрации права собственности на земельный участок.

Напоследок расшифруем, что означает уполномоченный орган. Так, в соответствии со статьей 122 Земельного кодекса Украины, сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд. Районные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности, в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для: ведение водного хозяйства; строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, учреждений культуры, больниц, предприятий торговли), индивидуального дачного строительства.

Что касается Госгеокадастра и его территориальных органов, эти органы исполнительной власти предоставляют земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности, кроме случаев, определенных частью восьмой настоящей статьи, в собственность или в пользование для всех нужд.

То есть, для определения того, в какой орган необходимо обращаться значение имеет место нахождение земельного участка и его целевое назначение.

Плюсы от приватизации земельного участка

«Забить своей место под солнцем», точнее в кадастровой карте, очень важно, не менее важно, оформить на землю свои права. Одно тянет за собой другое. Как только эта процедура будет пройдена, Вы станете полноценным собственником и сможете распоряжаться своей собственностью на свое усмотрение, то есть продать, сдать в аренду, подарить… Кстати стоимость дома увеличится, как только земля под ним будет оформлена. Хотя продать земельный участок без кадастрового номера можно только незаконно, как и в принципе совершить любые действия относительно участка. Не стоит забывать и о соседях, которым легче перенести забор не в Вашу пользу, если Ваш участок не сформирован и не оформлен.

В любом случае, с приватизацией тянуть больше не стоит, ведь законодательство в стране меняется, а процедура приватизации легче не становиться. К тому же неоформленная земля может привлечь внимание мошенников. Так что, лучше оформить право на землю и «спать спокойно».

Помните: получить професиональную консультацию и найти хорошего адвоката Ви всегда сможете на юридическом ресурсе Протокол

Автор консультации: М. Дунай

Граждане и юридические лица, имеющие недвижимость на государственных или муниципальных земельных участках, обладают исключительным правом на их приватизацию, то есть приобретение в собственность на основании договора купли-продажи. Но как осуществить это право на практике? Сколько приватизация требует средств? Каких документов? В первую очередь это зависит от того, прошел интересующий вас участок кадастровый учет или нет, присутствуют ли на нем строения других собственников или нет, а также от некоторых других обстоятельств.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
В первую очередь необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив к нему кадастровый паспорт (в РФ по закону объектом купли-продажи могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет). В течение месяца местные власти обязаны принять решение о выкупе участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением заключить договор.
Зачастую сроки выкупа земельных участков затягиваются в связи с тем, что сами участки были сформированы с неточностями. Например, обнаруживается, что в границы участка входят объекты улично-дорожной сети. Его оформление в собственность в таком виде невозможно, и необходимо проводить «переформирование». Как правило, такие ситуации возникают из-за того, что в свое время не были проведены геодезические работы, а, следовательно, границы участка изначально были определены весьма условно. Еще одна проблема связана с неточностями в самих геодезических документах, в таких случаях необходимо вносить изменения как в геодезические документы, так и в кадастровый план.
Оформление сделок купли-продажи государственного и муниципального имущества регулируется положениями статьи 32 Земельного кодекса РФ. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество.
Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.
КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Чтобы выкупить земельный участок, он должен быть сформирован как объект и внесен в государственный кадастр недвижимости. Если государственный кадастровый учет участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, местные власти в месячный срок утверждают и выдают схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Делается это также на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения исполнительного органа государственной власти. При этом лицо, обратившееся с заявлением, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых и геодезических работ, стоимость которых зависит в том числе и от размеров участка.
С 1 марта 2010 года внесены некоторые изменения в процедуру оформления прав на недвижимость. Теперь заявление о регистрации прав и иные документы, необходимые для госрегистрации, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Ранее, прежде чем зарегистрировать права на земельный участок, необходимо было поставить предварительно его на кадастровый учет, то есть заявитель должен был дважды обращаться в Росреестр. С 1 марта 2010 года достаточно только одного обращения.
Если заявление о регистрации прав и иные документы для регистрации представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимости, в книге учета документов указывается дата внесения в кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте после завершения кадастрового учета недвижимости.
Также предусмотрена возможность представления документов для регистрации прав по почте — с объявленной ценностью при пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В настоящее время новая система тестируется, а к концу года, как ожидается, заработает полноценно.
КОГДА УЧАСТОК ОДИН, А ВЛАДЕЛЬЦЕВ НЕДВИЖИМОСТИ – ДВА И БОЛЬШЕ
Нередки случаи, когда на одном и том же земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие различным организациям или лицам, обладающим исключительным правом на приватизацию этого участка, а сама земля находится в так назывемой неразграниченной государственной собственности. Госрегистрацию в таком случае отличает несколько принципиальных моментов.
Примером может послужить одно из дел, рассматривавшееся Президиумом ВАС РФ. Суть спора заключалась в том, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве (управление Росимущества) обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы (регистрационную службу) с заявлением о государственной регистрации права РФ на земельный участок в результате разграничения государственной собственности на землю.
Основанием для возникновения права собственности, по представлению Росимущества, являлось наличие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. Регистрационная служба отказала Росимуществу в госрегистрации, так как на спорном участке находились объекты недвижимости, которые принадлежали не только РФ, но и ее субъекту, а также частным лицам (на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, собственники находящейся на неразграниченном участке недвижимости обладают исключительным правом на его приватизацию). В свою очередь Росимущество обжаловало данный отказ в суде.
Суд первой инстанции первоначально удовлетворил заявление Росимущества, однако суд кассационной инстанции отменил его решение и направил дело на новое рассмотрение, указав, что право собственности на земельный участок не может принадлежать только Российской Федерации, поскольку на данном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие субъекту РФ и физическим лицам. Далее суды всех инстанций отказали в удовлетворении заявления. Судами было установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, вследствие чего из него был выделен другой участок. Итоговым выводом стало судебное решение о том, что регистрация права федеральной собственности в данном случае недопустима, поскольку нарушает права собственников недвижимости, расположенной на земельном участке.
Таким образом, по вопросу о том, влечет ли государственная регистрация права собственности публично-правового образования на земельный участок в результате разграничения государственной собственности нарушение прав собственников объектов недвижимости, находящихся на этом участке, отсутствует единообразие в толковании и применении норм земельного законодательства.
С одной стороны, данная регистрация нарушает права собственников объектов недвижимости, расположенной на земельном участке, и поэтому недопустима. Но существует и противоположная позиция, в соответствии с которой собственники объектов недвижимости могут реализовать свои права на соответствующую часть земельного участка, обратившись к его собственнику — государству. Также некоторые суды придерживаются мнения, что право публично-правового образования на земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, является первичным и не может затрагивать интересы физических и юридических лиц.
В результате Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в случае госрегистрации права собственности публично-правового образования в результате разграничения государственной собственности на землю собственники недвижимости, находящейся на участке, не лишаются права на этот участок.
ЛЬГОТЫ ПО ВЫКУПУ
Для некоторых граждан и юридических лиц предусмотрены особые цены выкупа вплоть до 1 января 2012 года. Данное положение действует в отношении:
— коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
— коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
— граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Указанные лица вправе выкупить участок по цене в пределах 20% кадастровой стоимости участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2,5% кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами РФ цены участка применяется наибольшая для местности цена.
Для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). При определении рыночной стоимости участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Следует, однако, помнить, что с 1 января 2012 года выкуп земельных участков собственниками находящейся на них недвижимости, а также переоформление в собственность права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком будет осуществляться по 100% кадастровой стоимости.
Остальные собственники недвижимости, расположенной на участках государственной или муниципальной собственности, приобретают участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ. В населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (в Москве и Санкт-Петербурге – за 45% кадастровой стоимости участка); от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, т.е. 7,5% и 25,5% кадастровой стоимости участка (в случае установления максимальной цены выкупа); до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, т.е. 4,5 и 15 % кадастровой стоимости участка.
ВЫКУП УЧАСТКА ПОД РАЗРУШЕННОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Часто у собственников недвижимости, которая по каким-то причинам была разрушена, возникает вопрос, могут ли они воспользоваться правом выкупа земельного участка. В соответствии с законодательством и сложившейся судебной практикой, собственник здания, строения, сооружения вправе выкупить участок с целью эксплуатации таких объектов.
Поскольку разрушенный объект недвижимости не может эксплуатироваться, то собственник такой недвижимости сохраняет за собой ранее предоставленный правовой титул на землю (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды), на которой расположен указанный объект в целях его восстановления. После этого собственник может воспользоваться исключительным правом приватизации участка.
Условия сохранения прав за арендаторами земельных участков в случае разрушения объекта недвижимости определяются договором аренды земельных участков.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
При приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственники могут быть ограничены в реализации своих прав. Так, Земельным кодексом предусмотрены случаи запрета передачи земли в частную собственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли, ограниченные в обороте и земли, чье отчуждение запрещено. Также невозможно приобрести в собственность земельный участок, если недвижимость находится в водоохраной зоне.
Другим примером ограничения прав на землю при приватизации является беститульное владение земельными участками. Многие собственники недвижимости не имеют прав на расположенные под ними земельные участки, при так называемом фактическом пользовании земельным участком. В этом случае закон предусматривает возможность покупки или аренды собственниками зданий расположенных под ними земельных участков.
Ограничением права собственника, приобретающего в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, является сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Такое обременение сохраняется в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу.
В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек власти могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию недвижимости (зданий, строений, сооружений). Порядок установления и снятия запрета на строительство и реконструкцию субъекты РФ определяют самостоятельно. Такие запреты не распространяются на реконструкцию объектов капитального строительства, которая не приведет к изменению вида разрешенного использования участка. В этом случае собственник участка вправе подать заявление о снятии запрета на строительство в исполнительный орган государственной власти в течение месяца после внесения платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие запрета не может превышать 80% кадастровой стоимости участка.

Источник: РИА НОВОСТИ

Порядок оформления жителями многоквартирных жилых домов земельных участков, занимаемых этими домами, в общую долевую собственность

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), определяет специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, согласно части 2 статьи 16 Вводного закона, в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

В силу части 3 указанной статьи, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение землей, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно указанному Постановлению это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В силу пункта 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В городе Владивостоке услуги по формированию земельного участка под многоквартирным домом оказывает управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ул. Западная, 15). Процедура предоставления указанной услуги установлена Регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 28.06.2011 № 1718, ознакомиться к которым можно на сайте: www.vlc.ru.

Согласно регламенту к заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий право собственности на помещение в данном доме, и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

Результатом предоставления данной муниципальной услуги является организация постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет с обязательным оформлением межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка с выдачей заявителю кадастрового паспорта земельного участка.

Услуга предоставляется бесплатно. Формирование земельного участка осуществляется за счет средств местного бюджета. Предоставление услуги осуществляется в течение финансового года, которым предусмотрено финансирование организации постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.

Вместе с тем, в силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вправе обеспечить за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Приморская, 2) об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на то, что государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права общей долевой собственности домовладельцев на участок под многоквартирным домом не является условием возникновения и существования этого права, это право может быть внесено в Реестр по инициативе правообладателей.

Регистрацию права общей долевой собственности на недвижимое имущество осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Посъетская, 48).

Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29, внесение в Реестр размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения ЕГРП). В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

При этом необходимо помнить, что в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Размер земельного налога определяется пропорционально доле плательщика налога в праве общей собственности на соответствующий земельный участок.

Главными мотивами для оформления земли жителями многоквартирных жилых домов могут стать, во-первых, необходимость исключить вероятность застройки земли под окнами, появления гаражей, торговых павильонов, незаконных автостоянок, во-вторых, на законных основаниях использовать придомовую территорию для обустройства детских площадок, парковок, палисадников, других необходимых жителям объектов, в-третьих, исполнять обязанность по уплате земельного налога.

Новые правила «дачной амнистии» были установлены в августе 2019 года. Федеральный закон от 02.08.2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на комплексное упрощение порядка оформления гражданами своих прав на отдельные объекты недвижимости.

Статьей 1 Закона продлевается до 01.03.2022 право приобретения в собственность земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельных участков, предоставленных СНТ, ОНТ, ДНТ до вступления в силу ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (до 10.11.2001).

Такое право предоставляется членам некоммерческих организаций, например, СНТ, ОНТ, ДНТ, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации этих некоммерческих организаций. При этом право возникает вне зависимости от даты вступления в указанные организации.

Такие граждане имеют право до 01.03.2022 приобрести бесплатно в собственность, без проведения торгов, земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Для этого земельный участок должен соответствовать совокупности следующих условий:

1. Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до 10.11.2001, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации (СНТ, ОНТ, ДНТ).

2. Земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации.

3. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае если земельный участок относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 01.03.2022 предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

КАК ОФОРМИТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА САДОВЫЙ УЧАСТОК

Участник садоводческого или дачного некоммерческого объединения сегодня имеет право приватизировать участок бесплатно, обратившись в администрацию того района, на территории которого находится эта земля. Предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина, подаваемого в орган местного самоуправления (администрацию).

К заявлению нужно приложить:

— схему расположения земельного участка (заказывается у кадастрового инженера);

— протокол общего собрания некоммерческого товарищества садоводов, в котором говорится, что владелец участка действительно является членом садоводческой организации и ему был предоставлен этот участок;

— документ, подтверждающий отвод земельного участка для коллективного садоводства или дачного строительства.

Все остальные документы, необходимые для предоставления участка, администрация запросит самостоятельно.

Бывает, что садоводческое общество прекратило свое существование как юридическое лицо, и землепользователи занимаются садоводством индивидуально, а значит, невозможно собрать все документы. Если необходимые документы отсутствуют, например, нет документа, подтверждающего распределение участков в садоводческом товариществе, и найти их в архивах не удается, оформить права на участок можно через суд.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Не нужно переоформлять свои права на землю тем владельцам участков, у которых есть свидетельство о праве собственности, которое выдавалось земельными комитетами, местными администрациями (даже если в нем указано «временное»). Этот документ имеет равную силу с записью о собственности на земельный участок в ЕГРП, поэтому права на землю считаются оформленными надлежащим образом.

ОФОРМЛЕНИЕ УЧАСТКА ПОД ЖИЛЫМ ДОМОМ

Если участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, был предоставлен в аренду после 30 октября 2001 года, для него действует обычный порядок предоставления – через решение уполномоченного органа. Как правило, это администрации городских и сельских поселений. Порядок предоставления участка под зданиями, сооружениями определен статьей 39.20 Земельного кодекса.

Если основание для оформления земельного участка под жилым домом по «дачной амнистии» отсутствует, нужно обращаться в органы местного самоуправления. Основанием для предоставления участка в собственность будет являться размещение на нем объекта капитального строительства.

Установлено исключительное право собственников зданий, сооружений на земельный участок. Никто другой, кроме них, претендовать на земельные участки под этими зданиями не может. Причем земельный участок может быть предоставлен как бесплатно, так и за деньги.

На бесплатное получение участков имеют право льготные категории населения (к ним относятся многодетные семьи), всем остальным землю придется выкупать. Размер выкупной стоимости определяется исходя из кадастровой стоимости участка.

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК СЕГОДНЯ

Для тех, кто хочет получить землю, сегодня открыты два пути.

Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят администрации поселений. В таком случае администрация формирует земельные участки, размежевывает землю, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги. Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru.

Для ряда участков существует специальный механизм предоставления земли.

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс. Статьей 39.18 вводится новый порядок получения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, обособленного участка для садоводства и огородничества.

Для этого заинтересованное лицо обращается в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации или в администрацию поселений (для земельных участков в районах) с просьбой предоставить ему этот участок.

Орган местного самоуправления в 30-дневный срок заявление рассматривает и в случае положительного решения размещает в трех средствах массовой информации извещение о предоставлении земельного участка.

Сообщения публикуются в СМИ, которое определено уставом поселения, как правило, это районная газета, на официальном сайте администрации поселения и официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества torgi.gov.ru.

Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок. Если поступила хотя бы одна заявка от других соискателей, желающих получить эту землю, участок выставляется на торгах.

Возможность самостоятельно найти пустующий участок, подготовить на него документы и, если не оказалось других претендентов, получить его в аренду существовала и ранее, но с 1 марта 2015 года был определен более строгий порядок предоставления участка. Теперь любой желающий может принять участие в торгах на территории всей страны, если он хочет переехать жить в другой регион.

Если участок был предоставлен землепользователю в аренду, оформить его в собственность в дальнейшем можно будет, после того как на нем появится объект капитального строительства.

ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

Упрощенная процедура оформления земельных участков проходит в два этапа:

1. Подготовка необходимых документов.

2. Сама процедура регистрации.

Разберем в подробностях каждый из этапов.

ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ

Владелец земли должен собрать следующие документы:

1. Правоустанавливающие документы. К ним приравниваются:

— акты по передаче земли в пожизненное владение – неважно, в какое время происходила передача, главное, чтобы организация, выдававшая землю, обладала такой компетенцией на тот момент;

— свидетельства о правах пожизненного владения;

— устаревшие образцы свидетельств о правах собственности;

— выписка из похозяйственной книги (в случае выдачи земли для организации подсобного хозяйства);

— прочие документы, подтверждающие факт получения земельных участков.

2. Кадастровый план участка, который отражается в кадастровом паспорте на землю.

Представляет собой карту с отмеченными границами и привязками к кадастровой сетке. В том случае если таких документов на руках нет, необходимо сделать запрос в Росреестр.

Ответ на запрос может быть отрицательным в силу следующих причин:

— земля не состоит на кадастровом учете;

— не существует привязки к кадастровому номеру.

При этом владелец участка не освобождается от предоставления плана, а процесс регистрации усложняется в связи с тем, что становится необходимой процедура межевания.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

Как показывает практика, большинство проблем у владельцев земли возникает при сборе необходимой документации. Сама регистрация при этом протекает гораздо проще.

Пользователь дачного участка обращается в Управление Федеральной регистрационной службы или многофункциональный центр с пакетом документов:

— паспорт;

— правоустанавливающие документы;

— кадастровый план или кадастровый паспорт (в том случае если в паспорте не указаны границы участка, необходимо приложить документ, подтверждающий отсутствие претензий со стороны соседей);

— перечень построек, расположенных на земле;

— квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

При обращении в УФРС ответственный специалист должен предоставить квитанцию на оплату установленного образца. Ее можно оплатить через терминал или в любом отделении банка.

Пишется заявление на выдачу свидетельства на земельный участок. Заявление заполняется специалистом и подписывается заявителем.

После подписания заявления пользователю земли выдается расписка о получении заявления и пакета документов.

После того как пройдет положенный срок, заявитель должен обратиться в место подачи заявления и, предъявив расписку и документ, удостоверяющий личность, получить свидетельство.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

Основной недостаток упрощенной регистрации земельных участков связан со спорами о границах. Происходит это в силу того, что правоустанавливающие документы на землю старого формата не содержат информации о координатах границ участка.

При межевании земли владельцы нередко обнаруживают, что на их участок налагается соседский участок. В том случае если сосед по участку уже имеет зарегистрированное право собственности, споры насчет того, кому принадлежит земля, могут затянуться на годы.

ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Предусматривает ли «дачная амнистия» бесплатное межевание участков?

Упрощенная регистрация земли предусматривает проведение безвозмездного межевания, но при соблюдении определенных условий:

— участок не находится на кадастровом учете;

— межевание до этого не проводилось;

— нет кадастрового паспорта на землю.

Какую площадь можно присоединить в рамках «дачной амнистии»?

Все зависит от предназначения земли:

— для земли под индивидуальное строительство не менее 6 соток, но не более 25 соток;

— для земли под дачное строительство не менее 600 квадратных метров, но не более 1500 квадратных метров.

Присвоить дополнительную площадь можно в размере не более половины от минимальной площади земли. Другими словами, для участков под дачное строительство можно прирезать максимум 1200 кв. м.

Имеются ли отличия «дачной амнистии» для жителей Республики Крым?

Для жителей Крыма процедура максимально упрощена. От заявителя требуется лишь оплатить государственную пошлину.

Каков размер государственной пошлины на регистрацию?

Размер госпошлины составляет 350 рублей.

Нужно ли согласие соседей при межевании участка?

Согласие владельцев соседних участков при межевании обязательно. В том случае если после рассылки соответствующих уведомлений о процедуре отклика от соседей не последует, межевание осуществляется без их участия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *