Как побороть коррупцию?

Разработанная учебно-методическим отделом прокуратуры Санкт-Петербурга — межрегиональным центром профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих памятка для граждан по вопросам противодействия коррупции.

КОРРУПЦИЯ — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции; по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

КОРРУПЦИИ – этокак уголовно-наказуемые деяния (преступления), так и нарушения иной категории, за совершения которых предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ предоставляются гражданам государственными органами или органами местного самоуправления безвозмездно и в установленном порядке.

Возмездность публичных услуг регулируется исключительно в силу федерального закона.

В случае, если гражданин за оказание публичной услуги либо за особый порядок ее предоставления передает вознаграждение должностному лицу лично (либо через третьих лиц) – он совершает преступление – дача взятки.

Должностное лицо, получая указанное незаконное вознаграждение,совершает преступление – получение взятки.

Если должностное лицо требует от гражданина за оказание публичной услуги либо за особый порядок ее предоставления передачи вознаграждения ему лично (либо через третьих лиц) – он совершает преступление – вымогательство взятки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершение коррупционных правонарушений несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица (ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

(ст. 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

получение должностных лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

МАКСИМАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ, предусмотренное законом за получение взятки — штраф в размере 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок 3 года, 15 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

ДАЧА ВЗЯТКИ (ст. 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.

МАКСИМАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ, предусмотренное законом за дачу взятки — штраф в размере 90-кратной суммы взятки, 12 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

ЛИЦО, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело

(Примечание к ст. 291 УК РФ).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ юридических лиц за коррупционные правонарушения.

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением (ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА, налагаемого на юридическое лицо — ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ, МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА, налагаемого на юридическое лицо — СТО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества.

ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»

Санкт-Петербурга ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Специально выделенная телефонная линия «НЕТ КОРРУПЦИИ» Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности:

тел. 576-77-65

Телефонная линия функционирует в режиме автоответчика: с 9-00 до 18-00 по рабочим дням. Продолжительность сообщения — до 8 минут. Данная линия не является «телефоном доверия» и предназначена исключительно для приема сообщений, содержащих факты коррупционных проявлений согласно определению коррупции. Поступившие сообщения, удовлетворяющие указанным требованиям, обрабатываются и затем рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Анонимные обращения рассматриваются только в случае, если в них содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом ил совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, при этом ответ на анонимное обращение не дается.

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: тел. (812) 278-21-92

УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: тел. (812) 541-02-02

УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

тел . (812) 335-43-80

Прокуратура Ленинградской области: тел. (812) 542-02-45

Прокуратура Санкт-Петербурга: тел. (812) 314-56-53

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ:

Санкт-Петербург, ул. Якорная, д.3

Часы приема: вторник, четверг с 14-00 до 17-00

E-mail: info@antikorrupciya.spb.ru

ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Адрес: 190000, СПб., ул. Почтамтская, 2/9

Дежурный прокурор: 318-26-34

Канцелярия: 318-26-11, 318-26-12

Факс: 318-26-50

Web-адрес: http://www.procspb.ru

РАЙОННЫЕ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ)

ПРОКУРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Адмиралтейский район тел. 310-18-73

Василеостровский район тел. 323-11-18

Выборгский район тел. 542-51-42

Калининский район тел. 294-51-03

Кировский район тел. 252-23-11

Колпинский район тел. 461-00-49

Красногвардейский район тел. 227-84-16

Красносельский район тел. 365-97-00

Кронштадтский район тел. 311-58-89

Курортный район тел. 437-11-06

Московский район тел. 388-03-76

Невский район тел. 447-60-79

Петроградский район тел. 232-72-93

Петродворцовый район тел. 422-78-73

Приморский район тел. 430-98-50

Пушкинский район тел. 476-85-69

Фрунзенский район тел. 708-81-30

Центральный район тел. 712-02-51

Прокуратура Петербургского

метрополитена тел. 301-98-57

Санкт-Петербургская прокуратура

по надзору за исполнением законов

на особо режимных объектах тел. 571-15-77

Действия правоохранительных органов против «Маршей несогласных» в Москве и Санкт-Петербурге 24 и 25 ноября вновь обратили внимание всего мира на будни российской политической борьбы. Аресты хорошо известных в мире оппозиционных лидеров Бориса Немцова и Гарри Каспарова вызвали протесты европейцев и американцев.

Гарри Каспаров во время задержания 24 ноября

За событиями, попавшими на первые полосы мировой прессы, стоят менее заметные, но весьма эффективные методы давления, которые используются сегодня в России. Многочисленные факты задержания политических активистов и кандидатов в депутаты, конфискация агитационных материалов, отказ в разрешении на проведение митингов и собраний – такой список приводит сайт «Другой России». Об аналогичных фактах говорит и секретарь политсовета Союза правых сил Борис Надеждин. Представители «Справедливой России», «Яблока», Коммунистической партии рассказали в беседах с корреспондентом DW-WORLD.DE о своем опыте «взаимодействия» с властями.

«Нас не оставляют в покое»

Против члена партии «Яблоко» Пионтковского прокуратура завела уголовное дело по статье экстремизм. «А это такая статья, — сказал заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин, — по которой можно как снять политическую партию с выборов, так и добиться ее ликвидации. Такая угроза уже нависла над партией».

Сергей Митрохин

Были сфабрикованы уголовные дела против ряда активистов молодежного «Яблока», отметил Митрохин. Они якобы нанесли телесные повреждения милиционерам. По словам политика, это свидетельствует о «большом произволе правоохранительных органов».

Оружие власти – компромат

Пресс-секретарь «Справедливой России» Дмитрий Гудков описал еще один инструмент властей в борьбе с политическими соперниками. Лидера партии в Волгограде Михеева поместили в следственный изолятор, обвинив в связях с криминальным миром. «Мы считаем, что это политический заказ», — заявил Гудков.

Руководитель коммунистов Геннадий Зюганов с нашивкой с надписью «КПРФ»

По его словам, во многих регионах, в особенности на юге России, представители правоохранительных органов ходят по домам и выясняют, в каких партиях состоят граждане, что уже является грубейшим нарушением конституции.

Милиционерам не понравился «Голос труда»

Есть претензии к властям и у российских коммунистов. Валентина Губкова, инструктор московского горкома партии, рассказала о происшествии, когда милиционеры заставили агитаторов снять повязки с надписью «КПРФ». Были случаи конфискации газеты «Голос труда» в Алтайском крае, нападение хулиганов на активистов партии в Бибирево, которое пресс-служба КПРФ называет «заказной политической акцией» и «криминальной формой давления на КПРФ».

Положительный побочный эффект

Хотя репрессии мешают деятельности партий, в то же время они служат им рекламой. Как сказал в интервью DW-WORLD.DE Вячеслав Смирнов, председатель исполкома Демократической партии России (ДПР), «к сожалению, в отношении нашей партии не применялись силовые методы воздействия. Любое действие по разгону любой манифестации — это пиар, ведь, как правило, это все показывают на экране». По словам представителя ДПР, его партия «не провоцировала» власть, потому что ей «этого не надо».

О чем молчит партия власти

«Единая Россия» в полной мере использует другие рычаги для подъема своего рейтинга, которые заключаются, в том числе, и в возможности применять репрессивные меры против политических оппонентов. Но говорить на эту тему «единороссы» не хотят – только так можно расценить заявления сотрудников информбюро «ЕР», которые в ответ на запрос DW-WORLD.DE уверяли, что все ответственные лица партии «разъехались на мероприятия» и что «ничем помочь» они в организации интервью не могут.

Ольга Солонарь

Конечно, оказывается, можно остановить! Для этого честные, грамотные в работе, образованные, чистые специалисты должны иметь возможность устраиваться на государственные должности без коррупции! Приводим это по предложениям множества знатоков. В нашем государстве установился капиталистически-феодальный и коррупционный строй. Поэтому возникает потребность в ее срочной замене и установлении народно-демократической системы. В этом понимании должен быть установлен такой государственный строй, при котором весь народ выбирает не только президента и парламент, но от депутатов местных кенешей до глав правительства, суда и прокуратуры. Если сумеем покорить такой путь, тогда исполнительная власть станет подчиняться не Жогорку Кенешу, а народу всей страны, будет под контролем народа. Только тогда исчезнет коррупция, на государственные должности придут научно-образованные, грамотные, чистые люди.

Начиная с эпохи Акаева, мы завидуем развитым самостоятельным государствам. Нам не надоедает привлекать в качестве примера опыт состоявшихся государств. Если на то пошло, у нас была политика перенимания их опыта, с целью изменения взглядов призывали молодежь обучиться за рубежом. Это актуально и сейчас. Но изменилось ли что-нибудь от этого? Разумеется, нет. Причиной тому, что по специальному государственному проекту не выделены деньги, не отобраны самые продвинутые. Подавляющая часть получивших образование за рубежом были сплошь детьми сидящих во власти и состоятельных людей. Хотя они окончили вузы, но почему-то малочисленны ряды желающих служить своей стране. Большинство наладили свою предпринимательскую деятельность в стране получения науки и образования. Вкратце, все еще нет ни слуха ни духа от молодежи, которой прочили руководство страной. В отличие от них поехавшие в Россию и улучшившие условия своей жизни сейчас начали включаться в политику. Один из наших ага, выдвигавших свою кандидатуру в президенты, сообщил о возможности уничтожения коррупции в стране. По его словам, нельзя близко подпускать к ветвям власти двуличных лживых политиков. Для этого сначала надо народу поменять свой образ мышления, сознание, давать правильную оценку политику. Якобы тогда придет кыргызская власть, не боящаяся смерти, посвятившая жизнь общественным интересам, а не личным. Выражает мнение, что в противном случае называемый сегодняшней властью парламент и наш президент Атамбаев не могут проявить политическую волю, смешавшись с основателями старой коррупции.

Темирбек Асанбеков, политик, общественный деятель:

— «О другом не знаю, отвечу за себя. Проявляю волю в большой политике, не присоединяюсь к условиям старой системы, противостою в течение 5 лет. Не устаю продолжать свои действия в большой политике, агитировать народ за правду и справедливость. У русских есть поговорка «неважно, о чем ты мечтаешь, а что ты ради этой мечты делаешь». У нас большинство людей жалуются на несправедливость в жизни, а подойдя к общественному решению на выборах, как будто слепнут и размениваются на мелочевку. А группа ловких людей во власти, хорошо зная об этом недостатке, будто издеваясь, использует их обманом как малых детей. Потом эти так называемые политики наподобие проститутки быстренько объединяются в политических испытаниях, затем, перейдя через брод, разводятся и уходят. Это свидетельствует о неустойчивой политике у нас. Само собой, такие преследующие личные интересы не откажутся запустить руку в народное благосостояние. Как только зацепятся за власть, они присоединяются к коррупционной трапезе. Даже не желая, не могут отказаться. Он же видит, если откажется, то унесет из тарелки другой. Хотелось бы сказать, что в любом случае время подтверждает это. Не может всегда для одной горстки политиков продолжаться жизнь в молочных реках. Время изменилось, общество изменилось».

Мы стали свидетелями положительного взгляда общества на радикальное изменение политической системы, что оно склоняется к этому. Мы смогли заметить такие взгляды собеседников или в социальной сети, или при встрече. Один из них – наш ага общественный деятель Мурат Жетимишбаев. Он отмечает необходимость взятия за образец способа сокращения коррупции как в Китае. Иначе, оказывается, наша власть для уничтожения коррупции идет на коррупцию. В своем слове агай напомнил: наша высшая власть в решении вопросов все меряет деньгами, может подтвердить недоверчивым. Омурбек Абдрахманов, превратившийся в свободного депутата ЖК 5-го созыва, держится мнения «только если мы сумеем установить демократическую систему, тогда коррупция уменьшится, более того, даже уничтожим ее». Он сообщает, что коррупция всегда сопровождает авторитарную власть, в пример привел Путина, Назарбаева, Каримова. Со слов нашего демократа агая, эти вышеназванные президенты сами решают все кадровые вопросы. В то же время руководимые ими государства в рейтинге коррупции стоят на самых последних местах. Он дополняет, что самые первые 50 мест в рейтинге занимают демократические государства, где меньше всего или нет коррупции.

Конечно, известно, с этим не согласится исполнительная и правящая власть и их сторонники, потому что кажется, будто делаются какие-то работы против взяточничества, коррупции. С нашей стороны может быть нечестным отрицать это. Поэтому во избежание голословности мы заинтересовались доказательно сказанными, написанными фактами некоторых людей. Результаты исследований вышли неплохими. Листая социальную сеть Фейсбук в интернете, мы нашли написанное журналистом по имени Жангирбай Кожобердиев. Там автор начал свою статью с обращения «Должны ли мы остановить борьбу с коррупцией? Да побойтесь бога…». Вникли в написанное, говорится, что борьба с коррупцией начала приносить плоды. Автор показал, как с краев начали сажать в тюрьму собравших богатства за счет народа, в качестве примера приводит экс-спикера Акматбека Келдибекова, экс-мэра Наримана Тюлеева. Но напоминает, что найдутся многие, тайно ставящие подножки таким действиям.

— «Руководитель аппарата Кыргызской государственной медицинской академии (КГМА) Абдыкерим Гапаров умер при задержании Антикоррупционной службой ГКНБ на месте получения взятки в 30 тысяч сомов. Его смерть это стечение обстоятельств. Правильно, не говорить дурное про покойника это издревле идущая в нашем народе традиция. Тем не менее принимаются меры по приданию этому событию политической окраски, на это невозможно закрывать глаза. Дело в том, что в интернет источниках распространилась видеозапись такого характера, как будто борцы с коррупцией применяли силу во время задержания А. Гапарова. Посредством этого словно началась операция оправдания покойного, показа указанной службы в плохом свете. Сначала видеозапись распространилась в социальных сетях интернета, а после этого скопирована и опубликована на сайте «Кабарлар». Это простое совпадение, или министр разозлился на требование журналиста Турата Акимова по факту нападения на него «пусть не МВД, а руководство ГКНБ расследует»? В общем, это факт, что в «Кабарлар» освещено сказанное — вышеуказанная видеозапись принадлежит ему».

Если продолжать эту тему, то вылезет много интересного. Но пришлось вырезать и осветить серьезную относящуюся к статье часть. А вы, читатели, самостоятельно пережуйте, переварите и сделайте выводы. Как бы там ни было, мы не можем отрицать, что борьбу с коррупцией на определенном уровне власть проводит. Но представляется, что она снова делается ради чьих-то интересов. Поэтому, не требуется ли как воздух и вода вмешательство большинства общества вместо простого наблюдения за происходящим со стороны? А может быть, это требование времени – частая публикация предложений, мнений об уничтожении коррупции, чинящей препятствия для развития нашего государства, ложащейся черным пятном на улучшение жизни народа.

Наиболее популярный и привычный, уже навязший в зубах порок управления, и далеко не только государственного, — коррупция. Она разрушает наше общество и нашу жизнь. Она повышает цены, уничтожает рабочие места и грабит нас каждый день, даже если мы это и не сознаем.

Государство красиво бьется с коррупционерами (чего стоят три ждущих суда губернатора и осужденный накануне старта избирательной кампании Улюкаев), почти не меняя порождающие их правила игры и, соответственно, не трогая коррупцию как явление.

Во время ежегодной «большой» пресс-конференции 2017 года президент Путин блестяще проиллюстрировал порочность такого подхода: наказание преступников в одном из «правоохранительных» ведомств без изменения правил и норм поведения сделало их смежников такими же преступниками буквально за полгода.

И жестокость сама по себе здесь не поможет: в средневековом Китае из казненных взяточников иногда набивали чучело и сажали в кабинете преемника для острастки, – и западные путешественники описывали чиновников, вымогавших взятки в компании такого чучела. Ведь в определенных правилах игры у чиновников просто нет выбора, и без изменения этих правил даже самые решительные действия производят впечатление вульгарного передела коррупционных потоков, борьбы одних групп коррупционеров с другими.

Между тем взятка – отнюдь не неизбежное зло и не народный танец, о чем еще более 100 лет назад писал Аверченко. Механизм самоочищения самой гнусной, самой разложившейся власти хорошо известен, — надо лишь запустить его. Пресловутая «политическая воля», на нехватку которой так любят сетовать на протяжении всех 30 лет национального предательства, нужна именно для запуска этого механизма и поддержания его работы, — не больше.

Вор должен сидеть в тюрьме, а не во власти (хотя истерика либералов по поводу осуждения Улюкаева свидетельствует о неприемлемости этого подхода для значительной части правящей тусовки), а награбленное им должно быть возвращено народу. Для освобождения российской государственности из плена коррупции и подозрений в ней надо сделать лишь два принципиальных шага.

Первый: надо установить (по примеру Италии), что взяткодатель при сотрудничестве со следствием освобождается от ответственности гарантированно, полностью и автоматически (а не как у нас – частично и по желанию судьи и следователя, если они совпадут, из-за чего сплошь и рядом заявителя карают жесточе, чем самого взяточника). Это возлагает всю ответственность на организатора коррупции – чиновника, разрывая круговую поруку, объединяющую его с его жертвами, и лишает их стимулов к его защите. Неприятным для многих побочным следствием может стать временная утрата пресловутой «стабильности»: так, в Италии за первые пять лет применения этого принципа сменилось шесть правительств.

Второй шаг — введение (по примеру США) полной конфискации даже добросовестно приобретенных активов (кроме необходимого для скромной жизни) семей членов организованной преступности (включая коррупционеров: коррупция власти всегда связана с мафией), не сотрудничающих со следствием. Поскольку «общака» на всех не хватит (да он и не для этого создается), значительное количество вовлеченных в преступления людей окажется перед выбором: рискнуть жизнью или обречь семью на бедность. Критически значимая часть предпочитает семью – и это выбивает экономическую почву из-под ног мафиозных кланов.

Эти меры в принципе достаточны. В Италии они лишили мафию политической власти в центре и на севере страны, сильно ослабив ее на юге, в США привели к утрате мафией политической силы на общенациональном уровне. При этом в режим самоочищения приходили самые разложившиеся и развращенные политические механизмы (вроде, например, властей Нью-Йорка).

Остальные, бесконечно обсуждаемые предложения носят вспомогательный характер, — хотя среди них много безусловно полезного.

Одно из важнейших – создание полноценного «электронного правительства». Ведь перенос в Интернет взаимодействия граждан с государством, которым мы по праву гордимся, – лишь наименее значимый его элемент. Главное в нем – перевод на электронную основу святая святых: всей процедуры принятия решений.

Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах.

Это сэкономит не только бумагу и услуги почты, включая дорогую фельдсвязь (США в начале 90-х экономили на этом 2 млрд. тогдашних долларов в год)), но и время. Решения начнут приниматься мгновенно, причем с вечным хранением связанной с ними информации.

Любой управленческий спор, не разрешенный, например, за сутки, будет автоматически переходить на рассмотрение вышестоящему менеджеру, а в сложных ситуациях — Комиссии по административным спорам, работающей с той же электронной скоростью. Это позволит урегулировать разногласия быстрей, чем сегодня исполняются указания, — и на выстраивание коррупционных схем просто не будет оставаться времени.

Комиссия по административным спорам должна определять примерную «стоимость проблемы»: ущерб от промедления, неверного решения или бездействия. Признанный ею виновным менеджер получит соответствующие «штрафные очки»; при превышении годового лимита, установленного для его должности, он должен понижаться или увольняться.

Важно, что контролеры получат свободный и незаметный для проверяемых доступ ко всей их деятельности. Сейчас первое, что порой происходит в случае проверки, — это пожар в архиве. А в условиях электронного принятия решений проверяемый не будет и подозревать о расследовании вплоть до его завершения.

Резкое ускорение и упрощение документооборота позволит в разы снизить управленческие расходы при непредставимом сегодня повышении качества управления.

Прозрачность же принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, институционально и технологически ограничит коррупцию.

Переход на электронную систему принятия решений, будучи глубочайшей технологической революцией, кардинально изменит весь облик российского управления, сделает его одним из наиболее передовых в мире. А повышение эффективности управления повысит и глобальную конкурентоспособность нашей страны и, соответственно, наши доходы.

Решения, необходимые для этого, не просто имеются, — они уже многие годы применяются в наиболее эффективных коммерческих структурах, в том числе и в нашей стране.

Помимо этого, для ограничения коррупции нужна (при примеру Сингапура) презумпция виновности при несовпадении официальных доходов и расходов в семьях чиновников.

Пора выйти из либерального средневековья, лишив чиновников возможности откупаться за коррупционные преступления («платить за раскрытые взятки из нераскрытых»). Эта возможность была подарена им Медведевым под видом «либерализации Уголовного кодекса». Ведь коррупция во власти – это не имущественное преступление, а преступление против государственности, то есть преступление той же категории, что и измена Родине. Представляется разумным высылка из страны всех «воров в законе» — по примеру таких непохожих стран, как Белоруссия, Молдавия и Грузия. Важно пожизненно лишать осужденных за коррупционное преступление права не только занимать государственные и руководящие должности, но и вести любую юридическую деятельность, преподавать общественные науки и избираться на выборные должности всех уровней.

Эти меры резко снизят уровень коррупции и лишат ее системного характера, то есть сделают невозможными принятие стратегических решений из коррупционных мотиваций.

Снижение уровня коррупции обеспечит Россию, по сути, вторым бюджетом.

Ничего принципиально сложного в этом нет: было бы желание. Это вопрос не экономики и не юриспруденции, – это всецело вопрос политики, и в силах народа убедить политическое руководство страны предпринять хотя бы перечисленные, минимально необходимые меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *