Качество государственных услуг

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации УДК 338.4

ДОСТУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я.В. Авдохина, А.А. Селех

Московский политехнический университет

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, рассмотрена правовая упорядоченность предоставления государственных и муниципальных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Ключевые слова:

государственные услуги; доступность государственных и муниципальных услуг; электронная форма; интернет; обращение граждан. История статьи:

Дата поступления в редакцию 25.09.17 Дата принятия к печати 28.09.17

В Российской Федерации, как и в других странах мира, сфера оказания государственных услуг приобретает первостепенное значение в обеспечении интересов современного общества. Каждый гражданин в своей жизни сталкивается с необходимостью в получении государственной или же муниципальной услуги.

В век информационно-коммуникативных технологий, которые в современном мире полностью охватили жизнь, государственные органы и общество стремятся к более эффективному взаимодействию между собой. Задачей государственных органов, в данном случае, является гарантия доступности оказания государственной услуги для гражданина.

Одним из успешных проектов по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, реализованным в последние годы в России, является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Это признается не только на уровне Правительства РФ, но и большинством обычных граждан, которые обращались в последнее время в МФЦ.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр, МФЦ) — российская организация, независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Данный принцип предусматривает оказание государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.

Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Закон о государственных услугах определяет следующие характеристики: «Государственная услуга -это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Я.В. Авдохина, А.А. Селех

и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги «. Следовательно, государственная услуга — это деятельность по выполнению функций государственных органов, которая осуществляется по запросам заявителей и не противоречит нормам законодательства.

На сегодняшний день большинство услуг, получаемых гражданами в МФЦ — федеральные. Ведомства с ключевыми, самыми массовыми, услугами — МВД, Росреестр, Пенсионный Фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования. Кроме того, в МФЦ предоставляется широкий перечень услуг региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В среднем в одном МФЦ можно получить порядка 250 государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, заявитель имеет право на получение полной, актуальной и аутентичной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законодательством Российской Федерации . Данным законом предусмотрен принцип доступности обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пункт 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определяет порядок оказания государственных и муниципальных услуг в электронной виде, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В рамках такого предоставления осуществляется электронное кооперирование между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Одним из достоинств закона о государственных и муниципальных услугах является утверждение принципа «одного окна» при получении услуги и возможность ее оказания в электронной форме.

Сегодня, граждане имеют возможность получать необходимые им услуги не только при личном обращении в органы исполнительной власти или в МФЦ, но и прямо из дома в любое удобное время могут оформить необходимое заявление в электронном виде.

Весь процесс оказания государственной услуги в электронном виде можно условно разделить на три этапа: 1) обращение с заявлением; 2) работа с оригиналами документов, которые гражданин должен предоставить для определения права; 3) получение гражданином конечного результата — выдача желаемого документа.

Сегодня развитие системы предоставления услуг в электронном виде не стоит на месте. Некоторые услуги, такие как услуги Росреестра, Министерства сельского хозяйства и услуги МВД, граждане могут получить, обратившись всего лишь один раз в МФЦ. Механизм получения услуг прост: гражданин на региональном портале государственных и муниципальных услуг подает заявление в электронном виде и выбирает в каком месте ему удобнее получить услугу в МФЦ. После подготовки готового результата, жителю необходимо подойти в МФЦ с оригиналами документов и забрать готовый результат оказания государственной или муниципальной услуги.

Рассмотрим вышесказанное на примере получения государственной услуги Министерства внутренних дел Российской Федерации «Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске».

Сегодня есть два способа получения данной услуги. Первый, когда гражданин обращается лично в орган власти или же в МФЦ и спустя 37 дней приходит за готовым результатом. Второй — гражданин может оформить заявление на получение государственной услуги в электронном виде через личный кабинет портала государственных услуг и через 37 дней готовый результат можно будет получить в органе власти по месту проживания.

Получение услуг электронно существенно упрощает жизнь граждан. Подача документов в электронном виде, в отличие от других способов, становится все более удобной и выгодной услугой. Во-первых, подать заявление можно в любое удобное для заявителя время, во-вторых, не требуется посещения офисов

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации

приема; что позволит избежать очереди, в-третьих, срок рассмотрения заявления, как и при личном обращении не меняется.

К инновациям в сфере предоставления госуслуг можно также отнести мониторинг (может заменить на слово оценку) качества их предоставления с точки зрения самих граждан. Для этого был создан Интернет-ресурс «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru). Здесь можно дать свою оценку качеству предоставления оказанной услуги. Также оценить качество получаемых государственных или муниципальных услуг можно непосредственно в МФЦ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, хотя понятие «государственные услуги» сравнительно «молодое», в настоящее время в Российской Федерации уже сформирована нормативно-правовая база для перехода на новый формат взаимодействия органов власти и общества, и ведется апробация системы, предоставляющей государственные услуги на практике.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ваш контроль — . — Режим доступа: URL www.vashkontrol.ru // .

2. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий / И.П. Давыдова // Конституционное и муниципальное право: науч.-практ. и информ. изд. — 2016. — № 9. — С. 25.

3. Грунистая О.С. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1 С. 91-95.

4. Единый портал государственных и муниципальных услуг — . — Режим доступа: — URL: http:// www.gosuslugi.ru/ .

5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314-Ф3 «О системе и структуре органов исполнительной власти» (ред. от 28.09.2017). // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

6. Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

7. Дополнительное соглашение №5 от 26.01.2017 к Соглашению от 28 октября 2013 г. №1-27/2013 (333/13/97) «О взаимодействии между Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Главным управлением Министерства внутренних дел российской Федерации по Московской области».

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Я.В. Авдохина, А.А. Селех. Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 5—7

Abstract Keywords:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *