К землям особо охраняемых территорий относятся

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко — культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно — оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко — культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

оглавление |

Зачастую бывает, что в новостях, чтобы не повторять слово «заповедник”, его заменяют словосочетание «природный парк” или «национальный парк”. Однако так делать нельзя. В чем же отличия заповедника от нацпарка, заказника?

Заповедник, национальный парк, заказник и природный парк — это все разные виды особо охраняемых природных территорий. Они разного уровня подчинения — федерального и регионального. Главное отличие состоит в уровне заповедности, т.е. в режиме охраны — насколько свободно можно посещать природную территорию и что можно там делать.

Итак, заповедник -это природная территория, на которой полностью запрещена любая деятельность, кроме необходимой для сохранения природных экосистем. В заповеднике нельзя делать ничего — собирать грибы и ягоды, добывать полезные ископаемые, косить траву, вырубать лес, охотиться и ловить рыбу.

В заповеднике действует самый строгий режим охраны. Посетить эту природную территорию можно только по специальному разрешению Министерства природных ресурсов и экологии или руководства заповедника. Просто зашедшим на территорию заповедника без оружия и без соответствующего разрешения грозит административный штраф 3-4 тыс. рублей (ст. 8.39 КоАП РФ). А вот нахождение на территории заповедника с орудиями охоты и ловли — уже правонарушение, которое подлежит уголовному преследованию (ст. 258 УК РФ).

Некоторые заповедники обеспечивают сохранение исчезающих видов растений и животных, а иногда и целых экосистем (например, реликтовых лесов Кавказа).

Сотрудники заповедников, помимо охраны, занимаются наукой, ведением летописи природы, а также экологическим просвещением.

В настоящее время в России действует 103 заповедника. В Свердловской области их два — Висимский биосферный и «Денежкин камень”. Заповедники и национальные парки находятся в федеральном подчинении.

Национальный парк — природная территория, где деятельность человека ограничена. Здесь режим охраны не такой строгий. В национальный парк могут прийти туристы, с некоторыми ограничениями возможна хозяйственная деятельность.

В нацпарке часть территории, особо ценная в природном отношении, строго охраняется, это так называемая «зона покоя”, а другая часть — открыта для посетителей, и туристы могут приехать, увидеть красоты природы и узнать о историческом наследии. Чтобы туристы не нанесли вред природе, в нацпраке есть и ограничения, в каждом свои. Например, нельзя сходить с оборудованных тропинок, чтобы не нарушить экосистему.

Также, как и заповедники, нацпарки являются федеральным учреждением.

Природный парк — охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта, созданный в целях обеспечения экологически благоприятных условий жизни населения, улучшения рекреационных условий, сохранения биоразнообразия, снижения техногенной нагрузки на территорию. Природный парк может иметь «зону покоя” вход в которую ограничен.

Вот как рассказывают о своей территории сотрудники природного парка «Оленьи ручьи”: «Природный парк — не просто место отдыха. Наша главная задача состоит в том, чтобы сформировать у посетителей реальные представления о картине мира и о месте человека в биосфере. Поэтому в ходе экскурсии мы не просто рассказываем о достопримечательностях парка, но раскрываем динамику ландшафта на протяжении тысячелетий, наглядно демонстрируем влияние человеческой деятельности на формирование лика Земли. Каков масштаб этого влияния? Как природа отвечает на него? В чем, собственно, состоит «экологическая проблема»? Нужно ли защищать природу, и если да, то как и от чего? Возможно, в ходе такого увлекательного рассказа кто-то задумается о том, на что никогда не обращал внимания и посмотрит на окружающий его мир совсем другими глазами”.

Природные парки находятся в региональном подчинении.

Несмотря на существующие отличия, все особо охраняемые природные территории имеют общие цели: сохранение и изучение природы.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями

1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных объектов, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Режим особой охраны территорий памятников природы

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование.

Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов

1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

2. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

3. Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Финансирование дендрологических парков и ботанических садов

1. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.

2. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:

б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;

в) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2012 года N 178

О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 29.12.2010 N 153-ОЗ «Об особо ценных землях в Воронежской области» правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

— Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий областного значения;

— Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий областного значения.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области — руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Куприна С.Н.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Утвержден

постановлением

правительства Воронежской области

от 13.03.2012 N 178

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы отнесения земель к землям особо охраняемых территорий областного значения в Воронежской области (далее — земли особо охраняемых территорий областного значения).

2. К землям особо охраняемых территорий и объектов Воронежской области относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями правительства Воронежской области полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

3. К землям особо охраняемых территорий и объектов областного значения относятся земли:

— особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— природоохранного назначения;

— рекреационного назначения;

— историко-культурного назначения;

— иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

4. Правительство Воронежской области вправе устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

5. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий областного значения осуществляется в соответствии с постановлением правительства Воронежской области об утверждении границ особо охраняемых территорий областного значения и отнесении земель к землям особо охраняемых территорий областного значения:

а) в отношении земель особо охраняемых природных территорий областного значения — по представлению исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области;

б) в отношении земель природоохранного назначения — по представлению исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории области, и (или) исполнительного органа государственной власти Воронежской области — специально уполномоченного государственного органа Воронежской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющего функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, уполномоченного органа в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, уполномоченного органа в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

в) в отношении земель рекреационного назначения — по представлению исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере физической культуры и спорта;

г) в отношении земель историко-культурного назначения — по представлению исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере культуры, искусства, кинофикации, художественного образования, культурного наследия;

д) в отношении земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, внесены в Красную книгу почв Воронежской области, — по представлению исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области.

6. Граждане, юридические лица вправе вносить предложения по отнесению земель к землям особо охраняемых природных территорий областного значения и оказывать содействие исполнительным органам государственной власти Воронежской области в осуществлении мероприятий по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий областного значения. Исполнительные органы государственной власти Воронежской области в установленном порядке учитывают предложения граждан и юридических лиц по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий областного значения.

7. Особо охраняемые территории областного значения могут быть созданы (образованы) как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов этих участков, так и без их изъятия в соответствии с законодательством.

8. В целях отнесения земель к землям особо охраняемых территорий областного значения исполнительные органы государственной власти Воронежской области, определенные в пункте 5 настоящего Порядка, обеспечивают проведение необходимых мероприятий, направленных на установление (определение) границ особо охраняемых территорий областного значения в установленном порядке, и представляют на рассмотрение правительства Воронежской области проект постановления об утверждении этих границ и отнесении земель к землям особо охраняемых территорий областного значения с приложением следующих документов:

— описание границ, местоположения и площади земель, предполагаемых к отнесению к землям особо охраняемых территорий областного значения, предварительная информация об охранных зонах и округах с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и природопользования или округах санитарной охраны;

— обоснование необходимости отнесения земель к землям особо охраняемых территорий областного значения, этапов реализации планируемых мероприятий, направленных на придание землям статуса особо охраняемых территорий областного значения;

— согласование органов местного самоуправления об отнесении земель, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, к землям особо охраняемых территорий областного значения;

— сведения о собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков и обладателях сервитутов, расположенных в границах создаваемых особо охраняемых территорий областного значения;

— сведения о необходимости резервирования земель в целях расширения создаваемых территорий областного значения, а также о необходимости последующего перевода земельных участков, расположенных в границах создаваемых особо охраняемых территорий областного значения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов;

— карта-схема границ создаваемых особо охраняемых территорий областного значения;

— экспликация земель, предполагаемых к отнесению к особо охраняемым территориям областного значения;

— заключение государственной экологической экспертизы в случаях, когда ее проведение предусмотрено федеральным законодательством;

— документы, предусмотренные федеральным законодательством, регулирующим статус особо охраняемых территорий областного значения.

Указанный в настоящем пункте проект подлежит обязательному согласованию с исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений и исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительства.

9. Исполнительный орган государственной власти Воронежской области, представлявший проект постановления правительства Воронежской области об утверждении границ особо охраняемых территорий областного значения и отнесении земель к землям особо охраняемых территорий областного значения, после принятия указанного постановления направляет копию этого акта в течение десяти дней со дня принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в установленный срок.

10. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов считается состоявшимся с момента внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Утвержден
постановлением
правительства Воронежской области
от 13.03.2012 N 178

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Использование и охрана земель особо охраняемых территорий областного значения осуществляется в соответствии с их целевым назначением, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.

2. На землях особо охраняемых территорий областного значения запрещаются:

— предоставление садоводческих и дачных участков;

— строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемой природной территории областного значения деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области;

— движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемой природной территории областного значения, прогон скота вне автомобильных дорог;

— иные виды деятельности, запрещенные законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

3. При использовании земель особо охраняемых территорий областного значения также учитывается вид особо охраняемой территории областного значения, в границы которой они входят, а также наличие установленных функциональных зон и санитарных округов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Охрана земель особо охраняемых территорий областного значения включает в себя:

— наблюдение за состоянием земель особо охраняемых территорий областного значения;

— осуществление мероприятий по поддержанию земель особо охраняемых территорий областного значения в состоянии, соответствующем их назначению;

— реализацию комплексных программ, направленных на охрану земель особо охраняемых территорий областного значения;

— привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Воронежской области, за несоблюдение режима охраны и использования земель особо охраняемых территорий областного значения;

— иные мероприятия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *