История следственных органов России

1.2 Дознание: история возникновения и развития

Слово «дознание» происходит от широко распространенных русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чем – нибудь.

История развития отечественного уголовно – процессуального законодательства свидетельствуют о том, что понятие дознания в уголовном судопроизводстве России трактовалось неоднозначно. Под ним понимали и процессуальную деятельность уполномоченных на то государственных органов; и деятельность, не регламентированную нормами уголовного процесса; и деятельность, осуществляемую оперативными мерами. Характеризуя дознание в русском уголовном процессе до 1917 г., И.Я. Фоиницкий писал: «…оно не имеет дело с судебными формами и обрядами и представляет собой деятельность несудебную. Профессор Розин отмечал в отношении понятия и природы дознания в русском уголовном процессе: «Под дознанием разумеются меры, принимаемые указанными законе органами, для установления по горячим следам события преступного деяния, его намечающихся юридических черт и предполагаемого его виновника»

На практике дознание фактически функционировало как особый вид производства, отдельный от следствия. Под ним подразумевалось собрание сведений о преступлении о виновности известного лица. Обычно эти сведения собирались чиновниками, направленными на место события административными властями. Дознаватели определяли правильность действий должностных лиц. Цель проводимого дознания состояла в проверке обоснованности поступившей жалобы, и результат дознания сводился к разрешению вопроса о необходимости проводить формальное следствие или доказать в удовлетворении жалобы. Дознание проводилось секретно. Но определенного понятия дознания не было ни в законе, ни на практике. Оно смешивалось со следствием. Происходила путаница в правах и обязанностях полиции, при этом нарушалась законность, утрачивалось доверие общества к властям.

Судебная реформа 1864 г. Законодательно оформила в России следственно – обвинительный процесс. Правовые основы дознания, деятельности полиции характеризовались тем, что по делам, не грозящим обвиняемым лишением или ограничением прав, уголовное преследование возбуждалось непосредственно перед судом без предварительного следствия. Такой вид расследования преступлений напоминал протокольную форму досудебной подготовки материалов по малозначительным преступлениям, существовавшую до начала действия УПК РФ 2001 г.

Характеризуя развитие института дознания досоветского периода российского общества, можно отметить, что оно представляло собой двоякую деятельность полиции по расследованию:

  • преступлений на начальном этапе в случаях, указанных в законе;

  • малозначительных преступлений, входящих в компетенцию мировых судей.

Результатом Октябрьской революции 1917 г. в России прошли изменения в общественном строе, а следовательно, и в законодательстве, не могли не коснуться и института дознания. Созданное в годы диктатуры пролетариата предварительное производство характеризовалось упрощенным порядком, сокращенными сроками расследования, ограничением прав обвиняемого. Предварительное производство состояло из дознания и предварительного следствия.

Только в 1922 г. была создана более или менее отлаженная судебная система, прокуратура, адвокатура. В этом же году на 3-й сессии ВЦИК был принят первый УПК РСФСР, содержавший специальную главу 8 «О дознании». УПК устанавливал определенное различие между дознанием как деятельностью милиции и следствием, проводимых следователем. Дознание рассматривалось как первичное простейшее расследование, первоначальные розыскные действия. Оно осуществлялось по неотложным, простейшим делам. По более серьезным преступлениям дознание ограничивалось лишь производством неотложных следственных действий.

С принятием в 2002 г. Уголовно – процессуального кодекса РФ институт дознания подвергся существенным изменениям и получил заметное развитие. Так, был расширен круг органов дознания, впервые законодателем были определены понятия «орган дознания», «начальник органа дознания» и «дознаватель», производство дознания в полном объеме было предусмотрено только в отношении конкретных лиц, значительно были сокращены сроки дознания. Однако практика производства предварительного расследования в форме дознания в дальнейшем показала несостоятельность некоторых положений УПК РФ 2002 г. относительно производства дознания. В связи с чем в 2007 г. были внесены изменения в порядок производства, сроки дознания, появился новый участник уголовного судопроизводства – «начальник подразделения дознания»

Таким образом, институт дознания условно можно выделить следующие этапы:

  • зарождение института дознания;

  • развитие после судебной реформы 1864 г.;

  • советский период с 1917 до 1991 года;

  • ранний постсоветский период (1991 — 2002);

  • новейший этап после принятия УПК РФ 2001 г.

История развития предварительного следствия в уголовном процессе России

Изучение истории возникновения и развития органов предварительного следствия российского государства чрезвычайно важно для правильного понимания сущности и значения деятельности следственного аппарата.

Можно выделить несколько этапов:

в дореформенной России;

в период после судебной реформы 1864г.;

в первые годы советской власти;

современный этап в организации органов предварительного следствия.

Исторически, предварительное следствие как специальный вид государственной деятельности, в понимании, близком к современным правовым представлениям о нем, зародилось во Франции.

В юридической литературе данный исторический факт иногда связывают с созданием в 1522 г. Королем Франциском I института следственных судей и отделением уголовного судопроизводства от производства по уголовным делам .

В дореформенной России предварительное расследование, как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства возникла гораздо позже, чем уголовный процесс в целом, поэтому на более ранних этапах его развития отделить следствие от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.

В уголовном судопроизводстве Российской империи данная стадия имела название «предварительное следствие (исследование)». Эта стадия была частью предварительного производства.

В Российской империи, следователь (тогда это был «судебный следователь») осуществлял свои функции в качестве представителя правосудия и обладал достаточно высоким правом и социальным статусом.

Даже обычное перемещение следователя по службе (из одного судебного учреждения в другое) осуществлялось по Указу императора.

Соответственным было и представление о роли и значении деятельности следователя в общественном сознании и определяемое законом место этой деятельности в системе государственно-властных отношений. По поводу формы и места предварительного следствия в уголовно-процессуальной науке никогда не было единства мнений.

Предлагались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного контроля и слияние следственного и оперативно-розыскного видов деятельности. Выдвигался тезис о том, что наиболее удачным законодательным вариантом взаимодействия следствия и прокуратуры является Устав уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года. Это был второй этап в становлении предварительного следствия, который существенно изменил положение следователей. Они были приравнены к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению Министерства юстиции. Это создавало условия для самостоятельной и независимой их деятельности.

Окончание данного этапа становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской революцией, после которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917г. Практически полностью была ликвидирована царская судебная система.

25 мая 1922 года был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В ст.23 УПК отмечалось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при Советах народных судей и Революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В СССР полное подчинение следственного аппарата прокуратуре произошло в 1933 году, в связи с выделением органов прокуратуры из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры СССР.

Формально следственный аппарат был единым, фактически же большинство уголовных дел по-прежнему расследовалось милицией.

Для их расследования в 40-50-х гг. в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.

В послевоенный период следственный аппарат формально оставался единым, сосредоточенным в органах прокуратуры. Но основную массу уголовных дел рассматривала милиция и ее следователи.

В советский период, официальной государственной идеологии следователь (до конца 60-х годов 20 века это был «народный следователь») рассматривался не только как ответственный государственный служащий, но и как политический работник. Он был призван проводить в жизнь руководящие идей правящей партии, преодолевать чужие советскому обществу взгляды, противостоять враждебной идеологии . В соответствии с законодательством Союза ССР и Союзных Республик предварительное следствие по уголовным делам осуществлялось на началах объективности, всесторонности и полноты исследования обстоятельств происшедшего и подкреплялось предусмотренными законом гарантиями процессуальной самостоятельности следователя.

С начала 70-х годов прошлого века в правовых предписаниях, теории и практике уголовного судопроизводства Союза ССР следователь не должен был представлять ни обвинение, ни защиту. Он, в равной мере, обязан был отстаивать права и законные интересы каждого взаимодействующего с ним участника уголовного процесса (включая интересы обвинения и защиты) и надежно обеспечивать интересы общества и государства.

Принятая тогда концепция предварительного следствия не допускала обвинительного уклона в деятельности следователя, поэтому в структуре его процессуальных обязанностей, установленных законом, отсутствовала функция уголовного преследования.

Процессуальной функцией, в рамках которой осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность следователя, считалась функция предварительного расследования.

По целям, задачам, формам и субъектам функция предварительного расследования не совпадала с другими процессуальными функциями, т.е. с функцией обвинения, защиты и рассмотрения дела по существу. Данные процессуальные функции осуществлялись, соответственно прокурором, защитником, судом.

Подобные концептуальные основы предварительного следствия, в основном, сохранились и в постсоветский период (1991 — 2002гг.), т.е. до введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, состоявшегося 1 июля 2002г.

Новый Уголовно-процессуальный закон ввел много новых норм, усиливающих защиту прав и законных интересов личности.

Доказательства в уголовном судопроизводстве являются основой для принятия решений по уголовному делу. Внесенные в доказательственное право дополнения и изменения в большинстве своем усилили защиту прав личности, совершившей преступления, и его жертвы. Вместе с тем некоторые внесенные изменения и дополнения способствовали разбалансированию соотношения прав обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, общества и государства.

Именно баланс интересов наиболее полно обеспечивает защиту прав личности, общества и государства. Смещение приоритетов в сторону личности не позволяет обеспечить защиту интересов общества, ведь не всегда интересы личности совпадают с интересами общества. Приоритет интересов государства часто приводит к проявлениям обвинительного уклона.

Рассматривались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного контроля и слияния. Основные недостатки отечественного предварительного следствия и их причины были изучены и сформированы в конце 80-х — начале 90-х годов минувшего столетия . Уже тогда была очевидна необходимость реформы, как и необходимость расширения на предварительном следствии состязательных начал. О необходимости организации состязательной системы судопроизводства в данной стадии говорилось в Концепции судебной реформы . Однако, уровень научной разработанности проблемы состязательности в российской уголовно-правовой науке не соответствовал потребностям реформы. Оставался еще не решенным вопрос о сочетаемости начал состязательности и публичности.

Даже разработчиками Уголовно-процессуального кодекса, в статье 15 была продекларирована идея состязательного процесса в качестве принципа всего уголовного судопроизводства.

И в дореволюционный, и в советский период в практической деятельности следственного аппарата, наряду с очевидными позитивными результатами, наблюдались и определенные недостатки: отступления от требований закона, злоупотребления, ошибки (вызванные различными причинами объективного и субъективного характера).

Следственные органы Российской Федерации

Следственные органы Российской Федерации

Следственные органы Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации

27 сентября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, руководствуясь статьей 80 Конституции РФ, подписал указ о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации».

Согласно указу, Следственный комитет является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре РФ, его возглавляет председатель Следственного комитета РФ. Главе нового ведомства разрешено иметь 13 заместителей председателя, в том числе одного первого заместителя, одного статс-секретаря — заместителя председателя и одного заместителя председателя СК — руководителя Главного военного следственного управления.

Штатная численность СК и его территориальных органов установлена в количестве 21 156 единиц, а штатная численность военных следственных органов СК — в количестве 2034 единиц.

На первоначальном этапе ведомство будет состоять только из сотрудников, которые работали в Следственном комитете при прокуратуре. Затем в обновленную структуру должны будут влиться и сотрудники других следственных органов — МВД, Федеральной службы безопасности и Госнаркоконтроля.

Предполагается, что в введении единого Следственного комитета будет расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Когда в структуру нового ведомства войдут другие следственные подразделения, то, как планируется, из милиции, ФСБ и Наркоконтроля Следственный комитет заберет самые сложные дела. У милиции, Госнаркоконтроля и ФСБ останется расследование преступлений средней тяжести, которые можно будет перевести на уровень дознания.

В соответствии с указом, в Следственном комитете будут разработаны и представлены президенту проекты Положения о Следственном комитете и другие документы, необходимые для организации работы самостоятельной структуры.

В настоящее время в России следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) — орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:

— Главное следственное управление

— Главное управление процессуального контроля

— Главное организационно-инспекторское управление

— Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при прокуратуре России является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18 500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:

— организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
— разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

— участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

— осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

— организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

— представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям ‑ интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

— координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

— организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти;

— организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

— обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

— организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

— участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек) и расследование около 70% всех уголовных дел.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно-розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Структура СУ почти повторяет структуру центрального аппарата ФСБ: в нее включены отделы контрразведки, экономической безопасности, борьбы с терроризмом, военной контрразведки и т.п.

В 1993 г. по указу президента РФ Следственное управление было распущено, а его следственный изолятор ‑ знаменитая Лефортовская тюрьма — передан в ведение МВД. В 1995 г. Управление было восстановлено.

Следственный департамент Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Основными задачами Следственного департамента ФСКН России являются:

Организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России.

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Структура следственного департамента:

— Следственное управление

— Зонально-следственное управление

— Методико-аналитическое управление

История создания Следственного комитета РФ

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь – дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия. Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

Административная модель организации следственного аппарата

На протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).

Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

Судебная модель организации следственного аппарата в России

В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап – зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

  • участковых народных следователей при народных судах;
  • старших следователей при губернских судах;
  • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
  • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Период «оттепели»

В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество — следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Восстановление петровской модели

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

О Следственном комитете РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *