Историко культурная экспертиза участка

Лицензия на реставрационную экспертизу СИНЭО от 14.08.17

Историко-культурная экспертиза – это процедура установления научной, культурной ценности объекта исследования, принадлежности его к определенному историческому периоду. При положительном результате, объект экспертизы входит в единый государственный реестр, а перед собственником встают следующие задачи:

  • сохранять его в первозданном виде;
  • поддерживать его состояние путем проведения своевременных работ по реконструкции, реставрации;

Инициировать экспертизу могут как власти регионального, федерального уровня, так и отдельные граждане или организации.

Эксперты СИНЭО работают по следующим направлениям: археологическое обследование, историко-культурная экспертиза, проектирование обьектов КГИОП, санитарно-эпидемиологическая экспертиза.

Петербургская экспертная компания СИНЭО имеет лицензию на работу с объектами культурного наследия. Перед заказом и проведением историко культурной экспертизы вы можете получить бесплатную консультацию нашего специалиста.

Содержание

Историко-культурная экспертиза: перечень услуг

1. Решение вопросов связанных с разработкой документации для объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
  • Археологическое обследование участков проектируемых объектов.
    • Получение открытого листа академии наук на право проведения археологических работ в данной местности.
    • Предварительные работы (сбор исходных данных).
    • Археологическое обследование территории (полевые исследования).
    • Камеральные работы.
    • Технический отчет.
  • Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка по результатам археологического обследования.
  • Раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта: На основании данных полученных при проведении археологических работ, разработка мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ
  • Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта.
2. Обследование технического состояния зданий (сооружений):
  • Подготовка к проведению обследования.
  • Предварительное (визуальное) обследование.
  • Детальное (инструментальное) обследование конструкций и инженерных сетей.
3. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия народов РФ

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта

4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ.

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:

  • Разработка градостроительной и архитектурной концепции. В соответствии с Правилами землепользования и застройки.
  • Разработка, обоснование и согласование материалов для внесения изменений в ГП и ПЗЗ.
  • Разработка и согласование проектов планировки территории и проектов межевания, получение градостроительного плана земельного участка.
6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита.
  • Разработка проектов для получения экспертного заключения в составе:
    • Технология производства (ТХ).
    • Архитектурные решения (АР)
    • Водопровод канализация (ВК)
    • Отопление вентиляция (ОВ)
    • Расчет предполагаемого шума от инженерных систем
  • Получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта
  • Оценка зданий и помещений на предмет размещения в них предприятий общепита, предприятий торговли, предприятий пищевого производства.
  • Параметры оценки:
    • Возможность подключения предприятия к внешним инженерным сетям в соответствии с мощностями предприятия.
    • Оценка помещений на возможность расположения вентсистем предприятий общепита в жилых зданиях.
    • Оценка помещения на возможность размещения в нем технологической схемы производства соответствующей нормативным документам.
7. Организация работы в службе Заказчика.

Сбор исходных данных для проектирования объекта.

8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию.

По теме: Услуги реставрационной экспертизы ►

Звоните 340-00-35 — главный офис экспертизы в Санкт-Петербурге, Лиговский проспект 10/118. Консультирование в области реставрационных исследований и экспертиз от 25 000 руб. Уточнить цену историко-культурной экспертизы и стоимость прочих работ можно здесь:

Уточнить стоимость

Интервью ведущих экспертов СИНЭО

Задачи историко-культурной экспертизы

Экспертиза предназначена для:

  1. определения художественной, культурной, исторической ценности объекта;
  2. установления и закрепления за объектом наследия соответствующего статуса;
  3. установления необходимости и присвоение объекту иной категории;
  4. установления необходимости и исключение из списков объектов наследия;
  5. установления ограничений для проведения градостроительных работ в зоне охраны объекта;
  6. поиска объектов в зонах проведения земляных, строительных, хозяйственных и других видов работ и смежных с ними;
  7. актуализации, уточнения и дополнения информации;
  8. контроля за целостью и сохранностью изучаемого объекта при работах с ним или прилегающей к нему территории.

Как проходит экспертиза

В процессе экспертизы проводятся следующие мероприятия:

  1. сбор и обработка информации из библиографических источников: государственного реестра объектов, архивы разных уровней;
  2. натурное изучение объекта;
  3. документация объекта. Наиболее распространённым способом является фотография;
  4. выдача заключения.

Для крупных объектов, таких как земельные участки и здания, проводятся геодезические исследования и установление границы объекта. Порядок проведения и комплекс мероприятий выбирается либо самостоятельно одиночным экспертом, либо председателем комиссии.

По теме: Землеустроительная экспертиза

Кто проводит историко-культурную экспертизу

Историко-культурная экспертиза организовывается федеральным или региональным отделением органов охраны объектов культурного наследия. Она проводится с участием экспертов. В их роли могут выступать как физические, так и юридические лица. Они должны обладать следующими знаниями и навыками:

  • профессиональным образование, соответствующими направлению экспертизы;
  • опытом работы в экспертной оценке;
  • знанием нормативно-правовых актов в области культурного наследия;
  • навыками проведения и оформления исследований.

Эксперт может работать как в одиночку, так и в составе комиссии. Комиссия должна состоять из не менее чем трех человек, из которых будет выбран председатель.

Одиночный эксперт может производить оценку:

  • объектов несущих культурную, историческую и художественную ценность, которым не был присвоен статус и которые не были внесены в реестр;
  • документов, являющихся поводом для включения или внесения изменений в статус объекта, в том числе присвоение статуса особо ценного или всемирного наследия;
  • природных территорий, относящихся к охранным зонам;
  • документов с результатами исследований.

Экспертная комиссия производит оценку:

  • документов с постановлениями об исключении из реестра;
  • документы об установлении границ объекта;
  • документы о проведении реставрации и реконструкции.

Консультирование в области реставрационных исследований и экспертиз от 25 000 руб. Уточнить цену историко-культурной экспертизы и стоимость прочих работ можно здесь: 340-00-35 — главный офис экспертизы в Санкт-Петербурге, Лиговский проспект 10/118.

Задать вопрос

Объекты экспертизы

В общее понятие объект культурного наследия входят памятники, ансамбли и достопримечательные места.

В качестве памятников рассматриваются сооружения религиозного, технического и научного назначения, монументы, образцы вооружения и военной техники, предметы, находящиеся в почве или под водой.

К ансамблям относят группы памятников, установленные на определённых территориях и обладающих сходными чертами. К ансамблям можно отнести форты, замки и прилегающие к ним постройки, храмовые комплексы, кладбища, а также сады и парки.

Достопримечательные места – предмет человеческой деятельности или взаимодействия человека с природой. Это могут быть:

  • места проведения обрядов и ритуалов;
  • части старых отельных старых зданий, сел, деревень, городов;
  • участки природы, которые связаны с историческими событиями;
  • места, где занимались народными промыслами.

Также к ним относятся:

  • установленные объекты наследия, но не внесенные в общегосударственный реестр;
  • участки местности, находящиеся в установленных зонах охраны объектов историко-культурного наследия;
  • документы с обоснованием включения, изменения категории и исключения объектов из реестра;
  • документы, утверждающие статус объекта как объекта особо или всемирного наследия;
  • документы по проведению реконструкции и реставрации объектов;
  • документы с результатами исследований объектов, на основании которых выносится заключение о статусе;
  • документы, устанавливающие порядок охраны объекта;
  • документы, устанавливающие территорию объекта.

Вопросы к эксперту историко-культурной экспертизы

  1. Несет ли в себе объект художественную, историческую или культурную ценность?
  2. Должен ли этот объект быть внесен в государственный реестр?
  3. Можно ли этот объект причислить к особо ценным или объектам мирового наследия?
  4. Входит ли участок или его часть в заповедную зону?
  5. Нужно ли изменять категорию объекта?
  6. Нужно ли исключать объект из реестра?
  7. Соответствует ли документация, порядок использования самого объекта и застройка вокруг него государственным требованиям охраны?
  8. Можно ли проводить работы по реконструкции и реставрации объекта?
  9. Можно ли восстановить не сохранившийся объект?

Консультирование в области реставрационных исследований и экспертиз от 25 000 руб. Узнать подробнее: 340-00-35 — главный офис экспертизы в Санкт-Петербурге.

Города в которых мы работаем

Москва Новосибирск Екатеринбург Нижний Новгород
Казань Челябинск Омск Самара
Ростов-на-Дону Уфа Красноярск Пермь
Воронеж Волгоград Краснодар

ПАМЯТКА

«О порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы

земельного участка и порядке утверждения проекта зон охраны ОКН»

В связи с многочисленными обращениями физических и юридических лиц о применении норм Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объектов культурного наследия, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – Управление) сообщает следующее.

I. АРХЕОЛОГИЯ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются на земельных участках при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи федерального закона.

В соответствии с абзацем 9 статьи 28 Закона №73-ФЗ факт
наличия (отсутствия) на определенной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, определяется государственной историко-культурной экспертизой, в случае если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных (информации) об отсутствии таких объектов на испрашиваемом земельном участке.

Факт отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, без проведения историко-культурной экспертизы установить невозможно.

В соответствии со статьей 30 Закона №73-ФЗ, документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ является объектом государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Закона №73-ФЗ, государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 32 Закона №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 ст. 31 Закона №73-ФЗ. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

Порядок проведения археологических полевых работ регулируется статьей 45.1 Закона №73-ФЗ. Археологические полевые работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в соответствии с заключением Института археологии РАН) сроком не более чем на один год разрешения (Открытого листа), подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (пункт 7 статьи 45.1).

Разрешение (Открытый лист) выдается физическому лицу – гражданину Российской Федерации, обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоявшему в трудовых отношениях с юридическим лицом, уставной целью деятельности которого является проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов, музейных коллекций и артефактов.

Заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36 и 45.1 Закона №73-ФЗ обязан:

обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Закона №73-ФЗ;

представить в государственный орган охраны объектов культурного наследия документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта).

В случае расположения выявленного объекта культурного наследия в зоне хозяйственного освоения определенного объекта, а также в случае обнаружения в границе земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и после принятия государственным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, Заказчику работ необходимо:

разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия (далее – документация или раздел документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия);

получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в государственный орган охраны объектов культурного наследия на согласование;

обеспечить реализацию согласованной государственным органом охраны объектов культурного наследия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.

Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проведение историко-культурной экспертизы земельных участков в компетенцию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не входят.

В целях определения объема бюджетного финансирования, а также формирования начальных (максимальных) цен контрактов на проведение работ по государственной историко-культурной экспертизе на участках строительства заказчикам возможно использовать «СЦНПР-91. Реставрационные нормы и правила. Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. Раздел 6. Архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры», утвержденный приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 №321.

Методические рекомендации по проведению государственной историко-культурной экспертизы земельного участка прилагаем.

II. АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ.

В соответствии с требованиями статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 г. № 387 утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Башкортостан, имеющих защитные зоны.

В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

В случае отсутствия выданных до 3 октября 2016 года разрешений
на строительство, в том числе в случаях продления сроков их действий
или изменения застройщика, строительство объектов капитального строительства
и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), запрещается:

— для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника;

— в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Полная информация о защитных зонах объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, размещена на сайте Управления по адресу: https://okn.bashkortostan.ru/documents/526881/, раздел «документация», подраздел «действующие документы».

Отмечаем, что защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны объекта (объектов) культурного наследия в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона
№ 73-ФЗ.

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12сентября 2015 года №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».

Методические рекомендации по разработке и утверждению проекта зон охраны объектов культурного наследия прилагаем.

В соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, включая выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органов государственной власти, в случае если данный государственный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативно-правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4, Управление не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

МЕРОПРИЯТИЯ

ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Договор с юридическим лицом, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

п.4 Статья 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон №73-ФЗ)

5 рабочих дней

117 календарных дней

Получение исполнителем работ специального разрешения (открытого листа) в Министерстве культуры Российской Федерации

пп. 1-6 ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 №127

«Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»

30 календарных дней

Проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования археологами

Статья 45.1 Федерального закона №73-ФЗ

5 рабочих дней

Подготовка документации (исполнителем работ), содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Направление документаций на историко-культурную экспертизу аттестованному Министерством культуры РФ эксперту

Ст.30 Федерального закона №73-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

10 рабочих дней

Проведение экспертизы документации, содержащей результаты археологических (полевых) работ аттестованным Министерством культуры РФ экспертом

Ст.30 Федерального закона №73-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

10 рабочих дней

Рассмотрение заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов Управлением

п. 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569

в течение 5 рабочих дней

Размещение на официальном сайте Управления заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов (далее – Акт ГИКЭ)

(okn.bashkortostan.ru)

п. 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569

15 рабочих дней

Размещение на официальном сайте Управления заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов (далее – Акт ГИКЭ)

(okn.bashkortostan.ru)

п.30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569

в течение 10 рабочих дней

По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, принятие решения Управлением о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.

п.30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569

Письмо Минкультуры России от 18.07.2017 N 210-01.1-39-ВА

РАЗЪЯСНЕНИЕ О СТОИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, являющихся организациями, подведомственными Минкультуры России, по вопросу стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объект культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающийся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом данного субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона).

В соответствии с п. 35 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (далее — Положение N 569) размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:

  • а) оплата труда эксперта;
  • б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы;
  • в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц (пункт 36 Положения N 569).

В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности (пункт 37 Положения N 569).

При расчете стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы на проведение работ по объектам культурного наследия федерального значения необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по определению стоимости научно-проектных работ для реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденных Приказом Минкультуры России от 29.12.1993 N 810 в качестве реставрационных норм и правил с обозначением РНиП 4.05.01-93. Для расчета используется стоимость 1 чел./дня = 540 руб. (письмо Минкультуры России от 13.10.1998 N 01-211/16-14), К = 4 коэффициент пересчета (письмо Минкультуры России от 20.12.2013 N 107-01-39/10-КЧ).

В целях конкуренции на рынке услуг в сфере историко-культурной экспертизы заказчик вправе привлечь экспертов из других субъектов Российской Федерации для выполнения государственной историко-культурной экспертизы.

Компания «Стоун Девелопмент» оказывает услугу по организации проведения Государственной историко-культурной экспертизы.

Для согласования в Департаменте культурного наследия Москвы или ДКН Московской области проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия (ОКН), необходимо положительное заключение Государственной историко-культурной экспертизы. Решение о проведении данной экспертизы выдается Департаментом культурного наследия Москвы или ДКН Московской области. Экспертизе подлежит не только само здание, но и земельные участки, которые входят в территорию ОКН.

Без прохождения данного этапа невозможно начать какие-либо ремонтно-реставрационные и строительные работы на объекте культурного наследия.

Собственники и другие законные владельцы ОКН должны знать и помнить о том, что вместе с таким объектом получают ряд обязанностей и обременений, основные, из которых, сводятся к невозможности осуществления самостоятельных действий в части реставрации и реконструкции, как самого архитектурного объекта, так и прилегающей территории.
За любые самостоятельные действия в отношении объекта культурного наследия законом предусмотрены серьезные наказания – от крупных штрафов до уголовной ответственности. Поэтому, при необходимости проведения реставрационно-строительных работ на ОКН, необходимо действовать поэтапно, в точном соответствии с законом.
Государственная историко-культурная экспертиза является одной из отправных точек для начала работ, так как только по результатам ее проведения можно получит документ, который будет содержать доказательные сведения о том, что объекту культурного наследия действительно требуются реставрационные работы и что их проведение возможно. Данный документ также будет содержать сведения о том, в какой части и в каком объеме необходимо провести работу, и какому именно историческому виду здание должно быть приведено.

Прохождение Государственной историко-культурной экспертизы очень важная и сложная часть работы, выполнение которой лучше доверить специалистам.

Мы поможем:

  • оформить всю необходимую документацию для получения решения о проведении экспертизы от ДКН Москвы или ДКН Московской области;
  • оформить паспорт объекта культурного наследия;
  • выбрать аттестованного эксперта или сформировать группу из аттестованных экспертов;
  • подготовить документы для проведения самой экспертизы (более 20 документов).

Экспертизу, в зависимости от решаемых задач, может проводить или один эксперт или группа экспертов (более 3-х человек).

Все эксперты должны быть аттестованы и соответствовать следующим квалификационным требованиям:
– иметь первое высшее или последующее высшее образование по профилю экспертной деятельности;
– иметь стаж экспертной деятельности по профилю не менее 10 лет;
– обладать совершенными знаниями в области Законодательства РФ по части использования, сохранения и охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также обладать знаниями в области международного законодательства по части сохранения памятников архитектуры;
– владеть техникой проведения необходимых исследований и соблюдать правила заполнения соответствующих документов.

Очень важно не ошибиться в выборе экспертов, так как если их заключение вызовет сомнение у любой из заинтересованных сторон, то придется пройти процедуру рецензирования, что в целом заставит возобновить весь процесс экспертизы с самого сначала, и приведет к значительной потере времени и средств.
Методами исследований, которыми пользуются специалисты, являются историко-архитектурные, градостроительные, архивные и библиографические изыскания. В ходе данных исследований экспертами собирается информация: об изначальном облике здания, его архитектурных особенностях, исторических изменениях постройки, изменениях в ходе предыдущих реставраций и сведения о качестве этих реставраций, а также определяется степень износа здания и возможность его дальнейшей эксплуатации. По окончании работ экспертом или экспертным советом составляются Акт технического состояния, отчет и прикладываются все необходимые дополнительные материалы.

В целом экспертный совет определяет:
– исторический вид, к которому необходимо привести здание;
– масштаб реставрации: комплексная реставрация (здание в целом), или только его отдельные части и элементы;
– требуются ли противоаварийные работы;
– виды работ: консервация, реконструкция и т.д.
Если предполагается масштабная реконструкция, то экспертный совет может вынести решение о необходимости разработки комплексной научно-проектной документации.

Постановление от 9 июня 2015 года №569. Созданы правовые условия для реализации Минкультуры и органами охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации полномочий по государственной охране таких объектов. Это позволит также обеспечить доступ к материалам государственных историко-культурных экспертиз путём их размещения в интернете.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 9 июня 2015 года №569

Разработано Минкультуры России в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 года №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесёнными в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изменениями в отношении государственной историко-культурной экспертизы определены новые цели и объекты экспертизы, разграничены полномочия по финансированию, порядку назначения и проведения государственной историко-культурной экспертизы, введён порядок общественного обсуждения заключений экспертиз на официальных сайтах Росохранкультуры и органов охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе утверждено постановлением Правительства от 15 июля 2009 года №569. Подписанным постановлением в него внесены изменения.

Определяются порядок и требования к проведению государственной историко-культурной экспертизы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, проведению работ по сохранению археологических объектов.

Вносятся изменения в части определения объектов экспертизы, а также выводов, указываемых в заключениях государственной историко-культурной экспертизы в зависимости от объекта экспертизы, и порядка рассмотрения таких заключений.

Уточняются требования к экспертам в части стажа работы и образования, а также по количеству экспертов, привлекаемых для проведения государственной историко-культурной экспертизы с учётом объекта экспертизы.

Устанавливается порядок общественного обсуждения заключений государственных историко-культурных экспертиз.

Принятыми решениями созданы правовые условия для реализации Минкультуры и органами охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации полномочий по государственной охране таких объектов. Это позволит также обеспечить доступ к материалам государственных историко-культурных экспертиз путём их размещения в интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *