Источники международного таможенного права

2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ РОССИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УПРОЩЕНИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР (КИОТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 1973 г.

Успешная ВЭД во многом зависит от соблюдения условий работы на рынках зарубежных партнеров, которые регламентируются различными нормами, правилами и способами воздействия на внешнюю торговлю, выработанными национальными и межгосударственными системами.

В современной международной практике регламентации внешней торговли одной из мер нетарифного ограничения считаются предписания таможенных органов, связанные с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим границы страны. Эти предписания регулируются как законодательными актами страны, так и многосторонними международными соглашениями в области таможенного дела, зафиксированными в известных конвенциях, которые рассматриваются в данной теме.

Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам разных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли.

Учитывая тот факт, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России, российские участники ВЭД должны знать и применять в необходимых случаях на практике их основные положения.

Рассмотрим наиболее важные положения и роль в организации таможенного дела основных международных таможенных конвенций.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота России. Девиз Киотской конвенции — максимальное содействие внешней торговле без ущерба для эффективности таможенного контроля

После принятия Киотской конвенции прошло определенное время и стало ясно, что интеграционные процессы, происходящие в обществе, предопределили необходимость приведения положений Конвенции к современным реалиям. В течение четырех лет велась работа по пересмотру Киотской конвенции. 26

мая 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской конвенции.

Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах: 1)

ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов; 2)

принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур; 3)

максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий; 4)

совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками; 5)

использование предварительных форм декларирования; 6)

использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур; 7)

всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб; 8)

установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.

Целью Киотской конвенции является упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. соблюдаемых до момента представления таможенной декларации, и процедур таможенного оформления. Для этого установлены стандартные правила для участников ВЭД и таможенной службы. Условия и порядок применения таможенных правил и процедур, установленных Киотской конвенцией, определяются национальным законодательством и должны быть предельно простыми.

Особого внимания для российских участников ВЭД заслуживают стандартные правила, касающиеся таможенного оформления, включающего следующие операции: представление таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне для досмотра, начисление й уплату таможенных пошлин, сборов и выпуск товаров с таможни. Рассмотрим основные из них.

Таможенные власти при пересечении границы могут требовать только документы, которые необходимы для идентификации транспорта и груза, т.е. транспортные и товаросопроводительные, не ставя обязательного условия перевода их на свой язык. Декларирование грузов означает предъявление таможенного документа и является обязательной процедурой оформления. Предъявителем таможенной декларации — декларантом — может быть любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, которым может быть владелец товара, транспортный агент, таможенный брокер и другие лица, круг которых определен национальным законодательством.

Содержание таможенной декларации определяется таможенной службой. Письменная форма таможенной декларации должна соответствовать типовой форме ООН. В соответствии с Киотской конвенцией обязательными сведениями таможенной декларации являются: о декларанте, импортере (экспортере), консигнаторе, виде транспорта, о характеристике товара (страна происхождения и назначения, число мест груза, его маркировка и вес), тарифной позиции товара (код в товарной номенклатуре таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины, а также перечень прилагаемых документов. Одной из процедур таможенного оформления является принятие таможенной декларации. Согласно Киотской конвенции основанием для признания достоверности декларации служат данные проверки. Предельный лимит времени на такую проверку определен в 24 часа. После принятия декларации процесс таможенного оформления может закончиться выпуском товара таможней, дополнительной проверкой декларации с привлечением других документов или таможенным досмотром.

Структурно новая редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений. Помимо этого, Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присоединения к обновленной Конвенции.

Основной текст содержит преамбулу, определения общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.

Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.

Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых «стандартных правил». При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.

Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).

Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства, исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.

Участником Киотской конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Конвенцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней.

Россия пока не присоединилась к Киотской конвенции. Однако действующий Таможенный кодекс РФ разработан в соответствии с международными стандартами, заложенными в новой редакции Киотской конвенции в 1999 г. К числу норм и правил, призванных содействовать развитию внешней торговли, предусмотренных ТК РФ и основанных на международных стандартах, заложенных в новой редакции Киотской конвенции, относятся: упрощение таможенных процедур, широкое использование информационных технологий, партнерский подход в отношениях между таможней и торговым сообществом. С точки зрения упрощения таможенных процедур в ТК РФ заложены предварительное декларирование, когда импортер по желанию может до ввоза товаров, до предоставления товара таможне пройти эту процедуру документального контроля, и возможность выпуска товаров до завершения процедуры таможенного оформления с учетом условной предварительной оценки при условии представления впоследствии таможне документов бухгалтерского учета для уточнения вопросов, связанных с таможенной стоимостью. Кроме того, следует отметить, что заложенная в ТК РФ новая концепция таможенного контроля — анализ и управление рисками — один из базовых принципов обновленной редакции Киотской конвенции, на основе которого выстраивают систему таможенного контроля все таможенные администрации развитых стран мира.

Понятие и виды источников международного таможенного права

Международное таможенное право выступает правовой формой международного таможенного сотрудничества, является самостоятельной отраслью международного права, представляющей собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в области таможенного дела.

Поскольку международное таможенное право – часть (отрасль) международного права, источники этой отрасли по своей природе те же, что и источники международного права в целом. Существующие в международном праве виды источников международно-правовых норм имеют место и в международном таможенном праве как части международного права.

Источники права – это формы выражения и закрепления правовых норм. Соответственно, источники международного права – формы выражения и закрепления международно-правовых норм, источники международного таможенного права – формы выражения и закрепления международно-правовых таможенных норм.

В международном праве как особой системе права существуют свои источники. Какие же бывают формы выражение и закрепления международно-правовых норм? В системе международных отношений таким основным регулятором также является право, или совокупность международно-правовых норм. Однако международное право регулирует отношения в основном между суверенными государствами, в механизме его функционирования не существует надгосударственной власти. Единственным способом образования норм является их создание путем согласования воль субъектов, их соглашение. В системе международных отношений нет и наднационального органа, который бы обеспечивал соответствующую реализацию государствами принятых ими к исполнению международно-правовых норм. В данной системе гарантиями реализации этих норм являются сами государства, принявшие эти международно-правовые нормы и взявшие на себя обязательства по их выполнению. Другими словами, определенную контролирующую, обеспечительную функцию здесь осуществляет само сообщество государств, по согласованию воль которых установлены нормы международного права, а также международные организации, в рамках которых (или при их посредничестве которых) разрабатывались соответствующие международно-правовые нормы.

Таким образом, единственным способом создания норм в международном праве является соглашение его субъектов. Такое соглашение может иметь определенно выраженную форму и служить источником международно-правовых норм.

Круг источников международного права определен в ст. 38 Статута Международного суда ООН. В этой статье говорится, что, решая споры на основании международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов . К перечисленным следует добавить также такое важное вспомогательное средство выяснения существования и содержания норм, как резолюции международных организаций .

Таким образом, основными источниками международного таможенного права как отрасли международного права являются:

  • 1) международные договоры в области таможенного дела;
  • 2) международно-правовые таможенные обычаи;
  • 3) специальные принципы международного таможенного права.

Договор и обычай являются наиболее значимыми и распространенными источниками международного права. Международный договор имеет писаную форму выражения, а обычай – неписаную.

Основной правовой формой, источником международного таможенного права, источником международно-правовых норм таможенных является международный договор.

Международный договор – это родовое понятие для всех нормативных международных актов в договорной форме. Данное понятие охватывает все международные соглашения, существующие в самых различных наименованиях и формах: договор, соглашение, конвенция, устав. Международные договоры могут заключаться в виде протокола, меморандума, декларации, пакта, путем обмена письмами и нотами, а также иметь другие наименования. В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор – это «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).

Международные договоры и международно-правовые обычаи, выражая согласованную волю государств, являются источниками международного права, а их нормы регулируют взаимоотношения субъектов международного права в той или иной сфере международного сотрудничества.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в той или иной сфере международного сотрудничества. Здесь хотелось бы добавить, что международный договор – это не только соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности, но и соглашение, направленное на их изменение и (или) прекращение.

Таким образом, основными источниками международного таможенного права являются международные договоры в области таможенного дела, которые часто называются международными таможенными конвенциями.

Международные таможенные конвенции или международные договоры в области таможенного дела представляют собой международные договоры, устанавливающие взаимные права и обязанности государств и иных субъектов международного права в сфере международного таможенного сотрудничества.

Международные таможенные конвенции – это двусторонние или многосторонние международные соглашения, регулирующие вопросы международного таможенного сотрудничества.

Международный договор является не только основным источником международного права, но и основным методом создания его норм. Процесс заключения международного договора представляет собой наиболее эффективный способ установления или изменения отношений между государствами в той или иной сфере сотрудничества.

В отличие от обычая, международный договор является более ясной и точной формой соглашения, которую труднее произвольно толковать, и поэтому он представляется более предпочтительным как форма соглашения между государствами. Подавляющее большинство норм международного таможенного права – это нормы, созданные государствами в международных договорах.

Международно-правовой таможенный обычай как источник международного таможенного права является вторым по значимости и распространенности источником международного права вообще и международного таможенного права в частности. Международно-правовой обычай – это наиболее древняя форма образования норм международного таможенного права.

Статья 38 Статута Международного суда ООН так определяет это понятие: международный обычай есть доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Международно-правовой обычай – это правило поведения государств, приобретающее применение и признание государствами в качестве обязательной нормы. Выделяют два элемента обычая как источника права: 1) общепринятое поведение, а также 2) признание его юридической нормой (opinio juris).

В современном международном праве существует два вида обычных норм.

Первый вид – это традиционные международно-правовые обычаи, представляющие собой сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.

Второй вид является достаточно новым видом, к которому относятся нормы, создаваемые не путем длительной практики, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте.

Обычно-правовые нормы второго вида сначала формулируются либо в договорах, либо в таких актах неправового характера как резолюции международных совещаний и организаций, в дальнейшем же за ними признается статус норм общего международного права. Таким образом, юридически эти нормы существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания .

Акты международных организаций содействуют становлению международно-правовых обычаев, благодаря их формулировкам и толкованиям обычно-правовые нормы проводятся в жизнь. Тем самым сокращается время создания обычая, более четко фиксируется его форма, содержание становится общедоступным. Резолюции международных организаций содействуют утверждению обычая в практике, адаптируют его содержание к новым условиям, усиливая его связь с жизненной реальностью . При этом к актам международного права, содействующим становлению международно-правового обычая как источника в данном случае мы относим не только резолюции международных организаций, но и любые их решения, рекомендательные нормы, направленные на становление той или иной обычно-правовой нормы. В международном таможенном праве резолюции ВТАО способствуют формированию обычных норм международного таможенного права. Например, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., которые государства применяют как обязательные, фактически являются обычно-правовыми.

В международном таможенном праве важное значение имеют обычаи обоих видов. Но нас в большей степени интересуют обычаи второго вида.

Пример первых обычаев – свобода транзита.

В международном таможенном праве становление и действие международно-правовых обычаев носит побочный характер и является следствием добровольного исполнения государствами норм, зафиксированных в международных таможенных конвенциях. Часто международные договоры действуют также и в отношении государств к ним не присоединившимся, которые, однако, в добровольном порядке выполняют положения, установленные этими международными договорами. Нормы таких договоров применяются такими государствами как обычно-правовые. Это имеет место в международном таможенном праве. Как считает А. Н. Козырин, значение конвенционных норм в сфере таможенных отношений настолько велико, что даже положения международных договоров, участницей которых Россия не является, регулирующих международную торговую и таможенную практику, оказывают непосредственное влияние на способы правового регулирования в России . Например, положения обновленной Киотской конвенции Россия учла при разработке положений нового ТК ТС, нормы, зафиксированные в документах ВТО, находят свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

  • См.: Международное публичное право : сб. док. / сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. Т. 1. М., 1996. С. 410.
  • Подробнее об этом ем.: Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России : учеб.-практ. пособие. М., 1997. С. 8.
  • См.: Лукашук И. И., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. Элементарный курс: учеб, пособие. М., 2004. С. 27 .
  • См.: Лукашук И. И., Шинкарецкая Г. Г. Указ. соч. С. 27.
  • См.: Козырин А. Н. Таможенное право России. М., 1995. С. 90.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *