Источник повышенной опасности постановление пленума

64. Понятие и виды источников повышенной опасности.

Вопрос о понятии источника повышенной опасности является спорным. В частности, как в науке гражданского права, так и в судебной практике в качестве данного источника рассматриваются деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, либо предметы материального мира, создающие такую опасность. В ст. 1079 Гражданского Кодекса законодатель дает лишь примерный перечень видов деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих. Из-за многообразия видов такой деятельности и постоянного развития науки и техники, увеличивающего их число, данный перечень не может быть исчерпывающим. Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются владельцы такого источника.

Повышенная опасность для окружающих — это использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

Источники повышенной опасности делятся на следующие виды: физические, физико-химические биологические, химические. К физическим относятся подвиды: механические, электрические, тепловые, т. е. источники повышенной опасности, оказывающие механическое, тепловое, электрическое и иное физическое воздействие, – транспортные средства, промышленные предприятия, энергетические электроустановки и т. п. К физико-химическим относятся радиоактивные источники; к биологическим – зоологические и микробиологические (дикие животные, находящиеся во владении человека, штаммы заразных микроорганизмов и т. п.); к химическим – отравляющие, взрывоопасные, огнеопасные производства и вещества.

65. Ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В частности, как в науке гражданского права, так и в судебной практике в качестве данного источника рассматриваются деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, либо предметы материального мира, создающие такую опасность. В ст. 1079 Гражданского Кодекса законодатель дает лишь примерный перечень видов деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих. Из-за многообразия видов такой деятельности и постоянного развития науки и техники, увеличивающего их число, данный перечень не может быть исчерпывающим. Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются владельцы такого источника. Под владельцем источника повышенной опасности понимаются юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (абз. 2 п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса). По общему правилу лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ч. 1 ст. 1080 Гражданского Кодекса). Соответственно владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса (абз. 1 п. 3 ст. 1079 Гражданского Кодекса). Особенность ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности состоит в том, что данная ответственность наступает независимо от вины владельца такого источника. Основаниями освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности являются: 1) непреодолимая сила; 2) умысел потерпевшего; 3) грубая неосторожность потерпевшего; 5) неправомерное завладение источником повышенной опасности третьим лицом (п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса). Грубая неосторожность самого потерпевшего может быть основанием как для частичного, так и для полного освобождения от ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то владелец источника повышенной опасности подлежит частичному освобождению от ответственности (абз. 1 п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса. Грубая неосторожность потерпевшего не может служить основанием для полного освобождения от ответственности владельца источника повышенной опасности, если вред причинен жизни или здоровью гражданина (абз. 2 п. 2 ст. 1079 Гражданского Кодекса). Вина потерпевшего, которому вред причинен источником повышенной опасности, не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 Гражданского Кодекса), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089 Гражданского Кодекса), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 Гражданского Кодекса). Согласно п. 2 ст. 1079 Гражданского Кодекса владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий третьих лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания (например, в случаях ненадлежащей охраны, оставления ключей в замке зажигания автомобиля и т.д.) ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, неправомерно завладевшее источником повышенной опасности, в зависимости от степени их вины.

Понятие и признаки источника повышенной опасности



В настоящее время весьма нередки случаи нарушения гражданских прав, в связи с этим важнейшей задачей государства остается обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещение причиненного вреда источником повышенной опасности.

Проблема возмещения вреда, причиненного деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих, весьма своеобразна: она относится к числу «частных» гражданско-правовых проблем, однако значение правильной ее постановки решения выходит за рамки гражданского права, а ее актуальность определяется удельным весом соответствующих гражданско-правовых споров в судебной и арбитражной практике.

Несмотря на это, многие теоретические и практические вопросы продолжают оставаться дискуссионными, по-разному решаются на практике и неоднозначно трактуются в литературе. Считаются спорными, в частности, вопросы о том, чем обусловлено возложение на владельца источника повышенной опасности более строгой ответственности за его поведение, может ли считаться возложение на владельца источника повышенной опасности обязанности по возмещению вреда гражданско-правовой ответственностью и др. Одним из наиболее дискуссионных остается также вопрос о понятии источника повышенной опасности.

Понятие источника повышенной опасности — одна из специфических категорий права. Использование категории источника повышенной опасности, сущность и смысл этой категории определяются гражданским законодательством, из положений которого и следует исходить в процессе применения норм, оперирующих данным понятием

Положения гражданского законодательства о сущности источника повышенной опасности более чем лаконичны. В них нет прямых указаний о том, что следует понимать под данным источником. Ст. 1079 ГК РФ не содержит указаний на какие-либо общие признаки, которым должны отвечать те или иные орудия и средства производства для отнесения их к числу названных источников. Закон, как известно, дает лишь далеко не полный (примерный) перечень тех организаций и граждан, которые могут нести обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Исчерпывающий их перечень дать невозможно в связи с постоянным развитием науки и техники. Не выработано единого понятия источника повышенной опасности и в науке. Существуют три основных позиции по этому вопросу:

1) источник повышенной опасности определяется как деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих .

Этой точки зрения придерживался обычно законодатель (ст. 454 ГК РСФСР 1964 г.). Получила она свое выражение и в ГК РФ (п. 1 ст. 1079). Ею руководствовался в своих постановлениях по вопросам возмещения вреда и Пленум Верховного суда (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Суть данной позиции состоит в том, что источник повышенной опасности — это деятельность граждан и юридических лиц, создающая повышенную вероятность даже невиновного причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами;

2) источником повышенной опасности считаются предметы материального мира, опасные свойства которых при достигнутом уровне развития науки и техники не поддаются полностью контролю человека, создают высокую степень вероятностей причинения вреда жизни и здоровью человека, либо материальным благам ;

3) третья позиция объединяет две первые и рассматривает источник повышенной опасности как предметы материального мира, деятельность которых в процессе их использования не поддается полному контролю человека .

Обстоятельный разбор названных концепций дается О. А. Красавчиковым и И. Н. Поляковым. Кроме этого, авторы дают свои понятия источника повышенной опасности.

По мнению И. Н. Полякова, источник повышенной опасности — это материальные объекты, обладающие вредоносными свойствами, не поддающимися в процессе деятельности полному контролю человека, вследствие чего они могут причинить вред другим лицам.

О. А. Красавчиков считает источником повышенной опасности предметы материального мира (преимущественно орудия и средства производства), обладающие особыми специфическими количественными и качественными состояниями, в силу которых владение (пользование, хранение, транспортировка и т. д.) ими в определенных условиях времени и пространства связано с повышенной опасностью для окружающих.

Аналогичный взгляд высказан и А. А. Собчаком, по мнению которого источник повышенной опасности — это сложные материальные объекты, повышенная вредность которых проявляется в независимости их свойств от человека, что вызывает неподконтрольность ему в достаточно полном объеме самого процесса деятельности, а это, во-первых, создает опасность случайного причинения вреда и, во-вторых, влияет на объем и характер его причинения.

М. Я. Шиминова пришла к выводу, что между взглядами на источник повышенной опасности как «на деятельность» и на «предметы материального мира» вообще нет разницы. С ее точки зрения, источником повышенной опасности может быть как деятельность, так и предметы.

По существу, и А. Субботин относит к источникам повышенной опасности как деятельность, связанную с использованием некоторых специфических объектов техники, веществ и отдельных видов природной энергии, физические свойства которых могут представлять определенную опасность для окружающих, так и отдельные объекты техники, вредоносные вещества, некоторые виды энергии, способные при определенных условиях причинить значительный ущерб окружающим . Представляется, что автор оперирует и свойствами вещей, то есть, совмещает в своем определении компоненты, присущие всем трем вышеназванным позициям. Позиция, в соответствии с которой источниками повышенной опасности являются определенные предметы материального мира, в большей степени, чем другие позиции, учитывает факты реальной действительности и отвечает смыслу закона. Ведь только в этом случае можно владеть источником повышенной опасности. Совершенно очевидно, что ни деятельностью, ни свойствами вещей владеть нельзя. Владеть можно только вещами. От предмета нельзя отделить его свойства. Например, от взрывоопасных веществ их свойство взрываться. Несомненно, и то, что к числу источников повышенной опасности относятся лишь определенные предметы материального мира. Значит должны быть критерии для такого отнесения.

Эти критерии выработаны наукой на основе обобщения жизненной практики и практики правоприменительных органов. Ими являются вредоносность и неподконтрольность человеку, в результате чего предметы создают повышенную опасность для окружающих.

Вредоносность и неподконтрольность человеку должны оцениваться в совокупности. Уязвимость концепции деятельности как раз и состоит в том, что деятельность по самой своей сути не может быть неподконтрольной . Она слагается из актов воли человека. Вредоносность, подконтрольная человеку, не создает той повышенной опасности, которая усиливает ответственность за причиненный вред. Отсутствие вредоносности вообще снимает вопрос о повышенной опасности. Предметы, являющиеся источниками повышенной опасности проявляют указанные качества при их использовании, а не в состоянии бездействия.

И. Н. Поляков выделяет четыре признака, которыми в совокупности должен обладать источник повышенной опасности: 1) являться всегда объектом (предметом) материального мира; 2) иметь вредоносные, опасные для окружающих качества; 3) находиться в процессе эксплуатации, деятельности; 4) исключать возможности полного контроля над собой со стороны человека .

Таким образом, природу «источника повышенной опасности» можно вскрыть только при изучении совокупности законодательного материала и судебной практики, что позволяет дать следующие определения:

«Источник повышенной опасности — это обладающие вредоносными свойствами, неподконтрольными или не полностью подконтрольными человеку предметы материального мира, при эксплуатации которых создается возможность случайного причинения вреда окружающим, даже при принятии мер по его предотвращению»;

К «деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих» может быть отнесена любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Литература:

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Абовой Т. Е., Кабалкина А. Ю. — М., Юрайт. 2006. — С. 433..
  2. Антимонов Б. С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М., Юридическая литература. 1952.- С.463. Система
  3. Флейшиц Е. А. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения. — М., Юридическая литература. 1951. — С.131.
  4. Майданник Л. А., Сергеева Н. Ю. Материальная ответственность за повреждение здоровья. — М., Госиздат. 1968. — С.48; Егоров Н. Понятие источника повышенной опасности //Советская юстиция. — 1980. — № 11. — С.12; Белякова А. М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. — М., Юридическая литература. 1986. — С.110.
  5. Субботин А. Указ. соч. — С.25.

ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Смотреть что такое «ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ» в других словарях:

  • Источник повышенной опасности — в России на основании статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть определён как деятельность граждан и юридических лиц, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов,… … Википедия

  • ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — (в праве) деятельность, связанная сэксплуатацией определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. К ИСТОЧНИКАМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ относится деятельность транспортных организаций,… … Финансовый словарь

  • ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — в праве деятельность, связанная с эксплуатацией или использованием определенных объектов (транспортных средств, сильнодействующих ядов, токов высокого напряжения и т. п.). Особые свойства источника повышенной опасности создают повышенную… … Большой Энциклопедический словарь

  • ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — объекты, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (транспортные средства, механизмы, электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды; осуществление… … Юридический словарь

  • Источник повышенной опасности — природный или производственный объект, вещество, техническое устройство и др., специфическая деятельность или особые свойства которых потенциально содержат повышенную опасность причинения вреда жизни и здоровью населения, сельскохозяйственных… … Словарь черезвычайных ситуаций

  • Источник повышенной опасности — правовое понятие, характеризующее деятельность, связанную с эксплуатацией определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (использование транспортных средств, механизмов, электрической… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Источник повышенной опасности — см. Ответственность за причинение вреда … Энциклопедия права

  • ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — объект, особые свойства которого создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и… … Юридическая энциклопедия

  • источник повышенной опасности — (юрид.), деятельность, связанная с эксплуатацией или использованием определённых объектов (транспортных средств, сильнодействующих ядов, токов высокого напряжения и т. п.). Особые свойства источника повышенной опасности создают повышенную… … Энциклопедический словарь

  • ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — – деятельность, связанная с повышенной опасностью причинения вреда окружающим, ответственность за которую возлагается независимо от вины лиц, её осуществляющих. Такой деятельностью является, гл. обр., применение различных видов концентрированной… … Советский юридический словарь

  • Источник повышенной опасности — в праве деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 и Гражданские Кодексы союзных республик содержат примерный перечень И. п. о., относя к ним… … Большая советская энциклопедия

Идентификация объектов повышенной опасности (ОПО).

12

Следующим этапом является проведение идентификации для обнаружения объектов повышенной опасности (ОПО), которым следует разрабатывать Декларацию безопасности.

Процедура идентификации ОПО заключается в том, что на основании специальных расчетов, с общего количества объектов, где производятся, используются, перерабатываются или транспортируются опасные вещества определяются те, что представляют собой особенную опасность. При этом рассчитывается не только масса ядовитых и токсических веществ, но и насколько близко объект расположен к “местам заботы” государства. Это места, где одновременно могут находиться более 20 чел., транспортные магистрали национального значения, природоохранные зоны, детские сады, больницы др. Если это расстояние меньше нормативного – опасность соответственно возрастает.

Процедура идентификации ОПО содержит следующие этапы:

– выделение ПОО за наличием опасных веществ;

– расчет распределения масс опасных веществ в аппаратах и трубопроводах, определенных ПОО;

– расчет суммарной массы индивидуальных опасных веществ или суммарной массы опасных веществ, относящихся к одной категории и/или группы;

– сравнение суммарной массы опасных веществ с их пороговой массой;

– составление Сообщения о результатах идентификации.

Потенциально опасный объект считается объектом повышенной опасности соответствующего класса в случае, когда значение суммарной массы опасного или нескольких опасных веществ, которые используются или изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются на объекте, превышает установленный норматив пороговой массы.

Потенциально опасным объектом считается аппарат или совокупность связанных между собой потоками в технологический цикл аппаратов, объединенных по административному и/или территориальному признаку.

Потенциально опасным объектом по административному признаку считается структурное подразделение (производство, цех, отделение, участок и т. п) субъекта хозяйственной деятельности.

В случае, когда расстояние между потенциально опасными объектами по административному признаку не превышает 500 метров, они считаются одним потенциально опасным объектом.

В случае, когда в состав потенциально опасного объекта по административному признаку входят участки, отделения или отдельные установки с опасными веществами, что находятся на расстоянии более 500 метров друг от друга, они считаются отдельными потенциально опасными объектами.

Во время проведения идентификации для каждого потенциально опасного объекта рассчитывается суммарная масса каждого опасного вещества из указанных в нормативах пороговых масс опасных индивидуальных веществ или каждого опасного вещества, которое по своим свойствам может быть отнесено к какой-либо категории или нескольким категориям опасных веществ в соответствии с указанными нормативами.

За суммарную массу опасного вещества берется:

1) для хранилищ (резервуаров) – суммарная масса опасного вещества, что может в них находиться при полной загрузке согласно технологического регламента;

2) для технологических установок – максимальная суммарная масса, что может находиться в аппаратах и трубопроводах согласно технологического регламента, условий процесса и правил эксплуатации;

3) для оборудования колонного типа – суммарная масса опасного вещества при максимальном уровне жидкости на тарелках. Для аппаратов, в которых применяются наполнители с пористой инертной средой, суммарная масса опасного вещества определяется с учетом максимального объема свободного пространства;

4) для трубопроводов за пределами предприятия – суммарная масса опасного вещества в секции трубопровода между двумя запорными устройствами и может выделиться в течение времени, устанавливаемого для обнаружения утечки и осуществления ручного перекрытия запорных устройств, а для внутризаводских трубопроводов – суммарная масса опасного вещества во всем трубопроводе;

5) для сливо-наливных эстакад – суммарная масса опасного вещества в железнодорожных или автомобильных цистернах. В расчетах используется максимальная емкость и максимально регламентированное количество цистерн, которые могут устанавливаться на эстакаде одновременно.

Процедура идентификации считается законченной, если окажется, что суммарная масса хотя бы одной из всех видов опасных веществ на потенциально опасном объекте равна или превышает норматив пороговой массы.

где gi – суммарная масса опасного вещества, находящегося на объекте; Qi – норматив пороговой массы этого опасного вещества (“Нормативы пороговых масс опасных веществ для идентификации объектов повышенной опасности”)

В случае когда опасное вещество может быть отнесено одновременно к нескольким категориям веществ, следует пользоваться нормативом пороговой массы той категории вещества, для которой он самый маленький.

В случае, когда суммарная масса никакого опасного вещества не превышает норматива пороговой массы, за ее свойствами определяется категория и группа, к которым оно может быть отнесено, а также суммарная масса опасных веществ одной группы.

Суммарная масса опасных веществ одной группы определяется путем добавления величин суммарной массы каждого опасного вещества, что используется или производится, перерабатывается, хранится или транспортируется на объекте.

Пороговую массу опасных веществ одной группы определяют по формуле:

где Σ – суммарная величина; gi – суммарная масса опасного вещества, что находится в группе; Qi – норматив пороговой массы этого опасного вещества.

Проводится расчет наименьшего и наибольшего значения пороговой массы опасного вещества согласно нормативам.

В случае, когда суммарная масса опасных веществ не превышает норматива пороговой массы или когда суммарная масса опасных веществ одной группы не превышает пороговой массы, процедура идентификации считается законченной и потенциально опасный объект не относится к объектам повышенной опасности при условии, что расстояние от него до мест большого скопления людей (жилые массивы, стадионы, кинотеатры, больницы, школы и прочее), транспортных магистралей, промышленных, природоохранных и жизненно важных гражданских объектов превышает 500 метров для опасных веществ 1 и 2 групп или 1000 метров для опасных веществ группы 3.

В случае, если это расстояние меньше, пороговой массой считается масса опасных веществ, определенная по формуле:

где Qik – норматив пороговой массы опасных веществ для потенциально опасных объектов, расположенных от мест большого скопления людей, транспортных магистралей, промышленных, природоохранных и жизненно важных гражданских объектов на расстоянии менее чем 500 метров для опасных веществ группы 1 и 2 и 1000 метров для веществ группы 3;

Qi – норматив пороговой массы индивидуальных опасных веществ или категорий (групп) опасных веществ;

Rx – расстояние от потенциально опасного объекта к местам большого скопления людей, транспортных магистралей, промышленных, природоохранных и жизненно важных гражданских объектов;

Rn – предельное расстояние, начиная с которого производится перерасчет норматива пороговой массы (для веществ 1 и 2 группы Rn равна 500 метров, для веществ группы 3 – 1000 метров).

В случае если рассчитанная суммарная масса опасных веществ на потенциально опасном объекте превышает пороговую массу, определенную по этой формуле (Σgi >Qik), объекту присваивается соответствующий класс повышенной опасности.

Для рассмотренной нами АЗС это будет выглядеть так:

На АЗС «Укрнефтесервис» расположенной на 29–м км автодороги Одесса – Киев в поселке Алтестово есть 2 наземных резервуара вместимостью 75 и 25 м³ для

– один резервуар 75 м³ с бензином;

– один резервуар 25 м³ с дизтопливом;

Максимальная заполняемость резервуаров не более, чем 90 %. Расстояние до мест большого скопления людей составляет 50 м.

Подсчитаем, количество M (тонн) опасных веществ 2 категории (горючие жидкости) с учетом плотности видов жидкостей, заполняемости резервуаров, составит:

где V – объем резервуара (м³); ρ – средняя плотность жидкости (т/м³) (Приложение 4); k – коэффициент заполнения (в нашем случае k = 0,9).

М = (75*0,78*0,9) +(25*0,86*0,9) = 72 т.

где 0,78 т/м³ – плотность бензина; 0,86 т/м³ – плотность дизтоплива;

Пороговая масса опасных веществ 2 категории (горючие жидкости) согласно приложению 2 для 1 класса опасности составляет 50000 т, а для 2 класса – 5000 т. На предприятии имеется всего 72 т, что значительно меньше пороговых масс соответствующих классов.

Сначала можно сделать вывод, что предприятие не относится к объектам повышенной опасности (1 и 2 классов) по массе опасных веществ.

В связи с расположением предприятия в поселковой зоне и тем, что минимальное расстояние до мест большого скопления людей составляет всего 50 м, проводим расчет по расстоянию:

где Qкат – норматив пороговой массы (50000 и 5000 т); Rmіn = 50 м; Rmax = 500 м для опасных веществ 1 и 2 групп (“взрыв” и “пожар”).

Делаем окончательный вывод: предприятие не относится к объектам повышенной опасности за массой опасных веществ (72 т < 5000 т < 50000 т), но относится к объектам повышенной опасности 2 класса по расстоянию, поскольку 50 т < 72 т < 500 т.

Следовательно, АЗС «Укрнефтесервис» согласно законодательству, обязано разработать декларацию безопасности 2 класса и оплатить страховой взнос в размере 7140 грн. (Согласно п. 7 “Порядка и правил проведения обязательного страхования …”, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1788 от 16.11.2002 г. “Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаровзрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера”).

Ежегодный взнос страховки по классам опасности составляет:

• для 1 класса – 51000 грн. при сумме страховки 3400000 грн;

• для 2 класса – 7140 грн. при сумме страховки 1190000 грн.

По результатам идентификации составляется уведомление о признании или непризнании данного объекта потенциально опасным, которое должно быть согласовано с местными органами Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности.

Внеочередная идентификация производится в следующих случаях:

– появление в составе объекта хозяйственной деятельности, который по результатам последней идентификации относительно потенциальной опасности не признан как ПОО, хотя бы одного источника опасности, который может стать причиной ЧС государственного, регионального или местного уровней;

– ликвидация на объекте хозяйственной деятельности всех источников опасности, наличие которых обусловило отнесение его к категории ПОО.

По результатам внеочередной идентификации оформляется Уведомление, которое вступает в действие вместо Уведомления, предоставленного местным органам Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности по результатам предварительной идентификации.

3. Паспортизация ПОО.

Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями ТЭБ и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 Об утверждении Положения о паспортизации потенциально опасных объектов, и регистрации в реестре ПОО.

Ответственное лицо ПОО в тридцатидневный срок после получения акта территориального органа государственного надзора в сфере ГЗ или соответствующего центрального органа исполнительной власти относительно проведения паспортизации ПОО подает местному органу госнадзора в сфере ГЗ оформленный паспорт ПОО.

Паспорт ПОО – документ определенной формы, который содержит структурные данные отдельного ПОО.

Форма паспорта ПОО должна соответствовать виду хозяйственной деятельности объекта (1НС – предприятие, 2НС – угольная шахта, 3НС – гидротехнический объект, 4НС – карьер, 5НС – автозаправочная станция, 8НС – железнодорожная станция, 9НС – магистральный трубопровод).

Заполненный в полном объеме паспорт ПОО должен быть заверен подписью руководителя и печатью. Паспорт ПОО подлежит переоформлению каждые пять лет.

Ответственное лицо ПОО, которое имеет несколько отдельно расположенных ПОО, оформляет соответствующую форму паспорта на каждый объект с обязательным указанием на его фактическое местонахождение.

В случае любых изменений характеристик ПОО ответственные лица ПОО обязаны в десятидневный срок составить и направить в местные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты Сообщение об изменениях в паспорте ПНО.

Руководители ПОО согласно действующего законодательства Украины несут ответственность за несвоевременную подачу паспорта ПОО, изменений к нему, неполный объем информации и подачу недостоверной информации.

Такой порядок идентификации и паспортизации ПОО призван обеспечить учет основных стационарных потенциальных источников возникновения ЧС техногенного характера и способствовать дальнейшему развитию стратегии управления ТЭБ в Украине.

Субъект хозяйствования, в собственности или пользовании которого есть хотя бы один объект повышенной опасности, организовывает разработку и составление декларации безопасности объекта повышенной опасности.

Декларация безопасности составляется на основе исследования субъектом хозяйствования степени опасности и оценки уровня риска возникновения аварий (далее — уровень риска), что связанны с эксплуатацией этих объектов.

Для объектов повышенной опасности, которые эксплуатируются, декларация безопасности составляется как самостоятельный документ, а для объектов повышенной опасности, строящихся (реконструируемых, ликвидирующихся), — как составная часть соответствующей проектной документации.

При наличии на одной производственной площадке нескольких объектов повышенной опасности составляется одна декларация безопасности.

Декларация безопасности должна включать:

— результаты всестороннего исследования степени опасности и оценки уровня риска;

— оценку готовности к эксплуатации объекта повышенной опасности в соответствии с требованиями безопасности промышленных объектов;

— перечень принятых с целью снижения уровня риска решений и осуществленных с целью предотвращения аварий мероприятий;

— сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации возможных последствий аварий.

Для объектов повышенной опасности, которые эксплуатируются или ликвидируются, подается информация о мероприятиях, которые осуществляются, и о тех, что планируются.

Для объекта повышенной опасности, что строится или реконструируется, подается информация о мероприятиях, которые предусмотрены проектной документацией и планируются к осуществлению во время эксплуатации.

Для объектов повышенной опасности, которые идентифицированы как объекты повышенной опасности 1 класса, результаты исследования степени опасности и оценки уровня риска, а также обоснование принятых по безопасной эксплуатации, локализации и ликвидации последствий аварий решений, подаются в декларации безопасности в разделе «Расчетно-пояснительная часть».

Субъект хозяйствования проводит в соответствии с требованиями Законов Украины «Об экологической экспертизе», «О научной и научно-технической экспертизе» экспертизу полноты исследования степени опасности и оценки уровня риска, а также обоснованности и достаточности, принятых по уменьшению уровня риска, готовности к действию по локализации и ликвидации последствий аварий решений (далее — экспертиза).

Декларация безопасности вместе с положительным заключением экспертизы подается соответствующим территориальным органам Гоструда, ГСЧС, Госэкоинспекции, государственной санитарно-эпидемиологической службе, Госархстройинспекции, а также соответствующей местной госадминистрации или исполнительному органу местного совета (далее — уполномоченные органы):

— для объектов повышенной опасности, которые эксплуатируются или ликвидируются, — в течении года после государственной регистрации объекта повышенной опасности;

— для объектов повышенной опасности, эксплуатация которых планируется, вместе с заявлением на получение разрешения на эксплуатацию согласно Закону Украины «Об объектах повышенной опасности».

Местные госадминистрации или исполнительные органы местных советов в течение 30 дней после получения декларации безопасности обнародуют в средствах массовой информации региональной сферы распространения сведения об объекте повышенной опасности, а именно:

— наименование субъекта хозяйствования, в собственности или пользовании которого находится объект повышенной опасности;

— должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона (факса) должностного лица субъекта хозяйствования, ответственного за информирование и взаимодействие с общественностью;

— краткие сведения о возможных последствиях и уровень риска, осуществленные субъектом хозяйствования меры безопасности по предотвращению аварий, локализации и ликвидации их последствий;

— сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения в случае возникновения аварии.

В случае, когда в зоне действия поражающих факторов аварии на объекте повышенной опасности могут оказаться другие регионы, вышеназванные органы обнародуют указанные сведения также в печатных средствах массовой информации этих регионов.

О возможном осуществлении трансграничного воздействия аварии субъект хозяйствования информирует уполномоченные органы, а также в установленном порядке через МИД соответствующие органы государств, территории которых могут подвергаться воздействию таких аварий, и пункт связи для оповещения о промышленных авариях, который действует в Украине согласно Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Декларация безопасности пересматривается субъектом хозяйствования один раз в пять лет. Декларация безопасности пересматривается, уточняется или разрабатывается в другие сроки в случае:

— изменения условий деятельности объекта повышенной опасности, что приводят к повышению или снижению степени опасности и уровня риска, независимо от их причин;

— изменения и/или вступления в силу нормативно-правовых актов, что влияют на содержание сведений, представленных в декларации безопасности;

— строительство в близлежащих районах новых предприятий (объектов), если это влияет на содержание сведений, представленных в декларации безопасности;

— обоснованного требования уполномоченного органа или общественности.

Включение декларации безопасности в Государственный реестр объектов повышенной опасности осуществляется в течение 30 рабочих дней после ее подачи субъектом хозяйствования в территориальный орган Гоструда.

В течение 10 рабочих дней после регистрации территориальный орган Гоструда письменно сообщает субъекту хозяйствования, регистрационный номер (код) декларации безопасности в Государственном реестре объектов повышенной опасности.

Субъекты хозяйствования несут ответственность в соответствии с законодательством за полноту и достоверность сведений, представленных в декларации безопасности.

Экспертизу декларации безопасности могут проводить субъекты хозяйствования всех форм собственности, занимающихся научной и научно-технической деятельностью в сфере безопасности промышленных объектов, в том числе специализированные экспертные организации, аккредитованные согласно требованиям Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизе».

В заключении экспертизы дается оценка полноты исследования степени опасности и оценки уровня риска, а также обоснованности и достаточности, принятых по уменьшению уровня риска, готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий решений.

Заключение экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным.

В случае отрицательного заключения экспертизы субъект хозяйствования вправе подать декларацию безопасности на повторную экспертизу после учета замечаний.

Организация, что проводит экспертизу декларации безопасности, несет ответственность согласно законодательству за ее полноту, достоверность и объективность.

Вывод.

Сегодня, в связи с тем, что в Украине изношенность производственных фондов в среднем составляет 50%, а при старых технологиях и нехватки средств на поддержание техногенной безопасности, очень медленно осуществляется обновление или замена устаревших основных производственных фондов, уровень техногенной безопасности ежегодно снижается. И в этих условиях все более уязвимее к воздействию опасных природных факторов становятся потенциально опасные объекты хозяйствования. На этих объектах в год увеличивается опасность возникновения вторичных техногенных аварий и даже катастроф, по масштабам которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации с очень тяжелыми последствиями.

При идентификации ПНО встречается много трудностей, особенно при идентификации сложных и мощных объектов. Поэтому важным является определение свойства ПНО с точки зрения возможного опасного воздействия на производство, населения и окружающую среду, которое выполняется во время идентификации объекта. Одним из шагов уменьшения риска ЧС на потенциально опасных объектах является работа по выявлению потенциальных источников ЧС, прогнозированию и предотвращению ЧС, которая заключается в паспортизации потенциально опасных объектов и создании Государственного реестра ПОО.

Эти меры отнесены государством к первоочередным мерам по реализации государственной политики в сфере защиты населении от ЧС, предотвращения и оперативного реагирования на них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *