Исполнение плана ФХД бюджетного учреждения

Анализ исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности

Форма отчета об исполнении ГЗ необходима для реализации мониторинга и контроля исполнения ГЗ. Как упоминалось выше, в тех случаях, когда региональные учреждения не обеспечили (не обеспечивают) выполнение ГЗ, отраслевой департамент (министерство) обязан принять в пределах своей компетенции меры по обеспечению его выполнения, в т. Ч. За счет корректировки ГЗ другим бюджетным учреждениям с соответствующим изменением объемов финансирования.

Оценка выполнения государственного задания проводится по следующим критериям:

Полнота и эффективность использования бюджетных средств;

Количество потребителей государственных услуг;

Качество оказания государственных услуг (количественные характеристики качественных показателей оказания государственных услуг).

Следовательно, необходимо, чтобы отраслевые департаменты (министерства) проводили оценку исполнения ГЗ. По результатам такой оценки отраслевой департамент (министерство) может принимать решение о корректировке заданий отдельным учреждениям, если указанные изменения не приведут к увеличению общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год.

Оценка выполнения ГЗ необходима органам исполнительной власти для обеспечения соблюдения условий оказания государственных услуг, оценки степени удовлетворенности потребителей получаемой услугой и своевременного выявления и устранения ошибок по выполнению ГЗ.

Таблица 15 — Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные источники

Наименование показателя

код

план

Исполнено плановых

Не исполнено плановых

ДОХОДЫ

из них:

субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

17134360,21

17114226,71

20133,5

РАСХОДЫ

всего

17134360,21

17127883,32

6476,89

в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

13014242,34

13014173,68

68,66

в том числе:

10402044,76

10401976,1

68,66

заработная плата

прочие выплаты

36334,54

36334,54

начисления на выплаты по оплате труда

2575863,04

2575863,04

Приобретение работ, услуг

1977255,38

1970847,15

6408,23

в том числе:

услуги связи

26138,48

26138,48

транспортные услуги

коммунальные услуги

936486,54

930078,31

6408,23

работы, услуги по содержанию имущества

802544,25

802544,25

прочие работы, услуги

210874,11

210874,11

Социальное обеспечение

468424,57

468424,57

в том числе:

468424,57

468424,57

пособия по социальной помощи населению

Прочие расходы

41888,06

41888,06

Расходы по приобретению нефинансовых активов

1632549,86

1632549,86

в том числе:

основных средств

материальных запасов

1510749,86

1510749,86

Результат исполнения (дефицит / профицит)

-13656,61

Источники финансирования дефицита средств — всего

13656,61

-13656,61

Основные направления, по которым осуществлялось финансирование из бюджетной части: заработная плата, налоги, коммунальные услуги, питание детей, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов. 19 % (за 7 месяцев) были выплачены финансовые средства стимулирующего характера от ФОТ.

Средства по внебюджету (от оказания платных дополнительных услуг) предназначаются на выплату заработной платы педагогам, на оплату охранных услуг, услуги связи, на увеличение стоимости материальных запасов и основных средств, на сервисное обслуживание и замену фильтров для воды, приобретение расходных материалов

Таблица 15 — Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, внебюджетные источники

Наименование показателя

Код строки

Утверждено

плановых

назначений

Исполнено

плановых

назначений

Не исполнено

плановых

назначений

Доходы — всего

2098734,62

2060212,45

38522,17

Доходы от собственности

от аренды активов

Доходы от оказания платных услуг (работ)

2021096,52

1982574,35

38522,17

Прочие доходы

77638,1

77638,1

Расходы — всего

2098734,62

2098734,62

в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

595882,88

595882,88

заработная плата

481481,98

481481,98

прочие выплаты

начисления на выплаты по оплате труда

111600,9

111600,9

Приобретение работ, услуг

296747,5

296747,5

в том числе:

услуги связи

1406,25

1406,25

транспортные услуги

работы, услуги по содержанию имущества

63618,17

63618,17

прочие работы, услуги

214888,08

214888,08

Расходы по приобретению нефинансовых активов

1206104,24

1206104,24

основных средств

материальных запасов

1102210,24

1102210,24

Результат исполнения (дефицит / профицит)

-38522,17

Источники финансирования дефицита средств — всего

38522,17

-38522,17

В январе 2011г поступило средств на внебюджетный счёт 27 909,24.

Средства не были израсходованы в связи с заменой лицевых счетов в казначействе. В феврале 2011г. поступило 167 329,37 . Израсходовано 57 074,88:Оплата за услуги охраны за декабрь 2010 г. 275,11; оплата за услуги связи за декабрь 2010 г 2 552,00. Оплата услуг связи за 2011г -2 731,30. Взносы на обязательное социальное — 1184,63 и медицинское страхование — 1954,99; пенсионное страхование — 819,70. Налог на доходы физических лиц — 4 982,00. Зачисление в пенсионный фонд — 9 960,77. Оплата за расчёт обслуживания по зарплатным картам — 100,00. Перечисление за январь 2011г — 33 331,30.

В апреле 2011г. поступило (с учётом остатка) 151 599,55. Израсходованы: обязательное социальное страхование — 164,80., медицинское — 4 203,33, пенсионное страхование — 21 428, 71, налог на доходы физических лиц — 10 715,00, оплата услуг связи за март — 2 552,30, оплата за обслуживание карт — 107,56, перечисление зарплаты за март — 35 852,20, оплата за участие во Всероссийской педагогической конференции — 17 900. Остаток на апрель — 144 903,34.

Рисунок 3 — Структура расходов МДОУ №2

В мае 2011 г. поступило 80 967,50. Израсходовано: обязательное социальное страхование — 71,48, пенсионное — 9292,81, медицинское — 1822,82, налог на доходы физических лиц — 4 646,00, плата за обслуживание карт — 93,29, оплата за услуги связи — 3256,90, зарплата за апрель- 31 095,67, Главное финансовое бюджетное управление г. Екатеринбурга (уточнение КБК) — 59 972,11, оплата

услуг охраны за апрель 2011 г — 29 848,50.В июне 2011 г поступило 31 644,30. Израсходовано: оплата охраны за май — 29 848,50, охрана за март — 29 848,50, за услуги связи за май — 2 534,90, возврат переплаты за платные услуги — 4 842,00, штрафные санкции — 200,00, частичная оплата за услуги связи — 236,00.

Средства благотворительного фонда «Фонд ПНП» израсходованы: материальная помощь сотрудникам — 241 450,00, приобретение ингредиентов для кислородного коктейля — 26 900, расходы на хозяйственные нужды — 86 410, канцелярские товары -10 690, охранные услуги121 140,комиссия банка — 2 200.

Таблица 16 — Информация об оказанных услугах МАДОУ

Общее количество детей, посещающих (воспользовавшихся услугами) МАДОУ

из них

Количество детей, освобожденных от платы полностью (воспользовавшихся бесплатными услугами)

за счет местной льготы

за счет областной льготы

Количество детей, освобожденных от платы частично (воспользовавшихся частично платными услугами)

за счет местной льготы

за счет областной льготы

за счет федеральной компенсации

Количество детей, не получающих льгот и компенсаций

Увеличилось количество детей, содержащихся за счет областного бюджета на 15% и уменьшилось количество детей содержащихся за счет местного бюджета на 14%.

Виды услуг МДОУ — Обеспечение познавательного, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития, число воспользовавшихся 158.

Все дети обеспечены возможностью освоения программы дошкольного образования в соответствии с показателями качества, указанными в муниципальном задании.

Прибыль в МАДОУ отсутствует, так как все доходы были израсходованы на нужды учреждения в текущем году.

Таблица13 — Перечень приобретенных основных средств в 2011 году

Наименование

Количество

Цена

Стоимость, руб.

Плита ПЭМ 4-010

Палас 3х4,5

Палас 5,5 х 1,5

Палас 5 х 1,5

Коврик

Коврик

пылесос Samsung SC-5135(3290)

Шкаф для раздевания 4-х секционный со скамьей

Набор «Домино»

Магазин №1 игровой

Комодик «Мэри Поппинс»

Стеллаж «Универсальный»

Стул детский»Классик» Н=260мм

Стол детский прямоугольный с регулируемой. высотой

Стул детский

530,5

Итого оплачено по статье 261

Таблица 14 — Задолженность по родительской плате за 2011 год

Недоплата на 01.01.2010г

Переплата на 01.01.2010г

Число задолжников на 01.01.2010

Недоплата на 01.01.2011г

Переплата на 01.01.2011г

Число задолжников на 01.01.2011г

2666,23

35628,36

11043,48

41764,71

32962,13

30721,23

Просроченная задолженность по родительской плате составила 1694,83 рубля 4 чел. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что родители с детьми уехали не заплатив за последние дни посещения ребенком детского сада.

Таблица 15 -Анализ исполнения лимитов потребления коммунальных услуг МДОУ за 2009-2011г.

Потребления электроэнергии

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

Лимит тыс. квт/час

факт

% выпол-нения

52,5

46,9

89,3

54,6

86,9

55,6

50,0

потребления теплоэнергии

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

Лимит Гкал

факт

% выпол-нения

565,8

96,4

104,9

435,0

потребления воды

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

Лимит м3 вода/ стоки

факт

% выпол-нения

83,5

93,6

2917,6

Результаты проведенного анализа по исполнению лимитов за 2011г:

Потребление электроэнергии — 90% эффективно с небольшой экономией.

Потребление теплоэнергии — 81% экономное использование горячей воды.

Потребление холодной воды — 117% увеличено из-за аномально жаркого лета.

В учреждении имеются приборы учета потребления коммунальных услуг:

электросчетчики — 2штуки (63а и 40а).

счетчик ХВС — 1шт

Примечание: счетчика ГВС — нет.

Таблица 16 — Показатели здоровья воспитанников:

Заболеваемость на 100 детей

Количество пропущенных дней по болезни

1-м ребенком

Посещаемость детей

%

Средняя цифра по МАДОУ (в случаях)

Средняя цифра по городу (в случаях)

Средняя цифра по МАДОУ (в днях)

Средняя цифра по городу (в днях)

Средняя цифра по МАДОУ

%

Средняя цифра по городу

%

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Показатели здоровья воспитанников соответствуют муниципальному заданию и критериям оценки качества исполнения задания.

Расчет итоговой оценки выполнения ГЗ проводится в четыре этапа:

1-й этап — оценка выполнения ГЗ по критерию «полнота и эффективность использования

К1 = К1рн / К1кассовое х 100

Где К1рн — расчетнонормативный объем бюджетных средств на выполнение ГЗ;

К1кассовое — кассовое исполнение бюджета на выполнение ГЗ.

К1= 17134360,21 / 17127883,32 =0,999

Таблица 17 — Результаты образовательной деятельности.

Направления развития

2011г.

Данные аттестации и аккредитации

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

%

интеллектуальное развитие

96%

социально — нравственное развитие

98%

Физическое развитие

художественно-эстетическое развитие

95%

Познавательно-речевое развитие

физкультурно-оздоровительное развитие

95%

Социально-личностное развитие

коррекция отклонения физического и психического развития

98%

Родители, как заказчики по итогам 2010-2011 учебного года. считают:

  • 64% родителей, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад
  • 54%, что, посещая наш детский сад, здоровье ребенка улучшилось
  • 77%, что закаливающие мероприятия в большей степени способствуют здоровьесберегающему образованию ребенка
  • 62% , что работа детского сада и родителями в течение года над повышением уровня нравственного воспитания детей, повлияла на формирование нравственных качеств ребенка
  • 49%, что уровень подготовке детей к школе осуществляется на высоком уровне
  • 51% родителей посещают дополнительные платные образовательные услуги

Основные показатели:

Среднегодовая численность работников МАДОУ — 158 человек.

Средняя заработная плата работников МАДОУ — 14640 рубля, в том числе педагогов — 17338 рублей.

Объем финансового обеспечения развития МАДОУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке 2185260,32 рублей.

Субсидия местного бюджета в объеме: 15753335,80 рублей

Субсидия (субвенции) областного бюджета в объеме: 1359090,91 рублей

Таблица 18 — Информация об исполнении задания учредителя и об объеме финансового обеспечения задания учредителя

Наименование

услуги

Объем оказанных услуг, количество детей

Форма финансирования выполнения задания учредителя

Объем финансирования

задания учредителя (запланированный/фактический), тыс руб.

Задание

фактически

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Предоставление дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Снежинского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 29»

с 01.01.11 по31.08.11

Субсидия местного бюджета

с 01.09.11 по 31.12.11

с 01.01.11 по31.08.11

Субсидии (субвенции) областного бюджета

с 01.09.11 по 31.12.11

Расчет итоговой оценки выполнения ГЗ проводится в четыре этапа:

бюджетных средств»;

1-й этап — оценка выполнения ГЗ по критерию «полнота и эффективность использования

К1 = К1рн / К1кассовое х 100,

Где К1рн — расчетнонормативный объем бюджетных средств на выполнение ГЗ;

К1кассовое — кассовое исполнение бюджета на выполнение ГЗ.

К1= 17134360,21 / 17127883,32 =0,999

2-й этап — оценка по критерию «количество потребителей государственных услуг»;

К2 = (158/148 + 159/149) /2 =1,07

3-й этап — оценка по критерию «качество оказания государственных услуг».

Данные аттестации и аккредитации%

интеллектуальное развитие 96%

социально — нравственное развитие 98%

художественно-эстетическое развитие 95%

физкультурно-оздоровительное развитие 95%

коррекция отклонения физического и психического развития 98%

Итого качество услуг К3 = 0,964

4-й этап — определение итоговой оценки выполнения ГЗ.

Итоговая оценка (ИО) не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения ГЗ. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения).

ИО = (К1 + К2 + К3) / 3 *100

ИО =( 0,999 + 1,07 + 0,964) / 3 * 100=101,1 %

Вывод: Муниципальное задание учредителя было профинансировано в установленные графиком сроки, в полном объеме и исполнено в соответствии с ним. Рассчитанный показатель оценивается в соответствии со следующей таблицей 19:

Таблица 19 — Оценка выполнения ГЗ

Значение ИО, %

Оценка выполнения ГЗ

Более 100

ГЗ перевыполнено

От 95 до 100

ГЗ выполнено в полном объеме

Менее 95

ГЗ не выполнено

Данные положения, зафиксированные в нормативно-правовых актах субъектов РФ, не бесспорны. Разумеется, контроль за исполнением ГЗ необходим, однако оценка на основе используемых в настоящее время показателей не является корректной. Оценка количества потребителей государственной услуги вопросов не вызывает. Сравнение фактического и планового значений данного показателя просто необходимо. Важно лишь помнить о том, что его отклонения в пределах 5% от запланированного значения допустимо, а вот большие различия свидетельствуют о некорректном прогнозировании числа потребителей.

Оценивать же полноту и эффективность использования бюджетных средств следует иным образом — с учетом фактического числа потребителей услуги, поскольку перевыполнение или невыполнение задания будет зависеть от того, какому количеству потребителей она была предоставлена. В связи с этим необходимо сравнивать не показатели использования общего объема средств, а показатели расходов в расчете на одного потребителя.

Оценка качества выполнения ГЗ производится по каждому из показателей, указанных в ГЗ и характеризующих качество оказываемых государственных услуг. При этом опять же сравниваются фактические и плановые значения. Однако для каждой услуги должен быть разработан стандарт, а значит и минимальные требования к ее предоставлению. Поскольку вряд ли кто-нибудь будет говорить о том, что, например, нормы СанПиНа в учреждении выполняются на 33%, то оценку показателей качества необходимо разделить на два блока: 1. Показатели, характеризующие минимальные необходимые требования к условию предоставления услуги, на основе которых выставляется только две оценки: «ГЗ выполнено» или «ГЗ не выполнено». При этом, если хотя бы одно из условий не выполнено, то оценка всего блока «минимальные требования к условиям оказания государственных услуг» должна быть «ГЗ не выполнено». 2. Показатели, характеризующие дополнительные условия предоставления услуг. В данном случае возможно сравнение фактических и плановых значений. Этот блок нужен для выявления лучших, наиболее конкурентоспособных учреждений с целью дальнейшего поддержания их деятельности.

Выводы

В целом переход от жестко регламентированного сметного планирования к планированию финансово-хозяйственной деятельности создает предпосылки для повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, развития финансово-хозяйственной самостоятельности автономных и бюджетных учреждений. Однако практическая реализация этих предпосылок возможна только при определенных условиях, важнейшим из которых является высокое качество менеджмента и управления финансами.

Планирование показателей плана ФХД по расходам

Сизонова О. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Автономные учреждения могут вести свою деятельность в различных сферах: образование, здравоохранение, культура, спорт и в других социально значимых сферах в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Поэтому в каждом учреждении методы планирования расходов могут различаться в зависимости от отрасли. Однако для всех автономных учреждений общим требованием законодательства является составление плана финансово-хозяйственной деятельности (плана ФХД). Что необходимо учесть при планировании показателей по расходам (выплатам)?

Документом, определяющим направления расходов автономного учреждения, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Общие требования к плану определены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). В статье мы будем опираться именно на этот документ.

По общему правилу планирование расходов включает в себя следующие этапы:

  • сбор и анализ информации (определяются источники финансового обеспечения расходов, их объемы, направления и виды расходов в зависимости от их экономического содержания);

  • подготовка аналитических данных (производятся расчеты прямых, накладных, общехозяйственных и прочих расходов; осуществляется распределение расходов между видами деятельности, составляются расчеты (обоснования));

  • составление предварительного плана ФХД и предоставление его вместе с расчетами (обоснованиями) учредителю (в порядке, установленном учредителем);

  • корректировка показателей предварительного плана (при необходимости), утверждение плана ФХД и опубликование его в информационных системах (в порядке, установленном учредителем);

  • внесение изменений в план ФХД (при необходимости, в установленном учредителем порядке).

Предварительное составление плана ФХД начинается на этапе формирования проекта соответствующего бюджета (закона о бюджете) на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании информации, полученной от их учредителя в установленном порядке, об объемах субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств. На этом этапе также планируются показатели по приносящей доход деятельности.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В дальнейшем при необходимости в план ФХД могут вноситься изменения. В целях внесения изменений составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие с кассовыми операциями по выплатам, произведенным до внесения изменений, а также с показателями планов закупок.

Детализация расходов

Детализация по источникам финансирования.

Плановые показатели по выплатам (как и по поступлениям) детализируются в плане ФХД в разрезе видов финансового обеспечения:

  • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

  • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из ФФОМС;

  • субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии);

  • субсидии на осуществление капитальных вложений;

  • средства обязательного медицинского страхования;

  • поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

Показатели по расходам (выплатам) определяются исходя из объема планируемых доходов (поступлений) учреждения с учетом остатков средств на начало года по соответствующему источнику финансирования и поступлений от возвратов субсидий прошлых лет (в части целевых субсидий при принятии решения учредителя об использовании их на те же цели).

Необходимо отметить, что при планировании показателей по расходам, связанным с выполнением государственного (муниципального) задания, в соответствии с п. 9, 11 Требований № 81н учреждение по согласованию с учредителем самостоятельно определяет направления расходов в пределах доведенных объемов финансового обеспечения (независимо от расчета нормативных затрат, использованных учредителем при установлении размера субсидии). Эти разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 13.12.2013 № 02-01-011/54916. В них также говорится, что в случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление любого из направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением плана в установленном учредителем порядке. Главное условие: чтобы расходы были направлены на выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в полном объеме и с должным качеством и обоснованы.

В таблице представим порядок формирования показателей по выплатам в зависимости от источника финансирования.

Вид финансового обеспечения

Показатели по выплатам

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Формируются самостоятельно (по согласованию с учредителем) на основании произведенных расчетов (обоснований) к плану ФХД расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, а также расходов на содержание имущества и уплату налогов

Субсидии на иные цели

Указываются в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из бюджета (в том числе направления их расходования), показатели также отражаются в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), которые учреждение составляет и представляет учредителю

Субсидии на осуществление капитальных вложений

Платные услуги (работы) сверх государственного (муниципального) задания в рамках основной деятельности

Формируются самостоятельно на основании прилагаемых к плану расчетов (обоснований) затрат, связанных с осуществлением данной деятельности (в том числе затрат на содержание имущества и уплату налогов), исходя из порядка определения платы, установленного учредителем

Поступления от иной приносящей доход деятельности

Детализация по видам расходов (направлениям расходов).

Показатели по выплатам отражаются в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2) плана ФХД в разрезе видов расходов по соответствующим кодам, сгруппированных по следующим направлениям:

– 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;

– 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

– 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»;

– 500 «Межбюджетные трансферты»;

– 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;

– 700 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 800 «Иные бюджетные ассигнования».

Указанные группировочные коды детализируются кодами по соответствующим элементам расходов.

Для справки: При определении кода ВР следует руководствоваться п. 5 «Виды расходов» разд. III «Классификация расходов бюджетов», приложением 3 «Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов)» Указаний по применению бюджетной классификации.

При планировании расходов необходимо учитывать особенности, предусмотренные Указаниями по применению бюджетной классификации, в части:

1) разграничения выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:

– 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;

– 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

2) разграничения выплат при увольнении работников междуэлементами видов расходов 111 «Фонд оплаты труда» и 112;

3) разграничения расходов по уплате страховых взносовна выплаты физическим лицам в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров;

4) отнесения расходов, осуществленных за счет страховых взносов;

5) отнесения расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей.

Детализация расходов по статьям, подстатьям КОСГУ осуществляется при составлении расчетов – обоснований расходов к плану ФХД.

КОСГУявляется группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ, относящиеся к расходам, включают следующие группировочные коды статей:

– 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»;

– 220 «Оплата работ, услуг»;

– 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 240 «Безвозмездные перечисления организациям»;

– 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;

– 260 «Социальное обеспечение»;

– 270 «Расходы по операциям с активами»;

– 290 «Прочие расходы»;

– 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

– 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

– 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

– 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

– 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

Группировочные статьи КОСГУ детализированы подстатьями по соответствующим элементам расходов.

Особенности определения кода КОСГУ содержатся в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Составление расчетов (обоснований)

Расчеты (обоснования) расходов являются неотъемлемой частью плана ФХД. Рекомендуемые формы расчетов (обоснований) содержатся в составе Требований № 81н (приложение 2). При необходимости эти формы могут быть изменены (с соблюдением структуры, в том числе строк и граф таблицы) и дополнены иными графами, строками, а также дополнительными реквизитами и показателями, в частности кодами показателей по соответствующим классификаторам технико-экономической и социальной информации. Кроме того, учреждение вправе применять дополнительные расчеты (обоснования) показателей согласно самостоятельно разработанным таблицам.

Как уже было указано выше, в плане ФХД показатели по расходам (выплатам) учреждения отражаются в разрезе видов деятельности (источников финансирования) и видов расходов, в расчетах (обоснованиях) – в разрезе видов деятельности, кодов ВР и КОСГУ. Таким образом, на этапе составления расчетов (обоснований) показателей в части общих расходов, которые относятся одновременно к нескольким видам деятельности (расходы на коммунальные услуги, услуги связи и пр.), необходимо осуществлять распределение затрат между источниками финансового обеспечения. Методы распределения общих расходов для этих целей должны быть предусмотрены и закреплены внутренним нормативным актом в учреждения.

Для справки: При сопоставлении (увязке) кодов видов расходов и КОСГУ необходимо руководствоваться приложением 5 «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Расчеты плановых показателей по расходам (выплатам) формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).

Расчет плановых показателей выплат за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания следует производить с учетом затрат, осуществляемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.

В Требованиях № 81н даны рекомендации по составлению расчетов (обоснований) по основным видам расходов:

– на выплаты персоналу и населению – группировочный код ВР 100 (в расчет таких выплат включаются заработная плата персонала; компенсационные выплаты; пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование);

– на закупку товаров, работ, услуг – группировочный код ВР 240 (в расчет таких расходов включаются расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных, аренды, на содержание имущества, оплату прочих работ и услуг для обеспечения нужд учреждения (к примеру, по страхованию, в том числе обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, медицинских осмотров, информационных услуг, консультационных услуг, экспертных услуг, типографских работ, научно-исследовательских работ), договоров по приобретению нефинансовых активов);

– на уплату налогов и иных платежей в бюджет – группировочный код ВР 850 (расчет (обоснование) налоговых платежей осуществляется исходя из объектов налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения, а также налоговой ставки, порядка и сроков уплаты каждого налога в соответствии с НК РФ. В расчет прочих платежей включаются(с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 10.08.2017 № 02-05-11/52212):

  • штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);

  • денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, выплачиваемая учреждениями-работодателями, в частности на основании судебных решений;

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;

  • платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);

  • платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества;

  • платежи, связанные с обслуживанием автономными учреждениями их долговых обязательств;

  • перечисление профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

  • уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на денежную компенсацию работнику, преду­смотренную ст. 236 ТК РФ;

  • перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности;

  • возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (включая животных и продукты животного происхождения), в том числе по решению суда;

  • расходы на оплату лицензий, разрешений на временный ввоз и вывоз имущества, включая вооружение.

Распределение общих расходов между видами деятельности

При осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов. Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной политике, исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.

Как правило, при планировании расходов применяются методы распределения общих расходов между видами деятельности, преду­смотренные для целей бухгалтерского учета. При этом целесообразно и для налогового учета использовать аналогичные методы с учетом норм налогового законодательства.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н в целях бухгалтерского учетараспределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

  • пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

  • пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (письма Минфина РФ от 02.10.2017 № 03-03-05/64008, от 27.06.2017 № 03-03-06/3/40354).

Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.

Необходимо отметить, что учреждение при выборе метода распределения расходов между источниками финансового обеспечения должно учитывать свои отраслевые особенности деятельности. Метод распределения общих расходов, который применяется в одних учреждениях, может быть неприемлем для других.

На примере рассмотрим применение при планировании расходов (выплат) метода распределения общехозяйственных расходов пропорционально доходам.

Пример.

В учетной политике автономного учреждения установлено, что общехозяйственные и накладные расходы, которые одновременно относятся к приносящей доход деятельности и к деятельности в рамках госзадания, распределяются пропорционально доходам.

Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):

Наименование показателя

Сумма, руб.

Поступления, всего

90 000 000

в том числе:

– субсидии на выполнение государственного задания

35 000 000

Приносящая доход деятельность, всего

55 000 000

Для распределения общих расходов (накладных и общехозяйственных) определяются доли планируемых доходов по соответствующим видам деятельности (в процентах) пропорционально сумме доходов следующим образом:

1) доля доходов по субсидиям равна 39% ((35 000 000 / 90 000 000) руб. х 100%);

2) доля доходов от приносящей доход деятельности равна 61% ((55 000 000 / 90 000 000) руб. х 100%).

Таким образом, при расчете общих расходов, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они распределяются в следующей пропорции:

– 39% относятся к деятельности в рамках выполнения госзадания;

– 61% – к приносящей доход деятельности.

Особенности отражения показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД

В итоге данные, отраженные в расчетах (обоснованиях), обобщаются по видам деятельности и видам расходов. На основании обобщенных данных отражаются показатели в плане ФХД (показатели могут корректироваться, округляться в большую сторону).

При заполнении показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД необходимо учитывать следующие особенности (нумерация строк приводится в соответствии с Приказом № 81н):

  • показатели остатков средств на начало и конец года (по строкам 500, 600 в графах 4 – 10) отражаются на основе планируемых сумм остатков средств на начало и на конец планируемого года (если данные показатели планируются на этапе формирования проекта плана) либо фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года;

  • по строке 120 в графе 10 отражаются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов, а также грантов, предоставляемых физическими и юридическими лицами, в том числе международными организациями и правительствами иностранных государств;

  • по строкам 210 – 250 в графах 5 – 10 плановые показатели указываются только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения;

  • плановые показатели по расходам на закупку товаров, работ, услуг по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4 – 6 по строке 0001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2.1).

Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг в таблице 2.1 отражаются следующим образом:

  • по строке 1001 отражаются суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 отражаются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ;

  • по строке 2001 – в разрезе года начала закупки суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Федеральному закону № 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 – 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупках учреждения (подразделения).

При заполнении таблицы 2.1 должны выполняться следующие контрольные соотношения:

Показатель

Соотношение

Показатель

Строка 0001 по графам 4 – 12

=

Строка 1001 + строка 2001 по соответствующим графам

Графа 4 по строкам 0001, 1001, 2001

=

Графа 7 + графа 10 по соответствующим строкам

Графа 5 по строкам 0001, 1001, 2001

=

Графа 8 + графа 11 по соответствующим строкам

Графа 6 по строкам 0001, 1001, 2001

=

Графа 9 + графа 12 по соответствующим строкам

Строка 0001 по графам 7 – 9 (для бюджетных учреждений)

Строка 260 по графам 5 – 8 таблицы 2 на соответствующий год

Строка 0001 по графам 7 – 9 (для автономных учреждений)

Строка 260 по графе 7 таблицы 2 на соответствующий год

Строка 0001 по графам 10 – 12

=

0 (данное соотношение должно выполняться, если все закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ)

* * *

В заключение отметим, что в плане ФХД справочноуказываются суммы публичных нормативных обязательств, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления в установленном порядке переданы учреждению, бюджетных инвестиций (в части переданных согласно БК РФ полномочий государственного (муниципального) заказчика) при принятии учредителем учреждения соответствующего решения на основании нормативного правового акта (таблица 4). В этой таблице также указываются сведения о средствах во временном распоряжении учреждения (исходя из планируемого объема поступлений данных средств). Причем подробные сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение, отражаются в таблице 3.

По решению учредителя в табличной части плана может отражаться иная информация с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *