Исключительная компетенция РФ

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4–6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.

Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина.

В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • – федеративное устройство и территория РФ;
  • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России;
  • – судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • – федеральное коллизионное право;
  • – федеральная государственная служба;
  • – государственные награды и почетные звания РФ;
  • – определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

  • – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – гражданство Российской Федерации;
  • – объявление амнистии и помилования;
  • – награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий;
  • – назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – федеральная государственная собственность и управление ею;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
  • – установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • – федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • – федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
  • – деятельность в космосе;
  • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия:

  • – внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России;
  • – вопросы войны и мира;
  • – внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • – введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:

  • – защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • – оборона и безопасность;
  • – оборонное производство;
  • – определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вышеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Российской Федерации была бы неполной без рассмотрения возможностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и территориальной целостности, исходящей от субъектов Федерации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возможность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, согласно которой Президент и Правительство

России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вмешательства: 1) введение военного положения; 2) введение чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Силами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В этой республике в 1991 г. был осуществлен государственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Конституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

  • См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

Вопросы исключительного ведения Российской Федерации

К исключительному ведению РФ относится:

  • 1) В области государственного строительства:
    • — принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
    • — федеративное устройство и территория РФ;
    • — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
    • — гражданство в РФ;
    • — регулирование и защита прав национальных меньшинств;
    • — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
    • — формирование федеральных органов государственной власти;
    • — судоустройство, прокуратура;
    • — уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
    • — амнистия и помилование;
    • — гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
    • — правовое регулирование интеллектуальной собственности;
    • — федеральное коллизионное право;
    • — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
    • — федеральная государственная служба;
    • — государственные награды и почетные звания РФ;
  • 2) В экономической, социальной, культурной областях:
    • — федеральная государственная собственность и управление ею;
    • — установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
    • — установление правовых основ единого рынка;
    • — финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
    • — федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
    • — федеральный бюджет;
    • — федеральные налоги и сборы;
    • — федеральные фонды регионального развития;
    • — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
    • — федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
    • — деятельность в космосе;
    • — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
    • — геодезия и картография;
    • — наименования географических объектов;
    • — официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • 3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
    • — внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
    • — вопросы войны и мира;
    • — внешнеэкономические отношения РФ;
    • — оборона и безопасность;
    • — оборонное производство;
    • — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Конституционно-правовой статус РФ

Учебники для вузов

Конституционное право

Раздел: Экономика

ффф1

Конституционно-правовой статус РФ. Принципиальные осно­вы российского федерализма закрепляются уже в первой главе Консти­туции РФ, посвященной основам конституционного строя. Статья 1 содержит указание на то, что Россия — это демократическое федера­тивное правовое государство с республиканской формой правления; ст. 3 признает РФ суверенным государством, а многонациональный народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ; ст. 4 указывает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, целостность и неприкосновенность которой обес­печивает РФ и что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; ст. 5 определяет общую структу­ру субъектов РФ и их равноправие, а также такие основы федератив­ного устройства РФ, как ее государственная целостность, единство сис­темы государственной власти, разграничение предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти РФ и органами го­сударственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ; ст. 6 закрепляет принцип единого и равного гражданства, действующего на всей территории РФ; ст. 8 гарантирует единство эко­номического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; ст. 11 содержит положения об осуществлении го­сударственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и соответствующих органов, а также об осуществлении разграничения предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о раз­граничении предметов ведения и полномочий; ст. 15 устанавливает высшую юридическую силу, прямое действие и применение Конституции РФ на всей территории РФ и недопустимость противоречия при­нимаемых в РФ законов и иных правовых актов Конституции РФ.

Более подробно конституционно-правовой статус РФ и ее субъек­тов определяется в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство» и рядом положений из других ее глав, а также соответствующими кон­ституционными и иными федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (например, законы о порядке обра­зования и принятия в состав РФ новых субъектов, об общих принципах организации органов субъектов РФ, о порядке изменения статуса субъ­екта РФ и др.) К сожалению, эти важные законы до сих пор так и не приняты за более чем шестилетний срок.


Единство РФ находит свое выражение, помимо сказанного, и в том, что: территория РФ включает в себя территории ее субъектов (ст. 67); РФ имеет общие для всей федерации органы государственной влас­ти — Президента, парламент, Правительство, суды (ст. 11); федераль­ные органы исполнительной власти и соответствующие органы субъ­ектов РФ образуют единую систему в пределах осуществления их сов­местной компетенции (ст. 77); единой является вся судебная и проку­рорская системы страны (ст. 118 и 128); РФ имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет, единые вооруженные силы (ст. 71) и др. Федеральное единство страны и конститу­ционно-правовой статус РФ получили более конкретное и полное за­крепление в конституционном распределении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Исключительную компетенцию РФ, согласно ст. 71 ее Конститу­ции, составляют:

а) в области государственного строительства:

— принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

— федеративное устройство и территория РФ;

— регулирование и защита прав и свобод человека; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятель­ности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба;

— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и по­милование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллек­туальной собственности; федеральное коллизионное право;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области государственного развития РФ;

б) в области экономики, социального и культурного развития:

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области экономического, экологического, социального, куль­турного и национального развития РФ;

— установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, ос­новы ценовой политики, федеральные экономические службы, вклю­чая федеральные банки;

— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды регионального развития;

— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, рас­щепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

в) в области международной деятельности и обороны:

— внешняя политика и международные отношения РФ; междуна­родные договоры РФ, вопросы войны и мира;

— внешнеэкономические отношения РФ;

— оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, нарко­тических средств и порядок их использования;

— определение статуса и защита Государственной границы, терри­ториального моря, воздушного пространства, исключительной эконо­мической зоны и континентального шельфа РФ;

г) в других областях:

— метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтер­ский учет;

— государственные награды и почетные звания РФ.

К сферам совместной компетенции РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, относятся:

а) в области государственного строительства:

— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов Конституции РФ и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав наци­ональных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, обще­ственной безопасности; режим пограничных зон;

— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; но­тариат;

— административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

— защита исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

б) в области экономики, социального и культурного развития:

— вопросы владения, использования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами;

— разграничение государственной собственности;

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные террито­рии, охрана памятников истории и культуры;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, фи­зической культуры и спорта;

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, мате­ринства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бед­ствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

в) в области международной деятельности:

— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Приведенный перечень предметов ведения и полномочий РФ и их подразделение на исключительные и совместные свидетельствует о стремлении достичь необходимого баланса тенденций к централиза­ции и децентрализации, динамичное противоречивое единство кото­рых составляет главную проблему любого федеративного государства Достижение оптимального для данных условий соотношения между ними является важнейшим условием и предпосылкой успешной организации, функционирования и развития каждой федерации, в то время как перекосы, перегибы в ту или иную сторону неизбежно ведут к крайне негативным последствиям: либо к чрезмерной централизации, подавляющей автономность, активность и инициативу субъектов федерации и ведущей к фактической унитаризации, либо к безбрежной децентрализации, нарушающей государственное единство федерации, вызывающей рост сепаратизма, а в конечном счете — развал федерации или превращение ее в слабую и рыхлую конфедерацию.

Исключительная компетенция РФ обеспечивает высокую центра­лизацию в тех областях и вопросах, на едином, общем решении которых зиждется само существование федеративного государства, его единство и характер которых по самой своей природе требует руководства и управления из единого центра. Не случайно здесь речь идет прежде всего о вопросах основ конституционного строя страны, прав и свобод человека, международных отношений, обороны и вооруженных сил, единства правовой, судебной и прокурорской систем, путей сообщения и федерального транспорта, федеральных энергетических систем, ин­формации и связи, бюджетно-финансовом и таможенном регулирова­нии и др. В совместной компетенции находятся те области и вопросы, успешное руководство и управление которыми требует объединенных действий РФ и ее субъектов, учета как общегосударственных, так и специфически региональных начал и интересов при приоритете пер­вых. Здесь обращает на себя внимание естественная узость данной компетенции в области международной деятельности; ее сравнитель­ная ограниченность в области государственного строительства и эко­номики, поскольку многое решается в рамках исключительной компе­тенции РФ, а немало вопросов самостоятельно решается ее субъектами; широта данного вида компетенции в социальной области с одно­временным учетом того, что здесь многое принадлежит к исключитель­ной компетенции субъектов РФ, в связи с чем здесь говорится лишь об «общих вопросах» воспитания, образования, науки, культуры и только о «координации» вопросов здравоохранения и т.д.

Говоря о компетенции РФ, необходимо также отметить, что Кон­ституция РФ предусматривает, во-первых, возможность создания фе­деральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий своих территориальных органов и назначения соот­ветствующих должностных лиц (ч. 1 ст.78); во-вторых, возможность по взаимному соглашению этих органов с соответствующими органами субъектов Федерации делегировать осуществление части своих полно­мочий как от федерального центра к субъектам, так и от субъектов к центру, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и 3 ст.78), о чем подробнее будет сказано ниже; в-третьих, возможность федерального вмешательства в права субъектов РФ. Конституция РФ, к сожалению, прямо не предусматривает института пре­зидентского правления и иных форм федерального вмешательства и не содержит перечня оснований и определения порядка такого вмеша­тельства. Тем не менее она предусматривает обеспечение Президентом и Правительством РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст.78), гарантирова­ние Президентом Конституции, прав и свобод человека, принятия им мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности и др. (ч. 2 ст.80). При определенных условиях Президент имеет право введения чрезвычайного и военного положения на всей или части территории РФ. Примером федерального вмешательства в экстраординарных условиях может служить попытка восстановления вооруженным путем конституционного порядка в Чечне в 1994— 1996 гг. после многократных и грубых нарушений этого порядка, начи­ная с 1991 г. В июне 1995 г. Конституционный Суд РФ признал кон­ституционными соответствующие акты Президента РФ, исходя из того, что Президент обязан принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, безопасности и целостности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *