Иные организационные формы оказания юридической помощи

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

  • (1) Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.
  • (2) Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.
  • (3) И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Адвокатура.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу — важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи. осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам; оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией; Адвокаты организуют коллегии адвокатов — это, согласно Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии. Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции. Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма «официальных» коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых — солиситоры — занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Нотариат

Нотариат — это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е. нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате — Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец, в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных палатах. Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он состоит из трех частей — государственного нотариата, частного нотариата и должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то: удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты — в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии — в Федеральный союз адвокатов России (традиционные коллегии). Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства. Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия» 3. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного. Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия». На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия). Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей. В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата — частный — произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов. Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, — они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы организации юридической помощи». Иные организационные формы оказания юридической помощи.

Иные организационные формы оказания юридической помощи — это открытый список различных видов деятельности юридических и физических лиц по оказанию платных юридических услуг.

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще более или менее понятно — существовало Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно. Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи, которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные формы не обладают надлежащими признаками, например, основным конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому юридическому лицу или частному предпринимателю. Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф. Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют «иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того, параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому просто невозможно привести характерные организационные формы, круг возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для определенной организации, или их публикация в периодическом издании; аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности. И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как отмена лицензирования юридических услуг — это шаг явно непродуманный, а может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической помощи. 4 Теперь же этот принцип фактически необязателен. Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ; стаж работы по юридической специальности не менее трех лет для юридических лиц — присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической); лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу юридической деятельности.

Муниципальный строительный план — планирование и строительство в Израиле. Область планирования и строительства является интегральной частью права недвижимости. Поэтому профессиональному юристу в сфере недвижимости необходимо в ней разбираться. Эта статья Алекса Броша, юриста по недвижимости из юридической фирмы «Коэн, Декер, Пекс и Брош», расположенной в Иерусалиме и Петах-Тикве, предоставит информацию, необходимую для соблюдения муниципального регулирования и свойственных муниципальным строительным планам ограничений во время строительства новой недвижимости.

Что такое муниципальный строительный план?

В области планирования и надзора за строительством участвуют несколько уровней публичной власти. На муниципальном уровне этим занимается комитет по планированию и строительству, который отвечает за муниципальную застройку. Разрешения на строительство выдаются на основании планов, составленных комитетом. Судебные прецеденты достаточно давно приравняли план городской застройки к закону по юридической силе.

Поэтому процесс публикации городского строительного плана состоит из нескольких отдельных стадий, одна из которых включает в себя представление муниципального строительного плана для дополнительного утверждения. Этот этап представляет собой важную веху во всей процедуре, поскольку он означает серьезность намерений ответственных за планирование властей воплотить план в жизнь в представленном виде. Однако в этот период программа еще не может считаться действующей или юридически обязывающей.

Что происходит в случае противоречия планов?

Часто муниципальный план заменяет более старую версию.

Это может привести к ситуации, в которой новый план будет противоречить старому. Стоит отметить, что период между утверждением и приведением плана в исполнение может быть достаточно длительным. Встает вопрос: какой план должен регулировать текущее строительство? На первый взгляд, если новый план не вступил в силу, должен использоваться старый план.

Как выбрать между старым и новым планом?

Строительство является долгосрочной инициативой, сопровождающейся изменениями в текущих обстоятельствах на протяжение длительного времени. Таким образом, строительство на базе действующего плана не всегда желательно. В таких случаях закон ограничивает строительство. Строительство на основе устаревших планов должно иметь специальное разрешение местного комитета по планированию и зонированию.

С другой стороны, лицо, которое строит в соответствии с новым планом, не всегда обязано ждать, пока он вступит в силу. В таком случае возможность приступить к строительству как можно быстрее зависит от нескольких одобрений нескольких органов.

Принимая во внимание сложность ситуации, израильский юрист по недвижимости поможет вам в планировании ваших действий. Свяжитесь с нами для получения консультации по планированию, строительству и другим вопросам по недвижимости.

«Каждый -указано в ст. 62 Конституции, — имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде…» Это право закреплено и в ст. 14 ГПК. согласно которой «в судопроизводстве по гражданским делам граждане и юридические лица имеют право на юридическую помощь адвокатов и других представителей».

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. При этом участие в деле граждан не лишает их права иметь по этому делу представителей.

Дела юридических лип ведут в суде их органы или другие представители, действующие в пределах предоставленных им прав.

В соответствии с Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

осуществляют представительство в судах и других органах по гражданским делам.

Адвокаты оказывают физическим и юридическим лицам также и иную юридическую помощь.

Кроме адвокатов представителями в суде могут быть:

работники юридических лиц — по делам этих лиц;

уполномоченные общественных объединений (организаций), которым законом предоставлено право представлять и защищать права и законные интересы своих членов и других лиц в суде;

уполномоченные организаций, которым законодательством предоставлено право представлять и в суде права и законные интересы других лиц;

законные представители;

близкие родственники, супруг (супруга);

представители, назначенные судом;

один из процессуальных соучастников — по поручению этих соучастников.

В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Так. адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь истцам при рассмотрении в судах дел о взыскании алиментов, трудовых дел. о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и др.

По законодательству Республики Беларусь противодействие оказанию юридической помощи запрещается.

Принцип законности

В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 112 Конституции, согласно которой суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Принцип законности требует, чтобы все гражданские дела в суде разрешались в строгом соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, начиная с момента принятия судьей заявления к производству суда и заканчивая разрешением дела по существу. Нарушение норм права в гражданском судопроизводстве, чем бы оно ни мотивировалось, не может быть оправдано соображениями так называемой целесообразности.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом, закон имеет верховенство лишь тогда когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 21 ГПК).

Подзаконные акты применяются судом с учетом компетенции издавшего их органа. Если подзаконный акт принят не в пределах компетенции данного органа или же противоречит закону, суд его не применяет.

Согласно ст. 21 ГПК. если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Процессуальными гарантиями принципа законности в гражданском судопроизводстве являются: независимость судей и подчинение их только закону; проверка законности и обоснованности решений и определений, не вступивших в законную Силу, в кассационном порядке; пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора и др.

Отсутствие нормы права, регулирующей спорные отношения, не является основанием для отказа в защите гражданских прав. В этом случае суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии такой нормы права суд исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).

Чем выше в государстве уровень законности, тем надежнее защищаются от возможных посягательств права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

Соблюдение законности в гражданском судопроизводстве является необходимым условием правильного и своевременного разрешения судами гражданских дел.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). Помимо основных социальных гарантий, в соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В целом обеспечение доступа к бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Закона Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области», постановлений Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» и от 26.09.2012 № 461-ПП «О материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи гражданам в труднодоступных и малонаселенных местностях Мурманской области».

Бесплатная юридическая помощь в уголовном судопроизводстве оказывается в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Целями законодательства о бесплатной юридической помощи являются:

· создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно;

· формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;

· создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи любой гражданин вправе получить бесплатную юридическую помощь в виде устного и письменного консультирования в федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти Мурманской области и подведомственных им учреждениях, а также в органах управления государственных внебюджетных фондов, — по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.

Отдельным, нижеперечисленным, категориям граждан оказываются все виды бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Список адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывающих гражданам юридическую помощь бесплатно, размещен на официальном сайте Министерства юстиции Мурманской области в сети «Интернет» по адресу:

Категории граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы (вдовцы), погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны, иные лица, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) лица, лишенные или ограниченные в родительских правах, если они обращаются по вопросам восстановления в родительских правах, отмены ограничения родительских прав;

8) лица, являющиеся членами многодетных семей в соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 07.12.2011 № 1438-01-ЗМО «О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области», если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей из многодетных семей, по вопросам предоставления мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Мурманской области для граждан, имеющих детей, и многодетных семей;

9) несовершеннолетние, в отношении которых совершены действия с применением насилия или с угрозой его применения, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

10) граждане из числа представителей коренных малочисленных народов, постоянно проживающих в Мурманской области, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам предоставления льгот и гарантий, установленных им Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Мурманской области;

11) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

12) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

13) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

14) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

15) граждане, являющиеся председателями советов многоквартирных домов, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг;

16) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.

Перечень вопросов, по которым бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами в виде правового консультирования, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам, имеющим право на получение юридической помощи бесплатно, юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию жилого помещения);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

12) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13) восстановление в родительских правах, отмена ограничения родительских прав;

14) возмещение вреда, причиненного несовершеннолетнему, в отношении которого совершены действия с применением насилия или с угрозой его применения (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

15) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

16) ограничение дееспособности;

17) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

18) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

19) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

20) предоставление льгот и гарантий, установленных коренным малочисленным народам в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Мурманской области;

21) управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг (в случае обращения граждан, являющихся председателями советов многоквартирных домов);

22) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Перечень вопросов, по которым адвокаты оказывают гражданам все виды юридической помощи бесплатно, в том числе представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают все виды юридической помощи (в том числе представление интересов в судах, органах и организациях) гражданам, имеющим право на получение юридической помощи бесплатно, если такие граждане являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

о взыскании алиментов;

о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав;

о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *