Информация с ограниченным доступом

Вопрос 2: Понятие и виды информации с ограниченным доступом

Информация с ограниченным доступом – это сведения, их носители, засекреченные путем установления ограничений на распространение такой информации и на доступ к ее носителям. Информация с ограниченным доступом определяется такими признаками:

  1. Доступ ограничен в соответствии с ФЗ;

  2. Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информацию с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

  1. Информация, содержащая государственную тайну;

  2. Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

  1. Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

  2. Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

    1. Не должна подпадать под перечь информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

    2. Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

  3. Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

Часть 4 статьи 29 Конституции указывает на существование информации, которая должна быть защищена.

Правовой основой обеспечения защиты государственной тайне является Конституция РФ, Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об информации», Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – Приказы ФСБ.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Принципы засекречивания:

  1. Законность – засекречиваемые сведения должны соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, соответствие законодательству РФ о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленным законодательством.

  1. Принцип обоснованности – целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий. Возможности нанесения ущерба безопасности РФ, обществу, личности;

  2. Принцип своевременности – ограничения на распространение сведений и на доступ к ним установлены с момента получения таких сведений или заблаговременно;

  3. Принцип обязательной защиты сведений, составляющих государственную тайну – компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об их отнесении к государственной тайне и засекречивании, установили в отношении их соответствующий режим правовой защиты, осуществляют контроль и надзор за обеспечением соблюдения режима государственной тайны (органы?).

В соответствии с перечнем должностных лиц, органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, правом отнесения информации к тайне наделены.

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеют следующие права:

  1. Засекречивать информацию;

  2. Рассекречивать информацию;

  3. Разрешать допуск;

  4. Санкционировать доступ;

  5. Распоряжаться государственной тайной;

  6. Требовать защиты;

  7. Привлекать к ответственности.

Засекречивать сведения государство имеет право путем установления степени и грифа секретности. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне», гриф секретности– реквизит документа, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, выставляемый на носителе и в сопроводительной документации на него.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ в случае распространения указанных сведений.

Группы по степени секретности:

  1. Сведения особой важности;

  2. Совершенно секретные сведения;

  3. Секретные сведения.

К сведениям особой важностиследует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ в целом. Ксовершенно секретнымследует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб отдельной или нескольким отраслям государственного управления. Ксекретным сведениямотносят все иные сведения, содержащим государственную тайну.

Рассекречивать сведения – снимать ранее введенные ограничения на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на доступ к их носителю. Основания для рассекречивания четко закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной тайне».

Допуск к государственной тайне – это добровольная процедура оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Выделяют два вида допуска:

  1. Общий порядок (ст. 21 ФЗ);

  2. Особый порядок допуска отдельных категорий граждан (ст. 21.1 ФЗ).

Допуск организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения организациями лицензий, в порядке, разработанном Правительством РФ.

Санкционировать доступ к сведениям, составляющих государственную тайну – ознакомить конкретное лицо, со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственной тайне» закреплено понятие ограничение права собственности на информационные ресурсы.

Распоряжение государственной тайной осуществляется на основании раздела 5 ФЗ «О государственной тайне».

Средства защиты информации: технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а так же средства контроля эффективности защиты информации. Данные средства должны быть сертифицированы, а так же должны быть отечественного производства.

Служебная тайна– защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне:

  1. Информация отнесена ФЗ к служебной информации органов государственной власти, доступ к которой ограничен;

  2. Является конфиденциальной информацией другого лица;

  3. Не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

  4. Получена в силу исполнения служебных обязанностей на государственной или муниципальной службе.

Профессиональная тайна– защищаемая по закону информация, которая стала известна держателю в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющиеся государственной или коммерческой тайной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *