Импорт товаров из белоруссии

Косвенные налоги при импорте товаров из белоруссии

Республика Беларусь — один из основных торговых партнеров России. При импорте белорусских товаров и продуктов переработки в Россию у бухгалтеров возникает немало трудностей при налогообложении таких операций. Разберем основные вопросы.

Отечественные организации при реализации импортных операций с белорусскими партнерами руководствуются Соглашением от 15 сентября 2004 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг <1> (далее — Соглашение). Как известно, косвенными налогами по российскому законодательству являются НДС и акцизы.

<1> Ратифицировано Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 181-ФЗ.

Импорт товаров — это ввоз товаров плательщиками косвенных налогов или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты косвенных налогов, на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны (ст. 1 Соглашения). В отношении российских плательщиков косвенных налогов импортом в данном случае будет являться ввоз товаров в Россию из Белоруссии. Под товарами в соответствии с п. 2 ст. 1 Соглашения от 13 ноября 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле понимаются только товары, происходящие с территории одной из стран.

В отношении импортируемых товаров отменен таможенный контроль на границе между Российской Федерацией и Белоруссией и действует упрощенный вариант таможенного декларирования товаров согласно Указу Президента РФ от 25 мая 1995 г. N 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь». Если отменены таможенные контроль и оформление перемещаемых через границу России товаров, налог на них взимают отечественные налоговые органы (п. 1 ст. 152 Налогового кодекса РФ).

Косвенные налоги по товарам, ввозимым в Россию из Белоруссии, налоговые органы взимают по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Если товары, ранее проданные в Республику Беларусь, возвращаются обратно российскому продавцу по причине несоответствия их качества или ассортимента условиям внешнеторгового контракта, их ввоз следует рассматривать как импорт товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация. Поэтому таможенные органы взимают НДС с учетом особенностей налогообложения в зависимости от избранного декларантом таможенного режима. Под белорусскими товарами следует понимать только те, страной происхождения которых является Республика Беларусь. В случае ввоза из Белоруссии товаров иного происхождения применяется общий порядок налогообложения импортных товаров.

При импорте белорусских товаров и продуктов переработки в Россию плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры.

Согласно ст. 3 Соглашения при импорте в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения которых является Белоруссия, косвенные налоги взимаются в РФ. Вместе с тем данное правило не применяется в отношении товаров:

  • ввозимых из Республики Беларусь в Россию для переработки с последующим вывозом продуктов переработки из РФ;
  • перемещаемых транзитом через территорию Российской Федерации;
  • которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат обложению НДС и акцизами при ввозе в Россию. Перечень таких товаров определен ст. 150 НК РФ.

Ввоз из Белоруссии в Россию отдельных категорий подакцизных товаров подлежит маркировке акцизными марками и (или) лицензированию. Распоряжением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 47-р «О взимании акцизов» установлено, что таможенные органы взимают акцизы по происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию при ввозе в Россию. В Письме ФТС России от 19 июня 2007 г. N 01-06/22752 дан Перечень кодов продукции, подлежащей маркировке акцизными марками.

Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров изложен в разд. 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение) (Приложение к Соглашению). Пунктом 2 разд. 1 Положения установлено, что налоговая база для целей уплаты НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма:

  • стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку до границы РФ;
  • подлежащих уплате акцизов — для подакцизных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются следующие расходы:

  • по доставке товара, в том числе затраты на его транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;
  • страховая сумма;
  • стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Расходы по транспортировке товаров с территории Белоруссии на территорию РФ включаются покупателями в налоговую базу по НДС независимо от того, кто транспортировал товар: сами российские организации — покупатели товаров либо привлеченные сторонние российские или белорусские перевозчики.

Налоговой базой для обложения акцизами является объем ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в натуральном выражении либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов (п. 3 разд. 1 Положения). Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, ввозимым в Россию из Республики Беларусь, согласно п. 4 разд. 1 Положения исчисляются по ставкам, устанавливаемым НК РФ. Импортные товары будут облагаться НДС по ставкам, применяемым к ввозимым товарам в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, т.е. 10 и 18%. Налогообложение подакцизных товаров производится по ставкам, приведенным в ст. 193 НК РФ.

Косвенные налоги, исчисленные при ввозе товаров из Белоруссии в Россию, должны быть уплачены не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. 1 Положения). Налоговым кодексом РФ установлены иные сроки для уплаты НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, но в данном случае должны применяться нормы Положения.

В тот же срок, что предусмотрен для уплаты НДС и акцизов, российский налогоплательщик согласно п. 6 разд. 1 Положения обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию. Ее форма и инструкция по заполнению утверждены Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 153н. К декларации необходимо приложить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в котором указываются сведения о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, информация о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Заявление составляется импортером в трех экземплярах: первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику. Возвращаемые экземпляры заявлений должны содержать отметку налогового органа, подтверждающую, что косвенные налоги по операциям ввоза уплачены в полном объеме. Помимо заявления к декларации также нужно приложить копии:

  • выписки банка, которая подтверждает факт перечисления косвенных налогов в бюджет;
  • договора, на основании которого ввозится товар, — следует представить в налоговый орган копию внешнеторгового договора купли-продажи (контракта), заключенного между белорусским продавцом и российским покупателем. В случае ввоза белорусских товаров через комиссионера (агента, действующего от своего имени) на основании договора комиссии (агентского договора) в интересах российского покупателя в налоговый орган представляются договор комиссии (агентский договор) и внешнеторговый контракт, заключенный между белорусским продавцом и российским посредником (комиссионером, агентом);
  • транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров из Республики Беларусь в РФ, — если при доставке товаров использовались российские склады, то в налоговый орган необходимо представить транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Белоруссии до склада, расположенного в РФ (Письмо ФНС России от 20 декабря 2005 г. N ММ-6-03/1067@). Также нужно представить транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров со склада до месторасположения российского покупателя;
  • товаросопроводительного документа белорусского поставщика — в Письме ФНС России от 9 июня 2006 г. N 03-2-03/1112@ приведены формы товаросопроводительных документов белорусских налогоплательщиков. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь товаросопроводительными документами являются товарно-транспортная накладная при перемещении товарно-материальных ценностей с использованием автомобильного транспорта (форма N ТТН-1) и товарная накладная при перевозке товаров без участия автомобильного транспорта (форма N ТН-2), т.е. почтовыми отправлениями, железнодорожным или авиатранспортом.

Отражение ввезенных из Белоруссии товаров на счетах бухгалтерского учета должно производиться на дату перехода права собственности на них к покупателю независимо от фактического местонахождения, что сопровождается записью:

Д 41 «Товары», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена контрактная стоимость принятых к учету ценностей.

В случае ввоза товаров, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (ОС), налоговая база определяется на дату их отражения на счете 07 «Оборудование к установке» или 08 «Вложения во внеоборотные активы» независимо от даты ввода в эксплуатацию в качестве ОС.

Если в контракте нет прямого указания на момент перехода права собственности, то для решения данного вопроса следует руководствоваться правом, которым регулируется сделка. При этом соглашение о применяемом праве должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий контракта. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, с которой договор тесно связан. Такой страной признается страна продавца, т.е. Республика Беларусь.

Оприходование ввезенных из Белоруссии товаров производится на дату их фактической приемки российским покупателем. Начисленный НДС отражается следующей записью:

Д 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — К 51 «Расчетные счета» — уплачен в бюджет НДС в связи с импортом белорусских товаров.

Сумма НДС, исчисленная по ввезенным белорусским товарам, принимается российским покупателем к учету одновременно с признанием налоговых обязательств перед бюджетом, о чем делается такая запись:

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по импортируемым из Республики Беларусь товарам», — К 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — принят к учету НДС по ввезенным из Республики Беларусь товарам.

Сумму НДС, уплаченную при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 НК РФ. В бухгалтерском учете делается проводка:

Д 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — К 19, субсчет «НДС по импортируемым из Республики Беларусь товарам», — произведен налоговый вычет НДС по ввезенным белорусским товарам.

Расчеты с белорусскими партнерами происходят в рублях или в иностранной валюте в соответствии с условиями, предусмотренными внешнеторговым контрактом. Погашение обязательств перед контрагентами оформляется записью: Д 60 — К 51, 52 «Валютные счета».

При предварительной оплате импортируемых товаров информация о дебиторской задолженности продавца формируется на счете 60, субсчет «Авансы выданные», а после принятия их к учету засчитывается по отношению к сумме возникших обязательств.

Пример. Российская организация приобрела у белорусского партнера партию товаров контрактной стоимостью 100 000 руб. в целях перепродажи на внутреннем рынке. По условиям контракта право собственности на ввозимые товары переходит к покупателю на границе, оплата происходит после их получения импортером, расчеты между сторонами ведутся в российских рублях.

При пересечении границы импортируемые товары сразу же были доставлены покупателю. Стоимость услуг по доставке товаров от границы до склада покупателя составила 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). Согласно учетной политике оценка приобретаемых товаров производится по покупной стоимости.

Российская организация заплатила в бюджет НДС по ввезенным товарам, что отражено в налоговой декларации и приложенных к ней документах. В бухгалтерском учете российской организации необходимо сделать следующие записи:

Д 41, субсчет «Товары в пути», — К 60 — 100 000 руб. — приобретены товары у белорусского партнера;

Д 41, субсчет 1 «Товары на складах», — К 41, субсчет «Товары в пути», — 100 000 руб. — оприходованы белорусские товары на склад;

Д 44 «Расходы на продажу» — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 20 000 руб. — начислена задолженность перевозчику за транспортные услуги;

Д 19, субсчет «НДС по приобретенным работам и услугам», — К 76 — 3600 руб. — учтен НДС по транспортным услугам;

Д 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — К 19, субсчет «НДС по импортируемым из Республики Беларусь товарам», — 3600 руб. — произведен налоговый вычет НДС по транспортным услугам;

Д 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — К 51 — 21 600 руб. — уплачен в бюджет НДС по ввезенным белорусским товарам;

Д 19, субсчет «НДС по импортируемым из Республики Беларусь товарам», — К 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — 21 600 руб. — принят к учету НДС по ввезенным белорусским товарам;

Д 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», — К 19, субсчет «НДС по импортируемым из Республики Беларусь товарам», — 21 600 руб. — произведен налоговый вычет НДС по ввезенным белорусским товарам;

Д 60 — К 51 — 100 000 руб. — уплачена с банковского счета задолженность белорусскому продавцу за товар;

Д 76 — К 51 — 23 600 руб. — уплачена с банковского счета задолженность перевозчику за транспортные услуги.

В.В.Семенихин

Эксперт,

консультант по бухгалтерским

и налоговым вопросам

НДС при импорте товаров из республики Беларусь: исчисление и учет

Республика Беларусь — один из основных российских торговых партнеров среди стран СНГ. Российские организации, осуществляющие импортные операции с белорусскими партнерами, в последнее время сталкиваются с рядом учетных и налоговых проблем, главными из которых являются вопросы исчисления и учета НДС.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» ввоз товаров на российскую территорию с белорусской территории рассматривается как импортная сделка. Поэтому взимание НДС с ввозимых из Беларуси товаров производится таким же образом, как и при торговле с остальными странами, — в стране импортера, т.е. в России.

Вместе с тем при использовании налогового режима импорта российским покупателям белорусских товаров необходимо принимать во внимание следующие особенности:

  • в условиях отсутствия таможенного контроля и оформления на российско-белорусской границе взимание НДС по импортируемым из Беларуси товарам производится не таможней, а налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика;
  • обязанность по исчислению и уплате «ввозного» НДС распространяется на лиц, применяющих специальные режимы налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, а также на лиц, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;
  • под категорией «белорусские товары» следует понимать только те товары, страной происхождения которых является Республика Беларусь. В случае ввоза из Беларуси товаров иного происхождения применяется общий порядок налогообложения импортных товаров.

На практике может возникнуть ситуация, когда товары, ранее проданные в Республику Беларусь, возвращаются обратно российскому продавцу по причине несоответствия их качества или ассортимента условиям внешнеторгового контракта (полностью либо частично). Ввоз таких ценностей следует рассматривать как импорт товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация. Поэтому взимание НДС здесь производится таможенными органами с учетом особенностей налогообложения в зависимости от избранного декларантом таможенного режима.

Плательщики НДС при ввозе товаров из Беларуси

Поставка белорусских товаров в Россию может осуществляться различными способами. Но именно способ поставки имеет первостепенное значение для решения вопроса о том, кто из участников внешнеторговой сделки должен выполнить обязанности плательщика НДС.

При ввозе товаров из Беларуси по прямому внешнеторговому контракту, заключенному российским покупателем с белорусским продавцом, плательщиком НДС признается российский покупатель. Аналогичное правило действует и в случае ввоза товаров российским посредником (поверенным, комиссионером, агентом), действующим в интересах российского покупателя (доверителя, комитента, принципала).

При ввозе товаров российским посредником, действующим по договору комиссии (агентскому договору) в интересах белорусского продавца, обязанность по уплате НДС возлагается на российскую организацию, приобретающую указанные товары у посредника (Письмо ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842).

Белорусский партнер может поставлять товары через свой филиал, открытый в Российской Федерации и состоящий на учете в российском налоговом органе. Поскольку головная организация и ее филиал составляют одно юридическое лицо, то ввоз товаров в этом случае не является операцией купли-продажи, а следовательно, обязанностей налогоплательщика у такого филиала не возникает.

При дальнейшей продаже белорусским филиалом импортных товаров российским покупателям местом их реализации для целей исчисления НДС будет признаваться территория Российской Федерации. А это обязывает белорусский филиал заплатить НДС так же, как должен был бы платить российский налогоплательщик в соответствии со ст. 147, п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ. Такая позиция была отражена в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843.

Особенности определения налоговой базы по НДС

Порядок взимания НДС при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией определен Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Этот документ является неотъемлемым Приложением к Соглашению «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».

Налоговой базой для исчисления налогоплательщиком «белорусского» НДС является договорная стоимость ввозимых товаров, увеличенная на расходы по приобретению, в число которых входят:

  • сумма расходов по доставке товаров, включая затраты на их транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;
  • страховая сумма;
  • стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • сумма акциза (при ввозе подакцизных товаров).

Следует обратить внимание на то, что расходы по доставке товаров, участвующие в определении налоговой базы, должны включать в себя затраты, связанные с оказанием импортеру соответствующих услуг третьими лицами (перевозчиками, экспедиторами и др.) как на территории Беларуси, так и на территории России. Это правило применяется и в том случае, когда доставка белорусских товаров осуществлялась собственными силами импортера.

Налоговую базу по НДС следует определять на дату принятия российским покупателем белорусских товаров к бухгалтерскому учету, под которой понимается дата отражения указанных операций на бухгалтерских счетах согласно первичным учетным документам.

Комментируя это требование, напомним, что отражение приобретаемых товаров на счетах бухгалтерского учета должно производиться на дату перехода права собственности на них к покупателю независимо от фактического местонахождения, что сопровождается записью:

Д-т сч. 41 «Товары», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

приобретены товары у продавца (отражается контрактная стоимость принятых к учету ценностей).

В случае ввоза товаров, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, налоговая база определяется на дату их отражения на счете 07 «Оборудование к установке» или счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» независимо от даты ввода в эксплуатацию в качестве основных средств.

Если в контракте нет прямого указания на момент перехода права собственности, то для решения данного вопроса следует руководствоваться правом, которым регулируется сделка. При этом соглашение о применяемом праве должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий контракта.

В случае отсутствия соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, с которой договор тесно связан. Такой страной признается страна продавца, т.е. Республика Беларусь.

Оприходование ввезенных из Беларуси товаров производится на дату их фактической приемки российским покупателем. При поступлении товаров, ранее принятых к учету, указанная операция найдет отражение в рамках одного и того же синтетического счета.

НДС исчисляется по налоговой ставке 10% или 18% и уплачивается в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету ввезенных товаров, о чем делается запись:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты с бюджетом по НДС»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета» и др.

уплачен в бюджет НДС в связи с импортом белорусских товаров.

Налог на добавленную стоимость не платится в следующих случаях ввоза товаров на территорию России:

  • если товары перевозятся через территорию России транзитом;
  • если товары предназначены для переработки с последующим вывозом продуктов переработки;
  • если товары в соответствии с российским законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Однако, если ввезенные на этих условиях товары будут использоваться для других целей, НДС подлежит уплате. Кроме того, будут начислены пени за весь период начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров до даты фактической уплаты налога в бюджет.

Во всех случаях импортер должен быть готов документально подтвердить свое право на освобождение проводимых им операций от обложения НДС. Например, согласно пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению импорт технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию России в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Обоснованием для освобождения от обложения НДС ввоза данных товаров могут выступать копии учредительных документов, перечень ввозимых товаров (если такой перечень не содержится в учредительных документах), отчет независимого оценщика об оценке ввезенных товаров (в установленных случаях) и др.

Расчеты с белорусскими партнерами осуществляются в рублях или в иностранной валюте в соответствии с условиями, предусмотренными во внешнеторговом контракте. Погашение обязательств перед контрагентами оформляется записью:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.,

К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.

с банковского счета уплачен долг продавцу.

При предварительной оплате импортируемых товаров информация о дебиторской задолженности продавца формируется на счете 60, субсчет «Авансы выданные», а после принятия их к учету зачитывается по отношению к сумме возникших обязательств.

Учет НДС по ввезенным товарам

Сумма НДС, исчисленная по ввезенным белорусским товарам, принимается российским покупателем к учету одновременно с признанием налоговых обязательств перед бюджетом, о чем делается следующая запись:

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по импортируемым из Беларуси товарам»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты с бюджетом по НДС»

принят к учету НДС по ввезенным из Беларуси товарам.

Документальным обоснованием для совершения указанной записи является заявление налогоплательщика о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате НДС. Оно должно содержать сведения о поставщике товаров, виде заключенного договора, стоимости ввезенных товаров, налоговой базе и сумме исчисленного налога. Если импортируемые товары освобождены от обложения НДС, то в заявлении необходимо привести соответствующую информацию.

Заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет в трех экземплярах после уплаты НДС. При этом первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий (с отметкой налогового органа) возвращаются импортеру. Последний регистрирует второй экземпляр в книге покупок, а третий экземпляр направляет белорусскому продавцу для обоснования возможности применения им нулевой ставки НДС.

Количество предоставляемых в налоговый орган заявлений должно соответствовать количеству контрактов, на основании которых товары были ввезены в Россию.

Более того, может сложиться ситуация, когда в рамках одного внешнеторгового контракта в течение налогового периода из Беларуси осуществляется несколько поставок товаров. Однако и здесь правило остается прежним — налогоплательщику надлежит оформить заявление на каждую поставку. При этом не допускается представление в налоговый орган реестра транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, а также реестра товаросопроводительных документов белорусского налогоплательщика (Письмо ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842).

Сумма НДС, относящаяся к услугам на доставку белорусских товаров, оказанных импортеру третьими лицами (перевозчиками, экспедиторами и др.), принимается к учету так:

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по приобретенным работам и услугам»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

отражен НДС, относящийся к услугам, связанным с импортом белорусских товаров.

Основанием для приведенной записи являются первичные документы поставщиков услуг, а также надлежащим образом оформленные ими счета-фактуры, которые импортер обязан зарегистрировать в книге покупок.

Учет налоговых вычетов НДС

Импортер имеет право на налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных по ввезенным из Республики Беларусь товарам, и налога, относящегося к услугам по их транспортировке.

Налоговый вычет сумм НДС, уплаченных по ввезенным из Республики Беларусь товарам, производится российским импортером независимо от того, были ли эти товары оплачены белорусскому поставщику или нет, но при условии выполнения следующих требований:

  • ввезенные товары приняты к бухгалтерскому учету на основании первичных документов;
  • ввезенные товары предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • имеются в наличии документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным товарам (заявление налогоплательщика о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате налога, налоговая декларация с отражением исчисленной к уплате суммы НДС и платежный документ на перечисление этой суммы в бюджет).

Когда предметом внешнеторгового контракта выступают основные средства, для осуществления рассматриваемой операции импортеру надлежит выполнить еще одно условие — ввести их в эксплуатацию. Это отражается следующей записью:

Д-т сч. 01 «Основные средства»,

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

введены в эксплуатацию приобретенные основные средства.

Налоговая декларация должна представляться импортером в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оплаты принятых на учет ввезенных товаров. К декларации прикладываются следующие документы:

  1. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Если заявление уже ранее было представлено в налоговый орган, то повторно выполнять эту обязанность не требуется. Однако в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов;

  1. выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату НДС по ввезенным товарам;
  2. внешнеторговый контракт (его копия), на основании которого товары ввозятся в Россию с территории Республики Беларусь.

В случае ввоза белорусских товаров через комиссионера (агента, действующего от своего имени) на основании договора комиссии (агентского договора) в интересах российского покупателя в налоговый орган представляются договор комиссии (агентский договор) и внешнеторговый контракт, заключенный между белорусским продавцом и российским посредником (комиссионером, агентом);

  1. транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Беларуси на территорию России.

Почтовые документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в рамках международного почтового обмена и представляемые импортером в российский налоговый орган, не являются основанием для отказа в приеме декларации;

  1. товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика (счет-фактура).

Этот документ представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь.

Требование о ежемесячном представлении в налоговый орган налоговой декларации является универсальным и поэтому распространяется на:

  • налогоплательщиков, которые вправе ежеквартально представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых на территории России;
  • налогоплательщиков, использующих специальные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
  • налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС.

Вместе с тем действующее законодательство допускает непредставление вышеназванной декларации в налоговый орган только в одном случае — когда в налоговом периоде отсутствовал факт ввоза белорусских товаров на территорию России.

Суммы НДС, уплаченные при импорте товаров из Республики Беларусь, могут быть включены в налоговые вычеты по НДС в той налоговой декларации, которая представляется за налоговый период, следующий за периодом фактической уплаты налога в бюджет (см. пример 1).

Пример 1. Российская организация 10.05.2006 ввезла с территории Республики Беларусь и приняла на учет товары. Уплата НДС по ним произведена 15.06.2006, что нашло отражение в июньской налоговой декларации и приложенных к ней документах. Налог на добавленную стоимость эта организация платит помесячно. Уплаченный в июне 2006 г. НДС может быть принят к налоговому вычету только в следующем месяце — в июле 2006 г. Его сумму следует указать в налоговой декларации, представляемой в налоговый орган в срок с 1 августа по 20 августа 2006 г.

Налоговый вычет сумм НДС, относящихся к услугам на доставку белорусских товаров, оказанных импортеру третьими лицами (перевозчиками, экспедиторами и др.), осуществляется импортером в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 НК РФ. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • оказанные услуги приняты к учету;
  • услуги приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • сумма НДС указана поставщиком в счете-фактуре.

Выполнив названные условия, импортер сделает запись:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты с бюджетом по НДС»,

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по приобретенным работам и услугам»

произведен налоговый вычет НДС, относящегося к услугам на доставку белорусских товаров.

Вычет налога на добавленную стоимость, относящегося к услугам на доставку белорусских товаров третьими лицами, отражается не в специальной («белорусской») налоговой декларации, а в налоговой декларации, заполняемой в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Сделать это нужно в налоговом периоде, в котором импортер выполнит все условия налогового вычета.

Право на налоговые вычеты НДС, уплаченного по ввезенным из Республики Беларусь товарам, и налога, относящегося к услугам по их доставке, имеют только плательщики НДС. Следовательно, импортеры, применяющие специальные режимы налогообложения, а также освобожденные от обязанностей налогоплательщика, обязаны включить суммы этого налога в фактическую себестоимость (первоначальную стоимость) приобретенных ценностей.

Пример 2. Российская организация приобрела у белорусского партнера партию товаров контрактной стоимостью 700 000 руб. с целью перепродажи на внутреннем рынке. По условиям контракта право собственности на ввозимые товары переходит к покупателю на границе, их поставка осуществляется на условиях DAF, оплата происходит после получения импортером, расчеты между сторонами ведутся в российских рублях.

Импортируемые товары пересекли границу в марте 2006 г. и в том же месяце были доставлены покупателю. При этом стоимость услуги по доставке товаров от границы до склада покупателя составила 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.). Согласно учетной политике оценка приобретаемых товаров производится по покупной стоимости.

В апреле 2006 г. покупатель заплатил в бюджет НДС по ввезенным товарам, что нашло отражение в налоговой декларации за апрель и приложенных к ней документах. Расчеты с экспортером и перевозчиком за поставленные и доставленные товары произведены в июле 2006 г.

Приведенные операции будут сопровождаться следующими записями (см. табл.).

————————————-T———T——————¬
¦ Содержание операции ¦ Сумма, ¦Корреспондирующие¦
¦ ¦ руб. ¦ счета (субсчета)¦
¦ ¦ +———T———+
¦ ¦ ¦ Д-т ¦ К-т ¦
+————————————+———+———+———+
¦В марте покупателем приняты к учету ¦ 700 000 ¦ 41-5 ¦ 60 ¦
¦ввезенные товары ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+
¦В марте поступившие товары ¦ 700 000 ¦ 41-1 ¦ 41-5 ¦
¦оприходованы на склад ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+
¦В марте начислена задолженность ¦ ¦ ¦ ¦
¦перевозчику по транспортной услуге: ¦ ¦ ¦ ¦
¦на стоимость доставки без НДС ¦ 50 000 ¦ 44 ¦ 76 ¦
¦на сумму НДС ¦ 9 000 ¦ 19-4 ¦ 76 ¦
+————————————+———+———+———+
¦В марте принята к вычету сумма ¦ 9 000 ¦ 68 ¦ 19-4 ¦
¦»входного» НДС, приходящегося на ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортные расходы ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+
¦В апреле с расчетного счета уплачен ¦ 135 000 ¦ 68 ¦ 51 ¦
¦в бюджет НДС по ввезенным товарам ¦ ¦ ¦ ¦
¦(700 000 + 50 000) x 18% : 100% ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+
¦В мае принят к учету уплаченный ¦ 135 000 ¦ 19-5 ¦ 68 ¦
¦ранее в бюджет НДС по ввезенным ¦ ¦ ¦ ¦
¦товарам ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+
¦В мае произведен налоговый вычет ¦ 135 000 ¦ 68 ¦ 19-5 ¦
¦НДС, уплаченного по ввезенным ¦ ¦ ¦ ¦
¦товарам ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+———+———+———+

¦В июле с расчетного счета уплачена ¦ ¦ ¦ ¦
¦задолженность: ¦ ¦ ¦ ¦
¦продавцу товаров ¦ 700 000 ¦ 60 ¦ 51 ¦
¦перевозчику товаров ¦ 59 000 ¦ 76 ¦ 51 ¦
+————————————+———+———+———+
¦В таблице приведены следующие ¦ ¦ ¦ ¦
¦субсчета: ¦ ¦ ¦ ¦
¦19-4 «НДС по приобретенным работам и¦ ¦ ¦ ¦
¦услугам» ¦ ¦ ¦ ¦
¦19-5 «НДС по импортируемым из ¦ ¦ ¦ ¦
¦Беларуси товарам» ¦ ¦ ¦ ¦
¦41-1 «Товары на складе» ¦ ¦ ¦ ¦
¦41-5 «Товары в пути» ¦ ¦ ¦ ¦

Учет НДС при импорте товаров из Белоруссии в 1С 8.3

Простите великодушно так и знала что слово «Беларусь» не просто так…
Для начала в справочнике «Контрагенты» у поставщика заполнить страну регистрации как «Беларусь» (желательно подобрать из классификатора стран), это позволит ввести налоговый и регистрационный номера налогоплательщика, применяемый в Республике Беларусь (УНП)
В справочнике «Номенклатура» для ввозимых товаров следует указать соответствующий код ТН ВЭД.
Далее по документам:
1. «Поступление товаров (накладная)». Приходуем товар. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС и п. 3 Протокола о косвенных налогах, экспортер товаров применяет нулевую ставку НДС, а налог при импорте исчисляется и уплачивается покупателем, в поле «% НДС» автоматически указывается значение «0».
Получим проводку Дт 41 Кт 60
2. На основании п.1 вводим документ «Заявление о ввозе товаров». Как я понимаю, формировать Вы его можете до 20 числа месяца, следующего за месяцем оприходования. Может возникнуть необходить в одно заявление вписать несколько поставок. Это можно сделать по кнопке «Заполнить / Добавить из поступления».
В табличной части дозаполняете нужные реквизиты, после проведения будет проводка Дт 19.10 Кт 68.42
После оформления этого документа начисленная сумма НДС по ввезенным товарам из Республики Беларусь автоматически отражается в разделе 1 Декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из государств — членов таможенного союза.
Из этого документа можно распечатать само заявление о ввозе, а также выгрузить и отправить по ТКС в налоговый орган.
3. «Списание с расчетного счета» с операцией «Уплата налога». Здесь важно правильно заполнить счет учета и аналитику:
Счет: 68.42
Контрагент — белорусский поставщик
Договор — реквизиты договора с контрагентом
Счета-фактуры полученные — реквизиты заявления о ввозе товаров, на основании которого производится уплата начисленной суммы НДС
Должна получиться проводка Дт 68.42 Кт 51, причем так, чтобы в ОСВ по счету 68.42 с полной группировкой все закрылось в ноль.
4. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ налоговый вычет производится после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих уплату НДС. Чтобы подтвердить уплату налога, на основании п.2 вводим документ «Подтверждение оплаты НДС в бюджет» (вводится только после получения отметки налогового органа на заявлении о ввозе).
5. «Формирование записей книги покупок» — на закладке «Приобретенные ценности» по кнопке «Заполнить» должны отобразиться заявления о ввозе товаров. При проведении получится проводка Дт 68.02 Кт 19.10 — можно формировать Книгу покупок.
При заполнении Декларации по НДС суммы вычета будут в Разделе 3 по строке 160.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *