Импорт из Казахстана

Определение импорта услуг

Для того чтобы узнать, является ли хозяйственная операция импортом услуг, необходимо удостовериться, что:

  • место оказания услуг — территория РФ;
  • поставщик — иностранная компания, которая не зарегистрирована в России в качестве налогоплательщика;
  • услуги, оказываемые иностранным поставщиком, не поименованы в перечне услуг, местом реализации которых не признается территория РФ (пункт 1.1 статьи 148 НК РФ).

Место оказания услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. НДС облагаются только услуги, местом оказания которых является территория РФ. В частности, в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК указано, что если покупатель услуги ведет хоздеятельность на территории РФ, то и местом ее оказания будет Россия. В этой же статье дан расширенный перечень услуг, которые попадают под действие указанного подпункта.

Если иностранная компания-поставщик не зарегистрирована в России как налогоплательщик, то российский покупатель услуг выступает в качестве налогового агента (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом Минфин считает, что в качестве иностранных поставщиков услуг следует учитывать не только компании, но и индивидуальных предпринимателей-иностранцев (письмо Минфина от 22.06.2010 № 03-07-08/181).

Чтобы узнать, не состоит ли иностранец-поставщик на налоговом учете в РФ, стоит зайти на сайт ФНС и попробовать узнать его ИНН.

Заметим также, что импорт услуг не требует таможенного оформления.

База налогообложения и налоговая ставка

В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база — это сумма дохода поставщика-иностранца с учетом налога. Это значит, что при перечислении денег иностранному контрагенту российская компания должна будет удержать НДС и перечислить его в бюджет. Данный момент обязательно нужно учитывать и, чтобы не было потом недоразумений с поставщиком услуги, фиксировать в договоре, указав такую цену на услугу, которая при удержании НДС продолжала бы устраивать контрагента.

См. также статью «Как определить налоговую базу по НДС (момент определения)?».

Однако не все иностранные компании могут соглашаться с таким условием. В этом случае вам придется уплатить налог сверх законтрактованной суммы (письма Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 № 03-07-08/21231, от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797). Об этом же сообщает Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 03.04.2012 № 15483/11.

Что касается налоговой ставки, то операции по оказанию услуг в большинстве своем облагаются по ставке 18%. Но бывают ситуации, когда применяется ставка 0% (их перечень приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ) либо операция освобождается от уплаты НДС (пп. 2–3 ст. 149 НК РФ).

Сумма налога определяется исходя из пересчитанной по курсу Центробанка (на день оплаты поставщику-иностранцу) валютной стоимости услуги (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Выписка счета-фактуры

После перечисления средств иностранному поставщику налоговый агент выписывает себе счет-фактуру на сумму удержанного налога (п. 3 ст. 168 НК РФ). Обратите внимание, что документ в данном случае составляется от имени иностранной компании (абз. 2 подп. «в», абз. 2 подп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением № 1137).

Такой счет-фактура выписывается в 5-дневный срок после произведения оплаты и регистрируется покупателем в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением № 1137). Впоследствии, при использовании права на вычет, покупатель зарегистрирует этот счет-фактуру в книге покупок (п. 23 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением № 1137).

Может ли налоговый агент принять к вычету НДС с аванса, уплаченного иностранному исполнителю, читайте в статье «НДС с аванса иностранному исполнителю нельзя взять к вычету».

См. также материал «Правила оформления счетов-фактур по услугам (работам, имущественным правам)».

О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в материалах:

  • «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?»;
  • «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».

Таможенный союз ЕАЭС

Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве

Руководящие органы

Стадии интеграции

См. также

Упраздненные институты и организации

Международная экономическая интеграция

Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС или просто TC), членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС.

При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Хронология Таможенного союза

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС.

Критика

  • Часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО, хотя они не являются членами этой организации, а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу идеологических причин.
  • Существует мнение о том, что ТС является искусственным формированием, основанным не на экономике, а на идеологии. Так, по мнению политолога В. Б. Пастухова: «Таможенный союз, является искусственным и нежизнеспособным политическим образованием. Это не реальный союз, а фантом, идеологическая игрушка для внутрироссийского потребления, в которую понуждают играть соседей. … Евразийская конструкция живёт постольку, поскольку Россия её спонсирует».
  • В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!». Оппозиция также предприняла попытку организации референдума за денонсацию соглашений.

Внутренние конфликты

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов.
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %.
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:

Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки

Лукашенко также назвал запрет транзита товаров «нарушением всех норм международного права». Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров.

  • 1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Россия вернула пограничный контроль на границе с Республикой Беларусь. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар.

Примечания

  1. Таможня без границ. Электронное издание «Наука и технологии России» (6 июля 2010). Дата обращения 3 ноября 2012. Архивировано 22 ноября 2012 года.
  2. Сирия хочет вступить в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (4 февраля 2013). Дата обращения 2 января 2019.
  3. ВЗГЛЯД / Тунис хочет быстро попасть в Таможенный союз
  4. Договор о Евразийской экономической комиссии (статья 33). Евразийская экономическая комиссия. Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  5. Евразийская экономическая комиссия
  6. Статья на сайте «Виртуальная таможня»: Интервью начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина «Российской Бизнес-газете» — 30.06.2009
  7. Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
  8. Лукашенко одумался: Минск присоединяется к Таможенному союзу :: РБК daily 07.06.2010
  9. Таможенный кодекс между Россией, Белоруссией и Казахстаном вступил в силу // Интерфакс, 6 июля 2010
  10. На границе России и Белоруссии отменен транспортный контроль.
  11. С сегодняшнего дня снимается таможенный контроль внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
  12. Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу, Евразийская экономическая комиссия (1 января 2018). Дата обращения 18 января 2018.
  13. www.nalog.ru — Таможенный союз
  14. Киргизия будет получать 1,9 % от общей суммы таможенных поступлений в ЕАЭС
  15. Граждане Армении приравнены в праве на работу в РФ к россиянам. РИА Новости. Дата обращения 27 марта 2016.
  16. Валерия Мишина. Гражданам Киргизии больше не нужен патент для работы в РФ // Коммерсантъ. — 2015-12-08.
  17. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу («Независимая Газета», 12.10.2011) — WTO.RU
  18. 1 2 Таможенный союз обновил пошлины с учетом вступления России в ВТО | РИА Новости
  19. Безграничные аргументы. Российская газета (6 октября 2011).
  20. Интеграционный барометр ЕАБР 2012. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (13 сентября 2012). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 25 октября 2012 года.
  21. Ходасевич А. Таможенный союз добил белорусскую экономику. Независимая газета (26 августа 2013). Дата обращения 26 августа 2013. Архивировано 26 августа 2013 года.
  22. Экспертное мнение: Зачем нужен Таможенный союз? :: Евразийский Деловой Совет
  23. Факты в пользу Таможенного союза? Тем хуже для этих фактов!
  24. Таможенный союз в тумане Зоны свободной торговли
  25. Пастухов В. Развод по-евразийски // Новая газета. 28 августа 2013.
  26. У Казахстана есть претензии к Таможенному союзу — BBC Ukrainian
  27. Би-Би-Си: «Почему Россия запретила белорусское мясо?»
  28. Би-Би-Си: «Россия отказывается от белорусского мяса»
  29. 1 2 «Лукашенко: Москва нарушает правила Таможенного союза»
  30. 1 2 3 «Пресса Британии: трещины в имперской мечте Путина»

Государства-члены ООН

  • Азербайджан Азербайджан
  • Армения Армения
  • Белоруссия Белоруссия
  • Грузия Грузия
  • Казахстан Казахстан
  • Киргизия Киргизия
  • Латвия Латвия
  • Литва Литва
  • Молдавия Молдавия
  • Россия Россия
  • Таджикистан Таджикистан
  • Туркмения Туркмения
  • Узбекистан Узбекистан
  • Украина Украина
  • Эстония Эстония

Частично признанные государства

  • Республика Абхазия Республика Абхазия ¹
  • Южная Осетия Южная Осетия ¹

Непризнанные государства

  • Приднестровская Молдавская Республика Приднестровская Молдавская Республика
  • НКР НКР
  • ДНР ДНР
  • ЛНР ЛНР

Прекратившие существование государства

  • Республика Гагаузия Республика Гагаузия ²
  • Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия
  • Республика Крым Республика Крым

Международные
организации

  • СГРБ
  • СНГ
    • ЭС
    • МГБ
    • ЗСТ
  • СНГ-2
  • ОДКБ
  • ЕАЭС
    • ТС
    • ЕЭП
  • ГУАМ
  • БА
  • МАК

Прекратившие существование ЦАС ЕврАзЭС

Примечания: ¹ первое признание государством-членом ООН в 2008 году; ² официально — мирно вошла в состав Молдавии в 1994 году как АТО Гагаузия Гагаузия, но см. молдавско-гагаузский конфликт

Порядок исчисления, уплаты НДС при ввозе товаров из Казахстана в Россию устанавливался Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» и пришедшими ему на замену Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010. НДС при ввозе товаров из Казахстана в Россию (как и из России в Казахстан) уплачивается в обязательном порядке, за исключением ряда оговоренных случаев (например, при ввозе продукции с целью ее дальнейшей переработки с последующим вывозом в страну отправления продуктов переработки).

НДС при импорте товаров из Казахстана в Россию (или из России в Казахстан) платится в фискальный орган, а не таможню. При импорте из Казахстана в Россию ответственным за уплату налога на добавленную стоимость является импортер, которые уплачивает НДС даже если является «спецрежимником», контракт заключен с поставщиком не из Казахстана (но фактический ввоз осуществляется с территории РК), если ввозятся ранее импортированные из иного государства грузы. То же самое справедливо и в отношении ситуации импорта из РФ в РК.

НДС при ввозе товаров из Казахстана транзитом (страна происхождения – иное государство, не являющееся членом ЕАЭС), согласно Письму Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-13/01-24, платится в обычном порядке, на таможне. НДС при импорте товаров из Казахстана рассчитывается на дату принятия их на учет. Косвенные налоги рассчитываются как процент от суммы цены сделки, акцизов, прочих расходов. Ставки НДС: 10% — на продовольственные, детские и медицинские изделия, печатную периодику и книги (перечень кодов, утвержденных постановлениями правительства РФ от 31.12.2004 №908, от 15.09.2008 №688 и от 23.01.2003 №41), 18% — во всех остальных случаях, кроме необлагаемых (в этом случае ввоз товаров из Казахстана осуществляется без НДС).

НДС при импорте товара в Казахстан

НДС при импорте товара в Казахстан уплачивается согласно правилам Соглашения между Правительствами РФ и РК и национального законодательства. Так, импортеру вместо грузовой таможенной декларации (декларации на товары) следует заполнить заявление о ввозе товаров, которое с отметкой налогового органа импортер должен предоставить поставщику (для подтверждения нулевой ставки НДС в России). Как и в России, в Казахстане импортер не позднее 20-о числа месяца, следующего за месяцем постановки товаров на учет, оплачивает НДС и предоставляет налоговую декларацию в налоговый комитет.

НДС при импорте товаров в Казахстан обосновывается путем предоставления в налоговый комитет следующего пакета документов (помимо заявления о ввозе и уплате НДС и налоговой декларации):

  • выписка банка, через который осуществлялась уплата НДС;
  • транспортные и товаросопроводительные документы – применяются фискальными органами для подтверждения пунктов отправления и назначения;
  • счет-фактуры российского поставщика;
  • контракт, на основании которого была осуществлена поставка товара.

Заявление о ввозе товара и оплате НДС составляется в 4-х экземплярах, один из которых остается в налоговом комитете РК, 3 других возвращаются с отметками заявителю, (из них два отправляются российскому поставщику для подтверждения нулевой ставки НДС в РФ).

Т.к. в налоговую базу включаются сопутствующие расходы (на погрузо-разгрузочные работы, страховку груза, его перевозку и т.д.), если они входили в стоимость поставки, важно иметь их документальное подтверждение. Налоговый комитет РК может запросить даже талон о прохождении границы перевозчиком. В случае отсутствия указанной документации, у фискального органа появляется право в отказе от принятия заявления. По дате указанной в талоне, в частности, налоговый орган определяет, в какой налоговый период включается сделка.

Уплата НДС при ввозе товара из Казахстана

Импортный налог на добавленную стоимость уплачивается до 20-о числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет товарно-материальных ценностей. Российский (казахстанский) импортер вправе не платить НДС, если у него имеется налоговая переплата по НДС («ввозному» или «внутреннему») или другим федеральным налогам (в России это устанавливается с. 13 и п. 1 ст. 78 НК РФ). Причем заявление о зачете ранее уплаченных налогов следует подавать заранее, чтобы в случае отказа иметь время для уплаты импортного НДС (на принятие решения о зачете оплаты фискальный орган имеет 10 рабочих дней с момента поступления заявления).

Уплата НДС при импорте товаров из Казахстана осуществляется по месту учета компании (предпринимателя) импортера. Косвенные налоги платят все предприятия, вне зависимости от выбранной системы налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН, ЕНВД). Согласно письму Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-07-14/33, расходы не включенные в цену контракта поставки, при расчете суммы НДС не учитываются. Если договор поставки выражен в рублях, то подлежащий к уплате НДС рассчитывается исходя из договорной стоимости, если в валюте – в рублях по курсу на день принятия ТМЦ к учету.

Порядок оплаты НДС при импорте товаров из Казахстана, если договор составлен в валюте или условных единицах (у.е.), устанавливается Соглашениями между Правительствами РБ и РК. Если контрактом предусматривается выплата аванса, то пересчет на рубли осуществляется также на дату принятия товара на учет (а не на дату оплаты аванса). Налоговая база для НДС для налога на прибыль, для бухгалтерского учета могут отличаться друг от друга.

Расчет НДС при импорте товаров из Казахстана осуществляется по ставкам в 10 или 18%. При этом налоговая база для расчета НДС включает в себя полную сумму контракта со всеми сопутствующими расходами. НДС при импорте товаров через Казахстан (например, из Китая) или в Казахстан через Россию (например, из Италии) уплачивается в общем порядке.

Основание для начисления НДС

По импортируемым из Казахстана товарам НДС уплачивается в ФНС, а является составляющей таможенных платежей.

Ставку НДС для таких товаров необходимо определить по общероссийским порядкам: 10 или 18%.

Базу по НДС необходимо определить на ту дату принятия к учету ввезенных товаров.

Размер НДС к уплате рассчитывается как произведение стоимости товара по договору на соответствующую ставку налога (18%, 10%, 0%).

Платеж по НДС осуществляется до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров к учету. В этот же период нужно сдать в ФНС специальную декларацию, к которой прикладываются такие документы:

  1. заявление на ввоз товаров и уплату косвенных налогов
  2. выписку банка, как подтверждение уплаты НДС
  3. документы по транспортировке, товаросопровождению
  4. счета-фактуры по отгрузке товаров
  5. договор, являющийся основанием ввоза товар в РФ (договоры купли-продажи, поставки и т.д.).

При получении декларации с подтверждающими документами, ФНС в течение 10 рабочих дней проводит проверку, которая подтверждает факт уплаты НДС при импорте для цели получения вычета по НДС организацией-импортером.

Читайте также статью⇒Налоговая нагрузка — понятие и расчет.

Отчетность по НДС

В срок, установленный для уплаты налога с импортного товара, покупатель обязан составить и сдать в ФНС

. Составлять и сдавать такую декларацию нужно ежемесячно. Это предусмотрено порядком Договора о ЕАЭС п. 20 приложения 18. К этой декларации необходимо приложить:

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: на бумаге в 4 экземплярах с 1 электронным вариантом или в электронном виде с электронной подписью

  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет
  • транспортные (товаросопроводительные) документы независимо от вида транспорта
  • счета-фактуры на отгрузку товаров
  • договор
  • информационное сообщение поставщика о продавце товаров
  • договоры комиссии, поручения или агентский договор
  • договор, что импортируемые товары приобретались по договорам комиссии (если посредники НДС не уплачивают).

Эти документы, кроме заявления, прикладываются к декларации в виде копий, заверенных руководителем (или главным бухгалтером) и печатью. Если комплект документов не приложены к декларации, то может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Нужно ли рассчитывать НДС по импортным товарам из Казахстана, если Организация находится на упрощенке?

Ответ: Организации независимо от режима налогообложения платят НДС при импорте товаров из ЕАЭС и сдают в ФНС декларацию. Но принять к вычету НДС могут только компании на ОСНО. Но имеется перечень импорта, который освобожден от НДС при ввозе в РФ (ст. 150 НК РФ).

Вопрос №2: Нужно ли сдавать декларацию по НДС, если не было операций по импортным товарам?

Ответ: Специальная декларация должна сдаваться ежемесячно. Такую декларацию по НДС сдавать не нужно, если в течение месяца:

  1. не принимался импорт к учету
  2. не наступал срок платежа по лизингу в соответствии с договором

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

Документы, представляемые в ИФНС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.

Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

Налоговая база и момент ее определения

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Про заработные платы в Армении и свободные вакансии можно узнать на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *