Имеет ли венчание юридическую силу?

На сей раз с такой инициативой выступил депутат Госдумы Владимир Сысоев — по его мнению, и церковное венчание, и бракосочетание в ЗАГСе должны иметь одинаковую юридическую силу. Ибо сегодня многие люди по своим религиозным соображениям женятся лишь в церкви, а когда дело доходит до развода, никаких прав у них нет.

«То есть при дележке имущества, после того как пара разошлась, акт венчания должен иметь те же права, что и регистрация в ЗАГСе. Таким образом мы вернем традиционный брак, который был до революции», — заявил он СМИ и признался, что уже готовит поправки в российский Семейный Кодекс.

Кстати, Госдума выступает с такой идеей уже не впервые. Буквально в январе другой депутат, Александр Шерин, предложил то же самое, что Сысоев сегодня. А еще два года назад известный адвокат Александр Добровинский выдвинул инициативу придавать сожительству и церковному браку официальный статус после двух лет таких отношений.

Что думают по этому поводу представители РПЦ? Об этом «МК» рассказал эксперт по вопросам интеграции религии в социальную жизнь общества, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков:

– Православная церковь относится к этой инициативе сдержанно. В современном мире церковь не должна выступать государственным органом и отождествлять себя с ним, но определенное взаимодействие между ними может быть налажено. С этой точки зрения процесс оформления венчания в церкви вполне может устроить и государственные структуры, так как супруги получают свидетельство, которое может быть признано официальным документом как акт гражданского состояния. Для этого потребуется создать общие базы между церковью и ЗАГСами и наладить систему учета. До настоящего момента этот вопрос не поднимался. Если инициатива будет одобрена, необходимо будет разработать соответствующее программное обеспечение.

С одной стороны, эта мера позволит разгрузить ЗАГСы, но с другой – должна сохраниться и светская форма регистрации, ибо не все пожелают оформить процедуру заключения брака через церковь, да и вообще венчание неверующих людей, не относящихся к христианству, запрещено и не может совершаться в церкви.

Сейчас желающие связать себя узами брака на церковном уровне должны проходить двойную церемонию – одну в церкви, другую – в государственных структурах. Это нерационально и с точки зрения финансовых затрат, и с точки зрения здравого смысла. Зачем делать одно и то же два раза?

Конечно, кто-то должен проверять возможность того или иного брачного союза. Церковь – с точки зрения своих канонов, государство – с точки зрения соответствия своим требованиям. Сейчас они различаются, но церковные требования строже, и таким образом, государство вполне может признать их достаточными.

Несмотря на то, что христианская церковь категорически против разводов, надо понимать, что мы живем в современном мире, где, к сожалению, процесс расторжения брака уже считается нормой. В этом случае у бывших супругов и их детей должны быть определенные гарантии. Согласно действующим церковным нормам, венчаться могут только те, кто прошел официальную процедуру в ЗАГСе. Иначе это грубое нарушение канонов, потому что брак на уровне церкви имеет не только духовное, но и общественное значение, из которого проистекают определенные права и обязанности. Так что ничто не мешает эти акты совершать одновременно и в одном месте.

— Какие есть запреты на совершение таинства?

— Вообще, следует пояснить, что такое венчание. Это не просто красивое украшение свадебной церемонии, а особое священнодействие, благословение, которое церковь дает брачующимся. Если люди не являются членами православной церкви, то естественно, они не могут получить этого благословения. Бывает, что один из супругов принадлежит к другой христианской конфессии. В этом случае венчание допускается. Если строго следовать церковным канонам, то нельзя венчать людей, находящихся в родственной связи, т.е. ни двоюродным, ни троюродным брату и сестре церковь своего благословения на брак дать не может.

— Когда в храмах не венчают?

— Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среда и пятница) и перед большими праздниками. Но в праздники в большинстве случаев венчаться можно, хотя я бы не советовал это делать. Церковный праздник должен быть немаловажным событием, а в суматохе свадьбы может получиться все наоборот. Таким образом, допустимые для совершения обряда дни — воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье — в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.

— Молодые нередко размышляют, когда лучше обвенчаться: до или после государственной регистрации брака в ЗАГСе?

— По уставу Русской Православной Церкви венчать можно только тех, кто зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Бывает, конечно, когда время росписи ближе к вечеру, то некоторые венчаются за несколько часов до государственной регистрации.

— Венчание может быть только одно? Возможно ли развенчаться?

— Не существует в православной церкви такого понятия, как «развенчаться». Человек вступает в брак, и это должно быть на всю жизнь. В Евангелии сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Есть такое понятие, как «благословение на второй брак». Это для тех случаев, когда супруги не сохранили свой брак как таинство. Например, муж загулял или сильно запил. Жена больше не может жить с таким человеком и хочет вступить в брак с другим. Получив благословение епископа, она может венчаться второй раз. Тоже самое касается и овдовевших.

— Как быть людям, которые давно живут в браке, по-прежнему любят друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны?

— Если люди воцерковленные, то они сами захотят повенчаться. Если еще не доросли духовно до этого, то нельзя их упрекать в грехе блуда. В официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» четко прописано, что невенчанный брак не считается греховным.

— Многие сейчас практикуют гражданский брак и не регистрируют свои отношения в ЗАГСе. Таких людей могут обвенчать?

— А что значит «гражданский муж или гражданская жена»? Тот человек, с которым вы живете, мужем или женой не являются. Хотите, чтобы он стал для вас законным мужем, регистрируйте отношения в ЗАГСе и можете получить благословение церкви на свой брак, т.е. повенчаться. Только не забудьте покаяться в грехе блуда.

— Можно ли венчаться беременной?

— Можно. Только если беременность произошла вне брака, надо покаяться опять же в грехе блуда. Сексуальная связь допустима только в браке, а все что вне брака (с женихом или с «гражданским мужем») — это все блуд.

— Как себя подготовить к обряду венчания?

— Наверное, надо в первую очередь осознать, зачем и для чего нужно венчание. Избавиться от всяких суеверных предрассудков. Если есть желание получиться благословение церкви на свой брак, то нужно быть чадами церкви. Когда человек долго не исповедуется, не причащается, не участвует в церковной молитве, то он сам себя отлучает от церкви. Поэтому стоит задуматься и об этом. Исповедоваться и причащаться нужно не только перед венчанием. Это равносильно тому, как мыться перед тем, как пойти на прием к врачу.

— Каким должен быть венчальный наряд невесты?

— Тут все очень просто. Венчание совершается в храме. Наряд должен быть таким, чтобы не стыдно было зайти в храм.

— Признает ли церковь официальную регистрацию брака в ЗАГСе равнозначной перед Богом. То есть, если супруги зарегистрировали брак в ЗАГСе, но при этом не повенчались и вскоре они расходятся, то они перед Богом и церковью будут считаться, как уже пожившие в браке?

— Да.

— Если из разведенных супругов каждый захочет создать вторую семью и придет в храм Божий, чтобы обвенчаться, их будут венчать уже совершенно по другому чину?

— Нет. Они же не брали благословения на свой первый брак. Однако, с другой стороны, вызывает недоумение, когда молодые супруги предпочитают отложить венчание на потом. «А мало ли что…», — рассуждают многие молодожены. Получается, что вероятность развода не то что не исключается, а даже рассматривается как нечто вполне возможное. Выходит, что супруги, образно выражаясь, живут с не распакованными чемоданами. Разумнее всего, конечно, получить благословение церкви на свой брак в самом начале. Ни к чему ждать того момента, когда наступит уверенность, что развод уже не грозит.

Нет смысла выжидать

Свое мнение по поводу обсуждаемой темы высказали психологи.

Ирина Корнилова:

— Раньше люди не жили вместе до свадьбы, не зарегистрировав брак. Вступить в брак и создать семью — означало повенчаться (то есть жених и невеста озвучивают свои намерения стать семьей и поддерживать друг друга в любой ситуации, получают на это благословение родителей и церкви, проходят обряд венчания и становятся мужем и женой перед людьми и Богом). Венчание непосредственно связано с созданием семьи, а не является чем-то отдельным с каким-либо сроком выжидания. Некоторые сначала женятся (выходят замуж), присматриваются к партнеру и только потом решают — повенчаться им или нет. Это неверный подход к семье и браку, к чувствам второй половинки. Ведь он или она вступали в супружескую жизнь не в качестве «пробника» или на время (пока не надоем ему), а рассчитывали на любовь и верность, вместе растить детей, решать проблемы, быть в горе и в радости, в болезни и в здравии. По факту получается, что можно сбежать в любой момент, передумав быть мужем или женой. Необходимо задуматься, можно ли при таком подходе к семье и к чувствам второй половинки рассчитывать на доверие и уважение с ее стороны?

Наталья Булкина:

— Замечу, что с психологической точки зрения, когда молодые стоят в храме и над ними совершается обряд (таинство) венчания, они дают клятву в супружеской верности, на них снисходит Божья благодать. Ощущение, что брак освещают небеса, психологически его укрепляет, но только в том случае, если сами супруги верят, что венчание — это нечто большее, чем штамп органов ЗАГСа в паспорте. Браки распадаются как венчанные, так и не венчанные. Для многих сейчас венчание — это дань моде. Для расторжения (развенчания) церковного брака основной аргумент — прелюбодеяние. Другие аргументы — невозможность иметь детей, вступление в другой брак одного из супругов, психическое заболевание, отлучение от церкви одного из супругов, насилие в семье и т.п.

Тема венчания в разных культурах

— Католический обряд немного отличается от православного варианта. В церкви мужчина и женщина дают друг другу обеты в присутствии свидетелей и священника, закрепляющего семейный союз данными ему полномочиями. Таинство венчания не является действительным, если кто-то из супругов принял монашество, идет под венец по принуждению или уже состоит в браке. Католическая церковь разрешает заключение союза с людьми разных религий или с атеистами, но только если обряд проходит по христианским правилам. Допускается, чтобы обет произносил только лишь верующий католик, его жена или муж имеют полное право не отвечать.

— В Республике Беларусь заключение брака может быть соверше­но только в гражданской форме. Юридическую силу имеют лишь те церковные бра­ки, которые были совершены до 1 мая 1920 года, а также церковные браки, заключенные белорусскими гражданам во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях, входящих в состав Советского Союза.

— У мусульман браки заключаются по уговору родителей молодых. Во время таинства венчания читается Коран, супруги обмениваются кольцами и клянутся в верности друг другу. Празднование этого события, носящие название валима, происходит в течение трех дней после венчания.

— В Греции можно оформлять супружеские отношения в муниципалитете, либо в церкви. В первом случае запись о браке вносится в регистрационные документы ЗАГСа, а во втором — в церковные книги. Оба вида брака имеют равную юридическую силу.

— В Италии и Испании заключение брака возможно как в гражданской, так и в церковной форме, с последующим уведомлением государственных органов о состоявшейся церемонии венчания. Католичество до сих пор не признает разводов, особенно строго к этому относятся в Италии. Запрос о разводе рассматривают специальные церковные трибуналы, выясняющие, на самом ли деле брак был заключен по принуждению или же имело место другое нарушение. При таком строжайшем контроле вторые браки заключаются очень редко.

— В Польше юридическую силу имеет только запись акта о заключении брака и его копии, выдаваемые отделом ЗАГСа. Для того, чтобы конфессиональная форма брака была признана государством, люди запрашивают в органах ЗАГСа и передают своему духовному наставнику справку, свидетельствующую об отсутствии препятствий к заключению брака. После таинства венчания священник выдает свидетельство о регистрации брака, которое должно быть представлено в отдел ЗАГСа, где составляется запись акта о заключении брака, датой которого является день конфессионального бракосочетания.

— Есть страны, в которых заключение брака возможно лишь в церковной форме. К рассматриваемой категории государств относятся двое княжеств Европы — Лихтенштейн и Андорра, некоторые страны Азии (Иран, Ирак, Мавритания), где церковная форма обязательна для лиц определенного вероисповедания, а также отдельные штаты США и отдельные провинции Канады.

— С 1 января 2009 года гражданам Германии, вступающим в брак, разрешили венчаться в церкви без обязательной регистрации брака в ЗАГСе. Однако об уравнивании статуса церковного и светского браков говорить пока рано. Венчание в храме хоть и считается законным браком, однако обвенчанные не могут воспользоваться преимуществами (в том числе при налогообложении и наследовании), которые полагаются семейным парам, зарегистрированным в ЗАГСе.

— В Финляндии браки, зарегистрированные магистратурой, лютеранской церковью и православной финской церковью, имеют равную законную силу. В этой стране необходимо состоять в общине, исправно платить церковную пошлину и только тогда венчанный брак будет иметь законную силу. Если же один из супругов официально не состоит в общине, то в этом случае церковь может благословить брак, предварительно зарегистрированный в магистратуре.

Приметы и поверья православного венчания

— Во время венчания жених и невеста старались наступить друг другу на ноги, кто первый сделает это, тот будет главенствовать в доме.

— Невеста крестилась под фатой «покрытой» рукой — это сулило жизнь в довольстве и богатстве.

— Падение обручального кольца считается плохой приметой.

— Кто из новобрачных во время венчания держит свечу выше, тому и в семье «верх» иметь.

— Чтобы жизнь была дружной и согласной, свечи лучше задуть одновременно.

— При подходе к церкви принято, чтобы молодые подавали милостыню, чтобы щедрость и милосердие сопутствовали им в семейной жизни.

Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к рождению и воспитанию потомства. Этот союз, если он заключается между крещеными, был возведен Господом Христом в достоинство таинства.

Глубокая общность супружеской жизни и любви, которую установил Творец и которой Он даровал ее собственные законы, основывается брачным союзом, то есть непреложным личным согласием. (…) Сам Бог является основателем брака. Призвание к браку вписано в самую природу мужчины и женщины, какими они вышли из рук Создателя. Брак является не чисто человеческим институтом, несмотря на многочисленные изменения, которым он подвергался в течение веков в разных культурах, социальных структурах и духовных укладах. Это разнообразие не должно заставлять нас забыть о его общих и постоянных чертах. Хотя достоинство института брака не везде проявляется с одинаковой ясностью, тем не менее, во всех культурах существует некое сознание величия брачного союза. Ибо благосостояние личности, человеческого и христианского общества тесно связано с благополучными условиями супружеского и семейного союза.

Бог, сотворивший человека из любви, его призвал также к любви, фундаментальному и врожденному призванию всякого человека. Ибо человек создан по образу и подобию Бога, Который Сам есть Любовь. Поскольку Бог создал человека мужчиной и женщиной, их взаимная любовь становится образом абсолютной и нерушимой любви, какой Бог любит человека. Она является благой, более того, очень благой в очах Творца. Эта любовь, благословенная Богом, предназначена плодоносить и воплощаться в общем деле сохранения творения: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28). (ККЦ 1601; 1603-1604).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *