Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы?

Одна из самых дорогих строк в квитанции – «Содержание и ремонт жилого помещения (жилья)». Эта услуга, на которой управляющие компании зарабатывают деньги. За все остальное (вода, газ, электричество) они просто получают деньги с потребителей и расплачиваются по счетам с ресурсоснабжающими организациями. Очень часто повышение тарифа на содержание и ремонт жилья становится яблоком раздора между собственниками и управляющими компаниями.

Все дело в том, что повысить плату за содержание и ремонт жилья в домах, где есть управляющие компании, можно только с разрешения (одобрения) собственников – об этом гласит ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса. Коммунальщики обязаны инициировать общее собрание собственников, предложить новые экономически обоснованные тарифы, объяснить, почему они более не могут содержать дом по старым расценкам, и получить согласие простого большинства (50% + 1 голос) жильцов.

Задача не из простых. Ведь все мы видим, что управляющие компании собирают денег очень много, а делают обычно очень мало. И первый вопрос у жильцов, когда они слышат о желании УК поднять тариф, – «А за что вообще им платить?». Строка «Содержание и текущий ремонт жилья» включает в себя довольно обширный перечень работ. Минимальный перечень утвержден Постановлением правительства РФ №290 от 3 апреля 2013 года: мытье полов и окон, уборка придомовй территории, аварийно-диспетчерское обслуживание, ремонт фундамента дома, герметизация стыков, ремонт и покраска фасада, кровельные работы, замена и восстановление отопительных систем и многое другое.

СОБСТВЕННИКИ НЕ ХОТЯТ – СДЕЛАЕМ САМИ! ИЛИ КАК РОССИЙСКИЕ КОММУНАЛЬЩИКИ ОБМАНЫВАЮТ ГРАЖДАН

Но делают ли коммунальщики хотя бы работы из минимального перечня? Возможно, но не все. Если с уборкой подъездов ЖЭКи худо-бедно справляются, то с ремонтом дела обстоят иначе. Некоторые дома не видят десятилетиями даже косметического ремонта, хотя по закону текущий ремонт должен проводиться минимум один раз в пять лет.

Но повышать тариф-то надо, цены ежегодно растут, потребности у людей – тоже, поэтому управляющие компании прибегают к старым добрым методам Остапа – попросту обманывают граждан.

Ни с того ни с сего жильцы дома получают квитанции с повышенным тарифом на содержание и ремонт жилья. Если раньше, когда доллар стоил 30 рублей, люди получали нормальную зарплату, а расходы на коммуналку были незначительными – таких манипуляций граждане России могли просто не заметить. Сейчас, когда оплата коммуналки «сжирает» чуть ли не треть зарплаты среднего россиянина, то многие стали относиться к этому внимательнее. Люди обращаются в УК, на что им обычно отвечают, что все по закону.

Коммунальщики, как правило:

– Подделывают протокол общего собрания (преступление). Подделка протокола – легкий способ незаконного повышения тарифов. Распечатали бумажку, за всех расписались, «проголосовали» как надо и подняли тариф. Как выявить подделку протокола общего собрания собственников, читайте в инструкции Центра защиты прав граждан.

– Объясняют повышение тарифа инфляцией. Некоторые тарифы действительно индексируются на уровень инфляции. Раньше такое повышение было ежегодным – с 1 июля, а в 2019 году из-за повышения НДС до 20% тарифы проиндексируют дважды. Но индексация не касается тарифа на содержание и ремонт жилья.

– Пользуются решениями органов местного самоуправления (ОМС – городские думы, советы депутатов). Действительно, ОМС могут устанавливать тариф на содержание и ремонт жилья, но только для муниципального жилья и для домов, где нет управляющей компании.

Самые яркие примеры, когда управляющие компании апеллируют к решениям городских дум и советов депутатов. Так было в Пскове, где коммунальщики обобрали горожан на 230 000 000 рублей, самовольно подняв тариф на содержание и ремонт жилья. Так было в городе Сельцо Брянской области, где граждане переплатили из-за незаконного повышения тарифов 2 100 000 рублей.

– Наши Центры уже помогли отстоять тарифы и вернуть миллионы рублей обманутым гражданам. Самый яркий пример – Псковская область. Там возврат составил 230 000 000 рублей, а биться с нерадивыми коммунальщики и чиновниками пришлось больше года. Опыт этой значимой победы мы распространили на все регионы, сейчас наши специалисты выявили десятки случаев незаконного повышения тарифов, – говорит юрист Федерального информационно-аналитического Центра защиты прав граждан Динара Баймуханова.

Центры защиты прав граждан «Справедливая Россия» зафиксировали случаи повышения тарифов в одностроннем порядке в 15 регионах: Смоленской, Костромской, Рязанской, Владимирской, Кемеровской, Орловской, Тверской, Омской, Новосибирской, Псковской, Ростовской областях, Алтайском, Краснодарском и Камчатском краях, Республики Удмуртия.

Стандартный алгоритм действий такой: городские или сельские депутаты утверждают новые тарифы, управляющие компании на основании этого решения поднимают тарифы собственникам всех домов. Мы уже говорили о ч. 7 ст. 156, которая обязывает управляющие компании проводить общее собрание собственников для того, чтобы утвердить новые тарифы. Но зачастую коммунальщики ссылаются на ч. 4 ст. 158, где сказано:

«Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления…».

Трактовка этого положения вызывает споры. Бывает так, что коммунальщики инициируют общее собрание собственников для изменения тарифов, но жильцы дома их не принимают. Бывает так, что общее собрание собственников не набрало кворума или его вообще не проводили и не инициировали. И тогда коммунальщики, опираясь на ч. 4 ст. 158, принимают муниципальную ставку. Мол, все по закону. Но нет – это незаконно! Потому что, если в доме уже есть управляющая компания, а в договоре управления прописан тариф на содержание и ремонт жилья – значит, общее собрание собственников уже приняло решение. Поэтому если собственники не одобряют повышения, то УК вправе либо отказаться от обслуживания дома, либо подавать в суд, мотивируя, почему они больше не могут обслуживать дом по старым тарифам.

Точку в спорах поставил Верховный суд России.

Определение Верховного суда РФ от 11.02.2014 № 303-КГ14-8437: «Судебная практика однозначно говорит о запрете на повышение тарифов управляющей компанией в одностороннем порядке – даже при наличии условий в договоре управления».

Ссылки на статью, которая предписывает устанавливать тариф органам местного самоуправления в случае, если жители не приняли решение об установлении такой платы на общем собрании, ничтожны. Поскольку, если жители утвердили договор управления с УК, то они утвердили и тарифы на содержание жилья, которые содержатся в договоре.

Вывод: на сегодняшний день жилищное законодательство не предоставляет управляющим организациям права повышать тариф самостоятельно и в одностороннем порядке с учетом разнообразных факторов – инфляции, уровня потребительских цен и т. п. Свобода договора в части определения цены договора управления законодательно ограничена.

Зачастую даже органы государственной власти и надзорные ведомства совершают грубейшие ошибки в трактовке ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, вставая на сторону прожорливых коммунальщиков. Но это незаконно!

Вот, например, ответ Государственной жилищной инспекции Рязанской области, подписанный начальником ведомства И. С. Мироновым.

– Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса, муниципальный тариф может применяться, если: собственники помещений в МКД на ОСС не приняли решение о выборе способа управления (в этом случае назначается УК и применяется муниципальная ставка, либо объявляется конкурс для выбора УК и в конкурсной документации указывается муниципальная ставка); собственники решили управлять домом сами (непосредственное управление), но решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения не приняли. Это единственно верная трактовка этой статьи!, – пояснил директор Фонда «Центр защиты прав граждан» Сергей Ситников.

Но есть и положительные примеры. В январе 2016 года тысячи жителей Омска получили квитанции на оплату ЖКУ с повышенным тарифом на содержание и ремонт жилья. Коммунальщики все, как один, ссылались на Постановление администрации города Омска от 27 ноября 2015 г. № 1540-п «О плате за содержание жилого помещения». Как и в других случаях, сделали это незаконно. Но прокуратура Омска оказалась компетентной. Надзорное ведомство после многочисленных жалоб провело проверку всех управляющих компаний и жестко пресекло все попытки незаконного повышения. К сожалению, такой профессионализм сотрудники прокуратуры показывают не во всех регионах.

Как добиться от коммунальщиков от коммунальщиков перерасчета за незаконно повышенный тариф, рассказывает юрист Федерального информационно-аналитического Центра защиты прав граждан Наталья Сапрыгина.

Если ваша управляющая компания самовольно повысила тариф на содержание и ремонт жилья – это повод обратиться за разъяснением. Если выяснится, что общего собрания собственников не проводилось:

1. Напишите жалобу в вашу управляющую компанию с требованием выполнить перерасчет (если вы уже платили по незаконно повышенному тарифу) и вернуть тариф на прежний уровень.

2. Если управляющая компания откажется выполнять законные требования собственников, напишите жалобу в Государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Надзорные органы обязаны будут провести проверку по факту обращений и обязать коммунальщиков выполнить законные требования.

3. Если и надзорные органы вам не помогли, а такое тоже бывает, история из Пскова – яркий тому пример, то следует обращаться в суд, который и должен поставить точку в этом деле.

Запомните: незнание и неправильная трактовка законов не освобождает от ответственности, а самое главное – даже городские думы и другие органы местного самоуправления иногда принимают решения, противоречащие законодательству!

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Ваше обращение по вопросу о правомерности повышения размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2016 года, поступившее на телефон доверия мэра, рассмотрено в департаменте городской экономической политики Администрации города Омска.

По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) жилищно-коммунальные услуги включают в себя жилищные услуги и коммунальные услуги. К жилищным услугам относится содержание жилого помещения. К коммунальным услугам относятся электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение.

В рамках федерального законодательства повышение тарифов на коммунальные услуги предусмотрено раз в год. Начиная с 2012 года в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов», разработанным Минэкономразвития Российской Федерации, индексация тарифов на коммунальные услуги была перенесена с 1 января на 1 июля.

Согласно действующему законодательству установление тарифов на электрическую, тепловую энергию, на холодную и горячую воду, водоотведение, цен на сжиженный и природный газ относится к полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области (далее — РЭК Омской области).

В соответствии с приказами РЭК Омской области повышение тарифов на коммунальные услуги предусмотрено с 1 июля 2016 года в следующих размерах: для населения рост тарифа на электрическую энергию составит 7,2%, цены на газ — 6,6%, тарифов на тепловую энергию и горячую воду — в среднем 7,5%, холодную воду и водоотведение — 3,5%.

При установлении тарифов на коммунальные услуги РЭК Омской области учитывает предельные индексы, утвержденные Указом Губернатора Омской области от 8 мая 2014 года № 58 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области». На 2016 год предельный индекс для города Омска составляет 6,3 %.

В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме устанавливают размер платы за содержание жилого помещения на общем собрании с учетом предложений управляющей организации. Общее собрание собственников помещений проводится в порядке, определенном статьями 44–48 Жилищного кодекса. Решение общего собрания передается в управляющую организацию.

Если собственники помещений на общем собрании не установили размер платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса.

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Жилищным кодексом, издано постановление Администрации города Омска от 27 ноября 2015 года № 1540-п «О плате за содержание жилого помещения» (далее — постановление № 1540-п). Постановлением № 1540-п с 1 января 2016 года установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса), а также для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Размер платы за содержание жилого помещения, установленный постановлением № 1540-п, рассчитан в среднем по городу Омску и дифференцирован для домов с разной степенью благоустройства.

По информации ЗАО «УК «Партнер-Гарант» общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме № 1А по улице Товстухо не проводилось. В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса жильцам данного многоквартирного дома в 2015 году предъявлялся размер платы, установленный постановлением Администрации города Омска от 27 ноября 2014 года № 1660-п «О плате за содержание и ремонт жилого помещения», а в 2016 году установленный постановлением № 1540-п. В 2015 году размер платы составлял 13,92 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, а в 2016 году — 15,51 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц. Рост размера платы составил 11,4%.

Необходимо отметить, что предельный рост размера платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не устанавливается, данный вопрос решается собственниками помещений на общем собрании.

В случае несогласия с действиями управляющей организации Вы вправе в целях защиты своих гражданских и жилищных прав обратиться в Государственную жилищную инспекцию Омской области (г. Омск, ул. Булатова, д. 68, тел. 69-37-28).

Во втором полугодии 2020 года в России традиционно вырастет плата за жилищно-коммунальные услуги. Правительство утвердило предельный рост тарифов ЖКХ на следующий год.

Реклама

Самый низкий индекс роста предусмотрен для жителей Ненецкого автономного округа — 2,4%. В других регионах показатель колеблется от 3,6 до 4,9%.

В документе уточняется, что речь идет о максимальном допустимом росте платежа граждан за услуги ЖКХ в среднем по региону.

Устанавливаемые правительством индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы. Главное, чтобы общий рост платежа за коммуналку в регионе не превышал утвержденную правительством величину, то есть укладывался в коридор.

Тарифы на различные виды коммунальных ресурсов (воду, газ, электроэнергию) утверждают региональные службы по тарифам.

Несколько лет назад индексацию тарифов, которая обычно происходила 1 января, перенесли на июль. Но в прошлом году в связи с повышением НДС, которое «потянуло» за собой рост затрат поставщиков коммунальных услуг, повышение тарифов разбили на два этапа – чтобы они не так сильно били по кошельку россиян.

В 2019 году тарифы выросли на 1,7% в январе и на 2,4% в июле в среднем по стране.

План повышения тарифов в два этапа – в первом и во втором полугодии — был предложен Минэкономразвития. Таким образом в ведомстве рассчитывали удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции (4%). Ранее ЦБ прогнозировал инфляцию в 2019 году на уровне 4-4,5%, но на последнем заседании совета директоров снизил планку — до 3,2–3,7%.

Однако несмотря на стремление сдержать повышение тарифов ЖКХ, в некоторых регионах увеличение оказалось существенным. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии речь идет о росте в 6-7%.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — говорила «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

На 2020 год ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 3,5-4%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Ранее депутаты «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, согласно которому, повышение тарифов за коммунальные услуги для граждан не может превышать уровень годовой инфляции.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости».

Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.

Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Проблема была в том, что регионы превышали даже предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ — для этого существует ряд оснований.

В борьбе с тарифным дисбалансом в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. А именно — сократилось количество оснований для превышения предельного значения.

Регионы обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

Изменить тариф на содержание жилого помещения могут только с согласия собственников.

Фото: Геннадий БИСЕНОВ

«Может ли УК индексировать тариф на содержание жилья без решения общего собрания собственников? В нашем договоре управления ничего об этом не сказано. Собрания в доме не было несколько лет», — прислал в редакцию вопрос Виктор Андреевич. «Есть ли процент ограничения поднятия платы на содержание общего домового имущества управляющей организацией? Кто и как должен устанавливаться размер платы?», спрашивает Надежда Алексеевна Ш. На вопросы читателей «КП-Волгоград» отвечают специалисты инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.

— Основной способ установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников (причем всех ее составных частей) — это решение собственников помещений в многоквартирном доме, принятое на общем собрании. Он закреплен на законодательном уровне (ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). При этом размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В договоре управления может быть предусмотрена индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. А вот государством этот тариф никак не регулируется.

Учтите, согласование размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме общим собранием собственников является обязательным. Само по себе наличие в договоре управления условия о порядке изменения управляющей организацией размера платы в одностороннем порядке еще ни о чем не говорит. Его нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников решения об изменении ранее определенного размера платы и установлении нового.

Также возможно установление размера соответствующей платы органом местного самоуправления, например, администрацией района, в случае если решение собственников не предусмотрено законом или не принято.

ЖК РФ не предусматривает исключений из данного правила, допускающих одностороннее изменение управляющей организацией платы, даже при наличии такого пункта в договоре управления. Но и без согласования с УК собственники размер тарифа установить не смогут.

Например, во время проверки специалисты отдела надзора за начислением платежей инспекции установили, что ООО «Микрорайон — 1» в Суровикино в нарушение обязательных требований с января по июль 2019 года в расчете платы применяло тариф, превышающий ранее установленный. При этом решения общего собрания собственников помещений о повышении платы не было. Управляющей компании выдали предписание об устранении нарушений. Коммунальщики вернут прежний тариф и сделают жильцам перерасчет.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПРОТОКОЛЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

«Как изменились правила оформления протоколов общих собраний в МКД?» — спрашивает Виктор Андреевич.

— Новые требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома (ОСС) вступили в силу 5 марта 2019 года согласно приказу Минстроя России*. Они должны упорядочить процесс оформления документов общих собраний, а также защитить собственников от возможной подтасовки результатов голосования.

Теперь все приложения, в том числе, письменные решения (бюллетени) собственников помещений, являются неотъемлемой частью протокола общего собрания собственников. Кроме того, к протоколу должны быть приложены реестр собственников помещений, списки присутствующих и приглашенных лиц, копия текста сообщения о проведении общего собрания, документы (копии), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам либо его размещение в помещении данного дома. Также должны быть в наличии документы или их копии, удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц, и документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня. Входят в их число и документы, указанные в содержательной части протокола. Например, условия договора управления, перечень общего имущества, перечень работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, проект устава товарищества собственников жилья, условия соглашений об использовании общего имущества собственников и т.п.

КАК ОФОРМИТЬ ПРОТОКОЛ?

— Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы.

— Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу ОСС, указываются на первом листе документа.

— Страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы секретарем ОСС, а затем сшиты.

— Последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании. Либо инициатором проведенного ОСС, если кандидатуры председателя и членов счетной комиссии, вынесенные на обсуждение и включенные в повестку дня общего собрания, отклонены.

— Реквизиты подписей инициатора, председателя, секретаря и членов счетной комиссии ОСС должны включать: ФИО, подпись и дату ее проставления, а также отметку о статусе, например, «секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

— Протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений.

В Госжилнадзоре напоминают, что за подделку указанных документов и их последующее использование предусмотрена уголовная ответственность.

— Требование о том, что документы общего собрания собственников помещений по результатам их оформления должны быть сшиты секретарем общего собрания, а все страницы пронумерованы, исключает возможность последующего внесения в них каких-либо изменений и дополнений. Это существенно упрощает процедуру проведения проверки со стороны органа государственного жилищного надзора. А в случае оспаривания решения общего собрания, вероятность появления «новых» документов, ранее отсутствующих в составе уже оформленной документации, исключается. Другими словами, «донести» или «дооформить» документы будет невозможно, — поясняют в инспекции.

* приказ Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дома старше 2005 года бесплатно получат кадастровые паспорта на земельные участки

Органы местного самоуправления отныне обязаны самостоятельно проводить процедуру межевания и постановку на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом. Причем межевание должно быть проведено даже в случае, если жители в администрацию с таким требованием не обращались. А после собственников об этом должны оповестить. Наличие кадастрового паспорта упрощает управляющей организации работу с домом. А собственники могут решать вопросы благоустройства только на участке, который относится к общедомовому имуществу.

Однако, согласно Федеральному закону от 02.08.2019 № 267-ФЗ, органы местного самоуправления должны оформлять кадастровые паспорта на земельные участки только тех многоквартирных домов, которые построены до 1 марта 2005 года, когда начал действовать новый Жилищный кодекс РФ.

ОНЛАЙН-ПРИЕМНАЯ «УПРАВДОМ»

Задавайте свои вопросы:

— по электронной почте inna.sheremetieva@phkp.ru

— через электронную форму на сайте в разделе «Пресс-центр» на сайте kp.ru

— в группах «Комсомольской правды» в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *