Имеет ли ес представительство в ВТО МТИ

Механизм решения споров в рамках ВТО. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Механизм решения торговых споров между государствами был создан в 1947 г. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественника Всемирной торговой организации (ВТО).

В ГАТТ эта система работала недостаточно эффективно: в частности, вердикты должны были приниматься только на основании общего консенсуса, из-за чего большинство споров могли оставаться без решения десятилетиями.

При учреждении ВТО в 1994 г. механизм решения споров был изменен. В настоящее время регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров. Согласно документу, любая страна в ответ на ущемление своих интересов (например, демпинг) со стороны государства-торгового партнера или нарушение ранее достигнутых договоренностей может направить на него жалобу в ВТО.

Согласно регламенту, рассмотрение жалобы состоит из четырех последовательных этапов: консультаций, экспертного рассмотрения, вынесения вердикта и возможной апелляции. Спор может быть урегулирован на любом из этих этапов.

Этап консультаций длится минимум 60 дней. На нем сторонам спора дают время договориться между собой самостоятельно или с привлечением посредника, например, генерального директора ВТО. Если консультации не приводят к урегулированию разногласий, участники спора могут подать заявку на создание группы разрешения спора (иногда ее называют экспертной или третейской группой, а также панелью арбитров).

В такую группу входят от 3 до 5 специалистов, которые не являются официальными представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон конфликта. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы, в случае сложных ситуаций группа приглашает экспертов. По истечении 6 месяцев после создания группа вносит в Орган решения споров ВТО (ОРС) свой проект заключения.

ОРС, фактически, является генеральным советом ВТО. Поэтому жалобы, достигшие этапа рассмотрения на его уровне, могут рассматривать все страны-члены организации. Вердикт по конкретным жалобам выносится на основании «отрицательного консенсуса»: доклад третейской группы принимается, если хотя бы одна страна не возражает против его принятия.

Если участники спора не удовлетворены вердиктом ОРС, они имеют право подать апелляцию. Ее рассматривает группа из трех членов постоянного апелляционного органа. Доклад апелляционного органа принимается ОРС по тому же принципу «отрицательного консенсуса», данное решение обжалованию уже не подлежит.

В совокупности дело в рамках разрешения споров рассматривается не меньше года (или года и трех месяцев в случае подачи апелляции). В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться решить спор самостоятельно.

Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС, при этом страны должны договориться о компенсации. Например, проигравшая сторона может понизить тарифы на ввоз конкретной группы товаров. Если та этого не сделает, выигравшему дело государству могут позволить в ответ ввести квоты или повысить тарифы.

При этом правила ВТО требуют, чтобы подобная ответная мера была временной и, по возможности, касалась только сектора экономики, затронутого в данном споре. В Договоренности о правилах и процедурах урегулирования споров подчеркивается, что цель системы разрешения споров в рамках ВТО — не наказание виновных, а поиск решения конфликта.

Всего с 1995 г. в ВТО поступило 490 жалоб, из них 93 удалось решить на уровне консультаций, и лишь четыре жалобы закончились разрешением введения ответных мер. Остальные жалобы остаются на этапе консультаций и рассмотрения. Например, 4 иска в ВТО находятся на стадии консультаций с 1995 г.

Больше всего жалоб направили и получили США (108 и 123 жалоб соответственно). Среди наиболее известных из них — дело о запрете поставок в ЕС генно-модифицированных продуктов из Аргентины, США и других стран. По итогам трехлетнего рассмотрения ОРС объявил запрет незаконным, но потребовал от импортеров наносить маркировку «содержит ГМО» на соответствующую продукцию.

По состоянию на март 2014 г. Россия (член ВТО с 2012 г.) выступала истцом по двум искам и ответчиком по пяти делам. Из других стран СНГ споры с помощью ВТО решали Украина (3 раза в качестве истца, 2 раза в качестве ответчика), Молдавия (по 1 в качестве истца и ответчика) и Армения (1 иск в качестве ответчика).

Орган по разрешению споров в системе вто

Институциональной основой разрешения споров по праву ВТО стал Орган по разрешению споров (ОРС), находящийся под контролем Генерального Совета ВТО.

ОРС имеет своего председателя, может устанавливать свои внутренние правила (ст. IV, п. 3, Соглашения об учреждении ВТО). Решения ОРС должны приниматься путем консенсуса (ст. 2.4 и примечание 1 Договоренности), но консенсуса негативного: доклады «специальных групп», Органа по апелляциям считаются одобренными, если ОРС не решит отклонить их.

Правило негативного консенсуса позволяет избежать «вето» со стороны проигрывающей стороны. Такие «вето» блокировали принятие решений в прошлом.

Механизм по разрешению споров, действующий в ВТО, имеет приоритет перед внутренним законодательством. Это еще одно свидетельство утверждающегося в МЭП примата международного права.

В ОРС не рассматриваются споры частных лиц государств  членов ВТО или споры между частными лицами и государствами, хотя и не исключено, что в будущем такая практика может появиться.

Как известно, ряд соглашений «пакета ВТО» рассчитан на частных лиц: например Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) порождает права и обязанности для «лиц, происходящих из членов ВТО» (ressortissants); Генеральное соглашение по торговле услугами применяется одновременно и к услугам, и к «поставщикам» услуг.

Пока же «экономические операторы» при разрешении споров в системе ВТО присутствуют за спинами государств. По сути, де-факто это  международно-правовая процессуальная разновидность государственной (дипломатической) защиты частных лиц.

Механизм разрешения споров «по праву вто»

В механизм разрешения споров ВТО заложены две тенденции:

 с одной стороны, сохраняется право свободного выбора средства разрешения спора (добрые услуги, согласительные процедуры, посредничество, арбитраж);

 с другой стороны, предусмотрено одно специальное  особое  средство: специальные группы.

В этом видится сочетание гибкости и директивности (стремление к регламентации).

Специальным группам как средству разрешения споров в ВТО уделено особое внимание. Специальные группы в ВТО превратились в центральное звено механизма разрешения споров.

Итак, «Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров» устанавливает общий процессуальный режим. Механизм разрешения споров ВТО применяется ко всем видам споров, которые могут проистекать из любого соглашения «пакета ВТО».

В связи с этим следует обратить внимание, что:

а) из этого общего режима разрешения споров исключаются споры, вытекающие из соглашений «пакета ВТО» с ограниченным числом участников. Стороны этих Соглашений сами определяют специфику разрешения споров;

б) для споров по отдельным соглашениям «пакета ВТО» предусмотрен специальный процессуальный режим разрешения споров (приложение 2 к Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров). Особые правила урегулирования споров предусмотрены Соглашениями:

 по применению санитарных и фитосанитарных мер;

 по текстилю и одежде;

 по техническим барьерам в торговле;

 по антидемпинговым мерам;

 Генеральным соглашением по торговле услугами и др.

Следовательно, в процессуальной сфере также имеет место дифференциация правовых режимов.

Наличие двух разных механизмов разрешения споров  общего механизма, предусмотренного Договоренностью, и особого механизма, применяющегося в случаях с этими соглашениями,  может в будущем породить коллизии.

Тем не менее разрешает все споры один орган  ОРС. Механизм разрешения споров состоит из двух этапов:

а) этап специальных групп, создаваемых Органом по разрешению споров (после попыток межгосударственного урегулирования);

б) этап в Органе по апелляциям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *