Игровые автоматы законно ли

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.
Александр Гостев: С сегодняшнего дня во всех российских городах прекращена деятельность казино и залов игровых автоматов. Исключение составляют тотализаторы, букмекерские конторы, а также спортивный покер и лотереи. По российским законам, они не относятся к азартным играм. Согласно федеральному закону, который приняли в 2007 году, игорные заведения теперь должны переместиться в специально выделенные зоны. Их четыре — в Приморском и Алтайском краях, в Калининградской области и на границе Краснодарского края и Ростовской области.
Эксперты полагают, что полностью прекратить деятельность игрового бизнеса, несмотря на столь радикальный запрет, не удастся. В первую очередь, конечно, в крупных городах, здесь казино и игровые клубы, вполне вероятно, уйдут в подполье.
Ольга Вахоничева: В одной только Москве с 1 июля должны прекратить работу около 500 залов игровых автоматов и почти 30 казино. Накануне вечером в большинстве из них вывесили объявления о прекращении деятельности и в некоторых о том, что заведение с такого-то числа будет перепрофилировано в покер-клуб, что к категории азартных заведений не относится. Каких-либо видимых признаков готовящегося переезда в казино и клубе игровых автоматов в центре столицы я не увидела. В последние часы работы одного из московских казино владельцы клубных карт активно шли в заведение, а вот молодой паре, впервые пришедшей сюда, в регистрации, эта процедура для всех новичков обязательна, уже было отказано. Впрочем, Юрия, так зовут молодого человека, этот факт не огорчил.
Юрий: Если в Москве останется только покер, это было бы вполне нормально. Автоматы и прочие рулетки мне не нравятся. Но иногда забредаю сюда просто поиграть, бывают небольшие проигрыши, неприятно.
Ольга Вахоничева: Чаще проигрываете или выигрываете?
Юрий: В автоматы если играю, то обычно играю только ради удовольствия, чаще проигрываю. В покер достаточно часто выигрываю.
Ольга Вахоничева: Его спутница Татьяна к закрытию игровых автоматов относится несколько иначе.
Татьяна: Интересно иногда сходить, немного поиграть. Мужу везет чаще. Просто я играю по чуть-чуть.
Ольга Вахоничева: Как вы думаете, останутся ли они в каком-то ином виде?
Татьяна: Должны остаться.
Ольга Вахоничева: Более существенный повод для расстройства, конечно же, у сотрудников игорных заведений. По данным холдинга управляющей сети казино «Шторм-интернешнл», в результате закрытия этой отрасли в России лишатся работы более 350 тысяч человек.
Президент России Дмитрий Медведев настроен решительно. Накануне вступления в силу закона о закрытии казино на встрече с главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мокрецовым он заявил следующее: «Совершенно точно, что эти правила о запрете игорного бизнеса везде, кроме четырех игорных зон, должны вступить в силу в срок — 1 июля. Никакой ревизии, никакого отката назад, сколько бы ни пытались лоббировать такого рода решения отдельные предпринимательские структуры, не будет. Это государственная позиция».
Председатель правления Международной конфедерации общества потребителей России Дмитрий Янин считает, что вступить в силу этот закон должен был еще несколько лет назад.
Дмитрий Янин: Мы очень рады, что дело, которое было начато в 2006 году, доведено до конца. Ничего полезного игровые автоматы и казино России не дали. Игра в казино и в игровые автоматы — это просто путь к бедности и социальные последствия игромании для нашей страны были довольно ужасными. Поэтому мы надеемся на то, что милиция и налоговые органы проследят за тем, чтобы все заведения были закрыты, чтобы не появились псевдоавтоматы, а публика, которая испытывает жажду потратить свои деньги, сможет купить авиабилеты, слетать в соседние страны, где еще нет таких ограничений.
Ольга Вахоничева: По задумке авторов закона, до 1 июля этого года все казино и игорные заведения должны были переехать в четыре выделенные зоны. Для них уже придумали названия: «Азов-Сити» на юге, «Сибирская монета» на Алтае, «Приморье» на Дальнем Востоке, «Янтарная» в Калининградской области. Однако эксперты утверждают, что ни одно из этих мест к приему любителей азартных игр не готово. Как пишет «Комсомольская правда», только к игорной зоне «Азов-Сити» уже подвели все коммуникации. Однако, что касается главного — казино, из 15 потенциальных инвесторов строительство начал только один. На переезд нет денег, объясняет пресс-секретарь холдинга управляющей сети казино «Шторм-интернешнл» Лаврентий Губин.
Лаврентий Губин: Это очень дорогие проекты. То есть они были нарисованы в какой-то такой ментальной среде, а когда все посчитали, получилось — денег надо много, а их нет. Я считаю, что при поступательной политике развития этих зон в этих субъектах Федерации и со стороны региональных властей, со стороны федеральных властей и при должном инвестировании эти проекты могут работать на региональном уровне. Но это, опять же, при серьезной, вдумчивой, поступательной политике по развитию этих территорий. Но говорить о том, что они станут федеральными центрами игорного бизнеса, уж простите, это уже фантазия.
Ольга Вахоничева: Опять же, фантазией некоторых чиновников считает Лаврентий Губин и заявления их о том то, что игорный бизнес в России отныне полностью прекратит свое существование.
Лаврентий Губин: Есть определенная часть людей, порядка 10 процентов, которые склонны проводить свой досуг за азартными играми. Соответственно, есть спрос на рынке, который должен быть удовлетворен и будет удовлетворен. Один вариант — это возможно при нормальном регулировании и в легальной форме, в другом варианте — это возможно в нелегальной форме, что, собственно говоря, и будет происходить у нас в стране. Запрет и закрытие всех игорных заведений в нашей стране породит только лишь дополнительные социальные проблемы в виде отсутствия налоговых поступлений, плюс пострадают очень сильно сопутствующие виды деятельности и компании, которые обслуживают казино.
Ольга Вахоничева: Дмитрий Янин не разделяет опасения о том, что в случае закрытия казино и игровых клубов игорный бизнес уйдет в подполье.
Дмитрий Янин: Если останутся несколько точек, то значительно снизится их пропускная способность, значительно возрастут риски, потому что такие точки не могут существовать вечно, их будут закрывать, их будут ловить, это уголовная статья «Незаконное предпринимательство». Поэтому я не думаю, что все эти сотни тысяч точек по всей России станут нелегальными. А если их будет несколько штук, я думаю, что милиция со временем их выследить и предприниматели будут как минимум оштрафованы, а как максимум могут быть уголовные дела. Я за владельцев казино абсолютно спокоен. Эти люди не прогадают, а те, кто там работал, как правило, это молодые люди, жизнь только начинается, нужно понимать, что этот бизнес не был совсем чистым.
Ольга Вахоничева: С момента принятия закона почти в 30 регионах игорный бизнес был закрыт досрочно. Накануне вечером в Москве сотрудники правоохранительных органов провели рейд по всем административным округам, чтобы проверить, закрыты ли казино и игровые залы. Существенных нарушений выявлено не было.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 сентября 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 октября 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 479-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г., за исключением пунктов 2, 6 и 7 статьи 2, вступающих в силу с 27 мая 2018 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2014 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 13 июня 2011 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Пункт 2 части 6, части 9 и 10 статьи 6 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 апреля 2010 г. N 64-ФЗ) не применяются в отношении организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, получивших лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах до дня вступления в силу названного Федерального закона, до истечения срока действия таких лицензий

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета. Законодательство в этой сфере едва ли коррелирует с практикой его применения. Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи содержится в ст.15.1 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1. Более того, прямой запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Интернете, исключая случаи, предусмотренных указанным Федеральным законом, содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. За нарушение данных правовых норм законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность. Также в 2011 г. в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 171.2, в соответствии с которой незаконными признаются организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере3. Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей закрепляется в ст.14.1.1 КоАП РФ. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода4. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта, предусмотренную вышеупомянутой ст. 15.1 Федерального закона «Об информации». Такая ответственность наступает в силу ч. 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе», вводящую запрет на публикацию рекламы основанных на риске игр и пари в сети Интернет5.

«Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта»

Характеристики незаконного игрового контента были приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666: «К информации по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, нарушающей требования № 244-ФЗ, относится размещенная в сети «Интернет» информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев: наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет», где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш»6. Более того, Приказ определяет в качестве соответствующих критериев наличие материалов, дающих представление об азартных играх, наличие демонстрации участия в азартной игре, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, а также наличие возможности на Интернет-странице перевода денежных средств7. Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта.

«Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта»

Несмотря на запрет организации сайтов для проведения азартных игр, законом определяются «исключительные случаи», когда использование информационно-коммуникационных сетей в игровых целей легально. Так, ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит норму, фиксирующую право на создание букмекером (или организатором тотализатора), имеющим необходимую государственную лицензию и состоящим в СРО, сайта, осуществляющего прием интерактивных ставок. Таким образом, легализуется не организация игры как таковой в Интернете, но создание вспомогательных площадок лицензированных заведений в определенных игровых зонах8. Более того, букмекеры и организаторы тотализаторов в течение тридцати дней с даты получения лицензии обязаны вступить в «саморегулируемую организацию организаторов» азартных игр в букмекерских конторах или «саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в тотализаторах».

Подразумевается, что деятельность саморегулируемых организаций направлена на обеспечение прав владельцев букмекерских контор или тотализаторов, а также упорядочение их работы. Так, на официальном сайте саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» провозглашается: «Наша цель — это создание благоприятных условий для осуществления букмекерской деятельности и ее развития в России»9. Тем не менее, на практике возникает ситуация, когда сайты легализованных букмекерских контор, чья деятельность не запрещена, нередко попадают под блокировку (к прим., Sportingbet.com, Ru.Sportingbet.com, Marathonbet.com и т.д.), в то время как «Ассоциация букмекерских контор» одобряет законодательные инициативы в пользу блокирований (в том числе досудебных) букмекерских сайтов10. Еще более парадоксальный подход действует в отношении покерных сайтов, которые рекламируются федеральными каналами и при этом запрещаются законом.

На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия. Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Обычно инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие обвиняемого, не уведомлённого о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который, в случае удовлетворения иска, должен будет провести процедуру блокировки сайта11. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, и в течение неё сайт еще продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь по факту блокировки его ресурса.

«На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия»

В существующей на данный момент судебной практике очевидна тенденция удовлетворения исков против владельцев сайтов, содержащих информацию, соответствующую или имеющую потенциал соответствовать характеристикам противоправного игрового контента, указанных выше.

На правоприменительную конъюнктуру оказало существенное влияние Определение Верховного суда №91-КГПР12-3 от 09 октября 2012 г. по жалобе ОАО «Ростелеком» по заявлению заместителя прокурора Псковской области. В Определении Верховный Суд высказал жёсткую позицию: «Разрешая заявленные требования заместителя прокурора Псковской области, суд пришёл к выводу о том, что закон не предусматривает ответственности за распространение информации об азартных играх, в том числе и в сети Интернет. Сам по себе доступ граждан к сайтам, содержащим информацию об азартных игр, действующим законодательством не запрещается и не ограничивается. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.»12 Основные аргументы Суда в защиту столь специфического тезиса сводились к перечислению норм российского законодательства, запрещающего организацию азартных игр в Интернете. Ключевым пунктом Определения стало парадоксальное лингвистическое заключение: «Вместе с тем предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр. Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет»13.

Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми. Даже такие крупные сервера, как Pokerstars, стали объектами для блокировки. Многие казино, особенно ориентированные на российский рынок, для продолжения своего функционирования открыли так называемые зеркала своих сайтов14.

«Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми»

Сложности при судебной блокировке игровых сайтов возникают в связи с их размещением за рубежом, так как она действует только в отношении тех провайдеров и в тех регионах, где были вынесены соответствующие решения. В их числе Ruscasinos, Wm-Bingo, Diamond777, Worldslots, Grandmaster-casino, Ruvegas, Vegasred, Bet-at-home, а также иностранные казино: Redkings, Eurocasion, Eurogrand, Europacasion, Titancasino и Casinoeuro15.

C 2015 г. в связи со вступившими силу поправками такие государственные органы России, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная Прокуратура были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта (его доменного имени, адреса или IP-адреса сервера) без судебного решения. Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу.

Заслуживает внимание внесение Роскомнадзором в реестр запрещённой информации 14 июля 2015 г. сайтов популярных платежных систем QIWI и Skrill16 . Такое действие, среди прочего, было мотивировано размещением на данных сайтах ссылок на офшорных букмекеров, информация о них и о том, как пополнить счета на сайтах нелегальных букмекерских контор. Тем не менее, компании без промедлений выполнили заявленные требования ведомства, удалив противоправную информацию, после чего их страницы были исключены из реестра запрещённых сайтов.

«Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу»

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов «борьбы» с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых Интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющим доступ к азартным играм и даже информацию о них, законодатель вводит презумпцию противозаконности целой отрасли бизнеса, а не отдельных ее нежелательных элементов, тем самым создавая ограничение свободе предпринимательства в России. Будучи запрещённым, игорный бизнес продолжает существовать в подполье (каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки), где его регулирование правоохранительными органами становится в принципе невозможным. Более того, виртуальные блага, приобретаемые в онлайн-играх за реальные денежные средства, в случае закрытия сайта аннулируются и не возмещаются, в связи с чем серьёзные убытки несут законопослушные пользователи Интернета.

Автор текста: Мария Горбунова

Источник фотографии: onlinegamblingaffiliate.com

2 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/d6fb3580fbd6ef3e662688c02af241894aa7f3a6/ (дата обращения: 07.12.2016).

7 Там же.

8 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения: 07.12.2016).

9 «Ассоциация букмекерских контор» URL: http://bookmakersro.ru/ (дата обращения: 16.09.16).

12 Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2012 N 91-КГПР12-3 Дело о возложении обязанности по ограничению передачи информации направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено, что в силу закона ответчик, осуществляя деятельность по оказанию услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=303440 (дата обращения: 16.09.16).

13 Там же.

13 августа 2020 года – дата, знаменующая успешное окончание длительного и противоречивого пути Закона Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» к принятию и вступлению в силу.

Начиная с 2014 года в течение шести следующих лет вокруг «игорного закона» было сломано немало копий – одни доказывали, что игровым автоматам в Украине не место, а надеждам приблизиться к успеху Лас-Вегаса суждено разбиться об острые скалы украинских реалий.

Другие оперировали цифрами, напоминая о процветании теневого и ничем не регулируемого рынка игорного бизнеса, объем которого по консолидированным экспертным оценкам «тянет» на 1 миллиард евро, из которых госказна не получает ровным счетом ничего.

Несмотря на завершение баталий в пользу принципа «не можешь победить – возглавь», на мир и тишину рассчитывать пока не приходится. накануне Национальное агентство по предотвращению коррупции выпустило заявление о том, что текст документа несет в себе значительные коррупционные риски из-за несогласованности ряда его положений.

Причины столь горячих споров и продолжающегося сопротивления понятны. Игорный бизнес – это та сфера, где невероятно сложно справедливо прочертить разделительную линию между интересами его владельцев и рисками для игроков, которые могут попасть в «азартную» зависимость.

Тем не менее, что запрет на азартные игры и отсутствие какого-либо закона отнюдь не равняется отсутствию азартных игр как явления.

Наличие пусть несовершенного, но реально существующего регулирования все же лучше идеальных, но нереализованных планов на него. Итак, что же предполагает новый закон для рынка азартных игр?

Вертикали игорного бизнеса

Закон легитимизирует все основные вертикали игорного бизнеса, среди которых казино и онлайн казино, букмекерская деятельность в букмекерских пунктах и онлайн, залы игровых автоматов и онлайн покер.

Получить лицензию на каждый из видов деятельности может только компания, созданная по украинскому праву.

Казино

Закон разрешает открывать казино исключительно в отелях, которые соответствуют ряду требований.

Так, в столице казино появятся в пятизвёздочных отелях с количеством номеров не менее 150. В других городах операторам позволено размещать казино в четырех- и пятизвёздочных гостиницах, которые располагают 100 и более номерами.

Казино разрешены также в загородных комплексах площадью не менее 10 тыс. квадратных метров с пятизвёздочным отелем.

Кроме того, законодатель решил сделать своеобразный «ход конем» для раскрытия потенциала некоторых территорий страны и придумал так называемую «специальную игровую зону». Всего таких зон будет 5, их определит правительство и располагаться они будут, в частности, в регионах Украины, требующих стимулирования их развития.

Также закон вводит инвестиционную лицензию, которую можно получить, построив отель категории 5 «звёзд» с 200 номерами в Киеве или 150 номерами в других городах. В обмен на инвестиции в строительство отеля и развитие украинской инфраструктуры оператора освобождают от платы за лицензию, срок которой – 10 лет.

Онлайн казино

Закон не выдвигает специальных требований к помещениям оператора онлайн казино или его фактическому присутствию, помимо того, что оператором может быть только украинская компания.

Предыдущие версии содержали норму, которая обязывала операторов онлайн казино размещать свои сервера в Украине, однако до финального текста это правило не сохранилось.

Кроме того, для всех онлайн операторов казино предусмотрены некоторые общие требования, к примеру, наличие доменного имени в зоне .UA и веб-сайта, зарегистрированного в реестре, через который онлайн оператор казино ведет свою деятельность.

Букмекерская деятельность

Букмекерская деятельность может осуществляться как онлайн, так и офлайн через букмекерские пункты на основании единой лицензии.

Установленные в законе требования к размещению букмекерских пунктов весьма строги: в 3-5 звёздочных отелях с номерным фондом от 50 номеров в Киеве и от 25 номеров – в других городах. Минимальная площадь букмекерского пункта – 50 квадратных метров.

Скорее всего, в связи с описанными ограничениями на размещение букмекерских пунктов операторов, желающих открыть их будет немного. В то же время благодаря легализации количество регулируемых онлайн-букмекеров должно существенно возрасти.

Отдельно закон предусматривает лицензию на открытие одного букмекерского пункта на ипподроме, где будут приниматься ставки на результаты скачек.

Игровые автоматы

Пожалуй, одна из самых противоречивых вертикалей азартных игр – пресловутые «однорукие бандиты» – игровые автоматы, вокруг которых гремели едва ли не самые жаркие споры и до последнего доносились призывы не допускать массовой игровой зависимости населения, к которой может привести их легализация.

Размещать игровые автоматы можно в казино на основании лицензии на казино и в залах игровых автоматов на основании отдельной лицензии.

Как и букмекерские пункты, залы игровых автоматов могут находиться исключительно в отелях категории 3-5 «звёзд» с 50 и более номерами в Киеве, 25 и более номерами – в других городах. Одна лицензия позволяет установить 250 игровых автоматов.

Депутаты предусмотрели ряд ограничений касательно местонахождения залов игровых автоматов – они запрещены в населённых пунктах, где проживает менее 10 тысяч населения, а также в непосредственной близости к учебным заведениям, то есть на расстоянии менее 500 метров от них.

Кроме того, операторам запрещено использовать игровые автоматы, которые произведены ранее, чем в 2019 году.

Онлайн покер

Согласно закону, лицензии выдаются только на онлайн покер. Офлайн покер возможен либо в казино как одна из азартных игр, либо же в форме спортивного покера, который не считается азартной игрой.

Лицензионные платежи и налоги

Стоимость лицензий

Стоимость лицензий стала одним из главных оснований для критики первых версий закона. На снижении лицензионных платежей активно настаивали международные игроки на рынке азартных игр. К ним прислушались и в финальной версии закона ставки стали куда умереннее.

✔ Казино

Согласно Закону, лицензия на 5 лет стоит 60 тысяч минимальных зарплат – 283,4 млн грн за казино в Киеве и 30 тысяч минимальных зарплат – 141,7 млн грн за казино в других городах.

За игорное оборудование придется заплатить отдельный ежегодный взнос:

  • 175 минималок (826,5 тыс грн) за стол с рулеткой
  • 90 минималок (425 тыс грн) за стол без рулетки
  • 6 минималок (28,3 тыс грн) за игровой автомат

✔ Онлайн казино – 6,5 тысяч минималок (30,7 млн грн) за пятилетнюю лицензию

✔ Букмекерская деятельность – 30 тысяч минималок (141,7 млн грн) за пятилетнюю лицензию. Плюс ежегодно за каждый букмекерский пункт – 30 минималок (141,7 тыс грн).

✔ Залы игровых автоматов – 7,5 тысяч минималок (35,4 млн грн) за пятилетнюю лицензию. Плюс ежегодно шесть минималок за каждый автомат (28,3 тыс грн).

✔ Онлайн покер – 5 тысяч минималок (23,6 млн грн) за пятилетнюю лицензию.

А что на практике?

Казалось бы, о какой практике можно говорить, если полноценно рынок азартных игр в новой правовой парадигме закона еще не заработал? И все же, отметить некоторые потенциальные сложности и недостатки можно уже сейчас.

Лотереи

Лотереи были исключены из сферы действия Закона к финальной его версии, несмотря на то, что первые проекты предусматривали единое регулирование для всех видов азартных игр.

Лотереи остались подчинены несколько устаревшему Закону Украины «О государственных лотереях в Украине», хоть и с некоторыми правками, внесенными новым законом. Однако лотереи по-прежнему не считаются азартными играми.

Такая ситуация может сыграть злую шутку с рынком. Начиная от банальной невозможности найти гармонию между подходами, на которых базируются старый закон о лотереях и новый об азартных играх, заканчивая тем, что текущее регулирование может не позволить иностранным операторам лотерей зайти на украинский рынок.

Лицензионные платежи на время переходного периода

Закон предусматривает, что до момента запуска Государственной системы онлайн-мониторинга платежи за лицензии на онлайн казино, на букмекерскую деятельность и на игровой автомат взымаются в тройном размере.

Государственная система онлайн-мониторинга – это специальное программное обеспечение, призванное контролировать рынок азартных игр в режиме реального времени. Ее запуск запланирован в течение двух лет с момента вступления в силу закона. Еще полгода операторы будут иметь, чтобы подключить к системе свое оборудование.

Однако есть опасение, что старт системы онлайн-мониторинга может затормозиться на неопределённый период времени. Если это произойдет, поддержание лицензий значительно «ударит по карману» операторов.

Будет ли happy end

Спрогнозировать с достаточной долей определенности будущее украинского игорного бизнеса не может никто.

Тем не менее, как человек, который более 6 лет участвовал в создании нового регулирования для украинского рынка азартных игр, позволю себе высказать несколько предположений.

В «освоении» украинского рынка игорного бизнеса уже сейчас заинтересован ряд иностранных операторов, которые привыкли работать по строгим международным стандартам и правилам.

Есть огромная надежда, что они собственным примером покажут, как должен работать добросовестный игорный бизнес, создавая на украинском рынке хорошую деловую культуру и практику, делая его более прозрачным и цивилизованным.

В любом случае, ставки уже сделаны, осталось посмотреть, как они сыграют.

Алина Плющ, партнер ЮФ Sayenko Kharenko

Автор благодарит за помощь в подготовке юриста Sayenko Kharenko Ярославу Черныщук

Портал Вулкан Старс — надежное online-казино с выгодной системой лояльности, самым быстрым вводом и снятием средств через популярные платежные системы, сотнями видеослотов. Азартный клуб систематически проводит турниры и акции с отличными призами, а также создает максимально комфортные условия для клиентов с любых гаджетов, даже смартфонов и планшетов.

Регистрация аккаунта в Вулкан Старс

Предусмотрено 2 способа регистрации аккаунта в online казино Вулкан Старс:

    • по номеру телефона или email;
    • через социальные сети;

При любом методе процесс отнимет одну минуту. После первой авторизации на веб-сайте stars-vulkan.website важно заполнить игровой профиль, указав и верифицировав контактные данные.

Слоты Вулкан Старс на деньги

Все слоты Вулкан Старс создавались опытными разработчиками игрового программного обеспечения, среди таковых можно видеть Betsoft, Novomatic, Igrosoft, Microgaming, Globotech и большое количество иных, не менее качественных поставщиков. Сами же слоты делятся на такие виды:

  • Гаминаторы — особый тип слотов от разработчика Novomatic, они предлагают бонусный тур, бесплатные вращения и имеют повышенную волатильность, за счет чего доходные комбинации формируются реже, но доступны более высокие выплаты.
  • Прогрессивные онлайн слоты — в качестве основного приза используется джекпот, сумма последнего растёт с каждой убыточной ставкой предыдущих игроков.
  • Классические — пятибарабанные тематические слоты, кроме обычных символов, используются специальные — они наделены добавочными возможностями.
  • 3D игровые автоматы — основная их черта это качественная графика и объёмная анимация.
  • Фруктовые автоматы — имитация старых автоматов с 3 крутящимися барабанами и символами в виде семерки, BAR и фруктов.
  • Все онлайн-слоты лицензированы и функционируют по принципу генератора рандомных чисел, благодаря чему игра на сто процентов прозрачная и честная.

    Скачать мобильное приложение Вулкан Старс

    Онлайн казино Вулкан Старс можно легко установить на гаджет на основе Android и iOS. Приложение для казино достаточно хорошо оптимизировано, займёт минимум места в памяти гаджета и самостоятельно оптимизируется под маленькие экраны. Важнейшим его плюсом является способность в полностью автоматическом режиме преодолевать интернет-блокировки, избавляя игроков от необходимости выискивать актуальные зеркала всякий раз, когда основной сайт будет недоступным в их регионе.

    Вывод денег из системы Вулкан Старс Casino

    Для казино Вулкан Старс безопасность пользователей на первом месте, и потому любые финансовые переводы проходят лишь через проверенные системы электронных платежей:

      • MasterCard и Visa
      • Yandex.Деньги, Webmoney, QIWI

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *