Характеристика на родителя в суд

Характеристика на родителя в органы опеки может быть написана школьным учителем или воспитателем детского сада. Чаще всего это делается с целью восстановить доверие со стороны службы, защищающей права несовершеннолетних. О нюансах документа будет сказано ниже.

Содержание

Когда необходима характеристика

С момента поступления ребенка в учебное заведение, его родители так или иначе начинают принимать участие в школьной жизни. Помимо обучения ребенка, в задачи школы входит следующее:

  • помощь родителям в вопросах правильного воспитания ребенка;
  • привлечение отцов и мам к активному участию в жизни класса;
  • добиться уважения и понимания в отношениях между детьми и родителями;
  • при необходимости, оказать семье поддержку психологического характера;
  • привить родителям педагогическую культуру, показать пути правильной опеки ребенка.

Атмосфера, присутствующая в семье, отражается на настроении и успеваемости малыша. Опытный и внимательный учитель быстро сможет выявить наличие семейных проблем, вызвав родителей для проведения разъяснительной беседы. Поэтому при необходимости оценки поведения матери или отца ребенка, органы опеки и попечительства поручают написание характеристики классным руководителям.

Бланк характеристики заполняется в таких случаях:

  1. Если человек, ранее лишенный родительских прав, хочет восстановить их. В этом случае над ребенком берется временное опекунство, и помимо воспитателя, характеристика составляется действующим опекуном малыша, который должен оценить, хорошо ли будет его подопечному с родителем.
  2. Если человек отбывал тюремный срок, он какое-то время будет находиться под наблюдением органов опеки, которым нужно убедиться в том, что права ребенка не нарушены.
  3. Если лишения родительских прав не произошло, но родитель получил предупреждение от организации по защите несовершеннолетних в силу каких-либо негативных действий. В этом случае положительная характеристика на мать или отца в органы опеки, написанная учителем или воспитателем, может стать одним из доказательств исправления человека.

Нередко ребенок раскрывается в детсаде или школе с новой стороны. И в таком случае именно учитель должен помочь семье достичь взаимопонимания.

Что должно присутствовать в документе

Действующее законодательство не предполагает четкого образца характеристики на семью воспитанника детского сада в органы опеки. Но имеется ряд пунктов, которые должны быть освещены в таком документе:

  1. Анкетные данные родителя. К ним относится ФИО, дата и год рождения, род занятий.
  2. Состояние здоровья. Учитываются только те заболевания, которые могут оказывать влияние на отношения в семье и дееспособность родителя.
  3. Материальная обеспеченность. Оценивается общее материальное состояние семьи, учитывается наличие постоянных доходов.
  4. Даются описания методов воспитания, особенностей характера и прочих нюансов, которые могут влиять на атмосферу в семье.

Характеристика должна в общих чертах отражать то, каким образом манера общения и род деятельности родителя способны повлиять на развитие ребенка. В конце документа пишется вывод относительно полноты, благополучия и материальной обеспеченности семьи.

Социальные родительские характеристики

Относительно этих данных, семью можно отнести к одной из следующих категорий:

  1. По составу она может быть полной или неполной. Здесь необходимо пояснить причину отсутствия одного из родителей и написать, поддерживает ли он связь с ребенком.
  2. Социальная устойчивость. Определяется воспитательным потенциалом, который может быть как благополучным, так и неблагополучным. В последнем случае необходимо указать причины такого явления.
  3. Материальная обеспеченность. Уровень дохода варьируется по трем показателям: низкий, средний или высокий. Желательно указать сферу деятельности каждого из родителей и его роль в финансовом благополучии семьи.
  4. Относительно типа взаимоотношений семья может быть гармоничной, неустойчивой или конфликтной. Необходимо аргументировать свою точку зрения, приведя несколько примеров.

Психотип родителя

Большинство образцов заполнения документа содержат данный пункт, где описываются психологические черты мам и пап, которые способны отрицательно или положительно отразиться на состоянии ребенка. Сюда относятся:

  • манера общения (демократизм, авторитарность или либеральность);
  • моральные ценности;
  • возможность обеспечить ребенку моральную поддержку, чуткость и заинтересованность в его проблемах;
  • особенности действия при возникновении конфликтных ситуаций;
  • общие сведения о характере человека.

Задачей психологической характеристики является определение эмоционального комфорта ребенка при общении с родителями. Важно выявить, какой пример они подают малышу своим поведением и прививают ли ему общечеловеческие ценности.

Образец

Этот документ должен содержать сведения о характере человека, его отношение к детям, манеру воспитания и т. д. Приблизительный образец предполагает следующие пункты:

  1. «Шапка» характеристики располагается не справа, а посередине. Начать следует с заголовка, написав слово «Характеристика» заглавными буквами. В следующей строке указывается фамилия, имя и отчество родителя (в родительном падеже). Далее нужно написать, в каком статусе родства находится субъект с ребенком, ФИО малыша, школу, в которой он проходит обучение и класс.
  2. В следующем блоке указываются данные матери или отца: адрес, дата рождения, сведения о полученном образовании и месте работы. Здесь же нужно написать о составе семьи. Если она является многодетной, то необходимо указать количество детей, их даты рождения и социальный статус данной семьи.
  3. С этого пункта начинается непосредственно характеристика. Вначале нужно дать оценку поведению и отношению матери к своим детям. Желательно писать не общими фразами, а приводить конкретные примеры: посещение родительских собраний, отношение к ребенку и уровень беспокойства за него. Не лишним будет выяснить у соседей или коллег по работе матери, сколько времени она уделяет ребенку, как отзывается о нем в обычных беседах.
  4. На основании вышеописанных данных необходимо сделать вывод о том какой стиль воспитания присутствует в семье и на каком уровне взаимоотношений находятся мать и ребенок.
  5. Далее следует перечислить личные и нравственные черты матери, способные повлиять на воспитательный процесс. Если на качество выполнения родительских обязанностей может повлиять режим работы или сфера деятельности женщины, то о них следует указать в характеристике.
  6. В конце документа необходимо обязательно указать цель его составления. Характеристика должна содержать дату и подпись составителя. Заверяется документ подписью и печатью руководства школы или детского сада.

В каких случаях не стоит давать положительную характеристику

Учитель или воспитатель должен понимать всю степень ответственности, которая ложится на него при составлении подобного документа. Существует ряд факторов, при которых положительная рекомендация родителя для опекунского совета является невозможной:

  1. При наличии алкогольной или наркотической зависимости. Необходимо постараться выяснить, отражается ли это на ребенке, указав сферы жизни малыша, на которых негативно сказываются подобные привычки родителей.
  2. Многодетность, при которой взрослые не осознают всю степень ответственности за каждого ребенка, не уделяя своим детям достаточного внимания.
  3. Низкие доходы семьи, отражающиеся на ее повседневной жизни.
  4. Недостаточная педагогическая грамотность родителей. Воспитателю очень важно выявить признаки негативного влияния этого фактора на воспитанника.
  5. Психические заболевания. Если подобные отклонения выявляются у одного или обоих родителей, то необходимо проанализировать степень их воздействия на ребенка.
  6. Конфликтность. Если в семье присутствует неблагоприятная атмосфера, практикуются жесткие методы воспитания или насилие, то подобное должно быть отражено в характеристике. При натянутых отношениях, вызванных планируемым разводом, давать положительную рекомендацию родителям также не стоит.


Характеристика семьи для органов опеки – это очень важный документ, к составлению которого учителям и сотрудникам детских садов следует отнестись со всей серьезностью. От точности данных, изложенных здесь, и профессиональности анализа во многом зависит качество жизни ребенка, если он находится в неблагополучной семье.

Одно дело запрашивать характеристику, совсем другое составить. Не изменно нужно было приходить в отдел кадров с характеристикой. Все чаще в деловой обиход вкралось капиталистическое понятие как письмо с рекомендацией. Каждому приходилось связываться с таким понятием как характеристика. Предлагаем пример, который сэкономит время выдачи хорошего документа При социализме поручительское письмо заменяла банальная характеристика. Сегодня характеристики опять начали называть рекомендательным письмом. Если приходило время быть принятым на работу, или выпадал случай занять выборную должность.

Характеристика на ученика школы. образец.

Особенностью составления характеристики на учащегося (группу учащихся) является то, что это самый популярный, действенный и доступный способ для выявления и описания индивидуально-психологических особенностей школьника. Грамотно и корректно составленная характеристика на ученика школы призвана помочь новому педагогу наладить коммуникацию с учеником или всем классом, дать представление о его личностных особенностях каждого ребенка, что в дальнейшем позволит выстроить план педагогической работы, создав оптимальные условия для всестороннего развития школьника. Одновременно предвзято составленная и необъективная характеристика способна отрицательно сказаться на отношениях педагога и ученика.

В разное время требования к составлению характеристик на учащихся были продиктованы различными аспектами социально-исторического процесса, зависели от этапа развития психологии и ее взглядов на индивидуальные особенности личности ребенка. Единый образец характеристики на ученика школы так и не был разработан.

Практика дает нам множество характеристик, составляемых преподавателями в «свободной форме» и по четким рекомендациям педагогической науки. Данные формы значительно разнятся по выделяемым показателям, имея как достоинства, так и недостатки.

Сравнивая и анализируя существующие сегодня формы характеристик на учеников школы, будь то характеристика ученика коррекционной школы или общеобразовательной, применяемые в них критерии оценки учащихся, не трудно выделить базовые требования, которым обязана соответствовать составляемая характеристика:

  1. Должна выявлять и отображать индивидуально-психологические особенности характеризуемого школьника, проявляемые им в поведении и демонстрируемые в процессе обучения;
  2. Разделять учащихся по преобладающим особенностям на группы;
  3. Демонстрировать отношение преподавателя к ученику;
  4. При составлении опираться на стандартную схему;
  5. Быть доступной, понятной для педагогов и «легко читаемой» даже для тех учителей, которые пока не знакомы с этими детьми;
  6. Процесс составления характеристики на школьника не должен быть трудоемким.

Образец написания характеристики на ученика

На основании этих требований разрабатывается индивидуальная «Психолого-педагогическая карта учащегося», при создании которой применяется метод экспертных оценок, выраженных в графическом виде. «Экспертом» в данном случае выступает классный руководитель. Такая карта позволяет составить добиться того, чтобы характеристика на ученика начальной школы и последующих лет обучения максимально объективно отражала действительность.

Сугубо индивидуальные поведенческие особенности учащихся фиксируются в карте в виде шкал. По краям каждой шкалы расположены минимум и максимум выраженности тех или иных особенностей.

Один край соответствует яркому проявлению какой-либо особенности личности ребенка, а другой показывает ее полное отсутствие или наличие противоположной особенности. Анализ оценок, выставленных преподавателем по шкалам отношения, способствует не только облегчению «считывания» информации о школьнике, но и позволяет выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Данная карта рекомендована к заполнению на каждого учащегося школы в конце определенных периодов обучения, чтобы выявить первостепенные задачи в процессе обучения и воспитания ребенка, а также для того, чтобы помочь новому педагогу (в случае передачи классного руководства) в работе с классом. В частности:

  • 3 класс – учителем начальной школы составляется карта с обобщенными данными об ученике для учителя средней школы;
  • 7 класс карту составляют на этапе перехода учащегося к дифференцированному обучению (в период выбора профилирующего направления дальнейшего профессионального обучения);
  • 9 класс карта составляется для своевременного выявления способностей и профессиональных наклонностей учащегося с прицелом на его дальнейшую подготовку к поступлению в конкретный вуз.

Если ученик обучается по одиннадцатилетней программе, то психолого-педагогическая карта составляется в 4, 8 и 10 классах.

Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? рекомендации, образцы, примеры.

Для чего составляется характеристика на ученика? Она подразумевает описание достоинств и недостатков кого-либо или чего-либо. В данной статье будет рассмотрена характеристика на ученика школы или другого учебного заведения.

Такой документ требуется в случае перевода учащегося из одного класса в другой, из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика.

В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы. И самое не приятное, ее требуют в полиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела.

Во всех этих случаях характеристика это почти то же самое, что и резюме при устройстве на работу, только пишется она не самим учеником, а его учителем. В ней указываются учебные успехи, степень физического развития, отношения со сверстниками учителями и многое другое.

Характеристика может быть обыкновенной и психологической, либо включать все сведения.

План характеристики

Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты:

1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья;

2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту.

Если ребенок занимается спортом, – указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики;

3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние.

Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье поучает школьник (положительное или отрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи;

4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности;

5. Интеллектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание.

Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления.

Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общейучебных умений.

Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь;

6. Особенности темперамента. Здесь описывается преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника.

Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость — впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности;

7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, на сколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями;

8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть.

Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе.

Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе.

Готов ли придти на помощь товарищам.

9. Уровень притязаний и самооценка показывают, на сколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается на сколько самооценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.

10. Морально-этические качества отражают обще принятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушению правовых норм.

В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить близкого в сложной ситуации то же излагается здесь.

Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь.

Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.

Конечно в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если они есть) стоит расписать подробнее.

Психологическая характеристика

В данном разделе будет схематично описана методика оценки психологического образа ученика. Это задача школьного психолога, но учитель все же должен представлять каким образом проводится эта работа.

Для составления психологической характеристики ученика используется ряд тестов, направленных на определение степени тревожности ребенка, особенности его самооценки и уровня школьной мотивации. Используя эти тесты, психологи могут дать конкретный ответ, какие именно причины необходимо учитывать, чтобы изменить в положительную сторону какие-либо негативные черты характера ученика.

И так, как и описанная выше характеристика начинается с имени, возраста и семейного состава характеризуемого. Далее приводятся результаты проводимых тестов, и в конце делается вывод на основе анализа результатов тестов с последующими рекомендациями.

Для оценки тревожности используется тест Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, который заключается в последовательном показе картинок с изображением ребенка в различных ситуациях. При этом на рисунке ребенок изображен без лица, а от испытуемого требуется сказать какое лицо (грустное или веселое) в данной ситуации должно быть по его (ее) мнению.

Рисунки разделены на группы: ребенок со сверстниками, со старшими или младшими детьми, с родителями, с учителями. Ответы по каждой группе рисунков оцениваются отдельно в процентном соотношении. Обобщение результатов позволяет сделать вывод о той или иной степени (в %) тревожности в различных ситуациях.

Вывод об особенностях самооценки делается на основе теста «лесенка». Из самого названия можно догадаться, что ребенок должен поставить себя на какую-то ступень и расставить относительно себя всех предложенных ему персонажей: родителей и родственников (папа, мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), школьный коллектив, друзья во дворе и школе, учителя.

Для удобства вычислений самооценки можно предлагать лесенку с10-ю ступенями. Результаты теста описательные по отношению к каждому предлагаемому персонажу.

На основании этих тестов делается вывод об отношении ребенка к школе и семье. Сопоставление результатов тестов помогают выявить причины того или иного поведения школьника.

Отличия характеристик на учеников младшей и средней школы и профессиональных учебных заведений

Принципиально характеристика на учеников младшей и средней школы отличается только возрастом ребенка. Обе характеристики составляются по приведенному выше плану. Как для учащихся младших классов, так и для средней школы указывается склонность ребенка к гуманитарным или естественным наукам.

Характеристика на учащихся профессиональных учебных заведений дополняется отношением к получаемой (полученной) профессии, успехи в ее освоении, профессиональные навыки. Во всем остальном, следует придерживаться того же плана составления характеристики.

Образцы и примеры характеристик на учеников, файлы для скачивания:

Скачать образцы и примеры характеристик на учеников

Характеристика на ученика начальной школы — образец — другое — классному руководителю — база разработок — сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Ф.И. ученика обучается в данной школе с 01.09.2009. До поступления в школу дошкольные учреждения не посещал, воспитывался в семье. Родители интересуются учебой сына, являются активными помощниками ребенку в учебе.

Атмосфера в семье дружелюбная, теплая. Отношения между членами семьи доверительные, близкие. Родители охотно сотрудничают с учителями.За время учебы показал себя не слабым учеником. Быстро научился читать. Читает с интересом, пересказывает прочитанное, отвечает на вопросы по тексту. Учит стихи. На уроках активен, часто поднимает руку.

При выполнении учебных заданий быстро способен переключаться с одного вида деятельности на другой, находить и исправлять свои ошибки. Записи в тетрадях делает аккуратно, старается. Четко и внимательно выполняет инструкции учителя. По математике вычислительные операции выполняет, самостоятельно решает задачи, пишет к ним пояснения.Мальчик дисциплинированный, усидчивый, не конфликтный. Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения. Охотно и добросовестно выполняет общественные поручения.

Обычно выступает в роли «ведомого», следует за кем – то, но уже старается поддержать игру, позвать детей играть. В данный момент имеет много друзей среди одноклассников.

При поступлении в первый класс был замкнут, излишне скромен, стеснителен, часто плакал, когда что – то не получалось, был не уверен в себе. В настоящий момент является опорой педагога.

http://sampledoc.ru, http://neuch.org, http://pedsovet.su

Другие образцы характеристик

  • Образец социально психологической характеристики
  • Характеристика на библиотекаря образец

В. В. Шпакова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВЗЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

Анализируется проблема жизнеустройства детей, оставшихся без попечения. Подробно рассматриваются результаты исследования социально-психологических характеристик приемных родителей. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей из областного Дома ребенка г. Томска. Результаты исследования показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.

Проблема сиротства включена в сферу научных и практических интересов педагогики, психологии, социологии со второй четверти ХХ в., когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей семье. В последние годы, в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации, актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. Это обусловлено увеличением в конце ХХ — начале XXI в. количества официально признанных детей-сирот и беспризорных детей, что неуклонно порождает рост социальной напряженности в обществе.

Традиционная, наиболее распространенная модель воспитания детей-сирот — детский дом — признана неадекватной потребностям развития ребенка большинством зарубежных и отечественных ученых. Согласно данным исследований А.С. Спиваковской , А.М. Прихожан , Э.Г. Эйдемиллера , Й. Лангмейера и других ученых, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития. Лишенные опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей адаптации к широкому социуму.

Конвенция о правах ребенка гласит о том, что всем детям для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Именно поэтому конечной целью всех детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство этих детей в замещающую семью.

Альтернативные детскому дому модели жизнеустройства детей-сирот — замещающие семьи (усыновление, опека и приемная семья) — в современной России развиваются крайне сложно. Институт усыновления практически не работает, одной из основных причин чего является то, что большинство населения России находится за чертой среднего уровня дохода, имеет пассивную позицию по отношению к этой проблеме, негативное отношение к детям из неблагополучных семей, в сознании большинства бытует миф о преимуществах общественного воспитания по сравнению с воспитанием в семье. Поэтому подавляющее большинство детей-сирот обречено воспитываться в детских домах или заниматься «самовоспитанием» на улице.

Как показывают исследования Н.П. Ивановой , В.Н. Ослон и др., установление социальной опеки над ребенком, лишенным родительского попечения, в виде передачи его на воспитание в замещающую семью — наиболее желательно, т. к. способствует формированию близких отношений с окружающими людьми,

что более важно для его дальнейшей интеграции в обществе, чем гигиена, образование, психологическая помощь, чему уделяется первостепенное внимание в детском доме.

По данным А.Б. Холмогоровой и В.Н. Ослон , воспитание приемного ребенка, у которого, как правило, имеются серьезные проблемы в социальном, психическом и физическом развитии, ставит перед замещающими родителями ряд задач, от успешности решения которых во многом зависит, состоится ли данная приемная семья как «сообщество радости», характеризующееся «взаимным удовлетворением психических потребностей, постоянством и глубиной эмоциональных связей, переплетением частной жизни», или будет обречена на деструктивные взаимоотношения, и, возвращение ребенка в учреждения социальной опеки (что ныне происходит довольно часто). В связи с этим целесообразно поставить вопрос о повышении эффективности помощи тем родителям, которые взяли на воспитание детей из государственных учреждений.

Однако несмотря на то, что данной проблеме посвящен целый ряд исследований, она остается актуальной в связи с тем, что на фоне низкой осведомленности общества о проблемах детей-сирот и их жизнеустройстве особо остро стоит проблема привлечения и качественной подготовки приемных родителей. Кроме того, часть уже созданных приемных семей разрушается из-за недостатка психолого-педагогических знаний у родителей, отсутствия служб сопровождения приемных семей и доступной поддержки в кризисных ситуациях.

Проблема исследования, проведенного нами на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» в 2004-2008 гг., вытекает из противоречия между целесообразностью воспитания детей-сирот в замещающих семьях и неразработанностью социально-психологических характеристик приемных родителей, на которые могли бы ориентироваться работники органов опеки и попечительства, составляющие заключение о возможности быть усыновителем, опекуном, приемным родителем. В опытноэкспериментальной работе приняли участие усыновители, опекуны и приемные родители из 102 замещающих семей, проживающих в г. Томске и Томской области, взявшие на воспитание детей в возрасте до 4 лет.

Анализ литературы позволил вычленить следующие социально-психологические характеристики, которыми обладают приемные родители, взявшие на воспитание детей-сирот: активная жизненная позиция, позитивная самооценка, высокий уровень само-

контроля; наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей со всеми вытекающими отсюда обязанностями; ответственность и терпимость в отношениях; ориентация на семейные интересы; установление эмоционального контакта с приемным ребенком; умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе. Эмпирическое исследование выявленных характеристик стало одной из задач нашей работы.

Теоретико-методологической основой нашей работы явились современные теории социализации детей-сирот ; теория привязанности Джона Боулби ; единая концепция смысла Д.А. Леонтьева . Нами использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа (фокусированное интервью), а также диагностические методы — тест смысложизненных ориентаций , методика предельных смыслов , цветовой тест отношений , свободный рисунок «Моя семья» .

Беседа (фокусированное интервью) проводилась с целью анализа отношения замещающей семьи к следующим параметрам: мотивы приема ребенка-сироты на воспитание; наличие кровных детей в семье; основные трудности, возникающие в процессе общения с ребенком и его воспитания; степень удовлетворенности сложившейся ситуацией; степень адаптации ребенка в приемной семье; динамика психического и физического развития ребенка в приемной семье; необходимость в психолого-педаго-гической и социально-юридической помощи.

При наблюдении в момент посещения замещающих семей и в ходе проводимой беседы оценивались такие социальные показатели, как: жилищно-бытовые условия; материальное обеспечение семьи; наличие у ребенка игрушек, карандашей и т.п.; чистота как признак нормального состояния семьи; вид деятельности членов семьи.

Цветовой тест отношений (ЦТО) использовался для выявления адекватности эмоционального компонента отношений приемных родителей к значимым людям (членам семьи) и к самому себе.

Общие предположения автора состояли, во-первых, в том, что за выбранными (ассоциируемыми) для каждого из персонажей, входящих в круг значимых лиц обследуемого, цветами стоят их архитипические значения. Во-вторых, обследуемый строит шкалу цветов, основанную на предпочтении (приятности) одних и неприятности других цветов. Межличностные отношения обследуемого проецируются на эту шкалу предпочтения и анализируются согласно шкале предпочтений.

Полученные данные ЦТО показали эмоциональную основу взаимоотношений в замещающих семьях (выбранные цвета, ассоциируемые приемным родителем с собой, приемным ребенком и другими членами семьи). Были выявлены особенности самооценки приемных родителей и их положение относительно других членов семьи, в частности относительно приемного ребенка. Количество использованных цветов показало насыщенность межличностных отношений приемных родителей. Так, из полученных данных видно, что все приемные родители ставят себя на первое место, что показывает наличие у них завышенной самооценки, инфантилизма или некритичности. Позиция приемного ре-

бенка по отношению к позиции опекуна у большинства семей ниже, чем на одну строчку, что свидетельствует об отсутствии близости с ребенком, наличии проблем и конфликтов. Лишь 29% (в основном это усыновители) ставят приемного ребенка на первое место, полностью идентифицируя его с собой.

Количество цветов, используемых опекунами из восьми предложенных, показывает общую насыщенность и сложность взаимоотношений (7-8 цветов) лишь у 27% испытуемых. У 16% опекунов картина межличностных отношений «склеенная», узкая (всего 4 цвета). У остальных опекунов (57%) отношенческая картина упрощенная (5-6 цветов).

Большинство опекунов выбрали для приемного ребенка желтый или красный цвет, что говорит об активной позиции в отношениях с ребенком. У 17% семей присутствует серый цвет, что показывает наличие проблем в отношениях, снижение контакта между опекуном и ребенком.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) включает в себя, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни или удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) и локус контроля — жизнь или управляемость жизни).

Методика СЖО показала, что у всех опекунов высокий общий показатель осмысленности жизни, а также высокие показатели почти по всем субшкалам теста. Поэтому можно предположить, что все они люди целеустремленные, их жизнь цельная, осмысленная и упорядоченная, они умеют ее контролировать; их жизненные взгляды вполне определились.

Проективный анализ данных методики предельных смыслов (МПС) представляет собой содержательную интерпретацию полученных смысловых цепей и структур в аспекте отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых. В рамках нашего исследования наиболее важным является наличие в системе жизненных ценностей приемных родителей смысла «иметь детей» со всеми вытекающими отсюда обязанностями.

Общая картина исследования опекунов по методике предельных смыслов показала, что в большинстве случаев (71%) в системе потребностей присутствуют дети. В 42% случаев категория детей встречается трижды, что свидетельствует о наличии хорошего контакта, тесных личностных отношениях, повышенной ответственности за ребенка. В 29% замещающих семей смысл «иметь детей» вообще отсутствует; в смысловых цепочках превалируют другие ценности, такие как материальное благополучие, душевно-телесный комфорт, положение в обществе.

Данные, полученные после обработки рисунков «Моя семья», послужили дополнительным материалом при описании каждой приемной семьи отдельно, наряду с сопоставительным анализом результатов наблюдения в процессе проведения индивидуальной беседы с опекуном при личном посещении исследуемых семей и в процессе проведения тестовых опросов.

Таким образом, на основании полученных психодиагностических данных, интерпретации рисуночных тестов, беседы, наблюдения, изучения материально-бытовых условий семьи, мы получили возможность составить социально-психологические портреты каждой из 102 замещающих семей и сделать следующие выводы.

Общими социально-психологическими характеристиками исследуемых замещающих семей являются: наличие трудностей в установлении отношений привязанности с приемными детьми; приемные родители не отдают предпочтение в эмоциональных отношениях приемным детям, занимая при этом активную позицию по отношению к ребенку; слабо выраженные связи между членами семьи.

Из предполагаемых нами социально-психологических характеристик приемных родителей, обследуемые замещающие семьи обнаружили слабую выраженность следующих из них: наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей (со всеми вытекающими отсюда обязанностями), установление эмо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционального контакта с приемным ребенком, умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе.

Все приемные родители показали высокие значения почти по всем аспектам осмысленности жизни. Тем не менее, 85% исследуемых семей испытывают сложности в общении с приемным ребенком. Можно предположить, что данный тест отражает сформированность собственной системы смыслов опекунов, в которой приемный ребенок не присутствует.

К наиболее значимым практическим результатам нашего исследования мы можем отнести тот факт, что позиция приемных родителей по отношению к необходимости психолого-педагогической помощи в выстраивании отношений с приемным ребенком изменилась — с отрицания необходимости помощи специалистов на момент приема ребенка-сироты (85%) до осознания потребности в такой помощи (99%) через 36 месяцев проживания ребенка в замещающей семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родитель-

ского попечительства: Хрестоматия. М., 1991. С. 127-132.

С. 78-79, 99-104.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

4. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. М., 1984.

5. ИвановаН.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. М., 1993.

6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.

С. 39-53.

8. Кон И.С. Этнография родительства. М., 2000.

9. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997. С. 19-21, 49-56.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

11. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2007.

14. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М., 2004.

15. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

16. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1988.

17. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М., 1992.

18. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. С. 110-114.

19. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., 2005.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 июня 2008 г.

Задачки, направления и способы диагностической работы Технологии эмоционального исследования семьи В согласовании с принятым в отечественной эмоциональной науке подходом в качестве методов психологического исследования употребляются как основные (наблюдение и опыт), но и доп способы (беседа-интервью, исследование документации о исследуемых, тест товаров их деятельности и др.

СХП) применяется для определения подопытными собственных характерологических особенностей (акцентуаций нрава).

В рекомендациях указываются конкретные психокоррекционные события для любого из близких ребенка и ему самого. Значение кружков в соответствии с воззрением испытуемого указывает на значимость родственников. Он знакомится с историей жизни семьи, устанавливает ее состав, узнает анамнестические данные о ребенке, историю его рождения и становления, исследует документацию, принесенную родителями на консультацию (эффекты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений), подвергает анализу креативные и контрольные работы малыша. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы, любая из которых содержит 5 вопросов. Потом проектирование деятельности родителей в отношении Кати понемногу переводится из медицинской в коррекционную сферу.

  • Общие сведения об учащемся: Ф.
  • Если педагог в практике своей работы ориентируется на механизм нормативной регуляции в .
  • Загранпаспорт для ребенка — стоимость. Загранпаспорта нового и старого образца детям .
  • В этой работе мы поставили задачу показать, как формируется речь .

Эта методология дозволяет оценить следующие параметры личностной сферы малыша: специфики его отношений со значимым окружением (мамой, основателем, опекунами, бабушкой, дедушкой и прочими родственниками, братьями и сестрами, приятелями, преподавателем и педагогом); характерологические специфики малыша (любознательность, лидерство, коммуникабельность, конфликтность, тревожность и отгороженность). Значение кружков в соответствии с воззрением испытуемого указывает на значимость родственников: образец характеристики заведующей детского сада. Если же появляется больной ребенок, для отца данная взаимосвязь нарушается. Установление контакта на уровне «обратной взаимосвязи» Главная тактическая задачка специалиста по психологии при установлении контакта на уровне «обратной взаимосвязи» содержится в том, чтоб в результате консультирования семья смогла бы преодолеть собственные трудности и дабы процесс их преодоления приобрел бы конструктивный нрав. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы, любая из которых содержит 5 вопросов. 2-ой ориентирован на определение эмоционального на подобии опекунов и избранной ими модели воспитания в семье. Надлежит отметить, собственно до истинного времени, увы, не проводилось сравнительное изучение родительских позиций основателей и мам по отношению к ребенку с задачами в развитии образец положительной характеристики на мать ребенка . В качестве критериев, по коим производится оценка результатов, используются последующие: количество родственников, попавших в площадь круга; размещение кружков что же касается приятель друга; Оценивая результат по первому параметру, специалист по психологии сравнивает количество кружков, изображенных испытуемым, с реальным численностью родственников.

Но в таком случае вряд ли удастся определить предпосылки внутрисемейных задач и далее их допустить. У опекунов имеет возможность появиться неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно ежели их позиция подверглось сомнению. Методология дозволяет расценить: специфики внутрисемейных взаимоотношений и организации семейной жизни; специфику родительско-детских взаимоотношений. Задается только вопросец: «Кто это? А данное кто?» В протоколе непременно отмечается очередность изображения ребенком членов семьи. СМИЛ — русский вариант MMPI — возымела обширное распространение в нашей стране (Ф. В виде иллюстративного материала методики используется предварительно приготовленный набросок

Социализация личности ребенка

Образец положительной характеристики на мать ребенка: Оценка: 66 / 100 Всего: 14 оценок.

Рано или поздно каждый HR-менеджер сталкивается с этим документом в своей работе и отчаянно гуглит правила его заполнения.

Команда Hurma в одной статье собрала все правила по составлению характеристики с места работы. Мы расскажем, что она собой представляет, какая она бывает и как ее составить по образцу.

Как написать характеристику с места работы?

Характеристика с места работы считается деловым документом, который предоставляется сотруднику последним работодателем. Главная цель этого документа — описать деловые качества сотрудника и оценить его как специалиста. Во многих компаниях характеристика с места работы является весомым фактором во время принятия решения о приеме на работу.

Характеристики можно разделить на два основных типа:

1. Внутренняя (характеристика с предыдущей должности /отдела)

Когда сотрудника переводят внутри компании в другой отдел или на другую должность, то ему предоставляется внутренняя характеристика. Также она может быть написана в случае поощрений или дисциплинарных нарушений.

2. Внешняя (характеристика с места работы)

Под внешней характеристикой имеется в виду документ, который составляется по запросу сотрудника или нового работодателя. Кроме этого, характеристику еще могут запросить такие учреждения, как суд, военкомат, представители банка и другие.

Именно поэтому, к написанию характеристики стоит относиться очень внимательно и учитывать все необходимые пункты.

Что содержит в себе характеристика с места работы?

  • Название
  • Данные о последнем месте работы и сотруднике в «шапке» документа

Сюда входит: название компании, месторасположение, контакты, ФИО сотрудника и его должность.

  • Данные о работе сотрудника

Здесь стоит написать: стаж, обязанности, личные и деловые качества, работу в команде, награды и штрафы.

  • Заключительная часть или вывод

В заключительной части описывается кому и с какой целью написана характеристика, а также короткие выводы.

5 основных правил составления характеристики

  1. Текст характеристики может быть набран в документе и распечатан, или же написан от руки.
  2. Размер характеристики обычно не превышает листа А4.
  3. Документ должен быть подготовлен при участии непосредственного руководителя сотрудника и подписан руководителем компании.
  4. В конце документа обязательно должна быть проставлена дата и печать.
  5. Характеристика пишется в 2-х экземплярах: один выдается на руки сотруднику, второй остается в архиве компании.

Если сотрудник недоволен отрицательной характеристикой с места работы, то может написать заявление и приложить его к документу.

Характеристика с места работы на украинском языке: образец

Характеристика

На посаді бухгалтера Шпак Наталія Іванівна працює з березня 2018. Свої посадові повноваження виконує професійно, в повній відповідності з посадовою інструкцією і вказівками керівництва компанії.

Свою роботу Шпак Н.І. виконує з високою якістю і відповідальністю. Своєчасно і правильно виконує доручені їй завдання. Здійснює дієвий контроль за:

— веденням первинного бухгалтерського обліку,
— нарахуванням заробітної плати,
— веденням податкового та управлінського обліку,
— складанням та здачею податкової звітності.

Над удосконаленням особистої професійної підготовки працює наполегливо. До виконання своїх посадових повноважень відноситься старанно, відповідально.

Має високу працездатність. Робочий час Шпак Н.І. витрачає продуктивно і дбайливо.

При виникненні конфліктних ситуацій поводиться коректно, стримано. З колегами підтримує рівні взаємини.

Користується у керівництва компанії довірою. Критику на свою адресу сприймає з розумінням, над наявними недоліками працює результативно і усуває їх в короткий термін.

ВИСНОВКИ

1. Займаній посаді відповідає.

2. Гідна призначення на посаду головного бухгалтера.

Директор ТОВ «Компанія» підпис Петренко О.В.
(дата, печатка)

Характеристика с места работы для военкомата: образец

Характеристика

Васильев Иван Петрович, 1993 года рождения, работает в ООО «IT-компания» с 18 июля 2017 года. Имеет высшее образование. В 2015 году окончил Харьковский национальный университет радиоэлектроники. Не женат, детей не имеет.

Васильев И.П., числится в штате с 2017 года, в должности системного администратора. С июня 2019 года переведен на должность старшего программиста. В его обязанности входит создание приложений, а также наблюдение за бесперебойной работой оборудования. За время работы в ООО «IT-компания» Васильев И.П. проявил себя как хороший и грамотный специалист.

Он ответственно подходит к своей работе и выполняет все порученные задачи. Васильев И.П. постоянно проходит обучающие курсы и поднимает свой профессиональный уровень.

В нарушении трудового распорядка замечен не был. В коллективе проявил себя с лучшей стороны как командный игрок.. Больничный лист брал редко, хронических заболеваний и производственных травм не имеет.

Характеристика выдана для предоставления в Харьковский областной военный комиссариат.

Директор ООО «IT-компания» подпись Михайлов А. Я.
(дата, печать)

Характеристика с места работы в суд: образец

Характеристика

Данная характеристика выдана Ивановой Ольге Олеговне 1975 года рождения состоящей на работе с 01.10.2016 по настоящее время на должности менеджера по продажам. Иванова О.О. в 1992 получила высшее образование по профессии экономист. Имеет диплом, подтверждающий данную информацию. Документ выдан 19.06.1992. Семейное положение: замужем. Детей нет.
Иванова О.О была зачислена в штат предприятия ООО «Продуктовая компания» 01.10.2016. В профессиональном плане отличается стойкостью к стрессовым и нестандартным ситуациям, зарекомендовала себя как хороший и ответственный сотрудник. Отношения с коллегами поддерживает положительные и дружелюбные.

Умеет держать себя в руках, соблюдает все установленные правила. С готовностью принимает участие в общественной деятельности, помогает коллегам. Моральные качества Ивановой О.О можно назвать высокими. Не имеет вредных привычек и не создает конфликтов между сотрудниками.

Характеристика выдана в Минский областной суд.

Директор ООО «Продуктовая компания» подпись Бабич. А.А.
(дата, печать)

Нюансы составления характеристики работодателем

Характеристику часто путают с рекомендательным письмом, но на деле это два разных документа. Первый кратко описывает положительные и отрицательные черты характера человека, его навыки и способности. Второй же является больше положительным отзывом о сотруднике и его работе.

Для написания характеристики нет единого формата, только определенные требования к содержанию. Вы можете уточнить у сотрудника куда необходимо предоставить документ, и по возможности узнать требования организации к характеристике. Особенно, если это касается государственных учреждений.

Помните, работодатель несет полную ответственность за данные, указанные в характеристике. Поэтому всегда описывайте реальное положение вещей. При составлении документа в суды, характеристика приобщается к материалам дела. Некорректные данные могут квалифицировать как «заведомо ложные показания», а на работодателя может быть наложен штраф.

  • Документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *