Группа судей 4 буквы

Социальный статус студенчества в субъективном измерении: результаты эмпирического исследования

М. С. Короткова (Московский гуманитарный университет)

Объективные показатели социального статуса российского студенчества в обществе в последние 20-25 лет практически не менялись, однако социальный престиж, общественная оценка социального статуса характеризуются неустойчивостью в отношении данной группы. Самооценка социального статуса студентов, которые пополняют средний класс, отражает общественное мнение, отношение к высшему образованию в обществе. Это актуализирует исследование субъективной составляющей социального статуса российского студенчества.

В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки социального статуса студентов вузов г. Москвы 2014 г. Выборка (гнездовая) — 1633 чел. Метод сбора первичной социологической информации — анкетирование. Анализ полученных данных базировался на рассмотрении взаимосвязей между самооценками социального статуса студентов и определением ими ценности высшего образования, отношением к получаемому образованию, принадлежностью к конкретному вузу, оценками престижности вуза, профилем вуза и т. д.

Значительная доля опрошенных затруднилась оценить социальный статус студенчества. Лишь четверть студентов оценили его как «высокий», немногим более трети опрошенных определили социальный статус студенчества как «низкий». Большинство респондентов свои оценки социального статуса студенчества аргументировали ценностью высшего образования, из них треть — высокой ценностью, две трети — падением ценности высшего образования в обществе.

Установлены корреляции между самооценками социального статуса и принадлежностью к вузу. Среди представителей технических вузов меньше студентов считают, что высшее образование гарантирует высокий социальный статус, они дают более низкие оценки социальному статусу и, по сравнению со студентами других профилей, имеют большие возможности совмещения учебы и работы. Свое участие в процессе духовного воспроизводства осознают немногим более половины опрошенных студентов. При том

что только четверть опрошенных определили социальный статус студенчества как высокий, абсолютное большинство опрошенных (74%) называют свой вуз престижным.

Результаты анализа свидетельствуют о противоречивости самооценок социального статуса российских студентов и их аргументации, что отражает отношение общества к высшему образованию. Определены условия, при которых студенты будут считать свой социальный статус высоким: учеба в престижном вузе, удовольствие от учебного процесса, финансовая обеспеченность и независимость от родителей, уверенность в востребованности и ценности получаемого образования в обществе.

Ключевые слова: студенчество, социальный статус, оценки социального статуса, духовное производство, высшее образование, престиж вуза, финансовая необеспеченность.

Особенности социального статуса студенчества составляют предмет научного интереса многих исследователей (Гневашева, Сукталиева, 2011; Осинский, Добрынина, 2011; Зубок, Чупров, 2012; Карлова, 2012; Цылев, Дюмина, 2012). Разнообразные аспекты жизнедеятельности студентов, такие как социальная активность, система ценностей, социальные практики чтения, профессиональный выбор, вторичная занятость и др., становятся предметом научного интереса многих исследователей, Социальный статус студенчества исследован в меньшей степени. Его объективные показатели известны, и в исторической ретроспективе они, безусловно, изменялись, но не кардинально. Социальный статус студенчества в субъективном измерении представляет собой весьма подвижный предмет исследования. Самооценка социального статуса студентов отражает общественное мнение, формирует отношение к высшему образованию в обществе. Это актуализирует исследование субъективной составляющей социального статуса российского студенчества.

С целью анализа показателей социального статуса студенчества с января по март 2014 г. автором статьи совместно с научным руководителем — доктором социологических наук, профессором Н. А. Селиверстовой было проведено эмпирическое исследование в 11 вузах г. Москвы. Объем выборочной совокупности составил 1633 студента. Тип выборки — гнездовая (в каждом вузе в среднем опрошено по 150 человек). В отобранных группах был проведен сплошной опрос методом анкетирования.

Выборку составили студенты дневного отделения следующих вузов г. Москвы:

— Московский гуманитарный университет (МосГУ);

— Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ);

— Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (МГМУ им. И. М. Сеченова);

— Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. Е. Евдокимова (МГМСУ им. А. Е. Евдокимова);

— Московский университет МВД России (МосУ МВД);

— Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова);

— Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ МЭИ);

— Российская академия правосудия (РАП);

— Московский педагогический государственный университет (МПГУ);

— Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана);

— Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА).

В исследовании приняли участие студенты 10 государственных и 1 негосударственного вуза, из них: на бюджетной основе обучаются 68,4% (1117 студентов), на платной — 27%

(442 студента). Среди студентов, обучающихся на платной основе, 17% (291 студент) — учащиеся государственных вузов.

Примерно одинаково распределились респонденты по половому признаку: 52% девушек и 49% юношей. Базу исследования составили студенты в возрасте от 18 до 21 года. В своем большинстве (95%) студенты не состоят в браке, только 5% отметили, что женаты или замужем.

Что касается места рождения учащихся, то 42% студентов — приезжие из других городов и областей России, москвичи составили 33% опрошенных, жители Подмосковья — 16% респондентов, граждане СНГ — 6,2%, граждане других стран — 1,5%. Половина опрошенных студентов на момент исследования жили дома с родителями или другими родственниками, 39% — в общежитии. Снимают квартиру 6% студентов, в собственной квартире живут 7% респондентов.

Оценки социального статуса российского студенчества учащимися московских вузов измерялись посредством прямых и косвенных вопросов. Анализ ответов на косвенный вопрос показал, что с суждением, содержащим однозначно высокую оценку социального статуса студенчества — «Российское студенчество наиболее полно включено в процесс образования, овладевает современными знаниями, позволяющими в будущем стать высокооплачиваемым специалистом», — согласились 11% опрошенных. С суждением, содержащим однозначно низкую оценку — «Российское студенчество имеет низкий социальный статус, образование не является способом достижения высокого положения в обществе», — согласились 16,5% студентов. Абсолютное большинство респондентов (72,5%) выбрало относительно нейтральное суждение — «Российское студенчество занимает переходный, временный статус учащихся, не всегда гарантирующий высокое положение в будущем».

Прямой вопрос об оценке социального статуса российского студенчества, с одной стороны, вызвал затруднения у значительной части опрошенных студентов (40,3%), с другой — дал более определенные ответы. Как «высокий» социальный статус студенчества оценили 25% респондентов, как «низкий» — 35% (табл. 1).

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ», В %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 1

DISTRIBUTION OF ANSWERS TO THE QUESTION «THE SOCIAL STATUS OF STUDENTS

IN RUSSIAN SOCIETY IS…», %

Социальный статус студенчества в российском обществе Количество

высокий 3,3

скорее высокий, чем низкий 21,6

трудно сказать 40,3

скорее низкий, чем высокий 27,6

низкий 7,2

Данные оценки социального статуса студенчества 61% респондентов обосновывает ценностью высшего образования: из них 43% ответивших — падением ценности высшего образования, а 18% — тем, что высшее образование ценится в российском обществе. Финансовая необеспеченность студентов — еще одна причина низкого социального статуса, так считает 40% опрошенных. 20% респондентов считают, что студенты зависимы от родителей, 11% — от преподавателей (табл. 2).

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ПОЧЕМУ ВЫ ДАЛИ ИМЕННО ТАКУЮ ОЦЕНКУ СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА?», В %

Table 2

DISTRIBUTION OF ANSWERS TO THE QUESTION «WHY DID YOU ASSESS THE SOCIAL STATUS OF STUDENTS IN RUSSIA IN THIS WAY?», %

Я дал именно такую оценку социальному статусу российского студенчества, потому что… Количество

ценность высшего образования в российском обществе падает 43,4

студенты финансово не обеспечены 39,7

студенты зависимы от родителей 20,1

потому что иметь высшее образование сегодня престижно 19,3

высшее образование ценится в российском обществе 18,3

после получения высшего образования студенты смогут занять высокие позиции в обществе 14,9

студенты зависимы от преподавателей 11,4

студенты включены в процесс духовного воспроизводства 8,7

Прим.: респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Вопрос был полузакрытым, и 10% респондентов сами сформулировали вторую часть незаконченного предложения, объясняя низкий социальный статус студенчества. Вот некоторые ответы: «ценится диплом, а не знания»; «нет гарантии при наличии высшего образования достичь высоких позиций»; «студентов уважают только школьники»; «студентов считают малопонимающими в этой жизни»; «люди с высшим образованием оказываются равноправными с людьми без него, но с высоким материальным достатком».

Низкие оценки социального статуса студенчества 43% опрошенных связывают с падением ценности высшего образования, однако при этом чуть более половины респондентов (51%) рассматривают высшее образование как гарантию высокого социального статуса в будущем. Анализ ответов по подвыборкам показал, что студенты, рассматривающие высшее образование как гарантию высокого социального статуса, — учащиеся МосУ МВД (25%). Студенты МПГУ (58%) и МИФИ (45%) придерживаются противоположной точки зрения (табл. 4, с. 112).

Высокое положение молодежи в обществе, особенно студенческой, исследователи связывают с ее участием в культурном или духовном воспроизводстве (Селиверстова, 2012: 63; Чу-пров, Зубок, Уильямс, 2003: 51). Ведущая учебная деятельность студентов предполагает интенсивное занятие интеллектуальным трудом, овладение основным духовным продуктом — знанием, что делает студентов субъектами духовного воспроизводства. Понимание студентами своей роли в этом процессе — еще один показатель формирования социального статуса.

Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВЫСОКИЙ ИЛИ НИЗКИЙ?», В %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 3

DISTRIBUTION OF ANSWERS TO THE QUESTION «IS STUDENTS’ SOCIAL STATUS IN RUSSIAN SOCIETY HIGH OR LOW?», %

Вуз Статус студенчества

высокий низкий

РЭУ им. Г. В. Плеханова 35,8 25,0%

РАП 21,2 34,4

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова 19,2 43,7

НИЯУ МИФИ 21,4 44,7

НИУ МЭИ 18,7 48,0

МПГУ 19,3 36,0

МосУ МВД 27,4 26,0

МосГУ 30,7 28,0

МГТУ МИРЭА 27,3 26,0

МГТУ им. Н. Э. Баумана 29,3 32,0

Немногим более половины опрошенных (53,9%) считают, что студенчество включено в процесс духовного воспроизводства, четверть опрошенных в этом сомневаются, и только пятая часть респондентов так не считают (табл. 5). Включенность в духовное воспроизводство как аргумент оценки социального статуса студенчества использовали только 8,7% опрошенных.

Зафиксированы корреляции по данному показателю в разрезе вузов: среди студентов технических вузов (МИФИ, МЭИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана) меньшие доли определяют свое участие в духовном производстве, разница в оценках составляет около 10% по сравнению с оценками студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова (65%), МосГУ (63%), МосУ МВД (55%).

Исходя из этого можно предположить, что профиль образования, специфика обучения в вузе, объем учебной нагрузки по-разному влияют на самооценки социального статуса студентов. Среди представителей технических вузов меньше студентов считают, что высшее

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ГАРАНТИРУЕТ ЛИ СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСОКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?», В %

Table 4

RESPONSES TO THE QUESTION «DOES HIGHER EDUCATION CURRENTLY GUARANTEE HIGH SOCIAL STATUS?», %

Гарантирует ли сегодня высшее образование высокий социальный статус? Количество

да 11,4

возможно 50,7

нет 37,8

Таблица 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ВКЛЮЧЕНО ЛИ СТУДЕНЧЕСТВО В ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА?», В %

Table 5

DISTRIBUTION OF ANSWERS TO THE QUESTION «IS STUDENT COMMUNITY INVOLVED IN THE PROCESS OF CULTURAL PRODUCTION?», %

Включено ли студенчество в процесс духовного производства? Количество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да 53,9

нет 21,0

не знаю 25,0

всего 100,0

образование гарантирует высокий социальный статус; они дают более низкие оценки социальному статусу и по сравнению со студентами других профилей имеют большие возможности совмещения учебы и работы. Студенты медицинского и военного университетов в силу загруженности расписания, объема аудиторных, практических и самостоятельных заданий, больше времени уделяют образовательной составляющей своего статуса, соответственно, в большей степени включены в процесс духовного производства (52 и 55%) (табл. 6).

Таблица 6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ВКЛЮЧЕНО ЛИ СТУДЕНЧЕСТВО В ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА?» ПО ВУЗАМ, В %

Table 6

DISTRIBUTION OF ANSWERS TO THE QUESTION «ARE STUDENTS INVOLVED IN THE PROCESS OF CULTURAL PRODUCTION?», % BY UNIVERSITY

Вуз Не знаю

МосГУ 60,0 18,0 22,0

МосГУ заочн. 63,4 9,9 26,8

НИЯУ МИФИ 46,7 23,3 30,0

МГМУ им. И. М. Сеченова 51,7 22,5 25,8

МосУ МВД 54,7 14,7 30,7

РЭУ им. Г. В. Плеханова 64,9 17,6 17,6

НИУ МЭИ 46,7 24,0 29,3

РАП 57,0 21,9 21,2

МПГУ 54,0 22,0 22,7

МГТУ им. Н. Э. Баумана 42,7 30,7 26,7

Таблица 7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ СВОЙ ВУЗ ПРЕСТИЖНЫМ?», В %

Table 7

RESPONSES TO THE QUESTION «CAN YOU DESCRIBE YOUR UNIVERSITY AS PRESTIGIOUS?», %

Можете ли Вы назвать свой вуз престижным? Количество

да 74,2

нет 7,6

затрудняюсь ответить 18,1

всего 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный статус студента формируется и под воздействием отношения учащихся к получаемому образованию. Образование для более половины современных студентов — это одновременная возможность обеспечить себе материальный достаток в будущем и стремление стать высококвалифицированным специалистом. В желании хорошо зарабатывать по полученной специальности прослеживается связь экономического и профессионального статусов. Вполне оправданна значимость материального достатка: студенты рассчитывают получить его по освоенной специальности, на которую было затрачено достаточное количество временных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

В пояснениях студенты дописывали собственные суждения об отношении к образованию: «стремление быть как все»; «переходный период в жизни»; «возможность самоопределения», «средство для достижения других целей».

Образовательная компонента социального статуса более ценна для девушек, нежели для юношей. С высшим образованием связывают самореализацию 52% девушек, 34% юношей, жизненный успех соответственно 58 и 44%, материальный достаток в будущем — соответственно 63 и 51% (табл. 8).

Итак, по мнению респондентов, студенчество как социальная группа занимает переходный, временный социальный статус, не всегда гарантирующий высокое положение в будущем.

Финансовая необеспеченность, падение ценности высшего образования — причины, по которым студенты не могут считать свой социальный статус высоким. При этом свой конкретный вуз студенты считают престижным. Престиж вуза позволяет студентам считать высоким и свой социальный статус, иллюстрирует это положение суждение одного из респондентов: «Само по себе образование не важно, студенты МГИМО получают высокий социальный статус, просто являясь студентами престижного вуза». Учеба в престижном вузе во многом определяет оценку социального статуса студента.

Финансовая необеспеченность, ценность высшего образования как показатели социального статуса более значимы для респондентов по сравнению с таким показателем, как участие в духовном воспроизводстве общества (8,7%), под которым мы понимаем участие студенческой молодежи в производстве духовных ценностей, основанное на умственном и интеллектуальном труде. Однако, отвечая на прямой вопрос, половина студентов указали, что все же включены в процесс духовного производства.

Значительная часть студентов серьезно относится к учебе в вузе, понимая, что выбранная специальность позволит в будущем стать высоквалифицированным специалистом со стабильным материальным достатком. Немногим более половины студентов определяют для

Таблица 8

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МЕНЯ — ЭТО…», В %

Table 8

RESPONSES TO THE QUESTION «EDUCATION FOR ME IS.», %

Образование для меня — это… Ваш пол Всего

мужской женский

способ самореализации 34,0 52,1 43,4

возможность получить диплом 36,5 38,7 37,7

возможность стать высококвалифицированным

специалистом 51,2 61,9 56,7

способ добиться успеха в жизни 44,2 58,0 51,3

возможность обеспечить себе стабильный

материальный достаток в будущем 51,2 63,3 57,4

обещание, данное родителям 13,1 10,5 11,8

возможность достичь высокого социального статуса 27,1 35,2 31,2

интересная студенческая жизнь 26,2 27,0 26,6

себя период обучения в вузе как необходимый временный этап напряженной учебной нагрузки: 36% студентов получают удовольствие от учебного процесса, каждый день узнавая для себя что-то новое и интересное.

Результаты анализа свидетельствуют о противоречивости самооценок социального статуса российских студентов и их аргументации, что отражает отношение общества к высшему образованию. Сформулируем условия, при которых студенты будут считать свой социальный статус высоким: учеба в престижном вузе, удовольствие от учебного процесса, финансовая обеспеченность и независимость от родителей, уверенность в востребованности и ценности получаемого образования в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Осинский, И. И., Добрынина, М. И. (2011) О социальном статусе интеллигенции // Социологические исследования. №2. С. 148-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Уильямс, К. (2003) Молодежь в обществе риска. М. : Наука. 232 с.

Дата поступления: 14.07.2014 г.

Submission date: 14.07.2014.

15182 15184

По горизонтали:
— Химический стерилизатор
— Что выйдет из слова «артистка», если в нём поменять местами буквы
— «На семи ветрах» (актриса Лариса …)
— Компетентная группа судей
— Прошлое название Чехии
— «Если на сердце …, и холодно в груди»
— Вино родом из Португалии
— Наждак, корунд и пемза
— Областной город на западе Украины
— Немецкий «коллега» Донбасса
— Уникальная вещица
— Соседка ливанки и египтянки
— Мама колючих малышей
— Лёгкая летняя ткань для сарафанов
— Анаграмма к слову «шевро»
— В ней ученик пишет диктант
— Критическое мнение
По вертикали:
— Путешествие на французский лад
— Какая птица нектаром питается
— Одна из стран чёрного материка

— Город в Иордании или залив Красном моря
— Искривление балки под собственной тяжестью
— Деталь для «сборки» молекулы
— Прежнее название сибирского народа
— Одна из форм глагола
— Изобретение как свежая струя
— Плотная трикотажная ткань
— Один из жителей Дагестана
— Река в Средней Азии
— Часть местности, вблизи от истоков реки
— Жестокость и беспощадность
— Один из видов ястреба
— «Причёска» газона

АВТОКЛАВ — Аппарат в виде герметически закрывающегося сосуда или камеры, используемый для обработки чего-л. при помощи нагревания под давлением выше атмосферного.

КАРАТИСТ — 1. Спортсмен, занимающийся каратэ. 2. Тот, кто занимается каратэ.

ЛУЖИНА — разг.-сниж. Увелич. к сущ.: лужа.

МАДЕРА — 1. Сорт винограда. 2. Сорт крепкого вина из винограда такого сорта. 3. Вино такого сорта.

АБРАЗИВ — 1. Твердый мелкозернистый материал, используемый при механической обработке — шлифовании, полировке, заточке — металлов, стекла, драгоценных камней и т.п. 2. Инструмент, изготовленный из такого материала.

РАРИТЕТ — Редкая ценная вещь; редкость.

ЕВРЕЙКА — см. евреи.

ЕЖИХА — разг. Самка ежа.

СИТЕЦ — Легкая хлопчатобумажная ткань с набивным рисунком (реже — одноцветная).

ТЕТРАДЬ — 1. Сшитые листы писчей бумаги в обложке. 2. Отдельный выпуск периодического издания или большого печатного произведения, выходящего по частям, в виде небольших книг. // Небольшой сборник нот. 3. разг. Сложенный, но неразрезанный печатный лист книги, брошюры и т.п. 4. устар. Несшитые листы писчей бумаги, сложенные в пачку.

ОСУЖДЕНИЕ ср. 1. Неодобрение, порицание. 2. Признание виновности подсудимого, вынесение ему обвинительного приговора.

ВОЯЖ — устар. Поездка, путешествие.

КОЛИБРИ — и — нескл. Очень маленькая птичка отряда длиннокрылых, отличающаяся яркостью и красотой оперения и обитающая в Америке.

ОСТЯКИ мн. 1. Устаревшее наименование нескольких народностей Сибири: хантов, кетов, селькупов. 2. Представители этих народностей.

ИМПЕРФЕКТ — Одна из форм прошедшего времени глагола в грамматике ряда индоевропейских и некоторых других языков, обозначающая действие или состояние, рассматриваемые в процессе протекания или повторения без указания на момент завершения.

НОВШЕСТВО ср. Нововведение; новое открытие, изобретение и т.п.

ДЖЕРСИ ср. нескл. см. джерси.

АВАРЕЦ — см. аварцы.

ВЕРХОВЬЕ ср. 1. Верхняя, близкая к истоку часть реки. 2. Местность, прилегающая к этой части реки.

ЛЮТОСТЬ — Отвлеч. сущ. по знач. прил.: лютый.

ЯЙЦЕЕД — Паразитическое насекомое, откладывающее свои яйца в яйца других насекомых.

ТРАВА — 1. Растение с однолетними зелеными — не подвергающимися одеревенению — мягкими побегами. // Зеленый покров земли, образованный из таких растений. 2. разг. Настой, отвар из некоторых растений, употребляемый как лекарственное средство.

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс — это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

  • физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);
  • практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.

Мотив — это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.

Схематично орудия производства можно представить следующим образом:

Поясним схему.

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механическис, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т.д.). Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся:

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.

Преобразование предметов труда — технологический процесс — осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.

Технологическая операция — это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.

Технологический переход — часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.

Представим технологический процесс схематически.

Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

Для хранения продуктов труда ( товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек

термины:

Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

Практическая работа

Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности по таблице.

Компоненты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *