Гражданское общество по канту

Кант Иммануил (1724-1804)

– немецкий философ, социальный мыслитель, родоначальник классической немецкой философии XVIII-XIX вв.

Родился в семье шорника в Кенигсберге. В восьмилетнем возрасте был отдан в «коллегию Фридриха», государственную гимназию.

В 1740 г. Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». С 1747 г. Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. В 1755 г. Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т.е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770 г., когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 г. он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 г. оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 г.

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга. Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

Канта по праву называют философом свободы. В своем социально-политическом учении он развивал идею верховной власти народа (народного суверенитета), В «Метафизике нравов» (1797) изложил метафизические начала учения о праве. Кант является одним из создателей концепции «правового государства и «гражданского общества». Философ решительно выступал против тирании в любых ее формах. Чтобы исключить деспотизм, он настаивал на строгом разделении властей – страной должны править не люди, а законы.

В научном творчестве Канта значительное место занимали проблемы мирового исторического процесса, исследования путей достижения свободы, общие и частные вопросы права, государственного регулирования. Всемирную известность получили его взгляды на роль морали в жизни общества («категорический императив»). И поныне актуальны кантовские мысли о соотношении политики и морали, о «честной политике» и т.п. Идеальным политическим состоянием общества Кант признавал мир между отдельными лицами и государством. Он выдвинул также проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войн из жизни человеческого общества. «Вечный мир», по мнению мыслителя, может быть достигнут на основе просвещения и воспитания народов, а также удовлетворения экономических и торговых потребностей наций (трактат «О вечном мире», 1795 г.). Значение Канта как выдающегося мыслителя огромно; его имя известно во всем цивилизованном мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *