Государственные программы защиты детей

Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, повышение доступности социального обслуживания населения являются основными целями государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 (далее – государственная программа).

За время действия государственной программы проведена большая работа по выполнению обязательств государства по социальной поддержке граждан, обеспечению потребностей отдельных категорий граждан в социальном обслуживании, повышению роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семей с детьми, стимулированию рождаемости.

В рамках реализации государственной программы в 2017 году выполнены все предусмотренные мероприятия, в том числе предоставлены материнский (семейный) капитал, пособия и компенсации гражданам, имеющим детей, реализован комплекс мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставлены из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

За период с 2015 по 2017 год на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации направлены субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 2 763 млн рублей. Проведены строительство (реконструкция) объектов в 35 организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации, ремонт 558 объектов стационарных и полустационарных организаций социального обслуживания. Это позволило улучшить условия проживания и обслуживания в организациях социального обслуживания более 105 тысяч пожилых граждан и инвалидов, увеличить вместимость стационарных организаций социального обслуживания на 2 830 койко-мест.

По итогам 2017 года отмечается рост количества негосударственных организаций, участвующих в оказании социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Активно проводилась работа по дальнейшему внедрению в сферу социальной поддержки граждан технологии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая направлена на стимулирование малообеспеченных граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности.

По информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2017 году заключено 111,7 тыс. социальных контрактов (на 70,8 процента больше, чем в 2016 году), 299,8 тысячи человек (с учетом всех членов семьи) получили государственную социальную помощь на основании социального контракта.

С 2017 года в рамках государственной программы реализуется подпрограмма «Старшее поколение», которая направлена на организацию своевременного предоставления в полном объеме мер социальной поддержки гражданам старшего поколения, обеспечение доступа к информационным ресурсам.

Реализацию указанного направления предполагается осуществлять с учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, а также в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

Фактические расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы за 2017 год составили 1 272 167,7 млн рублей.

В 2018 году на реализацию государственной программы и достижение ее целевых показателей предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 1 322 885,75 млн рублей.

С 2018 года в нее включен новый целевой показатель – «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (нарастающим итогом)». Выполнение этого целевого показателя позволит проводить мониторинг ситуации в указанной сфере, будет способствовать повышению уровня защиты жилищных прав детей-сирот.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, ряд проблем остаются нерешенными.

Результаты проведенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга состояния базы стационарных организаций социального обслуживания показали, что значительное число зданий стационарных организаций социального обслуживания не обеспечивают комфортного проживания граждан и необходимо продолжить работу в указанном направлении.

Объем выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета не позволяет в полной мере решать задачи по ликвидации очереди граждан в стационарные организации социального обслуживания, ветхости и аварийности указанных зданий.

Серьезной проблемой остается негативная тенденция снижения рождаемости, сокращение абсолютной рождаемости, обусловленной уменьшением численности женщин репродуктивного возраста.

Дальнейшая реализация государственной программы, а также содержание государственной программы должны учитывать национальные цели развития Российской Федерации в социальной сфере, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204): повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 519530–7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

№ 519539–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

№ 504455–7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть следующие вопросы:

о софинансировании из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих

в связи с предоставлением государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в рамках социального контракта;

об увеличении объемов софинансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

о совершенствовании правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

о совершенствовании порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

о совершенствовании правового регулирования предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

о принятии дополнительных мер по обеспечению снижения в два раза уровня бедности в соответствии с Указом № 204;

о принятии дополнительных мер в соответствии с Указом № 204 по стимулированию рождаемости в целях достижения естественного прироста населения;

о расширении мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе имущественной;

2) принять федеральные проекты «Финансовая поддержка семей с детьми» и «Старшее поколение» национального проекта «Демография» и осуществлять их реализацию;

3) поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос об обеспечении в более короткий срок протезами граждан, перенесших первичную ампутацию конечностей, до признания их в установленном порядке инвалидами, синхронизировав оказание медицинской помощи с осуществлением такого протезирования.

4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) принять меры по достижению целевых показателей государственной программы;

2) усилить контроль за соблюдением условий и обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей, указанных в государственной программе;

3) проработать вопрос о включении в государственную программу дополнительных целевых показателей (индикаторов), характеризующих реализацию всех ее задач;

4) проработать вопрос о применении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

5) продолжить реформирование деятельности психоневрологических интернатов и создание системы долговременного ухода и долгосрочной помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) подготовить предложения по разработке проектной документации стационарных организаций социального обслуживания, отвечающей современным требованиям и соответствующей критериям экономической эффективности проектной документации повторного использования;

7) продолжить работу по координации мероприятий по внедрению Единой государственной информационной системы социального обеспечения, осуществлять мониторинг этой работы;

8) осуществлять совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации мониторинг и анализ поступающих обращений от поставщиков информации и других пользователей Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях своевременного решения возникающих вопросов.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать комплекс мер поддержки и повышения качества и активности жизни граждан старшего поколения;

2) принимать дополнительные меры по мотивации граждан к ведению здорового образа жизни;

3) продолжить практику предоставления социальных услуг и государственной социальной помощи на основании социального контракта и повышать ее результативность;

4) продолжить работу по увеличению объема социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, оказанию таким организациям поддержки, в том числе имущественной;

5) принять меры по созданию мобильных бригад в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения диспансеризации и дополнительных исследований;

6) продолжить работу по информированию населения о мерах, принимаемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по поддержке семей с детьми;

7) продолжить реализацию мероприятий по обучению компьютерной грамотности лиц пожилого возраста и инвалидов;

8) рассмотреть следующие вопросы:

о создании в каждом субъекте Российской Федерации регионального фонда специализированных жилых помещений временного пребывания (социальных гостиниц) в целях обеспечения детей-сирот жильем на период ожидания положенных по закону жилых помещений;

о формировании и ведении региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

9) завершить работу по внесению изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

10) осуществлять на постоянной основе контроль за работой регионального сегмента Единой государственной информационной системы социального обеспечения в субъектах Российской Федерации, обеспечить передачу и актуализацию сведений о предоставляемых в соответствующих субъектах Российской Федерации мерах социальной защиты в полном объеме.

6. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части реализации государственной программы на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.

7. Рекомендовать членам Совета Федерации осуществлять мониторинг реализации государственной программы в соответствующих субъектах Российской Федерации.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

до 28 декабря 2018 года – о реализации предложения, содержащегося в подпункте 3 пункта 3 настоящего постановления;

в период осенней сессии 2019 года – о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2019 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Бахитова К.М.

Бахитова Камиля Маратовна — студент магистратуры, кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: данная статья посвящена проблемам государственной поддержки материнства и детства на фоне неблагоприятных демографических изменений, происходящих в России в настоящее время.

Ключевые слова: материнства, детства, численность населения, государственная поддержка.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в РФ наблюдается негативная тенденция сокращения численности населения в среднем на 700 тысяч человек в год, и в том числе количество детей снижается на 1 миллион человек в год, и при этом можно сказать, что развитие государственной политике по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми приобретает значительную актуальность.

Главным препятствием, стоящим перед рождаемостью в российских реалиях, являются экономические проблемы, несмотря на то, что экономика России постепенно справляется с кризисными тенденциями, доход семей с детьми остается все также недостаточным.

С этой целью Правительство РФ проводит политику поддержки материнства и детства.

Основными методами государственной поддержки материнства и детства в настоящее время выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот.

В России основным актом по защите материнства и детства является Конституция РФ, основы поддержки закреплены в ч. 1 ст. 38. Также существуют меры по поощрению рождаемости, поддержке института семьи, охране интересов детей, которые закреплены в семейном, административном, трудовом кодексах .

Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер. Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:

• повышение числа браков и снижение числа разводов;

• снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;

• создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;

• сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.

Данная социальная политика влечет за собой значительные бюджетные расходы

по направлениям:

• формирование фонда заработной платы для женщин в бюджетных отраслях, таких, как здравоохранение, культура, наука, образование.

• пособия по безработице и пособия на детей;

• пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком

• пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью;

• пенсии детям-инвалидам и т.д.

• федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.

• выплата материнского капитала .

Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.

Однако, президент России Владимир Путин заявил о ряде, поистине, революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России.

Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.

Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.

В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.

Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.

В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.

Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура.

Таким образом, ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.

Список литературы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РФ Авалиани Г.В.1, Дженко К.И.2

1Авалиани Георгий Витальевич — студент магистратуры;

2Дженко Кристина Игоревна — студент магистратуры, кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются возможности CAD/CAM/CAE-систем в машиностроительном комплексе, которые позволяют сокращать срок внедрения новых изделий, а также существенно влияют на технологию производства, увеличивая качество выпускаемой продукции, тем самым, повышая её конкурентоспособность.

Ключевые слова: система автоматизированного проектирования, технологический процесс, управляющая программа.

Информационные технологии играют важную роль в наше время. Абсолютно всё в нашей жизни пронизано ими, ни одна сфера деятельности человека не может обойтись без информационных технологий, равно как и ни одно современное предприятие. Они оптимизируют и автоматизируют различные процессы на предприятиях .

В машиностроительном комплексе информационные технологии используются, к примеру, в Системе Автоматизированного Проектирования (САПР). Данная система предназначена для такого рода работ, как конструкторская, технологическая и т.д. Благодаря данной системе происходит разработка чертежей, трехмерное моделирование детали, а также процесс сборки; проектируется дополнительная оснастка, такая как, пресс-форма, штамп. С помощью данной системы составляется технологическая документация и программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). При объединении этой системы и систем автоматизации управления предприятием, таких как бухгалтерский учет, экономический анализ, прогнозирование, управление складами, материально-техническое снабжение и т.д., создается общий информационный комплекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *