Государственная регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется

Сопутствующие услуги:

  • Выпуск акций
  • Выпуск облигаций

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг считается важнейшим этапом всей эмиссии с точки зрения ее юридического оформления. Стандартная процедура эмиссии включает следующие этапы:

  1. принятие эмитентом решения о выпуске (размещении) ценных бумаг;
  2. утверждение данного решения;
  3. государственную регистрацию выпуска ценных бумаг или присвоение выпуску идентификационного номера;
  4. размещение ценных бумаг;
  5. государственную регистрацию отчета или представление уведомления об итогах выпуска.

В статье подробно рассматривается этап государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Процедура регистрации выпуска ценных бумаг

Частные случаи Документы Сроки Отказ Проспект Ответственность Госпошлина Ссылки на разделы текущей статьи.

Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом и Банком России. Основанием для регистрации служит заявление эмитента, к которому должны быть приложены все необходимые документы. Если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта, то эмитент вправе представить документы на предварительное рассмотрение.

После рассмотрения документов на соответствие законодательству, регистрирующий орган обязан либо осуществить регистрацию ценных бумаг в установленные сроки, либо вынести мотивированный отказ.

В случаях, когда эмиссия не подлежит государственной регистрации, выпуску присваивается идентификационный номер. К таким случаям относятся:

  • выпуск биржевых облигаций (регистрация на усмотрение эмитента);
  • выпуск ценных бумаг при реорганизации АО путем разделения или выделения, осуществляемой одновременно с присоединением или слиянием;
  • выпуск российских депозитарных расписок в случае соблюдения определенных условий.

Одновременная регистрация нескольких выпусков обыкновенных акций или привилегированных акций одного типа не допускается. Исключение: дополнительные эмиссии обозначенных акций, размещаемых при реорганизации АО в форме присоединения или путем разделения или выделения с одновременным присоединением.

Особенности регистрации ценных бумаг в некоторых случаях

  • Регистрация акций при учреждении акционерного общества осуществляется вместе с регистрацией отчета об итогах выпуска – после их размещения.
  • Реорганизация акционерных обществ в форме выделения или разделения, проводимая одновременно с присоединением или слиянием, может не требовать ни государственной регистрации выпуска ценных бумаг, ни регистрации отчета об эмиссии для акционерных обществ, образованных в ходе выделения или разделения.
  • Эмиссии облигаций могут осуществляться без их регистрации, при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 27.5-2 закона «О рынке ценных бумаг».
  • Выпуск российских депозитарных расписок возможен без государственной регистрации при соблюдении условий, указанных в пункте 5.1 статьи 27.5-3 закона «О рынке ценных бумаг».
  • Процедура первичного выпуска акций акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, регулируется Банком России на основании законодательства о банках и банковской деятельности.
  • Эмиссия и размещение муниципальных и государственных ценных бумаг регулируется законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Документы

Предварительное рассмотрение документов

При сопровождении регистрации выпуска ценных бумаг регистрацией проспекта, эмитент может предоставить в регистрирующий орган документы для предварительного рассмотрения (номера указанных приложений относятся к «Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»):

  • заявление о предварительном рассмотрении документов по установленной форме – приложение 1(1);
  • платежное поручение (квитанцию) об уплате соответствующей госпошлины;
  • решение о выпуске ценных бумаг — приложения 4(1)-4(6) (в зависимости от способа размещения ценных бумаг);
  • проспект ценных бумаг;
  • при необходимости – иные документы.

Также эмитент может дополнительно предоставить:

  • решение о выпуске ценных бумаг (в т.ч. неутвержденное);
  • анкету эмитента;
  • проекты еще не принятых эмитентом решений;
  • справку о еще непринятых решениях законодательных органов, если эти решения необходимы для осуществления регистрации выпуска ценных бумаг;
  • в случае невозможности предоставления отдельных документов, справку с указанием соответствующих причин.

Документы для регистрации

Для регистрации выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • соответствующее заявление установленного образца — приложение 1(2), при одновременной государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета о выпуске – приложение 1(3);
  • анкета эмитента – приложение 2(1);
  • копия документа (свидетельство) о государственной регистрации эмитента;
  • решение о выпуске ценных бумаг — приложения 4(1)-4(6) (в зависимости от способа размещения ценных бумаг);
  • копии документов, удостоверяющих факт принятия и утверждения решения о выпуске ценных бумаг;
  • копии учредительных документов эмитента (устава в действующей редакции);
  • в случае выпуска облигаций: расчет стоимости чистых активов для организации, предоставляющей поручительство по облигациям, и составленный на основе бухгалтерской отчетности данной организации (к документу также предъявляются дополнительные требования);
  • платежное поручение (квитанция) об уплате госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;
  • опись представляемых документов – приложение 3;
  • в определенных случаях возможна необходимость предоставления и других документов.

Если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта, то дополнительно предоставляются:

  • сам проспект;
  • копия документа, подтверждающего утверждение проспекта уполномоченным на то органом управления эмитента;
  • в случае если эмитентом представлялись документы для предварительного рассмотрения: копия уведомления регистрирующего органа, подтверждающая соответствие (несоответствие) документов требованиям законодательства, а также справка от эмитента об устранении найденных несоответствий.

В случае регистрации выпуска облигаций, не сопровождающегося регистрацией проспекта, дополнительно предоставляются сведения о бухгалтерской отчетности эмитента с учетом установленных законодательством требований.

Эмитент, являющийся хозяйственным обществом, также должен представить справку об оплате своего уставного капитала (за исключением случаев реорганизации в форме преобразования, слияния, выделения или разделения).

Требования к подаваемым документам

Все документы представляются в единичном экземпляре, за исключением решения о выпуске и проспекта ценных бумаг, подаваемых в двух экземплярах на предварительное рассмотрение и в трех экземплярах при регистрации эмиссии.

Анкета эмитента, решение о выпуске, проспект ценных бумаг и описи представляются также на электронном носителе в соответствии с требованиями регистрирующего органа.

Сроки при проведении регистрации ценных бумаг

Срок предварительного рассмотрения регистрирующим органом предоставленных документов – не более 30 дней с даты их получения. После принятия решения о соответствии или несоответствии документов законодательству, регистрирующий орган в течение 3 дней направляет эмитенту соответствующее уведомление. В случае соответствия документов, эмитенту дополнительно направляются решение о выпуске и проспект ценных бумаг (по одному экземпляру) с отметками о предварительном рассмотрении. В случае несоответствия документов, в уведомлении перечисляются выявленные нарушения.

Государственная регистрация выпуска

Эмитент должен представить документы для регистрации эмиссии не позднее 3 месяцев с момента утверждения решения о выпуске ценных бумаг, а в случае регистрации проспекта – не позднее 1 месяца с момента его утверждения.

Регистрирующий орган выносит мотивированный отказ или проводит регистрацию выпуска с момента получения документов в течение:

  • 30 дней – при регистрации проспекта;
  • 20 дней – без регистрации проспекта;
  • 10 рабочих дней – после их предварительного рассмотрения, при условии, что несоответствий не выявлено или же эмитентом устранены все выявленные несоответствия (при этом документы для регистрации эмиссии поданы не позднее 3 месяцев с момента их предварительного рассмотрения).

В случае выявления нарушений при подаче документов, сроки регистрации, указанные в пунктах 1 и 2, могут быть продлены на время проведения проверки (но не более чем на 30 дней). Однако и в случае выявления устранимых нарушений (не требующих проведения общего собрания участников эмитента) после окончания срока проверки, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановке эмиссии с направлением эмитенту соответствующего уведомления со всеми разъяснениями.

После принятия решения о регистрации или отказе в регистрации выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление в течение 3 дней. При этом:

  • при положительном решении дополнительно направляются по два экземпляра решения о выпуске и проспекта ценных бумаг с отметками о регистрации и присвоенным государственным регистрационным номером данного выпуска;
  • при отказе в регистрации, к уведомлению, содержащему основания отказа, прилагается заверенная копия данного решения.

Основания для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг

  • противоречия и несоответствия законодательству, выявленные при рассмотрении документов, подаваемых для регистрации выпуска;
  • некорректное оформление подаваемых документов;
  • непредставление документов, запрашиваемых регистрирующим органом, в течение 30 дней с даты запроса;
  • неправомочное подписание проспекта ценных бумаг финансовым консультантом;
  • наличие в решении о выпуске или проспекте ценных бумаг ложных и недостоверных сведений.

Причины по которым государственная регистрация ценных бумаг не может быть осуществлена

В отношении акций:

  • полностью не оплачен уставной капитал акционерного общества (кроме случаев учреждения АО);
  • не завершена регистрация отчетов (представление уведомлений) предыдущих эмиссий акций, кроме случаев размещения акций путем конвертации в них соответствующих ценных бумаг, а также кроме тех выпусков, размещение которых завершилось до вступления в силу закона «О рынке ценных бумаг»;
  • в устав эмитента не внесены сведения о количестве и номинальной стоимости объявленных акций и закрепляемых ими правах.

В отношении облигаций:

  • не оплачен уставной капитал эмитента, являющегося хозяйственным обществом;
  • размер обязательств по облигациям или сумма их номинальной стоимости превышает допустимый объем, зафиксированный в уставе эмитента;
  • при размещении облигаций, конвертируемых в акции – до внесения в устав эмитента сведений о номинальной стоимости, количестве и правах соответствующих типов акций, в которые конвертируются облигации.

В отношении опционов эмитента:

  • не оплачен в полном размере уставной капитал эмитента;
  • в устав эмитента не внесены сведения о номинальной стоимости, количестве и правах тех акций, которые можно приобрести по данным опционам.

О регистрации проспекта эмиссии

Сопутствующие услуги:

  • Регистрация проспекта

На усмотрение эмитента, регистрация эмиссии ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта. Однако при размещении акций путем подписки, она должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением нижеперечисленных случаев:

  • размещение происходит среди лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, и при этом число лиц, имеющих преимущественное право приобретения данных ценных бумаг (без учета квалифицированных инвесторов) не превышает 500;
  • касательно акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции: размещение происходит среди лиц, являющихся (или являвшимися на определенную дату) акционерами эмитента и при этом их число не превышает 500 (без учета квалифицированных инвесторов);
  • размещение происходит среди лиц, числом не более 150, без учета квалифицированных инвесторов и акционеров эмитента (которых при этом не должно быть более 500);
  • размещение происходит по закрытой подписке среди лиц, числом не более 500 (без учета квалифицированных инвесторов);
  • объем привлекаемых эмитентом средств в течение одного года (с учетом всех эмиссий) не превышает 200 млн. рублей, а в отношении кредитных организаций, выпускающих облигации – не более 4 млрд. рублей;
  • сумма денежных средств каждого потенциального приобретателя, вносимых в оплату ценных бумаг, составляет не менее 4 млн. рублей, при этом количество лиц, имеющих преимущественное право приобретения данных ценных бумаг (без учета квалифицированных инвесторов) не превышает 500.

В указанных случаях, а также при размещении акций без использования подписки, регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг остается на усмотрение эмитента.

Если эмитент осуществляет одновременную регистрацию нескольких эмиссий, он может подготовить один общий проспект ценных бумаг.

При размещении ценных бумаг путем открытой подписки или при регистрации проспекта, на эмитента накладываются обязательства по раскрытию информации о выпуске ценных бумаг (в соответствии с положениями статьи 30 закона «О рынке ценных бумаг»).

Ответственность за нарушения законодательства

Регистрирующий орган отвечает за полноту сведений, указанных в подаваемых для регистрации эмиссии документах, но не несет ответственности за их достоверность.

Эмитент отвечает перед владельцем ценных бумаг (инвестором) за убытки, понесенные последним вследствие предоставления (раскрытия) эмитентов недостоверной информации (в т.ч. в проспекте ценных бумаг).

При выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию (кроме случаев, когда регистрация не требуется), должностные лица эмитента несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность

При нарушении законодательно установленного порядка эмиссии ценных бумаг, налагается административный штраф:

  • на должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб.
  • на юридические лица – от 500 до 700 тыс. руб.

При осуществлении профессиональными участниками рынка ценных бумаг операций по переходу прав на ценные бумаги, проводимых до завершения регистрации отчета об их выпуске (кроме случаев, когда регистрация отчета не требуется), на них накладывается штраф:

  • на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.
  • на юридические лица – от 300 до 500 тыс. руб.

Иные виды нарушений в сфере ценных бумаг с указанием административной ответственности указаны в КоАП РФ (в т.ч. статьи 15.17-15.24.1).

Уголовная ответственность

В случаях злоупотреблений при проведении эмиссии, а именно:

  • размещение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию;
  • внесение заведомо недостоверной информации в проспект ценных бумаг;
  • утверждение проспекта или отчета об итогах выпуска, содержащих заведомо недостоверную информацию;

при условии, что данные действия нанесли крупный ущерб (более 1 млн. руб.) государству, организациям или гражданам, к виновному применяется одна из мер пресечения:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 до 2 лет;
  • обязательные работы продолжительностью не более 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет.

В случае если указанные действия совершены организованной группой (группой лиц по предварительному сговору):

  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

Иные меры уголовной ответственности за нарушения в сфере ценных бумаг указаны в УК РФ (в т.ч. статьи 185-186).

Госпошлина

Размеры госпошлин за операции, связанные с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг.

  • государственная регистрация выпуска ценных бумаг:
    • размещаемых путем подписки – 0,2% от номинальной суммы эмиссии, но не более 200 тыс. руб.,
    • размещаемых иными способами – 20 тыс. руб.;
  • государственная регистрация отчета об итогах эмиссии ценных бумаг (кроме случая, когда регистрация отчета проводится одновременно с регистрацией выпуска) – 20 тыс. руб.;
  • государственная регистрация выпуска опционов эмитента и выпуска российских депозитарных расписок – 200 тыс. руб.;
  • регистрация проспекта ценных бумаг, российских депозитарных расписок, опционов эмитента – 20 тыс. руб.;
  • государственная регистрация изменений в проспекте ценных бумаг или в решении о выпуске – 20 тыс. руб.;
  • предварительное рассмотрение документов, подаваемых при регистрации выпуска ценных бумаг – 100 тыс. руб.;
  • регистрация основной части проспекта ценных бумаг – 200 тыс. руб.

Статья 27.5.1. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России

1. Облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением.

2. Эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций, без проспекта указанных облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.

Решение о размещении облигаций Банка России, а также решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России принимаются уполномоченным органом управления Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Идентификационный номер выпуску (дополнительному выпуску) облигаций Банка России присваивается Банком России в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций.

Запрещается размещение облигаций Банка России ранее трех дней со дня обеспечения доступа к содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России информации путем ее опубликования на странице Банка России в сети Интернет.

4. Банк России обязан раскрыть информацию о принятии решения о размещении облигаций Банка России, об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, о завершении размещения облигаций Банка России и об исполнении обязательств по облигациям Банка России.

Раскрытие указанной в абзаце первом настоящего пункта информации осуществляется Банком России не позднее пяти дней со дня наступления соответствующего события путем опубликования ее в официальном издании Банка России и (или) на странице Банка России в сети Интернет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

назад >> 3. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

4. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации. За исключением размещения ценных бумаг при учреждении акционерного общества, а также при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) (Первый абзац статьи 24 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Регистрирующие органы.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Таким образом, под регистрирующим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной орган, к полномочиям которого федеральным законом отнесено осуществление государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг определенных эмитентов.

В настоящее время иными регистрирующими органами, определенными федеральными законами, являются:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – в отношении выпусков (дополнительных выпусков) любых эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций (Пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) – в отношении выпусков (дополнительных выпусков) государственных и муниципальных ценных бумаг, выпусков (дополнительных выпусков) облигаций государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий (Статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Все иные выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Часть полномочий по осуществлению государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг передана федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг его региональным отделениям.

В соответствии с действующим порядком разграничения полномочий по осуществлению государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и его региональными отделениями (Распоряжение ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. № 03-606/р «О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг») федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг:

а) эмитентов, включенных в Список эмитентов, документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Утвержден распоряжением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. №03-606/р «О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг»);

б) эмитентов, являющихся управляющими компаниями, получившими лицензию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов;

в) размещаемых посредством открытой подписки (публичного размещения) в случае, если общий объем по номинальной стоимости ценных бумаг соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) превышает 5 млн. руб.;

г) размещаемых посредством закрытой подписки в случае, если общий объем по номинальной стоимости ценных бумаг соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) превышает 20 млн. руб.;

д) размещаемых иными способами в случае, если на дату утверждения уполномоченным органом управления эмитента соответствующего решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг размер уставного (складочного) капитала (паевого фонда) такого эмитента составляет или превышает 500 млн. руб.;

е) размещаемых при реорганизации акционерных обществ в случае, если хотя бы одним из акционерных обществ, участвующих в такой реорганизации, является акционерное общество, включенное в Список эмитентов, документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

ж) являющихся облигациями Банка России, муниципальных унитарных предприятий или иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций;

з) являющихся опционами эмитента и жилищными сертификатами.

Государственная регистрация иных выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (за исключением Саратовского и Челябинского региональных отделений) в зависимости от места нахождения эмитента ценных бумаг.

Документы, представляемые для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению эмитента прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, — проспект ценных бумаг. Перечень документов, представляемых эмитентом для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, является исчерпывающим (Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В общем случае, помимо заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, эмитентом представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг следующие документы (Пункт 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс):

анкета эмитента;

справка эмитента об оплате его уставного капитала;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

копия учредительных документов (устава) эмитента со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

документ об уплате налога или сбора, взимаемого в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при эмиссии ценных бумаг (Пункт 2.4.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс);

опись представляемых документов.

В зависимости от вида, формы и особенностей размещения ценных бумаг для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитентом представляются также иные документы.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент представляет также копию бухгалтерской отчетности за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, срок представления которой уже наступил (Пункт 2.4.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, помимо проспекта ценных бумаг, эмитент представляет:

копию (выписку из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении проспекта ценных бумаг;

копии документов, подтверждающих соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на предыдущих этапах процедуры эмиссии ценных бумаг (Пункт 2.4.11 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, эмитентом представляется меморандум, подписанный эмитентом и финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.

В общем случае документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг — не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг (Пункт 2.4.15 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

Меморандум, представляемый для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.

Меморандум, представляемый для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг (далее – Меморандум), содержит ряд заявлений эмитента и финансового консультанта на рынке ценных бумаг (Пункт 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс):

заявление эмитента о том, что указанное лицо выступает финансовым консультантом на рынке ценных бумаг в отношении выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, документы для государственной регистрации которого представляются эмитентом в регистрирующий орган;

заявление финансового консультанта на рынке ценных бумаг о том, что он не является аффилированным лицом эмитента и соответствует требованиям, предъявляемым к финансовым консультантам на рынке ценных бумаг;

заявление финансового консультанта на рынке ценных бумаг о том, что эмитент (связанные с ним лица) не имеет обязательств (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом) перед указанным финансовым консультантом (связанными с ним лицами), не связанных с оказанием данным профессиональным участником услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, услуг по размещению ценных бумаг, услуг, связанных с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, и (или) осуществлением оценочной деятельности;

заявление финансового консультанта на рынке ценных бумаг о том, что он или связанные с ним лица не имеют обязательств перед эмитентом (связанными с ним лицами) (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом), не связанные с оказанием данным профессиональным участником (связанными с ним лицами) услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, услуг по размещению ценных бумаг, услуг, связанных с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, и (или) осуществлением оценочной деятельности;

заявление финансового консультанта на рынке ценных бумаг о том, что раскрытие информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг проведено эмитентом в соответствии с установленными требованиями.

Для целей составления Меморандума под лицами, связанными с юридическим лицом (профессиональным участником рынка ценных бумаг, эмитентом), понимаются:

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

Смысл указанных заявлений состоит в том, чтобы с одной стороны подтвердить соответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, привлеченного эмитентом для подготовки проспекта ценных бумаг, предъявляемым к нему требованиям, а с другой – установить отсутствие имущественного интереса финансового консультанта на рынке ценных бумаг в искажении реального финансового положения эмитента, результатов его финансово – хозяйственной деятельности, перспектив развития эмитента, а также иной информации, раскрываемой в проспекте ценных бумаг, подписанном финансовым консультантом на рынке ценных бумаг. Такой имущественный интерес может иметь место в случае наличия между эмитентом и финансовым консультантом на рынке ценных бумаг (связанными с ними лицами) гражданско–правовых обязательств, поскольку исполнение таких обязательств, в том числе размер выгоды для одной из сторон, может зависеть или может быть постановлено в зависимость от соответствия действительности информации, подтверждаемой финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подписывающим проспект ценных бумаг.

Требование о включении в Меморандум заявления финансового консультанта на рынке ценных бумаг об отсутствии между ним и эмитентом (связанными с ними лицами) взаимных обязательств фактически означает запрет на оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг при наличии указанных обязательств. Исключение составляют обязательства, связанные с оказанием услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, услуг по размещению ценных бумаг, услуг, связанных с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и осуществлением оценочной деятельности.

Вместе с тем, в том случае, когда профессиональный участник рынка ценных бумаг оказывает эмитенту услуги как по подготовке проспекта ценных бумаг (услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг), так и услуги по размещению ценных бумаг (услуги андеррайтера), то исполнение эмитентом обязательств перед таким профессиональным участником рынка ценных бумаг за оказание услуг по размещению ценных бумаг, в том числе размер вознаграждения андеррайтера, зависит, как правило, от итогов размещения ценных бумаг – т.е. от принятия инвесторами решения о приобретении размещаемых ценных бумаг. Инвесторы, принимая решение о приобретении ценных бумаг, в значительной степени ориентируются на информацию, раскрываемую в проспекте ценных бумаг, достоверность которой подтверждается тем же самым профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Таким образом, в этом случае у профессионального участника рынка ценных бумаг возникает конфликт интересов:

с одной стороны профессиональный участник рынка ценных бумаг как финансовый консультант на рынке ценных бумаг заинтересован в том, чтобы подтвердить достоверную информацию, раскрываемую инвесторам в составе проспекта ценных бумаг, который он подписывает;

с другой стороны профессиональный участник рынка ценных бумаг как андеррайтер заинтересован в искажении информации, достоверность которой он подтверждает, с тем, чтобы получить для себя большую выгоду при оказании услуг по размещению ценных бумаг.

Учитывая изложенное, в случае, если финансовый консультант на рынке ценных бумаг одновременно оказывает эмитенту услуги по размещению ценных бумаг, представляемый эмитентом Меморандум должен также содержать:

перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг и услуг по размещению ценных бумаг эмитента, утвержденный финансовым консультантом на рынке ценных бумаг;

перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, утвержденный данным финансовым консультантом.

Другой серьезной проблемой, возникающей при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, является предоставление эмитентом финансовому консультанту на рынке ценных бумаг информации о своей финансово – хозяйственной деятельности в целях подготовки проспекта ценных бумаг раньше, чем остальным участникам рынка ценных бумаг. Таким образом, указанная информация является фактически инсайдерской, и профессиональный участник рынка ценных бумаг, оказывающий эмитенту услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, может быть заинтересован в неправомерном использовании такой информации для получения несправедливой прибыли путем, в том числе, совершения сделок с ценными бумагами эмитента или иных организаций.

В этой связи, представляемый эмитентом Меморандум должен содержать дату, с которой эмитент в целях подготовки проспекта ценных бумаг начал предоставлять финансовому консультанту на рынке ценных бумаг информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности – т.е. дату, с которой указанное лицо могло располагать инсайдерской информацией.

В случае, если для подготовки проспекта ценных бумаг эмитент привлекал иных лиц (аудитора, оценщика) и предоставлял им в этих целях информацию о свой финансово – хозяйственной деятельности, а также в случае присвоения эмитенту и (или) его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством и предоставления эмитентом рейтинговому агентству информации о своей финансово – хозяйственной деятельности в этих целях в Меморандуме также указываются даты, с которых информация о финансово – хозяйственной деятельности эмитента начала предоставляться указанным лицам.

Помимо перечисленной в Меморандуме также указывается иная информация, в том числе реквизиты (даты заключения и номера) договоров, на основании которых эмитенту оказываются соответствующие услуги.

Меморандум должен быть подписан эмитентом, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, а также может быть подписан аудитором эмитента, юридическим консультантом эмитента, оценщиком эмитента, рейтинговым агентством, присвоившим эмитенту и (или) его ценным бумагам кредитный рейтинг.

Осуществление государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекте ценных бумаг, но не за их достоверность (Пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункт 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

Вместе с тем, регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного для принятия решения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проведения такой проверки (Пункт 2.4.17 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

В случае представления в регистрирующий орган не всех документов, а также в случае наличия иных оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений (Пункт 2.4.21 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

Эмитентом могут быть представлены в регистрирующий орган документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и (или) дополнительного выпуска ценных бумаг.

Под выпуском ценных бумаг понимается совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации (Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Под дополнительным выпуском ценных бумаг понимается совокупность ценных бумаг, размещаемых на одинаковых условиях дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска (Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Таким образом, основное отличие выпуска ценных бумаг от дополнительного выпуска ценных бумаг состоит в отсутствии (наличии) ранее размещенных ценных бумаг, предоставляющих их владельцам тот же объем прав, что и размещаемые ценные бумаги. Учитывая, что выпуск составляют все ценные бумаги одного эмитента, предоставляющие одинаковый объем прав, независимо от условий, способа, места и времени их размещения, ценные бумаги дополнительного выпуска также должны вливаться в состав того выпуска, к которому они являются дополнительными. Достигается это посредством механизма присвоения государственных регистрационных номеров.

При государственной регистрации выпуска ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из двух частей: индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска ценных бумаг. По истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется (Пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Таким образом, после аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценные бумаги, составляющие такой дополнительный выпуск, получают тот же индивидуальный государственный номер, что и ранее размещенные ценные бумаги с тем же объемом прав, образуя тем самым единый выпуск ценных бумаг.

Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются (Статья 21 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

а) нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

Частными случаями противоречия условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствия условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации являются следующие Пункты 2.4.24 – 2.4.26 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс:

— размещение акций (за исключением акций, размещенных среди учредителей при учреждении акционерного общества), облигаций, эмитентами которых являются акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, и опционов эмитента до полной оплаты уставного капитала эмитента;

— размещение дополнительных акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции, и опционов эмитента до государственной регистрации в уставе акционерного общества – эмитента положений о номинальной стоимости и количестве объявленных акций соответствующей категории (типа), а также о закрепляемых ими правах;

— размещение акций до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков (дополнительных выпусков) акций (за исключением акций, размещение которых завершилось до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг»);

— увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия понесенных им убытков;

— размещение облигаций, эмитентами которых являются акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, сумма номинальных стоимостей которых вместе с суммой номинальных стоимостей всех ранее размещенных и непогашенных облигаций (облигаций, обязательства по которым не исполнены) превышает размер уставного капитала эмитента либо величину (размер) обеспечения, предоставленного ему третьими лицами;

— размещение одновременно двух и более выпусков (дополнительных выпусков) акций одной категории (типа) (за исключением акций, размещаемых при реорганизации юридических лиц) (Пункт 2.4.27 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс);

б) несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

в) непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

г) несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

д) внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд Часть вторая статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы, представленные для осуществления такой государственной регистрации, не возвращаются (Пункт 2.4.28 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2013 года Бутырский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Дудкина А.Ю., при секретаре Аминове И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1813/13 по иску Открытого акционерного общества » Сбербанк России» в лице филиала – Московского банка ОАО Сбербанк России к Шершневу С. А. о взыскании ссудной задолженности по банковской карте, взыскании судебных расходов, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании ссудной задолженности по банковской карте, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сбербанк России» и Шершнев С.А. заключили договор (эмиссионный контракт №) на предоставление ответчику возобновляемой кредитной линии по средствам выдачи международной кредитной карты Сбербанка Visa Classic с предоставлением по ней кредитом и обслуживанием счета по данной карте в российских рублях. Указанный договор заключен в результате публичной оферты путем оформления ответчиком заявления на получение кредитной карты Сбербанка России Visa Classic и ознакомления его с Условиями выпуска и обслуживания кредитной карты Сбербанка, тарифами Сбербанка и памяткой держателя международных банковских карт. Данный договор по своему существу, является договором присоединения, основные положения которого в одностороннем порядке сформулированы Сбербанком России в Условиях. Во исполнение заключенного договора ответчику была выдана кредитная карта Visa Classic № с лимитом кредита <данные изъяты> условия предоставления и возврата которого изложены в Условиях, информацию о полной стоимости кредита, прилагаемой к Условиям и в тарифах Сбербанка. Также ответчику был открыт счет № для отражения операций, проводимых с использованием международной кредитной карты в соответствии с заключенным договором. В соответствии с п. 3.2. Условий, операции, совершенные по карте, оплачиваются за счет кредита, предоставляемого Сбербанком России ответчику на условиях «до востребования»,с одновременным уменьшением доступного лимита кредита. Кредит по карте предоставляется ответчику в размере кредитного лимита сроком на <данные изъяты> месяцев под <данные изъяты> годовых на условиях, определенных Тарифами Сбербанка. При этом Сбербанк России обязуется ежемесячно формировать и предоставлять ответчику отчеты по карте с указанием совершенных по карте операций, платежей за пользование кредитными средствами, в том числе сумм обязательных платежей по карте. Согласно условиям, погашение кредита и уплаты процентов за его использование осуществляется ежемесячно по частям (оплата суммы обязательного платежа) или полностью (оплата суммы общей задолженности) в соответствии с информацией, указанной в отчете, путем пополнения счета карты не позднее двадцати календарных дней с даты формирования отчета по карте. Пунктом 3.9 Условий предусмотрено, что за несвоевременное погашение обязательных платежей взимается неустойка в соответствии с Тарифами Сбербанка. В соответствии с п. 4.1.5 и 5.2.5 Условий, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком условий заключенного договора, Сбербанк имеет право досрочно потребовать оплаты суммы общей задолженности по карте, а ответчик обязуется досрочно ее погасить. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика составляет просроченный основной долг <данные изъяты> просроченные проценты <данные изъяты> неустойка <данные изъяты> Банк направлял заемщику письмо с требованием о досрочном возврате суммы кредита, однако задолженность до настоящего времени не погашена. Истец просит суд взыскать с Шершнева С.А. в пользу ОАО » Сбербанк России» в лице филиала Московского банка ОАО » Сбербанк России» просроченный основной долг в сумме <данные изъяты> неустойку в сумме <данные изъяты> просроченные проценты в сумме <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Представитель истца Открытого акционерного общества » Сбербанк России» в лице филиала – Московского банка ОАО Сбербанк России в судебное заседание явился, извещался должным образом о времени и месте судебного заседания, не возражал о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие.

Ответчик Шершнев С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает, что иск подлежит рассмотрению в порядке заочного производства, так как ответчик о слушании дела уведомлен надлежащим образом, с письменным заявлением об уважительности причин неявки, а так же с заявлением об отложении слушания дела или согласии слушать дело в его отсутствии в суд не обращался.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ основанием для заочного производства, является неявка ответчика в судебное заседание, извещенного о времени и месте судебного заседания и не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в соответствии с договором (эмиссионный контракт №) от ДД.ММ.ГГГГ ОАО » Сбербанк России» предоставил Шершневу С.А. возобновляемую кредитную линию по средствам выдачи международной кредитной карты Сбербанка Visa Classic с предоставлением по ней кредитом на сумму <данные изъяты> под <данные изъяты> годовых, сроком на <данные изъяты> месяца.

В исполнении заключенного договора Шершневу С.А. была выдана кредитная карта Visa Classic № с лимитом кредита <данные изъяты>

В соответствии с п. 3.2. Условий, операции, совершенные по карте, оплачиваются за счет кредита, предоставляемого Сбербанком России ответчику на условиях «до востребования», с одновременным уменьшением доступного лимита кредита.

Кредит по карте предоставляется ответчику в размере кредитного лимита сроком на <данные изъяты> месяцев под <данные изъяты> годовых на условиях, определенных Тарифами Сбербанка. При этом Сбербанк России обязуется ежемесячно формировать и предоставлять ответчику отчеты по карте с указанием совершенных по карте операций, платежей за пользование кредитными средствами, в том числе сумм обязательных платежей по карте.

Согласно п. 3.9 Условий предусмотрено, что за несвоевременное погашение обязательных платежей взимается неустойка в соответствии с Тарифами Сбербанка.

В соответствии с п. 4.1.5 и 5.2.5 Условий, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком условий заключенного договора, Сбербанк имеет право досрочно потребовать оплаты суммы общей задолженности по карте, а ответчик обязуется досрочно ее погасить.

В течение срока действия договора ответчик неоднократно нарушал условия договора в части сроков и сумм ежемесячных платежей, в связи с чем образовалась просроченная задолженность по кредиту.

Банк направлял заемщику письмо с требованием о досрочном возврате суммы кредита, однако задолженность до настоящего времени не погашена.

Согласно ст.807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

В соответствии со ст.808 ГК РФ договор займа между юридическим лицом и гражданином должен быть заключен в письменной форме.

В силу п.1 ст.809 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Согласно п.1 ст.810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В соответствии с ч.2 ст.811 ГК РФ если договором займа предусмотрено возращение сумы займа по частям, то при нарушении заемщиком сроков возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей суммы займа и уплаты процентов.

В силу ст. 813 ГК РФ при невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшения его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

Из представленного истцом расчета задолженности усматривается, что задолженность Шершнева С.А. перед банком по договору (эмиссионный контракт №) от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> просроченный основной долг, просроченные проценты- <данные изъяты> неустойка <данные изъяты> Не доверять представленному расчету у суда оснований не имеется, в связи, с чем суд полагает возможным согласиться с представленным расчетом суммы задолженности.

Таким образом, основываясь на письменных доказательствах, имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу, что Шершнев С.А. ненадлежащим образом исполнил обязательство, возникшее по договору (эмиссионный контракт №), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ним и истцом, что выразилось в невозвращении части кредита и процентов за пользование кредитом.

Кроме того, учитывая, что условиями кредитного договора предусмотрено возвращение кредита по частям, у Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в силу п. 2 ст. 811 ГК РФ и п.5.3.4 договора при нарушении Шершнева С.А. срока, установленного для возврата очередной части кредита и процентов за пользование кредитом, возникло право потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы кредита вместе с причитающимися процентами.

В соответствии с подп.1 п.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишает того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Исследовав все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения Шершнева С.А. кредитного обязательства, возникшего из кредитного договора (эмиссионный контракт №)от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Шершневым С.А. и истцом, нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала Московского банка ОАО Сбербанка России в части взыскания суммы кредита в размере <данные изъяты>

Кроме того ответчиком не представлено доказательств в опровержение доводов истца, а в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Принимая во внимание размер сумм просроченных платежей, а также срок просрочки, суд считает, что действиями ответчика существенно нарушены условия кредитного договора, что является достаточным основаниям для расторжения договора, предусмотренным ст. 450 ГКРФ.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку истец при обращении в суд с иском понес судебные расходы по оплате государственной пошлины, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Открытого акционерного общества » Сбербанк России» в лице филиала – Московского банка ОАО Сбербанк России к Шершневу С. А. о взыскании ссудной задолженности по банковской карте, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Взыскать с Шершнева С. А. в пользу Открытого акционерного общества » Сбербанк России» в лице филиала Московского банка ОАО » Сбербанк России» просроченный основной долг в сумме <данные изъяты> просроченные проценты в сумме <данные изъяты> неустойку в сумме <данные изъяты>

Взыскать с Шершнева С. А. в пользу ОАО » Сбербанк России» в лице филиала Московского банка ОАО » Сбербанк России» расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Разъяснить ответчику право на обращение в суд, принявший заочное решение, с заявлением об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.

Судья: Дудкин А.Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *