ГОСТ 51141 98

Менеджмент организации / Делопроизводство / 5.5. Государственная система документационного обеспечения управления

Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является изданная в 1990 г. Государственная система документационного обеспечения управления – ГСДОУ.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) это – совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятия и в организациях. Положения ГСДОУ изложены в типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации 1993 года.

Основная цель ГСДОУ – упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств обработки информации. Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы документационного обеспечения управления.

Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы документационного обеспечения управления.

Положения ГСДОУ внедряются в практику документационного обеспечения через разработку и издание стандартов, инструкций по делопроизводству, методик, правил, рекомендаций по различным вопросам делопроизводства, через проведение унификации состава и формы управленческих документов.

Положения ГСДОУ получили развитие применительно к соответствующему уровню управления в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, разработанной в 1993 г.На основе типовых разрабатываются инструкции во ведению делопроизводства на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Каковы преимущества введения государственной системы документационного обеспечения управления

Если в организации отсутствует единый стандарт по работе с деловыми бумагами или у работников нет желания применять положения ГСДОУ, организация будет вынуждена самостоятельно разрабатывать правила и нормы документирования, без которых в любом случае не обойтись. Соблюдать положения стандарта выгодно, это снижает расходы организации на разработку собственных норм, а также сокращает время работников: им не нужно изобретать новые формы документов и правила их оформления. Можно составлять и оформлять деловые бумаги, применяя установленный в ГОСТе состав реквизитов. Тем более что новый ГОСТ — это уже 5-я редакция первого стандарта 1972 года, а важнейшая особенность всех стандартов — преемственность требований и правил оформления деловых бумаг.

Если вы оформляете бумаги в соответствии с ГСДОУ это гарантирует юридическую значимость документа как судебного доказательства. Суды при рассмотрении документа оценивают его с точки зрения оформления, опираясь на положения стандарта.

Особое значение имеют реквизиты удостоверения, как их называют специалисты, это: подпись, гриф утверждения, если деловая бумага относится к утверждаемым, в необходимых случаях — печать, а применительно к копиям документов — отметка о заверении копии. Все эти реквизиты должны быть оформлены установленным в ГОСТе способом. Еще один реквизит — дата, без которой вообще не может быть официальной деловой бумаги.

Организационные преимущества использования ГСДОУ

Если в организации применяются положения стандарта ГСДОУ и установленный им состав реквизитов, это позволяет четко разделить ответственность за документ на различных этапах его подготовки:

ответственность исполнителя: за содержание деловой бумаги и ее оформление в соответствии с установленными правилами;

ответственность согласующих лиц: они оценивают содержание и визируют документ по установленным правилам, в основе которых возможность идентифицировать лицо, которое согласовало документ;

ответственность руководителей, подписывающих (утверждающих) деловую бумагу: они принимают решения по документу и подписывают его по установленным правилам, которые позволяют идентифицировать лицо, принявшее решение, независимо от времени, когда это происходило;

ответственность работников делопроизводства, секретарей: они оценивают, соответствует ли документ установленным в организации правилам оформления, а также включают деловую бумагу в состав документального фонда организации, что обеспечивается регистрацией и контролем его жизненного цикла.

Соблюдение правил ГСДОУ при подготовке и оформлении документов гарантирует, что бумага будет принята в органе власти, рассмотрена и на нее будет дан ответ. Неправильно оформленный документ, в котором отсутствуют дата, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, могут вернуть в организацию и отказать в рассмотрении.

Если организация добровольно применяет национальные стандарты, это дает ей преимущества в конкурентной борьбе, свидетельствует о готовности организации быть «прозрачной» и понятной для контрагентов. Применять положения ГСДОУ целесообразно. Благодаря ему вы создадите деловые бумаги, обладающие юридической силой.

Правильно и рационально оформленные документы можно оперативно обработать и проанализировать, что способствует качественным управленческим решениям. Кроме того, единые правила оформления повышают культуру работы с документами в организации и укрепляют ее деловой имидж.

В каких документах организации закрепляются требования ГСДОУ

Национальные стандарты относятся к документам, которые применяются на основе принципа добровольности. При этом национальные стандарты нельзя рассматривать как акты рекомендательного характера. Принцип добровольности означает, что если организация решила принять стандарт, то он становится для нее обязательным.

Обеспечить выполнение требований, рекомендуемых ГСДОУ, в конкретной организации можно в том случае, если делопроизводственная служба или секретарь подготовят локальный нормативный акт (положение о документационном обеспечении управления, инструкцию по делопроизводству, правила оформления управленческих документов и т. д.), в котором будут регламентированы стандартные правила оформления организационно-распорядительных деловых бумаг.

Работу с деловыми бумагами ведет каждая организация, даже если в ней нет специального структурного подразделения и секретаря. В этом случае документами занимаются сотрудники разных подразделений в дополнение к основным обязанностям.

Какие варианты организации делопроизводства возможны

Подразделения самостоятельно ведут все процессы от создания до уничтожения деловых бумаг. Нередко процессы и маршруты движения документов в подразделениях не согласованы между собой. Такое делопроизводство называют децентрализованным.

В организациях, где делопроизводство ведут в отдельных подразделениях, но все они подотчетны некоему центру — например секретарю руководителя, ситуация с документами вызывает меньше сложностей. Это смешанная форма делопроизводства. Но проблема и здесь остается: отсутствуют сотрудники, для которых работа с документами — основная обязанность. Нет единого центра, который курирует делопроизводство, а объем документов с развитием компании постоянно растет. Именно тогда возникают мысли о необходимости передать всю работу с документами в одни руки, например секретарю. Подробнее о том, какие проблемы свидетельствуют о том, что пора свести работу с документами в единый центр, см. в таблице 1 ниже.

Таблица 1. Проблемы, которые указывают на необходимость централизации делопроизводства

Проблемы в работе с документами

К чему они приводят?

Отсутствует единый порядок оформления

Документы обрабатывают неоперативно. Сложно анализировать информацию и принимать управленческие решения. Это приводит к проблемам в партнерских взаимоотношениях

Проекты документов не проходят внутреннее согласование

Автор документа принимает решение без поддержки заинтересованных лиц и не информирует их о содержании документа. В результате структурные подразделения одной организации отправляют документы с разными вариантами решения одного вопроса, порой противоположными

Маршруты движения документов сложные и хаотичные

Документы задерживаются у исполнителей или попадают в чужие руки. На исполнение уходит много времени. Спонтанное и безадресное направление деловых бумаг в подразделения приводит к тому, что сотрудник получает просроченный документ или документы теряют

Сотрудники не регистрируют документы

Нужный документ невозможно найти и доказать, что он поступал в организацию. Если документ нашелся, то сложно подтвердить дату поступления

Отсутствует контроль исполнения документов

Несвоевременное исполнение документов приводит к просрочке или срыву принятых организацией обязательств, в том числе договорных. Организация может упустить потенциальную выгоду, если пропустит важное предложение

Документы хранят сотрудники на своих рабочих местах

Найти документ, который создан несколько лет назад, при таком хранении невозможно. К тому же документы на местах сотрудники хранят по-разному: либо хранят все, включая черновики, либо уничтожают отработанные документы. И первое, и второе неверно. А второе еще и чревато штрафами

Объем документов в организации стал слишком большим

Понять это помогут качественные показатели. Сотрудники, выполняя основные обязанности, не успевают заниматься еще и документами. А если они работают с документами, то страдает основная деятельность. В самых запущенных случаях один человек из отдела добровольно берет на себя делопроизводство, а его обязанности делят между собой коллеги

Какую роль может сыграть секретарь?

Один секретарь до поры до времени справится с потоком документов, но его полномочий недостаточно для контроля за документооборотом растущей организации, соблюдением процедур и правил документирования, а также для внедрения электронных систем управления документами.

Секретарь отвечает за оформление документов и контроль их исполнения по резолюциям руководителя. Он не может в одиночку наладить систему документационного обеспечения управления организацией. Тем не менее именно секретарь может инициировать создание делопроизводственного подразделения, сотрудники которого:

  • установят единые правила делопроизводства;
  • организуют контроль за выполнением правил;
  • создадут понятную схему документооборота;
  • упростят поиск деловых бумаг.

>Государственные стандарты делопроизводства

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Документационное обеспечение управления сегодня стало важнейшим инструментом эффективного управления. В современном обществе взаимосвязи между органами государственного управления и предприятиями, с одной стороны, и частными лицами — с другой, а также предприятиями между собой осуществляются с помощью обмена документацией В которой фиксируются все важнейшие управленческие решения. Национальный стандарт ГОСТ Р 51141—98 «Делопроизводство, архивное дело. Термины — определения» термин делопроизводство и его терминологический синоним документационное обеспечение управления (ДОУ) определяет как отрасль деятельности, обеспечивающую документирование, организацию работы с официальными документами.

Оформление документов регламентируется стандартами для придания им юридической силы, а также для удобства работы с ними. Стандарт описывает типовой образец, которому должны соответствовать документы, системы и технологии. Область действия стандартов и их содержание определяются государственными органами управления. В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты принимает Госстандарт.

Ниже приведены основные стандарты в области делопроизводства:

– ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

– ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;

– ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения»;

– ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения»;

– ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца»;

– ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования»;

– ГОСТ Р 34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи».

Был принят национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования» document определяется как зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная, сохраняемая предприятием или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

Делопроизводство или система документооборота, распространяется на практическую деятельность как лиц, управляющих документами, так на любых других лиц, создающих или использующих документы в ходе деловой деятельности. Управление документами в организации включает следующие задачи: принятие политики или стандартов в сфере управления документами; распределение ответственности/полномочий по управлению документами; установление/распространение процедур, руководящих указаний; предоставление ряда услуг, относящихся к управлению документами (делопроизводству), их использованию; интегрирование управления документацией в системы деловой деятельности. Документы содержат информацию, являющуюся ценным ресурсом, а также важным элементом деловой деятельности. Системный подход к управлению документами позволяет предприятием защищать или сохранять их в качестве доказательства действий. Система делопроизводстваили система документооборота позволяет создать ресурс информации о деятельности организации, который может поддерживать последующую деятельность и отдельные управленческие решения, а также обеспечивать подотчетность всем заинтересованным сторонам. Согласно положениям ГОСТ 15489-1–2007 документы позволяют предприятиям осуществлять свою деятельность упорядоченно, эффективно и подотчетно; предоставлять услуги последовательно, а также беспристрастно; обеспечивать, документировать формирование политики; принятие управленческих решений; обеспечивать согласованность, непрерывность, производительность управленческо — деловой деятельности; повышать эффективность деятельности всей организации; обеспечивать бесперебойность деятельности при чрезвычайных ситуациях; соблюдать требования законодательства плюс регулирующей среды, в том числе в области архивной, аудиторской или надзорной деятельности; обеспечивать защиту, поддержку в судебных делах, включая управление рисками, связанными с наличием или отсутствием документальных доказательств, содержащих сведения о деятельности организации; защищать интересы организации, а также права сотрудников, всех заинтересованных сторон; документировать текущие или будущие научно-исследовательские/ опытно-конструкторские работы, деятельность по развитию, разработки или достижения, а также исторические исследования; предоставлять документированные доказательства деловой, личной и общественной деятельности; обеспечивать деловое, персональное, социальное своеобразие; сохранять корпоративную, индивидуальную память, память общества.

Унифицированные системы документации действуют в целях сокращения количества применяемых документов и подготовки их к стандартизации. В настоящее время действует 8 унифицированных систем документации (УСД):

1.Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

2.Унифицированная система банковской документации.

3.Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.

4.Унифицированная система отчетно-статистической документации.

5.Унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ.

6.Унифицированная система внешнеторговой деятельности.

7.Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий.

8.Унифицированная система документации по труду.

Общероссийские классификаторы являются средствами информационного обеспечения для интегрированной обработки данных (ОКОГУ). В настоящее время разработаны и действуют 37 общероссийских классификаторов, составляющих Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСККТЭИ). К ней относятся:

1.Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления.

2.Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

3.Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

4.Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

5.Общероссийский классификатор пунктов погрузки и выгрузки на транспорте.

6.Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

7.Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

8.Общероссийский классификатор валют (ОКБ).

9.Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

10.Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Государственная система документационного обеспечения управления — это совокупность правил и принципов, устанавливающих единые требования к управленческой документации.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) распространяется на все системы документации государственных органов управления. Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы:

— документирования управленческой деятельности;

— организации работы с документами;

— механизации и автоматизации;

— организации службы документационного обеспечения управления.

Положения ГСДОУ закреплены в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, разработанной в 1993 г., а также в нормативных документах:

— «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления»;

— «Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций»;

— «Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления».

Системы управления базируются на обобщении данных всех сторон деятельности предприятий, организаций в системах информации. Системы информации (документирования) многочисленны и многообразны. Укрупненно их можно представить в виде 8 основных:

1) организационно-правовая система документации, включающая устав, положение, регламент, инструкции, штатное расписание, правила, памятки;

2) плановая система — прогнозы, концепции, программы, комплексные планы, целевые планы, генеральные схемы, графики;

3) распорядительная система документации — постановления, приказы, инструкции, положения, разъяснения, и т.д. на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, отраслевом уровне, ведомственном уровне;

4) справочно-информационная и справочно-аналитическая системы — протоколы, доклады, записки, справки, сводки, переписка;

5) система отчетной документации по направлениям и функциям управления;

6) система статистической информации;

7) система финансовой информации в виде отчетной документации или в виде специальной системы;

8) система по центрам ответственности.

Документационное обеспечение управления ДОУ (стр. 1 из 4)

2. Документационное обеспечение управления (ДОУ)

Делопроизводство или документационное обеспечение управления (ДОУ) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами – является важным аспектом работы любого предприятия: в организациях создаются документы, отражающие результаты и ведение производственной деятельности, финансовое состояние, работу с персоналом, материально-техническое обеспечение и т.п. Именно документы обеспечивают реализацию управленческих функций, в них определяются планы, фиксируются учетные и отчетные показатели и другая информация. В связи с этим, можно сказать, что от того как налажена работа с документами, во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений, эффективность их выполнения и деятельность организации в целом.

Для того чтобы оказать помощь сотрудникам различных компаний в решении проблем, связанных с созданием документов и организацией работы с ними, консалтинговая группа «ТЕРМИКА» выбрала одним из направлений своей деятельности документационное обеспечение управления и архивное дело.

В соответствии с этим консалтинговая группа «ТЕРМИКА» предлагает различные линейки программных продуктов в сфере ДОУ и архивного дела как собственного производства, так и разработки своих партнеров и предоставляет полный комплекс услуг, начиная от нормативно-методической поддержки ДОУ и обучения основам делопроизводства, заканчивая автоматизацией, включающей проведение обследования, разработку регламентов и инструкций, настройку и внедрение автоматизированных систем, а также обучение пользователей и системных администраторов.

Предоставление подобного многообразия программных продуктов и услуг предполагает тесное взаимодействие сотрудников компании с другими профессиональными специалистами в области ДОУ. Поэтому консалтинговая группа «ТЕРМИКА» сотрудничает с Федеральным архивным агентством (Росархивом), Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), Высшей школой документоведения и документационного обеспечения управления Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), кафедрами «Документоведения и документационного обеспечения управления» различных вузов России, среди которых – кафедра Историко-архивного института РГГУ, а также разработчиками АСДОУ и другими заинтересованными авторами и компаниями.

В данном разделе сайта, посвященном делопроизводству и электронному документообороту, содержится информация о программных продуктах и услугах, предоставляемых консалтинговой группой «ТЕРМИКА», а также информационные ресурсы: «Энциклопедия делопроизводства» и «Нормативные документы по делопроизводству».

3. Нормативно-методическое регулирование ДОУ

Нормативно-методическое регулирование делопроизводства (или документационного обеспечения управления) позволяет грамотно организовать не только деятельность службы ДОУ, но и всю систему делопроизводства в целом.

Данное регулирование осуществляется с помощью нормативно-методической базы делопроизводства, без знания которой невозможно:

правильно создать и оформить документы, придав им юридическую силу;

организовать документооборот;

обеспечить хранение и использование документов в текущей деятельности.

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативную базу делопроизводства составляют:

законодательные акты Российской Федерации в сфере документации и информации;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в сфере делопроизводства;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующие вопросы документационного обеспечения;

технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

унифицированные системы документации;

нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждений, организаций и предприятий.

В нормативную базу делопроизводства входят также законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.

РЕШЕНИЯ:

С правовыми актами, нормативными, а также методическими документами в сфере делопроизводства и архивного дела можно ознакомиться, используя следующие информационные продукты:

Информационно-справочную систему архивной отрасли (ИССАО);

Информационную систему архивистов России (ИСАР) – приложением к ИССАО.

«Информационно-справочная система архивной отрасли» – официальная база данных Федерального архивного агентства (соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Росархивом, ВНИИДАД и ЗАО «ТЕРМИКА» от 18 марта 2003 г.) является уникальной и единственной информационной системой, содержащей нормативно-методическую базу делопроизводства и архивного дела.

Комплектование раздела ИССАО «Нормативно-методические основы документационного обеспечения управления» возложено после согласования с Росархивом на Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), кроме этого информационную поддержку по ведению данного раздела оказывает кафедра «Документоведения и ДОУ» Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ), благодаря чему в «Информационно-справочной системе архивной отрасли» собраны практически все правовые акты, нормативные документы и опубликованы уникальные методические рекомендации, регламентирующие технологию создания документов и организацию работы с ними.

В приложение к ИССАО – «Информационную систему архивистов России» – входят законодательные акты и нормативно-методические документы субъектов Российской Федерации, а также справочник по вузам России, готовящим студентов по специальности «032001 (350800) — Документоведение и документационное обеспечение управления» и справочник диссертационных советов по специальности «05.25.02 – Документалистика, документоведение, архивоведение».

4. Разработка нормативных документов по ДОУ

Грамотно документировать информацию и эффективно вести работу с документами можно только при нормативной регламентации технологических процессов работы с документами внутри организации.

Основным нормативным документом по делопроизводству в организации является инструкция по делопроизводству (или документационному обеспечению управления), устанавливающая единые правила составления, оформления документов и работы с ними. В соответствии с этим можно сделать вывод, что данный документ должен быть разработан в каждой организации, предприятии, учреждении.

Инструкция по делопроизводству должна базироваться на действующем законодательстве в сфере документации и информации (т.е. на нормативно-методической базе делопроизводства) и отражать специфические особенности работы с документами, характерные для конкретной организации. Другими словами можно сказать, что инструкция по делопроизводству организации всегда индивидуальна и учитывает все особенности как состава документов, так и технологии их обработки.

Перед разработкой данной инструкции необходимо изучить основные правовые акты и нормативные документы в сфере документации и информации, извлечь их них полезные сведения, а также проанализировать порядок работы с документами в конкретной организации. Создавая такую инструкцию, можно воспользоваться Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. № 536) и взять из нее структуру и отдельные общие моменты, обязательные для любой организации. Затрагивая структуру инструкции по делопроизводству можно сказать, что она как минимум должна состоять из трех частей: общие положения, документирование управленческой деятельности, организация работы с документами, – а также содержать приложения.

Кроме инструкции по делопроизводству в организации должны быть также утверждены положение о службе документационного обеспечения управления, устанавливающее статус, функции, права, обязанность и ответственность данного структурного подразделения, и должные инструкции.

Порядок систематизации документов закрепляется в номенклатуре дел, которая используется при формировании дел, проведении экспертизы их ценности, передачи на архивное хранение, и является обязательным документом для любой организации. Общие требования, предъявляемые к номенклатуре дел, закреплены в части 3.4 «Основных правил работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.).

Также в организации могут применяться и другие документы, регламентирующие работу в сфере документационного обеспечения управления. Как правило, отдельной инструкцией устанавливаются правила работы с документами ограниченного доступа. Требования к составлению и оформлению документов, к текстам документов могут устанавливаться отдельными документом – правилами составления и оформления документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *