Геномная регистрация

Становление базы генетических данных в РФ

Законодательное регламентирование применения геномных сведений в правоохранительной практике является актуальной задачей современных государств. Сегодня хранилища генетических сведений используются во многих европейских и иных странах: в Японии, Сингапуре, Таиланде, Канаде, Чили и др. Первые хранилища генетических данных стали функционировать более 10 лет назад. За период их применения подтвердилась их эффективность для расследования и раскрытия преступлений.

В России идентификация с помощью ДНК впервые была использована в 80-х годах. Сегодня эту технологию применяют во многих службах криминалистики и судмедэкспертизы. Что касаемо государственной системы генетического учета в РФ, теоретические положения которой были разработаны еще в 90-х годах, ее практическую реализацию отсрочили на неопределенное время из-за отсутствия финансовых вложений. В течение нескольких последних лет экспертные отделения были оснащены автоматическими системами геномного анализа, что явилось предпосылкой для выполнения этой программы. Это вызвало необходимость создания нормативно-правовых актов для регулирования соответствующей деятельности. Первоначально был опубликован приказ МВД РФ № 70 от 10.02.2006г. «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов ОВД РФ», вводивший учет геномных данных, приобретенных из образцов биологических материалов – частиц ткани неопознанных трупов и следов, полученных с мест преступлений.

Вступивший в силу 01.01.2009г. Закон о геномной регистрации стал нормативно-правовой базой для усовершенствованного способа учета, применяемого в криминалистике. Благодаря этому стало возможным внесение ДНК-сведений в национальный банк данных.

Виды государственной геномной регистрации

Законом (ст.6) были введены два вида регистрации: добровольная и обязательная.

Добровольная регистрация граждан России, подданных других государств или лиц без гражданства, которые проживают или пребывают на территории России, выполняется на коммерческой основе по заявлению в письменной форме в организациях судмедэкспертизы, относящихся к национальной системе здравоохранения и реализующих свою практику вместе с отделениями ОВД РФ, компетентных в этом роде занятости. Добровольная регистрация лиц, не достигших совершеннолетия, а также лиц, объявленных в судебном порядке частично дееспособными или недееспособными, выполняется на основе заявления родных или приемных родителей, попечителей или опекунов. Прием образцов биоматериалов тоже совершается в их присутствии.

Обязательная геномная регистрация распространяется на следующий круг лиц:

1. Лица, которые были осуждены и отбывают наказание за преступления, расценивающиеся как тяжкие и особо тяжкие, в форме лишения свободы, а также за любое правонарушение, совершенное против половой неприкосновенности и свободы. В отличие от законов некоторых европейских государств (Швейцария, Австрия, Великобритания и др.) законодательство РФ не предусматривают внесение в хранилище данных образцов ДНК подозреваемых.

Лица, для которых является обязательным предоставление образцов ДНК, служат главными «снабженцами» геномных сведений для баз ДНК-информации во всех государствах, владеющих похожими системами. К примеру, государственная база данных Великобритании содержит почти 5 миллионов генетических профилей преступников и только около 400 тысяч ДНК-профилей материалов, полученных на местах свершения преступлений.

Механизм функционирования идентификационной системы представляет собой сопоставление профиля ДНК, полученного при обследовании объекта (места преступления) с хранилищем сведений лиц, рассматриваемых как потенциальных преступников. Идентичность профиля с одним из хранящихся в базе генотипов предоставляет возможность выявить того, кто оставил биоматериал на месте преступления. Этот результат имеет огромное значение, когда отсутствуют другие сведения о причастности данного лица к расследуемому делу, и именно применение базы данных помогает следователям выявить преступника.

2. Лица, чья личность не установлена, биоматериал которых был получен в процессе проведения следственных действий. Цель изъятия таких следов – приобретение генетических сведений лиц, причастных к преступлению. Эти материалы применяют и тогда, когда нет совпадений ни с одним, хранящимся в базе генотипом. Если исследуемый ДНК-профиль, принадлежащий потенциальному субъекту преступлений, совпадает с профилем биоматериала, изъятого с места совершения преступления, тогда можно говорить о серийном характере преступлений.

3. Неопознанные трупы. В законе отсутствует определенность в отношении порядка и целей применения этой информации. Она сохраняется до установления личности, что подтверждает, что главной целью использования является идентификация трупов. Эти данные могут быть использованы и для других расследований, они позволяют проверить возможную причастность лица к совершению нераскрытого преступления. Таким образом, геномный профиль неопознанного трупа может использоваться не только для определения личности, но и для установления лица как преступника.

Порядок приобретения, сохранения и применения биологических материалов

Определение категорий лиц, которые подлежат к генетическому учету, является очень важной проблемой, имеющей криминалистическое и правовое значение. Еще одной основополагающей позицией является регламентация механизмов и критериев изъятия и удаления из хранилища профилей ДНК. Удаление профилей сопровождается удалением всех других данных, приобретенных в процессе исследования ДНК.

Приобретение, пользование, сохранение, удаление биоматериала и обработка ДНК-информации при исполнении регистрации обязаны не допускать вероятность их порчи, утраты и незаконного доступа к ним.

Законом регламентированы сроки хранения генетических сведений. Таким образом, ДНК осужденных и отбывающих наказание лиц сохраняется в базе данных до определения факта их смерти либо до того момента, когда им могло бы исполниться сто лет (при неимении сведений о факте смерти).

Генетическая информация неустановленных лиц, полученная на местах происшествий, сохраняется на протяжении семидесяти лет с момента ее изъятия.

ДНК-сведения, приобретенные при обследовании неопознанных трупов, сохраняется до момента установления личности. Если личность установить не удается, то эти сведения уничтожается спустя семьдесят лет с момента ее приобретения.

Генетическая информация, приобретенная при добровольной регистрации, удаляется при наличии заявления в письменной форме лиц, прошедших регистрацию, а также других компетентных лиц.

В Законе нет указания на то, подлежит ли изъятию из государственной базы данных геномная информация лица, признанного невиновным. В законодательстве других государств это обстоятельство оговорено. Так, в Австрии, Швейцарии, Шотландии определено удаление ДНК-информации обвиняемых в случае их оправдания. Законодательство Великобритании допускает оставление генетических сведений в базе на неограниченных срок и осужденных, и подозреваемых, признанных невиновными.

В законодательствах зарубежных стран регламентируется не только порядок изъятия генетической информации из хранилища данных, но и порядок изъятия образцов биологических материалов. Здесь законодательства разных государств имеют отличия. Так, в Австрии и Великобритании образцы сохраняются неограниченное время, в Швейцарии и Финляндии — время, в течение которого сохраняется профиль ДНК, в Бельгии, Германии и Норвегии – биологические образцы уничтожаются сразу после получения ДНК профилей. Законодательство РФ не регламентирует аспекты и критерии изъятия из хранилища ДНК биологических следов. Есть только указание на то, что правила их уничтожения утверждаются в порядке, установленным Правительством РФ.

Еще один вопрос, не нашедший отображение в федеральном законе, это вопрос о порядке взятия образцов у подлежащих обязательной геномной регистрации лиц. В практике зарубежных государств встречаются различные механизмы получения ДНК-образцов. Они могут следовать поэтапно. Например, осужденному могут предложить добровольное предоставление образца. Если он отказался, используется другой механизм – получение судебного или полицейского ордера на принудительное взятие образца. Также могут следовать физическое принуждение предоставить образец, осуждение, получение его с предмета, имеющего клеточный образец лица.

Использовать геномные сведения, содержащиеся в хранилище данных, имеют право органы дознания и предварительного расследования, ОРД и суды.

Применение геномных сведений заграничными службами и организациями возможно, если это прописано в международных соглашениях РФ.

По окончании периода хранения генетических данных они удаляются тем же государственным органом исполнительной власти, который осуществлял ее хранение.

Контроль и надзор за исполнением закона

Согласно Закону о геномной регистрации, надзор за его реализацией выполняется Генеральным прокурором и другими прокурорами, находящимися в его подчинении.

Контроль над работой организаций, регистрирующих генетические сведения, исполняется федеральными органами власти и органами власти субъектов России в пределах своих полномочий. Неправомерные действия компетентных лиц можно оспорить в судебном порядке.

Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы и их компетентные лица. Механизм проведения ведомственного контроля регулируется соответствующими законодательными актами.

На сегодняшний день не существует конкретных нормативных регламентаций по всем существующим позициям. Это, определенно, одно из уязвимых мест нормативной базы генетической регистрации. Исследуемый закон содержит только фундаментальные, базовые положения, для реализации которых потребуется издание других нормативно-правовых актов.

Финансирование этой процедуры происходит из доходов федерального бюджета.

Биологические следы исследуют в ДНК-лабораториях, которые находятся в ведомстве правоохранительного органа, выполняющего следственную деятельность. Если в регионе отсутствуют специализированные лаборатории, то ДНК-анализ производится в лабораториях, расположенных в соседних областях. На сегодняшний день функционируют оборудованные генетические лаборатории при отделениях полиции в 49 регионах России. Тверская, Псковская, Брянская области – еще не имеют своих лабораторий, поэтому следователям этих областей есть необходимость обращаться за помощью в ближайшие лаборатории. Проведение одного исследования занимает приблизительно две недели. Если биологические материалы отправляются в другие регионы, то и время ожидания существенно увеличивается.

К вопросу о безопасности геномной информации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.9

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ГЕНОМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В.Ю. Владимиров1, И.Н. Горбулинская2*, С.Н. Кубитович2

1 Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава Российской Федерации; 2 Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я. Кикотя

* Эл. почта: irinag-70@mail.ru Статья поступила в редакцию 26.03.2018; принята к печати 03.04.2018

Для обеспечения безопасности информации об определенных фрагментах ДНК — геномной информации — от криминальных посягательств необходимо усиливать систему защиты данных сведений в целях предотвращения возможности ее «утечки». При этом геномную информацию субъекта некорректно относить только к его персональным данным, как это определено в Законе «О персональных данных». Очевидно, что носителем данной информации является не только само лицо, предоставившее ДНК, но и неопределенный круг лиц — его генетические родственники — как предки, так и потомки. В этой связи полагаем, что геномной информации человека должен быть придан особый правовой статус. Ее необходимо выделить из группы персональной биометрической информации в самостоятельный вид «информация о неопределенном круге лиц» и закрепить этот статус в законе «О персональных данных». Защита такой информации может быть реализована только в том случае, если ответственность за ее сбор, хранение и использование, по аналогии с существующими видами криминалистических учетов, государство возьмет на себя.

Ключевые слова: геномная информация, персональные данные, неопределенный круг лиц.

THE ISSUE OF GENOMIC DATA SECURITY V.Yu. Vladimirov1, I.N. Gorbulinskaya2*, S.N. Kubitovich2

* E-mail: irinag-70@mail.ru

В последнее время особой популярностью за рубежом и в России стали пользоваться генетические тесты, позволяющие с высокой долей достоверности устанавливать некоторые способности человека, такие как музыкальные, художественные, спортивные и др.1 Знание особенностей унаследованного генома может

1 https://letidor.ru/obrazovanie/a0-otvechaet-genetik-kak-opredelit-

помочь в выборе оптимального вида спорта, в котором существует возможность достижения высоких результатов. Предлагается не только сам вид спорта, но и узкая специализация в нем, например, дистанции 100 и 200 м в легкой атлетике, позиция защитника или нападающего в футболе и т. д. Уже сегодня гене -тическими методами можно выявлять ряд наследственных заболеваний, таких как диабет,

рак, болезнь Альцгеймера, заболевания сердца и т. д., получать рекомендации по рациональному питанию (ДНК-диета) . Повседневной практикой учреждений здравоохранения стало проведение анализа ДНК при подборе доноров для трансплантации органов, в репродуктивной медицине в целях диагностики и лечения генетических заболеваний и др. Геномная информация уже сегодня позволяет выяснять про -исхождение предков и определять, какие национальности оставили след в геноме отдельного человека по всему миру с точностью до 98%. Данные методы исследования ДНК работают примерно так же, как GPS-коммуникаторы. Только в качестве координат для определения местоположения метод использует данные ДНК человека. Такое определение сегодня возможно независимо от расы или места жительства лица . Результаты подобных исследований позволяют определить расовую принадлежность человека, узнать, какие национальности и в каком процентном соотношении оставили след в гено -ме, его национальность и возможное место рождения, отыскивать возможных родственников во втором, третьем и более колене и др.2

Подобные исследования проводятся и в нашей стране. Одним из успешных проектов является полное «прочтение» (секвенирование) в 2009 г. генома обобщенного представителя русского этноса. Для этого были исследованы образцы ДНК нескольких тысяч человек. Расшифровка генома обобщенного русского мужчины проводилась на базе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Известно, что это седьмой расшифрованный геном в азиатской части России: до этого были якуты, буряты, китайцы, казахи, староверы, ханты. В свою очередь полный генетический портрет русского мужчины — это уже восьмой в мире наряду с американцем, африканцем, корейцем, европейцем и др. В настоящее время имеются все предпосылки для создания первой этнической карты России. Руководитель геномного направления в НИЦ «Курчатовский институт» академик Константин Скрябин считает, что «за пять-шесть лет будет составлена генетическая карта всех народов мира»3.

Другое направление, в котором активно во всем мире проводятся широкомасштабные научные исследования, является прогнозирова-

2 Загадки ДНК. Генетический портрет человека. https:// testdnk.pro/mformacia/zagadki-dnk-geneticheskij-portret-chelovechestva.html

3 http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9b2e600f-bc54-471d-85ca-783486af5b54&print=1

ние по результатам анализа ДНК признаков внешности человека: цвета глаз, волос, кожных покровов; возраста, строения лица; роста; конституциональных особенностей скелета и т. д. Изучение генетических маркеров признаков внешности разрабатывается в рамках «ДНК-фенотипирования». Под данным методом понимается установление методами анализа ДНК различных признаков человека — морфологических, физиологических, поведенческих, включая предрасположенности к различным заболеваниям. Так, по заявлению Датских ученых ими были проведены исследования влияния восьми определенных генов на цвет радужной оболочки глаза. Полученные результаты позво -лили генетикам предсказать карий цвет глаз с вероятностью 93%, голубой — 91%. Промежуточный цвет глаз определялся с меньшей вероятностью — 73% .

Достижения генетики находят все большее применение и в таких сферах человеческой деятельности, как уголовное и гражданское судопроизводство. Здесь исследования ДНК проводятся для выявления биологического родства, установления личности преступника по тем биологическим следам, которые были оставлены им на месте совершения преступления, идентификации неопознанных трупов и др.

Нормативной базой для проведения исследования геномной информации и ее использования при раскрытии и расследовании преступле -ний являются Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и Приказ ФСБ России от 16.12.2016 № 771 «Об утвер -ждении Порядка получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения биометрических персональных данных об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющих установить его личность, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках осуществления пограничного контроля».

В соответствии с данными нормативными актами в Российской Федерации создана Федеральная база данных геномной информации (ФБДГИ), предназначенная для установления лиц, оставивших биологический материал на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же лицу, а также для установления личности по неопознанным трупам. По мнению Председателя следственного комитета России А.И. Бастрыкина, геном-

DOI: 10.24855/BЮSFERA.VШ1.429

ная регистрация необходима для обеспечения безопасности людей: она позволяет облегчить идентификацию погибших в террористических актах, авиакатастрофах, крушениях поездов и техногенных авариях, а также установить личность при обнаружении неопознанных тел или их фрагментов4. Также геномная регистрация позволит обеспечить защиту прав и интересов как самого зарегистрированного гражданина, так и его близких при наступлении таких обстоятельств, которые делают затруднительной или невозможной самоидентификацию личности, например, в случае безвестного исчезновения, психического расстройства, потери памяти в результате физических травм и т. п., и в ситуации, когда смерть наступила при неустановленных обстоятельствах5.

Важным достоинством геномной базы данных является возможность установления источника происхождения биологического следа, изъятого с места происшествия, даже в условиях отсутствия конкретного проверяемого лица. Так, в 2013 г. в ходе проверок по ФБДГИ генотипов лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, было установлено 142 совпадения со следами, изъятыми с мест происшествий, в 2014 г. — уже 298, в 2015 г. — 384, а в 2016 г. — 6776. В 2013 г. на территории разных районов г. Новосибирска зарегистрированы два преступления по фактам развратных действий в отношении малолетних девочек (2001 и 2002 г. р.), которые вызвали большой общественный резонанс. При проверке по учету ДНК установлено совпадение между собой генетических профилей, выделенных из следов, изъятых с мест этих двух и еще шести аналогичных пре -ступлений, совершенных в 2003, 2004 и 2012 гг. По результатам исследований ДНК установлено, что развратные действия в отношении малолетних совершал один и тот же мужчина, что позволило объединить все преступления в одно уголовное дело. По подозрению в совершении данных преступлений отрабатывалось большое количество подозреваемых лиц. В результате проведенных исследований в совершении указанных преступлений был изобличен гр-н О.

«Итоги».

4 Электронный журнал archive/2006/41/34758.html

5 Интервью с руководителем Главного управления криминалистики Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации Ю.И. Лекановым. Эксперт-криминалист. 2010;(3):37.

6 По биологическим следам: интервью с генерал-полковником

полиции А. Гостевым, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации. Полиция России. 2017;(1):25.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что достижения генетики проникают во все большее число сфер жизнедеятельности человека. Современное общество не в состоянии отказаться от использования геномной информации, и этот процесс будет только нарастать.

В этой связи все большее число политиков, правозащитников, юристов, медиков и ученых-биологов высказывают мнение об опасности, которую влечет за собой сбор геномной информации и ее недобросовестное использование.

Большую озабоченность в области нарушения конституционных прав граждан вызывает вопрос о том, правомочно ли лицо давать согласие на обработку своей персональной ДНК-информации, и вправе ли уполномоченные на сбор, хранение и дальнейшее использование такой информации субъекты руководствоваться таким согласием? Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, в котором ДНК-информация лица, наряду с такими физиологическими характеристиками, как дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, рост, вес и другие, отнесены к категории биометрических персональных данных (гл. 2, ст. 11 ФЗ «О персональных данных»), разрешает распространение персональных данных с согласия субъекта персональных данных. В законе прописано: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом» (ст. 7. «Конфиденциальность персональных данных» указанного федерального закона).

Мы не можем разделить данную позицию законодателя, так как считаем, что ДНК-информация лица, в отличие от других его индивидуализирующих признаков, не охватывается полностью понятием персональных данных, а выходит за рамки данного определения.

Наше мнение основано на том, что с молекулой ДНК, помимо ее индивидуальности, связано и другое основополагающее свойство — наследственность как способ передачи информации. Современные методы исследования ДНК позволяют получать не только идентификационную генетическую информацию о конкретном индивидууме, но и ряд значимых сведений о признаках его биологических родственников, которые могут передаваться по наследству. Таким образом, молекула ДНК не только является носителем индивидуальной информации о кон-

кретном индивидууме, но и способна передавать наследственную информацию о родителях и родственниках данного лица. Из этого следует, что, давая согласие на обработку своей генетической информации, субъект персональных данных также разрешает доступ к генетической информации своих родственников, то есть доступ к информации, которая выходит за рамки персональных данных самого субъекта.

«Это создает потенциальную возможность использования полученных сведений против конкретного человека или его родственников», — таково мнение одной из основательниц генетической экспертизы в России И.О. Перепе-чиной . Нельзя исключить, что ДНК-информация, накопленная в виде баз данных в различных организациях, уполномоченных осуществлять сбор и обработку таких сведений, через некоторое время появится на теневом рынке. В истории России имеются примеры утечки персональной информации: «Сразу же после того, как на черном рынке информации появилась база данных о пенсионных отчислениях России, где значилось, кому и какие ведомства начисляют пенсию, из одной бывшей республики СССР была выслана практически вся российская резиден-тура. Купившие базу данных контрразведчики насторожились, узнав, что атташе по культуре российского посольства получает пенсионные отчисления от Министерства обороны… «7 Соот -ветственно, если в поименную базу ДНК-информации попадут персональные данные родственников, например лиц, персональные сведения которых находятся под защитой государства, то создается потенциальная угроза установления не только возможного генетического родства таких лиц, но и их личности. Например, если в сферу криминального генетического поиска попадут лица, содержание деятельности которых определяется Законом об оперативно-розыскной деятельности, внедренные в организованные преступные группы, или штатные негласные сотрудники, а также лица, оказывающие им содействие на конфиденциальной основе, это безусловно приведет к их установлению и разоблачению. А этого нельзя допустить.

Если система защиты геномной информации, собираемой силовыми структурами МВД РФ и ФСБ РФ, достаточно надежно защищена от незаконного «захвата» со стороны неуполномоченных лиц, обладающих собственным незаконным интересом, то деятельность большого количества коммерческих компаний, готовых

7 Электронный журнал «Итоги». http://www.itogi.ru/

агсЬ№е/2006/41/34758.Ьт!.

расшифровать ДНК за относительно скромную сумму, или даже бесплатно, если клиент согласится на использование его генома для коммерческих или некоммерческих исследований, контролируется в недостаточной мере. Так, в последнее время появились большие геномные банки, расположенные в крупных университетах, исследовательских центрах и частных компаниях, чьи запасы данных используются для изучения редких болезней, поиска маркеров предрасположенности к вредным привычкам, склонностям к занятию определенными видами спорта и к выявлению ряда других проблем со здоровьем и предрасположенностям человека. Существует реальная опасность того, что часть этих данных может попасть в руки злоумышленников и нечистоплотных исследователей.

Опасность несанкционированных сбросов геномной информации усугубляется еще и тем, что с каждым годом методы исследования ДНК позволяют получать все больше данных о ее обладателе и, как следствие, близком родственном (генетическом) окружении.

Все это обосновывает необходимость обеспечения гарантий прав граждан, родственники которых дали согласие на обработку своей ДНК-информации, в связи с возможностью ее утечки. Неправомерное использование этой информации может, в одних случаях, привести к нарушению прав граждан, в других — создать угрозу национальной безопасности.

Также о возможности нарушения конституционных прав и свобод человека, чья информация ставится на учет данных ДНК, высказываются противники концепции геномной регистрации. По их мнению, указанная процедура полностью попирает провозглашенную в Конституции и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации презумпцию невиновности. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 14 УПК России обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Кодексом порядке и установ -лена вступившим в законную силу приговором суда. В том случае, если геномная регистрация будет осуществляться в отношении всех, это позволит всех граждан считать потенциальными преступниками.

Такая позиция, несомненно, имеет право на существование. Однако, соглашаясь с мнением А.А. Пановой и А.Ф. Соколова8, считаем

8 Панова АА, Соколов АФ. Всеобщая геномная регистрация:

pro et contra. Энциклопедия судебной экспертизы. http://www.

DOI: 10.24855/BIOSFERA.V10I1.429

данный подход слишком узким. Основной целью учета геномной информации является создание условий для возможного установления личности, будь то преступник, свидетель или случайный человек, чьи следы обнаружены на месте происшествия, а не установление виновности данных лиц. Виновность устанавливает суд. Также геномная регистрация проводится не только с целью раскрытия и расследования преступлений. Учет позволяет устанавливать, например, личности неопознанных трупов, родство и др. Следовательно, отказа от презумпции невиновности не происходит.

Следующим серьезным опасением, активно обсуждаемым в средствах массовой информации, является угроза создания национального (этнического) биологического оружия. По мнению некоторых исследователей, наличие информации о генетическом коде человека позволит заинтересованным лицам (в первую оче -редь тем, у кого имеется доступ к базе данных) подобрать такую пищу или медицинские препараты, которые причинят значительный вред здоровью и могут привести к летальному исходу. При этом объектом «нападения» может стать как конкретный человек, так и отдельные народы.

Внимания к данной проблеме добавили слова Президента Владимира Путина на встрече с представителями Совета по правам человека, состоявшейся 30 октября 2017 г. В.В. Путин сообщил присутствующим, что некие иностранцы «целенаправленно и профессионально» собирают биологические материалы россиян. По его словам, биоматериалы собираются «по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации».

Вместе с тем, мнения ученых, специалистов в области биологии и медицины по этому вопросу не столь категоричны. Исследователи считают, что предложенные высказывания о возможности создания этнического биологического оружия на основе изучения ДНК-информации определенной нации (народа) значительно преувеличены.

Так, заведующий лабораторией Института общей генетики РАН Сергей Киселев считает, что создавать генетическое оружие слишком рискованно и убивать людей проще традиционными методами: «.. .создавать такое оружие бессмысленно. Во-первых, чтобы умертвить человека, нужно воздействовать на жизненно важные функции вроде дыхания, кровообращения и т. п. Их немного, и они у всех людей

одинаковы. Найти этнически важную жизненную функцию вряд ли возможно. И, во-вторых, кто такие американцы? У них же нет титульной нации. Там все смешались, в том числе русские, китайцы, англосаксы. Поэтому, если создать оружие против русских, часть американцев подпадет под его действие, поскольку они либо русские, либо их потомки. Поэтому, чем в большей степени происходит расселение людей по планете, перемещение геномов, тем менее вероятно, что можно будет создать генетическое оружие»9.

Если вероятность причинения вреда целому народу в существующих реалиях маловероятна, то причинение вреда определенному человеку, ДНК-информация о котором была собрана, потенциально возможна. Она может заключаться в возможной дискриминации при трудоустройстве. Поясняя причины возникновения подобной ситуации, руководитель Государственного НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов В. Дебабов говорит о том, что в полном геноме человека «хранятся» данные о предрасположенности к различным заболеваниям. Если геномная информация попадет в руки представителей работодателя, значит в качестве последствия может выступить рост и усиление дискриминации по генетическому признаку на этапе устройства на работу10. Следует отметить, что подобные мысли высказываются не только специалистами в области биологии и медицины, но и людьми, занятыми в сфере юриспруденции. Например, доктор юридических наук, профессор Пензенского государственного университета Г.Б. Романовский, рассматривая проблему соотношения развивающихся биотехнологий с конституционными правами человека, указывает, что информация о генетической предрасположенности может использоваться не только потенциальными работодателями, но и иными организациями и учреждениями: страховщиками — для формирования условий при заключении договора страхования жизни, банками -при решении вопроса о возможности выдачи денежных средств и составлении кредитного договора . Например, если у женщины, которая прошла генетическое тестирование, была выявлена предрасположенность к развитию рака груди, то коммерческие структуры могут использовать данную информацию в самых

9 http://svpressa.ru/world/article/185112/

10 Золовкин С. Приведет ли создание базы ДНК в России к прорыву в раскрываемости преступлений? http://newsland.com/ news/detail/id/215561

разных целях. К примеру, фармацевтические организации начнут постоянно предлагать ей различные противоопухолевые лекарства или препараты, предотвращающие развитие заболевания, страховые компании могут отказать в предоставлении своих услуг, а работодатели -уволить или не принять на работу. Также недо -бросовестные пользователи Интернета могут использовать эту информацию для травли того или иного человека в глобальной сети.

Такое неправомерное использование геномной информации неизбежно приведет к нарушению прав людей. Вместе с тем, уличить нарушителя в недобросовестности будет крайне сложно.

Для того чтобы предотвратить угрозы негативных последствий, государство должно принять ряд важных мер, реализация которых невозможна без внесения изменений в ряд Федеральных законов.

Прежде всего, полагаем, что генетическую информацию субъекта некорректно относить только к его персональным данным, как это определено в Законе «О персональных данных», так как информация в определенной мере относится и к его родственникам, круг которых, по объективным причинам, не может быть ограничен или определен каким-либо известным способом. Очевидно, что обладателем данной информации является не только само лицо, предоставившее ДНК, но и неопределенный круг лиц — его генетические родственники, как предки, так и потомки, и, следовательно, разрешение на ее распространение не должно

определяться только волеизъявлением конкретного лица.

В этой связи полагаем, что геномной информации человека должен быть предан особый правовой статус. Ее необходимо выделить из группы персональной биометрической информации в самостоятельный вид «информация о неопределенном круге лиц» и закрепить этот статус в законе «О персональных данных».

Для обеспечения безопасности геномной информации от криминального доступа необходимо усиливать систему защиты данных сведений и предотвращать возможности ее «утечки». Такая защита может быть реализована только в том случае, если ответственность за сбор, хранение и использование геномной информации, по аналогии с существующими видами криминалистических учетов, государство возьмет на себя. Принятие подобного решения невозможно без пересмотра положений действующего Федерального закона «О персональных данных» и закона «О геномной регистрации в Российской Федерации». Также с целью недопущения незаконного завладения геномной информацией необходимо неукоснительное соблюдение правовых, организационных и технических требований, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», всеми участниками процесса предоставления и обработки персональных данных, а надзорные и правоохранительные органы должны пристально следить за законностью такой деятельности.

Литература

Список русскоязычной литературы

1. Романовский ГБ. Конституционные права человека и современные биотехнологии // Конституционное и муниципальное право. 2013;(5):30.

2. Перепечина ИО. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: правовые и криминалистические аспекты. Вестник криминалистики. 2010;1(33):16-22.

Общий список литературы/Reference List

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 ноября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) государственная геномная регистрация — деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации;

2) биологический материал — содержащие геномную информацию ткани и выделения человека или тела (останков) умершего человека;

3) геномная информация — персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности;

4) обработка геномной информации — действия (операции) с геномной информацией, включая получение (сбор), систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу) и уничтожение геномной информации;

5) федеральная база данных геномной информации — федеральная автоматизированная информационная система по обработке геномной информации, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный настоящим Федеральным законом;

6) неопознанный труп — тело (останки) умершего человека, личность которого на момент обнаружения тела (останков) не установлена.

Статья 2. Цели государственной геномной регистрации

В Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.

Статья 3. Принципы государственной геномной регистрации

1. Государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Статья 4. Правовая основа государственной геномной регистрации

Правовой основой государственной геномной регистрации являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательство Российской Федерации в области персональных данных, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Статья 5. Лица, подлежащие государственной геномной регистрации

В Российской Федерации проводится государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Статья 6. Виды государственной геномной регистрации

В соответствии с настоящим Федеральным законом в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Статья 7. Обязательная государственная геномная регистрация

1. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат:

1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.

2. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.

Глава 2. Проведение государственной геномной регистрации

Статья 8. Проведение добровольной государственной геномной регистрации

1. Добровольная государственная геномная регистрация проводится учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

2. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, проводится на основании их письменного заявления и на платной основе.

3. Плата за проведение добровольной государственной геномной регистрации взимается в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, и подлежит зачислению в доход федерального бюджета в полном объеме.

4. Добровольная государственная геномная регистрация несовершеннолетних лиц проводится на основании письменного заявления их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей несовершеннолетних лиц.

5. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, проводится на основании письменного заявления их опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии опекунов, попечителей указанных граждан.

6. Порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Проведение обязательной государственной геномной регистрации

1. Обязательная государственная геномная регистрация:

1) лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

2) лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится органами предварительного следствия, органами дознания совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

3) неопознанных трупов проводится органами предварительного следствия, органами дознания и органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, а также установление по неопознанным трупам личности человека, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Получение, учет, хранение, использование, передача и уничтожение биологического материала и обработка геномной информации

Статья 10. Основные требования к получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации

1. Условия получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации при проведении государственной геномной регистрации должны исключать возможность их утраты, повреждения, искажения, несанкционированных доступа к ним и их передачи.

2. Государственные органы и учреждения, проводящие государственную геномную регистрацию, обеспечивают сохранность и использование биологического материала и геномной информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За нарушение правил получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации должностные лица государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, и лица, получившие доступ к биологическому материалу и геномной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Учет геномной информации

Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.

Статья 12. Сроки хранения геномной информации

1. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится до установления факта их смерти, а при отсутствии сведений об их смерти — до даты, когда им исполнилось бы 100 лет.

2. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится 70 лет с момента ее получения.

3. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет.

Статья 13. Получение и использование биологического материала

1. Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется:

1) от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы;

3) от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — государственными органами, осуществляющими производство по уголовным делам, с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины;

4) от неопознанных трупов — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Биологический материал, полученный при проведении государственной геномной регистрации, используется только для получения геномной информации в целях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Получение и использование геномной информации

1. Получение геномной информации при проведении государственной геномной регистрации осуществляется:

1) из биологического материала, полученного от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации, а также от неопознанных трупов, — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

3) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, совместно с учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется в следующих целях:

1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших;

2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации;

3) установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;

4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Статья 15. Право на использование геномной информации

1. Право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

2. Использование геномной информации в интересах иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 16. Уничтожение геномной информации

1. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, уничтожается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ее хранение, по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения добровольной государственной геномной регистрации, может быть уничтожена на основании письменного заявления:

1) лиц, прошедших добровольную государственную геномную регистрацию;

2) родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию несовершеннолетних лиц;

3) опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности.

Глава 4. Надзор и контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 18. Контроль за государственными органами и учреждениями, проводящими государственную геномную регистрацию

1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию.

2. Ведомственный контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

Статья 19. Судебный контроль

Действия (решения) должностных лиц государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации

Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

«Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2008 г. n 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (постатейный) (Смушкин А.Б.)

официально опубликован не был.
Любая информационная автоматизированная система имеет оператора. Под оператором информационной системы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понимает гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Оператором автоматизированной системы геномной информации являются соответствующие подразделения МВД.
База данных геномной информации — способ формирования соответствующего криминалистического учета.
Следует отметить, что по территориальному принципу (в зависимости от охвата подучетной территории все учеты подразделяются на централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные. Пятая часть комментируемой статьи относит базу данных геномной информации к учетам федерального уровня. Централизованные (федеральные) учеты ведутся в Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД). Представляется, что в связи с принятием комментируемого Закона возникает необходимость во внесении дополнений в п. 15 ч. 8 Положения о Министерстве внутренних дел . По нашему мнению, данный пункт должен звучать следующим образом: «Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации, а также участвует в обеспечении в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной геномной регистрации».
———————————
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. N 927) (с изменениями от 9 июня, 20 сентября 2006 г., 21 марта 2007 г., 23 октября, 17 ноября 2008 г.).
Формой ведения учета данных геномной регистрации является компьютерная база данных, снабженная автоматической поисковой системой — специально разработанной программой по индексированию и поиску информации в определенной базе данных. Еще до принятия при проведении геномной регистрации планировалось использовать американскую регистрационную систему «Кодис», идентифицирующую 13 локусов ДНК . То есть полученная в результате исследования цифровая формула ДНК состоит из определенного числа так называемых систем кодов. Чем их больше, тем больше признаков молекулы учтено, тем меньше вероятность совпадения. В большинстве западных стран в Евросоюзе принята девятисистемная кодировка, у нас и в США — тринадцатисистемная. В России жителей больше, чем в большинстве европейских стран, поэтому предусматривается своего рода «запас прочности» методики и создаваемой базы данных ДНК .
———————————
См.: http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_10_07_22_5904.html.
См.: Голубев А. Информацию о человеке можно получить даже из одной клетки // Газета. 31.10.2006. N 199.
15. Последняя часть комментируемой статьи содержит определение неопознанного трупа. Следует отметить, что во избежание коллизий Закон относит к неопознанным трупам не только не разложившееся тело, но и останки (например, костные останки, скелетированный труп). Для внесения геномной информации трупа в федеральную базу данных геномной информации личность умершего (убитого) должна быть не установлена именно на момент обнаружения трупа. При этом мы полагаем, что моментом обнаружения трупа в данном контексте следует считать не момент первоначального его восприятия, а время после завершения первичного осмотра тела и одежды, поскольку личность трупа может быть установлена по находящимся при нем документам, особым приметам и броским признакам (например, профессиональным или уголовным татуировкам) достаточно быстро.
Статья 2. Цели государственной геномной регистрации
Комментарий к статье 2
1. Вторая статья комментируемого Закона определяет целевое предназначение государственной геномной регистрации. В качестве цели геномной регистрации указана идентификация личности человека. Криминалистическая идентификация может рассматриваться в нескольких значениях:
— это и само исследование следов и предполагаемого объекта;
— и результат данного исследования — установление конкретного объекта, оставившего след;
— и одна из самых важных криминалистических теорий.
2. Теория криминалистической идентификации аккумулировала в себе общие положения всех форм и видов криминалистической идентификации любых следов.
Процесс криминалистической идентификации представляет собой исследование, при котором устанавливается объект, оставивший следы на месте происшествия, путем изучения и сравнения признаков этого объекта, отобразившихся в следах, с признаками предполагаемого объекта. Соответственно, результатом этого процесса является установление тождества предполагаемого объекта объекту, оставившему след в действительности (идентификация объекта, оставившего след).
3. При идентификации (установлении личности) человека по геномной информации производится сравнение идентификационных признаков (идентификационный признак — это индивидуализирующее свойство объекта, отобразившееся в его следе, позволяющее провести исследование и разрешить вопрос о тождестве) геномной информации. Идентификационными признаками геномной информации является определенное сочетание аминокислот на конкретных участках ДНК сравниваемых объектов.
Статья 3. Принципы государственной геномной регистрации
Комментарий к статье 3
1. Комментируемая статья закрепляет принципы проведения государственной геномной регистрации. Принципы — это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений. Принципы — первоначальные, основополагающие идеи, пронизывающие соответствующее законодательство. Принципы лежат в основе любого системообразующего комплекса. Руководящие начала (принципы) могут быть выражены в конкретной норме, ряде норм, а также быть сформулированы в ходе научных исследований соответствующего законодательства и практики правоприменения. Значение принципов состоит в том, что они являются «каркасом» отрасли права, другие нормы наполняют ее конкретным содержанием. Принципы играют определяющую роль в процессе реализации норм отрасли.
2. Первым принципом, указанным в комментируемой статье, однако разграниченным с иными принципами геномной регистрации, является соблюдение общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Исполнение данного принципа необходимо совмещать с соблюдением равноправия граждан, защитой комплекса прав человека и гражданина, а также иных прав. При обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина необходимо учитывать не только права и свободы, зафиксированные в Конституции РФ и ином отечественном законодательстве, но также и общепринятые и закрепленные в ратифицированных Российской Федерацией важнейших международных договорах и конвенциях прав и свобод. Весь комплекс прав можно подразделить на личные, политические, экономические, социальные и культурные. Наиболее важна при проведении геномной регистрации защита личных прав, нарушение которых может принести наибольший вред. Личные права носят абсолютный, неотъемлемый характер. Большинство из них не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Защита прав и свобод комментируемым Законом осуществляется путем установления ограничений и запретов на действия, нарушающие права и свободы участников процесса и иных лиц, а также регламентации конкретного порядка действий, которые потенциально опасны нарушением прав граждан.
Международные нормативные акты уделяют особое внимание соблюдению в рассматриваемой области общепризнанных прав и свобод. Так, в соответствии с Директивой 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», государства-участники защищают фундаментальные права и свободы физических лиц и, в частности, их право на неприкосновенность частной жизни применительно к обработке персональных данных.
3. Следующий принцип — общеправовой принцип законности, в соответствии с которым деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (как и любых иных субъектов права) должна соответствовать закону и иным нормативным актам. Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при осуществлении геномной регистрации. Органы, принимающие участие в геномной регистрации лица, должны не только строить свою деятельность на соответствии закону и подчиняться закону, но и учитывать при этом иерархическую лестницу верховенства нормативных актов в порядке уменьшения объема юридической силы: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Законность — это такое состояние общества, в котором, во-первых, существует качественное, непротиворечивое законодательство и, во-вторых, принятые нормы уважаются, а также исполняются всеми органами власти, должностными лицами, гражданами .
———————————
Казанцев В.И., Казанцев С.Я. Гражданский процесс: Учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 18.
4. Принцип гуманизма, упомянутый в комментируемой статье, предполагает уважение и охрану прав человека и гражданина, его интересов, признание его как личности, обеспечение безопасности лиц, подвергающихся геномной регистрации, непричинение страданий, уважение человеческого достоинства, четкое ограничение оснований и порядка принудительной геномной регистрации.
В обеспечение принципов соблюдения прав человека и гражданина, законности и гуманизма Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных закрепляет право субъектов персональных данных (лиц, чья геномная информация хранится в базе геномной информации):
———————————
Конвенция вступила в силу 1 октября 1985 года. Ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 года N 160-ФЗ.
a) установить существование автоматизированного файла персональных данных, его главные цели, а также личность и место обычного проживания или местонахождение главной конторы контролера файла;
b) получить через разумный промежуток времени и без чрезмерной задержки или расходов подтверждение того, хранятся ли касающиеся его персональные данные в автоматизированном файле данных, а также получить такие данные в доступной для понимания форме;
c) добиваться, в зависимости от ситуации, исправления или уничтожения таких данных, если они подвергались обработке в нарушение норм внутреннего права, вводящих в действие основополагающие принципы, изложенные в статьях 5 и 6 Конвенции;
d) прибегать к средствам правовой защиты в случае невыполнения просьбы о подтверждении или, в зависимости от ситуации, предоставлении данных, их изменении или уничтожении.
Однако при этом Россия ратифицировала Конвенцию с некоторыми оговорками, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»: Российская Федерация заявляет, что в соответствии с подпунктом «a» пункта 2 статьи 9 Конвенции оставляет за собой право устанавливать ограничения права субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.
5. Учитывая определение Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» конфиденциальности информации, следующий принцип, конфиденциальности, можно определить как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации в области геномной регистрации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Вообще, в изъятие из общего принципа свободного доступа к информации Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закрепляет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Защиту информации Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет через ряд правовых, организационных и технических мер, направленных на:
— обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
— соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
— реализацию права на доступ к информации.
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
К мерам, направленным на обеспечение принципа конфиденциальности геномной регистрации, можно отнести воспрепятствование наблюдению посторонних лиц за ходом и результатами исследований, недопущение утечки информации, организацию документооборота, препятствующего ознакомлению посторонних с документами, обеспечение помещения занимающегося геномной регистрацией учреждения сейфами для хранения документации, охранной сигнализацией, принятие иных мер. В условиях развития сетевых информационных технологий большое значение приобретает программное обеспечение, способствующее ограничению доступа посторонних лиц к электронной информации, защите от сетевых атак и вторжений, соблюдение тайны следствия.
Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных специально предусматривает, что персональные данные, свидетельствующие о расовой принадлежности, политических взглядах или религиозных или других убеждениях, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни, не могут подвергаться автоматизированной обработке, если внутреннее право не обеспечивает надлежащих гарантий. Геномная информация может указывать на расовую принадлежность лица, а также на наличие или генетическую предрасположенность к определенным заболеваниям, и, соответственно, к ней вполне применима указанная норма. Указанная Конвенция также содержит общее требование о том, что для защиты персональных данных, хранящихся в автоматизированных файлах данных, принимаются

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *