ФЗ о юридических лицах

Нововведения в Гражданском праве

Меняющиеся экономические условия в нашей стране предъявляют новые требования к участникам рыночных отношений, а также к законодательству, регулирующему коммерческий оборот и положение субъектов гражданских правоотношений. Введение в действие нового Гражданского Кодекса призвано урегулировать основополагающие отношения в жизни общества, установить и закрепить основные принципы гражданско-правового регулирования. Особого внимания по количеству нововведений заслуживает глава 4 Гражданского Кодекса о юридических лицах, устанавливающая новый перечень видов юридических лиц и организационно-правовых форм коммерческих организаций. В данной курсовой работе мы не будем подробно рассматривать каждую организационно-правовую форму, а постараемся отразить то новое о юридических лицах, что появилось в Кодексе по сравнению с предшествующим законодательством. В статье 48 дано общее определение юридического лица, которое, помимо традиционного определения, устанавливает дополнительный критерий: обособленное имущество юридического лица должно принадлежать ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того, юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Устранено существовавшее ранее несоответствие между Основами и законом «О собственности», с одной стороны, и законом «О предприятиях …» — с другой. Напомним, что, по закону «О предприятиях…», имущество, переданное учредителями юридическому лицу в качестве вкладов в уставный капитал, принадлежало учредителям на праве общей долевой собственности. Это порождало многочисленные споры и не соответствовало сущности юридического лица. Ст. 48 ГК восприняты и развиты положения, содержавшиеся ранее в Основах и законе «О собственности»: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Кодексом (ст. 50) установлено деление юридического лица на коммерческие и некоммерческие организации, которое отсутствовало в законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Основным признаком коммерческой организации является получение прибыли в качестве основной цели деятельности, к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Полное товарищество, в отличие от прежнего законодательства, признается юридическим лицом. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, т. е. в кодексе дан не исчерпывающий перечень некоммерческих организаций. По новому решен в Кодексе вопрос о правоспособности юридического лица. Коммерческие организации обладают универсальной правоспособностью (за исключением унитарных предприятий), т. е. могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная правоспособность для коммерческих организаций может возникнуть в силу требования закона (страховые организации, банки, инвестиционные институты) либо сами учредители могут установить специальную правоспособность в учредительных документах. Правоспособность некоммерческих организаций является специальной и определяется целями создания. Отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании лицензии. Однако перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законом (но не постановлением Правительства или указом Президента). Сделки заключенные без лицензии являются оспоримыми, т. е. для признания ее недействительной необходимо доказать, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать о незаконности сделки. В ст. 52 об учредительных документах следует отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы учредительными документами юридического лица могут быть устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Исключение составляют учреждения, которые создаются на основании Положения утвержденного собственником имущества. В этой же статье зафиксировано новое правило относительно изменений учредительных документов. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления регистрирующего органа. Однако юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Реформирование гражданского законодательства о юридических лицах (краткий обзор основных изменений, вносимых в ГК РФ с 1 сентября 2014 г.)

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛИ:

Юлия Бадалян,

заместитель руководителя службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Закон вносит принципиальные изменения в систему юридических лиц. Во-первых, и коммерческие и некоммерческие организации делятся на корпорации и унитарные организации, а хозяйственные общества – на публичные и непубличные. Во-вторых, оптимизированы организационно-правовые формы некоммерческих организаций: их количество сокращено, установлен их исчерпывающий перечень.

Изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц:

  • все юридические лица действуют на основании уставов (исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор);
  • для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченными органами;
  • учредители (участники) юридического лица вправе утвердить внутренние документы, не являющиеся учредительными документами и регулирующие корпоративные отношения.

Положения об органах юридического лица дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Порядок таких действий и компетенция этих лиц, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами. Насколько широко будет использоваться этот механизм и насколько эффективным он окажется – покажет практика. Обращает на себя внимание то, что законодатель фактически приравнял орган юридического лица к представителю этого лица, включив в ст. 53 ГК РФ ссылку на п. 1 ст. 182 ГК РФ.
Важным нововведением Закона является расширение и подробное регулирование ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. Специальным законодательством предусматривались отдельные положения о такой ответственности, теперь они систематизированы в ГК и распространяются на все юридические лица.

Наиболее принципиальными изменениями, внесенными в порядок реорганизации юридических лиц, являются следующие:

  • допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах;
  • более детально урегулированы вопросы правопреемства при реорганизации, защиты прав кредиторов при реорганизации;
  • установлены основания, порядок и последствия признания в судебном порядке недействительным решения о реорганизации юридического лица и реорганизации корпорации несостоявшейся.
  • Стоит обратить внимание на следующие изменения норм о ликвидации юридического лица:
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица, в том числе арбитражным управляющим, основания исключения юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации;
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица;
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В ГК РФ включены общие положения, распространяющиеся на все корпоративные юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие). В частности, установлены единые для всех корпораций права и обязанности их участников, положения об управлении в корпорации, порядок заявления участником корпорации или самой корпорацией требований о возмещении причиненных корпорации убытков, оспаривании ее сделок. Введен институт восстановления корпоративного контроля, утраченного участником коммерческой корпорации помимо его воли в результате неправомерных действий других лиц.
В правовом регулировании положения хозяйственных товариществ и обществ с принятием Закона тоже произошли значительные изменения: исключена такая организационно-правовая форма хозяйственных обществ, как общество с дополнительной ответственностью; больше не выделяются такие типы акционерного общества, как открытое и закрытое акционерное общество. Исключены такие категории, как преобладающее общество и зависимое общество; расширена ответственность основных обществ по долгам дочерних; установлен запрет на преобразование хозяйственных товариществ и обществ в некоммерческие организации и унитарные коммерческие организации. Изменен состав имущества, которое может быть внесено в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества – его перечень сужен.
В ГК РФ включены общие для всех хозяйственных обществ нормы о корпоративном договоре (причем преду-смотрена и возможность заключения кредиторами или иными третьими лицами и участниками хозяйственного общества соглашения, по сути аналогичного корпоративному договору).

Хозяйственные общества разделены на публичные и непубличные. Правовое положение публичных обществ урегулировано в основном императивными нормами, предусматривающими дополнительные требования к их деятельности. Участникам непубличного общества предоставлено больше прав по определению состава и компетенции его органов органов управления, порядка созыва и проведения общего собрания, объема правомочий участников общества. Предусмотрены четкие правила удостоверения решений общих собраний участников публичных и непубличных обществ.
Изменения произошли и в нормах, регулирующих предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций: она теперь именуется «приносящей доход деятельностью»; установлены требования к наличию имущества некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, призванные защитить интересы ее кредиторов. Одной из новелл Закона является выделение положений, общих для всех некоммерческих корпоративных организаций.
К потребительским кооперативам теперь отнесены и жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы; общества взаимного страхования; кредитные кооперативы; фонды проката; сельскохозяйственные потребительские кооперативы, ранее являвшиеся самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций.

Правовое положение общественных организаций теперь урегулировано ГК РФ более детально. Из ГК РФ исключено понятие общественного объединения. К общественным организациям также отнесены политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления, ранее являвшиеся самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций.
К ассоциациям (союзам) отнесены и некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, ранее являвшиеся самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций.
Товарищество собственников недвижимости – новая организационно-правовая форма юридического лица, включенная в ГК РФ Законом. К товариществам собственников недвижимости отнесены и товарищества собственников жилья. Нормы о товариществах собственников недвижимости применяются также к созданным до момента вступления Закона в силу товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам, ранее являвшимся самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. В отличие от товариществ собственников жилья, товарищество собственников недвижимости могут создать и собственники помещений в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков, иных объектов недвижимости, вне зависимости от их количества, того, как они расположены, имеют ли общую границу, инфраструктуру.

Такие организационно-правовые формы юридических лиц, как казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, автономные некоммерческие организации, в ГК РФ до принятия Закона не упоминались, а были предусмотрены специальным законодательством. Теперь нормы об этих юридических лицах включены в ГК РФ.

Правовое положение фондов урегулировано теперь более детально, в частности, появились нормы, устанавливающие структуру органов управления фонда, исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Это, наряду с введенным запретом реорганизации фондов, свидетельствует о желании законодателя более жестко и императивно определить их статус.


С принятием Закона религиозные организации выделены в отдельную организационно-правовую форму (ранее они являлись одной из разновидностей общественных и религиозных организаций (объединений).

Среди существенных изменений, произошедших в правовом регулировании статуса учреждений, можно назвать установленный запрет на соучредительство нескольких лиц при создании учреждений. При этом учреждение, ранее созданное несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию, а может быть (за исключением государственного или муниципального учреждения) преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд. Кроме того, установлена субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.
Таких организационно-правовых форм юридических лиц, как государственная корпорация и государственная компания, Закон не предусматривает. Появились публично-правовые компании, однако их статус ГК РФ не урегулирован.
После 01.09.2014 г. юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона. Перерегистрация существующих юридических лиц не требуется, а учредительные документы могут быть приведены в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом их изменении.

Все перечисленные изменения не только отражены в тексте нормативных актов системы ГАРАНТ, но и во всех связанных аналитических материалах. Внесены необходимые изменения в Энциклопедии решений, подготовлены обзоры и сравнительный анализ изменившихся норм, созданы необходимые формы документов, службой Правового консалтинга даны десятки консультаций. Вся необходимая информация по изменениям приведена в специальном материале Подборка комментариев и разъяснений по изменениям в главу 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса, внесенным Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ.

>Федеральный Закон о некоммерческих организациях

&lt&lt оглавление…

Глава II. Формы некоммерческих организаций

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.

4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

1. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

2. Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

3. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.

Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

4. Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

Статья 6.2. Казачьи общества

1. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

2. Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

3. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

4. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Фонды

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

Статья 7.1. Государственная корпорация

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Статья 7.2. Государственная компания

1. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

2. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

3. Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

4. Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

5. Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

6. В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

Статья 8. Некоммерческие партнерства

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Статья 9. Частные учреждения

1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Статья 11. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

2. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».

Статья 12. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов

1. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

2. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

3. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

&lt&lt предыдущая глава..
следующая глава.. &gt&gt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *