ФЗ о конституционных уставных судах субъектов РФ

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской, видные российские ученые — правоведы, представители Института государства и права Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других научных юридических учреждений России, специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации – всего 57 человек.

По итогам состоявшейся дискуссии были приняты рекомендации, в которых отмечается, что дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации требует совершенствования федеральной правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это может быть осуществлено, прежде всего, путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и принятия федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».

Рекомендации

С принятием 31 декабря 1996 года Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» активизировался процесс формирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации.

Проблемы формирования и функционирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации неоднократно обсуждались как на федеральном так и на региональном уровне. Этим вопросам были посвящены Всероссийское совещание в Администрации Президента Российской Федерации, парламентские слушания и круглые столы в Совете Федерации, научно-практические конференции в Конституционном Суде Российской Федерации, семинары на базе действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации и Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации проводят определенную работу по координации деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Информационная поддержка конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации обеспечивается регулярным изданием по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации дайджеста (сборника официальных материалов и публикаций в периодической печати), отражающего деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и сопутствующие ей проблемы.

Совершенствуется федеральное и региональное законодательство по вопросам формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, порядка наделения полномочиями судей названных судов, установления единых требований к кандидату в судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и т.д.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, где конституционные и уставные суды действуют, проведена большая работа по корректировке законов об этих судах.

Анализ работы действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации показывает, что они вносят значительный вклад в укрепление правовой законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, очищение системы российского законодательства от противоправных актов.

Однако проблема формирования и функционирования конституционных и уставных судов остается актуальной. Не во всех субъектах Российской Федерации создана соответствующая правовая основа для формирования и функционирования конституционных (уставных) судов. На сегодня в конституциях и уставах только 56 субъектов Российской Федерации предусмотрено образование названных судов. Возможно, это обусловлено рекомендательным, а не императивным, характером правовой нормы федерального законодательства о создании конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации.

Недостаточно активно ведется работа по формированию самих судов. Пока создано только 13 конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В результате вне судебного конституционного контроля оказывается достаточно значительный массив нормативных правовых актов.

Таким образом, проблема создания конституционных (уставных) судов в каждом из субъектов Российской Федерации, остается нерешенной.

Сохраняется некоторая неопределенность в вопросе о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В связи с предполагаемым учреждением федеральных административных судов необходимо четко разграничить полномочия между ними и органами конституционного правосудия.

Участники «круглого стола» отмечают, что дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации требует совершенствования федеральной правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это может быть осуществлено прежде всего путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и принятия федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять в каком порядке и с какой степенью срочности необходимо формирование конституционных (уставных) судов. Но в то же время очевидно, что процесс их формирования должен находиться под контролем государства и должны применяться общие единые начала.

В целях дальнейшего развития и совершенствования конституционного правосудия в Российской Федерации участники «круглого стола» предлагают:

1. Для установления единых начал организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации подготовить проект федеральный закон «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».

2. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству подготовить и провести в Совете Федерации парламентские слушания по концепции проекта федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».

3. Для устранения некоторой неопределенности в вопросе о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендовать Совету Федерации в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального конституционного закона о внесении изменения в часть 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», указав, что законодатель субъекта Российской Федерации может наделять конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и иными полномочиями с учетом их предназначения как органов конституционного контроля и в пределах ведения субъектов Российской Федерации.

4. Предложить Правительству Российской Федерации включить в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года №805) вопрос об оказании финансовой поддержки по созданию уставных судов в двух-трех субъектах Российской Федерации.

5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти Российской Федерации обсудить вопрос о внесении необходимых поправок в конституции и уставы, касающихся учреждения конституционных (уставных) судов, их компетенции, состава, порядка формирования и других положений, направленных на обеспечение гарантий независимости судов и стабильности их деятельности.

6. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в которых отсутствует правовая основа деятельности конституционных (уставных) судов, проявить законодательную инициативу по внесению в законодательные (представительные) органы государственной власти проектов законов о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации. В качестве рабочей основы для подготовки проектов законов об уставных судах может послужить проект модельного закона «Об уставном суде субъекта Российской Федерации» («Журнал российского права» №№1, 2 2000 г.).

7. Рекомендовать Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах провести окружные совещания по изучению опыта функционирования конституционных (уставных) судов соответствующих субъектов Российской Федерации с участием руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти.

8. Развивать практику конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по созданию собственных интернет-сайтов. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказать финансовую и иную помощь в решении данного вопроса.

9. Направить итоговый документ «круглого стола» руководителям законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 13 ГПК РФ с комментариями)

1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Судебное постановление, за исключением постановления, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, может быть выполнено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если постановление принято судом коллегиально, оно подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного постановления в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного постановления на бумажном носителе.

2. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

5. Признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяются международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 13 ГПК РФ в действующей редакции

Статья 13 ГПК РФ в действующей редакции определяет понятие судебных постановлений, их форму и закрепляет принцип обязательности судебных постановлений для всех без исключения лиц.

Именно судебные постановления, принятые в форме судебных приказов, решений и определений суда, постановлений президиума надзорной инстанции, имеют обязательный характер. Для придания им юридической силы судебные постановления должны вступить в законную силу.

Так судебный приказ вступает в законную силу по истечении десяти дней после получения его копии должником, если от него не поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Решение суда вступает в законную силу через месяц после принятия в окончательной форме, если не подана апелляционная жалоба. При подаче апелляционной жалобы на решение суда вступление в законную силу происходит после апелляционного рассмотрения.

Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в течение 15 дней со дня их принятия. По истечении этого срока, если не подана частная жалоба на определение суда, они вступают в законную силу и приобретают обязательный характер. Следует отметить, что не все определения суда могут быть обжалованы в таком порядке. Некоторые определения (статья 331 ГПК РФ) в частном порядке не обжалуются, содержащиеся в них распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения суда имеют обязательную силу с момента их вынесения.

Судебные постановления, принятые при рассмотрении дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, вступают в законную силу немедленно.

Неисполнение судебного постановления влечет привлечение виновных лиц к ответственности. Такая ответственность установлена самим Гражданским процессуальным кодексом РФ (статья 57 ГПК РФ, статья 140 ГПК РФ, статья 168 ГПК РФ и др.) в виде штрафа; Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде привлечения к административной ответственности (ответственность в виде штрафа или административного ареста); Уголовным кодексом РФ в виде привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (вплоть до лишения свободы).

Статьей 13 ГПК РФ установлено, что судебные постановления иностранных судов вступают в силу и становятся обязательными для исполнения на территории РФ только после выполнения соответствующей процедуры (статья 409 ГПК РФ).

Дополнительный комментарий к ст. 13 ГПК РФ

Статья 13 ГПК РФ в действующей редакции во многом повторяет содержание ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

В ч. 1 ст. 13 ГПК РФ приведен исчерпывающий перечень судебных постановлений, принимаемых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Мировые судьи принимают приказы, решения, определения, федеральные суды первой инстанции принимают решения и определения, суды апелляционной инстанции — определения и решения, суды кассационной инстанции — определения, суды надзорной инстанции — определения (а не постановления).

Вступившие в законную силу судебные постановления, независимо от того, судом какого звена судебной системы они вынесены (мировым судьей, районным судом, судом субъекта Российской Федерации либо Верховным Судом РФ), обязательны на всей территории Российской Федерации для всех лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 13 ГПК РФ.

Обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции проявляется в следующем:

  • государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, организации и должностные лица не вправе принимать к своему производству, рассматривать и разрешать дела, уже рассмотренные мировым судьей или федеральным судом, не вправе отменять или изменять судебные постановления мирового судьи и федерального суда, вынесенные по делам, разрешенным ими. Запрет на перерешение вопросов, разрешенных мировым судьей и федеральным судом общей юрисдикции, касается всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, а также должностных лиц. Судебные акты, вынесенные мировым судьей, федеральным судом общей юрисдикции, могут быть отменены только вышестоящей судебной инстанцией и в порядке, предусмотренном ГПК;
  • указанные выше органы и должностные лица не вправе в своих действиях исходить из предположения, что вступившее в законную силу судебное постановление мирового судьи или федерального суда общей юрисдикции является неправильным;
  • государственные и иные органы, а также должностные лица обязаны совершать все необходимые действия по оформлению и регистрации прав, установленных вступившим в законную силу решением суда, а также содействовать исполнению решений.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, организации и должностные лица, перечисленные в ст. 13 ГПК РФ, не являются лицами, участвующими в деле, и решение суда непосредственно их прав и интересов не затрагивает. Обязательность судебного постановления для них означает, что они должны считаться с ним при решении всех вопросов, связанных с теми, по которым суд принял судебное постановление. Они не вправе выносить решения, противоречащие обстоятельствам, установленным судебным постановлением.

Субъективные пределы действия вступившего в законную силу судебного постановления ограничены кругом лиц, участвующих в деле. На лиц, не участвующих в деле, законная сила судебного постановления не распространяется, они вправе обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов и при наличии вступившего в законную силу судебного постановления и могут оспаривать факты и правоотношения, установленные таким постановлением.

Содержание ст. 13 ГПК РФ в действующей редакции значительно шире ее наименования. Обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц являются не только судебные постановления мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции, но и их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения. Они также подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Их неисполнение, как и неисполнение судебных постановлений, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяются международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом (см. комментарий к ст. ст. 409 — 417).

Судебная практика к ст. 13 ГПК РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

26. Судебные акты, в том числе заочное решение, особое мнение судьи, за исключением судебных актов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом тайну, а также иных судебных актов, указанных в части 2 статьи 474.1 УПК РФ, могут быть выполнены (изготовлены) в форме электронного документа, который подписывается судьей (судьями) усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 1 статьи 13 ГПК РФ, часть 5 статьи 15 АПК РФ, часть 1.1 статьи 16 КАС РФ, часть 2 статьи 474.1 УПК РФ).

По просьбе (ходатайству) взыскателя при наличии технической возможности судебный приказ может быть выполнен и направлен судом общей юрисдикции в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 130 ГПК РФ, часть 1 статьи 123.8 КАС РФ).

Если судебный акт выполняется в форме электронного документа, наряду с таким документом изготавливается экземпляр на бумажном носителе, подписанный собственноручно судьей (судьями) (часть 1 статьи 13 ГПК РФ, часть 5 статьи 15 АПК РФ, часть 1.1 статьи 16 КАС РФ, часть 2 статьи 474.1 УПК РФ, пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»).

Экземпляр судебного акта, выполненный в форме электронного документа, и экземпляр судебного акта, выполненный на бумажном носителе, имеют равную юридическую силу.

Экземпляр судебного акта на бумажном носителе приобщается к материалам судебного дела. Экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в системе автоматизации судопроизводства.

По ходатайству (заявлению) лица, участвующего в деле, участника уголовного судопроизводства и при наличии технической возможности судом может быть изготовлена и направлена в виде электронного образа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, копия судебного акта, принятого до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».

Устанавливает общие положения, основы статуса судей в РФ, судебной системы, порядок введения в действие ФКЗ. Правовые основы построения судебной системы РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ. ст. 4 ФКЗ регламентирует, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Законопроект слабо обосновывает специфику службы в судебных органах, из-за которой следует выделить отдельную судебную службу, говорится в отзыве. При этом согласно финансово-экономическому обоснованию его принятие не повлечет затрат, но, как отмечает правительство, 47 статей законопроекта предусматривают выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в виде процента от оклада месячного денежного содержания служащих судебной службы, в то время как на государственной гражданской службе размер указанной выплаты зависит в процентном соотношении от должностного оклада (т. е. меньше). «Это приведет к увеличению фонда оплаты труда указанных судов», – сказано в отзыве. Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов, считают в правительстве. «Конечно, зачем людям зарплату платить? Гораздо важнее построить новое здание», – иронизирует собеседник «Ведомостей» в судейском сообществе. Он напоминает, что все последние годы зарплаты сотрудников аппаратов судов оставались на минимальном уровне (помощник судьи получает 12 000–15 000 руб. в месяц), это приводит к постоянной текучести. При этом новое здание Верховного суда в Санкт-Петербурге к 2020 г. обойдется в 41 млрд руб.

При оценке законопроекта следует прежде всего исходить из основополагающего деления власти на три ветви, говорит адвокат «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. Специфика труда депутатов зафиксирована в законе об их статусе, а гражданские служащие, составляющие исполнительную власть, опираются на закон о государственной гражданской службе. Вполне логично, по мнению адвоката, и под судебную власть принять свой закон: «Декларация независимости судей и специфика выполняемых ими функций не подкреплены соответствующим инструментарием».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *