Функции прокуратуры РФ

Функции прокуратуры

Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» п. 2 ст. 1 содержит перечень основных функций прокуратуры, которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов. Это главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора — исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона служат протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган, либо путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления — 1 мес., о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, и рассматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, направлен на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечение законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и администрацией мест содержаниязадержанных и заключенных под стражу направлено на решение двух задач:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Реализуя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Функции органов прокуратуры обеспечиваются не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и содержания в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры.

Иные направления деятельности прокуратуры.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами — это деятельность, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.

Расследование преступлений следователями органов прокуратуры — еще одно направление деятельности прокуратура. Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление, исходя из обшественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств

Координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.

Направления деятельности прокуратуры

Прокуратура осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие — к иным направлениям. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов, федеральными мини­стерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контро­ля, их должностными лицами, органами управления и руково­дителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина вышеуказанными органами и должностными лицами;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, админи­страциями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) уголовное преследование в соответствии с полномочия­ми, установленными уголовно-процессуальным законодатель­ством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

4) опротестование противоречащих закону решений, приго­воров, определений и постановлений судов;

5) участие в правотворческой деятельности.

Изложенный перечень исчерпывающий. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о прокуратуре на прокуратуру Российской Фе­дерации не могут быть возложены функции, не предусмотрен­ные федеральными законами.

Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры

Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени го­сударства деятельность Генерального прокурора РФ и подчи­ненных ему прокуроров, призванная обеспечить точное и еди­нообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путём принятия мёр к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и при­влечению виновных к ответственности.

Каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой индиви­дуальный предмет и средства реализации задач, стоящих перед данной отраслью прокурорского надзора.

Предметом надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и ру­ководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, дей­ствующих на территории Российской Федерации, перечислен­ными органами (организациями) и должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Средствами данной отрасли являются следующие полномо­чия прокурора:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепят­ственно входить на территорий и в помещения, занимаемые этими органами (организациями), иметь доступ к их докумен­там и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в прокуратуру информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять спе­циалистов для выяснения возникших вопросов; проводить проверки по поступившим в прокуратуру материалам и обра­щениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведом­ственных им организаций;

3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений в связи с нарушениями законов;

4) возбуждать уголовное дело или производство об админи­стративном правонарушении;

5) требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

6) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

7) освобождать своим постановлением лиц, незаконно под­вергнутых административному задержанию по решениям, несу­дебных органов;

8) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

9) вносить представление об устранении нарушений закона.

Предметом следующей отрасли прокурорского надзора признается соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении данной отрасли прокурорского надзора прокурор вправе:

рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные со­общения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимать меры по предупреждению и пресечению нару­шений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению при­чиненного ущерба;

принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие пре­ступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иски в интересах пострадавших от нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств дело приобрело особое обществен­ное значение;

использовать полномочия, перечисленные применительно к первой из вышеназванных отраслей прокурорского надзора.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, до­знание и предварительное следствие, является соответственно соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установлен­ного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершен­ных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а, также законность решений, ,принимаемых органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие.

Осуществляя данную отрасль прокурорского надзора, про­курор:

1) требует от органов дознания и предварительного след­ствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц испол­нение требований закона о приеме, регистрации и разрешений заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся пре­ступлениях;

2) требует от руководителей органов, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность, представления документов;

3) получает с письменного согласия лиц, внедренных в ор­ганизованные преступные группы, штатных негласных сотруд­ников органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, а также лиц, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, сведения о них, а в случаях, требующих привлечения указанных лиц к уголовной ответ­ственности, — и без их согласия;

4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

5) дает письменные указания о расследовании преступле­нии, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных след­ственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

6) дает письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым им к производству;

7) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, вы­полнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обна­ружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в произ­водстве прокурора или следователя прокуратуры;

8) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдель­ные следственные действия или расследование в полном объе­ме по любому делу;

9) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, от­странение обвиняемого от должности и другие действия следо­вателя и органа дознания в предусмотренных УПК случаях;

10) продлевает срок расследования и содержания под стра­жей в качестве меры пресечения в установленных УПК случаях и порядке;

11) возвращает уголовные дела органам дознания и предва­рительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому с целью обеспечить наиболее полное и объективное расследова­ние;

13) отстраняет лицо, производящее дознание, или следова­теля от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при рассле­довании дела;

14) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуж­дении; прекращает либо приостанавливает производство по уго­ловным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено УПК; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд;

15) при нарушении органом (должностным лицом), осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц прини­мает меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Прокурор осуществляет и иные предусмотренные УПК пол­номочия, а Генеральный прокурор РФ, в свою очередь, дает обязательные для исполнения указания по вопро­сам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования.

Предметом надзора за исполнением законов администра­циями, органов и учреждений, исполняющих наказание и при­меняющих назначаемые судом меры принудительного характе­ра, администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу признаются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры при­нудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лише­нием свободы.

Средствами данной отрасли прокурорского надзора являют­ся следующие права прокурора:

в любое время посещать органы и учреждения, исполняю­щие наказание и применяющие назначаемые судом меры при­нудительного характера, места содержания задержанных и за­ключенных под стражу;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу осуж­денных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти ли­ца задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подверг­нуты мерам принудительного характера, с оперативными мате­риалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечи­вающих права перечисленных лиц, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоря­жений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содер­жания задержанных и заключенных под стражу, требовать объ­яснения от должностных лиц, вносить протесты и представле­ния, возбуждать уголовные дела или производства об админи­стративных правонарушениях. До рассмотрения протеста дей­ствие опротестованного акта администрацией учреждения при­останавливается; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нару­шение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиноч­ной камеры, дисциплинарного изолятора.

На прокуроров и их заместителей возложена обязанность не­медленно освобождать своим постановлением каждого содержа­щегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в наруше­ние закона подвергнутого задержанию, предварительному за­ключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреж­дение.

9.4. Функции прокуратуры

Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит перечень основных функций прокуратуры (п. 2 ст. 1), которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов — главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора — исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, где проводится проверка, требовать от должностных лиц предоставления,необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления таких фактов прокурор вправе освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится напротиворечащий закону правовой акт в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения в письменной форме уведомляется прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления — один месяц, о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностным лицом и рас сматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений я сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Эта отрасль надзора в значительной мере связана с деятельностью органов Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, таможенных служб и некоторых других ведомств. На этом сложном и остром участке нередко затрагиваются права и свободы человека, поэтому деятельность прокурорадолжна быть эффективным средством противодействия возможным нарушениям и его полно.мочия включают не только те, о которых шла речь выше, но и другие, непосредственно связанные с работой правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступт лений.

При осуществлении надзора за проведением оперативно-розыскных действий в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскных действиях в Российской Федерации» по требованию прокурора ему представляются служебные документы, учетно-регистрационные материалы и ведомственные акты, регламентирующие порядок проведения соответствующих мероприятий. Оценивая законность этого вида государственной деятельности в связи с поступившей жалобой или в порядке плановой проверки, прокурор в рамках своих полномочий без вмешательства в тактику проведения оперативных мероприятий и использования сил и средств принимает решение.

Его решение затрагивает вопросы соблюдения закона, т.е. наличия оснований для проведения соответствующих мероприятий, соблюдения порядка получения разрешения на их проведение и способа их реализации. Прокурор вправе опротестовывать незаконные решения руководителей соответствующих органов, вносить представление об устранении допущенных нарушений, требовать отстранения провинившихся от оперативной работы в случаях наруше- J ния ими закона. При обнаружении признаков преступления решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность прокурора выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечения законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Проверяя полнотурегистрации сообщений и заявлений о совершенных преступлениях, прокурор сопоставляет данные регистрации дежурных частей милиции с жалобами граждан, информацией медицинских и страховых учреждений, а также оценивает законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу ставит целью решение двух задач:

  1. установления законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказаниеи меры принудительного характера, назначаемые судом;

  2. соблюдения установленных законодательством РФ прав иобязанностей задержанньгх, заключенных под стражу, осужденныхи лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка иусловий их содержания.

— Осуществляя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно осво бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека. ,

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

S рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

s разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

•/ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

•S использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора, .

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. ‘

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Подчеркнем, что эта важнейшая функция органов прокуратуры обеспечивается не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры, о чем пойдет речь далее.

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами — направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые Обрели реальную независимость.

Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор, вместе с тем, имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры, своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголов-. ное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной.) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 45 Граж-. данского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права в суде, а также в защиту неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в некоторых других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение представления об опротестовании принятого судом решения. В случае заявления прокурором иска в интересах одной из сторон процесса он выступает как процессуальный истец с некоторыми вытекающими отсюда особенностями (иск не облагается государственной пошлиной, невозможен встречный иск и мировое соглашение).

В арбитражном судопроизводстве (ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ) прокурор вправе обратиться в суд:

^ с заявлением об оспаривании нормативных правовых и иных актов органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

s иском о признании недействительными сделок, совершенных упомянутыми выше органами публичной власти, а также унитарными предприятиями, государственными учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

S Иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами и юридическими лицами, перечисленными в предыдущем абзаце. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представ-лениями’о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Расследование преступлений следователями Следственного комитета при органах прокуратуры — еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом РФ к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора в этой сфере в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление альтернативной подследственности исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств.

Координация деятельности по борьбе с преступностью: осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему проку-

рорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и Федеральной службы наркоконтроля.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента,РФ от 18 апреля 19% г. № 567, координация осуществляется в следующих формах:

s на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются плацы (полугодовые, перспективные) совместных мероприятий;

•S проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; / создаются совместные оперативно-следственные группы; •S издаются совместные приказы и указания; s организуется взаимный обмен опытом работы и некоторые

другие мероприятия.

\ Для достижения целей координации мер по борьбе с преступностью используются материалы судебной практики и иные допустимые законом меры взаимодействия с судом.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Назовите основные исторические этапы развития прокуратуры в России.

  2. В чем назначение прокурорского надзора?

  3. Какие принципы определяют организацию и деятельностьорганов прокуратуры?

  4. Каковы требования к кадрам органов прокуратуры?

  5. Какими нормативными актами регулируется организация идеятельность органов прокуратуры?

  6. Опишите систему органов прокуратуры.

  7. Перечислите основные функции прокуратуры.

  8. Назовите отрасли прокурорского надзора.

  9. В чем заключается участие прокурора при рассмотрении делсудами?

  10. В чем состоит координационная деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью?

О

Что такое Прокуратура РФ?

Ещё одним отделом правоохранительных органов считается прокуратура. Юриспруденция отделила для неё специальный термин.

Прокуратура — это единая система органов, которая отвечает за соблюдением прав и обязанности человека по Конституции РФ и других законодательных актов, действующих на территории страны. Данный отдел лицей особенности, которые отличают его от всех остальных отделов правоохранительных органов. Главной отличительной особенностью прокуратуры является то, что это вторая станция после полиции. В неё можно обратиться с жалобой и заявлением в том случае, если полиция не помогла решить проблему.

Прокуратура может взяться за дела, которые не прошли в полицию, в том случае, если они касаются нарушения прав и свобод человека по Конституции. Если человек столкнулся с такой проблемой, то можно напрямую идти в прокуратуру и не обращаться до этого в нижестоящую станцию, такую как полиция. Так же как и все отделы правоохранительных органов, прокуратура является военизированным объединением.

В связи с этим моментом она получила полномочия на приобретение определенных видов оружия, которые могут быть использованы при необходимости случаях защиты обороны общественности. Зачастую эти полномочия являются необходимостью защите человеческих прав и свобод и применяются на практике.

Главным сходством, которое есть у каждого правоохранительного органа, является независимость. В связи с тем, что существует множество инстанций, которые проходит дело по проступку, может возникать некая зависимость решения. Именно поэтому законодательство гласит о том, что каждый орган должен проводить свою работу, то есть, осуществлять свои полномочия, независимо от органов государства и различных ветвей власти.

Главная функция прокуратуры — это сохранение и укрепление единства законности, которые существуют на территории нашей страны.

Все правоохранительные органы в обязательном порядке должны смотреть за исполнением законодательных актов на территории страны. Если же такой момент людьми не выполняется, тогда им будут предоставлены негативные санкции.

Что касается законодательства, которое контролирует прокуратуру, существует ФЗ, говорящий об этом органе. Данное законодательство определяет основные цели, к которым должна стремиться прокуратура прочитайте своей деятельности. Первым пунктом в этом моменте стоит защита прав и свобод граждан. Все правоохранительные органы существуют для того, чтобы защищать человека от ущемления его прав и свобод, а также обеспечивает населению безопасность и полное отсутствие опасности. Несмотря на кажущуюся однозначную сторону, правоохранительные органы, в том числе и прокуратура, охраняют также противоположный субъект правоотношений, которым выступает государство. Прокуратура сохраняет интересы и следит за законностью в отношениях населения с государством.

Более того, прокуратура стремиться к тому, чтобы все законы на территории нашей страны были едины и имели крепкие корни. Чем крепче законность, тем успешнее будет наше государство. В этом случае прокуратура следит самостоятельно, а также благодаря нижестоящим инстанциям, за порядком среди населения страны.

Правоохранительные органы своим существованием и принадлежностью как бы осуществляют верховенство законодательства. Они показывают людям, что им необходимо жить по законам, чтобы их жизнь была успешной и не нарушала процессы жизни других людей. Соответственно прокуратура является символом верховенства закона. Своим существованием и санкциями за несоблюдение закона она заставляет людей жить по правилам, которые установило государство.

Задачи Прокуратуры?

Каждый отдел правоохранительных органов решает определенные задачи и цели, ради которых он и осуществляет свою деятельность на территории нашей страны. Данные задачи и цели являются отличительной характеристикой и чертой для каждого отдела. Как правило, задачи определяют основу, по существованию которой человек может обратиться в рассматриваемый орган по тому или иному вопросу.

Задачи различны, давайте попробуем рассмотреть их подробнее. Начнем из общих задач, которые присуще как прокуратуре, так и остальным правоохранительным органам, действующим на территории нашей страны.

  1. Высокая эффективность. Данный показатель относителен, но к нему стремится каждый отдел правоохранительного органа, поскольку от него зависит успешность в развитии и состояние на данный момент нашего государства. Перед прокуратурой стоит цель, заключающаяся в необходимости достижения в процессе своей деятельности наивысшей эффективности, которая только возможна. Именно из суммарного показателя складывается общая эффективность правоохранительных органов нашего государства.
  2. Формирование идей, направленных против противоправного поведения. Все правоохранительные органы занимаются тем, что среди общественности внедряют идею отторжения противоправного поведения. Зачастую эта задача довольно эффективна и позволяет уменьшить преступность, а соответственно и снизить опасность, которая угрожает безопасности людей. Такие методы разрешено применять в виде воздействия на различные учреждения. Прокуратура может устраивать различные мероприятия, которые направлены на информирование граждан о вреде преступности. Именно благодаря этой цели в абсолютно всех образовательных учреждениях проводятся профилактические встречи учеников и сотрудников органов. На этих встречах сотрудники прокуратура разъясняют людям о вреде противоправного поведения и преступности. Соответственно благодаря таким методам среди общественности формируется и укрепляется атмосфера непринятия преступности. Именно эта атмосфера снижает риски обострения преступлений.
  3. Проявление верховенства органов, защищающих законодательства. Любой орган, который защищает права людей и государства является в глазах населения значимым портретом. Такой момент обусловлен тем, что правоохранительные органы в обязательном порядке должны законными методами показывать населению, что их защищает государство в их лице на основе всех существующих и действующих законов.

Помимо этого также существуют специальные задачи, которые преследует конкретно этот правоохранительный орган. Их немного.

  • Осуществление проверок. Государство дало прокуратуре полномочия в отношении проведения проверок для того, чтобы этот орган мог выявить имеющиеся недостатки в правовом регулировании. Более того, в результате проверок должны быть выявлены нарушения закона и в соответствии с ними предоставлены санкции для нарушителей и руководства организации.
  • Идеи на рассмотрение. Государство дает прокуратуре, как и любому другому правоохранительного органа, право на предоставление государству новых идей, которые помогут усилить соблюдение законодательства и порядка. Данное полномочие необходимо для этого органа, поскольку он знает всю юридическую систему изнутри, а соответственно он может предложить реально стоящий проект, который поможет государству прийти к эффективному долгожданному единству закона на территории нашей страны. Правоохранительные органы часто отправляют свои идеи на рассмотрение в Государственную Думу. Стоит отметить, что множество из них были приняты и реализованы, а некоторая часть реализуется до сих пор. Органам принадлежат различные общественные проекты и некоторые изменения в законах.

Функции?

На самом деле, функций очень много и они обширны. Мы остановимся лишь на главных их моментах.

Основная функция прокуратуры — надзор. Надзор может осуществляться как в отношении населения, так и в отношении сотрудников нижестоящих инстанций. Прокуратура обязана наблюдать за исполнением законов как населением, так и органами, которые находятся в ее подчинении. Если же нарушения имеются, они должны быть оформлены в законном виде, а после по законодательству будет выписана определенные санкции нарушителям.

От этого надзора отходят несколько целей, которые заключаются в выявлении нарушений закона. Первой целью выступает быстрое выявление нарушений закона и последующих попыток к нарушению порядка путем наложения определенного вида санкций. Второй целью является устранение нарушений закона. После того, как прокуратура выявила и нашла нарушители, необходимо устранить это нарушение путем предъявления санкций, то есть, юридической ответственности к человеку, нарушившему законы. Третьей целью деятельности является предупреждение нарушений закона. Прокуратура обязана проводить определённого рода проверки и различные мероприятия, которые направлены на сохранение и предотвращение преступлений и выявления только планирующиеся проступков. В таком случае в ряде нескольких моментов людям будет также предоставлена юридическая ответственность.

По каким вопросам необходимо обращаться в Прокуратуру?

Несмотря на строгость этого органа, стоит помнить, что он создан для того, чтобы оказывать правовую защиту для граждан нашей страны. Прокуратура также работает с заявлениями людей, которые обратились к ней за помощью. Основные функции моменты, по которым мы можем обратиться в неё, нигде конкретно не указаны. Из этого мы можем сделать вывод, что не все заявления и жалобы этот орган может принять.

Однозначно прокуратура может принять заявление, по поводу какого-либо уголовного преступления, поскольку она является органом уголовного преследования. Но также, стоит отметить, что сама прокуратура не будет проводить расследование, поскольку у неё нет на это должных полномочий. В таком случае заявление о преступлении будет направлено в другой ответственный за это орган. Там будет проводиться расследование непосредственно под контролем прокуратуры.

В прокуратуру однозначно стоит идти с жалобами на действия организаций в социальной сфере. Жалобы могут быть разного плана. Они могут быть составлены при нарушениях жилищного, трудового права и т.д. Эти моменты прокуратура может решить как самостоятельно, так как перенаправить заявление в отвечающий за эту конкретную область права орган. Главная задача прокуратуры — защищать население от любого вида нарушения их свобод и прав. Именно поэтому прокуратура принимает заявления, которые связаны с бездействием государственной структуры и власти по отношению к гражданам. К примеру, человек имеет полное право пожаловаться на судью, на правоохранительные органы, на администрацию города в прокуратуру. Но момент опровержения судебных решений этот орган рассматривать не будет. Он действенен только в том случае, если суд нарушил права и свободы граждан. Помимо правоохранительных органов человек может пожаловаться на любое предприятие, которое нарушило каким-либо образом его права и свободы.

Некоторые документальные вопросы будут направлены прямо в суд, а значит, будут решаться в судебном порядке. К таким вопросам относятся, в основном, имущественные отношения, споры между наследниками, конфликтные ситуации между съемщиком и арендодателям. Стоит отметить, что не все вопросы могут быть перенаправлены, некоторые из них прокуратура может решить самостоятельно.

По вопросам имущества прокуратура принимает заявления крайне редко. Для того, чтобы она его приняла, необходимо наличие определенных уважительных причин. К этим уважительным причинам могут относиться сложные заболевания, большой возраст, несовершеннолетние дети, инвалидность.

По истечению определённого периода времени заявление, которое было перенаправлено в другой орган, может быть обратно возвращено в прокуратуру. Такая ситуация происходит в том случае, если этот орган имеет недостаточно необходимой ему информации, чтобы решить проблему. Нюанс в том, что за этот период времени может наступить срок исковой давности, а в таком случае претензиях придется забыть. Сроки исковой давности определяют законодательство, они имеют разные периоды времени для каждого преступления и проступка.

Прокуратура может перенаправить заявление также в случае физической нехватки времени. С каждого года в прокуратуру поступают все больше и больше новых заявлений, каждая из них требует срочного решения. Именно по этой причине заявление может рассматриваться долго или же может быть попросту перенаправлено в соответствующий для этого орган.

Отдельным пунктом стоит на месте преступления, которые имеют стяжку и особо тяжкую степень. В таком случае заявление можно писать сразу в прокуратуру и не тратить время на простые правоохранительные органы. Если будет необходимо, прокуратура сама перенаправит заявление или некоторые моменты, которые стоит проверить, в органы полиции. Там будет проведено расследование под строгим контролем прокуратуры. Она будет давать указания по расследованию. Стоит обратить внимание на довольно важный нюанс. Преступления средней тяжести прокуратура рассматривать не будет, они будут перенаправлены в органы полиции, но никакого контроля над ними с ее стороны производиться не будет. Этим делом будут заниматься конкретно правоохранительные органы. Также по вопросам с административными правонарушениями не стоит идти в прокуратуру, необходимо напрямую обращаться с заявлением в полицию.

Мы постоянно напоминаем, что в некоторых случаях необходимо сразу обращаться в полицию, поскольку если отнести заявление в прокуратуру, рассмотрение у них занимает большое количество времени. После этого периода они вынесут свой отказ, и время будет потеряно. Поэтому необходимо заранее вооружиться знаниями о том, в каких случаях стоит обращаться в прокуратуру.

Помощь юриста?

Прокуратура имеет довольно специфическую область действия, для ее подробного изучения всё же стоит обратиться к специалисту. Юрист поможет грамотно составить заявление или же иск и жалобу, а также проинформирует, куда необходимо отнести его. Специалист необходим для того, чтобы не потерять время на ненужные скитания по отделам правоохранительных органов.

Зачастую возникает вопрос о выборе юриста. Стоит отметить, что необходимо сотрудничать только с проверенным юристом. Лучше всего обращаться в компании с многолетней историей, которая подтверждена официальным документом. При работе с юристом нужно попросить у него показать лицензию. Если он не является мошенником, а значит, заинтересован в сотрудничестве, он обязательно покажет документ. Если же он станет скрывать её, ты соответственно выводы напрашиваются сами.

Также не стоит доверять специалистам юридических услуг, которые дают стопроцентную гарантию определённого исхода дела. Никакой специалист такой гарантии дать не может, поскольку неизвестно, какие обстоятельства будут выяснены в ходе суда. Специалист может лишь прокомментировать шансы на выигрыш дела. Также не стоит доверять юристам и адвокатам, которые оперируют в сети Интернет. К этому же моменту относятся его отзывы, которые могут оставлять сами сотрудники организации. Для выбора специалистов необходимо оперировать лишь проверенными кандидатурами и популярными организациями, которые есть в Вашем городе.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *