Форма отчетности КНД 0710096

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

В состав упрощенной бухгалтерской отчетности входят две формы, утвержденные приказом МФ РФ № 66н:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах (ОФР).

По аналогии с традиционной финансовой отчетностью эти формы составляют на окончание отчетного года. Форма баланса № 0710001 включает предоставление итоговых сведений за отчетный год, а также за прошлый и позапрошлый. Несмотря на упрощенный вариант, в балансе приводятся все необходимые сведения об активах и их источниках. Упрощенный баланс устроен, как и обычная форма, содержит те же показатели, что и общий. Различием можно считать лишь более укрупненное отражение информации, т.е. каждая строка имеет наибольший удельный вес.

Баланс малого предприятия с расшифровкой строк, и ОФР (форма № 0710002) отражают данные о доходах и расходах компании, признанных в бухучете также за отчетный и предыдущий ему периоды. Базой для заполнения этих форм служит оборотно-сальдовая ведомость, в которой сконцентрированы все данные по остаткам счетов на начало периода, обороты по счетам и сальдо на конец периода.

Инструкция по заполнению упрощенной бухгалтерской отчетности

Прежде чем разобраться, как заполнить упрощенный баланс, рассмотрим, какие показатели участвуют в формировании значений каждой строки баланса. Контролирующие органы требуют предъявления форм с нумерацией строк, поэтому заполнять баланс мы будем, используя применяемые коды.

Код строки

Входит сальдо счетов

Д/т

К/т

Актив

01, 07, 08

04, 08 с/сч вложений во внеоборотные активы, 09, 58

10,20,41,43,44

50,51,52,57

58, 60, 62, 68, 69, 71, 71, 73, 75, 76

1600: Итого актив баланса

сумма строк

Пассив

80, 82, 83, 84

60,62,68,69,70,71,73,76, 75 с/счет расчетов по выплате доходов

77,96,98

1700: итого пассив баланса

сумма строк

Значения строк 1600 и 1700 должны быть одинаковы, т. е. баланс между активом и пассивом должен быть соблюден. Равнозначность обеих частей является одним из критериев правильности заполнения формы.

Продолжая осваивать порядок заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности в 2017 году, обратимся к форме 2 – ОФР, имеющей свои особенности составления – значения доходов и расходов от продаж записываются без скобок, прочие расходы – в скобках. В этом отчете также ориентируются на нумерацию строк:

Значения

№ строки

Обороты счетов

по Д/ту

по К/ту

Выручка (кроме НДС и акцизов)

90/3 с/сч «НДС»

90/1 с/сч «Продажи»

Расходы по обычной деятельности

90/2 с/счета себестоимости, коммерческих и управленческих затрат

Пр. доходы

91 с/сч НДС

91 с/сч прочих доходов

% к уплате

Сумма процентов, уплаченных по предоставленным кредитам

Пр. расходы

Дебет. оборот 91 с/сч прочих расходов – стр. 2330

Налоги

Если фирма уплачивает:

-ННП, то проставляет в строке сумму стр. 180 2-го листа декларации ННП;

— УСН «Доходы», то вычисляет разницу значений строк 133 и 143 разд. 2.1.1 декларации по налогу при УСН;

-УСН «Доходы, уменьшенные на расходы», то сумма строки 273 разд. 2.2 декларации;

— ЕНВД, сумму, причитающуюся к уплате

Чистая прибыль (убыток)

Значение выводится по формуле:

Стр. 2110 – стр. 2120 + стр. 2340 – стр. 2350 – стр. 2410

Положительный результат означает прибыль (указывается без скобок), отрицательный – убыток (в скобках).

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства 2017: образец

Заполним отчетность малого предприятия ООО «Гиацинт», применяющего УСН «Доходы» на примере:

Оборотно-сальдовая ведомость фирмы за год:

№ счета

Сальдо на начало периода

Обороты

Сальдо на конец

Д/т

К/т

Д/т

К/т

Д/т

К/т

90,1

90,2

90,3

91,1

91,2

итого

Допустим, что проценты, уплаченные за предоставленный заем, составили 5000 тыс. руб., прочих расходов в предприятии не было, а рассчитанный налог по УСН составил 69000 тыс. руб.

Разберем заполнение упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год. Соблюдая принцип равноценности обеих частей, вносим значения в строки:

Строка

Сальдо по счетам

В суммах

Д/т (01 + 08) – К/т 02

400000 + 157000 – 240000 = 317000

Д/т 58

Д/т (10 + 41 +44)

18000 + 61000 + 5100 = 84100

Д/т (50 + 51 + 52)

42200+ 292600 + 50000 = 384800

Д/т (62 + 71 + 76)

111900 + 67000 = 178900

Сумма строк актива

317000 + 85000 + 84100 + 384800 + 178900 = 1049800

К/т (80 + 82 + 83 + 84)

500000 + 23000 + 32000 + 202600 = 757600

К/т 66

К/т (60 + 68 + 69+ 70)

9500 + 30000 + 30000 + 57700 = 127200

Сумма строк пассива

757600 + 165000 + 127200 = 1049800

Вторая форма упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, образец которой представлен, — это ОФР. Алгоритм его заполнения в таблице:

Строка

Из чего складывается

В суммах

Кр. оборот 90/1 – Д. оборот 90/3

300000 – 32000 = 268000

Д.оборот 90/2

Кр. оборот 91/1 – Д.оборот 91/2

100000 – 18000 = 82000

% по кредитам

Налог по УСН

Расчет

268000 – 100000 + 82000 – 5000 – 69000 = 176000

Таков порядок заполнения бухгалтерской отчетности для малых предприятий. При необходимости или желании компании заполняют и другие формы, но обязательными являются только эти две.

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

Состав налоговой отчетности

Налоговая отчетность организации зависит, прежде всего, от налогового режима, который она применяет. В соответствии с ним определяется, по каким налогам компания является плательщиком и, как следствие, по каким налогам она должна отчитываться в ИФНС. Так, организации-упрощенцы должны сдавать в ИФНС:

  • декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
  • отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ);
  • расчет по страховым взносам;
  • декларации по имущественным налогам при наличии у них соответствующих объектов налогообложения (по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам). У общережимников список отчетности будет чуть длиннее.

Сроки представления налоговой отчетности в 2017 году приведены в памятке. Также вы всегда можете воспользоваться нашим Календарем бухгалтера, и тогда вы точно не пропустите срок уплаты налога или сдачи декларации. Кроме того, с нашего сайта вы можете скачать актуальные формы налоговых деклараций и расчетов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Давние планы

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *