Филиал иностранной компании в России налоги

Налоги иностранного представительства в РФ

На Российский рынок выходят иностранные компании, которые хотят развиваться не только в своей стране. Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать», а именно открывать постоянное представительство, вести учет и платить налоги.

Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал (Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ). В какой-то степени эти формы похожи как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, но и имеют существенную разницу.

Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании. Филиал осуществляет функции самой компании, в том числе и функции представительства (Регистрация филиала).

Открытие обособленных подразделений и их деятельность регулируются внутренними нормами страны, в которой они расположены. На них также распространяется действие законодательства государства, где юридические лицо создано и зарегистрировано (Что такое обособленное подразделение).

В налоговом смысле существует понятие «постоянное представительство иностранной организации». Это любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ.

Существует три основных признака постоянного представительства:

  • Наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории РФ
  • Осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ
  • Осуществление деятельности на регулярной основе

Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в РФ. Осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Следует отметить, что полномочия РФ по взиманию налогов регулируются международным налоговыми соглашениями с рядом стран, чтобы избежать двойного налогообложения. Эти соглашения определяют порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения, а порядок исчисления и уплаты налога, привлечение к ответственности за допущенные налоговые нарушения и т.п. определяются внутри государства.

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству РФ, обязаны уплачивать налоги, отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и предоставлять отчетность.

С 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС России.

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

За аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина – 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (пункт 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.

Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций

Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.

Особенности налогообложения иностранных организаций

Наиболее распространенная форма присутствия иностранных организаций в РФ — постоянное представительство. Сам термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового значения, а определяет налоговый статус иностранной организации. Самостоятельно формировать налоговую базу, исчислять и уплачивать налог на прибыль, а также представлять налоговую декларацию обязаны только те иностранные организации, которые имеют такие представительства.

Определение понятия «постоянное представительство» для исчисления налога на прибыль следует искать не в гражданском, а в налоговом законодательстве, а именно в ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации. Сформулированное там определение постоянного представительства заимствовано из мировой практики. Экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей промышленно развитые западные страны, был разработан типовой проект (конвенция) об избежании двойного налогообложения. Большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР. В соответствии с законодательством Российской Федерации любое положение международного документа является первостепенным по отношению к действующему внутреннему законодательству страны. В частности, ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Примечание. В настоящее время Российской Федерацией заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения с 80 иностранными государствами.

Согласно последним разъяснениям финансового ведомства (Письмо Минфина России от 16.09.2013 N 03-08-05/38291) понятие «постоянное представительство» в целях законодательства о налогах и сборах Российской Федерации приводится в ст. 306 НК РФ. На основании данной статьи постоянное представительство считается образованным при выполнении следующих условий: иностранная организация имеет в Российской Федерации постоянное место деятельности, иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность и данная деятельность носит регулярный характер. В Налоговом кодексе критерии ведения деятельности на регулярной основе не установлены. В общепринятом понимании регулярными являются действия, которые повторяются неоднократно через сопоставимые промежутки времени.

При этом непрерывность ведения деятельности значения не имеет. Между тем единичные хозяйственные операции, совершаемые на российской территории, не могут рассматриваться в качестве регулярной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 306 НК под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 83 НК РФ иностранная организация, которая осуществляет деятельность в России, должна встать на учет в налоговых органах независимо от того, возникает у нее обязанность самостоятельно уплачивать налог на прибыль или нет. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н. Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ утверждены формы, порядок их заполнения и форматы документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.

Примечание. Налоговые органы рекомендуют признавать регулярной деятельность иностранной компании через российские обособленные подразделения, если она осуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году.

При этом следует понимать, что постоянное представительство иностранной организации для целей применения гл. 25 НК РФ имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Данные признаки понятия постоянного представительства полностью соответствуют аналогичным признакам в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Необходимо отметить, что постоянное представительство иностранной организации является отдельным от иностранной организации лицом для целей налогообложения (см. Письмо Минфина России от 03.12.2012 N 03-01-18/9-183). В соответствии с п. 5 ст. 383 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Каким критериям должна соответствовать иностранная организация, чтобы получить статус постоянного представительства?

Прежде всего, она должна заниматься предпринимательской деятельностью. В п. 2 ст. 306 НК РФ указаны виды деятельности иностранных компаний, которые приводят к образованию постоянного представительства. Это, в частности, пользование недрами и другими природными ресурсами, проведение строительных работ, установка, монтаж, обслуживание и эксплуатация оборудования, продажа товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов. При осуществлении таких видов деятельности постоянное представительство возникает при наличии всех признаков, поименованных в п. 2 ст. 306 Кодекса.

Напомним, что п. 3 ст. 306 НК РФ установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

При этом в случаях, когда иностранная организация осуществляет в Российской Федерации деятельность, связанную с пользованием недр и других природных ресурсов или связанную с проведением строительных работ, НК РФ прямо устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ при пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным либо с момента вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, либо с момента фактического начала такой деятельности.

Что касается получения статуса постоянного представительства для иностранной организации, занимающейся работами на строительной площадке, то в соответствии с п. 3 ст. 308 НК РФ учитывается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.

Для всех иных случаев осуществления деятельности иностранной организацией постоянное представительство считается образованным с начала регулярного ее осуществления.

К фактам, не приводящим к образованию постоянного представительства, относятся, например, такие как заключение иностранной организацией договора простого товарищества, факт владения ценными бумагами, долями в капитале российских организаций. В соответствии с разъяснением Минфина России, изложенным в Письме от 16.04.2010 N 03-00-08/61, факт приобретения облигаций иностранными организациями сам по себе не является основанием для того, чтобы рассматривать такие иностранные организации как имеющие постоянное представительство в Российской Федерации.

Примечание. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, иным имуществом на территории Российской Федерации сам по себе не является поводом для образования ее постоянного представительства.

Или другой пример. Проанализировав положения п. 2 ст. 306 НК РФ и Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, Минфин России в Письме от 25.01.2013 N 03-08-05 пришел к выводу о том, что при условии отсутствия иных видов деятельности, совокупность которых может позволить считать филиал организации постоянным представительством, деятельность филиала только по рассылке товаров российским покупателям во исполнение договоров, заключенных иностранным головным офисом, может быть квалифицирована как не приводящая к образованию постоянного представительства.

Некоторые виды деятельности иностранной организации в России (если отсутствуют признаки постоянного представительства), а также отдельные факты, не приводящие к образованию постоянного представительства, перечислены в п. п. 4 — 9 ст. 306 Налогового кодекса. Это, например, деятельность подготовительного и вспомогательного характера, деятельность через брокера, комиссионера и других посредников.

Пункт 4 ст. 306 НК РФ поясняет, какие виды деятельности, носят подготовительный и вспомогательный характер. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

  1. Использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки.
  2. Содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки.
  3. Содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией.
  4. Содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации.
  5. Содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Не приводит к образованию постоянного представительства и такая деятельность иностранной организации, как составление финансовых отчетов в отношении поступлений средств на рублевый счет компании (без возможности снятия денежных средств сотрудниками московского представительства), помощь в бронировании билетов и прием жалоб российских клиентов в отношении пакетов услуг для их перевода на английский язык. Все это деятельность вспомогательного характера, и, соответственно, по вышеперечисленным услугам компания не является плательщиком российского налога на прибыль организаций.

Перечисленные в п. п. 5, 6, 7 и 8 ст. 306 НК РФ факты сами по себе также не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации. В частности, к таким случаям можно отнести и заключение иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации.

Или еще такой пример. Минфин России в своем Письме от 20.03.2013 N 03-08-05/8706 указывает, что осуществление итальянскими специалистами функций консультирования, обучения, контроля и надзора за монтажными и пусконаладочными работами на монтажном объекте, являющемся собственностью российского юридического лица, не может привести к образованию постоянного представительства. Мотивируя свое решение ссылкой на п. 7 ст. 306 НК РФ, а также руководствуясь Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996.

Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК Российской Федерации, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Стоит также отметить, что на основании п. 8 ст. 306 НК Российской Федерации не может претендовать на статус постоянного представительства этой организации в Российской Федерации и иностранная организация, занимающаяся ввозом в Российскую Федерацию или вывозом из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов.

Если же предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

Доходы от источников в РФ, подлежащие налогообложению, полученные иностранной организацией, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянное представительство

На основании п. 1 ст. 310 НК Российской Федерации сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Вид дохода

Ставка налога

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций

(пп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ)

15%

(пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ)

  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации

(пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:
  • доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов

(абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)

15% — по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в пп. 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов

получение доходов в виде процентов:

  • доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абз. 2 настоящего подпункта

(абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта

(пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации

(пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(п. 1 ст. 284 НК РФ)

20% —

в случае если указанные в п. 4 ст. 309 НК РФ расходы не признаются для целей налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации

(пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(п. 1 ст. 284 НК РФ)

20% —

в случае если указанные в п. 4 ст. 309 НК РФ расходы не признаются для целей налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю

(пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20% —

в части доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

10% —

в части доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках (пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках)

(пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ)

10%

(пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств

(пп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

  • иные аналогичные доходы

(пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ)

20%

(пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора (ст. 7 НК РФ)

В соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ постоянное представительство (налоговый агент) по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период по форме, утвержденной Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@, зарегистрированным Минюстом России 05.05.2004, регистрационный N 5781.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *