ФГОС СПО третьего поколения

Содержание

ФГОС нового поколения в системе СПО решаем задачу оценивания

Е.И. СОКОЛОВА, методист Технологического колледжа №14 г. Москвы

О.А. КАРПОВА, заместитель директора по учебно-методической работе

Е.В. МАКСИМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в ходе эксперимента разработаны новые подходы к оценке профессиональных и общих компетенций студентов

Еще не отшумели страсти по ЕГЭ, еще не сложилось однозначное отношение в обществе к этому нововведению, а перед системой образования встают уже новые задачи – переход на обучение по новым ФГОС третьего поколения.

Что же означает переход на новые образовательные стандарты? Чем ФГОСы отличаются от старых образовательных стандартов, и какие задачи в связи с этим встают перед профессиональным колледжем?

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях. При разработке заданий был применен продуктный подход, когда результатом выполненного задания является готовая продукция или услуга. Задания составлены так, что оценка сформированности компетенций производится поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, нашедшими отражение в оценочных листах.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано с целью избежать дублирования как в формах, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.), защита портфолио, аттестация, защита проекта (индивидуального, группового), выпускная квалификационная работа (ВКР), деловая игра. А в соответствии с отобранными формами были определены методы, наиболее отвечающие задачам комплексной оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: это экспертное наблюдение, экспертная оценка, собеседование (интервьюирование), анкетирование, тестирование, презентация.

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в 2010-2011 учебном году в ходе эксперимента по реализации программ профессиональных модулей на базе факультета «Ресторанный бизнес» были разработаны подходы к оценке сформированности профессиональных и общих компетенций. Эксперимент показал, что оценку следует производить поэтапно.

Очень важное значение, на наш взгляд, имеет первый этап – сопровождающее оценивание. Он обеспечивает мониторинг поэтапного формирования профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики и проводится как наставником (тьютором), так и самим обучающимся (самооценка).

Для этого этапа разрабатывается фонд оценочных средств текущего контроля освоения знаний, умений, практического опыта, входящих в ПК осваиваемого ВПД. Виды заданий для текущего контроля составляются таким образом, чтобы они отвечали не только задачам формирования профессиональных компетенций с учетом принципа индивидуализации обучения (различной степени сложности), но были направлены и на постепенное развитие личностно значимых качеств.

На этом же этапе большое значение отводится формированию умений производить самооценку и оценку выполненных работ коллегами по учебным парам, малым группам.

Большое значение придается ведению дневника достижений, который обучающийся получает в начале обучения. В нем зафиксированы все группы умений, которые должны быть освоены. Поэтому с первого дня обучения студенты, видя весь объем требуемых умений, могут самостоятельно или с помощью мастеров-наставников и преподавателей выстроить оптимальную для себя последовательность их освоения. Кроме того, дневник позволяет осуществлять мониторинг сформированности компетенций в течение всего периода обучения и выявлять затруднения на ранних стадиях, когда обучающемуся легко осуществить процесс коррекции.

Второй этап – промежуточная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций – проходит в виде экзамена или зачета по завершении освоения программы каждого МДК. Этот вид оценки проводится, в нашем случае, в два этапа: тестирование позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, входящих в ПК данного междисциплинарного курса, второй этап – моделирование профессиональной деятельности – позволяет оценить степень сформированности практических умений. Этот вид контроля осуществляется до выхода на производственную практику, а задания носят практикоориентированный характер и показывают степень готовности обучающегося к выполнению заданий на производстве, непосредственно на рабочем месте.

На третьем этапе осуществляется итоговая оценка сформированности ПК и ОК в ходе экзамена квалификационного (ЭК), который носит комплексный характер, включающий одновременную оценку как профессиональных, так и общих компетенций. Это меняет структуру традиционного экзамена, подходы к его методическому обеспечению, разработке оценочных средств и процедуры экзамена (см. рис. 1). В нашем случае мы выбрали сочетание двух форм: практического экзамена – комплексной демонстрации практических умений на рабочем месте (или в среде, имитирующей рабочее место) и защиты портфолио достижений.

Рисунок 1. Структура экзамена квалификационного.

В настоящий момент уже сложился комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:

  • валидность оценочных материалов;
  • соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ПК, входящих в профессиональный модуль;
  • четкая формулировка критериев (показателей) оценки;
  • максимальная объективность форм и методов оценки;
  • прозрачность процедуры оценки;
  • участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;
  • однозначное заключение по результатам оценки (ВПД освоен/не освоен).

На рисунке 2 показана логика и последовательность отбора форм и методов оценки сформированности ПК и ОК. Вначале нами был проанализирован комплекс требований к уровню знаний, умений, практического опыта по всем ПК, входящим в оцениваемый ВПД, с учетом требований ФГОС, требований, вошедших в программу ПМ за счет часов вариативной части по рекомендациям социальных партнеров колледжа, а также требований профессионального стандарта (для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»).

Затем были разработаны показатели оценки, соответствующие пункту 5 программы ПМ для каждой ПК и ОК. А уже на основании их разработаны комплексные показатели оценки, позволившие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций.

Рисунок 2. Логика разработки форм и методов оценки сформированности ПК и ОК.

Методическое обеспечение экзамена квалификационного (ЭК). Для обеспечения прозрачности процедуры экзамена (учитывая отсутствие в настоящий момент конкретных методических рекомендаций), в колледже было разработано положение о квалификационном экзамене. В соответствии с ним программа экзамена разрабатывается непосредственно по каждому профессиональному модулю. Также был разработан пакет документов по процедуре квалификационного экзамена: протокол заседания экзаменационной квалификационной комиссии, оценочные листы по ПК, входящим в освоенный профессиональный модуль, образец сертификата, выдаваемый студентам по результатам экзамена. Оценочные средства, помимо экзаменационных билетов, включают карточки-задания с пошаговыми рекомендациями, что позволяет провести поэтапную оценку всех практических умений в соответствии с разработанными показателями и внести их в оценочный лист.

Помимо этого, были разработаны рекомендации по разработке и методам презентации портфолио достижений. Портфолио включает три части: портфолио учебно-профессиональных достижений, портфолио творческих достижений и портфолио социальных достижений. Это позволяет экспертной комиссии оценить сформированность всего комплекса общих компетенций.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, экзаменационные ведомости, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио социальных достижений содержит свидетельства коммуникативной активности (характеристики с производства), свидетельства участия в студенческом самоуправлении, активной социальной позиции.

Провести квалификационный экзамен без использования налаженного механизма взаимовыгодного партнерства колледжа с ведущими предприятиями региона просто невозможно. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена на стадии согласования процедуры экзамена и собственно оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Особенно велика роль работодателя при оценке сформированности профессиональных компетенций, когда дается оценка навыкам и умениям, необходимым для быстрой адаптации к условиям реального производства.

Наш опыт работы по реализации программ профессиональных модулей, проведению квалификационного экзамена, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

Определения этих понятий содержатся в ст. 2 комментируемого Закона:

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);

образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);

федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ;

— вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

— государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию ― дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона).

ФГОС включает в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

— условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

— результатам освоения основных образовательных программ.

Кроме того, в ФГОСах устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования:

— дошкольное: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

— начальное: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— основное: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

— среднее: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Приведем несколько примеров.

ФГОС среднего профессионального образования:

по специальности:

— например, строительство и эксплуатация зданий и сооружений: Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

по профессии:

— например, Приказ Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 656 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270809.03 Изготовитель железобетонных изделий»;

ФГОС высшего образования — бакалавриата:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 218 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.04 Электроника и наноэлектроника (уровень бакалавриата)»;

ФГОС высшего образования — специалитета:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2067 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162110 Испытание летательных аппаратов (квалификация (степень) «специалист»)»;

ФГОС высшего образования — магистратуры:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 323 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело (уровень магистратуры)»;

ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:

по направлению подготовки (аспирантура)

— например, Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:

по специальности (ординатура)

— например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1051 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, под которыми понимаются характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

С целью актуализации действующих ФГОС высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов были приняты Методические рекомендации по содержат описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС высшего образования в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами путем внесения изменений во ФГОС («Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн). Упомянутые Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г.

Нормотворческими полномочиями по формированию ФГОСов наделены Правительство РФ и Минобрнауки России.

В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесения в них изменений: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

Минобрнауки России согласно положениям ч. 8 комментируемой статьи утверждает:

— перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»;

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2012 г. № 127 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки»;

Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» и т. д.

— порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки»;

— соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. Например: Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2009 г. № 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст».

Полномочиями по разработке и утверждению собственных образовательных стандартов по всем уровням высшего образования, согласно ч. 10 комментируемой статьи, наделяются:

— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» (Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет и т. д.);

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» (Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, Высшая школа экономики и т. д.);

— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» такими образовательными организациями определены Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и др.).

Перечисленные образовательные организации могут реализовывать предоставленные им полномочия по формированию собственных образовательных стандартов при соблюдении условия, закрепленного в ч. 10 комментируемой статьи, — требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

На основании непосредственных предписаний, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают федеральные государственные требования (ФГТ), в которых устанавливаются обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Так, в соответствии со ст. 83 комментируемого Закона, в которой раскрываются особенности реализации образовательных программ в области искусств, Министерство культуры РФ по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства (Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. № 2156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе»), ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области архитектурного искусства (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура» и сроку обучения по этой программе»).

В силу предписаний статьи 84 комментируемого Закона, посвященной особенностям реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, Министерство спорта России по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»).

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.

Российская газета, № 265, 25.11.2013.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 9, 28.02.2011.

Российская газета, № 139, 21.06.2012.

Российская газета, № 294/1, 25.12.2014.

Российская газета, № 225/1, 08.10.2013.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.04.2015.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 14, 04.04.2011.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2015.

Российская газета, № 15, 28.01.2015.

Российская газета, № 21, 04.02.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012.

Российская газета, № 119, 05.06.2013.

Официальные документы в образовании, № 9, март, 2015.

СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4377.

Российская газета, № 247, 01.11.2013.

Российская газета, № 155, 14.07.2014.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 10.02.2014.

Российская газета, № 82, 13.04.2012.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 30.11.2009.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 10.02.2014.

Российская газета, № 238, 23.10.2013.

Российская газета, № 37, 24.02.2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) – это нормативный документ в области среднего профессионального образования, определяющий совокупность требований, обязательных для реализации основных профессиональных образовательных программ по той или иной специальности.

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата» и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.
Основные требования ФГОС СПО
1. К содержанию образования:
Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС СПО третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности специалиста, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания. На основе этих компонентов была разработана структура содержания образовательных программ по каждой специальности, а в образовательном учреждении разрабатываются отдельные образовательные программы дисциплин, модулей и контрольно-измерительные материалы. Такой подход позволяет максимально приблизить квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям рынка труда.
2. К кадровому обеспечению:
Для преподавателей профессионального цикла, мастерам производственного обучения обязательно требование к наличию опыта в соответствующей профессиональной деятельности, систематическое повышение квалификации и прохождение стажировок на передовых действующих предприятиях отрасли.
3. К организации государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников
Государственная итоговая аттестация выпускников по всем специальностям включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы . Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением самостоятельно с учетом порядка проведения ГИА.

Лицей реализует ФГОС СПО по профессиям:

23.01.03 Автомеханик

19.01.17 Повар, кондитер

С 2017 году лицей реализует программу 43.01.09 Повар, кондитер из нового Перечня профессий и специальностей СПО, относящимся к списку наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей (ТОП-50).

Особенности и отличия
федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС)
от государственных образовательных
стандартов (ГОС) общего образования
Особенности ФГОСобщего образования
— стандарт, как совокупность требований (к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы);
— выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) по каждой ступени общего образования двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса;
— организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
— системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования;
— повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы;
— ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования;
— ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— переход от минимизиционного подхода к
конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, положенного в основу Фундаментального ядра содержания общего образования;
— учет образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья.

ГОСТ Р 1.9-95
Группа Т50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия
государственным стандартам
State system for standardization of Russian Federation.
Procedure of prodaction and service marking by accordance
mark to state standards

ОКС 01.120
ОКСТУ 0001

Дата введения 1996-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 года N 429

3 Настоящий стандарт разработан на основании Закона Российской Федерации «О стандартизации» (ст. 7, п.З)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (МАЙ 2000 г.) с Изменение N 1, принятым в августе 1998 г. (ИУС N 11-98)

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам Российской Федерации (ГОСТ Р) и (или) межгосударственным стандартам (ГОСТ), применяемым на территории Российской Федерации (далее — государственным стандартам), а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг (далее — продукции) этим знаком.
Действие стандарта распространяется на: субъекты хозяйственной деятельности, производящие продукцию (оказывающие услуги) и в инициативном порядке заявившие о своем намерении маркировать продукцию знаком соответствия государственным стандартам; субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, а также организации, осуществляющие выдачу лицензий на применение знака соответствия государственным стандартам, ведение Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, и инспекционный контроль в этой сфере деятельности.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 40.001-95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании
ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании
ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов
ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Соответствие государственному стандарту (государственным стандартам) — соблюдение изготовителем всех установленных в государственном стандарте (государственных стандартах) требований к продукции.

3.2 Декларация о соответствии — заявление изготовителя под полную его ответственность о том, что данная продукция соответствует конкретному государственному стандарту (государственным стандартам).

3.3 Знак соответствия государственным стандартам — защищенный и зарегистрированный в установленном в Российской Федерации порядке знак, выданный и применяемый в соответствии с настоящим стандартом, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует всем требованиям конкретного государственного стандарта (государственным стандартам) на продукцию.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Соответствие продукции государственным стандартам подтверждают путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.

4.2. Деятельность по маркированию продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляется на основе Законов Российской Федерации «О стандартизации» , «О защите прав потребителей» , «О сертификации продукции и услуг» .

4.3 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам направлено на достижение следующих целей:
— содействие повышению доверия к изготовителю, а также реализации выпускаемой им продукции на внутреннем рынке Российской Федерации и внешнем рынке;
— содействие потребителям в получении необходимой уверенности о соответствии предлагаемой им продукции всем требованиям, установленным государственными стандартами на эту продукцию.

4.4 Организацию работ по маркированию продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

4.5 Знак соответствия продукции государственным стандартам применяется в случае документально подтвержденного соответствия конкретной продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию.

4.6 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляется на добровольной основе по инициативе субъектов хозяйственной деятельности — изготовителей продукции и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам установлена в договоре (контракте) на поставку продукции. Маркирование осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Госстандартом России.
Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам не исключает необходимости проведения обязательной сертификации этой продукции (если продукция подлежит обязательной сертификации), а также возможности ее добровольной сертификации и маркирования соответствующим знаком соответствия при сертификации, проводимой по установленным правилам , .

4.7 Знаком соответствия государственным стандартам может маркироваться продукция, на которую имеются:

— государственные стандарты вида общих технических условий (технических условий) или
— государственные стандарты, устанавливающие общие технические требования (технические требования) и методы их контроля (испытаний, измерения, анализа).

4.8 Оценку достаточности и объективности доказательств изготовителя (заявителя) о соответствии конкретной продукции государственным стандартам на эту продукцию и выдачу лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам осуществляют территориальные органы Госстандарта России, в зоне деятельности которых находится изготовитель и научно-исследовательские институты Госстандарта России (далее — уполномоченные органы), по заявлению изготовителя с учетом:
— декларации изготовителя (заявителя) о соответствии продукции всем требованиям государственного стандарта (государственных стандартов) на эту продукцию;
— результатов обязательной и (или) добровольной сертификации продукции, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — обязательной и (или) добровольной сертификации) на соответствие требованиям государственных стандартов;
— результатов сертификации систем качества (по ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003) или производства, или результатов анализа производства;
— результатов испытаний, проведенных при разработке и производстве продукции, и результатов государственного контроля и надзора (не более чем полугодовой давности).
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5 ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

5.1 Изготовитель продукции при соответствии продукции государственным стандартам и готовности маркировать ее знаком соответствия государственным стандартам подает в уполномоченный орган заявление о выдаче лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам (далее — лицензия).
Форма заявления приведена в приложении А.

5.2 Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.
Порядок определения размера платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, за выдачу лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам устанавливает Госстандарт России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.3 К заявлению должны быть приложены следующие документы:
— декларация изготовителя о соответствии продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию, действующих на момент подачи заявления (форма декларации приведена в приложении Б);
— заверенная в установленном порядке копия сертификата соответствия, выданного по результатам обязательной сертификации (для продукции, подлежащей обязательной сертификации);
— заверенная в установленном порядке копия сертификата соответствия, выданного по результатам добровольной сертификации (если она проводилась);
— заверенная в установленном порядке копия сертификата системы качества (по ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003) или производства, или заключения по результатам анализа производства;
— заверенные копии протоколов испытаний продукции, проведенных изготовителем (испытательными лабораториями или специальными комиссиями) при разработке и производстве продукции и, при необходимости, других технических документов, подтверждающих соответствие изготовленной продукции тем требованиям государственных стандартов, соответствие которым не было подтверждено при обязательной и (или) добровольной сертификации;
— документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений.

Все документы, представленные заявителем для получения лицензии, регистрируются уполномоченным органом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4. Уполномоченный орган по результатам контроля и анализа документов, представленных изготовителем (заявителем) в соответствии с 5.3, проводит оценку достаточности и объективности представленных доказательств соответствия конкретной продукции требованиям государственных стандартов на нее и принимает решение о выдаче лицензии (при положительных результатах контроля и анализа). В обоснованных случаях он может принять решение об отказе в выдаче лицензии или о необходимости проведения дополнительных испытаний продукции (на соответствие тем требованиям государственных стандартов, соответствие которым не было подтверждено при обязательной и (или) добровольной сертификации) и (или) дополнительной оценке производства.

5.5 Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии или о необходимости проведения дополнительных испытаний продукции и (или) дополнительной оценки производства с указанием причин отказа (дополнительных испытаний, оценки) направляется уполномоченным органом заявителю в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
— наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
— отсутствие сертификата соответствия (для продукции, подлежащей обязательной сертификации);
— отсутствие сертификатов системы качества или производства, или заключения по результатам анализа производства.

5.6 При необходимости проведения дополнительных испытаний отбор образцов продукции для их проведения осуществляет изготовитель совместно с представителем уполномоченного органа.
Порядок отбора образцов и определение их количества осуществляют в соответствии с нормативной и (или) технической документацией на продукцию.
Дополнительные испытания проводят, как правило, на испытательной базе изготовителя под контролем представителя уполномоченного органа.

5.7 Необходимость и порядок оценки производства уполномоченный орган определяет с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003, ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-2, ГОСТ Р ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.001.

5.8 Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
При необходимости проведения дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства решение принимают в 15-дневный срок со дня получения результатов дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства.
В отдельных случаях в зависимости от сложности дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства срок решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.

5.9 В случае проведения дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства все расходы, связанные с этими испытаниями и оценкой, а также другие расходы, непосредственно связанные с выдачей лицензии, не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются заявителем отдельно при выдаче лицензии.

5.10 Лицензию оформляют на бланке по форме приложения В.
Бланки лицензии являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер и изготавливаются типографским способом.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют уполномоченные органы.

5.11 Лицензия должна быть подписана руководителем (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) уполномоченного органа и заверена печатью этого органа.

5.12 Срок действия лицензии устанавливает уполномоченный орган с учетом действия нормативных и (или) технических документов на продукцию и сертификатов соответствия, выданных по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации, а также сроков производства продукции, но не более трех лет.
Продление срока действия лицензии проводят в порядке, установленном для ее получения.

5.13 Лицензию выдают после представления документа, подтверждающего ее оплату.

5.14 Выданная лицензия действительна на всей территории Российской Федерации.
Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.

5.15 При ликвидации юридического лица выданная ему лицензия теряет юридическую силу.

5.16 В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок со дня такой реорганизации (изменения, утраты) подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии проводят в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии владелец лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии.
При утрате лицензии выдается ее дубликат. При этом на бланке лицензии делается отметка «Дубликат».
За продление, переоформление, выдачу дубликата лицензии лицензионный сбор взимается как за выдачу лицензии.

5.17 При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее изготовления, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям государственных стандартов, заявитель извещает об этом орган, выдавший лицензию, который может принимать решение о необходимости проведения дополнительных испытаний или дополнительной оценке производства соответствующей продукции.

5.18 Действие лицензии может быть приостановлено, или лицензия может быть аннулирована выдавшим ее органом в случаях:
— представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
— обнаружения выпуска продукции, не соответствующей государственным стандартам;
— обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения (переоформления) лицензии;
— приостановления (аннулирования) сертификатов соответствия по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации (если продукция проходила сертификацию);
— нарушения владельцем лицензии условий выполнения работ, указанных в лицензии;
— невыполнения владельцем лицензии предписаний или распоряжений федеральных органов исполнительной власти или приостановления ими деятельности изготовителя;
— ликвидации юридического лица.

5.19 Действие лицензии приостанавливают, если выявленные нарушения и их причины владелец лицензии может устранить путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, выдавшим лицензию, и подтвердить их без повторной проверки.
В противном случае лицензия аннулируется.

5.20 Орган, выдавший лицензию в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании, в письменной форме информирует об этом решении владельца лицензии и Госстандарт России.

5.21 Приостановление действия или аннулирование лицензии влечет за собой соответственно приостановление или прекращение маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.

5.22 В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения выдавшим ее органом, о котором не позднее чем в 3-дневный срок со дня принятия этого решения он оповещает владельца лицензии и Госстандарт России.

5.23 Лицензия по окончании срока ее действия или при аннулировании подлежит возврату в орган, выдавший лицензию, в 10-дневный срок со дня окончания срока действия или получения владельцем лицензии уведомления об ее аннулировании.

5.24 Уполномоченные органы ведут регистрацию заявлений о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии и представленных с ними документов, реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, обеспечивают хранение копий выданных лицензий и представленных заявителем документов, подтверждающих соответствие продукции государственным стандартам, в течение не менее срока действия лицензии в порядке, установленном Госстандартом России.

5.25 Госстандарт России ведет Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, в который вносит субъекты хозяйственной деятельности, получившие лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам, а также продукцию, маркированную этим знаком.

5.26 Контроль за соблюдением условий проведения маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляют в порядке проведения инспекционного контроля, а также государственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями) продукции требований государственных стандартов.

6 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

6.1 Продукция, на которую выдана лицензия, маркируется знаком соответствия государственным стандартам. Знак соответствия наносят на продукцию, тару, упаковку, техническую документацию, прилагаемую к продукции. Форма и размеры знака соответствия государственным стандартам приведены в приложении Г.

6.2 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляет ее изготовитель в случае получения им лицензии на право маркирования.
При приостановке или прекращении действия лицензии маркирование знаком соответствия государственным стандартам не допускается.

6.3 Применением знака соответствия государственным стандартам является также использование знака в рекламе, проспектах, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках в связи со ссылкой на право маркирования соответствующей продукции этим знаком.

6.4 Исполнение знака соответствия государственным стандартам должно быть одноцветным и контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен.
Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам следует осуществлять любыми технологическими способами, обеспечивающими четкое изображение этого знака, его стойкость к внешним воздействующим факторам, а также сохраняемость изображения знака в течение всего установленного срока службы (годности) продукции.
Изображение знака соответствия государственным стандартам может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение требований, установленных настоящим стандартом.

6.5 Знак соответствия государственным стандартам наносят на несъемную часть каждой единицы продукции; при нанесении на упаковку — на каждую упакованную единицу продукции рядом с маркировкой товарным знаком изготовителя и знаком соответствия при обязательной (ГОСТ Р 50460) и (или) добровольной сертификации.
Место нанесения знака на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливает изготовитель, получивший право его применения.
При невозможности нанесения знака соответствия государственным стандартам непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ, мелких изделий) его наносят на тару или упаковку. При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.).

6.6 В технической документации, прилагаемой к продукции, маркированной знаком соответствия государственным стандартам (формуляр, паспорт, инструкция по эксплуатации, этикета и др.), указывают номер и дату выдачи лицензии.

7 ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТ ПО МАРКИРОВАНИЮ ПРОДУКЦИИ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

7.1 Уполномоченные органы ведут учет выданных, переоформленных, приостановленных и аннулированных ими лицензий, направляют информацию о них в Госстандарт России в порядке, установленном Госстандартом России.

7.2 Госстандарт России официально публикует сведения, внесенные в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

8 ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОДУКЦИЕЙ, МАРКИРОВАННОЙ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

8.1 Инспекционный контроль за продукцией, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, осуществляют в процессе ее производства и (или) реализации уполномоченные органы, выдавшие лицензии на применение этого знака, с учетом результатов инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если продукция проходила обязательную и (или) добровольную сертификацию).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Форма заявления на выдачу лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

Регистрационный номер _____________________________

наименование и адрес

Дата регистрации___________________________________

уполномоченного органа

ЗАЯВЛЕНИЕ
на выдачу лицензии на применение
знака соответствия государственным стандартам

2) Копия сертификата соответствия N, выданного по результатам обязательной сертификации (при ее проведении);

3) Копия сертификата соответствия N, выданного по результатам добровольной сертификации (при ее проведении);

4) Копия сертификата системы качества или производства, или заключения по результатам анализа производства

Руководитель
предприятия изготовителя

Личная подпись

Расшифровка подписи

Главный бухгалтер

Личная подпись

Расшифровка

Дата

М. П.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

Форма декларации о соответствии продукции всем требованиям
государственных стандартов
ДЕКЛАРАЦИЯ
о соответствии продукции всем требованиям государственных стандартов

Личная подпись

Расшифровка подписи

Дата

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

Форма лицензии на право применения знака соответствия
государственным стандартам

Лицевая сторона лицензии
Государственный герб Российской Федерации

учетная серия и номер лицензии

ЛИЦЕНЗИЯ*

________________
* Оригинал должен иметь сетку голубого цвета.

Регистрационный номер ______________ от «________» 200 г.

Руководитель (зам. руководителя)

органа, выдавшего лицензию

Личная подпись

Расшифровка подписи

Дата

М.П.

Лицензия продлена до » ___ » _______________ 200 г.

Личная подпись

Расшифровка подписи

Дата

М.П.

Оборотная сторона лицензии

Лицензия выдана на основании

Номер сертификата, протокола испытаний, дата регистрации (утверждения)

Наименование органа, проводившего сертификацию, испытания

Регистрационный номер органа по сертификации, испытательной лаборатории

Лицензиат обязан:

1 Применять знак соответствия государственным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9-95.

2 Обеспечить соответствие реализуемой продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию.

3 Маркировать продукцию знаком соответствия государственным стандартам только при фактическом соответствии всем требованиям государственных стандартов.
Немедленно прекратить маркирование этим знаком в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, приостановления или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации (если она проводилась).

4 Обеспечить беспрепятственный доступ к объектам контроля лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля за продукцией, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, создать необходимые условия для инспекционного контроля и обеспечить его оплату в соответствии с установленным порядком.

5 Незамедлительно извещать орган, выдавший лицензию, о конструктивных и технологических изменениях продукции в процессе ее производства, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов.
В случае ненадлежащего исполнения лицензиатом указанных в настоящей лицензии обязанностей, а также в случае приостановления действия или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации (для продукции, прошедшей сертификацию) действие лицензии приостанавливается или лицензия аннулируется в установленном порядке органом, выдавшим лицензию, или Госстандартом России.

Лицензиат
__________________________
должность

Личная подпись Расшифровка подписи

Дата
М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное). Форма и размеры знака соответствия государственным стандартам

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)

Рисунок 1

1 — графическое изображение знака соответствия при обязательной
сертификации по ГОСТ Р 50460; 2 — овал (эллипс); 3 — центр овала (эллипса)

Рисунок 1

Знак соответствия государственным стандартам представляет собой графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации в соответствии с ГОСТ Р 50460, заключенное в овал (эллипс).
Центр овала (эллипса) расположен в точке пересечения осей АА и ВВ знака по ГОСТ Р 50460 (рисунок 5).
Размеры знака соответствия государственным стандартам определяет предприятие (организация, учреждение), получившее право на его применение, установлением базового размера Н в соответствии с ГОСТ Р 50460, но не менее 4 мм.
Размеры знака соответствия государственным стандартам должны гарантировать четкость и различимость его элементов невооруженным глазом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (информационное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(информационное)

Закон Российской Федерации «О стандартизации»
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3, зарегистрированы Минюстом России 21 марта 1994 года, регистрационный N 521.
Правила выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия. Утверждены постановлением Госстандарта России от 18 мая 1994 года N 12, зарегистрированы Минюстом России 5 апреля 1995 года, регистрационный N 825
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года, N 15, зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 1995 года, регистрационный N 826
Текст документа сверен по:
официальное издание
Государственная система стандартизации: Сб. ГОСТов.
— М.: ИПК Издательство стандартов, 2000

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *