Федеральными конституционными законами являются

Федеральные конституционные законы как источники конституционного права

конституционный право источник

Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.

Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся : вставить

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

  • -чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
  • -военное положение (ч. 3 ст. 87);
  • -образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
  • -порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);
  • -порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);
  • -описание и порядок официального использования государственных символов — государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);
  • -порядок назначения референдума (п. «в» ст. 84);
  • -статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103);
  • -порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114);
  • -судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);
  • -порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим вопросам.

Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.

Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.

Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два — институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства.

Федеральные конституционные законы.

В ч. 1 ст. 108 Конституции РФ провозглашено, что «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ». Из этого следует, что исчерпывающий пе­речень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч. 2 ст. 108 Конституции РФ установлен особый порядок: их принятия. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов, по которым они должны издаваться. К их числу относятся:

Федеральные конституционные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией

ст.56 ч.1 Закон о чрезвычайном положении

ст.65 ч.2 Закон о порядке образования в составе Российской Федерации нового субъекта

ст.66 ч.5 Закон о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации

ст.70 ч.1 Закон о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации

ст.84 п. «в» Закон о референдуме

ст.87 ч.3 Закон о военном положении

ст.103 ч.1 п. «д» Закон об Уполномоченном по правам человека

ст.114 ч.2 Закон о Правительстве Российской Федерации

ст.118 ч.3 Закон о судебной системе Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Конституционном Суде Российской Федерации

ст. 128 ч.3 Закон о Верховном Суде Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

ст. 135 ч.2 Закон о Конституционном Собрании

Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных законов. При этом в Конституции содержится отсылка, либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требующему урегулирования федеральным законом. Необходимо отметить, что часть вопросов, требующих регулирования федеральным законом, в настоящее время урегулирован законодательными актами РСФСР.

Акт референдума.

Референдум — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме РФ заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное утверждение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме (ст. 40 ФКЗ). Референдумы бывают общегосударственными, республиканскими, краевыми, областными, местными. В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента РФ), 25 апреля 1993 (по отношению к дея­тельности Президента РФ, Правительств РФ, по отношению к дос­рочным выборам Президента РФ, народных депутатов РФ), 12 декабря 1993 года (по принятию Конституции РФ).

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 8021;

Конституция РФ как источник гражданского процессуального права

Определим особенности Конституции РФ как источника гражданского процессуального права.

В Конституции РФ установлены основные принципы судопроизводства в России, в том числе и в судах общей юрисдикции.

В статье 19 Конституции указан принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. В статье 120 Конституции отражен принцип независимости судей и подчинения их только федеральному закону. В статье 123 Конституции приведены принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон и т.д.

Согласно части 1 статьи 15 Конституции она обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории России.

Положение о высшей юридической силе и прямом действии предполагает, что все конституционные нормы наделены верховенством над законами и подзаконными актами. В этой связи при разбирательстве дел суды должны руководствоваться положениями Конституции РФ.

Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Например, суд при разрешении дела применяет непосредственно Конституцию в тех случаях:

– когда закрепленные Конституцией положения, исходя из их смысла, не нуждаются в дополнительной регламентации и не имеют указаний на возможность их применения при условии принятия федерального закона, который регламентирует права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также другие положения;

– когда суд заключает, что федеральный закон, который был принят после вступления в силу Конституции, вступает в противоречия с соответствующими её положениями;

– когда закон или другой нормативно-правовой акт, который принят субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит положениям Конституции, при этом отсутствует федеральный закон, который должен регламентировать рассматриваемые судом отношения.

Таким образом, Конституция как источник гражданского процессуального права задает рамочные основы для регулирования в гражданско-процессуальной сфере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *