Федеральный закон об охране окружающего воздуха

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об охране атмосферного воздуха

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

загрязняющее вещество — химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый выброс — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

временно разрешенный выброс — показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса — показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установка очистки газа — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха — обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (Пункт введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статья 4. Государственное управление в области охраны окружающей среды

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

определение величины уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

(Абзац утр

Природоохранные требования

Природоохранные требования

Согласно ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Что такое природоохранные требования?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в т.ч. принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

При этом в соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что в соответствии с указанной статьей нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Также, в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

На основании ст. 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей в числе нормативов допустимого воздействия устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

На основании изложенного, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение являются природоохранными нормативами. Установленные данными природоохранными нормативами условия осуществления хозяйственной деятельности и являются природоохранными требованиями.

ООО «Центр правового обеспечения природопользования» Автоматизированная система управления экологией и природопользованием – АСУ ЭКОЮРС содержит более 10 000 природоохранных требований http://www.ecours.ru/

В рамках каких мероприятий юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства?

Следует отметить, что порядок проведения проверок в отношении юридических лиц регламентирован положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ «О защите прав юридических лиц»).

При этом указанный Федеральный закон предусматривает две разновидности проверки: плановая и внеплановая.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона в акте проверки указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

При этом согласно ч. 4 указанной статьи Федерального закона акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (за исключением случаев, пересмотренных ч. 5 данной статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Также согласно ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При этом в соответствии с ч. 3 указанной статьи КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, выявленные в рамках проведения органом государственного экологического надзора проверки (плановой, внеплановой) данной организации.

При этом выявленные нарушения (в числе сведений о результатах проверки) должны быть отражены в акте проверки, оформляемом непосредственно после ее завершения (за исключением случаев, пересмотренных законом).

Одновременно, организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, выявленных вне рамок проведения проверки данной организации, при условии наличия оснований, предусмотренных, в том числе, ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрен иной порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц.

ООО «Центр правового обеспечения природопользования» оказывает юридическую помощь при проведении проверок Контактная информация: 7 (495) 621 69 29; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Является ли положение, предусмотренное п. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» и касающееся необходимости руководителям организаций иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, природоохранным требованием?

В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п. 2 указанной статьи ФЗ «Об охране окружающей среды» подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

На основании изложенного, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должна быть подтверждена документом о наличии специальных знаний в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, под природоохранными требованиями понимаются:

— обязательные условия;

— ограничения;

— совокупность обязательных условий и ограничений.

Важно отметить, что обязательные условия, ограничения или их совокупность могут быть установлены:

— законами;

— иные нормативными правовыми актами;

— природоохранными нормативами;

— иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что в ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится глава VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».

При этом, в соответствии со ст. 56 указанного Федерального закона при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, глава VII ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит специальный вид природоохранных требований, за нарушение которых деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность (природоохранные требования) также содержаться и в иных главах и статьях ФЗ «Об охране окружающей среды».

Обратная позиция привела бы к невозможности обеспечения соблюдения следующих требований:

— граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (п. 3 ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»);

— субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»);

— руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании изложенного требование, предусмотренное п. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» является обязательным условием деятельности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно – природоохранным требованием.

ООО «Центр правового обеспечения природопользования» организует и проводит международные, региональные, корпоративные семинары экологов и природопользователей. http://www.ecolawyer.ru/Seminary/

Информация о законодательстве в области охраны окружающей среды, охраны земли, недр, охраны вод и атмосферного воздуха, животного мира на территории муниципального образования

Информация
о законодательстве в области охраны окружающей среды, охраны земли и недр, охраны вод и атмосферного воздуха, охраны и использования животного мира, в области экологической безопасности, о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания.

В своей работе Администрация Заволжского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов. На главной странице сайта Администрации помимо прочего размещена информация о соблюдении гражданами правил пожарной безопасности. Также жители Заволжского сельского поселения могут обратиться в интернет-приемную Администрации и сообщить об экологических нарушениях.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с изменениями, внесенными в 89-ФЗ с 01.01.2019г., процессом сбора, хранения и утилизации ТБО могут заниматься только специально уполномоченные организации, поменялась система сбора платежей, введена процедура сортировки мусора. Цель реформы — охрана окружающей среды путём снижения выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов.

Изменениями в 89-ФЗ также введны понятия: ТБО (твёрдые бытовые отходы) и ТКО (твёрдые коммунальные отходы).

1. ТБО — это отходы, образующиеся от повседневной жизнедеятельности человека:

  • Продукты питания, пришедшие в негодность;
  • Макулатура (бумага и картон);
  • Пластик и полимеры (упаковка, пришедшие в негодность бытовые вещи);
  • Стеклотара и стеклобой;
  • Металлолом.

2. ТКО — это отходы из жилых помещений, образующиеся в результате процесса потребления их жильцами:

  • Отходы от уборки или ремонта;
  • Пришедшая в негодность техника или мебель;
  • Растительные отходы (трава, листва, ветки деревьев).

Интернет-ресурсы экологической направленности

Система охраны природы в Российской Федерации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

  1. правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
  2. организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
  3. государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  4. юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. В числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное;
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
  • Лесной кодекс РФ;
  • Водный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 18 указанного нормативного акта установлено, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…».

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует особо выделить Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы:

  • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства также наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства. Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общее законодательство:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

Законодательство об экологической безопасности:

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.

Законодательство о радиационной безопасности населения:

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
  2. Водный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации.
  5. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
  6. Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
  7. Лесной кодекс Российской Федерации.
  8. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
  9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ.
  13. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Экологическая ситуация в Заволжском сельском поселении.

Экологическая ситуация в Заволжском сельском поселении в целом благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы, отходы от деятельности предприятий.

С момента реализации в регионе реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами серьезную озабоченность вызывают состояние сбора, утилизации и захоронения отходов. Администрацией совместно со старостами населенных пунктов ведется постоянный мониторинг качества исполнения региональным оператором обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории поселения. По факту выявления сбоев в работе Администрацией принимаются меры по побуждению ответственных лиц к устранению нарушений законодательства в области обращения с отходами.

В настоящее время, на территории поселения снижается количество образуемых несанкционированных свалок отходов, что стало результатом повышения экологической грамотности жителей Заволжского сельского поселения и проводимой Администрацией комплексной работы по благоустройству и развитию территории поселения.

Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановление от 31 октября 2007 года №29-16

Об охране почв

Почвы являются одним из важных компонентов природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти, юридических и физических лиц в целях рационального и бережного использования почв, сохранения их качества и плодородного слоя, защиты почв от негативных воздействий.

Настоящий Закон принят в развитие земельного и экологического законодательства и направлен на сохранение почв и благоприятной окружающей среды в целом.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие при реализации государственной политики по охране почв, при осуществлении государственного контроля за состоянием почв, соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности требований по предупреждению загрязнения, деградации почв, сохранению и восстановлению почв и их плодородного слоя.

2. Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по охране почв, в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими нормами земельного, экологического и природоохранного законодательства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

почвы — естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающий плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений и животных, жизнеобеспечения и деятельности человека;

состояние почв — совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв;

качество почв — совокупность свойств почв, определяющая характер и эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды для обитания человека, растений и животных;

плодородный слой почвы — верхний слой почвы, обладающий благоприятными для роста растений свойствами;

редкие почвы — почвы, сформировавшиеся в уникальных природно-климатических условиях и имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение;

почвы, находящиеся под угрозой исчезновения, — почвы, необратимо утрачивающие свои свойства или исчезающие как естественные природные объекты;

нормативы качества почвы — показатели, характеризующие состав, строение и свойства почв, при которых они сохраняют способность выполнять свои функции;

нормативы допустимого воздействия на почвы — показатели воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы, при которых соблюдаются нормативы качества почв, которые не приведут к превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на почвы;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы — показатели комплексного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности на почвы, при котором обеспечивается способность почв выполнять свои функции;

загрязнение почв — поступление в почвы и накопление в них вредных химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов, которые ухудшают качество почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *