Федеральный закон 403

Принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Статья 1

1) в статье 2:

а) пункт 9 после слова «(модулей),» дополнить словом «практики,»;

б) пункт 10 после слова «(модулей),» дополнить словом «практики,»;

в) пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;»;

2) в пункте 10 части 1 статьи 8 слово «рекомендованных» заменить словом «допущенных»;

3) в пункте 2 части 3 статьи 11 слова «и иным» исключить;

4) в статье 13:

а) части 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.

7. Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.»;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.»;

5) статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.»;

6) в статье 18:

а) в пункте 1 части 4 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных»;

б) в части 5 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных», после слов «организациями, осуществляющими образовательную деятельность,» дополнить словами «утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и»;

в) в части 6 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных», после слов «по результатам экспертизы» дополнить словами «, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования»;

г) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного федерального перечня, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.»;

7) часть 3 статьи 27 признать утратившей силу;

8) в статье 28:

а) в пункте 9 части 3 слово «рекомендованных» заменить словом «допущенных»;

б) пункт 2 части 6 после слов «безопасные условия обучения,» дополнить словами «в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия»;

в) в части 7 первое предложение изложить в следующей редакции: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.»;

9) в пункте 1 части 2 статьи 29:

а) в подпункте «а» слова «об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов» заменить словами «об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов»;

б) дополнить подпунктом «г1» следующего содержания:

«г1) о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;»;

в) дополнить подпунктом «з1» следующего содержания:

«з1) о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности;»;

10) в пункте 7 части 1 статьи 34 слова «в установленном ею порядке» заменить словами «в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке»;

11) часть 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:

«5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.»;

12) в части 2 статьи 72:

а) в пункте 4 слова «, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования» исключить;

б) в пункте 5 слова «, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования» исключить;

13) в статье 91:

а) в части 4 второе предложение дополнить словами «, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации»;

б) часть 15 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при проведении практической подготовки обучающихся.»;

14) пункт 9 части 29 статьи 92 дополнить подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

д) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;»;

15) часть 3 статьи 97 после слов «и динамикой изменений его результатов,» дополнить словами «в том числе в рамках оценки качества образования,»;

16) часть 2 статьи 99 после слов «с учетом форм обучения,» дополнить словами «включая практическую подготовку обучающихся,».

Статья 2

1) часть 32 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) организациями в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.»;

2) дополнить частью 33 следующего содержания:

«33. Заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов с научными организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.».

Статья 3

В части 6 статьи 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 27, ст. 3477) слово «дважды» исключить.

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 2 и 6, подпункт «а» пункта 8 статьи 1, статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Установить, что учебники из числа учебников, входящих на день вступления в силу настоящего Федерального закона в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, без проведения экспертизы на срок, соответствующий сроку действия экспертных заключений, установленному порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Президент Российской Федерации В. Путин

проверила

Во исполнение статьи 19 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2011, 2011 № 1, ст. 15) приказываю:

1. Установить прилагаемый порядок принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.

2. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет), руководителям главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителям учреждений и организаций Следственного комитета обеспечить в подчиненных подразделениях соблюдение установленного порядка принятия Присяги сотрудниками Следственного комитета.

3. Управлению кадров Следственного комитета осуществлять организационно-методическое обеспечение соблюдения порядка принятия Присяги сотрудниками Следственного комитета.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу.

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И. Бастрыкин

Приложение
к приказу Следственного комитета России
от 21 августа 2012 г. № 51

Порядокпринятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации

1. Все сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, имеющие специальные (воинские) звания, принимают Присягу сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (далее — Присяга, Следственный комитет) в обязательном порядке.

2. Присяга принимается гражданином, впервые назначенным на должность федеральной государственной службы в Следственном комитете, после принятия решения аттестационной комиссией о соответствии его замещаемой должности и не позднее двух месяцев со дня присвоения ему специального (воинского) звания.

3. Сотрудники Следственного комитета, имеющие стаж службы в Следственном комитете более шести месяцев и не принимавшие ранее Присягу, приводятся к Присяге непосредственными руководителями.

4. Принятие Присяги лицами, указанными в пункте 2, осуществляется, как правило, в торжественной обстановке в присутствии личного состава подразделения, в котором проходит службу сотрудник, принимающий Присягу.

5. Дата, время и место принятия Присяги определяются:

5.1. Председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления; советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям Председателя Следственного комитета Российской Федерации; помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации; руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета, главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений и отделов, учреждений и организаций Следственного комитета.

5.2. Заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителем Главного военного следственного управления в отношении руководителей военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам, военных следственных отделов Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных управлений и отделов, приравненных к главным следственным управлениям, следственным управлениям и отделам Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, районам и городам; сотрудников Главного военного следственного управления.

5.3. В отношении других сотрудников Следственного комитета — соответствующим руководителем подразделения центрального аппарата, следственного органа, учреждения, организации Следственного комитета, в котором проходит службу сотрудник, принимающий Присягу.

6. Каждый сотрудник Следственного комитета, принимающий Присягу, произносит текст Присяги, после чего собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество в бланке с текстом Присяги (приложение к настоящему порядку) и закрепляет свои обязательства личной подписью.

Подписанный бланк Присяги приобщается к материалам личного дела сотрудника Следственного комитета.

7. Учет сотрудников, принявших Присягу по всей системе Следственного комитета, осуществляется управлением кадров при ведении реестра государственных служащих Следственного комитета на электронных носителях.

8. В следственных органах, учреждениях и организациях Следственного комитета учет сотрудников, принявших Присягу, осуществляется кадровым подразделением (должностным лицом, отвечающим за кадровую работу) соответствующего следственного органа, учреждения, организации Следственного комитета. Кадровое подразделение (должностное лицо, ответственное за кадровую работу) в течение месяца после принятия Присяги указанными сотрудниками направляет соответствующую информацию в управление кадров.

Приложение
к порядку принятия Присяги сотрудника
Следственного комитета
Российской Федерации

См. графический объект

«Геральдический знак — эмблема Следственного комитета РФ”

Следственный комитет Российской Федерации

ПРИСЯГА

сотрудника Следственного комитета Российской Федерации

(ст. 19 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном

комитете Российской Федерации»)

Я, _____________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество лица, принимающего Присягу)

посвящая себя служению России и Закону, торжественно клянусь:

свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и

международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего

от них отступления;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни

совершил, и добиваться высокой эффективности и беспристрастности

предварительного расследования;

активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям,

обращениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость

при решении судеб людей;

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,

дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности,

моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции

Следственного комитета Российской Федерации.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием

в Следственном комитете Российской Федерации.

Должность лица, принявшего Присягу: _____________________________________

Назначен на должность приказом __________________________________________

от _________________ N ____________.

Место принятия Присяги: _________________________________________________

Присяга принята «__» ___________ ____ г.

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о том, правомерно ли разграничивать нарушение государственным служащим присяги и совершение таким лицом дисциплинарного проступка, с учетом того, что такое разделение позволяет привлекать к ответственности за нарушение присяги за пределами сроков, установленных для применения дисциплинарного взыскания (Постановление № 13-П от 27 марта 2020 г).

Увольнение через 3 года после исполнения госконтракта

Подполковник юстиции Евгений Горяев являлся помощником руководителя СУ Следственного комитета РФ по Республике Калмыкия и занимался материально-техническим обеспечением ведомства. В конце декабря 2017 г. служебная проверка выявила неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных на покупку земельного участка и здания для размещения сотрудников одного из отделов Управления. В связи с этим Евгений Горяев в январе 2018 г. был уволен за нарушение присяги сотрудника СКР на основании п. 3 ч. 2 ст. 30 Закона о Следственном комитете РФ.

При этом государственный контракт на приобретение недвижимости, которое затем признано неэффективным расходованием бюджетных средств, был заключен в декабре 2014 г., тогда же соответствующие объекты перешли в федеральную собственность. То есть Евгения Горяева уволили через 3 года после совершения вменяемого ему правонарушения.

Оспорить увольнение в суде общей юрисдикции не удалось

Горяев подал иск о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Однако Элистинский городской суд Республики Калмыкия в удовлетворении требований отказал. Как отмечено в его решении, действия, которыми заявитель нарушил присягу сотрудника СКР, выразились в недобросовестном отношении к исполнению должностных обязанностей и игнорировании федерального законодательства, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, прав и законных интересов граждан. Суд констатировал, что увольнение нарушившего присягу сотрудника СКР дисциплинарным взысканием не является, вследствие чего сроки наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ч. 8 ст. 28 Закона о Следственном комитете РФ, в данном случае не применяются.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия оставила без изменения решение первой инстанции. Судья ВС Республики Калмыкия отказал в передаче жалобы Евгения Горяева для рассмотрения в судебном заседании кассации, также подчеркнув, что увольнение нарушившего присягу сотрудника СКР дисциплинарным взысканием не является. С этим согласился и судья ВС РФ, подход которого поддержал заместитель председателя Суда.

КС указал, что нарушение присяги является дисциплинарным проступком

Евгений Горяев подал жалобу в Конституционный Суд. По мнению заявителя, п. 3 ч. 2 ст. 30 Закона о Следственном комитете РФ не соответствует Конституции, поскольку позволяет уволить сотрудника за нарушение присяги без указания в соответствующих документах на совершение проступка, порочащего честь сотрудника СКР, в том числе по истечении предусмотренного для увольнения срока.

Конституционный Суд отметил, что наряду с гражданами, поступающими на службу в Следственный комитет, присягу принимают и лица, впервые назначаемые на должность прокурора, поступающие на службу в органы принудительного исполнения, на военную службу, а также на службу в ОВД, в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы и в таможенные органы. Суд подчеркнул, что присяга является официальной торжественной клятвой и имеет одинаковое юридическое значение для всех государственных служащих, которые принимают ее в силу предписаний закона. Соответственно, и правовые последствия несоблюдения предусмотренных присягой обязательств должны быть одинаковыми и не могут зависеть от вида службы.

Этот вывод, пояснил КС, проистекает не только из принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предусмотренного п. 1 ст. 3 Закона о системе государственной службы, но и из иных положений этого нормативного акта, который устанавливает общие условия государственной службы и общее понятие «федеральный государственный служащий». На максимально возможную унификацию отношений по прохождению федеральной государственной службы направлены и законодательные нормы, касающиеся взаимосвязи различных видов службы, также распространяющие на государственных служащих ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции и ст. 17, 18, 20–202 Закона о государственной гражданской службе.

При этом, добавил Суд, в законодательстве о государственной службе, прежде всего в принятых и вступивших в силу в последние годы законодательных актах, регулирующих прохождение службы в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность и определяющих содержание присяги сотрудников указанных органов, закреплены положения, в силу которых нарушение присяги является дисциплинарным проступком. Прямое указание на это отсутствует лишь в Законе о Следственном комитете РФ, а также во вступившем в силу более 20 лет назад законодательстве, регулирующем прохождение службы в прокуратуре и в таможенных органах.

«Признание дисциплинарного характера нарушения присяги предполагает в случае совершения такого нарушения необходимость соблюдения установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения. Из этого следует, что подавляющее большинство государственных служащих, принимающих присягу, несут ответственность за ее нарушение как за дисциплинарный проступок с соблюдением установленного законодательством порядка привлечения к дисциплинарной ответственности», – отметил КС.

Как указано в постановлении, нарушение присяги сотрудника СКР, так же как и дисциплинарный проступок, по существу является допущенным по вине сотрудника неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, связанных с прохождением государственной службы. По мнению Суда, различие между дисциплинарным проступком и нарушением присяги заключается лишь в степени их обобщенности: дисциплинарный проступок охватывает неисполнение или ненадлежащее исполнение всех возложенных на сотрудника служебных обязанностей, а нарушение присяги связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением носящих общий характер обязанностей, предусмотренных исключительно текстом данной присяги.

Таким образом, нарушение присяги сотрудника СКР, являющееся виновным деянием, препятствующим эффективному функционированию Следственного комитета, и дисциплинарный проступок имеют общую правовую природу. Следовательно, и ответственность за нарушение присяги тождественна дисциплинарной и требует соблюдения положений ст. 28 Закона о Следственном комитете РФ, включая предусмотренное в ч. 8 правило о том, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – позднее 2 лет со дня совершения проступка.

По мнению Конституционного Суда, неоправданная оценка нарушения присяги и дисциплинарного проступка, совершенных сотрудником СКР, как различающихся по своей правовой природе проступков с учетом положений иных законодательных актов, регламентирующих прохождение других видов государственной службы, приведет к тому, что сотрудники, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие возложенные на них обязанности, будут находиться в различном положении.

Кроме того, КС отметил, что ключевым элементом процедуры привлечения к юридической ответственности является соблюдение разумных сроков, направленных в случае дисциплинарной ответственности в том числе на защиту от произвольного увольнения и обеспечение определенности правового положения нарушителя. Законом о Следственном комитете гарантируется, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, при этом оно не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – позднее 2 лет со дня его совершения (ч. 6 и 8 ст. 28).

Соблюдать эти сроки необходимо и при увольнении в связи с нарушением присяги, считает Конституционный Суд. Иначе сотрудники СКР без каких бы то ни было оснований лишались бы тех гарантий, которые предусмотрены Законом о Следственном комитете для совершивших дисциплинарный проступок. Следовательно, п. 3 ч. 2 ст. 30 Закона о Следственном комитете не позволяет уволить нарушившего присягу без соблюдения предусмотренных ч. 8 ст. 28 данного Закона сроков наложения дисциплинарного взыскания.

На этом основании оспариваемое положение было признано не противоречащим Конституции. При этом Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении Евгения Горяева.

Эксперты согласились с Судом

По мнению адвоката АК «Бородин и Партнеры» Ольги Рогачёвой, главный вопрос, на который предстояло ответить КС: является ли нарушение присяги дисциплинарным проступком? «Следует согласиться с выводом Суда о том, что нарушение присяги сотрудника Следственного комитета, являющееся виновным деянием, препятствующим эффективному функционированию СК РФ, и дисциплинарный проступок имеют общую правовую природу», – считает эксперт.

Она напомнила, что дисциплинарный проступок по своей сути – противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. При этом объект дисциплинарного проступка составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления служебно-трудовой деятельности: установленный служебный (трудовой) порядок, служебная (трудовая) дисциплина, неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных (должностных) обязанностей, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение установленных дополнительных условий, требований или ограничений. Эксперт также отметила, что дисциплинарное производство, как и любая юрисдикционная деятельность, основывается на определенных основополагающих и обязательных для всех субъектов дисциплинарной юрисдикции принципах, к которым, в частности, относятся принципы законности, объективной истины, вины и неотвратимости ответственности.

«Гражданин, впервые назначаемый на должность в Следственном комитете, принимает присягу сотрудника СКР, которая является клятвой о соблюдении Конституции, законов и международных обязательств Российской Федерации. Несоблюдение законов – основание для применения дисциплинарного взыскания», – указала Ольга Рогачёва.

Адвокат АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко поддержала позицию КС РФ, отметив, что при вынесении постановления Суд исходил из действующего правового регулирования. «Неправильно не относить нарушение присяги к дисциплинарным проступкам, как это сделали нижестоящие суды, – пояснила эксперт. – Вместе с тем полагаю, что сроки применения дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих с учетом их особого статуса и наличия определенных полномочий должны быть увеличены по сравнению со стандартными».

Руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова полагает, что постановление находится в общем русле деятельности Конституционного Суда в сфере регулирования трудовых отношений, в соответствии с которым КС последовательно приводит все законы, регулирующие особенности труда отдельных категорий государственных служащих, к единому знаменателю с учетом общих принципов, установленных Трудовым кодексом.

«Проблемы государственных служащих в настоящее время регулярно фигурируют в определениях и постановлениях Конституционного Суда и составляют основную часть практики по трудовым и социальным вопросам. В данном контексте соблюдение процедуры увольнения, а именно сроков наложения дисциплинарного взыскания, безусловно, должно распространяться и на случай нарушения присяги, который даже в отсутствие формального отнесения к дисциплинарным нарушениям имеет аналогичную природу и содержание», – отметила Александра Герасимова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *