Федеральный закон 261 ФЗ

На какие объекты не распространяются требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Наверх
В какие сроки собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Наверх
Какие действия необходимо совершить собтвенникам помещений в многоквартирных домах в целях установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергоресурсов?
Для установки общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью принятия решения о необходимости выполнения указанных работ, а также условий оплаты расходов на установку приборов учета. Решение общего собрания оформляется протоколом общего собрания и доводится до сведения управляющей организации.
Управляющая организация на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает договоры на установку общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов с подрядными организациями.
Наверх
Какие организации могут осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации, осуществляющие снабжение или передачу энергетических ресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Наверх
Какие условия об оплате цены, определенной договором на установку приборов учета используемых энергоресурсов в жилых зданиях, предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ?
Согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение 5 лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Наверх
Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года?
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования жилых зданий, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов указанных объектов, которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный законом срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане – собственники жилых домов, граждане – собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Наверх
Предусмотрена ли Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ возможность установить коллективные (общедомовые) узлы учета тепловой энергии (УУТЭ) за счет бюджетных средств (ссылаются на ст.13 п.11 261-ФЗ)?
В соответствие с п.11 ст.13 261-ФЗ – Субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.
При этом в соответствие с п. 4 ст. 12 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к которым, в частности, относится установка УУТЭ, а собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Наверх
Сколько УУТЭ необходимо установить в многоквартирном доме?
В соответствие со стандартным проектом количество устанавливаемых коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) в многоквартирном доме равно количеству теплоцентров, имеющихся в данном доме.
Наверх
Почему расходы за установку УУТЭ несут только собственники помещений? Возлагается ли обязанность по оплате за УУТЭ на квартиры, предоставляемые по договорам социального найма?
Если собственником жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, является муниципальное образование, соответственно право голоса и обязанности по оплате возлагаются на Администрацию муниципального образования.
Наверх
Будут ли участвовать в оплате за установку УУТЭ коммерческие помещения?
Да. В соответствие с п. 4 ст. 12 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению, к которым, в частности, относится установка УУТЭ. Соответственно собственники нежилых помещений обязаны нести расходы на установку УУТЭ.
Наверх
Каким образом осуществляется расчет оплаты за горячее водоснабжение и отопление без УУТЭ, и как будет осуществляться после установки УУТЭ?
На данный момент расчет размера платы в месяц за отопление осуществляется на основании норматива потребления в месяц, тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области и занимаемой площади помещения.
Расчет размера платы в месяц за горячее водоснабжение (при отсутствии индивидуальных приборов учета горячей воды) осуществляется на основании норматива потребления в месяц, тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области и количества зарегистрированных граждан.
При наличии индивидуальных приборов учета горячей воды размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из фактических показаний приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области.
Согласно статье 13 пункта 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Наверх
Можно ли вначале произвести капитальный ремонт систем горячего и холодного водоснабжения, а затем устанавливать УУТЭ?
В соответствие с Нормами проектирования ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомстата по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23 ноября 1988 г. продолжительность эксплуатации до капитального ремонта стояков ХВС, ГВС и отопления составляет 30 лет.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствие со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из собственников и проведено в порядке, предусмотренном статьями 44-48 ЖК РФ.
Наверх
Какая будет экономия в результате установки УУТЭ?
Функция коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии – это учет потребляемой тепловой энергии.
Прибором, который позволяет не только учитывать, но и контролировать, осуществлять автоматическое управление значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления (СО) и горячего водоснабжения (ГВС) с целью оптимизации теплопотребления жилого здания, а также создания комфортных условий внутри помещений обслуживаемого здания при минимальных энергозатратах является Автоматизированный Тепловой Пункт (АТП).
Стоимость АТП превышает стоимость УУТЭ в 2 (два) раза – ориентировочно от 1 200 тыс. руб.

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоит из десяти глав и 50 статей. Определяет все положения, которые касаются энергосбережения и повышения эффективности в сфере энергопотребления.

Содержание

Особенности закона об энергоэффективности

  1. Нормы законодательства определяют предмет регулирования и цели данного проекта. Также устанавливаются все основные понятия, обуславливаются принципы правового регулирования, а также устанавливается сфера действий данного законодательства;
  2. В последующей главе определяются полномочия органов государственной власти, а также органов власти субъектов РФ. Устанавливаются полномочия всех инстанций, которые приобретают право курировать и контролировать потребление энергии, которые разрабатывают специализированные планы повышения эффективности. Также нормы закона четко определяют все полномочия органов местного самоуправления;
  3. В следующей главе законодатель определяет понятия государственного регулирования в области повышения эффективности в энергетической сфере деятельности. То есть, именно тут формируются понятия, которые касаются вопросов обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, эффективность сооружений, зданий, строений. Эффективность применения энергоресурсов в коммерческой и жилой сфере деятельности. То есть, обуславливаются все аспекты, которые имеют весьма существенное значение для формирования всей структуры энергообеспечения, правильного процесса использования данной структуры, а также планирование;
  4. Существует также понятие энергетического обследования. В четвертой главе данного законопроекта четко определенное понятие энергетического обследования, обязательности проведения данного процесса. Формируются особенности сбора и анализа данных технических паспортов, которые оформляются на основании проведения процесса обследования;
  5. Целая глава посвящена вопросу подписания энергосервисных договоров и контрактов. То есть, именно данный пункт имеет очень важное значение для формирования документооборота. В данной главе установлены все данные по договорам и контрактам, которые могут быть подписаны. Также определяется понятие договора купли-продажи, поставок и передачи энергетических ресурсов.

Важные моменты законодательства

В нашей стране весьма значительный акцент ставят на сохранение и правильное использование энергоресурсов. Также формируется необходимость эффективного использования таких ресурсов в деятельности всего государства. Установленные нормативы позволяют весьма детально контролировать данный процесс, обеспечивает преимущества стабилизации вопроса, определения тарифов и пр. То есть, закон – основа эффективного и рационального использования энергоресурсов на текущий момент времени.

Закон об энергоснабжении
Весьма важным моментом развития нашей страны является рациональное использование различных ресурсов, включая энергетические ресурсы. Правильное распределение данных ресурсов…

Закон об энергосбережении и энергоэффективности
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные…

Закон о бюджете
Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определяет положения формирования, и…

Закон об энергосбережении № 261-ФЗ
ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской…

Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москве

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 5 июля 2006 года N 35
Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москве *

(с изменениями на 13 марта 2019 года)

* Название в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56..
Настоящий Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и обеспечивает реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Слова «Глава 1. Общие положения» исключены с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56..

Статья 1. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве

1. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.

2. Действие настоящего Закона распространяется на деятельность, связанную с производством, передачей и потреблением энергетических ресурсов.

3. Положения настоящего Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой и потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 3. Цели государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве осуществляется в целях:

1) эффективного использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;

2) развития производства альтернативных источников энергии, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов, обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду города Москвы;

3) внедрения энергоэффективных технологий, приборов учета используемых энергетических ресурсов, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

4) обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении с применением приборов учета потребления используемых энергетических ресурсов;

5) снижения удельных показателей потребления энергетических ресурсов, сокращения потерь энергетических ресурсов при их передаче;

6) развития энергосервисной деятельности и рынка энергосервисных услуг;

7) повышения уровня информированности населения города Москвы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве

Основными принципами государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве являются:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) баланс интересов производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов;

4) приоритет использования экологически чистых и безопасных для окружающей среды технологий и материалов при производстве, передаче, потреблении и учете энергетических ресурсов;

5) внедрение информационных технологий при производстве, передаче, потреблении и учете энергетических ресурсов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 5. Полномочия Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве;

2) разработка и реализация государственной программы (подпрограммы государственной программы) города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти города Москвы;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых в городе Москве в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

5) осуществление координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями города Москвы, осуществление контроля за проведением указанных мероприятий;

6) осуществление в городе Москве регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

7) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых в городе Москве и определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

8) иные полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Деятельность по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в городе Москве осуществляется при условии соблюдения требований федерального законодательства и законодательства города Москвы в области охраны окружающей среды, снижения негативного воздействия на окружающую среду города Москвы, в том числе за счет сокращения выбросов парниковых газов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов сточных вод при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Слова «Глава 2. Основные направления городской государственной политики в области энергосбережения» исключены с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56..

Статья 7. (утратила силу с 30 мая 2014 года)

(Утратила силу с 30 мая 2014 года — Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20.

Статья 8. Учет энергетических ресурсов, обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы

(Название в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

1. Производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы в городе Москве подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

2. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечивать надлежащую эксплуатацию указанных приборов, их сохранность, своевременную замену в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20; в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

3. Собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 9. Энергетическое обследование в городе Москве

Энергетическое обследование и декларирование потребления энергетических ресурсов в городе Москве проводятся в порядке и случаях, предусмотренных статьями 15 и 16 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2019 года Законом города Москвы от 13 марта 2019 года N 11.

Статья 10. Топливно-энергетический баланс города Москвы

1. Топливно-энергетический баланс города Москвы — документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию города Москвы и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет составление топливно-энергетического баланса города Москвы в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 11. Информация об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москве

Порядок представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москве определяется законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 12. Информационное обеспечение в городе Москве мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Информационное обеспечение в городе Москве мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется путем:

1) обеспечения функционирования и эксплуатации информационных систем города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) организации распространения в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ и материалов о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

3) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

4) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры города Москвы и мерах по повышению их энергетической эффективности;

5) организации и проведения международных, межрегиональных, городских выставок, симпозиумов, конференций и других мероприятий по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 13. Подготовка кадров в области энергосбережения (утратила силу с 8 января 2018 года)

(Утратила силу с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Глава 3. Финансово-экономическое обеспечение энергосбережения (утратила силу с 8 января 2018 года)

(Утратила силу с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Слова «Глава 4. Стимулирование энергосбережения» исключены с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56..

Статья 16. Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве

Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, по следующим направлениям:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов), а также развития государственно-частного партнерства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий и материалов, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) содействие в осуществлении образовательной и просветительской деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

6) иные направления, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 17. Осуществление в городе Москве регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москве осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы, и с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Статья 18. Стимулирование энергосбережения в бюджетных учреждениях и государственных унитарных предприятиях города Москвы (утратила силу с 8 января 2018 года)

(Утратила силу с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56.

Слова «Глава 5. Заключительные положения» исключены с 8 января 2018 года — Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 56..

Статья 19. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

1. Нормативные правовые акты города Москвы до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

2. Предложить Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Выводы

В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.

Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.

Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.

ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативных правовых актов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Стратегические и руководящие документы

1.1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р.

1.2. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р.

1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № 109 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2. Федеральные законы

1.5. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1.6. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

1.7. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

1.8. Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».

Законодательные акты,

в которые Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ

внесены изменения

1.9. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

1.10. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

1.11. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

1.12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

1.13. Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

1.14. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.15. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

1.16. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

1.17. Жилищный кодекс Российской Федерации.

1.18. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

1.19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.20. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

1.21. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Подзаконные нормативные акты, принятые во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ

Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности
при обороте товаров

3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

3.2. Приказ Минпромторга России от 7 сентября 2010 года № 769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку».

3.3. Приказ Минпромторга России от 29 апреля 2010 года № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности».

3.4. Приказ Минпромторга России от 7 сентября 2010 года № 768 «Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку».

3.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности

зданий, строений, сооружений

3.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

3.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих,

огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

3.8. Приказ Минрегиона России от 8 апреля 2011 года № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома».

3.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

3.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

3.11. Приказ Минрегиона России от 29 июля 2010 года № 338 «Об утверждении перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

3.12. Приказ Минрегиона России от 2 сентября 2010 года № 394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов».

Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

3.13. Приказ Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

3.14. Приказ Минэнерго России от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов».

3.15. Приказ Минпромторга России от 21 января 2011 года № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

3.16. Приказ Минрегиона России от 7 июня 2010 года № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

3.17. Приказ Минэнерго России от 22 марта 2011 года № 86 «Об утверждении Методических рекомендаций по техническим характеристикам систем и проборов учета электрической энергии на основе технологий интеллектуального учета».

Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований

3.18. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3.19. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3.20. Приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3.21. Приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 года № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений».

3.22. Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

Статья 15. Энергетическое обследование

3.23. Приказ Минэнерго России от 19 апреля 2010 года № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

3.24. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 г. № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований».

Статья 17. Сбор и анализ данных энергетических паспортов,

составленных по результатам энергетических обследований

3.25. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований».

Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям

в области энергетического обследования

3.26. Приказ Минэнерго России от 30 декабря 2011 года № 650 «Об утверждении Порядка проведения Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования».

3.27. Приказ Минэнерго России от 22 июня 2010 года № 283 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования».

Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)

3.28. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

3.29. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

3.30. Приказ Минрегиона России от 27 июня 2012 г. № 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки,

передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)

3.31. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 11 мая 2010 года № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)».

Статья 23. Государственная информационная система

в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

3.32. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования».

3.33. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями

3.34. Приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2011 года № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

3.35. Письмо Минфина России от 30 декабря 2010 г. № 02-03-06/5448 о возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства

или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности

3.36. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 452 «Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340».

3.37. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

3.38. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг».

3.39. Приказ Минэнерго России от 29 июня 2010 года № 296 «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций».

3.40. Приказ ФСТ России от 26 октября 2010 года № 254-э/1 «Об утверждении Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг».

3.41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года № 30-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу в 2010 году к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала, а также об утверждении сроков перехода».

3.42. Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации».

Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд

3.43. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

3.44. Приказ Минэкономразвития России от 9 марта 2011 № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности».

Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

3.45. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 754 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации».

3.46. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 637 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристик объектов, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, и перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита».

3.47. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности».

3.48. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 года № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов».

3.49. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2010 года № 1017 «О порядке предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов».

3.50. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 351 «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства».

3.51. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 746 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3.52. Приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 года № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений».

3.53. Приказ Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 101 «Об утверждении Порядка оценки эффективности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и соблюдения условий ее предоставления».

3.54. Приказ Минэнерго России от 24 октября 2011 г. № 477 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и формы заявки субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Статья 28. Государственный контроль

за соблюдением требований законодательства об энергосбережении

и о повышении энергетической эффективности

3.55. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

3.56. Приказ ФАС России от 26 июня 2012 г. № 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов».

3.57. Приказ Ростехнадзора от 2 февраля 2012 г. № 72 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

3.58. Приказ Ростехнадзора от 12 декабря 2011 г. № 697 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов».

3.59. Приказ Ростехнадзора от 22 ноября 2011 г. № 653 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок».

3.60. Приказ Минэнерго России от 22 июня 2010 г. № 283 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования».

4. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере энергосбережения

4.1. Приказ Росстата от 29 апреля 2010 года № 176 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за энергосбережением».

4.2. Приказ ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

4.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

4.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *