Федеральное казенное предприятие учреждается решением

PrimeHelp.ru

Задача 7.

Статья ГК РФ, на которую ссылается АО «Марс» применяется в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. ФГУП «Взлет» является предприятием, основанным на праве оперативного управления, а значит необходимо руководствоваться ст.115 ГК РФ. Из ч.4, ч.5 указанной статьи следует, что права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В соответствии со ст.296 ГК РФ: 1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. 2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество Несмотря на то, что в нарушение ч.3 ст.115 ГК РФ, фирменное наименование унитарного предприятия не содержит указание, что оно является казенным, в уставе предприятия указано, что оно основано на праве оперативного управления. Полагаю, что несмотря на отсутствия понятия «казенное», суд не должен расценить такое предприятие, как действующее на праве хозяйственного ведения, ведь это будет противоречить Уставу предприятия. А не может быть предприятия действующего на основе как права оперативного управления, так и хозяйственного ведения. Таким образом, требование АО «Марс» неправомерно, иск удовлетворению не подлежит.
Правовое положение унитарного предприятия, в частности – казенного, сформулировано в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае: необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, а в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ) Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Казенные предприятия: особенности правового положения

Среди юридических лиц, зарегистрированных и действующих в Российской Федерации, есть юридические лица уникальной организационно-правовой формы. Это унитарные предприятия, в основе организации которых лежит право оперативного управления, то есть казенные предприятия. В научной правовой литературе их еще называют предпринимательскими учреждениями <1>. Чем уникальны казенные предприятия и почему они вызывают интерес, мы и попытаемся разобраться.

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Том 1. М., 2005.

Казенное предприятие, с одной стороны, создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а значит, для ведения коммерческой деятельности. С другой стороны, в большинстве случаев львиная доля затрат на ведение такой деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, главными заказчиками продукции, выпускаемой казенными предприятиями, являются органы государственной власти.

Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

И учреждения, и казенные предприятия являются, по сути, формами реализации государством своих функций. Разница лишь в том, что создаются они в разных сферах: учреждения — в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, казенные предприятия — преимущественно в промышленной сфере, когда, например, необходим выпуск продукции военного или какого-либо иного стратегического назначения.

Интерес к казенным предприятиям в немалой степени продиктован тем, что их создание стало возможным на базе как федерального имущества, так и имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Такая возможность появилась с 3 декабря 2002 г., то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ). До 3 декабря 2002 г. казенное предприятие могло быть создано только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Конечно, с этого момента прошло уже достаточно времени. Однако разработка нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение Закона N 161-ФЗ, идет слишком медленно. Так, Правительство РФ лишь через пять лет после вступления в силу Закона N 161-ФЗ утвердило Положение о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).

Таким образом, количество казенных предприятий уже возросло и может значительно возрасти в будущем. Конечно, при условии, что государство не изыщет другие варианты реализации своих функций.

Правовой статус казенных предприятий и история их развития

Итак, как уже было отмечено, казенное предприятие — это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Следовательно, нельзя создавать унитарные, в том числе казенные, предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества ее субъектов или муниципальных образований. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием.

Для справки. Термин «унитарный» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности.

С 1 января 1995 г. (дата вступления в силу части первой Гражданского кодекса) и до вступления в действие Закона N 161-ФЗ основы правового положения унитарных предприятий определялись только Гражданским кодексом.

Примечание. Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Так, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливал, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

Вместе с тем ст. 113 ГК РФ предусматривала, что правовое положение унитарных предприятий определяется не только Гражданским кодексом, но и специальным законом об унитарных предприятиях. Такой Закон был принят лишь семь лет спустя — 14 ноября 2002 г. и вступил в силу 3 декабря 2002 г. Речь идет о Законе N 161-ФЗ.

Согласно ст. 37 Закона N 161-ФЗ уставы существовавших унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие нормам данного Закона до 1 июля 2003 г.

Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).

Кроме того, Законом N 161-ФЗ были внесены поправки в ГК РФ (ст. 38 Закона N 161-ФЗ). В частности, начиная с 3 декабря 2002 г. всем унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия.

Но самые значительные изменения были внесены в ст. 115 «Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления» ГК РФ.

Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.

Еще раз отметим, что до 3 декабря 2002 г. казенные предприятия могли быть созданы только по решению Правительства РФ и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответственно, уставы казенных предприятий утверждались Правительством РФ, субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия несла Российская Федерация, а ликвидировано или реорганизовано оно могло быть также только по решению Правительства РФ.

Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Казенное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно должно иметь самостоятельный баланс.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Печать казенного предприятия должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения данного предприятия, а также может содержать его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Место нахождения казенного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Казенное предприятие должно также иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении своего почтового адреса оно должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Отметим, что никакими другими законами, кроме Гражданского кодекса и Закона N 161-ФЗ, правовое положение казенных предприятий не определяется. Такая норма прямо закреплена п. 6 ст. 113 ГК РФ.

А что касается прав и обязанностей собственников имущества казенных предприятий, порядка создания казенных предприятий, реорганизации и ликвидации, ни Гражданский кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не исключают правового регулирования при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому эти отношения могут быть регламентированы иными федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами. Так, порядок создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий определен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (далее — Постановление N 872).

Казенные предприятия и учреждения

Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.

Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.

Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.

При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.

Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.

Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.

Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Рассматривая далее правоспособность казенных предприятий, их права и обязанности, мы увидим, что у казенных предприятий и учреждений еще много общего, несмотря на то, что казенные предприятия являются коммерческими организациями, а учреждения — некоммерческими.

Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правоспособность казенных предприятий

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:

  • решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
  • устав унитарного предприятия;
  • сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.

По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.

Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.

Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Объем специальной правоспособности конкретного казенного предприятия нужно отразить в его уставе при создании предприятия в соответствии с целями, определенными собственником имущества (уполномоченным органом). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.

Таким образом, недопустимо включать в устав казенного предприятия положение о том, что предприятие вправе совершать любые сделки, не запрещенные законом.

Отметим, что такие же требования установлены и в отношении учреждений.

Казенное предприятие создается без ограничения срока, однако собственник имущества может создать его и на определенный срок, который обязательно должен быть указан в уставе предприятия.

По согласованию с собственником имущества казенное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Такая же норма действует в отношении автономных учреждений. Что же касается бюджетных учреждений, то они осуществляют все свои операции исключительно через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Отметим, что в период с 1997 г. до вступления в силу Бюджетного кодекса (до 1 января 2000 г.) федеральным казенным предприятиям счета открывались не в учреждениях банка, а в органах Федерального казначейства.

Казенные предприятия могут открыть в банках не только расчетные счета, но и текущие счета (они открываются, как правило, филиалам и представительствам предприятия), депозитные и валютные счета.

Создание казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие учреждается только решением Правительства РФ. Решением федерального органа власти оно создано быть не может.

Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принимать такие решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Согласно ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования, а также если необходимо:

  • использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  • осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • разрабатывать и производить отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • производить отдельные виды продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • осуществлять отдельные дотируемые виды деятельности и вести убыточные производства;
  • осуществлять деятельность, предусмотренную федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

При принятии решения об учреждении казенного предприятия должны быть определены цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Согласно Постановлению N 872 для создания федерального казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (уполномоченный орган), должен обеспечить подготовку:

  • технико-экономического обоснования;
  • отчета об оценке имущества, которое будет закреплено за предприятием на праве оперативного управления, содержащего сведения о рыночной стоимости имущества (за исключением случаев создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия).

Кроме того, должны быть подготовлены проекты следующих документов:

  • устава предприятия;
  • программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;
  • сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период. В смете должны быть выделены доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных государственных нужд;
  • перечня имущества, которое предполагается закрепить за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с уставом предприятия.

При этом в технико-экономическом обосновании создания предприятия должны содержаться:

  • финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения;
  • прогноз объема производимой по заказу государства продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности;
  • прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период;
  • предложения по организационной и штатной структуре предприятия.

Пути создания казенного предприятия

Казенное предприятие может быть создано путем:

  • учреждения;
  • реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния;
  • изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее — унитарное предприятие).

Если казенное предприятие создается путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия, то, кроме перечисленных выше документов, уполномоченный орган должен также подготовить следующие документы:

  • нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;
  • копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за три предшествующих года с отметкой налогового органа;
  • справку налогового органа по месту налогового учета о состоянии расчетов унитарного предприятия по налогам, сборам и взносам на последнюю отчетную дату;
  • проект разделительного баланса или передаточного акта (в случае создания предприятия путем реорганизации унитарного предприятия);
  • перечень имущества, закрепленного за унитарным предприятием, заверенный территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

В случае создания казенного предприятия путем реорганизации унитарного предприятия уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего акта Правительства РФ должен согласовать проект разделительного баланса или передаточного акта и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

Уполномоченный орган в месячный срок со дня государственной регистрации предприятия должен:

V утвердить программу деятельности предприятия на очередной год и
плановый период;
————————————————————————
V утвердить смету доходов и расходов;
————————————————————————
V назначить в установленном порядке руководителя предприятия;
————————————————————————
V согласовать прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение
(изменение) трудового договора с ним.

Предприятие при его создании должно быть наделено имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных его уставом.

Программа деятельности и смета доходов и расходов казенного предприятия

Свою деятельность казенное предприятие осуществляет в соответствии с программой деятельности на очередной год и плановый период и сметой доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом.

Программа деятельности казенного предприятия на очередной год и плановый период, а также смета доходов и расходов составляются по форме, утверждаемой уполномоченным органом. При этом смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности предприятия.

Руководитель предприятия обязан ежегодно представлять в уполномоченный орган:

  • проект программы деятельности на очередной год и плановый период и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;
  • годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;
  • отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;
  • предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Отметим, что процедура создания казенного предприятия практически аналогична процедуре создания автономных учреждений путем изменения типа существующего (бюджетного) учреждения.

Проанализировав процедуру создания казенного предприятия и его правоспособность, следует отметить, что учреждение казенного предприятия обусловлено двумя событиями: первое — это решение единоличного учредителя — собственника имущества о создании казенного предприятия и второе — государственная регистрация унитарного предприятия.

Действия учредителя в совокупности с государственной регистрацией казенного предприятия являются юридическим составом, порождающим возникновение нового субъекта гражданского права.

А.Ю.Шихов

Ведущий эксперт

Департамента государственного

и экономического консалтинга

ЗАО «МЦФЭР-консалтинг»

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:

— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);

— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.

Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).

Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.

Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).

Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.

Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.

Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.

Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вопрос ГОС ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАКЛЮЧИЛО ДОГОВОР С КОММЕРЧЕСКОЙ ФИРМОЙ НА

Татьяна ФЗ РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено: что в случае совершения крупной сделки (движимым имуществом), т.е. 5000000 рублей, то необходимо согласие собственника имущесвта если гос.предприятие на праве хоз.ведения. Иначе это в силу ст.168 ГК РФ сделка ничтожная. Для казаенного предприятие — распоряжение любым имуществом с согласия собственника имущества. Если требования к совершению сделок соблюдены, то необходимо руководствоваться положением о порядке преобразования коммерческой организации, а именно ст. 60 ГК РФ Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. 2.Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. 3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности

Казенное предприятие создается для того, чтобы производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. То есть оно является коммерческой организацией, которая занимается хозяйственной (коммерческой) деятельностью. Однако от обычных коммерческих организаций, которые также занимаются производством, выполняют работы или оказывают услуги, казенное предприятие отличает то, что:

  • основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;
  • казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, когда:

  • преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
  • нужно использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности РФ;
  • необходимо осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Казенные предприятия, в отличие от иных коммерческих организаций, имеют специальную, или уставную, правоспособность. Они могут иметь только такие права и нести обязанности, которые:

  • предусмотрены в его уставе;
  • соответствуют предмету и целям его деятельности.

Это следует из статьи 49 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Закона о предприятиях. Поэтому в уставе казенного предприятия обязательно указывают предмет, цели и виды его деятельности (п. 3 ст. 9 Закона о предприятиях). См. например, Устав казенного предприятия г. Москвы, утвержденный приложением № 2 к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 10 февраля 2012 г. № 189-р «Об утверждении примерных форм уставов и трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы».

Следовательно, заключать договоры казенное предприятие может только в соответствии с уставными целями (специальной правоспособностью). Это значит, что казенные предприятия не могут совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности. Такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми (не ничтожными). Это следует из статьи 168 Гражданского кодекса РФ и пунктов 73–75 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Дело в том, что к ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. В отношении сделок казенных предприятий такого указания нет (кроме случаев, установленных в п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях). Ничтожной может быть названа также сделка, которая нарушает закон и при этом посягает на публичные интересы или права третьих лиц. То есть если сделка совершена с нарушением специальной правоспособности, но публичные интересы не затрагивает, либо не лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, то нет оснований считать ее ничтожной. Само по себе несоответствие сделки закону или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Внимание! Казенное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (недвижимым и движимым) только в определенных пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

То есть казенное предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона о предприятиях.

Необходимость согласия собственника имущества казенного предприятия

Казенное предприятие является унитарным предприятием, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

У казенного предприятия может быть только один учредитель. Кроме того, учредителем в казенных предприятиях могут выступать лишь:

  • Российская Федерация (Правительство РФ своим решением учреждает федеральные казенные предприятия);
  • субъект РФ (орган государственной власти субъекта РФ учреждает своим решением казенные предприятия субъекта РФ);
  • или муниципальное образование (орган местного самоуправления учреждает своим решением муниципальные казенные предприятия).

Казенное предприятие при его создании наделяется имуществом, необходимым для осуществления тех видов деятельности, которые предусмотрены его уставом. Оно принадлежит учредителю казенного предприятия на праве собственности и в отношении него предприятие обладает гораздо меньшими правомочиями, чем, например, унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Внимание! Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) только с согласия собственника его имущества.

Такое согласие выдают:

  • федеральному казенному предприятию – Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
  • казенному предприятию субъекта РФ – уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ;
  • муниципальному казенному предприятию – уполномоченный орган местного самоуправления.

В частности, казенные предприятия не вправе без согласия собственника имущества:

  • совершать сделки по распоряжению вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями;
  • заключать договоры, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий (за исключением банковских гарантий для участия в торгах), с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества;
  • совершать сделки, направленные на получение заимствований.

Как и для иных коммерческих организаций, закон устанавливает для казенных предприятий правила о необходимости получения согласия собственника имущества на совершение:

  • крупных сделок;
  • сделок с заинтересованностью.

Правила о заключении крупной сделки унитарным предприятием, каковым является и казенное предприятие, имеют свои особенности в части:

  • определения суммы, которая позволяет определить сделку как крупную;
  • порядка согласования таких сделок.

Причем в отличие от других юридических лиц, Закон о предприятиях предусматривает возможность заинтересованности в совершении сделки только его руководителя.

В уставе казенного предприятия могут быть дополнительно предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.

Кроме того, необходимо отметить, что казенное предприятие в качестве арендатора земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе (п. 3 ст. 19 Закона о предприятиях):

  • сдавать такой земельный участок в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Вместе с тем, казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги). Однако иное может быть установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, такие правила установлены в пункте 1 статьи 19 Закона о предприятиях.

Совет: Контрагенту до заключения сделки нужно предпринять следующие действия.

1. Запросить устав у казенного предприятия. В нем могут быть закреплены виды и размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, хотя закон и не предусматривает для них обязанность получать такое согласие (абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона о предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой, которая требует дополнительного согласования.

2. Получить у казенного предприятия подтверждение того, что собственник его имущества согласен на совершение сделки. Предприятие может получить согласие в виде:

  • ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится;
  • визы письма предприятия, которое обращено к собственнику, с запросом о согласии.

Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.

См. также Что следует учитывать при заключении договора с унитарным предприятием.

Необходимость соблюдения закупочных процедур

Предприятие не вправе заключать договоры по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур. Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Казенное предприятие, в отличие от большинства юридических лиц иных организационно-правовых форм, может заключить договор только в результате одной из пяти следующих процедур.

1. Предприятие победило на торгах с целью заключить государственный или муниципальный контракт (в качестве поставщика товаров, работ или услуг) в порядке, который предусматривает Закон № 44-ФЗ.

2. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в силу обязательного требования законодательства. Например, при необходимости провести обязательный аудит (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

3. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в связи с тем, что на момент заключения контракта предприятие не утвердило и не опубликовало Положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

4. Предприятие осуществляет закупочные процедуры при сумме сделки от 100 000 руб., в отдельном случае – от 500 000 руб. (если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.) (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

5. Предприятие заключает договор, при котором не нужно проводить закупочные процедуры в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Так, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на сумму менее 100 000 руб. Такое правило устанавливает пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Нужно учитывать, что при проведении закупок казенное предприятие соблюдает:

  • Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг.

Эти требования утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 и вступили в силу с 1 января 2015 года.

Кроме того, нужно иметь в виду, что с 1 января 2016 года вступят в силу:

  • Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552);
  • отдельные положения Закона № 44-ФЗ.

Какие именно положения закона начнут действовать, указано в части 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ. Так, закон вводит правила о том, как:

  • планировать закупки;
  • обосновать проведение закупок;
  • указывать идентификационный код закупки и др.

Кроме того, о правилах закупок в рамках контрактной системы см.:

  • В чем особенности проведения закупок в рамках контрактной системы;
  • Как подать (изменить, отозвать) заявку на участие в закупках по контрактной системе;
  • Как провести закупки по контрактной системе;
  • Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: конкурс и аукцион;
  • Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: иные способы закупки.

Приложение. Примерный устав муниципального казенного предприятия

Приложение

к решению Саратовской городской Думы

от 4 ноября 2003 г. N 39-360

ГАРАНТ:

См. форму устава в редакторе MS-Word

Примерный устав
муниципального казенного предприятия

Утверждаю Председатель комитета по управлению имуществом города Саратова «___»___________ 200_ г. Устав муниципального казенного предприятия города Саратова «__________________________________________________» Заместитель мэра города (по ведомственному признаку) ____________________________________________ Председатель комитета по финансам администрации г. Саратова ___________________________________ Председатель комитета по экономике и инвестиционной политике администрации г. Саратова ______________________________________ г. Саратов 200_ 1. Общие положения 1.1. Муниципальное казенное предприятие «__________________________» (далее по тексту Казенное предприятие) является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального казенного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Саратов» и закрепляется за Казенным предприятием на праве оперативного управления. Имущество Казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Казенного предприятия. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Муниципальное казенное предприятие создано _________________________ ________________________________________________________________________. (решение собственника о создании Казенного предприятия) Казенное предприятие учреждено от имени муниципального образования уполномоченным представителем собственника — комитетом по управлению имуществом города Саратова (далее по тексту Учредитель). 1.2. Полное фирменное наименование Казенного предприятия: __________ ________________________________________________________________________. Сокращенное фирменное наименование Казенного предприятия: __________ ________________________________________________________________________. 1.3. Местонахождение Казенного предприятия: ________________________ ________________________________________________________________________. 1.4. Почтовый адрес Казенного предприятия: _________________________ ________________________________________________________________________. 1.5. Казенное предприятие имеет гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе Казенного предприятия, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. 1.6. Казенное предприятие является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Казенного предприятия, а также может иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Казенное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. 1.7. Казенное предприятие по согласованию с собственником может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с действующим законодательством. Создание филиалов и открытие представительств Казенного предприятия осуществляется с соблюдением требований федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства Казенного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 1.8. Казенное предприятие имеет: а) филиалы (обособленные подразделения) ____________________________ _________________________________________________________________________ (полное наименование, индекс и почтовый адрес) б) представительства _________________________________________________________________________ (полное наименование, индекс и почтовый адрес) 1.9. Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 1.10. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование «Город Саратов» несет субсидиарную ответственность по обязательствам Казенного предприятия при недостаточности его имущества. 2. Цели, предмет и виды деятельности Казенного предприятия 2.1. Казенное предприятие создано с целью __________________________ ________________________________________________________________________. 2.2. Предметом деятельности Казенного предприятия является _________ ________________________________________________________________________. 2.3. Для достижения целей, указанных в п. 2.1 настоящего Устава, Казенное предприятие осуществляет следующие основные (по профилю Казенного предприятия) виды деятельности: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. 3. Имущество и средства Казенного предприятия 3.1. Право оперативного управления имуществом возникает у Казенного предприятия с момента передачи имущества. 3.2. Перечень (состав, количество и стоимость) муниципального имущества, закрепляемого за Казенным предприятием, утверждается распоряжением Учредителя. Стоимость имущества, закрепляемого за Казенным предприятием на праве оперативного управления при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. 3.3. Имущество Казенного предприятия формируется за счет: — имущества, закрепленного за Казенным предприятием на праве оперативного управления собственником или уполномоченным им органом; — доходов Казенного предприятия от его деятельности; — иных источников, не противоречащих законодательству. 3.4. Для выполнения своих уставных целей Казенное предприятие имеет право: 3.4.1. Для собственных нужд, в пределах утвержденной сметы, приобретать или принимать в аренду любое имущество. Для собственных нужд принимать безвозмездно любое имущество. 3.4.2. Быть участником, с согласия собственника, коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Казенное предприятие не вправе выступать учредителем, участником кредитных организаций. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями осуществляется Казенным предприятием только с согласия собственника его имущества. 3.5. Учредитель вправе изъять у Казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. 3.6. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим имуществом только с согласия Учредителя. 3.7. Казенное предприятие вправе осуществлять заимствования в форме: — кредитов по договорам с кредитными организациями; — бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетным законодательством. Казенное предприятие согласовывает с Учредителем объем и направления использования привлекаемых средств на основании соответствующего заключения комитета по экономике и инвестиционной политике администрации города. Казенное предприятие в обязательном порядке регистрирует свои заимствования у третьих лиц в комитете по финансам администрации города. Порядок осуществления заимствований Казенным предприятием определяется Саратовской городской Думой. 3.8. Казенное предприятие с согласия Учредителя, с учетом соответствующих заключений комитета по экономике и инвестиционной политике администрации города вправе совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. 3.9. Не могут совершаться Казенным предприятием без согласования с Учредителем и комитетом по экономике и инвестиционной политике администрации города крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя Казенного предприятия (директора). Признаки таких сделок определяются в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». 3.10. Казенное предприятие самостоятельно производит списание следующего муниципального имущества: — оборотных средств, инвентаря и хозяйственных принадлежностей; — основных средств (оборудования и т.д.), выработавших полный амортизационный срок согласно утвержденным общегосударственным нормам амортизации, кроме объектов недвижимости и транспортных средств. Казенное предприятие с согласия Учредителя производит списание следующего муниципального имущества: — объектов недвижимости независимо от степени износа; — транспортных средств независимо от степени износа; — основных средств, срок амортизации которых не истек и имеется остаточная балансовая стоимость, пришедших в негодность вследствие аварий, стихийных бедствий, неправильной эксплуатации, восстановительный ремонт которых невозможен или экономически нецелесообразен, и они не могут в установленном порядке быть реализованными или переданными другим предприятиям, муниципальным учреждениям. Единый порядок предоставления документов Учредителю для согласования списания основных средств утверждается Учредителем. 3.11. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в т.ч. и с согласия собственника, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены Уставом. 4. Организация деятельности Казенного предприятия 4.1. Казенное предприятие организует свою деятельность исходя из необходимости в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества Казенного предприятия. 4.2. Деятельность Казенного предприятия осуществляется в соответствии с муниципальным заказом и планом финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия, утвержденными собственником. Казенное предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, соответствующую предмету его деятельности, разрешенную собственником имущества Казенного предприятия.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

4.4. Муниципальный заказ утверждается и доводится комитетом по экономике и инвестиционной политике администрации города до Казенного предприятия в месячный срок после утверждения бюджета города на соответствующий год. 4.5. Финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа и плана финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). 4.6. Продукция, выполненные работы, услуги, производимые Казенным предприятием, на которые по действующему законодательству не применяются государственное регулирование цен (тарифов) и порядок утверждения цен и тарифов, установленный решением Саратовской городской Думы, реализуются им по ценам (тарифам), устанавливаемым постановлением мэра города или самостоятельно на договорной основе. 4.7. Комитет по экономике и инвестиционной политике администрации города и заместитель мэра города, координирующий деятельность Казенного предприятия по ведомственному признаку, осуществляют контроль за выполнением плана финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия. Казенное предприятие ежеквартально представляет комитету по экономике и инвестиционной политике администрации города и заместителю мэра города, координирующему деятельность Казенного предприятия по ведомственному признаку, бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия и о выпуске продукции (работ, услуг), произведенной в связи с осуществлением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности. 4.8. Финансирование Казенного предприятия осуществляется согласно бюджетной классификации в соответствии с видами деятельности Казенного предприятия. Финансирование Казенного предприятия производится в установленном порядке по заявкам распорядителей бюджетных ассигнований, определяемых Саратовской городской Думой. 4.9. Доходы от осуществления уставной деятельности используются Казенным предприятием на покрытие расходов по этой деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов и формирование прибыли. Казенное предприятие за счет прибыли, остающейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, формирует следующие фонды: — фонд развития; — фонд социальной поддержки. На формирование фонда социальной поддержки не может направляться более 35% прибыли Казенного предприятия. 4.10. Формы оплаты труда, размеры окладов (ставок), соотношение их размеров между отдельными категориями работников Казенного предприятия, система премирования, порядок и условия выплаты вознаграждений по итогам работы за год и другие формы материального поощрения определяются руководителем (директором) Казенного предприятия в соответствии с Положением о порядке оплаты труда работников Казенного предприятия, утверждаемым заместителем мэра города, координирующим деятельность Казенного предприятия по ведомственному признаку, по согласованию с комитетом по экономике и инвестиционной политике администрации города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *